Какое произведение положено в основу финала девятой симфонии л ван бетховена

Обновлено: 18.05.2024

Музыкальное завещание. Традиции и новаторство. Духовная связь композиторов разных времен. Художественный замысел композитора. Драматургия музыкальных образов. Симфония. Прелюдия. Камерная инструментальная музыка. Цитирование, интерпретация.

ВНИМАТЕЛЬНО ЧИТАЕМ КОНСПЕКТ, ЗАТЕМ ОТВЕЧАЕМ НА ВОПРОСЫ,

МНЕ ПРИСЛАТЬ ТОЛЬКО ОТВЕТЫ, ВОПРОСЫ ПЕРЕПИСЫВАТЬ НЕ НАДО.

Молодежь приходит в этот мир, чтобы сделать его лучше, добрее, справедливее. Ваше поколение построит новые города и дороги, напишет новые картины и новую музыку; возможно, создаст такие направления в искусстве, о которых раньше люди даже не догадывались.

Для того, чтобы построить новый дом иногда нужно снести старый…. Этот закон действует в мире материальных ценностей. Но в искусстве, новое, прогрессивное может прекрасно уживаться со старым, традиционным. Были в истории человечества периоды, когда разрушалось культурное наследие предшествующих эпох. Варвары разгромили цветущий Рим. В нашей стране – во время и после революции жгли дворянские усадьбы, взрывали и разоряли церкви. В XXI веке террористы уничтожают архитектурные и религиозные памятники на Ближнем Востоке. Это – невосполнимые культурные потери.

Существует поговорка, что всё новое – это хорошо забытое старое. Но для того, чтобы создавая новое, можно было вернуться к чему-то старому, его важно для начала просто сохранить, передать следующим поколениям максимально бережно.

В жизни каждого человека случаются моменты, когда, прикоснувшись к искусству прошлого, он вдруг ощущает магическую силу связи поколений. Дремавшие до поры до времени чувства наполняют его особыми высокими и сильными эмоциями, заставляя прислушаться и задуматься.

Одним из уникальных памятников храмового искусства является Ферапонтов монастырь, находящийся на севере Вологодской области. Здесь практически в неизменном виде сохранились фрески XV века. Особые, сосредоточенные и сдержанные эмоции пробуждают лики Христа, Богоматери, святых и апостолов. Вглядываясь в их пронзительные глаза, спокойные жесты можно услышать звучание далекой эпохи, почувствовать духовную связь прошлого с настоящим.

Особый интерес вызывало у него творчество Людвига ван Бетховена. Оба композитора родились в один день – 16 декабря. А по линии музыкального образования Щедрина можно назвать прапрапраучеником Бетховена.



Родион Константинович Щедрин (р. 1932) Людвиг ван Бетховен (1770 – 1827)

прочесть и исполнить после моей смерти.

О люди, считающие меня неприязненным, упрямым, как несправедливы вы ко мне! Вы не знаете тайной причины того, что вам мнится. Мое сердце и разум с детства склонны были к нежному чувству доброты. Я готов был даже на подвиги. Но подумайте только: шесть лет, как я страдаю неизлечимой болезнью…




С каждым годом всё больше теряя надежду на выздоровление, я стою перед длительной болезнью (излечение которой возьмёт годы или, должно быть, совершенно невозможно).

Если временами я хотел всем этим пренебречь, о, как жестоко, с какой удвоенной силой напоминал мне о горькой действительности мой поврежденный слух! И всё-таки у меня не доставало духу сказать людям: говорите громче, кричите, ведь я глух, Ах, как мог я дать заметить слабость того чувства, которое должно быть у меня совершеннее, чем у других, чувства, высшей степенью совершенства которого я обладал, как им обладают и обладали лишь немногие представители моей профессии. О, этого сделать я не в силах.

Моё несчастье для меня вдвойне мучительно потому, что мне приходится скрывать его. Я почти совсем одинок и могу появляться в обществе только в случаях крайней необходимости. Я должен жить изгнанником.

Когда же я бываю в обществе, то меня кидает в жар от страха, что моё состояние обнаружится… …Такие случаи доводили меня до отчаяния, ещё немного и я покончил бы с собою. Меня удержало только одно - искусство. Ах, мне казалось немыслимым покинуть свет раньше, чем я исполню всё, к чему я чувствовал себя призванным.

Терпение - так зовётся то, что должно стать моим руководителем. У меня оно есть… О люди, если вы когда-нибудь это прочтёте, то вспомните, что вы были ко мне несправедливы; несчастный же пусть утешится, видя собрата по несчастью, которой, не смотря на все противодействие природы, сделал всё, чтобы стать в ряды достойных артистов и людей.

Вы, братья мои… живите мирно и помогайте друг другу. Всё, что вы делали мне неприятного, как вы знаете, давно уже вам прощено. Тебе, брат Карл, особенно благодарен я за привязанность ко мне в это последнее время. Желаю вам лучшей, менее отягчённой заботами жизни, чем моя. Внушайте вашим детям добродетель. Не деньги – лишь она одна может сделать человека счастливым. Говорю по опыту. Она поддержала меня в бедствиях…

Прощайте, братья мои, любите друг друга…

…Итак, пусть свершится. С радостью спешу я навстречу смерти. - Приходи, когда хочешь: я мужественно встречу тебя. - Прощайте и не забывайте меня после смерти.

Будьте же счастливы.

6 октября 1802 года.

Произведения, вдохновлённые гением последнего венского классика, создавали и другие композиторы XXI века. Да и для самого Щедрина это – не единственный опыт подобного сочинения. На грани тысячелетий, в 1999 году композитору поступило почетное предложение – написать оркестровую Прелюдию к знаменитой 9-й симфонии Бетховена.

Очень символично, что в городе, где состоялся Нюрнбергский процесс в первые дни нового тысячелетия (!) исполнялась великая симфония Бетховена. И вместо простого вступительного слова перед её началом звучала Прелюдия русского композитора. Бетховен – безусловный гений всех времён и народов. Сохраняя огонь своей души в бессмертных творениях, композитор словно протягивает нам руку. И будущим поколениям нужно просто протянуть свою руку навстречу.

Словарь музыкальных терминов к уроку:

Интерпретация (лат. interpretatio – разъяснение, истолкование) – художественное истолкование музыкантом (певцом, инструменталистом, дирижёром или камерным ансамблем) музыкального произведения в процессе его исполнения. В широком смысле слова интерпретацией в известной степени является и словесная характеристика произведения.

В отличие от пространственных искусств (живописи, скульптуры, архитектуры) музыка, существуя в виде нотной записи, нуждается в акте воссоздания, т. е. в посредничестве исполнителя: своё реальное звучание музыкальное произведение обретает только в процессе исполнения. Нотная запись фиксирует лишь сочетание высотных и ритмических соотношений звуков; интонирование нотного текста, раскрытие художественного содержания произведения является задачей исполнителя.

Художественный замысел композитора –форма проявления художественного сознания композитора, замысел – это будущее произведение, затем следует реализованный результат творчества композитора и восприятие созданного произведения (предусматривается автором в момент сочинения). Так рождается единство творческого процесса.

У одних композиторов период вынашивания творческого замысла протекает в уме, в виде ясных слуховых и зрительных представлений и образов. Другим нужна внешняя опора, конкретные пробы, эскизы, работа за фортепиано.

Особо нужно отметить роль интуиции, которая связана с такими понятиями как догадка, чутьё, прозрение.

Художественный образ в музыке – живое, обобщённое представление о действительности, выраженное музыкальными звуками. Музыкальный образ – это вместе взятые характер, музыкально-выразительные средства, общественно-исторические условия создания произведения, особенности его построения, стиль композитора.

Музыкальные образы бывают: лирические, эпические, драматические, сказочные, комические и т. д. Пользуясь богатейшим возможностями музыкального языка, композитор создаёт музыкальный образ, в котором воплощает те или иные творческие замыслы, то или иное содержание.

Выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Когда жил великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен?

– в XVIII–XIX веках

2. Людвиг ван Бетховен – автор сонаты, которая называется:

– ссора с друзьями

4. Сколько симфоний написал Людвиг ван Бетховен?

– Сонеты У. Шекспира

– ансамбль народных инструментов

7. Выберите правильное название сочинения Р.К. Щедрина.

8. С композиторами какого века может вести творческий диалог современный композитор?

– XVIII или XIX века

– музыкальное произведение для оркестра. Как правило, оно пишется для

большого оркестра смешанного состава (симфонического)

– музыкально-драматическое произведение, основанное на синтезе слова,

сценического действия и музыки

– небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении

инструмента, написанное на стихи лирического содержания

10. Кто из композиторов является автором этих произведений? Составьте правильные пары.

\u0421\u0438\u043c\u0444\u043e\u0301\u043d\u0438\u044f \u2116 9 \u0420\u0435 \u043c\u0438\u043d\u043e\u0440, Op. 125 \u2014 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u044f\u044f \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f \u041b\u044e\u0434\u0432\u0438\u0433\u0430 \u0432\u0430\u043d \u0411\u0435\u0442\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0430 (1824). \u041e\u043d\u0430 \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u0435\u0442 \u0432 \u0441\u0435\u0431\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c Ode an die Freude (\u00ab\u041e\u0434\u044b \u043a \u0440\u0430\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u00bb), \u043f\u043e\u044d\u043c\u044b \u0424\u0440\u0438\u0434\u0440\u0438\u0445\u0430 \u0428\u0438\u043b\u043b\u0435\u0440\u0430, \u0442\u0435\u043a\u0441\u0442 \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u044f\u0435\u0442\u0441\u044f \u0441\u043e\u043b\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0438 \u0445\u043e\u0440\u043e\u043c \u0432 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435\u0434\u043d\u0435\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438. \u042d\u0442\u043e \u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0439 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u0435\u0446, \u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u0439 \u043a\u043e\u043c\u043f\u043e\u0437\u0438\u0442\u043e\u0440 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u043e\u0432\u0430\u043b \u0432 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u0438 \u0447\u0435\u043b\u043e\u0432\u0435\u0447\u0435\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441 \u0432 \u043e\u0434\u043d\u043e\u043c \u0440\u044f\u0434\u0443 \u0441 \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442\u0430\u043c\u0438.\n

\u0427\u0435\u0442\u0432\u0451\u0440\u0442\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u0438 \u2014 \u00ab\u041e\u0434\u0430 \u043a \u0440\u0430\u0434\u043e\u0441\u0442\u0438\u00bb \u2014 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u044c\u0437\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u043a\u0430\u043a \u0413\u0438\u043c\u043d \u0415\u0432\u0440\u043e\u0441\u043e\u044e\u0437\u0430 (\u0430\u0440\u0430\u043d\u0436\u0438\u0440\u043e\u0432\u043a\u0430 \u0413\u0435\u0440\u0431\u0435\u0440\u0442\u0430 \u0444\u043e\u043d \u041a\u0430\u0440\u0430\u044f\u043d\u0430).\n

\u0412\u043f\u0435\u0440\u0432\u044b\u0435 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043e\u043f\u0443\u0431\u043b\u0438\u043a\u043e\u0432\u0430\u043d\u0430 \u0441 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435\u043c, \u0437\u0432\u0443\u0447\u0430\u0449\u0435\u043c \u043d\u0430 \u043d\u0435\u043c\u0435\u0446\u043a\u043e\u043c \u044f\u0437\u044b\u043a\u0435 \u043a\u0430\u043a Sinfonie mit Schlusschor \u00fcber Schillers Ode \u00abAn die Freude\u00bb f\u00fcr gro\u00dfes Orchester, 4 Solo und 4 Chorstimmen componiert und seiner Majest\u00e4t dem K\u00f6nig von Preu\u00dfen Friedrich Wilhelm III in tiefster Ehrfurcht zugeeignet von Ludwig van Beethoven, 125tes Werk; \u043e\u0434\u043d\u0430\u043a\u043e, \u0435\u0451 \u0431\u043e\u043b\u0435\u0435 \u043e\u0431\u0449\u0435\u0435, \u043e\u0444\u0438\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0435 \u043d\u0430\u0437\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u044d\u0442\u043e \u0421\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f No. 9 \u0432 D minor, Op. 125. \u0422\u0430\u043a\u0436\u0435 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044e \u043d\u0430\u0437\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u00ab\u0425\u043e\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439\u00bb.\n

\u0414\u0435\u0432\u044f\u0442\u0430\u044f \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f \u2014 \u043e\u0434\u043d\u043e \u0438\u0437 \u0441\u0430\u043c\u044b\u0445 \u0432\u044b\u0434\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445\u0441\u044f \u0442\u0432\u043e\u0440\u0435\u043d\u0438\u0439 \u0432 \u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u0438 \u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u043e\u0439 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u043a\u0443\u043b\u044c\u0442\u0443\u0440\u044b. \u041f\u043e \u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u044e \u0438\u0434\u0435\u0438 \u0438 \u0433\u043b\u0443\u0431\u0438\u043d\u0435 \u0435\u0451 \u044d\u0442\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e \u0441\u043e\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u044f, \u043f\u043e \u0448\u0438\u0440\u043e\u0442\u0435 \u0437\u0430\u043c\u044b\u0441\u043b\u0430 \u0438 \u043c\u043e\u0449\u043d\u043e\u0439 \u0434\u0438\u043d\u0430\u043c\u0438\u043a\u0435 \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432 \u0414\u0435\u0432\u044f\u0442\u0430\u044f \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0435\u0432\u043e\u0441\u0445\u043e\u0434\u0438\u0442 \u0432\u0441\u0451 \u0441\u043e\u0437\u0434\u0430\u043d\u043d\u043e\u0435 \u0441\u0430\u043c\u0438\u043c \u0436\u0435 \u0411\u0435\u0442\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u043e\u043c.\n

\u041f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0433\u0440\u0430\u0435\u0442 \u0437\u0430\u043c\u0435\u0442\u043d\u0443\u044e \u0440\u043e\u043b\u044c \u0438 \u0432 \u0441\u043e\u0432\u0440\u0435\u043c\u0435\u043d\u043d\u043e\u043c \u043e\u0431\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u0435.

\u0411\u0435\u0442\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b \u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0443 \u043d\u0430\u0434 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435\u043c \u0432 1822 \u0433\u043e\u0434\u0443 \u0438 2 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u0441\u043f\u0443\u0441\u0442\u044f \u0437\u0430\u043a\u043e\u043d\u0447\u0438\u043b \u0435\u0451. \u0412\u043f\u0440\u043e\u0447\u0435\u043c, \u0442\u0435\u043c\u0430 \u0432\u0442\u043e\u0440\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0431\u044b\u043b\u0430 \u043d\u0430\u043f\u0438\u0441\u0430\u043d\u0430 \u0435\u0449\u0451 \u0432 1815 \u0433\u043e\u0434\u0443. \u041f\u0440\u0435\u043c\u044c\u0435\u0440\u0430 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u0438 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043b\u0430\u0441\u044c \u0432\u0441\u043a\u043e\u0440\u0435 \u043f\u043e\u0441\u043b\u0435 \u0435\u0451 \u0437\u0430\u0432\u0435\u0440\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f \u0432 \u0412\u0435\u043d\u0435[2]

\u0421\u043e\u0441\u0442\u0430\u0432 \u043e\u0440\u043a\u0435\u0441\u0442\u0440\u0430\n

\u0414\u0435\u0440\u0435\u0432\u044f\u043d\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u044b\u0435\n

\u0424\u043b\u0435\u0439\u0442\u0430 \u043f\u0438\u043a\u043a\u043e\u043b\u043e\n

2 \u0444\u043b\u0435\u0439\u0442\u044b\n

2 \u0433\u043e\u0431\u043e\u044f\n

2 \u043a\u043b\u0430\u0440\u043d\u0435\u0442\u0430 (B)\n

2 \u0444\u0430\u0433\u043e\u0442\u0430\n

\u041a\u043e\u043d\u0442\u0440\u0430\u0444\u0430\u0433\u043e\u0442 (\u0442\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0432 \u0447\u0435\u0442\u0432\u0451\u0440\u0442\u043e\u0439 \u0447\u0430\u0441\u0442\u0438)\n

\u041c\u0435\u0434\u043d\u044b\u0435 \u0434\u0443\u0445\u043e\u0432\u044b\u0435\n

4 \u0432\u0430\u043b\u0442\u043e\u0440\u043d\u044b (D, B-basso, B, Es)\n

2 \u0442\u0440\u0443\u0431\u044b (D, B)\n

3 \u0442\u0440\u043e\u043c\u0431\u043e\u043d\u0430\n

\u0411\u043e\u043b\u044c\u0448\u043e\u0439 \u0431\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u043d\n

I \u0438 II \u0441\u043a\u0440\u0438\u043f\u043a\u0438\n

\u0412\u043e\u043a\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0430\u0440\u0442\u0438\u0438\n

\u0421\u043e\u043f\u0440\u0430\u043d\u043e (\u0441\u043e\u043b\u043e)\n

\u041a\u043e\u043d\u0442\u0440\u0430\u043b\u044c\u0442\u043e (\u0441\u043e\u043b\u043e)\n

\u0422\u0435\u043d\u043e\u0440 (\u0441\u043e\u043b\u043e)\n

\u0411\u0430\u0440\u0438\u0442\u043e\u043d (\u0441\u043e\u043b\u043e)\n

\u0421\u043c\u0435\u0448\u0430\u043d\u043d\u044b\u0439 \u0445\u043e\u0440\n

Allegro ma non troppo, un poco maestoso\n

Molto vivace\n

Adagio molto e cantabile\n

Presto (\u0441 \u0445\u043e\u0440\u043e\u043c)\n

\u041b. \u041d. \u0422\u043e\u043b\u0441\u0442\u043e\u0439 \u0432 \u0441\u0432\u043e\u0451\u043c \u044d\u0441\u0441\u0435 \u00ab\u0427\u0442\u043e \u0442\u0430\u043a\u043e\u0435 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u043e?\u00bb \u043e\u0442\u0440\u0438\u0446\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u0442\u043e\u0437\u0432\u0430\u043b\u0441\u044f \u043e \u0414\u0435\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u0438:\n

\u00ab[\u0414\u0435\u0432\u044f\u0442\u0430\u044f] \u0441\u0438\u043c\u0444\u043e\u043d\u0438\u044f \u0411\u0435\u0442\u0445\u043e\u0432\u0435\u043d\u0430 \u043d\u0435 \u0445\u043e\u0440\u043e\u0448\u0435\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0438\u0437\u0432\u0435\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u0441\u043a\u0443\u0441\u0441\u0442\u0432\u0430\u00bb[3].

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Именно с этого произведения великого немца началась странная череда смертей композиторов.
В прошлом году исполнилось 190 лет со дня написания Людвигом ван Бетховеном своей знаменитой Девятой симфонии. За столь длительное время это произведение было изучено традиционным музыкознанием, что называется, вдоль и поперек.

Более того, Девятая симфонии Бетховена настолько сильно повлияла на всю человеческую культуру в целом, что это влияние сказывается до сих пор.

Так, например, считается, что разработчики компакт-диска рассчитывали его объем так, чтобы на нем полностью поместилась Девятая симфония как самое длинное классическое музыкальное произведение на тот момент в мире, длящаяся около 74 минут.

И все же при условии того, что о Девятой симфонии Бетховена известно уже, казалось бы, практически все, есть одна вещь, которая до сих пор является загадкой: именно с этого произведения великого немца началась странная череда смертей композиторов после написания своих Девятых симфоний. Либо, если смерть наступала не сразу после девятых симфоний, до десятой композитор уже не добирался. Бетховен был, как нетрудно догадаться, первым.

Над Девятой симфонией великий немецкий композитор работал более двенадцати лет, она стала его последним завершенным произведением. Оно занимало более двухсот нотных страниц и впервые прозвучало на публике в 1824 году. Через три года композитор умер.

Впрочем, известно, что Бетховен явно не желал ограничиваться девятью симфониями и в последние годы жизни начал писать очередную – Десятую. Но, увы, так и не смог реализовать свой замысел. Путь дальше был закрыт. И, как оказалось, не только для него.

Считается, что впервые о проклятии девятой симфонии написал Арнольд Шенберг. В своих умозаключениях он опирался на более раннее исследование этого вопроса Густавом Малером, который считал, что цифра 9 является поистине роковой, неким “таинственным пределом”, преодолеть который для композиторов-симфонистов невозможно.

Так в чем же дело? Что такое число 9 для композиторов? Случайные совпадения или нечто большее?

Девять симфоний оказалось в активе и широко известного в первой половине XIX века немецкого композитора Людвига Шпора.

Что же касается других композиторов позапрошлого столетия, то они, как правило, обращались к данному жанру значительно реже. Так, Берлиоз, Шуман и Брамс написали по четыре симфонии, Мендельсон и Сен-Санс – по пять.

Вплотную к мистическому рубежу подошли Чайковский (шесть симфоний и программная симфония “Манфред”), а также основоположник датского симфонизма Нильс Гаде (восемь симфоний).

Но вот ближе к концу XIX века состоялось очередное повторение бетховенского “рекорда” – в 1893 году свою Девятую симфонию завершил Антонин Дворжак. Как и “подобает” Девятой симфонии, она заняла особое место в творчестве этого композитора, качественно отличаясь от всех предшествовавших симфонических опусов. Казалось бы, открываются новые возможности.

Но ни одной симфонии Дворжак больше не написал, хотя его творческая активность продолжалась еще свыше десяти лет. Словно нечто незримое стояло на страже “заколдованного” рубежа. Именно после его Девятой симфонии никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение.

В полной мере это ощутил на себе крупнейший австрийский симфонист второй половины века Антон Брукнер. Хотя кому-то может показаться, что к нему это проклятие уже явно не относится. Ведь в различных справочных изданиях указывают, что композитором написано одиннадцать (!) симфоний. Однако нельзя забывать о том, что два своих первых образца в данном жанре сам Брукнер рассматривал как ученические опыты и полноценными симфониями их не считал и даже не дал им самостоятельных порядковых номеров.

Таким образом, последняя симфония Брукнера оказалась опять же Девятой. Композитор писал это сочинение, будучи уже тяжело больным, осознавая, что оно станет для него последним. Так и получилось, причем Брукнер даже не успел завершить весь задуманный им симфонический цикл, закончив лишь три из четырех частей. Неслучайным поэтому выглядит и посвящение этой симфонии “Господу Богу моему”.

В несколько похожей ситуации, но уже в начале ХХ столетия, оказался и ученик Брукнера Густав Малер. Он также был неизлечимо болен, однако все же ему удалось завершить свою Девятую симфонию. Ее основной мыслью стало прощание с жизнью.

Но композитор решил заглянуть и дальше. В последнее лето своей жизни он приступил к созданию очередной – Десятой симфонии, идейно близкой Девятой. Но написать это произведение ему так и не было суждено, остались лишь общий план симфонии и более или менее развернутые наброски, позволяющие в той или иной степени реконструировать первую и третью части.

Причем пометки автора в рукописи третьей части, имеющей подзаголовок “Чистилище”, напрямую связаны с представлением о страдании и смерти, воспроизводя, в частности, последние, согласно Евангелию от Матфея, слова распятого Христа. Композитор словно осознавал, что, создавая эту симфонию, он отправляется в свой последний путь.

Современники Малера – композиторы разных национальных школ первой четверти ХХ века – лишь приближались к опасной черте.

Датчанин Карл Нильсен написал шесть симфоний, американец Чарльз Айвз – семь, финн Ян Сибелиус – тоже семь и программную симфонию “Куллерво”. Наконец, Александр Глазунов, создав восемь симфоний, начал в 1910 году писать девятую, но бросил, видимо, почуяв недоброе.

Единственным исключением из общего правила оказался Николай Мясковский, которому в 1927 году формально удалось “побить” бетховенский рекорд.

Однако вызвано это было, по всей вероятности, принципиально иным подходом к жанру симфонии, заметно отличавшимся от того отношения к нему, которое стало доминирующим именно начиная с Бетховена. Для Мясковского – автора 27 симфоний – сам этот жанр не был чем-то особенным, а представлял собой обычную, естественную форму музыкального высказывания, в чем-то даже обыденную, подобно тому, как это было в добетховенскую эпоху.

К тому же далеко не все симфонии Мясковского равноценны. И более того, после грандиозной Шестой симфонии ему лишь иногда удавалось достигать подобного уровня философского обобщения и силы эмоционального воздействия на слушателей. Для других же композиторов мистический рубеж все еще продолжал сохранять свою силу.

На почтительном расстоянии от цифры 9 остановились крупнейшие симфонисты второй четверти ХХ столетия – Артур Онеггер (пять симфоний), Пауль Хиндемит (шесть симфоний) и Сергей Прокофьев (семь симфоний).

И все-таки этот рубеж был преодолен. И сделал это Дмитрий Шостакович. Причем сделал это весьма своеобразно. В каком-то смысле ему удалось обмануть судьбу. Ведь Девятой симфонией должна была стать торжественная, монументальная композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Со слов композитора известно, что именно над таким произведением он работал в 1945 году. Случись так, оно вполне могло стать его последней симфонией.

Однако совершенно неожиданно в том же году под номером 9 увидела свет камерная симфония неоклассицистского толка – сама по себе крайне интересная, но отнюдь не эпохальная.

Следующей же симфонии пришлось ждать восемь лет. Композитор выдерживал длительную паузу. Вероятно, подсознательно он понимал всю ответственность перехода через незримый, но реально существовавший рубеж. И, наверное, не случайно композитор принял решение перейти его в 1953 году, т.е. в то время, когда завершилась целая эпоха в жизни советской страны.

Открывались новые горизонты, и уже можно было выступать с новой, Десятой симфонией – полной драматизма монументальной пятичастной композицией, сумрачной и печальной поначалу, но с оптимистическим, жизнеутверждающим итогом. Симфонией, где отчетливо слышна “подпись” автора – знаменитая тема-монограмма DSCH, которая, возможно, и стала мистическим знаком, защитившим того, кто решил заглянуть за предел девяти симфоний.

Но проклятие все-таки настигло и Шостаковича: Девятая симфония с ее ерническим колоритом вызвала резкое недовольство Сталина, за которым последовали крупные неприятности в жизни и карьере Шостаковича на рубеже 40-50-х годов.

Однако после этого предпринятого Шостаковичем смелого шага композиторам- симфонистам как будто стало гораздо легче. Казалось, что они уже, не опасаясь, стали преодолевать некогда запретный рубеж. К примеру, Дариус Мийо (двенадцать симфоний), Эдуард Тубин (десять симфоний плюс одна неоконченная). Мечислав Вайнберг (двадцать симфоний). Сравнительно недавно свою десятую симфонию “Круги ада” (по Данте) создал Сергей Слонимский.

Но… Проклятие никуда не исчезло. В настоящее время вспоминающие о Проклятии девятой симфонии приводят целый ряд композиторов ХХ века, чье симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имен – Ральф Воан Уильямс, Малколм Арнольд, Курт Аттерберг, Роджер Сешенс. Александр Глазунов во второй половине 1900-х годов начал работу над своей девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив еще два с половиной десятилетия.

Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего ее непосредственно перед смертью. Он не успел ее закончить, а его друг Николай Кондорф, собиравшийся закончить дело мастера, вскоре умер.

Так в чем же дело? Что это за таинственная цифра такая – девятка? В нумерологии 9 – символ постоянства и цикличности, т.к. любое кратное девятке число при приведении его к единичному разряду дает в сумме девятку (18, 27, 36, и т.д.), т.е. вновь дает самое себя. Число 9, как оно использовано в Библии, есть символ законченности или суда. Так же эта цифра означает перерождение.

Принято считать, что, поднимаясь в своем развитии по ступеням, дух проходит девять уровней. Вобрав в себя опыт каждой из них, он возвращается на Землю по собственному желанию. Дух перерождается на различных планетах Солнечной системы, чтобы накопить необходимый опыт, – и через девять месяцев рождается человек. Таково послание значений девятки – этап за этапом, уровень за уровнем.

Девятка олицетворяет собой выбор духа, который преодолел суетность мелких человеческих стремлений на физическом уровне. Осуществив выбор, дух получает возможность работать на глобальном уровне и быть максимально полезным.

Возможно, композитор, написавший девять симфоний, познал музыку как порыв души, а не как сложение звуков. Можно сказать, что душа композитора обретает музыкальное “просветление” и тогда, завершив свою миссию на Земле, уходит на небо, чтобы набраться сил и возродиться в новом таланте.

Впрочем, некоторые исследователи аномального утверждают, что все дело в самом Бетховене, в этом таинственном и мистическом человеке. Якобы он и запрограммировал всех остальных талантливых композиторов на то, чтобы никто не смог преодолеть его, бетховенский, рубеж.

Людвиг ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен

Именно с этого произведения великого немца началась странная череда смертей композиторов.
В прошлом году исполнилось 190 лет со дня написания Людвигом ван Бетховеном своей знаменитой Девятой симфонии. За столь длительное время это произведение было изучено традиционным музыкознанием, что называется, вдоль и поперек.

Более того, Девятая симфонии Бетховена настолько сильно повлияла на всю человеческую культуру в целом, что это влияние сказывается до сих пор.

Так, например, считается, что разработчики компакт-диска рассчитывали его объем так, чтобы на нем полностью поместилась Девятая симфония как самое длинное классическое музыкальное произведение на тот момент в мире, длящаяся около 74 минут.

И все же при условии того, что о Девятой симфонии Бетховена известно уже, казалось бы, практически все, есть одна вещь, которая до сих пор является загадкой: именно с этого произведения великого немца началась странная череда смертей композиторов после написания своих Девятых симфоний. Либо, если смерть наступала не сразу после девятых симфоний, до десятой композитор уже не добирался. Бетховен был, как нетрудно догадаться, первым.

Над Девятой симфонией великий немецкий композитор работал более двенадцати лет, она стала его последним завершенным произведением. Оно занимало более двухсот нотных страниц и впервые прозвучало на публике в 1824 году. Через три года композитор умер.

Впрочем, известно, что Бетховен явно не желал ограничиваться девятью симфониями и в последние годы жизни начал писать очередную – Десятую. Но, увы, так и не смог реализовать свой замысел. Путь дальше был закрыт. И, как оказалось, не только для него.

Считается, что впервые о проклятии девятой симфонии написал Арнольд Шенберг. В своих умозаключениях он опирался на более раннее исследование этого вопроса Густавом Малером, который считал, что цифра 9 является поистине роковой, неким “таинственным пределом”, преодолеть который для композиторов-симфонистов невозможно.

Так в чем же дело? Что такое число 9 для композиторов? Случайные совпадения или нечто большее?

Девять симфоний оказалось в активе и широко известного в первой половине XIX века немецкого композитора Людвига Шпора.

Что же касается других композиторов позапрошлого столетия, то они, как правило, обращались к данному жанру значительно реже. Так, Берлиоз, Шуман и Брамс написали по четыре симфонии, Мендельсон и Сен-Санс – по пять.

Вплотную к мистическому рубежу подошли Чайковский (шесть симфоний и программная симфония “Манфред”), а также основоположник датского симфонизма Нильс Гаде (восемь симфоний).

Но вот ближе к концу XIX века состоялось очередное повторение бетховенского “рекорда” – в 1893 году свою Девятую симфонию завершил Антонин Дворжак. Как и “подобает” Девятой симфонии, она заняла особое место в творчестве этого композитора, качественно отличаясь от всех предшествовавших симфонических опусов. Казалось бы, открываются новые возможности.

Но ни одной симфонии Дворжак больше не написал, хотя его творческая активность продолжалась еще свыше десяти лет. Словно нечто незримое стояло на страже “заколдованного” рубежа. Именно после его Девятой симфонии никто из композиторов очень долгое время не мог написать свыше девяти симфоний, то есть превзойти бетховенское достижение.

В полной мере это ощутил на себе крупнейший австрийский симфонист второй половины века Антон Брукнер. Хотя кому-то может показаться, что к нему это проклятие уже явно не относится. Ведь в различных справочных изданиях указывают, что композитором написано одиннадцать (!) симфоний. Однако нельзя забывать о том, что два своих первых образца в данном жанре сам Брукнер рассматривал как ученические опыты и полноценными симфониями их не считал и даже не дал им самостоятельных порядковых номеров.

Таким образом, последняя симфония Брукнера оказалась опять же Девятой. Композитор писал это сочинение, будучи уже тяжело больным, осознавая, что оно станет для него последним. Так и получилось, причем Брукнер даже не успел завершить весь задуманный им симфонический цикл, закончив лишь три из четырех частей. Неслучайным поэтому выглядит и посвящение этой симфонии “Господу Богу моему”.

В несколько похожей ситуации, но уже в начале ХХ столетия, оказался и ученик Брукнера Густав Малер. Он также был неизлечимо болен, однако все же ему удалось завершить свою Девятую симфонию. Ее основной мыслью стало прощание с жизнью.

Но композитор решил заглянуть и дальше. В последнее лето своей жизни он приступил к созданию очередной – Десятой симфонии, идейно близкой Девятой. Но написать это произведение ему так и не было суждено, остались лишь общий план симфонии и более или менее развернутые наброски, позволяющие в той или иной степени реконструировать первую и третью части.

Причем пометки автора в рукописи третьей части, имеющей подзаголовок “Чистилище”, напрямую связаны с представлением о страдании и смерти, воспроизводя, в частности, последние, согласно Евангелию от Матфея, слова распятого Христа. Композитор словно осознавал, что, создавая эту симфонию, он отправляется в свой последний путь.

Современники Малера – композиторы разных национальных школ первой четверти ХХ века – лишь приближались к опасной черте.

Датчанин Карл Нильсен написал шесть симфоний, американец Чарльз Айвз – семь, финн Ян Сибелиус – тоже семь и программную симфонию “Куллерво”. Наконец, Александр Глазунов, создав восемь симфоний, начал в 1910 году писать девятую, но бросил, видимо, почуяв недоброе.

Единственным исключением из общего правила оказался Николай Мясковский, которому в 1927 году формально удалось “побить” бетховенский рекорд.

Однако вызвано это было, по всей вероятности, принципиально иным подходом к жанру симфонии, заметно отличавшимся от того отношения к нему, которое стало доминирующим именно начиная с Бетховена. Для Мясковского – автора 27 симфоний – сам этот жанр не был чем-то особенным, а представлял собой обычную, естественную форму музыкального высказывания, в чем-то даже обыденную, подобно тому, как это было в добетховенскую эпоху.

К тому же далеко не все симфонии Мясковского равноценны. И более того, после грандиозной Шестой симфонии ему лишь иногда удавалось достигать подобного уровня философского обобщения и силы эмоционального воздействия на слушателей. Для других же композиторов мистический рубеж все еще продолжал сохранять свою силу.

На почтительном расстоянии от цифры 9 остановились крупнейшие симфонисты второй четверти ХХ столетия – Артур Онеггер (пять симфоний), Пауль Хиндемит (шесть симфоний) и Сергей Прокофьев (семь симфоний).

И все-таки этот рубеж был преодолен. И сделал это Дмитрий Шостакович. Причем сделал это весьма своеобразно. В каком-то смысле ему удалось обмануть судьбу. Ведь Девятой симфонией должна была стать торжественная, монументальная композиция, посвященная Победе в Великой Отечественной войне. Со слов композитора известно, что именно над таким произведением он работал в 1945 году. Случись так, оно вполне могло стать его последней симфонией.

Однако совершенно неожиданно в том же году под номером 9 увидела свет камерная симфония неоклассицистского толка – сама по себе крайне интересная, но отнюдь не эпохальная.

Следующей же симфонии пришлось ждать восемь лет. Композитор выдерживал длительную паузу. Вероятно, подсознательно он понимал всю ответственность перехода через незримый, но реально существовавший рубеж. И, наверное, не случайно композитор принял решение перейти его в 1953 году, т.е. в то время, когда завершилась целая эпоха в жизни советской страны.

Открывались новые горизонты, и уже можно было выступать с новой, Десятой симфонией – полной драматизма монументальной пятичастной композицией, сумрачной и печальной поначалу, но с оптимистическим, жизнеутверждающим итогом. Симфонией, где отчетливо слышна “подпись” автора – знаменитая тема-монограмма DSCH, которая, возможно, и стала мистическим знаком, защитившим того, кто решил заглянуть за предел девяти симфоний.

Но проклятие все-таки настигло и Шостаковича: Девятая симфония с ее ерническим колоритом вызвала резкое недовольство Сталина, за которым последовали крупные неприятности в жизни и карьере Шостаковича на рубеже 40-50-х годов.

Однако после этого предпринятого Шостаковичем смелого шага композиторам- симфонистам как будто стало гораздо легче. Казалось, что они уже, не опасаясь, стали преодолевать некогда запретный рубеж. К примеру, Дариус Мийо (двенадцать симфоний), Эдуард Тубин (десять симфоний плюс одна неоконченная). Мечислав Вайнберг (двадцать симфоний). Сравнительно недавно свою десятую симфонию “Круги ада” (по Данте) создал Сергей Слонимский.

Но… Проклятие никуда не исчезло. В настоящее время вспоминающие о Проклятии девятой симфонии приводят целый ряд композиторов ХХ века, чье симфоническое творчество остановилось на девятой симфонии. Наиболее значительные среди этих имен – Ральф Воан Уильямс, Малколм Арнольд, Курт Аттерберг, Роджер Сешенс. Александр Глазунов во второй половине 1900-х годов начал работу над своей девятой симфонией, но отложил по завершении первой части и более к замыслу не возвращался, прожив еще два с половиной десятилетия.

Девятая симфония стала последней и для Альфреда Шнитке, писавшего ее непосредственно перед смертью. Он не успел ее закончить, а его друг Николай Кондорф, собиравшийся закончить дело мастера, вскоре умер.

Так в чем же дело? Что это за таинственная цифра такая – девятка? В нумерологии 9 – символ постоянства и цикличности, т.к. любое кратное девятке число при приведении его к единичному разряду дает в сумме девятку (18, 27, 36, и т.д.), т.е. вновь дает самое себя. Число 9, как оно использовано в Библии, есть символ законченности или суда. Так же эта цифра означает перерождение.

Принято считать, что, поднимаясь в своем развитии по ступеням, дух проходит девять уровней. Вобрав в себя опыт каждой из них, он возвращается на Землю по собственному желанию. Дух перерождается на различных планетах Солнечной системы, чтобы накопить необходимый опыт, – и через девять месяцев рождается человек. Таково послание значений девятки – этап за этапом, уровень за уровнем.

Девятка олицетворяет собой выбор духа, который преодолел суетность мелких человеческих стремлений на физическом уровне. Осуществив выбор, дух получает возможность работать на глобальном уровне и быть максимально полезным.

Возможно, композитор, написавший девять симфоний, познал музыку как порыв души, а не как сложение звуков. Можно сказать, что душа композитора обретает музыкальное “просветление” и тогда, завершив свою миссию на Земле, уходит на небо, чтобы набраться сил и возродиться в новом таланте.

Впрочем, некоторые исследователи аномального утверждают, что все дело в самом Бетховене, в этом таинственном и мистическом человеке. Якобы он и запрограммировал всех остальных талантливых композиторов на то, чтобы никто не смог преодолеть его, бетховенский, рубеж.

Читайте также: