Какое процессуальное положение занимает прокурор в гражданском и арбитражном процессе

Обновлено: 04.07.2024

Основания и цели участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах. Правовое положение и значение прокурора в данных процессах. Определение форм участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах, его компетенция, основные права и обязанности.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.11.2010
Размер файла 17,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вопросы о полномочиях прокурора в гражданском и арбитражном процессах является одним из самых дискуссионных в юридической науке. Особенно актуальным его разрешение представлялось в период разработки нового процессуального законодательства Российской Федерации. Однако и после принятия Гражданского процессуального кодекса РФ, арбитражного процессуального кодекса данный вопрос во многом остается открытым, поскольку законодатель закрепил компромиссный вариант участия прокурора в процессах, необходимо теоретическое осмысление введенных новелл.

В связи с этим актуальность научных исследований в данной области правоотношений очевидна.

Объектом данного исследования является совокупность общественных отношений, возникающих по поводу участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах. Предметом же является правовой институт участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах.

Целью данного исследования является анализ правового института участия прокурора в гражданском процессе и арбитражном процессах.

Для достижения данной цели автором были поставлены следующие задачи:

- определение оснований и целей участия прокурора в гражданском и арбитражном процессах процессе;

- выявление правового положения прокурора в гражданском и арбитражном процессах;

- определение форм участия прокурора в гражданском процессе и арбитражном процессах;

Задачи исследования определяют его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка.

Автор в исследовании использовал как общенаучные, так и частнонаучные методы познания.

В рамках общенаучных методов исследование базировалось на методах анализа, синтеза, индукции, дедукции и классификации.

Среди частнонаучных методов исследования в настоящем исследовании ведущее место отводится методу сравнительного правоведения, то есть анализа правовых норм по отдельности и далее в их совокупности с другими, а также используются методы комплексного анализа, системного подхода и формально-логического толкования норм закона.

Таким образом, представленный реферат является комплексным анализом института полномочий прокурора в гражданском процессе и арбитражном процессах России.

1. Полномочия прокурора в рассмотрении гражданских дел

Принятый Государственной Думой Федерального Собрания РФ Гражданский процессуальный кодекс РФ вступил в силу в полном объеме с 01.02.2003 г.

Данным Кодексом, по сравнению с нормами ГПК РСФСР, в статус прокурора в гражданском судопроизводстве внесены существенные изменения, определяющие правовое положение прокурора в процессуальных правоотношениях.

Законом предусмотрены две процессуальные формы, в рамках которых прокурор осуществляет возложенные на него полномочия: обращение в суд с исковым заявлением (заявлением) в интересах указанных в ч. 1 ст. 45 ГПК РФ лиц и вступление в процесс для дачи заключения по делам, категория которых прямо определена ГПК РФ, а также другими федеральными законами. Одновременно данные формы участия прокурора в гражданском процессе являются законодательно определенными средствами защиты интересов граждан, общества, государства в случае установления прокурором фактов их реального нарушения.

Второй формой участия прокурора в гражданском процессе выступает вступление в дело для дачи заключения, которое является исполнением публично-правовой обязанности по государственной оценке разрешаемого судом дела. Категории гражданских дел, по которым прокурор дает заключение, определены исчерпывающим образом. Новеллой ГПК РФ является указание о том, что участие в деле с целью дачи заключения должно быть предусмотрено федеральным законом.

В настоящее время законодатель определил следующие категории дел, рассматриваемых федеральными судами общей юрисдикции с участием прокурора:

1) о восстановлении на работе;

3) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью;

4) об оспаривании нормативных правовых актов;

5) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;

6) об усыновлении (удочерении) и его отмене;

7) о признании гражданина безвестно отсутствующим и объявлении умершим;

8) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иным доходом;

9) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным;

10) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и о продлении срока принудительной госпитализации гражданина, страдающего психическим расстройством;

11) о лишении родительских прав и о восстановлении в родительских правах;

12) об ограничении родительских прав.

На решение и определение федерального суда, принятые по первой инстанции, прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление по основаниям, установленным ст. 362 ГПК РФ. Прокурор, принесший соответствующее представление, вправе его отозвать. Прокурор, принесший кассационное представление, вправе выступить в его поддержку в суде кассационной инстанции.

Генеральный прокурор РФ и его заместители, прокуроры субъектов РФ вправе обращаться в суд надзорной инстанции с представлением об отмене или изменении вступивших в законную силу судебных постановлений в течение одного года со дня вступления их в силу. Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в надзорном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.

Практика участия прокуроров в гражданском судопроизводстве в Ростовской области и взаимодействия прокуратуры с судами подтверждает социальную и правовую ценность обеспечения органами прокуратуры защиты и охраны трудовых прав граждан гражданско-процессуальными средствами. Вмешательство прокуратуры на различных стадиях разрешения спора судом позволяет эффективно защитить нарушенные права и свободы и выступает в настоящее время одной из основополагающих юридических гарантий реализации самих субъективных прав.

Защита прокурором прав граждан, государственных и общественных интересов посредством использования полномочий, предоставленных гражданско-процессуальным законом, на современном этапе явно не исчерпала своего потенциала. Такой вывод основан на данных правовой статистики и реальном авторитете в общественном правосознании фигуры прокурора, участвующего в гражданских делах во всех судебных инстанциях. Более того, представляется верной оценка участия прокуратуры в разрешении гражданских дел судами общей юрисдикции как исторической особенности отечественной правовой системы, способствующей, а не препятствующей развитию реальной состязательности и равноправия сторон в гражданском судопроизводстве.

Использование прокурором всего объема полномочий, предусмотренных ГПК РФ, должно служить эффективным правовым средством защиты и восстановления законных интересов граждан, общества и государства.

2. Полномочия прокурора в рассмотрении дел арбитражными судами

Участие прокуроров в арбитражном процессе является действенным средством укрепления законности и предупреждения правонарушений в экономической сфере, защиты государственных и общественных интересов. Полномочия прокурора по участию в арбитражном процессе предусмотрены ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ, согласно которой прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных указанными выше органами, а также государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями; юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

- с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной выше перечисленными органами. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ, "Российская газета", N 137, 27.07.2002 г.

Прокурор наделен полномочиями на обжалование в апелляционном и кассационном порядке незаконных и необоснованных судебных решений.

Арбитражным процессуальным кодексом РФ установлено, что производство по делам о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возбуждается на основании заявлений уполномоченных органов и должностных лиц.

Полномочия прокурора на возбуждение производств по делу об административном правонарушении закреплены в ст. 25.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Кроме того, прокурор вправе приносить протест на постановление по делу независимо от участия в деле, а также имеет право в порядке надзора опротестовать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении.

Правовой статус прокурора в арбитражном процессе имеет свои особенности.

С одной стороны, согласно ст. 40 АПК РФ, прокурор, обратившийся в арбитражный суд в случаях, предусмотренных арбитражным процессуальным законодательством, признается лицом, участвующим в деле. На него распространяются все права и обязанности участвующих в деле лиц:

* право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы;

* право представлять доказательства, ходатайства, свои доводы и соображения по всем возникающим в ходе арбитражного процесса вопросам, возражать против доводов и соображений других лиц и т.д. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ, "Российская газета", N 137, 27.07.2002 г.

Закон выделяет две формы участия прокурора в арбитражном судопроизводстве: "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ, "Российская газета", N 137, 27.07.2002 г.

1) инициирование возбуждения производства по делу путем подачи иска или заявления в защиту прав граждан и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

2) вступление в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Основной формой обращения в арбитражный суд выступает исковое заявление. По делам об установлении юридических фактов и по делам, вытекающим из публично - правовых отношений, предусматривается подача заявлений, в том числе прокурором.

В целях реального исполнения решений судов, минимизации материального и иного ущерба, причиняемого правонарушениями, прокуроры ставят перед судом вопрос о применении мер по обеспечению иска. Прокурор, убедившись в несостоятельности иска, вправе изменить иск или отказаться от него. Дальнейшая судьба дела зависит от волеизъявления истца, в интересах которого производство возбуждено: о вправе настаивать на рассмотрении дела по существу. "Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ, "Российская газета", N 137, 27.07.2002 г.

Прокуратура - исторически сформированный орган универсального правового надзора, который непосредственно вовлечен в сферу разрешения судами дел, вытекающих из публичных правоотношений, и тем самым может рассматриваться как функциональная часть административной юстиции России.

На современном этапе наиболее эффективным средством воздействия прокуратуры на процесс нормотворчества и правореализации выступает обращение с заявлением в суд в защиту интересов определенных лиц либо публичного интереса. Данное полномочие предполагает единство выявления противоречащих закону и иным правовым нормам актов представительных и исполнительных органов публичной власти и оспаривания их в суде (как следствие такого выявления).

Особое место прокурора в рамках системы судебного нормоконтроля как функции административной юстиции в России обусловлено тем, что в ходе судебного разбирательства прокурор не обязан, в отличие от иных субъектов процесса, доказывать наличие фактического нарушения чьих-либо прав и свобод, поскольку обращение в суд вызвано защитой публичного, не персонифицированного интереса.

В заключение следует отметить, что прокуратуре отводится одна из ключевых ролей в сфере гражданского и арбитражного процесса, о чем свидетельствуют приведенные процессуальные нормы. Участие прокурора в российском гражданском судопроизводстве может быть признано его качественной характеристикой, составной частью данного института. Эффективность функционирования судопроизводства в Российской Федерации обусловлена адекватным реагированием прокуратуры на спорные ситуации в динамике публичных правоотношений.

Библиографический список

Законодательные и нормативные материалы

Научная и учебная литература

7. Власов А.А. Участие прокурора в судебном разбирательстве. Ульяновск, 2009 г.

8. Прокурорский надзор в РФ: Учебник под общей редакцией профессора Ю.Е. Винокурова. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000 г.

9. Ушаков О.В. Участие прокурора в гражданском процессе. М., 2007 г.

10. Похмелкин В. Участие прокурора в рассмотрении гражданских дел - юридический атавизм // Российская юстиция. 2001. №5. С. 6-13.

Подобные документы

Основания, основные цели, формы и задачи участия прокурора в гражданском процессе. Правовая природа участия прокурора. Порядок ведения дела при обращении прокурора в суд с заявлением. Права и обязанности прокурора как лица, подавшего заявление.

курсовая работа [31,2 K], добавлен 17.03.2015

Толкование процессуального положения прокурора. Роль и место прокурора в гражданском процессе. Формы участия прокурора в гражданском процессе. Иные полномочия прокурора в гражданском процессе. Вытеснение прокурора из судопроизводства.

курсовая работа [35,2 K], добавлен 06.02.2007

Взаимодействие органов прокуратуры с арбитражным судом. Положение прокурора в арбитражном процессе, его права и обязанности. Формы участия прокурора по отдельным категориям дел. Принесение представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

курсовая работа [50,8 K], добавлен 19.04.2016

Правовой статус прокурора в гражданском процессе. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе. Положение о формах участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в гражданском процессе по защите трудовых прав граждан.

дипломная работа [83,5 K], добавлен 01.12.2008

Изучение правовых основ участия прокурора в гражданском судопроизводстве. Основания, цели и формы участия прокурора в гражданском процессе. Участие прокурора в суде первой инстанции дает ему право участвовать в дальнейшем процессе. Особый статус истца.

контрольная работа [22,6 K], добавлен 24.01.2009

Формы участия прокурора в арбитражном процессе. Пересмотр судебных постановлений в апелляционной инстанции. Процессуальное положение прокурора, возбудившего дело в арбитражном суде. Сокращенные сроки подачи апелляционной жалобы на основные судебные акты.

реферат [21,3 K], добавлен 24.12.2012

Институт участия прокурора в гражданском процессе в истории российского государства и права. Формы участия прокурора в гражданском процессе. Основные проблемы судебной защиты прокурором прав и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.

1.1. Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

1.2. В своей деятельности управление руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" и иным действующим федеральным законодательством, организационно-распорядительными актами Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, а также настоящим Положением.

1.3. Работа управления строится на основе предметно-зонального принципа, перспективных и текущих планов Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления в соответствии с Регламентом Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, научными и образовательными учреждениями системы органов прокуратуры Российской Федерации.

2. Структура управления

2.1. Руководство деятельностью управления осуществляет начальник управления - старший помощник Генерального прокурора Российской Федерации.

2.2. В состав управления входят пять отделов: первый и второй отделы по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе, отдел по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе и отдел документационного обеспечения.

2.3. Первый и второй отделы возглавляют заместители начальника управления - начальники отделов, отдел по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации и отдел по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе - начальники отделов, являющиеся помощниками Генерального прокурора Российской Федерации, отдел документационного обеспечения - начальник отдела.

2.4. В штат управления входят старшие прокуроры и прокуроры, а также федеральные государственные гражданские служащие.

2.5. Должностные обязанности работников управления определяются начальником управления.

3. Основные задачи управления

3.1. Организационное и методическое обеспечение деятельности прокуроров по участию в гражданском и арбитражном процессах, а также при рассмотрении судами дел по жалобам на постановления о привлечении к административной ответственности.

3.2. В пределах полномочий, предоставленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами, защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность.

4. Функции управления

В целях решения возложенных задач работники управления: в пределах полномочий, предоставленных законами, и в соответствии с приказами, распоряжениями и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации непосредственно участвуют в судебных разбирательствах по делам в судах общей юрисдикции и арбитражных судах; рассматривают и разрешают жалобы и обращения граждан и организаций на вступившие в законную силу судебные постановления по делам судов общей юрисдикции и арбитражных судов; готовят проекты представлений о пересмотре в надзорном порядке незаконных судебных постановлений и актов по гражданским и арбитражным делам и проекты протестов на судебные постановления по делам об административных правонарушениях; готовят проекты исковых заявлений в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства;

анализируют работу нижестоящих прокуратур по выполнению требований Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", организационно-распорядительных актов Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, относящихся к компетенции управления, по применению норм материального и процессуального права; оказывают практическую помощь прокурорам субъектов Российской Федерации, в необходимых случаях осуществляют выезды для проверки организации их работы;

изучают правоприменительную практику, положительный опыт работы на местах, готовят проекты информационных писем, обзоров и других документов информационно-аналитического и методического характера;

совместно с Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации проводят республиканские учебно-методические мероприятия по повышению деловой квалификации, стажировки, оказывают помощь в проведении региональных учебных мероприятий;

готовят предложения о совершенствовании законодательства, замечания по проектам законов и иных нормативных актов, поступающих на отзыв и касающихся деятельности управления;

изучают проекты постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам правоприменительной практики, готовят по ним замечания и предложения; в необходимых случаях инициируют рассмотрение на Пленумах вопросов, касающихся применения законодательства;

постоянно взаимодействуют с другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации с целью комплексного решения проблем укрепления законности и правопорядка и устранения правонарушений.

5. Полномочия работников управления

5.1. Начальник управления:

руководит работой управления, осуществляет контроль и проверку исполнения, несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление задач;

проводит оперативные совещания по наиболее важным вопросам;

распределяет обязанности между руководителями управления, старшими прокурорами, прокурорами и федеральными государственными гражданскими служащими; контролирует выполнение служебных обязанностей работниками управления;

совместно с начальниками отделов и управлением кадров организует подбор и расстановку кадров, их профессиональную учебу;

готовит аттестации начальников отделов и, с учетом их мнения, старших прокуроров и прокуроров, представления о присвоении классного чина, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности;

планирует работу управления; организует подготовку предложений в план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; обеспечивает качественное и своевременное выполнение планов работы и приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, иных поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации, представляет материалы на рассмотрение коллегии и оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора Российской Федерации; направляет деятельность по учету и анализу результатов работы управления, составлению необходимых статистических данных (отчетов);

по поручению руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации организует проверки работы подчиненных прокуратур, по результатам которых готовит материалы по реализации;

организует республиканские и региональные учебно-методические мероприятия и участвует в них;

руководит работой по подготовке предложений о совершенствовании законодательства и заключений по проектам законодательных актов;

устанавливает порядок проверки жалоб и заявлений по поручениям Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей; принимает решения о подготовке проектов представлений и протестов, заявлений (исковых заявлений) в суд, об отклонении жалоб и проектов представлений прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров о внесении представлений и протестов;

организует прием граждан и представителей юридических лиц в управлении;

обеспечивает подготовку материалов для заседаний Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, организует работу по подготовке заключений по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

организует взаимодействие с главными управлениями, управлениями и отделами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, с соответствующими подразделениями других правоохранительных органов, с учебными и научными юридическими учреждениями;

выполняет персональные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

5.2. Заместители начальника управления - начальники отделов по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе:

руководят работой отделов, несут персональную ответственность за выполнение возложенных на отделы задач;

совместно с начальником управления и управлением кадров осуществляют подбор кадров возглавляемых ими отделов, распределяют обязанности между старшими прокурорами и прокурорами, готовят их аттестации, вносят предложения о присвоении классного чина, поощрении, привлечении к дисциплинарной ответственности;

контролируют выполнение служебных обязанностей работниками отделов, принимают меры по повышению их квалификации, проводят оперативные совещания;

планируют работу отделов; организуют подготовку предложений в план работы Генеральной прокуратуры Российской Федерации; обеспечивают качественное и своевременное выполнение приказов, указаний и распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, решений коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, координационных совещаний руководителей правоохранительных органов и планов работы, иных поручений руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника управления; направляют деятельность по учету и анализу результатов работы отделов;

участвуют в проведении республиканских и региональных учебно-методических мероприятий;

контролируют своевременное и качественное рассмотрение жалоб, проектов представлений нижестоящих прокуроров, принимают решения о подготовке проектов представлений и протестов, заявлений (исковых заявлений) в суд, докладывают начальнику управления об основаниях удовлетворения или отклонения проектов представлений прокуроров субъектов Российской Федерации, утверждают заключения по делам;

проводят прием граждан и представителей организаций;

выполняют иные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и начальника управления.

5.3. Заместитель начальника управления - начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе (по указанию начальника управления) контролирует работу отдела документационного обеспечения.

5.4. Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в Верховном Суде Российской Федерации, кроме исполнения перечисленных в пункте 5.2 обязанностей, участвует в рассмотрении наиболее сложных гражданских дел в Верховном Суде Российской Федерации, изучает и после согласования позиции с начальником управления докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации дела, подлежащие разбирательству на заседаниях Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

5.5. Начальник отдела по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, кроме исполнения перечисленных в пункте 5.2 обязанностей, обеспечивает подготовку материалов и участвует в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, докладывает руководству Генеральной прокуратуры Российской Федерации дела, подлежащие рассмотрению на заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

5.6. Старшие прокуроры, прокуроры отделов с учетом предметно-зонального принципа работы:

анализируют статистические и иные данные об участии прокуроров в гражданском и арбитражном судопроизводстве по закрепленным прокуратурам и в целом по Российской Федерации по предмету;

вносят руководству управления предложения о проведении плановых мероприятий, совершенствовании работы нижестоящих прокуроров, их стажировании;

участвуют в выполнении плановых мероприятий, проверках работы подчиненных прокуратур, выявляют и изучают положительный опыт, оказывают работникам на местах практическую помощь, обеспечивают их стажирование в управлении;

осуществляют в пределах компетенции контроль за деятельностью прокуратур по закрепленным зонам;

рассматривают жалобы, проекты представлений прокуроров, материалы о направлении заявлений в суды, проводят прием граждан и представителей организаций;

участвуют в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами;

изучают и обобщают правоприменительную практику по предмету, готовят документы аналитического и методического характера, предложения о совершенствовании законодательства, заключения по проектам постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, по поступающим из Конституционного Суда Российской Федерации материалам;

готовят документы, вносимые управлением на рассмотрение коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проекты приказов, указаний, распоряжений Генерального прокурора Российской Федерации и его заместителей, инструкций по вопросам деятельности управления, обзоров, информационных писем, а также материалы для публикаций из практики участия прокуроров в гражданском, арбитражном и административном судопроизводстве;

принимают участие в учебных мероприятиях, проводимых Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в региональных учебных мероприятиях; выполняют другие поручения руководства управления.

5.7. Старшие прокуроры оказывают помощь прокурорам отделов, выполняют наиболее сложные и ответственные поручения руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации и управления.

5.8. Старший прокурор, на которого по указанию начальника управления возложены обязанности по выполнению методической работы:

анализирует статистические данные и работу органов прокуратуры Российской Федерации по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах и по рассмотрению обращений и жалоб граждан;

составляет статистическую отчетность о работе управления;

координирует деятельность старших прокуроров и прокуроров управления по предметам;

готовит аналитические документы для руководства Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам деятельности управления, проекты информационных писем и обзоров из практики участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессах;

осуществляет взаимодействие с НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации, правовым управлением и другими подразделениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам применения и совершенствования законодательства.

6.1. Общее и секретное делопроизводство осуществляется отделом документационного обеспечения в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации и Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

6.2. Работники управления несут персональную ответственность за соблюдение положений инструкций при осуществлении возложенных обязанностей.

6.3. Номенклатура дел утверждается начальником управления.

Задайте вопрос юристу:

1. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

2. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

3. Прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, в целях осуществления возложенных на него полномочий. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Статья 52. Участие в деле прокурора (АПК)

1. Прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:

с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;

с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.

2. Обращение в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации направляет Генеральный прокурор Российской Федерации или заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, в арбитражный суд субъекта Российской Федерации направляют также прокурор субъекта Российской Федерации или заместитель прокурора субъекта Российской Федерации и приравненные к ним прокуроры или их заместители.

3. Прокурор, обратившийся в арбитражный суд, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.

4. Отказ прокурора от предъявленного им иска не лишает истца права требовать рассмотрения дела по существу, если истец участвует в деле.

5. По делам, указанным в части 1 настоящей статьи, прокурор вправе вступить в дело, рассматриваемое арбитражным судом, на любой стадии арбитражного процесса с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности.

Прокурор всегда выступает в гражданском процессе как самостоятельный его участник. Он является представителем государства и защищает публичные интересы, следит за соблюдением законов.

Процессуальное положение прокурора в граждан­ском процессе характеризуется некоторыми особенностями по сравнению с другими участвующими в процессе лицами.

Особенности процессуального положения прокурора в гражданском процессе:

    1. не может быть стороной в процессе , так как не имеет в деле материально-правовую заинтересованность и на него не распространяется сила судебного решения;
    2. к прокурору не может быть предъявлен встречный иск ;
    3. прокурор не может быть судебным представителем стороны или третьего лица (он выступает в защиту интересов закона и совершенно независим от того лица, в интересах которого подает заявление).

    Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца , за исключением:

      • права на заключение мирового соглашения и
      • обязанности по уплате судебных расходов.

      Ст. 45 ГПК предусматривает, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов

        • граждан,
        • неопределенного круга лиц или
        • Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

        Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых:

          1. социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;
          2. прав на защиту семьи, материнства, отцовства и детства;
          3. социальной защиты, включая социальное обеспечение;
          4. прав на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;
          5. прав на охрану здоровья, включая медицинскую помощь;
          6. прав на благоприятную окружающую среду;
          7. прав на образование.

        В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. При отказе истца от иска суд прекращает производство по делу, если это не противоречит закону или не нарушает права и законные интересы других лиц.

        Инициатива прокурора в предъявлении исков и заявлений необходима прежде всего в целях защиты граждан, особо нуждающихся в правовой помощи: несовершеннолетних, пре­старелых, инвалидов, многодетных родителей. Вопрос о не­обходимости предъявления исков должен решаться индиви­дуально в каждом конкретном случае. При этом определяющими моментами являются:

          • выявленное нарушение затрагивает государственные, общественные интересы или интересы значительной части населения, крупных трудовых коллек­тивов;
          • отсутствие другого органа, правомочного предъявить требование о защите общественных и государственных ин­тересов;
          • устранение нарушения другими правовыми сред­ствами невозможно.

          Ч. 3 ст. 131 ГПК РФ опре­деляет, что в исковом заявлении, предъявляемом прокуро­ром в защиту интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано:

            1. в чем конкретно заключаются их интересы,
            2. какое право нарушено, а также
            3. ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматри­вающий способы защиты этих интересов.

            В случае обращения прокурора в защиту законных инте­ресов гражданина в заявлении должно содержаться обосно­вание невозможности предъявления иска самим граждани­ном. Отсутствие в ГПК РФ перечня уважительных причин и критериев состояния здоровья, в соответствии с которыми гражданин не может обратиться в суд, подобных упомяну­тым в ч. 1 ст. 45, не освобождает прокурора при подготовке искового заявления (заявления) от выполнения указанных требований закона и приведения мотивов, по которым граж­данин не может самостоятельно обратиться в суд. При этом должны быть представлены доказательства, подтверждаю­щие невозможность самостоятельного обращения, и прило­жены копии документов. Право оценки уважительности причин, по которым гражданин сам не может обратиться в суд, принадлежит суду.

            Предъявленный иск прокурор должен поддержать в суде. В силу принципа состязательности прокурор обязан

              • дока­зать основания заявленных требований,
              • сообщить суду име­ющие существенное значение юридические факты,
              • указать или представить суду доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты, а также
              • выполнить иные пре­дусмотренные законом процессуальные действия, направ­ленные на то, чтобы убедить суд в своей правоте.

              Если прокурор, исходя из материалов дела, приходит к выводу о необоснованности требований истца, он обязан отказаться полностью или частично от предъявленного иска. При рассмотрении заявленного иска прокурор процес­суально самостоятелен и независим от остальных участни­ков процесса. Его заинтересованность в процессе носит процессуально-правовой характер, поскольку он выступает хотя и от своего имени как представитель государства, но в защиту чужих интересов — физических или юридических лиц. Положение истца занимает лицо, в интересах которого прокурором предъявлен иск, а ответчика — лицо, против которого предъявлен иск.

              Своим участием в судебном разбирательстве прокурор обязан предупреждать нарушения норм материального и процессуального права. Он оказывает помощь лицам, права и интересы которых были нарушены.

              Читайте также: