Какое право колобка нарушила лиса съев его

Обновлено: 30.06.2024

Жили старик со старухой. Старик захотел колобка, старуха поскребла сусеки, помела короб, собрала муку. Из муки она испекла колобка. Поставила его на окно, а тот сбежал куда-подальше. По пути колобок встречал разных зверей: заяц, волк, медведь. От каждого колобок сумел уйти, и вот ему попадается лиса, которая съедает колобка при помощи хитрости.

Мораль сказки очевидна: дети должны слушаться родителей и им нельзя убегать от них далеко, иначе пропадут и погибнут. Ребенку вкладывается предельно простой образ: если ты уйдешь от нас далеко, то назад уже не вернешься.

Однако структура сказки сама по себе имеет много символических моментов.

Вообще, что такое сказка? Сказка – это миф, который рассказывают детям в поучительных целях. Раньше, в древние времена, люди не могли обойтись без мифов. У каждого мифа есть своя структура. Эти структуры можно найти в похожих сказках других народов.

В чем скрытый смысл колобка, который будет интересен взрослым людям?

В самом начале сказки уже говориться, что у деда с бабой муки не осталось. И это типичный случай, потому что на Руси колобки (по-другому: колоба, или колобаны) пекли ранней весной, когда праздновали Жаворонки, или по-другому Сороки (праздник, отмечаемый 22 марта, который был связан с весенним равноденствием).

Кто такой колобок? Колобок – это символ маленького человека, ребенка, который хочет стать независимым. Он хочет уйти от своего создателя, как в мифе про Адама и Еву, которые хотели стать как боги, дабы быть независимыми. Почему можно говорить о связи между колобком и человеком?

Важным становится сам процесс создания колобка. Старуха создает колобка из муки. Мука – это измельченные семена пшеницы. Символ семени. Старуха начинает создавать колобка. Для его создания необходима печка. Печь – это символ женской утробы.

Таким образом , создание колобка – это соединение мужского семени под видом муки и женской утробы под видом печки, что отсылает к процессу создания человеческого детеныша.

Идем дальше.

Колобка ставят на окно, и он сбегает.

С крыльца за двор, со двора за ворота и дальше. Здесь нужно отметить вот что: колобок – это творение культурное, пространство двора, дома, там где пребывают старуха и старик – это пространство культуры, которое человек контролирует.

Всё, что вне этого пространства – это природное, естественное, неподконтрольное, человек не имеет над этим власти. И колобок переходит из пространства культурного в пространство природное, будучи творением культурной среды. То есть он попадает в неестественную для себя среду. Тоже самое происходит с ребенком, который уходит в лес один.

Добровольный уход колобка от своих родителей называется преждевременным обрядом инициации. Инициация – это обряд, который знаменует переход человека из низкого социального статуса в более высокий статус.

Обряд инициации происходил только в том случае, когда мальчик достигал определенной зрелости, когда он становился подростком. В таком случае его отделяли от привычного образа жизни, от матери, мальчика выдергивали из детского состояния, чтобы перенести в состояние взрослого человека, который уже должен уметь нести ответственность.

Почему идея инициации важна в сказке Колобок? Потому что именно из-за того, что колобок ушел слишком рано, он не созрел, не был готов к инициации, именно поэтому он погиб. В других русских сказках, например про Ивана Дурака, обряд инициации проходит успешно. Иван Дурак проходит инициацию уже созревшим, он попадает в сказочный лес, где его встречают разные существа, в конце концов он побеждает, и женится на прекрасной девушке. Его инициация проходит успешно. Но эти сказки для более взрослых детей. В случае с колобком всё иначе.

Колобок тоже попадает в сказочный мир. Первой точкой его пути становится встреча с зайцем.

Затем колобку встретился волк, а после медведь. Сила встречающихся колобку персонажей всегда возрастает. Сначала мелкий заяц, потом более крупный волк, и после здоровенный медведь. Но колобок у нас проворный, как все маленькие дети. Поэтому он убегает от них без всяких проблем.

Но в конце колобок встречает ключевого персонажа – лису. Лиса – это символ хитрости. Она определяет мораль сказки, не понятно, врет она колобку или нет. Потому что с одной стороны лиса говорит, чтобы колобок сначала сел ей на нос, ибо она глуха и не слышит песенки колобка, с другой стороны, лиса говорит прямо колобку, чтобы он в последний раз сел ей на язычок. То есть она прямо говорит, что сожрет его.

Поэтому, сначала создается представление, будто лиса обманывает колобка, когда говорит, что он хорошенький, и чтобы сел ей на язычок. Но если вдуматься в текст сказки, то выходит, что колобок сам выкопал себе могилу из-за своей самовлюбленности, потому что лиса прямым текстом ему говорит, что в последний раз песенку свою поешь.

Таким образом , можно сделать два вывода. Во-первых, лиса воспользовалась необученностью, недостаточностью опыта колобка. Колобок не был готов к инициации, что привело к его гибели. Свобода ребенка всегда должна быть в тесной корреляции с его пониманием ответственности. У колобка не было понимания ответственности.

Во-вторых , чем дальше человек уходит из области культурного, тем выше опасность для его жизни. Колобок слишком далеко зашел и был съеден. Об этом нам хочет сказать сказка о колобке. Нужно держаться своих.

Сказка о колобке вдалбливает образ поведения в подсознание ребенка, чтобы уберечь его от неприятностей. Она говорит нам о неудачном варианте жизненного пути человека, чья безграничная свобода привела к фатальному итогу.

Читайте также: