Что такое характеристика рабочего места

Обновлено: 25.06.2024

Когда нужна характеристика условий труда на рабочем месте?

Характеристика рабочего места необходима для описания условий труда сотрудника. Этот документ оформляется в виде справки, предъявляемой при оформлении инвалидности, проведении аттестации и в других случаях, связанных с изменениями условий труда, например, по состоянию здоровья.

Также указанная характеристика может быть использована во внутреннем кадровом делопроизводстве для описания рабочего места при подборе персонала (например, указывается, коллективное это или индивидуальное рабочее место, какова площадь помещения и чем оно оснащено).

Характеристика места работы может быть необходима при составлении проекта организации трудового процесса, как, например, это предусмотрено в санитарных правилах железнодорожных грузоперевозок (п. 4.2.2 постановления Главного государственного санврача от 04.04.2003 № 32). Также описание рабочего места является обязательным для медицинских работников при прохождении аттестации для повышения квалификации.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.


Как правильно составить список рабочих мест для аттестации

Оценку производственных факторов на аналогичных рабочих местах проводят на основании данных, полученных при аттестации 20% рабочих мест (но не менее двух). Далее на все аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Соответственно, условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных, являются едиными для всех аналогичных.

Ваш работодатель решил провести аттестацию рабочих мест по условиям труда. Вы, как специалист кадровой службы, являетесь членом аттестационной комиссии, и на вас возлагается обязанность составить список рабочих мест, подлежащих аттестации. Задача непростая. Более того, от ее выполнения зависит дальнейший ход всего мероприятия.

24 Июл 2021 stopurist 633

    Похожие записи
  • Выписка Из Егрн Срок Действия Для 3ндфл
  • Рса проверка полиса осаго по гос номеру
  • Какие нужны документы для дарственной на квартиру
  • Налог на строение физических лиц если земля в собственности

Структура характеристики рабочего места

Поскольку форма такого справочного документа, как характеристика рабочего места, не утверждена ни одним нормативным актом, то каждый работодатель составляет его в произвольном виде. По общепринятому в делопроизводстве правилу такие справки оформляются на фирменном бланке предприятия.

Рекомендуемая структура документа выглядит следующим образом:

  • общие сведения о компании (наименование и код ОКПО);
  • должность и Ф. И. О. сотрудника, стаж работы, структурное подразделение;
  • описание характера труда (рабочая поза, степень механизации и пр.), периодичность командировок и их средняя продолжительность;
  • продолжительность рабочего дня, количество и время перерывов;
  • описание гигиенических условий труда (шумность, загрязненность, температурный режим);
  • индивидуальные показатели производительности труда сотрудника;
  • предпринимаются ли меры по облегчению условий труда;
  • были ли переводы на другую работу за календарный год по состоянию здоровья, каковы причины временной нетрудоспособности;
  • имеется ли возможность произвести рациональное трудоустройство работника (со снижением / без снижения размера зарплаты);
  • если сотрудник ранее трудился в тяжелых условиях, то необходимо указать этот факт и периоды работы;
  • иные сведения.

Если составляется характеристика для описания рабочего места в целях поиска сотрудников или принятия на работу, то:

  • описывается помещение (площадь, удобства, освещенность и уровень шума);
  • указывается, какое имеется оборудование и инвентарь для выполнения рабочей функции.

Характеристика подписывается тем лицом, которое составило документ (специалист-кадровик или начальник структурного подразделения), медработником (если в штате есть такая должность) и утверждается директором компании.

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

Инструкция: как написать характеристику на работника

Характеристика с места работы требуется сотруднику бюджетной организации как для внутреннего использования: при повышении в должности или при поощрениях, так и для внешнего, например, чтобы предоставить в органы опеки, органы судебной или исполнительной власти или в полицию. Во втором варианте характеристика с места работы предоставляется по просьбе самого работника. Мы приготовили пример характеристики с места работы для разных работников:

Общие правила написания

Чтобы правильно составить характеристику, рассмотрим образец, как написать характеристику на работника. На его примере разберемся, какие важные правила следует соблюдать.

Документ составляют на фирменном бланке. Условно текст характеристики делится на три части:

  • заголовочная;
  • основная;
  • заключительная.

Заголовочная часть характеристики состоит из наименования организации, Ф.И.О. сотрудника, его должности, даты составления документа (день, месяц, год).

Основная часть характеристики состоит из данных работника: его полного имени, даты рождения, уровня образования, занимаемой должности, стажа работы в организации на дату составления. Также в основной части отражаются результаты его профессиональной деятельности: основные достижения, награды, поощрения, оценка деловых навыков, уровень исполнения трудовой дисциплины на месте работы.

Личные качества работника отражают только те, которые имеют отношение к уровню его профессионализма.

Составляя образец характеристики на сотрудника с места работы, нельзя оценивать в характеристике те личностные качества работника, которые не относятся к его профессиональной деятельности: религиозные убеждения, национальность, политические взгляды, образ жизни.

Образец универсальной характеристики на работника

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ИНН 12345678987, КПП 123456789, р/с 12345678987654321234, БИК 123456789 в ПАО Сбербанк РФ

Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1

Обладает большим опытом работы и обширными практическими знаниями по своей специальности, может дать ценную консультацию.

Постоянно следит за передовым опытом в своей сфере деятельности, стремится его внедрить в работе и достигает больших успехов в этом отношении.

Дважды предлагал рационализаторские улучшения в стойлах и сам реализовывал эти предложения. Одно из них помогло улучшить сохранность фуража в зимний период.

В своей работе постоянно добивается высоких результатов, своим примером воодушевляет коллег. В работе показывает очень высокую интенсивность, способность работать за двоих. Не допускает ошибок.

Пунктуален и организован, даже педантичен. Плотно использует рабочий день, умеет правильно распределить время и силы на выполнение порученной работы. Рационально использует материалы и инструмент, тщательно следит за исправностью вверенного ему инвентаря, всегда оставляет за собой идеальный порядок.

Коллеги отзываются об Олегове О.О., как о надежном и профессиональном работнике, отзывчивом и приятном в общении человеке.

Характеристика составлена для предъявления по месту требования.

Поощрение или продвижение по службе

Если сотрудник добился успехов в своей деятельности и ему полагается поощрение либо его хотят повысить в должности, то готовая характеристика с места работы, как внутренний документ компании, должна отражать те деловые и личностные качества работника, которые помогли ему в этом и помогут в будущем. Также в характеристике желательно упомянуть о трудовых достижениях работника (успешный карьерный путь, награды, поощрения).

Образец характеристики для награждения работника

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ИНН 12345678987, КПП 123456789, р/с 12345678987654321234, БИК 123456789 в ПАО Сбербанк РФ

Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1

Высокий уровень культуры и образования делают Петрова П.П. ценным работником, который сумел заслужить уважение не только у учеников, но и у коллег по работе. Петров П.П.

постоянно повышает свою квалификацию, имеет несколько поощрений.

Трое учеников Петрова П.П. стали в прошлом году победителями международных стартов.

Петров П.П. заслуживает награждения почетной грамотой с внесением данного факта в трудовую книжку и личное дело.

Для нового трудоустройства

При приеме нового сотрудника работодатель часто хочет получить отзыв на нового сотрудника от его предыдущего работодателя. Это широко распространено в бюджетных организациях. В этом случае требования к характеристике несколько иные.

В образце упомяните все основные качества сотрудника: личностные и деловые качества, профессиональные навыки, участие в общественной или трудовой деятельности организации.

Закончите характеристику рекомендацией принять человека на работу, если руководители с прошлого места работы остались довольны сотрудничеством.

Образец рекомендательной характеристики

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ИНН 12345678987, КПП 123456789, р/с 12345678987654321234, БИК 123456789 в ПАО Сбербанк РФ

Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1

Соколова Т.А. является дисциплинированным, аккуратным, инициативным работником, способным взять на себя ответственность в принятии решений в рамках ее компетенции.

В текущем году Соколовой Т.А. удалось оптимизировать систему бухгалтерского учета предприятия. В результате чего на 10 % сократилось время при подготовке квартальной отчетности.

По результатам аудиторской проверки Соколова Т.А. ведет учет предприятия полностью в соответствии с законодательством.

Доброжелательная и коммуникабельная Соколова Т.А. пользуется уважением в коллективе. Уволилась из организации по семейным обстоятельствам, что стало потерей для всего коллектива.

Рекомендуем Соколову Т.А. к трудоустройству. Уверены, что ее опыт и знания принесут пользу.

В суд

Характеристика с места работы для суда — один из самых сложных документов, потому что она должна содержать полную информацию о сотруднике и не должна вызывать вопросов. Проверьте, чтобы в характеристике были указаны:

  • полное имя, а не просто инициалы;
  • паспортные данные;
  • дата рождения;
  • адрес проживания;
  • семейное положение;
  • количество детей и их возраст;
  • образование;
  • принадлежность к военной службе.

Стоит сказать о должностных обязанностях работника, отношениях с коллегами, описать личные и деловые качества, трудовые достижения, если таковые имеются. Следует упомянуть о наличии или отсутствии нарушений трудовой дисциплины и дисциплинарных взысканиях.

Образец характеристики на сотрудника для суда

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ИНН 12345678987, КПП 123456789, р/с 12345678987654321234, БИК 123456789 в ПАО Сбербанк РФ

Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1

Своевременно выявляет и исправляет все технические неисправности. Систематически работает над совершенствованием профессионального уровня. Неукоснительно соблюдает нормы деловой этики.

Критику в свой адрес воспринимает адекватно, над недостатками работает результативно.

В прошлом месяце Симоновым С.С. дважды были замечены неисправности транспортного средства и своевременно устранены.

Симонов С.С. достоин присвоения 2 класса.

Характеристика составлена для предъявления в суде.

Отрицательная характеристика

Такой отзыв составляется точно по таким же правилам, как и положительный. Главное требование здесь: информацию излагайте конкретно и правдиво. Следует упомянуть не только недостатки работника и нарушения, которые он допускал, но и какие меры были приняты.

Образец отрицательной характеристики

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

ИНН 12345678987, КПП 123456789, р/с 12345678987654321234, БИК 123456789 в ПАО Сбербанк РФ

Адрес: г. Москва, 3-й Бюджетный проезд, д. 1

Несмотря на некоторые положительные качества характера и внешнюю активность, Федорова Ф.Ф. можно охарактеризовать как работника с невысоким профессиональным потенциалом. Он часто не справлялся с непосредственными обязанностями.

Без постоянного контроля он не следил за качеством хранения фуража, наличием питьевой воды у лошадей, состоянием животных. Одну из лошадей школа потеряла потому, что Федоров Ф.Ф. не обратил внимания на первые симптомы заболевания.

Зарекомендовал себя неорганизованным и недисциплинированным сотрудником. Часто опаздывал без уважительной причины, пропускал летучки.

Не участвовал в общественной жизни школы, не имел друзей среди коллег, более того, несколько раз вступал в серьезные конфликты.

Допускал нарушения должностной инструкции, пренебрегал внутренним трудовым распорядком, не стремился повысить профессиональный уровень. Не терпел критику в свой адрес, на замечания реагировал несдержанно и агрессивно.

Неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности, несколько раз подвергался депремированию.

Был уволен по инициативе работодателя (допустил причинение серьезного вреда здоровью лошадей).

Характеристика составлена для предъявления по месту требования.

Если сотрудник не согласен с характеристикой

Положительная характеристика с места работы, скорее всего, не вызовет вопросов. Но бывают случаи, когда характеристика отрицательная, и работник не соглашается с ней, так как считает указанные факты необоснованными. Тогда ему следует подать письменную претензию работодателю, указав на те факты, которые являются недостоверными, и подтвердив их недостоверность.

Особенности образца характеристики рабочего места для МСЭК

В современных реалиях такое понятие, как МСЭК (медико-социальная экспертная комиссия), уже не употребляется. Так, Положение о МСЭК, утвержденное правительственным постановлением от 11.12.1992 № 958, утратило силу с принятием закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. В результате произошедших изменений устанавливать причинные связи обнаруженных заболеваний и инвалидности с последствиями катастрофы на ЧАЭС было поручено МСЭ (медико-социальной экспертизе) и ВВК (военно-врачебной комиссии).

Сегодня же для получения инвалидности сотруднику потребуется обратиться в территориальное бюро МСЭ (п. 5 приказа Министерства труда и соцзащиты от 11.10.2012 № 310н), поскольку характеристика рабочего места входит в состав документов, которые должен предоставить сотрудник для получения статуса инвалида.

Разобравшись с терминологией (МСЭК или МСЭ), необходимо прояснить, в чем заключаются особенности справки, составляемой работодателем в виде характеристики рабочего места для МСЭ. В связи с тем, что не существует нормативно утвержденного бланка этого затребованного бюро документа, он составляется в произвольной форме. При этом акцент следует сделать на характере и графике работы, тяжести выполняемых заданий и вредности условий труда.

Где найти образец заполнения характеристики рабочего места для ВТЭК?

Характеристика рабочего места для ВТЭК на сегодняшний день не составляется по той причине, что такого понятия, как врачебно-трудовая экспертная комиссия (ВТЭК), уже нет. Оно было введено постановлением Совмина РСФСР от 21.12.1956 № 792 и прекратило свое существование в 2006 году, когда Правительство РФ постановлением от 20.02.2006 № 95 утвердило Правила признания лица инвалидом, относящие эту процедуру к компетенции МСЭ.

В обязанности указанной комиссии входило установление потери трудоспособности работником, выявление причин инвалидности и присвоение соответствующей группы (п. 2 постановления № 792). В п. 16 этого нормативного акта указывалось на необходимость предоставления производственной характеристики с места работы обследуемого сотрудника. Форма указанной характеристики также не была утверждена.

Современным аналогом вышеуказанного документа для ВТЭК является характеристика рабочего места для МСЭ. Образец заполнения этой справки вы сможете скачать на нашем сайте.

Таким образом, значимость характеристики рабочего места в некоторых случаях бывает сложно переоценить. Так, этот документ обязательно должен быть предоставлен работниками при прохождении медико-санитарной экспертизы (например, при оформлении инвалидности). Также некоторые профильные организации оформляют такие описания при подготовке документации о соблюдении санитарных норм на рабочем месте.

Утвержденного бланка характеристики нет, поскольку ни один госорган не создавал такую типовую (унифицированную) форму. Поэтому каждое предприятие должно самостоятельно разработать формат этого справочного документа.

Производственная характеристика для МСЭ: образец заполнения на 2020 год

  1. Основной текст оформленной на работника характеристики должен характеризовать конкретного сотрудника.
  2. Все поля бланка заполняются исключительно от третьего лица.
  3. Составление документа осуществляется на листе формата А4, и в большинстве случаев применяется типовая форма, используемая во многих учреждениях государственного и коммерческого характера.
  4. Заполнение характеристики как для МСЭ, так и для ВТЭК осуществляется с учетом существующих требований – какие-либо отклонения или отсутствие необходимой информации могут повлечь за собой отказ в приеме такого документа.
  5. Одним из наиболее важных требований является заполнение исключительно в настоящем или прошедшем времени (если с сотрудником на момент требования справки уже расторгнуты трудовые отношения).
  6. Оформленный документ в обязательном порядке должен заверяться не менее, чем двумя подписями. Как пример, визировать документ могут руководитель учреждения и начальник ОК.

Еще почитать: Какие льготы положены многодетным семьям в 2019 году в москве

Как правило, зачастую сотрудникам доверяют осуществлять заполнение документа самостоятельно. Несмотря на это, любую ответственность за отражение недостоверных данных будут нести только те должностные лица, которые ставили подписи под информацией на бланке характеристики.

Рабочее место – место работника, на котором он обязан находиться в течение всего рабочего дня. То есть это стол, стул для офисного сотрудника, или определенное место у станка для производственного рабочего.

Классификация рабочего места

Рабочее место может быть:

вне места работодателя (дистанционная или удаленная работа).

Указание рабочего места в трудовом договоре

В трудовом договоре указывать рабочее место не надо. По желанию работодателя такое условие может быть включено в трудовой договор. Но данный факт может негативно сказать в дальнейшем.

Так как при перемещении работника в другой кабинет или за другой рабочий стол, придется прописывать дополнительное соглашение. Ведь любое изменение условий, прописанных в трудовом договоре, необходимо согласовывать с работником.

Организация рабочего места

Цель организации рабочего места - это более эффективное выполнение работы сотрудником с полным использованием предоставленного ему оборудования.

Рабочее место должно быть безопасным и комфортным во избежание профессиональных заболеваний и несчастных случаев.

При организации рабочего места важно учитывать:

освещенность (не менее 300 лк)

температуру (среднесуточной температуре на улице ниже 10°С амплитуда ее колебаний в помещении должна составлять 22-24°С. При температуре внешней среды больше указанного значения – 23-25°С)

шум (допустимый уровень шума, который не наносит вреда слуху даже при длительном воздействии на слуховой аппарат, должен быть — 55 дБ в дневное время и 40 дБ ночью).

высоту рабочей поверхности (должна быть подобрана под каждого работника на уровне локтя или чуть ниже его);

площадь рабочей поверхности (работа за компьютером) - если монитор жидкокристаллический, плазменные, LED, OLED и другие - не менее 4,5 кв. м, а для экранов на базе электронно-лучевой трубки - 6 кв. м.

При таких условиях работник может трудиться в течение 8 часов ежедневно, но не более 40 часов в сутки.

Если условия на рабочем месте отличаются от нормальных, то количество рабочего времени необходимо уменьшить.

Например, если в помещении жарка, то рабочее время надо уменьшить не менее, чем на час. Оплата труда в этом случае не уменьшается. Так как работодатель не смог обеспечить сотрудников нормальными условиями труда.

В период неблагоприятной эпидемиологической обстановки нормы рабочего места могут меняться. Например, как в период пандемии сотрудники должны находиться на расстоянии 1,5 метров друг от друга.

Ответственность за несоблюдение норм рабочего места

Федеральный исполнительный орган регулярно проводит аттестацию по выявлению нарушений по организации рабочего места. Если нарушения были выявлены, то организация несет ответственность по статье 5.27.1 КоАП РФ:

1. Первое нарушение:

1.1. ИП - предупреждение, либо штраф от 2 000 до 5 000 рублей;

1.2. организации - предупреждение, либо штраф от 50 000 до 80 000 рублей.

2. Повторное нарушение:

2.1. Должностные лица - штраф от 30 000 до 40 000 рублей, либо дисквалификация от одного до трех лет;

2.2. ИП - штраф от 30 000 до 40 000 рублей, либо приостановление деятельности на срок до 90 суток;

2.3. Организации - штраф от 100 000 до 200 000 рублей, либо приостановка деятельности.

Рабочее место работника на удаленке

Работодатель обязан организовывать рабочие места своих подчиненных, в том числе и работающих удаленно. По договоренности с удаленным сотрудником работодатель может не выдавать ему для выполнения должностных обязанностей корпоративное оборудование. Работник может использовать свое, если оно подходит по параметрам (оперативная память, поддерживание рабочих программ и другое).

В этом случае работодатель обязан компенсировать сотруднику, работающему на удаленке, использование личного оборудования в рабочих целях.

Рабочее место дистанционного сотрудника

Единственная категория сотрудников, которым работодатель не обязан обеспечивать рабочее место, - это дистанционный сотрудник. С таким работником не устанавливается конкретное место работы, а значит не надо и обустраивать рабочее место.

Дистанционный сотрудник самостоятельно приобретает себе оборудование для работы.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".

. телефонов в рабочее время на рабочем месте правомерно в целях обеспечения . не могут пользоваться телефонами на рабочих местах, руководствуясь в том числе . актом правила поведения сотрудников на рабочем месте и привлекать к дисциплинарной ответственности . использование мобильных средств связи на рабочих местах в рабочее время, если . работниками личного мобильного телефона на рабочем месте и в рабочее время . не могут пользоваться телефонами на рабочих местах по указанным выше причинам, руководствуясь .

. месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Место нахождения обособленного подразделения . реестр. Под оборудованием стационарного рабочего места подразумевается создание условий для . , которые работают на стационарных рабочих местах, должны быть заключены трудовые . рабочих местах и обособленном подразделении организации-исполнителя? Пожалуй, нет, поскольку рабочие места . и арбитров, не возникает стационарных рабочих мест, контролируемых работодателем, и, соответственно, .

. в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или . будет осуществляться удаленно вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или .

. на связь быть на стационарном рабочем месте. Если должен, но не . оборудованием и программными средствами на рабочем месте. Не заключая договор о дистанционной . что работодатель не обеспечил С. рабочим местом и оборудованием. Дело было направлено . работы. А вот условие о рабочем месте не обязательно. Поскольку специальных . она находится, а в качестве рабочего места – населенный пункт, где будет . обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или .

. месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, акцентирую ваше внимание стационарные . руководствовался определениями стационарного и нестационарного рабочего места (Постановлением Госстроя России от . выполнение строительных работ, оборудованы нестационарные рабочие места. Что, в результате, не . о стационарном рабочем месте. Что же такое нестационарное место — это рабочее место, месторасположение . нестационарный характер, то есть рабочее место связано с определенным строительным .

. классу). Возобновить деятельность на таких рабочих местах работодатель сможет только по результатам . (должности) работника, занятого на конкретном рабочем месте (так называемого списочного подхода к . общие требования к организации безопасного рабочего места устанавливаются Минтрудом с учетом мнения . 217 ТК РФ); соответствие каждого рабочего места государственным нормативным требованиям ОТ; систематическое . уровня профессиональных рисков вновь организованных рабочих мест; режим труда и отдыха работников .

. опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям . опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным требованиям . опасных производственных факторов на рабочих местах в соответствие государственным нормативным . проведении СОУТ на соответствующих рабочих местах после реализации соответствующих мероприятий, . состояния здоровья работников на рабочем месте; перечень отдельных приборов, устройств .

. ); установление запрета приема пищи на рабочих местах, выделение для этого специально отведенной . , в том числе совместно использовал рабочее место. К сведению: коллеги, которые заходили . инфекции, предусмотрен недопуск работника на рабочее место и (или) территорию организации в .

. , станков, агрегатов, механизмов. 3. Усовершенствование рабочих мест. 4. Разработка новых видов продукции .

. , если у работника нет стационарного рабочего места, по трудовому договору или дополнительному . есть, если у работника есть рабочее место на территории работодателя, но он . пребывание и отсутствие на своем рабочем месте, временная комбинированная дистанционная работа, на . , работник должен появиться на своем рабочем месте. В какой последовательности все это .

Производственную характеристику можно получить по месту работы. Основанием для ее выдачи является заявление работника. В документе дается оценка условиям труда гражданина. По результатам медицинского обследования и с учетом выданной характеристики врачи принимают решение о том, годен ли человек для занимаемой должности или нет.
[contents]

Содержание документа

В характеристике обязательно указывается:

  1. Фамилия, имя и отчество человека, которому выдается бумага. Составитель должен использовать именительный падеж при написании.
  2. Сведения об организации, выдающей характеристику. Прописывается полное наименование, юридический адрес, отдел, в котором трудится характеризуемый человек.
  3. Должность, которую занимает работник. Указывается его стаж работы.
  4. Сведения, относительно имеющейся квалификации.

Внимание! Файл нельзя использовать как оригинальный документ. Он размещен для ознакомительных целей.

Общие правила

Составители характеристики должны учитываться правила:

  1. В основном тексте документа содержится информация относительно характеризуемого сотрудника.
  2. Заполнение всех имеющихся граф происходит от третьего лица. При указании данных от первого лица, документ считается составленным неверно.
  3. Составляется документ на листе бумаге формата А4. В основной массе организаций и учреждений разработана типовая форма, которая должна использоваться при написании. Если форма не разработана, найти образец можно на просторах интернета.

Порядок заполнения сведений

Особенностью заполнения характеристики для ВТЭК является необходимость отражения сведения, касающихся выполнения лицом возложенных на него обязанностей.

Составление документа происходит:

  • работник обращается в организацию с просьбой представить характеристику, указывая цель предоставления;
  • документ оформляется;
  • выдается на руки человеку.

В законодательных нормах прописывается срок, в течение которого бумага должны быть выдана. За его нарушение применяется ответственность.

Чаще всего сотрудник составляет характеристику самостоятельно, после чего ее подписывает уполномоченное лицо. В случае отражения в ней недостоверных данных ответственность несет человек, чья подпись стоит на документе.

Кто заполняет и подписывает?

Заполнение и подписание характеристики возлагается на руководителя организации, в которой трудится человек. Начальник может возложить обязанности по составлению документации на специалистов отдела кадров.

Не смотря на это, ответственность за предоставление документа, содержащего недостоверные сведения, возлагается на руководителя. Это связано с тем, что перед подписанием бумаги он должен проверить данные.

Также право подписи имеется у главного бухгалтера предприятия, что связано с предоставлением данных о времени нахождения на больничном. Данные такого рода предоставляет именно бухгалтерия.

Бланк

Документ составляется в двух экземплярах, один из которых выдается работнику для предоставления в месте требования, второй – остается в организации и подкрепляется к личному делу человека. Ниже представлен пример бланка.

Внимание! Файл нельзя использовать как документ. Он служит для ознакомительных целей.

Алгоритм действий

Составление характеристики для ВТЭК имеет отличительные черты:

  • право на подписание бумаги имеется у руководителя предприятия, врача или медсестры организации, функционирующей в сфере здравоохранения, представитель профсоюза;
  • отражается наличие автоматизации рабочего места, если такая имеется;
  • сведения о норме выработки;
  • факторы, способные повлиять на уровень зрения человека;
  • описание позиции, в которой находится работник во время исполнения обязанностей (указывается основания позиция);
  • категории вредности на производстве согласно установленным классификациям.

При описании условий работы требуется обязательно сделать указание на факторы:

  1. Наличие напряженности в работе, что связано с высоким уровнем ответственности, необходимостью концентрации, повышенный уровень опасности и прочее.
  2. Более высокие нагрузки, если сравнивать с обычными.
  3. Характеристика относительно рабочего места. Располагаться оно может не только в офисе компании, но и дома у работника. Прописывается оборудовано ли оно вспомогательными материалами, техническими устройствами и прочим.
  4. Нужно ли поднимать тяжелые предметы при выполнении обязанностей.
  5. Требуется ли применение спецодежды при работе.
  6. Описываются параметры труда, которые могут повлиять на состояние здоровья человека. Наличие пыли от сырья и предметов обработки, ультразвуковое воздействие, превышающего допустимую норму, погодные условия.
  7. Направление работника в командировки. Если этот фактор имеет место – указывается продолжительность и как часто случаются поездки.

Санитарно-гигиеническая характеристика условий труда для уборщицы

Характеристика, имеющая санитарно-гигиеническое значение, понимается как условия работы конкретного человека. Сюда входит влажность, движение воздуха, температура, уровень вибрации и шума, освещенность, ультразвук и прочее. Допустимые нормы устанавливаются на основе проведенных исследований.

Некоторые факторы способны воздействовать на здоровье человека, тем самым снижая его и приводя к профессиональным заболеваниям. Относительно должности уборщика помещений можно сказать, что работает человек в основном в стоячей позе.

Используются ручные и технические средства, применяемые для уборки, также моющие и чистящие. Рабочее место должно освещаться, обеспечена возможность для совершения регулярных проветриваний.

Форма санитарно-гигиенической характеристики условий работы

Форма СГХ условий работы

Сотрудник использует спецодежду – перчатки, респиратор, специальный костюм или халат. В связи с тем, что имеется постоянный контакт с пылью возможно возникновение заболеваний дыхательных путей. Кроме того имеется вероятность отравится химическими веществами, используемыми в процессе уборки.

Работник может получить травму при выполнении обязанностей на скользкой поверхности, к примеру, при мытье пола или окон. Требуется регулярное обследование в организации, ведающей вопросами здравоохранения, так как происходит контакт с химикатами.

Производственная характеристика для различных профессий

Рассматриваемый документ составляется с учетом условий труда человека, что говорит о невозможности выдать одинаковые характеристики бухгалтеру и водителю.

Бухгалтер

В документе указывается:

  • сведения, касающиеся сотрудника;
  • данные об организации;
  • нагрузки и факторы труда;
  • напряженность, в том числе эмоциональная;
  • доход за 12 месяцев;
  • данные о больничных;
  • дата составления;
  • печать и подпись.

Форма занятости относительно бухгалтера – индивидуальная. Время работы выражается в 5-дневной неделе рабочей, за день работает 8 часов. Трудится в офисе, место стационарное. Деятельность связана с документами и оргтехникой. Во время выполнения обязанностей можно менять положение тела – сидя или стоя. Работы оцениваются как легкие.

Тяжелые предметы бухгалтер не поднимает, в течение рабочего времени перемещается на расстоянии до 0,5 километра. Имеется эмоциональное напряжение, связанное с ответственностью за выполнение работы. Нагрузка на интеллект выражена в выполнении простых задач, проверке, контроле, следованию инструкциям. Облегченного труда не подразумевается.

Учитель

При описании должности учителя помимо данных, имеющих основное значение, указываются особенности присущие этой специальности:

  • имеется ли высшее образование;
  • стаж;
  • специальность;
  • категория;
  • воздействие химикатов;
  • научно-теоретическая подготовка;
  • продолжительность рабочего дня;
  • уровень шума;
  • воздействие физического и умственного напряжения.

Слесарь-ремонтник

Относительно слесаря-ремонтника в документе прописываются:

  • продолжительность рабочего дня;
  • преимущественная позиция для работы – стоя;
  • во время выполнения обязанностей может возникнуть необходимость поднять тяжелый предмет;
  • уровень шума;
  • местом работы является место выполнения ремонтных работ;
  • имеется эмоциональная и физическая нагрузка.

Кузнец

Кроме данных общего значения в отношении кузнеца требуется указать:

  • выполнение работ при повышенных температурах;
  • использование спецодежды (маска, перчатки, фартук);
  • поднятие тяжестей во время работы;
  • возможность получения ожогов.

Что такое справка о трудовой деятельности?

Справка, содержащая в себе сведения относительно трудовой деятельности, выдается при необходимости работником подтвердить факт наличия работы или условий труда.

Форма справки в законодательных актах не предусматривается, то есть работодатель составляет документ в произвольной форме. Зачастую организацией составляется определенный образец, который используется во всех случаях предоставления рассматриваемой бумаги.

Справка о рабочей деятельности работника

Внимание! Данный файл запрещено использовать как документ. Он служит для ознакомительных целей.

В настоящее время в качестве документа, подтверждающего стаж работы, рассматривается трудовая книжка. При ее наличии сотрудники Пенсионного фонда имеют возможность рассчитать стаж и назначить пенсию. При отсутствии книжки требуется обратиться в каждую организацию, где работал человек и получить указанную справку.

При назначении пенсионного обеспечения будут учитываться лишь те виды деятельности, с которых велось отчисление взносов в ПФ. К ним относят:

  • подряд;
  • агентский договор;
  • трудовое соглашение;
  • работа у ИП;
  • деятельность у физлиц.

Сведения должны быть заверены согласно установленным требованиям для документооборота. Если имеется возможность назначения льготной пенсии, то справка будет выступать основание для применения. Документ выдается в течение 3 рабочих дней с момента обращения сотрудника.

На срок не влияет, обращается действующий работник или тот, с кем трудовые отношения прекращены. Выдача справок производится на безвозмездной основе. Согласно законодательству человек может выбрать способ получения справки: лично или посредством почтовых услуг. Выглядит бумага так:

Справка с места работы

Справка с места работы

В справке отражаются:

  • сведения об организации, где трудится человек (название, адрес, ИНН и прочее);
  • дата выдачи;
  • номер, присвоенный при регистрации;
  • место, куда предоставляется;
  • сведения о занимаемой должности и стаже;
  • должность ответственного сотрудника;
  • подпись выдавшего.

Правом подписи обладает руководитель или уполномоченное им лицо. На документе ставится печать предприятия.

Для получения любого вида характеристик человеку нужно обратиться по месту работы. Отказать в выдаче бумаги работодатель не может. При составлении документа должны соблюдаться установленные правила.

Обеспечение безопасности труда и устранение факторов, которые несут риск для жизни или здоровья работников — одно из главных обязательств каждого работодателя. Для достижения этой цели он должен периодически проводить проверки рабочих мест своих подчиненных и устранять все возможные риски.

Документ, который при этом составляется, носит название карты рабочего места. Его назначение, структуру и правила заполнения стоит рассмотреть более подробно.

  • Законодательство
  • Назначение документа
  • Какие пункты включены в карту? Комплексная оценка условий труда (УТ), которые присутствуют на конкретном рабочем месте (или в группе таких мест)
  • Оценка травмобезопасности
  • Установление дополнительных льгот и компенсаций

Для чего нужна характеристика условий труда на рабочем месте

Характеристика рабочего места — понятие, которое не закреплено на уровне федеральных НПА, но довольно часто используется в отраслевых и региональных нормативных актах.

Так, например, в п. 4.2.2 постановления Главного государственного врача РФ от 04.04.2003 № 32, установившего санитарные правила грузоперевозок на железных дорогах, указано, что в процессе организации рабочих мест должен оформляться проект организации труда, в структуру которого включается характеристика рабочего места.

В другом документе, распоряжении департамента здравоохранения Тюменской области от 04.06.2012 № 7/33, говорится, что характеристика рабочего места должна фиксироваться в отчетах медицинских специалистов о своей работе, которые рассматриваются аттестационной комиссией, устанавливающей квалификационные категории.

Вместе с тем требования к такому документу, как характеристика рабочего места, не закреплены ни в одном НПА. Так что конкретный формат данного документа должен разрабатываться исходя из актуальных задач, стоящих перед сотрудником организации, отвечающим за кадровый документооборот.

В структуре характеристики рабочих мест разумно фиксировать следующие параметры:

  • комплектность, оснащенность рабочего места;
  • показатели освещенности, уровня шума и иные физические характеристики помещения, в котором располагается рабочее место;
  • специфику трудовой функции, выполняемой сотрудниками на рабочем месте.

В некоторых случаях документы, имеющие отношение к характеристике рабочих мест, требуются для последующего предоставления во ВТЭК (врачебно-трудовую экспертную комиссию), которая устанавливает группы нетрудоспособности для граждан.

Структура характеристики рабочего места

Поскольку форма такого справочного документа, как характеристика рабочего места, не утверждена ни одним нормативным актом, то каждый работодатель составляет его в произвольном виде. По общепринятому в делопроизводстве правилу такие справки оформляются на фирменном бланке предприятия.

Рекомендуемая структура документа выглядит следующим образом:

  • общие сведения о компании (наименование и код ОКПО);
  • должность и Ф. И. О. сотрудника, стаж работы, структурное подразделение;
  • описание характера труда (рабочая поза, степень механизации и пр.), периодичность командировок и их средняя продолжительность;
  • продолжительность рабочего дня, количество и время перерывов;
  • описание гигиенических условий труда (шумность, загрязненность, температурный режим);
  • индивидуальные показатели производительности труда сотрудника;
  • предпринимаются ли меры по облегчению условий труда;
  • были ли переводы на другую работу за календарный год по состоянию здоровья, каковы причины временной нетрудоспособности;
  • имеется ли возможность произвести рациональное трудоустройство работника (со снижением / без снижения размера зарплаты);
  • если сотрудник ранее трудился в тяжелых условиях, то необходимо указать этот факт и периоды работы;
  • иные сведения.

Если составляется характеристика для описания рабочего места в целях поиска сотрудников или принятия на работу, то:

Подпишитесь на рассылку

Яндекс.Дзен ВКонтакте Telegram

  • описывается помещение (площадь, удобства, освещенность и уровень шума);
  • указывается, какое имеется оборудование и инвентарь для выполнения рабочей функции.

Характеристика подписывается тем лицом, которое составило документ (специалист-кадровик или начальник структурного подразделения), медработником (если в штате есть такая должность) и утверждается директором компании.

Что представляет собой характеристика рабочего места для ВТЭК

В данном вопросе нередко допускается путаница. Правильнее говорить, что в адрес ВТЭК предоставляется не характеристика рабочего места, а информация о сотруднике, который работает на предприятии. Форма соответствующего документа также официально не утверждена, и компания-работодатель может разработать ее самостоятельно.

В характеристике сотрудника для ВТЭК чаще всего указывается:

  • наименование компании-работодателя, ее адрес;
  • Ф. И. О. сотрудника, его должность, стаж, квалификация;
  • характер выполняемой человеком работы;
  • длительность рабочего дня сотрудника;
  • цифры, отражающие производительность труда работника;
  • данные о трудовых функциях, выполнявшихся сотрудником на предыдущем месте работы.

Документ должен быть подписан специалистом кадровой службы предприятия, а также руководителем сотрудника, на которого составляется характеристика. Хорошо, если бумага будет подписана и медицинским сотрудником фирмы — в том случае, когда такая должность предусмотрена в штатном расписании.

Карта создания рабочего места сотрудника (примерная форма)

Карта создания рабочего места сотрудника

Ф.И.О. сотрудника: _______________________________________________

1. Должность: ____________________________________________________

2. Подразделение: ________________________________________________

3. Ф.И.О. непосредственного руководителя: ________________________

Должность руководителя: __________________________________________

5. Рабочее место сотрудника: _____________________________________

6.1. Определение и обеспечение рабочего места необходимыми предметами (ответственный за исполнение — руководитель структурного подразделения):

— рабочее место сотрудника: ______________________________________

— офисная мебель: ________________________________________________

— канцелярские принадлежности: ___________________________________

Рабочее место определено и обеспечено.

Рабочее место не определено и не обеспечено. Указать причины:

Подпись ответственного: _______________ (_______________)

6.2. Обеспечение рабочего места средствами коммуникации (ответственный за исполнение — сотрудник технического отдела):

— стационарный компьютер или ноутбук (нужное подчеркнуть);

— регистрация нового сотрудника в домене: ________________________

— установление дополнительных программ (если необходимо, то каких именно):

— внутренний номер: ______________________________________________

Рабочее место обеспечено.

Рабочее место не обеспечено. Указать причины: ____________________

Подпись ответственного: _______________ (_______________)

Итоги

Характеристика рабочего места — документ, возможно, не самый востребованный, но способный быть значимым элементом кадрового документооборота в некоторых отраслях. Законодательно его форма не установлена, что допускает достаточно произвольную структуру.

Ознакомиться с иными аспектами кадрового менеджмента на предприятии вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Что такое характеристика рабочего места

Характеристика рабочего места для оформления инвалидности: образец

Для того, чтобы гражданин мог оформить инвалидность, ему нужно обратиться в территориальное бюро медико-социальной экспертизы с заявлением. При этом ему потребуется собрать некоторый перечень документов, в числе которых также будет присутствовать характеристика рабочего места. Характеристика в числе прочих документов имеет особую важность, так как позволяет определить возможность работы обратившегося. Данный документ выдает работодатель, он имеет вид справки. Составить справку может отдел кадрового делопроизводства, а подписать руководитель. Заполняется документ специально для медико-социальной экспертизы. Бланк данного документа законодательно не утвержден, поэтому оформить его можно в произвольной форме. При составлении справки следует указать следующее: особенности работы, график работы, степень тяжести, уровень вредности условий труда.

Важно! Если справка требуется для оформления инвалидности, то в ней указываются паспортные данные сотрудника, его образование и квалификация.

В характеристике указываются личные характеристики сотрудника, а также общую информацию о работодателе. Если работник получал при выполнении работы травмы, то о них также указывается в справке. Помимо этого может также указываться возможность перевода работника на иную работу, дополнительные сведения, состояние здоровья работника, а также сфера его прежней деятельности. Составляется справка в присутствии следующих служб:

  • медицинской;
  • здравпункта;
  • экспертной комиссии;
  • администрации компании.

Важно! В справке для МСЭ важно указать характер работы сотрудника, его график работы, а также тяжесть выполняемой работы и вредность условий труда.

Что дает характеристика рабочего места работодателю

По составленной характеристике рабочего места работодатель может проанализировать условия труда своих сотрудников и создать лучшие условия для:

  • размещения работника исходя из движения и перемещений его во время работы, а также по требованиям технологического процесса;
  • выполнения рабочих операций в удобном положении, в соответствии со спецификой работы, а также при использовании эффективных приемов труда;
  • расположение средств управления в оптимальных условиях и границах помещения;
  • создания оптимальных источников для получения визуальной информации без смены рабочего положения;
  • свободного доступа к средствам и местам ремонта и наладки оборудования;
  • рационального размещения рабочего оборудования, обеспечение безопасности его использования.

Когда нужна характеристика рабочего места

Если работнику требуется экспертная оценка для определения степени утраты работоспособности или для определения недееспособности, а также для установления инвалидности, то может потребоваться справка с описанием его рабочего места. Кроме того, данный документ также может понадобиться при аттестации работника, либо в случае подбора персонала. Также характеристика рабочих условий может пригодиться во внутреннем делопроизводстве. В этом случае в документе указывается информация о личных рабочих местах работниках, а также о коллективном рабочем месте. В справке довольно подробно описывается рабочее место, а также его месторасположение и оснащенности (

Читайте также: