Какое правовое значение имеет причина невозможности оказания услуги

Обновлено: 19.05.2024

В соответствии с Правилами №1025 под исполнителем понимается организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Указанная информация размещается на вывеске (пункт 1 статьи 9 Закона о защите прав потребителей) (Письмо УФНС Российской Федерации по городу Москве от 5 мая 2006 года №09-24/37381).

В том случае, если исполнителем является индивидуальный предприниматель, то он обязан предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Согласно пункту 2 статьи 9 Закона о защите прав потребителей, если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

На основании пункта 3 Правил №1025 исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах (работах), которая должна находиться в удобном для обозрения месте и в обязательном порядке должна содержать:

1) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ) и форм их предоставления;

2) обозначения стандартов, обязательным требованиям которых должны соответствовать услуги (работы);

3) сроки оказания услуг (выполнения работ);

4) данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение, исходя из характера услуги (работы);

5) гарантийные сроки, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

6) цены на оказываемые услуги (выполняемые работы), а также на используемые при этом материалы, запасные части и фурнитуру исполнителя (обозначенные на их образцах) и сведения о порядке и форме оплаты;

7) сведения о подтверждении соответствия услуг (работ) установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, его выдавший, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование исполнителя, принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший).

Кроме этого, исполнитель обязан предоставлять потребителю для ознакомления:

1) правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации;

2) адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления, если такое подразделение имеется;

3) образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ);

4) образцы (модели) изготавливаемых изделий, альбомы и журналы с моделями изделий и тому подобное;

5) перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг (выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

Если обслуживание осуществляется вне постоянного места нахождения организации, - во временных помещениях, передвижных приемных пунктах, выездными бригадами, то исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю информацию о своей организации и об оказываемых услугах (выполняемых работах) в наглядной и доступной форме.

Информация доводится до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, на государственных языках субъектов Российской Федерации, родных языках народов Российской Федерации. Кроме этого исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию (пункт 3 Правил №1025).

В соответствии с действующими Правилами №1025 договор об оказании услуг (выполнении работ) оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:

· фирменное наименование (наименование) и местонахождение (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

· вид услуги (работы);

· цена услуги (работы);

· точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;

· отметка об оплате потребителем полной цены услуги (работы) либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая оплата была произведена;

· даты приема и исполнения заказа;

· гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными правовыми актами Российской Федерации или договором либо предусмотрены обычаем делового оборота;

· другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ);

· должность лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.

После подписания договора на оказание услуг (выполнение работ) один экземпляр договора остается у исполнителя, а другой выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании услуги (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться путем выдачи кассового чека, билета и тому подобного (пункт 4 Правил №1025).

В случае утраты документа, который был выдан изготовителем, заказ выдается на основании письменного заявления потребителя при предъявлении любого документа, удостоверяющего личность, например паспорта или водительского удостоверения.

При выполнении работы или оказании услуги на исполнителя возлагаются обязанности по применению (использованию) для выполнения заказа только качественного материала. Качество материала, из которого выполняется работа, должно быть подтверждено соответствующим документом (сертификатом, декларацией соответствия), если это его соответствие подлежит согласно законодательству Российской Федерации обязательному подтверждению.

В соответствии с Правилами №1025 исполнитель обязан немедленно предупредить потребителя и до получения от него указаний приостановить выполнение работы (оказание услуги) при обнаружении:

· непригодности или недоброкачественности переданных потребителем материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;

· возможных неблагоприятных для потребителя последствий выполнения его указаний о способе выполнения работы (оказания услуги);

· иных независящих от исполнителя обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.

Исполнитель не вправе ссылаться на указанные обстоятельства, если он не предупредил потребителя об указанных обстоятельствах, либо продолжал выполнение работы (оказание услуг) не дожидаясь истечения предусмотренного в договоре срока, а при его отсутствии - разумного срока для ответа на предупреждение или, несмотря на своевременное указание потребителя о прекращении выполнения работы (оказания услуги), не прекратил ее выполнение.

Однако, если потребитель своевременно и обоснованно предупрежден исполнителем и, в разумный срок не заменит непригодный или недоброкачественный материал, оборудование, техническую документацию или переданную исполнителю вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы (оказания услуги) либо не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, исполнитель вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков.

При выполнении работ полностью или частично из материала потребителя, исполнитель отвечает за сохранность этого материала (вещи) и правильное его использование.

После окончания работы исполнитель обязан представить потребителю отчет об израсходовании материала и возвратить его остаток либо с согласия потребителя уменьшить цену работы с учетом стоимости остающегося у исполнителя неиспользованного материала.

В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в 3-дневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.

Исполнитель освобождается от ответственности за полную или частичную утрату (повреждение) материала (вещи), принятого им от потребителя, в том случае, если потребитель предупрежден исполнителем об особых свойствах материала (вещи), которые могут повлечь за собой его полную или частичную утрату (повреждение). Незнание исполнителем особых свойств материала (вещи) не освобождает его от ответственности.

Потребитель в любое время до сдачи ему работы может отказаться от исполнения договора о выполнении работы, уплатив исполнителю часть установленной цены пропорционально части выполненной работы до уведомления об отказе от исполнения договора. В этом случае потребитель обязан также возместить исполнителю расходы, произведенные до этого момента с целью исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены выполненной работы.

Одним из важнейших критериев оценки уровня работ и услуг является соблюдение сроков их выполнения.

Сроки выполнения работы (оказания услуги) устанавливаются в соответствии со статьей 27 Закона о защите прав потребителей и определяются либо договором, либо правилами выполнения отдельных видов работ (оказания услуг).

В договоре могут предусматриваться сроки выполнения работ (оказания услуг) в следующих случаях:

- если правилами выполнения отдельных видов работ (оказания отдельных видов услуг) они не предусмотрены;

- если стороны оговаривают срок меньшей продолжительности, чем срок, установленный указанными правилами.

Согласно пункту 2 статьи 27 Закона о защите прав потребителей срок выполнения работы (оказания услуги) может определяться датой (периодом), к которой должно быть закончено выполнение работы (оказание услуги) или (и) датой (периодом), к которой исполнитель должен приступить к выполнению работы (оказанию услуги).

Если работа (услуга) выполняется по частям в течение всего срока действия договора о выполнении работ (например, техническое обслуживание, доставка периодической печати), то в этом случае должны предусматриваться соответствующие сроки (периоды) выполнения таких работ (оказания услуг).

При необходимости, по взаимному соглашению сторон, в договоре могут быть предусмотрены сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).

Если исполнитель нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и окончания выполнения работы (оказания услуги) и промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок, потребитель по своему выбору вправе:

1. Назначить исполнителю новый срок. В этом случае, назначенные потребителем новые сроки необходимо указать в самом договоре, либо в дополнительном соглашении к нему. Назначение потребителем новых сроков должно быть обязательно подтверждено подписями обеих сторон в указанных документах. Если исполнитель допустит нарушение новых сроков, потребитель вправе снова предъявить любое из указанных в пункте 1 статьи 28 Закона о защите прав потребителей требований.

2. Потребовать уменьшения цены за выполнение работы. При этом новая цена должна быть закреплена в договоре или дополнительном соглашении к нему. Закон о защите прав потребителей не устанавливает порядка определения уменьшения вознаграждения за работу (услугу). В связи с этим, вопрос должен решаться по соглашению сторон, а при не достижении соглашения - судом по иску заинтересованной стороны.

4. Расторгнуть договор о выполнении работы. Об отказе от договора потребитель должен уведомить исполнителя в письменной или устной форме. После уведомления исполнитель обязан приостановить выполнение работы (оказание услуги). При расторжении договора о выполнении работы (оказании услуги) исполнитель не вправе требовать возмещения своих затрат, а также платы за уже выполненную работу (оказанную услугу). Если исполнитель отказывается расторгнуть договор, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о принудительном расторжении договора.

В соответствии с пунктом 5 статьи 28 Закона о защите прав потребителей при нарушении установленных договором или назначенных новых сроков исполнитель обязан уплатить потребителю неустойку (пеню).

Согласно статье 330 ГК РФ:

Если нарушен срок начала работы (услуги) и ее этапа, неустойка взыскивается до начала выполнения работы (услуги) или предъявления иных требований, об уменьшении стоимости работ, расторжения договора о выполнении работ, предусмотренных Законом о защите прав потребителей. В случае нарушения срока окончания работы (услуги), ее этапа неустойка взыскивается до ее фактического окончания или предъявления иных требований, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.

Размер неустойки (пени) составляет три процента от цены выполненной работы за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки. Если в договоре не предусмотрена цена каждого этапа работы, исполнитель уплачивает три процента от общей стоимости заказа.

При этом сумма неустойки (пени) не может превышать стоимости отдельного вида выполненной работы или общей цены заказа.

Обратите внимание!

Если исполнитель отказывается от добровольной выплаты неустойки и убытков, или отказывается удовлетворять требование потребителя об их уплате, то эти требования удовлетворяются через суд.

Согласно абзацу 2 пункта 4 статьи 29 Закона о защите прав потребителей предусмотрено только два случая освобождения исполнителя от ответственности за нарушение сроков выполнения работ или услуг:

1. если нарушение сроков выполнения работы произошло по вине самого потребителя (допустим, не вовремя доставил материал);

2. если это произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть наступления такого события, которое исполнитель не смог бы предотвратить никакими средствами, если бы даже и смог его предвидеть (например, наводнение, разрушение построенного здания вследствие землетрясения).

В соответствии со статьей 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков в выполненной работе (оказанной услуге) имеет право по своему выбору потребовать от исполнителя:

· безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);

· соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);

· безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;

· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Удовлетворение этих требований не освобождает исполнителя от выплаты неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).

Потребитель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками работы (услуги).

Потребитель может расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков:

· если недостатки не были устранены исполнителем в срок, указанный в договоре;

· если в работе присутствуют существенные недостатки или есть существенные отступления от условий договора.

Существенным недостатком работы (услуги) – является неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки (глава 1 Закона о защите прав потребителей).

В соответствии со статьей 450 ГК РФ существенным отступлением о договора является нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.

Недостатки в работе можно обнаружить непосредственно при принятии работы, а недостатки в услуге – в процессе ее оказания, поэтому вышеперечисленные требования предъявляются при принятии выполненной работы (услуги) или в процессе ее выполнения.

Согласно пункту 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей, если гарантийный срок на работу (услугу) не установлен, потребитель может предъявить исполнителю свои требования относительно недостатков в работе (услуге):

- в разумный срок, в пределах двух лет;

- в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе, в течение пяти лет.

При этом исполнитель отвечает за недостатки работы (услуги), на которую гарантийный срок не установлен, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента. В этом случае бремя доказывания возлагается на потребителя (пункт 4 статьи 29 Закона о защите прав потребителей).

Если гарантийный срок составляет менее двух лет (на недвижимое имущество – пять лет) и недостатки работы (услуги) обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, потребитель вправе предъявить требования, предусмотренные пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей, в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество). В этом случае потребителю необходимо доказать, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента.

Согласно пункту 6 статьи 29 Закона о защите прав потребителей в случае выявления существенных недостатков работы (услуги) потребитель вправе предъявить исполнителю требование о безвозмездном устранении недостатков, если докажет, что недостатки возникли до принятия им результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента. Это требование предъявляется, если такие недостатки обнаружены по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на результат работы (услуги) срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

Если данное требование не удовлетворено в течение двадцати дней со дня его предъявления потребителем или обнаруженный недостаток является неустранимым, потребитель по своему выбору вправе потребовать:

· соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);

· возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

· расторжения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Бремя доказывания причины возникновения обнаруженного недостатка возлагается на потребителя (пункт 6 статьи 29 Закона о защите прав потребителей).


Требования по обнаруженным недостаткам (ненадлежащем качестве) работы или услуги можно предъявлять в ходе ее выполнения (оказания), при приемке результата работы (оказанной услуги), а также позднее при соблюдении определенных условий (ст. 29 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
При выявлении ненадлежащего качества работы (услуги) рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Определите свое требование к исполнителю
При обнаружении ненадлежащего качества выполненной работы (оказанной услуги) потребитель вправе по своему выбору потребовать от исполнителя (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1):
безвозмездного устранения недостатков;
уменьшения ее цены;
безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
возмещения понесенных расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами.
Потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), в том числе если в установленный договором срок они не устранены исполнителем. Кроме того, он вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора, а также если недостатки не устранены в установленный срок (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).

Шаг 2. Убедитесь, что не истек срок предъявления исполнителю требования
По общему правилу потребитель вправе предъявить исполнителю требование в отношении недостатков, которые невозможно было обнаружить при приемке выполненной работы (оказанной услуги), если эти недостатки обнаружены в течение гарантийного срока (п. 3 ст. 29 Закона N 2300-1).

Справка. Срок службы и гарантийный срок
Срок службы — период, в течение которого исполнитель обязуется обеспечивать потребителю возможность использования работы по назначению и нести ответственность за существенные ее недостатки.
Гарантийный срок — период, в течение которого в случае обнаружения в работе недостатка исполнитель обязан удовлетворить требования потребителя по недостаткам работы (п. п. 1, 6 ст. 5 Закона 2300-1).

Когда предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет (пяти лет на недвижимое имущество) и ненадлежащее качество работы (услуги) обнаружено по его истечении, но в пределах двух лет (пяти лет на недвижимое имущество), для предъявления требования вам нужно доказать, что недостатки возникли до принятия вами результата работы (услуги) или по причинам, возникшим до этого момента (п. 5 ст. 29 Закона N 2300-1).
Такая же обязанность по доказыванию возлагается на потребителя еще в двух случаях (п. п. 3, 4, 6 ст. 29 Закона N 2300-1):
1)при предъявлении требования по недостаткам работы (услуги), на которую не установлен гарантийный срок. С претензией к исполнителю необходимо обратиться в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия работы (услуги) или пяти лет в отношении недостатков в недвижимом имуществе;
2)при выявлении существенных недостатков работы (услуги) и предъявлении требования о безвозмездном их устранении. Такое требование можно заявить при обнаружении недостатков по истечении двух лет (пяти лет в отношении недвижимости) со дня принятия результата работы (услуги), но в пределах установленного на него срока службы или в течение десяти лет со дня принятия результата работы (услуги) потребителем, если срок службы не установлен.

Справка. Существенный недостаток работы (услуги)
Существенный недостаток работы (услуги) — это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки. При этом наличие возможности устранить недостаток само по себе не означает, что он не является существенным (абз. 9 преамбулы Закона N 2300-1; п. 9 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Шаг 4. Предъявите исполнителю результат работ (услуг) ненадлежащего качества и, если необходимо, проведите экспертизу
Для установления недостатков выполненной работы (оказанной услуги) и причин их возникновения также может быть проведена экспертиза. Если будет выявлено, что недостатки возникли в связи с действиями подрядчика и нарушением им условий договора, расходы на проведение экспертизы несет подрядчик. В иных случаях экспертизу оплачивает тот, кто потребовал ее проведения, либо расходы делятся поровну между потребителем (заказчиком) и исполнителем (подрядчиком), если экспертиза назначена по соглашению сторон (п. 5 ст. 720, ст. 783 ГК РФ).
Если вы организуете проведение экспертизы, рекомендуем уведомить исполнителя о времени и месте ее проведения, направив телеграмму, телефонограмму либо передав уведомление под расписку исполнителю или его сотрудникам.

Шаг 5. Получите от исполнителя удовлетворение ваших требований
По общему правилу недостатки работы (услуги) исполнитель должен устранить в разумный срок, назначенный потребителем. Он указывается в договоре или в ином документе, подписанном сторонами, либо в заявлении (претензии), направленном потребителем исполнителю (абз. 1, 3 ст. 30 Закона N 2300-1).
Требования об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению ее недостатков своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков в связи с отказом от исполнения договора исполнитель должен выполнить в течение десяти дней со дня предъявления соответствующей претензии (п. 1 ст. 31 Закона N 2300-1).
Требования о безвозмездном изготовлении другой вещи из однородного материала такого же качества или о повторном выполнении работы (оказании услуги) удовлетворяются в срок, установленный для срочного выполнения работы (оказания услуги), а если он не установлен, — в срок, предусмотренный договором о выполнении работы (оказании услуги), который был ненадлежаще исполнен (п. 2 ст. 31 Закона N 2300-1).
За нарушение указанных сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере 3% цены выполнения работы (оказания услуги). Если такая цена договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — в размере 3% общей цены заказа (абз. 4 ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1).

Шаг 7. Обратитесь в суд
За защитой своих прав вы вправе также обратиться в суд. В исковом заявлении помимо основного требования по ненадлежащему качеству работы (услуги) вы вправе заявить о взыскании неустойки и компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17, ст. 30, п. 3 ст. 31 Закона N 2300-1).
При этом истцы по искам о защите прав потребителей освобождены от уплаты госпошлины, если цена иска не превышает 1 млн руб. Если цена иска превышает 1 млн руб., госпошлина уплачивается в сумме, исчисленной исходя из цены иска и уменьшенной на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб. (п. 3 ст. 17 Закона N 2300-1; пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 333.36 НК РФ).
В случае удовлетворения судом ваших требований, которые не были выполнены исполнителем добровольно, суд взыскивает с него штраф в вашу пользу в размере 50% присужденной вам суммы. Также при удовлетворении иска суд может взыскать с ответчика заявленные вами судебные расходы, в том числе на оплату услуг представителя (за исключением оплаты услуг представителя общества по защите прав потребителей), почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1; п. 1 Обзора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.10.2020).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

При этом, Ваши указания относительно целей выполнения работы или оказания услуги являются для исполнителя обязательными.

И так, что же делать, если Вы обнаружили недостатки выполненной работы или оказанной услуги?

Законпредоставляет в пункте 1 статье 29 несколько альтернативных вариантов, Вы вправе по своему выбору потребовать:

  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы. При этом потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.

Стоит обратить внимание, что исполнитель обязан выплатить Вам неустойку за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги) в случае, если Вы предъявили требование о безвозмездном устранении недостатков или об изготовлении другой вещи или же о повторном выполнении работы (оказании услуги).

Также Вы вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков , если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не будут устранены исполнителем.

В какой срок необходимо предъявить требования?

Вы можете предъявить требования непосредственно в момент принятия работы (услуги)или на этапе выполнения работы (услуги), если Вы уже видите, что она не соответствует качественным характеристикам, обусловленным договором.

Однако, иногда при принятии работы (услуги) не всегда удается сразу же определить имеющийся недостаток в ее качестве. Для этого случая Закон устанавливает для нас 2 вида сроков: гарантийный срок и разумный срок .

Гарантийным называется срок, определенный договором, в течении которого исполнитель обязан устранить допущенные им недостатки в качестве работы или услуги, а в случае возникновения разногласий именно на исполнителе лежит обязанность доказывания возникновение недостатков после принятия работы или услуги, вследствие нарушения Вами, то есть потребителем, правил использования результата работы или услуги, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Если гарантийный срок не установлен договором, то Вы, как потребитель, вправе предъявить свои требования в разумный срок, который не может превышать 2-х лет с момента принятия работы или услуги (в отношении сооружений или недвижимости данный срок составляет не более 5-ти лет). Однако в данном случае, если у Вас возникнут разногласия с исполнителем обязанность доказывания, что они возникли до принятия или по причинам, возникшим до этого момента ложиться на Вас.

То есть и в том и в другом случае закон наделяет Вас правом обратиться с требованиями к исполнителю после принятия работы или услуги, существенная разница заключается лишь в том, на ком лежит обязанность доказывания. В первом случае (когда гарантийный срок установлен) это обязан делать исполнитель, во втором (когда такой срок не установлен) – Вы.

Здесь стоит отметить, что если Вы выявили недостатки, когда гарантийный срок уже истек, но с момента принятия Вами работы или услуги не прошло еще более 2-х лет, то Вы можете смело обращаться со своими требованиями к исполнителю (в данном случае будут применяться правила о разумной сроке).

Что такое существенные недостатки и на что они влияют?

Существенный недостаток – это неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени. Также к существенным может быть отнесен, например, такой недостаток, который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения.

В случае, если недостатки в работе являются существенными, Вы можете сразу, не предъявляя никаких из рассмотренных Выше требований и не устанавливая дополнительных сроков для их исполнения, отказаться от исполнения договора о выполнении работы.

Так же признание недостатков существенными влияет на разумный срок предъявления требования о безвозмездном устранении недостатков. В данном случае он будет белее двух лет (пяти лет в отношении недвижимого имущества) но не может превышать установленного на результат работы (услуги) срока службы или, если срок службы не установлен, 10-ти лет со дня принятия результата работы (услуги).

В данном случае исполнитель обязан удовлетворить Ваше требование в течении 10 дней, если же этого не происходит и недостаток является неустранимым, Вы по своему выбору вправе требовать:

  • соответствующего уменьшения цены за выполненную работу (оказанную услугу);
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;
  • отказа от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и возмещения убытков.

Как правильно предъявить требования исполнителю?

Фото

Любая услуга в конечном итоге направлена на обретение ее заказчиком конкретного материального или информационного результата. Если он достигнут не полностью или вовсе не получено желаемое, значит речь идет о некачественно предоставленной услуге.

Документальное оформление оказания услуг

Исходя из своеобразности услуги как нематериального предмета, потребитель в первую очередь сам заинтересован в оформлении правоотношений на ее оказание.

Договором должны быть охвачены все аспекты:

  • перечень заявленных услуг;
  • объем;
  • качественные характеристики;
  • стоимость;
  • сроки исполнения;
  • порядок рассмотрения споров.

Внимание! Юридически грамотно составленный договора - залог полноценной защиты своих прав при оказании услуг ненадлежащего качества.

Положениями законодательства, защищающего права потребителя, за последним закреплена возможность предъявлять требования исполнителю на этапе получения услуги и по ее окончанию, на протяжении срока гарантии и до достижения двух лет со дня принятия, а риэлтерские - в течение пяти лет (ст. 29).

При неопровержимых доказательствах некачественного оказания услуг, с поставщика не снимается ответственность и в случае, если срок гарантии не оговорен (п. 4 ст. 29).

Что делать, если услуга не отвечает заявленным требованиям?

Вначале пробуйте решить вопрос мирным путем. Для этого составляем претензию - главное условие, при котором потребитель может отстоять свои права в случае их нарушения.

Претензионное письмо предъявляется в случаях, если:

- исполнителем нарушен срок оказания услуги;

- исполнитель предоставил некачественную услугу и, в итоге, заказчик не получил ожидаемого результата.

Содержание претензии зависит от конкретных жалоб потерпевшего, поэтому составляется в произвольной форме. Тем не менее, рекомендуется выдерживать при ее составлении определенные правила:

- в заглавной части указать название документа и номер договора услуг;

- в вводной - данные сторон (ф.и.о., наименование юридического лица, фактический и юридический адрес, адрес местожительства);

- в описательной части дать основную информацию о договоре и перечислить конкретные нарушения сделки. Этой части нужно уделить особое внимание, подкрепить ссылками на пункты договора и законы, фото- или видеоматериалами, выводами специалистов в определенной области и иными аргументами, подтверждающими некачественное предоставление услуг;

- изложить свои требования.

Законодательство, защищающее права потребителей (п. 1 ст. 29) позволяет потребовать:

  • безоплатного устранения недостатков;
  • соотносительного уменьшения стоимости;
  • покрытия расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами;
  • безвозмездного изготовления иной вещи из единородного материала такого же качества;
  • повторного исполнения (имеется в виду услуга материального происхождения).

Учтите! При повторном выполнении потребитель обязан возвратить ранее переданную ему исполнителем вещь.

Письмо подписывается, датируется и отправляется по месту предоставления некачественной услуги или по адресу, указанному в договоре.

Обратите внимание! Исполнитель от уплаты неустойки за просрочку оказания услуги не освобождается, даже если им удовлетворено требование безвозмездного устранения изъянов или повторного оказания.

Сроки устранения недостатков и возмещения убытков указываются заказчиком в тексте претензии с учетом достаточности и разумности.

Куда жаловаться на некачественные услуги?

Если исполнитель игнорирует ваш протест, за вас заступятся:

  • Роспотребнадзор – главный защищающий потребителя орган, полномочный на проведение проверки деятельности исполнителя услуг и принятия в отношении него секционных мер.
  • Органы правопорядка и прокуратура. Обращаемся к ним, если деянием исполнителя получателю услуги нанесен вред здоровью или жизни. Среди прочего, этим органам подведомственно принятие решения по факту мошенничества при ситуации, когда, к примеру, исполнитель умышленно отказывается от договорных обязательств (ст.159 УК).

Обращение в суд

Исполнитель не согласен с вашей претензией и отказался от мирного разрешения ситуации? В этом случае конфликт можно передать на разрешение суда и есть возможность взыскать с виновного материальный ущерб и моральный вред, а также потребовать неустойку.

Составлять исковое заявление в соответствии с требованиями процессуального законодательства, с указанием в нем:

  • данных истца и ответчика;
  • цены иска (сумма морального вреда в цену иска не включается);
  • информации о договоре;
  • описания оказанных услуг;
  • перечня недостатков;
  • доказательств оказания услуг ненадлежащего качества;
  • исковые требования.

Потребитель может выбрать куда подавать иск:

  • по месту фактического расположения организации или месту жительства предпринимателя;
  • по месту жительства истца;
  • по месту заключения или исполнения договора.

Что делать при оказании ненадлежащего качества коммунальных услуг?

С этого момента, в течение двух часов, сотрудники организации обязаны провести обследование помещения и результаты занести в акт установленного образца. Вместе с актом собственником заполняется заявление о перерасчете за некачественно оказанную коммунальную услугу.

Если поставщик отказывается оформить документ, жители могут это сделать самостоятельно. В таком случае акт подписывается двумя потребителями, председателем совета многоквартирного дома и передается в управляющую компанию.

Важно! Акт составляется отдельно на каждый день предоставления некачественной услуги.

В случае правомерности требования перерасчет должен быть произведен в срок не позднее 5 рабочих дней. Результаты отображаются в квитанции к оплате за следующий месяц.

Договор оказания услуг с агентством недвижимости

Положениями закона защищающего потребителя (ст. 28 ФЗ), в случае некачественного оказания услуг риелтором, заказчик вправе:

  • установить для выполнения услуги другой срок;
  • поручить ее предоставление третьему лицу за приемлемую цену и потребовать от виновного компенсации понесенных им расходов;
  • потребовать уменьшить цену;
  • отказаться исполнять договор.

Рассмотренные требования потребителя не подлежат удовлетворению, если риелтор докажет, что нарушил сроки вследствие действия непреодолимой силы или в этом виновен потребитель (п. 6 ст. 28 ФЗ).

При нежелании потребителя исполнить договор риелтор не может требовать компенсации своих затрат, произведенных на оказание услуги, а также платы за оказанную услугу, за исключением случая, если потребитель принял оказанную услугу (п. 4 ст. 28 ФЗ).

Имейте в виду! В случае некачественного оказания услуг риелтором,в части нарушения установленных сроков их оказания, потребителю за каждый день просрочки уплачивается пеня в размере 3% от цены оказания услуги.

Помимо нарушения сроков, потребители часто страдают от ненадлежащего качества услуг риэлтерских компаний, выражающихся в предоставлении недостоверной информации. За это законодателем предусмотрена ответственность.

Аннулирование договора за некачественное оказание услуг риелторами осуществляется по общепринятым правилам расторжения соглашений.

Решение суда очевидно и всего лишь дублирует существующие законодательные нормы.

Агент по недвижимости при одностороннем расторжении договора его заказчиком сможет получить компенсировать только те расходы, которые он фактически понес. Включение в договор оказания услуг положений о выплате неустойки - ограничение права стороны на односторонний отказ от исполнения договора, противоречащий положениям гражданского законодательства.

Защита своих законных прав - процесс вовсе не простой, а временами и продолжительный. Юридически грамотное общение с организацией, правильно составленные и оформленные документы – все это залог успешного разрешения возникшей проблемы. Шансы на успех выше, если этим вопросом занимается специалист в области права.

С развитием предпринимательства актуальным становится заключение различных видов сделок, договоренностей, возникновение обязательств и др. Один из наиболее распространенных видов сделок – договор.

Казалось бы, ГК РФ обстоятельно и детально регламентирует отношения возмездного оказания услуг, однако при заключении данных договоров стороны нередко допускают ошибки.

Наиболее типичные из них возникают:

- при выборе вида договора;

- при определении предмета договора;

- при приемке результатов работ.

Разберем более подробно указанные ошибки.

1. Ошибка при выборе вида договора

Как ни странно, но сложности могут возникнуть уже на этапе определения вида договора, которым будут регулироваться отношения сторон.

Последствия. Рассмотрим пример из практики. Был оформлен договор между индивидуальным предпринимателем и заказчиком, по которому исполнитель обязан был обеспечить проведение новогоднего вечера в ресторане. Заказчик совершил предоплату по договору. В связи с отказом общества от проведения новогоднего вечера, предприниматель удержал 18 450 рублей (100% от суммы предоплаты в качестве компенсации, что было закреплено договором на такой случай).

Полагая удержание предпринимателем 18 450 рублей неправомерным, заказчик обратился в суд с иском.

Проанализировав и истолковав условия договора, суды квалифицировали его как договор возмездного оказания услуг. Довод предпринимателя о квалификации договора как договора подряда не был принят. Предметом договора возмездного оказания услуг признается, исходя из п. 1 ст. 779 ГК РФ, совершение исполнителем по заданию заказчика определенных действий или осуществление им определенной деятельности. Это отличает договор оказания услуг от договора подряда, поскольку ценность представляют действия исполнителя, которые при этом могут не иметь овеществленного результата.

В рассматриваемом случае деятельность исполнителя заключалась в обеспечении проведения новогоднего вечера. По договору оказания услуг заказчик имеет право отказаться от него в любой момент, если он оплатит фактически понесенные убытки предпринимателю. Условие о штрафе по факту отказа может игнорироваться, даже при его указании в договоре.

Как правильно. Необходимо предельно точно указать предмет договора – какие именно услуги будут оказаны. Также в договоре должен быть регламентирован порядок оказания услуг. Наличие этих условий свидетельствует, что большое значение отводится именно процессу предоставления услуг. Указание данных условий поможет избежать сложностей при квалификации вида договора.

2. Ошибка при определении предмета договора

Довольно часто при описании предмета договора возмездного оказания услуг стороны ограничиваются краткой формулировкой, из-за чего непонятными остаются его суть и особенности.

Последствия. Предмет договора является существенным условием договора возмездного оказания услуг. При нечетком определении предмета суд может расценить договор оказания услуг как незаключенный в соответствии с п. 1 ст. 432 ГК РФ, т. к. для заключения договора необходимо, чтобы между сторонами в требуемой форме было достигнуто соглашение по всем существенным условиям.

Рассмотрим пример из практики. Между сторонами был оформлен договор возмездного оказания услуг. По нему исполнитель должен оказывать услуги по управлению в многоквартирных домах. По мнению исполнителя, стороны согласовали все существенные условия договора. Исполнитель выполнил взятые на себя по договору обязательства и ответчик должен был оплатить услуги общества. В подтверждение факта оказания услуг сторонами был подписан акт без замечаний и возражений. В связи с тем, что оплаты от заказчика не последовало, исполнитель обратился в суд о взыскании задолженности с заказчика.

Суд установил, что из содержания договора нельзя определить конкретный объем и вид услуг, место их оказания, субъектов, на которые направлено оказание услуг, в связи с чем пришел к выводу о несогласовании сторонами предмета договора и, как следствие, его незаключенности. Упоминание обществом подписанного сторонами акта сдачи услуг является необоснованным, так как данный документ не содержит ссылок на спорный договор и конкретного перечня оказанных услуг.

3. Ошибка при приемке результатов работ

При указании данной ошибки имеется в виду неверное оформление актов оказания услуг или не оформление их вообще.

Зачастую, если контрагентом организации является индивидуальный предприниматель, стороны идут по пути упрощенного документооборота – и не составляют акт об оказании услуг.

Несмотря на то, что оформление подобных актов по гражданскому законодательству не является обязательным, наличие подписанных актов обезопасит исполнителя по договору от недобросовестных клиентов, которые могут оспаривать сам факт предоставления услуги, настаивать на возврате денежных средств и т.п.

Суды зачастую отказывают в исках добросовестным исполнителям о взыскании оплаты с заказчика.

При этом предъявленные в суд подписанные акты оказания услуг не принимаются судом во внимание по следующим причинам:

– акт подписан неуполномоченным лицом;

– отсутствует ссылка на договор, к которому относится акт;

– указана неполная информация об объеме и списке предоставляемых услуг;

– не указана дата акта (контрагент может сослаться на нарушение сроков предоставления и подписания актов).

Следует помнить – при наличии акта с подписью заказчика повышается вероятность взыскания оплаты за фактически оказанные услуги, даже при признании договора незаключенным.

Таким образом, оформление актов оказания услуг имеет не меньшее значение, чем сам договор.

Читайте также: