Какое право имел раб в афинах жениться

Обновлено: 28.06.2024

Основа Афинского общества - античная собственность, для которой характерен дуализм, т. с. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность - это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну.

Полноправные афинские граждане

Метеки (иностранцы, живущие в Афинах)

Граждане Афин

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с .30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог:идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

Рождение от рабыни

По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

Государственныерабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

государство надзирает та ним как за метеком

бывший господин - патрон вольноотпущенника.

Глава семьи (kyrios) – "господин", "надзиратель" = paterfamilias. Кир нес от­ветственность за жену и детей, поэтому они находились в его полной власти, однако права на их жизнь и смерть в Афинах он никогда не имел.

В случае смерти супруга без завещания, вдова и дети пере­ходили под власть (опеку) кира ее детей, назначенного им в опе­куны. Но она могла снова вернуться к своему владыке, выдавшему ее замуж.

Больше всего власть главы семейства проявлялась в имуще­ственных вопросах. Он распоряжался всем имуществом семьи, включая приданое супруги. Но после ее смерти наследовать его могли только ее дети. Жена могла совершать только мелкие сделки: остальные сделки - недействительны, т. к. она находилась под властью мужа.

Глава семьи был еще и главой семейного культа. Обряд признания детей от данного брака своими. Если обнаруживалось, что он был обманут, он брал свое признание назад. Для статуса законноро­жденного очень важно было формальное заключение брака.

Афинах брак считался законным, если родители имели гражданство города, браки с метэками и ино­странцами вели для детей от таких браков к умалению их статуса, а иногда и преследовались. Обязатель­ное условие законности брака - заключение брач­ного контракта с киром (опекуном) женщины. Суть контракта - переход под власть нового господина - мужа. + устанавливался размер приданого и т. п.

Развод - известен. Инициато­ром могли быть обе стороны. Но муж имел больше сво­боды: достаточно отослать же­ну в дом к тестю. Супруга могла ходатайствовать о разводе только перед архонтом. Приданое в обоих случаях муж обязан был вернуть. Основанием для развода могла быть супружеская неверность. Детей оставляли всегда с отцом. Муж мог свободно убить любовника жены, если он их заставал вместе.

Либеральное отношение к инцесту. Но запрещались брачные связи с прямыми нисходящими и восходящими (с боковыми родственниками – можно).

Недостаток законных невест компенсировался в Афинах институтом организованной проституции. Проституток закон разделял на два вида: гетэра (могла быть и конкубиной) и porne - обычная проститутка. Статус и тех и других мог быть свободным или несвободным. Если - сво­бодные, то, как правило, не гражданки Афин. Дети наложниц наследниками не являлись, только если не получали самостоя­тельно гражданских прав.

К наследованию имущества допускались все сыновья в рав­ных долях без различия их старшинства. Раздел наследства - жребием. Завещание - известно, но запрещалось по нему устранять кого-либо от наследства. Исклю­чение - передача наследства по завещанию боковым родственников, если у наследодателя не было прямых наследников.

При отсутствии наследников мужского пола наследником считал­ся будущий внук, до появления и совершеннолетия которого дочь только хранила имущество и управляла им. Мужа ей искал опекун (ближайший агнат) или архонт. Если она заму­жем, но в бездетном браке, ее агнат имел право потребовать ее развода и жениться на ней, предварительно разведясь с собствен­ной женой. Если она была бесприданницей и сиротой, приданое ей давал архонт за свой счет при условии, что замуж он ее выдает не за ее агнатов.

При отсутствии вообще нисходящих родственников и усыновленного архонт призывал к наследству боковых родственников: 1-ая очередь - братья умершего и их нисходящие; 2-я - сестры и их нисходящие; 3-я - все другие агнаты отца; 4-я очередь - когнаты и их нисходящие. Наследования восходя­щими (пережившими родителями) – не было.

Споры о наследстве разбирал архонт - для граждан и полемарх - для метэков. Иск о праве на наследство подавался архонту в пись­менном виде. Он передавал его для оглашения в Экклесию, чтобы вызвать возможных претендентов. Если никто не предъявлял прав, архонт передавал наследство истцу. Во остальных случаях архонт учреждал суд исагогов, которые под его предсе­дательством рассматривали дело и выносили решение. Срок ис­ковой давности по делам о наследстве - 5 лет. В течение этого срока любое лицо могло потре­бовать пересмотра дела.

Основа Афинского общества - античная собственность, для которой характерен дуализм, т. с. сосуществование частной и общественной (государственной) собственности. Общественная собственность - это серебряные рудники, золотые прииски, мраморные каменоломни, удовлетворяла не только общегосударственные нужды, но и объединяла всех полноправных граждан в единый слой рабовладельцев. Доходы от нее распределялись поровну.

· Полноправные афинские граждане

· Метеки (иностранцы, живущие в Афинах)

Граждане Афин

Рекомендуемые файлы

В такие списки заносились юноши и девушки по достижении 18 лет. После 2-х лет военно-воспитательного курса обучения, т. е. в 20 лет. юноша становится полноправным гражданином.

С 20 лет - гражданское полноправие, включает права (принимать участие в народном собрании, выступать на нем и вносить законопроекты, занимать должности с .30 лет) и обязанности (соблюдать законы и выполнять повинности в пользу общества). В экономическом отношении граждане были неравны. Господствовали богатые землевладельцы, купцы, владельцы ремесленных мастерских. Государство накладывало на них финансовые повинности в пользу общества - ЛЕТУРГИИ:

1. ХОРЕГИЯ - покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографических состязаний, содержание хоров.

2. ГИМНАСИАРХИЯ - устройство гимнастических игр и состязаний

3. ТРИЕРАРХИЯ - снаряжение корабля, построенного государством и содержание его боевой готовности.

Государство заботилось об инвалидах, сиротах. Так, сироты воинов, убитых в борьбе за Родину, содержались и воспитывались государством до 18 лет. Более 20 тыс. граждан содержалось за счет государства с получением жалования за исполнение государственных функций.

С целью избавиться от избытка населения и ослабить остроту противоречий бедные-богатые ввели меру КЛЕРУХИИ (колонии - поселения Афинских граждан, которые основывались на завоеванных землях или на землях Афинских союзников.)

Государство наделяло поселенцев землей без права отчуждения, то есть земля отдавалась не в собственность, а во владение Поселенцы сохраняли за собой Афинское гражданство. С 460 по 410 г.г. до н. э. было основано около 10 тысяч клерухиев. Одни клерухии, оставаясь в подчинении законам и высшей юрисдикции Афин, составляли общины с местным самоуправлением. Другие возникли в уже существующем городе/селении и являлись гарнизонами Афинских граждан среди местного населения.

Итог: идеалом Афинского гражданина был свободный человек, обладавший известным достатком, физически развитый и получивший воспитание. Служение отечеству было высшей честью, следовательно, к этому надо быть готовым.

Имели некоторые гражданские права, но были лишены политических прав (являться в народное собрание, участвовать в народном суде). Это не избавляло от обязанностей в пользу государства (налоги: поголовная подать, за право заниматься торговлей, прямой, вносили чрезвычайные сборы и служили в армии). Были ограничены в праве приобретать недвижимость, а землю могли брать только в аренду. Браки метеков и граждан были незаконны, рожденные от них дети не становились гражданами. Метеки не имеют права выступать в суде и должны иметь патрона из числа граждан, который был посредником между ним и государством.

Метек, не включенный в общественный список, заключался в тюрьму, а не уплативший налоги продавался в рабство. За особые заслуги могли получить афинское гражданство, но не могут быть жрецами и архонтами.

В Афинах от 70 до 150 тыс. рабов, а граждан 30-40 тыс. чел. Источники рабства:

· Рождение от рабыни

· По судебному приговору (за присвоение метеком Афинского гражданства)

Рабы: государственные, частные

Государственные рабы могли иметь свое хозяйство, семью. Из их числа формировалась государственная полицейская стража, тюремные служащие и судебные исполнители, писцы, глашатаи, работники монетных дворов.

Рабство считалось нормой. Частные рабы работали в сельском хозяйстве. Часто рабовладельцы отпускали своих рабов на оброк. Иногда они открывали на средства хозяев мастерские. Их можно было арендовать. Нельзя было господину самовольно убивать раба. За истязание раба он мог бежать от господина и искать убежища в святых местах, где нельзя было ловить бежавшего, и тот мог продаваться другому господину.

Раб был собственностью, вещью господина, одушевленным орудием. Когда свободный человек подвергался штрафу, раб отвечал своим телом. К рабу допускалась пытка. Его представитель на суде - господин. Наряду с рабским, был и свободный физический труд (каменщик, плотник).

В лекции "7 Средства для наркоза" также много полезной информации.

Рабство усиливало перевес капитала, способствовало увеличению имущественного неравенства, вынуждало государство заботиться о неимущих гражданах и содействовало наступлению тех социальных кризисов, которые погубили Грецию.

Рабы могут быть отпущены на волю государством или своим господином. Это делалось по постановлению Народного Собрания за заслугу перед государством. Хозяин освобождал раба путем публичного объявления. С момента отпуска раб - вольноотпущенник и попадал под двойную власть:

1. государство надзирает та ним как за метеком

2. бывший господин - патрон вольноотпущенника.

Читайте также: