Какое предложение содержит придаточное уступки пускай я слаб мой

Обновлено: 04.05.2024

2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:

· союзных слов: как, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.

Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:

Он выглядит опрятным, чистым, несмотря на то, что одежда его изрядно поношена(Федосеев).

3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.

1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).

[ ], (хотя – союз).

1. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).

(как ни – союз. слово), [ ].

2. У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).

[ ], (что ни – союз. слово).

Обратите внимание!

1) В придаточных уступки с союзными словами как, сколько, что, где и др. всегда пишется частица ни, поскольку она имеет не отрицательное, а усилительное значение, причём усиливает утверждение.

Ср.: Сколько я ни прислушивался, я не мог различить ни одного звука (Паустовский). – Хотя я старательно прислушивался, я не мог различить ни одного звука.

2) Нужно отличать союз чтобы в придаточном цели от союзного слова что бы ни в придаточном уступительном. В придаточном уступительном чтоявляется членом предложения, а ни усиливает утверждение.

Ср.: [С какой целью?] Чтобы не было между нами личных счетов, я вынужден написать рапорт об отстранении меня от должности(Фурманов) – придаточное цели; союз цели чтобы пишется слитно; [Несмотря на что?] Что бы ни говорил он, я ручаюсь за него(Лесков) – придаточное уступки; союзное слово что пишется раздельно с частицей бы.

3) Если придаточное уступки стоит перед главным предложением, то в начале главного может находиться сочинительный противительный союз: но, однако, да, зато.

Хотя ложь ещё живёт, но совершенствуется только правда (М. Горький).

Такие сложные предложения занимают промежуточное положение между сложноподчинёнными и сложносочинёнными. Но всё же в основе это сложноподчинённые предложения.

4) В ряде пособий к придаточным уступительным не относят придаточные с союзными словами что ни, кто ни, где ни и др.; к уступительным придаточным относят лишь те, что прикрепляются к главному предложению перечисленными союзами и лишь двумя союзными словами – как ни, сколько ни.

Придаточные следствия

1. Вопросы: придаточные следствия отвечают на вопрос что из этого следует?

2. Средства связи: придаточные следствия прикрепляются к главному предложению при помощи союза так что.

3. Место в предложении: придаточные следствия стоят после главного предложения.

Снег становился всё белее и ярче, так что ломило глаза, глядя на него (Л. Толстой).

[ ], (так что – союз).

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

Ср.: Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что; Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Примечание. В ряде пособий выделяются также придаточные присоединительные:

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

1. Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

2. Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел,сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства(Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями:чтоэто; отчегооттого; зачемзатем.

Cр.: Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу. – Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для этого идёт по берегу).

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Придаточное пред­ло­же­ние уступ­ки — это зави­си­мая часть в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, в кото­рой назы­ва­ет­ся факт, явле­ние, вопре­ки кото­ро­му совер­ша­ет­ся дей­ствие в глав­ной части.

Узнаем, что такое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние уступ­ки в слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии, если выяс­ним его зна­че­ние и сред­ства свя­зи с глав­ной частью.

Придаточное уступки в сложноподчинённом предложении

В слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии с при­да­точ­ным уступ­ки сооб­ща­ет­ся о двух собы­ти­ях, явле­ни­ях, одно из кото­рых совер­ша­ет­ся вопре­ки дру­го­му.

Хотя еще всю­ду лежал снег, на про­та­ли­нах пока­за­лась зелё­ная тра­ва.

В глав­ном пред­ло­же­нии гово­рит­ся о зелё­ной тра­ве, кото­рая рас­тёт на про­та­ли­нах, несмот­ря на лежа­щий вокруг снег.

Придаточное уступки - это. (25 примеров предложений)

Полина рас­сер­ди­лась (несмот­ря на что?) хотя не при­вык­ла демон­стри­ро­вать свои чув­ства на людях.

Придаточное усту­пи­тель­ное пред­ло­же­ние отно­сит­ся ко всей глав­ной части. Оно может рас­по­ла­гать­ся в любом месте слож­но­под­чи­нён­но­го пред­ло­же­ния и отде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле или после глав­ной части и дву­мя запя­ты­ми в сере­дине её.

Даром что сви­стит ветер в ушах, я слы­шу каж­дое твое сло­во.

Хотя в овра­гах еще лежит снег, уже при­шла насто­я­щая вес­на.

Уступительные союзы

Придаточные усту­пи­тель­ные пред­ло­же­ния отно­сят­ся ко всей глав­ной части. Они соеди­ня­ют­ся посред­ством под­чи­ни­тель­ных сою­зов:

Пускай ещё холод­но, а в лесу уже цве­тут пер­вые под­снеж­ни­ки.

Даром что он холо­стяк, а в доме при­бра­но и уют­но.

Пусть (хотя) от оби­ды пере­хва­ти­ло гор­ло, но Анна даже не пока­за­ла вида.

Всем она рас­ска­зы­ва­ла о сво­ей неуда­че, кто ни встре­чал­ся ей сего­дня на пути.

Что на насыпь голу­бям, эти веч­но голод­ные пти­цы всё склю­ют.

Эта пре­крас­ная мело­дия мне не надо­ест нико­гда, сколь­ко ни слу­шаю её.

Как ни напря­га­ла бабуш­ка слух, а не разо­бра­ла ни сло­ва.

Несмотря на то что было яркое солн­це, про­мок­шая одеж­да никак не сох­ла.

Дискуссия не пре­кра­ща­лась, несмот­ря на то, что уже был позд­ний вечер.

Видеоурок

Примеры

Улица бела от сне­га, хотя на доро­ге снег как оре­хо­вая хал­ва.

Сколько Миша ни ста­рал­ся, решить эту труд­ную зада­чу не смог.

Как мы ни спе­ши­ли, всё-таки опоз­да­ли к откры­тию выстав­ки.

Несмотря на то что неко­то­рые гости запаз­ды­ва­ли, празд­ник начал­ся без про­мед­ле­ния.

Вопреки тому что на дво­ре тре­щит мороз, в доме веет теп­лом от хоро­шо натоп­лен­ной печи.

Что ни при­го­то­вишь ему на обед, а он всё ест и нахва­ли­ва­ет.

Сколько ни спра­ши­вай его об этом собы­тии, всё рав­но ниче­го не рас­ска­жет.

Как бы Виктор ни устал, все­гда помо­жет мате­ри.

Пускай на дво­ре ещё тем­но, а у реки уже сидят рыба­ки.

Сколько ни меч­тай про улов, а не пой­ма­ешь рыбу, пока не заки­нешь удоч­ку.

Даром что на небе собра­лись тём­ные дож­де­вые тучи, всё рав­но идем гулять с соба­кой Дымкой.

Кто ни при­дёт в дом, все най­дет­ся место за сто­лом.

1. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным следствия.

1) И вечером новость, что я приехал, в Москве все уже знали.

2) Савельич так поражен был моими словами, что всплеснул руками и остолбенел.

3) Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.

4) Веревка была длиной почти во всю комнату, так что один только противоположный угол мог быть безопасным от нападения страшного зверя.

2. Укажите лишнее предложение.

1) Юной афганке, ставшей виновницей ссоры царя и поэта, трудно было понять, что будет с ней дальше. (А. Алимжанов)

2) Успешно закончив своеё путешествие, которое длилось 10 месяцев и 14 дней, Шокан Уалиханов прибыл в Верное.

3) Земляные курганы, о которых я уже говорил, лежат по левому берегу Ишаната… (Ш.Уалиханов)

4) Говорил он безо всяких бумажек, любил цифру и умел её подать, так что слушали его всегда с оживлённым вниманием.

3. Придаточное предложение стоит перед главным в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Лишь темно-зеленые почти черные водоросли начнут заполнять мелкий берег извиваясь как змея появляются небольшие косяки угря рыбы похожей на отрезки каната.

2) Спасенный мальчик оказался в Кабуле где правил его родственник основатель государства Великих Монголов Бабур.

3) А есть ещё быстрины где река течёт сильнее с напором и видно глубокое дно.

4) Я слышал что стихами Авиценна писал рецепты для больных людей. (Р. Гамзатов)

4. Если посолите рыбу за 10—15 минут до жарки, она не развалится.

В сложноподчиненном предложении придаточное

1) образа действия, меры и степени;

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условия.

1) Если не показать сейчас людям, что он решился на большое дело, они отшатнутся от него, пойдут своим путём… (И. Есенберлин)

2) Друзья намекнули Махамбету, что многие жигиты мечтают о ней. (А. Алимжанов.)

3) Махамбет после приезда из Петербурга по- прежнему не вникал в дела хана, пока не был однажды приглашен в ставку старшина Исатай. (А. Алимжанов.)

4) Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться. (А. Пушкин)

6. Среди предложений 1 – 5 найдите сложноподчинённое предложение с придаточным условия.

(1) В основе ярких человеческих личностей и судеб почти всегда лежит плотный пласт одиночества… (2) Какой вывод можно сделать из сказанного? (3)Да хотя бы тот, что не стоит смотреть на одиночество трагически. (4) Раз уж нашла на вас именно эта жизненная полоса, используйте на все сто ее плюсовые стороны! (5) Чтобы потом, когда пройдет темная полоса, ты был полностью готов к счастливой случайности

7. Придаточное предложение стоит после главного в предложении (знаки препинания не расставлены)

1) Дом где я живу стоит в начале улицы.

3) Чтобы не выдать себя неосторожным стуком весла он поднял его. (М. Горький)

4) Когда угас сердечный стук в груди смерть подошла и встала в изголовье. (Р.Гамзатов)

8. Найдите предложение с придаточным места.

1) Боль в груди была такой сильной, что словно сквозь сон слышал он голос продолжавшего петь Умбетея-жырау. (И.Есенберлин)
2) Он не сказал, когда приходить.
3) В первый же день Махамбет увидел Макбал, вместе с которой провел детство. (А.Алимжанов.)

4) Он посмотрел туда, где играл сын. (И.Есенберлин)

9. Укажите лишнее предложение.

1) Пока я еще соображал, в какую сторону пойти, глазам моим внезапно представился низкий шалаш возле поля, засеянного горохом. (И. Тургенев.)

2) Слезы у него были на глазах, когда он сказал это… ( К. Паустовский)

3) Размышления- это изречения, в которых раскрываются взгляды на явления природы и общественные отношения, обобщаются знания много повидавшего, прожившего долгую жизнь человека.

4) Не вздумай в воздушный стрелять караван, коль нужной стрелы не хранит твой колчан. (Шалкиз-жырау)

10. Укажите сложноподчиненное предложение с обстоятельственным придаточным уступки.

1)…Если мать хоронит сыновей, плачет мать и слез унять не может. (Р. Гамзатов)

2) Тогда Макар увидел, что они стоят у большой двери, которую раньше скрывали туманы. (В. Короленко)

3) Несмотря на остроту сюжетной линии, рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями.

4) Когда армия Кира увидела надвигающуюся на нее с диким воем конницу кочевников, у многих, даже закаленных в боях, воинов дрогнуло сердце. (Б.Жандарбеков)

2. Наблюдения над значением и особенностями придаточных сравнительных предложений.

1) Герасим вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной почве. (И. С. Тургенев).

[ ], как ( ). (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относятся ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

2) Чем скорее догорал огонь, тем виднее становилась лунная ночь (А. П. Чехов).

Чем ( ), [тем…]. (Как? В сравнении с чем?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

3) Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова. (С. Есенин).

Как ( ), [так…]. (Как? В сравнения с чем?) Придаточное относится к сочетанию с указательным словом так, имеет значения образа действия и сравнения.

4) Оживленное гудение базара привлекало прохожих, подобно тому как запах меда привлекает пчел. (В. Солоухин).

[ ], подобно тому как [ ]. (Как? В сравнении с чем? Подобно чему?) Придаточное относится ко всему главному предложению, имеет значение сравнения.

5) Что ты тих, как день ненастный? (А. С. Пушкин).

[ ]. Предложение простое, со сравнительным оборотом (Сравнительный оборот не включает сказуемое.)

Выводы: Мы видим, что придаточные сравнительные могут присоединяться к главному предложению как одиночными союзами, так и составными, иметь в главном предложении указательные слова, принимать дополнительные значения образа действия. В отличие от сравнительного оборота, при общем с ним значении сравнения, придаточное сравнительное является предложением. СПП с придаточными сравнительными характерны для художественного стиля речи.

IV. Работа с учебником

1. Упражнение 104 — устно.

2. Упражнение 105 — устно разобрать, записать на доске и в тетрадях по одному примеру на разные случаи:

1) сравнительные союзы присоединяют придаточные предложения (1, 7):

Надо в себе воспитывать вкус к языку, как воспитывают вкус к гравюрам, к хорошей музыке. (М. Горький).

2) сравнительные союзы присоединяют сравнительные обороты (2, 3, 4, 6, 8, 9):

Иней лежал даже на палубе как белая крупная соль, и хрустел под ногами.

3) сравнительные союзы стоят при сказуемом (5):

Море как ртуть.

V. Занимательная лингвистика

1) ТИВОНКР (Вторник),

2) КАРАМЕЛ (Реклама)

VI. Домашнее задание

2. Упражнение 108.

Урок 32. Сложноподчиненные предложения

С придаточными обстоятельственными.

СПП с придаточными уступительными

Цель урока: Показать особенности СПП с придаточными уступительными; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

В каких словосочетаниях есть личные местоимения?

а) извини меня, б) свой парень, в) иду к тебе, г) знакомый мне голос, д) чувствовать себя хорошо.

В каких словосочетаниях есть многозначные слова?

а) футбольные бутсы, б) колоть дрова, в) поставить точку, г) джем из апельсинов, д) стоять над обрывом.

II. Проверка домашнего задания

1. Вопросы на повторение теории.

— Назовите общие черты и различия между сравнительными оборотами придаточными сравнительными.

— Чем отличаются придаточные сравнительные от придаточных образа действия?

— Какое место по отношению к главному предложению могут занимать придаточные сравнительные?

2. Лингвистический разбор.

Два человека на доске делают синтаксический и морфологический разбор из упражнения 108. В это время разбираем орфографические и синтаксические задания упражнения (ответы обосновывать).

(Задания можно разобрать в классе или дать как индивидуальные.) Записать строфы из произведений А. С. Пушкина, сделать схемы, определить вид придаточного, отметить изобразительно-выразительные средства.

В первом примере восстановить пропущенную пятую строку во втором — назвать первую строку стихотворения.

1) Как эта лампада бледнеет

Пред ясным восходом зари,

Так ложная мудрость мерцает и тлеет

Пред солнцем бессмертным ума.

2) Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

1. Наблюдения над значением придаточных и синонимичных им конструкций.

Сопоставим предложения упражнения 109.

Отметим, что в СПП с придаточным уступительным сопоставляются два факта, один из которых противоречит другому, но не оказывает на него влияния; действие происходит вопреки тому что заявлено в придаточном предложении.

Рассмотрим другие примеры:

1) Пускай я слаб, мой меч силен.

(В. А. Жуковский)

2) И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать,

3) Мы прекрасно провели время, несмотря на то что лето выдалось дождливое.

[ ], несмотря на то что ( ). Отметим написание составного производного союза, отсутствие запятой между его частями.

5) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. А. Крылов.)

V. Словарная работа

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: доклад, тезисы, конспект, реферат, будущее. Уточнить значение некоторых слов по словарю. Составить с этими словами сложноподчиненное предложение с придаточными уступительными.

VI. Занимательная лингвистика

Задание: Вспомнить фильмы, в название которых входят глаголы. (Можно усложнить задание дать характеристику глаголам: определить их вид, спряжение, форму и другие грамматические характеристики.

VII. Домашнее задание

1. Упражнение 110.

2. Подобрать материал для выполнения творческой части изложений № 35, 38.

Читайте также: