Какое понятие шире гражданское общество или правовое государство

Обновлено: 02.07.2024

Подходов к определению гражданского общества в науке множество. Наиболее часто выделяют главный признак гражданского общества - свобода от контроля государства и возможность реально влиять на власть. Таким образом, гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан, добровольно сформированных общественных организаций, союзов, ассоциаций, в которую прямо не вмешивается государство. Другими словами - это сфера жизни граждан, независимая государства.

Примером проявления деятельности гражданского общества является родительский комитет школы - независимая структура, которая контролирует деятельность учебного заведения, влияет на принимаемые директором решения с учётом мнения учащихся и родителей. Другим примером можно считать независимый союз экологов. Граждане-члены этой организации участвуют в митингах, разрабатывают и предлагают законопроекты должностным лицам государства в области защиты природы и экологии. Власть, принимая решения, вынуждена учитывать мнение независимых общественных (некоммерческих) организаций, которые и составляют основу гражданского общества.

Гражданское общество сложилось далеко не сразу, да и не во всех государствах оно представлено в настоящее время. Для его появления необходимы условия:
- гарантии частной собственности как на личное имущество, так и на средства производства. Граждане никогда не будут критиковать действия государственной власти, зная о том, что они пользуются его имуществом;
- гарантии индивидуальной свободы и самостоятельности личности. Это важнейшее условие, ибо если не будет свободы - не будет и самостоятельного проявления гражданами общественной инициативы;
- демократический политический режим. Авторитаризм и тоталитаризм не допускают свободы;
- высокий уровень правосознания граждан. Только такой уровень позволит гражданам грамотно заявлять о своей позиции тем, от кого прямо зависит политика государства;
- народный суверенитет (верховенство народа в политике). Для формирования гражданского общества необходимо, чтобы народ чувствовал возможности влиять на политику, например, через референдум или выборы;
- верховенство и полновластие народа;
- справедливость законов и обязательность их исполнения всеми без различия статусов;
- свобода слова и формирования общественного мнения.

Особенность гражданского общества - в преобладании горизонтальных связей между людьми. Эти связи предполагают конкуренцию и солидарность людей без выделения привилегий, различий статусов и т.п. Это не властные отношения, которые подразумевают господство одного над другим - т.е. вертикальные связи. Именно горизонтальные связи являются базой для развития свободы и частной инициативы людей.

Можно выделить функции гражданского общества:
- защищает человека от возможного произвола государства и носителей власти;
- способствует формированию демократии, правового государства;
- контролирует политику государства и решения властных органов, не допуская несправедливых решений;
- помогает воспитанию и социализации граждан;
- защищает интересы людей.

Гражданское общество неразрывно связано с правовым государством. Правовое государство - это государство, ограниченное в своих действиях законом и признающее права человека высшей ценностью. Так, например, Россия, являясь правовым государством, в статье 2 Конституции заявляет: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью государства". Идея правового государства стала воплощаться в жизнь некоторых стран только в последней трети ХХ века.

Можно выделить признаки такого государства:
- верховенство права во всех сферах жизни общества и деятельности государства;
- эффективная система контроля за соблюдением закона в лице независимого и справедливого суда, а также прокуратуры, полиции и т.д.;
- реальное разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную;
- незыблемость прав человека как высшей ценности. В правовом государстве случаи нарушения прав человека не могут быть полностью исключены - это невозможно в принципе, однако государство ведёт эффективную борьбу с этими нарушениями;
- взаимная ответственность государства и общества;
- политический и идеологический плюрализм (многообразие политических идей, идеологий, отсутствие запрета на них).

Гражданское общество и правовое государство - величайшие завоевания и ценности современности. Их развитие - залог совершенствования всего мирового сообщества.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Гражданское общество – это совокупность негосударственных отношений и институтов, выражающих частные интересы граждан в различных сферах.

Общественное объединение -некоммерческое самоуправляемое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей.

Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1 Боголюбов Л. Н. , Городецкая Н.И., Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Базовый уровень – М.: Просвещение, 2014. – С. 240 – 247.

2. Боголюбов Л. Н., Аверьянов Ю. И., Басик Н. Ю. и др. / Под ред. Боголюбова Л. Н., Аверьянова Ю. И. Обществознание. Школьный словарь. 10-11 классы.– М.: Просвещение, 2016 г.

3.Боголюбов Л. Н. , Лазебникова А. Ю. и др. Обществознание. 11 класс. Профильный уровень – М.: Просвещение, 2018. – С. 190 – 200.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Государство является основным институтом политической системы общества. Человечество давно задумывалось над вопросом, как подчинить государство праву. Такое государство сегодня называют правовым. Понятие правовое государство ввел Иммануил Кант. Правовое государство - это демократическое государство, в котором соблюдаются принципы верховенства права, гарантируются права и свободы граждан, осуществляется принцип разделения властей, существует взаимная ответственность гражданина и государства.

Верховенство права означает подчинение закону всех граждан, должностных лиц, организаций и самого государства. Законы в правовом государстве должны быть правовыми, то есть гуманными, справедливыми, закреплять естественные, неотъемлемые права каждого человека.

Незыблемость и гарантированность прав и свобод человека – еще один признак правового государства. Он предполагает, что все права и свободы человека должны быть не только провозглашены, но и гарантированы самим государством.

Установление и реализация принципа взаимной ответственности личности и государства. Ответственность государства в том, что оно обязуется гарантировать соблюдение прав человека, а ответственность личности в том, чтобы пользоваться своими правами в пределах, установленных законом, и строго исполнять свои обязанности.

Принцип разделения властей означает независимость , строгое разграничение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной, исполнительной и судебной. Для того, чтобы воспрепятствовать сосредоточению власти в руках одного органа, существует специальная система сдержек и противовесов. Эта система возможна лишь в условиях демократического конституционного строя. При тоталитарном режиме сконцентрированная в одних руках государственная власть не терпит в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. Конституция РФ, объявив разделение властей одной из основ конституционного строя, конкретизировала принцип системы сдержек и противовесов. К примеру, Государственная Дума может выразить правительству вотум недоверия и заставить его уйти в отставку, угрожать президенту отрешением от должности, а президент, со своей стороны, может распустить Государственную Думу, имеет право вето в отношении законов, принятых Федеральным Собранием.

Признаки гражданского общества

  • Самодеятельность и инициатива граждан
  • Высокий уровень политической культуры
  • Ответственность граждан за происходящее в стране
  • Признание ценности прав и свобод личности

В социальной сфере – это семья, общества по интересам, профессиональные союзы, национальные общества и другие. В экономической сфере люди объединяются главным образом для удовлетворения материальных потребностей. В этой подсистеме создаются различные производственные, торговые и другие организации, например союзы предпринимателей, фермеров, частные банки и другие. В духовной сфере люди объединяются в различные объединения для удовлетворения потребностей в образовании, творчестве, религии. Например, к институтам гражданского общества в этой сфере относятся церковь, союзы писателей, композиторов, негосударственные СМИ и так далее. В политической сфере, удовлетворяющей потребности людей в участии управлением государства, действуют такие институты, как органы местного самоуправления, партии, общественно-политические объединения.

Какие же задачи выполняет гражданское общество?

  1. Способствует социализации граждан, обладая независимыми от государства средствами и санкциями, заставляющими человека исполнять социальные нормы;
  2. Защищает интересы граждан от незаконного вмешательства государства;
  3. Способствует гуманистическому развитию всей политической системы общества.

Важным институтом развитого гражданского общества являются общественные объединения -некоммерческие самоуправляемые формирования, созданные по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации совместных целей. Они могут создаваться в виде общественных организаций, общественных движений, политических партий, общественных фондов. Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественное движение - это состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Отличительными признаками общественно-политических движений являются:

  1. Стремление не к завоеванию политической власти (в отличие от политической партии), а к воздействию на власть; стремление заставить ее выполнить свои требования;
  2. Не имеет строгой организационной структуры;
  3. Идеологическая пестрота: не требует идеологического единения участников;
  4. Имеет очень широкую социальную базу (к одному и тому же движению могут принадлежать представители различных социальных, идеологических, конфессиональных и других групп).

Выделяют следующие типы общественных движений:

  1. По отношению к существующему строю: консервативные; реформаторские; революционные.
  2. По демографическому признаку: женские, студенческие и другие.
  3. По масштабам: международные; национальные; региональные.
  4. По методам: легальные, нелегальные;
  5. По целям: этнополитические; экологические; антивоенные и другие.

Правовое государство и гражданское общество являются ведущими демократическими ценностями. Они способствуют тому, чтобы жизнь человека была насыщенной и счастливой.

Примеры и разбор решения заданий

  1. Найдите в приведенном списке элементы, характеризующие гражданское общество

Варианты ответа:

1) политические партии;

4) министерство образования.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Гражданское общество — это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп. Гражданское общество основано на уважении к праву, ориентировано на конкретного человека, обеспечивает свободу развития личности, реальность прав и свобод человека, вырабатывает механизмы контроля за деятельностью государства.

Гражданское общество — это сообщество свободных индивидов, располагающих комплексом прав в различных сферах общественной жизни. В экономической сфере каждый индивид выступает собственником, т.е. реально обладает средствами, необходимыми для его нормального существования. В социальной сфере индивид принадлежит к определенной социальной группе, однако он вправе самостоятельно определять эту принадлежность. В политической сфере индивид не зависит от государства, может быть или не быть членом какой-либо политической партии, участвовать или не участвовать в выборах и т.д. В духовной сфере индивид располагает свободой своего культурного развития.

В гражданском обществе обеспечиваются права и свободы человека. В нем действуют разнообразные общественные институты (партии, профсоюзы, объединения и т.д.), позволяющие реализовывать потребности и интересы индивида. Гражданское общество обладает возможностью к саморазвитию, независимо от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать влияние государственной власти.

Гражданское общество развивается вместе с государством, которое впитывает некоторые его черты. Таким образом, государство движется по пути к правовому. В этом смысле правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества. В состав гражданского общества входят социально-экономические отношения и институты, общественные объединения, профсоюзы и политические партии, сфера воспитания, образования, науки и культуры, средства массовой информации, семья, церковь и др. Все они составляют структуру гражданского общества, которая представляет собой внутреннее его строение, отражающее многообразие и взаимодействие всех составных частей.

Гражданское общество включает в себя три уровня общественных отношений. Первый из них связан с воспроизводством человека, воспитанием детей, семьей, бытом, образованием, культурой. Второй охватывает сферу экономики с многообразием действующих здесь субъектов. Третий уровень связан с политической жизнью общества, субъектами которой выступают граждане, их объединения и государство.

Гражданское общество тесно связано с политической системой общества. И там, и там действуют одни и те же субъекты. Тем не менее структура гражданского общества шире, чем структура политической системы. В последнюю не входят семья, воспитание, образование, социально-экономические отношения. Через политическую систему гражданское общество тесно связано с государством. Становлению и развитию гражданского общества способствуют культурное состояние общества, правовой характер государства, расширение прав и свобод граждан. Доминирование государства над обществом — основное препятствие развития гражданского общества. В условиях демократии общество добивается децентрализации государственной власти за счет расширения прав самоуправления, укрепляется представительный принцип в формировании высших органов власти. Все это усиливает контроль за государством со стороны общества и создает условия для полной реализации прав и свобод граждан.

Гармоничное развитие и взаимодействие гражданского общества и государства затруднено рядом объективных причин. Государство построено как вертикальная система органов, связанных отношениями субординации. Главная функция государства — управление обществом. Нередко она реализуется в ущерб общественным интересам. Гражданское общество построено на горизонтальных связях его субъектов, взаимодействующих на началах свободы и равенства. Деятельность государства осуществляется на основе права, тогда как жизнь гражданского общества выходит за рамки правовых норм.

Устранение противоречий между гражданским обществом и государством, установление приоритета прав личности и свободного ее развития в деятельности государства должно привести к формированию правового государства.

Правовое государство — это такая организация государственной власти, при которой наиболее полно обеспечиваются права и свободы человека, а деятельность государства и его взаимоотношения с гражданами и их объединениями строится на основе норм права.

Идея правового государства возникла в глубокой древности как реакция на произвол и злоупотребление властью. Средство от всевластия государства нашли в праве, которое, имея преимущественно формально-определенный характер и письменную форму, может регламентировать полномочия государства, определив пределы его вмешательства в жизнь общества, и закрепить права и обязанности граждан.

О значении закона говорили философы древности. Пифагор худшим из зол считал беззаконие и произвол, а высшей добродетелью — соблюдение законов. По мнению Платона, если закон не имеет силы, неизбежна гибель государства. Аристотель подчеркивал, что там, где отсутствует власть закона, не может быть государственного строя. Древнеримский политик и оратор Цицерон утверждал, что право должно основываться на справедливости, права человека принадлежат ему от природы, поэтому под действие закона должны подпадать все граждане и даже рабы, а не только узкий круг избранных лиц, стоящих у власти.

Идея правового государства получила свое дальнейшее развитие в трудах философов Нового времени. Так, К.Ясперс считал, что государство является правовым, если в нем действует свобода, основанная на законах, и приводил в пример Англию, где существует реальное уважение к праву и суду. По мнению Д.Локка в правовом государстве должен действовать закон, обеспечивающий естественные права человека. Государство должно устанавливать такие законы и охранять их от нарушений.

Ш. Монтескье связывал господство гражданской и политической свободы с установлением режима законности и безопасности граждан. В развитие этого утверждения он разработал теорию разделения властей, взаимно уравновешивающих друг друга. И.Кант поддерживал идею разделения властей, подчеркивая принцип верховенства народа, который проявляется в праве народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции. Государство, действующее на основе конституционного права, выражает волю народа и не может ограничить личную свободу граждан. Если государство уклоняется от этого правила, то оно может потерять доверие граждан.

Д.Дидро считал, что государство возникает в результате общественного договора, по которому люди передают государству часть своих прав ради обеспечения остальных и объединения общей воли и интересов. Таким образом, государственная власть основана на воле народа. Именно он является носителем суверенитета. Главная же цель государства состоит в обеспечении и защите прав граждан.

Г. Гегель видел в государстве наиболее совершенную организацию общественной жизни, построенной на правовой основе. Он приравнивал государство к праву, только более развитому и содержательному, включающему в себя весь комплекс прав личности, семьи и общества. Государство в таком его понимании выступает, по словам Гегеля, царством реализованной свободы.

В российской политической мысли идея государства, подчиненного праву, нашла отражение в трудах А.Н.Радищева, П.И.Пестеля, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского и др. На рубеже XIX — XX вв. концепцию правового государства разрабатывали Н. М. Коркунов, П.И.Новгородцев, С.А.Муромцев, Г.Ф.Шершеневич и др. В советской правовой науке идея правового государства отрицалась как буржуазная. Лишь в последние годы, особенно после принятия Конституции 1993 г., рассмотрению основ правовой государственности стало уделяться пристальное внимание.

В настоящее время в конституциях многих государств (ФРГ, США, Российской Федерации, Франции, Австрии и др.) есть положения, определяющие эти государства как правовые. В действительности правовое государство скорее идеал, который пока не достигнут, но к которому надо стремиться. В первую очередь это касается России, которая делает только первые шаги на пути к правовой государственности.

Идея правового государства стала востребованной и получила основополагающее свое развитие в период буржуазных революций в Европе, покончивших с периодом феодализма. С того времени идет длительный процесс становления правовой государственности во многих странах. В ряде государств он имел поступательное движение, в некоторых — был прерван установлением тоталитарных режимов (например, фашистский режим в Германии). Все это доказывает, что для формирования правового государства требуется создание ряда объективных предпосылок.

В современной науке выделяют так называемые основы правового государства — предпосылки его формирования. Экономической основой выступает многоукладная экономика, в рамках которой существуют различные формы собственности. Государство устанавливает правовые основы цивилизованной конкуренции, не допуская монополизации в экономике, ущемляющей интересы потребителей. Социальную основу составляют сформированные институты гражданского общества, создающие условия для всестороннего развития личности. В социальной структуре общества доминирует средний класс, служащий залогом политической стабильности. Гражданское общество выступает в качестве противовеса государству, наблюдает за его действиями, следит, чтобы они не выходили за рамки закона. Политическая основа проявляется в суверенитете государства, гармонично сочетающем суверенитет народа и национальный суверенитет. Нравственная основа состоит в утверждении в обществе принципов гуманизма, приоритета прав и свобод личности, уважения к правам других людей.

Правовое государство может возникнуть только там, где общество имеет стойкие демократические, политические, культурные традиции. Ценности гуманизма и справедливости должны разделяться всеми членами общества. Государство развивается вместе с обществом, поэтому становление гражданского общества служит необходимой предпосылкой формирования правового государства. Становление правового государства требует высокого уровня правовой культуры и правосознания. Только в этих условиях будут полностью исполняться предписания правовых норм. Напротив, построение правового государства затруднено в том обществе, где существуют проявления правового нигилизма.

В правовом плане предпосылкой формирования правового государства должно стать создание правовых законов, провозглашающих принципы равенства и справедливости и отвергающих произвол государственной власти. На основе этих законов утверждается правовой характер взаимоотношений государства и граждан, основанный на установлении их взаимных прав и обязанностей. При этом права и свободы граждан рассматриваются как объективные и неотчуждаемые, а их защита составляет одну из основных обязанностей государства. Наконец, должны быть созданы такие механизмы, которые исключили бы возможность монополизации власти каким-либо одним лицом, политической партией или государственным органом. Эти механизмы состоят в разделении властей на законодательную, исполнительную и судебную, конституционной регламентации их полномочий и контроле за их деятельностью со стороны общества.

Созданное на таких основах правовое государство должно обладать следующими основными признаками:

— взаимная ответственность государства и личности.В правовом государстве не только граждане несут ответственность перед государством, но и государство несет ответственность перед гражданами. Ответственность личности перед государством строится на правовых началах. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер и соответствовать тяжести правонарушения. Ответственность государства проявляется в ответственности отдельных его органов и должностных лиц. Это, например, ответственность правительства перед парламентом, депутатов — перед избирателями, юридическая (дисциплинарная, уголовная и др.) ответственность должностных лиц и т.д.;

— разделение властей.Разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную предотвращает возможность злоупотреблений со стороны любой из них. Каждая из властей занимает определенное место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей функции. При этом признак разделения властей станет жизнеспособным, если он будет обеспечиваться системой сдержек и противовесов. Равновесие властей поддерживается специальными организационно-правовыми мерами, которые гарантируют их не зависимость и взаимоограничение. В федеративном государстве рассматриваемый признак дополняется вертикальным разделением властей между федеральным центром и субъектами федерации;

— идеологический и политический плюрализм. В правовом государстве существует реальная возможность излагать и пропагандировать свои политические взгляды. В обществе на равных функционируют различные политические организации, ведущие борьбу за власть цивилизованными демократическими способами. Каждый гражданин самостоятельно решает, каких взглядов ему придерживаться, какой партии принадлежать.

Вопросы и задания

2. Что такое правовое государство? Какие этапы прошло развитие идеи правового государства?

3. Какие предпосылки необходимы для создания правового государства?

4. Назовите признаки правового государства.

5. Какие проблемы формирования правового государства существуют в современной России?

6. Прочитайте высказывания философов и правоведов прошлого и объясните, как их взгляды повлияли на развитие идеи правового государства.

Конгресс, 4 июля 1776 г.

Принята единогласно тринадцатью Соединенными Штатами Америки

Когда ход событий приводит к тому, что один из народов вынужден расторгнуть политические узы, связывающие его с другим народом, и занять самостоятельное и равное место среди держав мира, на которое он имеет право по законам природы и ее Творца, уважительное отношение к мнению человечества требует от него разъяснения причин, побудивших его к такому отделению.

Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства становится губительной для самих этих целей, народ имеет право изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разумеется, благоразумие требует, чтобы правительства, установленные с давних пор, не менялись под влиянием несущественных и быстротечных обстоятельств; соответственно, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствуют о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становятся правом и обязанностью народа. Эти колонии длительное время проявляли терпение, и только необходимость вынуждает их изменить прежнюю систему своего правительства. История правления ныне царствующего короля Великобритании — это набор бесчисленных несправедливостей и насилий, непосредственной целью которых является установление неограниченного деспотизма.


Сейчас нам часто приходится слышать понятия правовое государство и гражданское общество. Узнаем кратко о гражданском обществе и правовом государстве. Изучение данного вопроса в статье представлено по плану: рассмотрение понятия правового государства, а затем гражданского общества.


Правовое государство

Это такая форма государства, в котором обеспечиваются права и свободы граждан, и власть всегда действует в рамках закона.

Есть высказывания известных людей, ученых, которые четко определяют понятие правового государства. Например, слова юриста Б. А. Кистяковского: “Правовое государство – это высшая форма государственного быта, которую выработало человечество как реальный факт”.

Признаки правового государства:

  • в политической системе главную роль играют юридические законы, то есть действует верховенство права;
  • незыблемость прав и свобод граждан;
  • разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную, недопущение сосредоточения власти в одних руках;
  • социальная политика государства, то есть направленная на поддержку всех слоев общества, взаимная ответственность государства и граждан;
  • связь с гражданским обществом.

Трудности формирования правового государства в России:

  • необходимость преодоления многих проблем: коррупции, преступности;
  • низкая правовая культура людей, то есть нежелание участвовать в политической жизни, изучать законы.

Но несмотря на эти проблемы, в нашей стране сделаны попытки приблизить государство к правовому.

которые читают вместе с этой





Законодательная ветвь власти представлена двухпалатным парламентом – Советом Федерации и Государственной Думы. Исполнительную власть осуществляет Правительство Российской Федерации. Судебная власть находится в ведении судов и является независимой и самостоятельной. Главой государства является президент. Все эти ветви власти действуют обособленно, но при этом имеют и особые формы взаимодействия.


Гражданское общество

Под гражданским обществом понимают те области человеческой жизни, в которых граждане действуют свободно в рамках законов и не подвергаются прямому вмешательству власти. Гражданское общество – совокупность негосударственных форм образований и организаций, которые самостоятельно решают определенные вопросы и цели.

Признаки гражданского общества:

  • свобода действия граждан, ограниченная лишь законами государства;
  • возникновение различных объединений, союзов: например, рабочих профсоюзов, женских, детских организаций, союзы деятелей культуры, негосударственных средств массовой информации, благотворительных фондов;
  • активное участие органов местного самоуправления в принятии государственных решений, имеющих значение для всех субъектов страны, равное соотношение роли центральных и местных органов

Таким образом, гражданское общество включает в себя совокупность негосударственных организаций, которые ставят своей целью реализовать интересы людей, их потребности, устранить существенные различия между возможностями центральных и местных органов власти.

Говоря о гражданском обществе, нужно сказать, что сейчас в нашей стране также происходят попытки его создания, преодоления различий между российским обществом и обществом развитых стран.

Аргументом в пользу этого является создание в 2006 года Общественной палаты, которая объединяет представителей общественных объединений.

Цели создания Общественной палаты:

  • привлечение граждан к политике;
  • помощь в реализации инициатив граждан по улучшению системы управления;
  • получение независимой оценки законопроектов.

Это событие неоднозначно оценивается в общественном мнении:

  • с одной стороны, это признак того, что власть готова создавать механизмы взаимодействия общества и государства;
  • с другой стороны, взаимосвязь этих сторон в решении некоторых вопросов оказалась чисто номинальной, так как власть не хотела прислушиваться к мнению общественных организаций.

Что мы узнали?

Гражданское общество и правовое государство – это важные явления современного общества, к достижению которых должны стремиться все страны, так как именно эти формы организации жизни людей способствуют установлению справедливого порядка, дают возможности для полной реализации своих интересов, потребностей.

Гражданское общество и государство

  1. В широком значении: принимается во внимание тот фрагмент общественной жизнедеятельности, которая не охватывается государством и его структурами. В данном контексте гражданское общество появляется с образованием государства и отмежёвывается от него в качестве самостоятельной сферы, которая не зависит непосредственным образом от этого государства. Необходимо акцентировать внимание на том, что широкое значение трактовки гражданского общества подразумевает совместимость не только с демократией, но и с авторитаризмом. Вместе с тем лишь при тоталитарном режиме возможно абсолютное или же фрагментарное поглощение гражданского общества политической властью.
  2. В узком значении: гражданское общество представляется диаметральной стороной государства правового, поскольку данные элементы друг без друга не существуют. Идеи гражданского общества о беспристрастии власти, о процветании и свободе личности вполне соотносятся с идеями о главенстве права, единстве закона и права, законодательном разделении функций разнообразных ветвей государственной власти. Необходимо подчеркнуть, что гражданское общество эволюционирует совместно с государством на пути к статусу правовому. Возникновение правового государства следует рассматривать как результат становления гражданского общества, а также условие его последующего усовершенствования. Данное положение подразумевает то, что и государство, и социальные группы, не исключая и отдельных личностей, признают приоритет права, находясь при этом в равном положении.

Среди основных идей и принципов, которые выступают основой для гражданского общества (вне зависимости от особенностей страны), традиционно выделяют:

  • рыночные отношения, разнообразие форм собственности, а также экономическую свободу;
  • принцип равенства всех членов общества перед законом, гарантирование правовой и социальной защиты личности. Не менее актуально в данном контексте отсутствие вмешательства в личную жизнь граждан со стороны государства;
  • одним из существенных принципов является существование правового государства, в котором реализуется практика разделения властей, постоянно взаимодействующих между собой;
  • наличие политического и идеологического плюрализма, обеспечение многопартийности, а также представительной и непосредственной демократии.

В современной политологии гражданское общество часто рассматривается в качестве определённого сообщества независимых личностей, обладающих конкретным набором прав в разнообразных областях общественной жизни:

  • в экономической сфере любой человек фактически владеет средствами, необходимыми для адекватного существования, то есть является собственником;
  • социальная сфера характеризуется принадлежностью человека к конкретной социальной группе, хотя каждый имеет полное право решать вопрос принадлежности по своему усмотрению;
  • в политической области члены общества не пребывают в зависимости от государства, поскольку могут сами определять своё участие либо неучастие в какой-либо политической партии или организации, игнорировать или же принять участие в выборах и пр.;
  • духовная сфера — любому человеку гарантирована полная свобода в выборе своего культурного развития.

В своём развитии гражданское общество базируется на признании права, ориентируется на определённого человека, обеспечивая при этом простор для развития конкретной личности. Характерной особенностью гражданского общества следует назвать его отличие от государственных структур, в которых доминируют вертикальные (подчинения) связи, в то время как для гражданского общества традиционны горизонтальные (согласования) связи, то есть отношения соперничества и солидарности, поддержки и изолированности между равноправными субъектами. В гражданском обществе существуют различные общественные институты (профсоюзы, политические партии, разнообразные объединения), которые позволяют гарантировать интересы и потребности каждой личности. Гражданское общество характеризуется потенциалом к развитию самостоятельно, независимо от государства, что позволяет ему сдерживать воздействие государственной власти.

Гражданское общество состоит из многих элементов: сюда следует относить общественные объединения и политические партии, профсоюзы, социально-экономические институты, средства массовой информации, сферу образования и воспитания, церковь, семью и т. д. Данные составные части являются структурой гражданского общества, которая отражает его внутреннее устройство, подчёркивающее разнообразие и взаимодействие всех ключевых звеньев.

Гражданское общество обладает собственными внутренне присущими ему источниками развития, которые являются независимыми от государства. Именно они позволяют обществу сдерживать властные полномочия в деятельности государства. Среди важнейших характерных особенностей развития общества нужно отметить гражданскую инициативу, представляющую собой сознательную и энергичную деятельность, целью которой является общественное благо. Комбинация инициативы с некоторыми моральными категориями (такими, как гражданский долг, совесть) выступает убедительным средством последующего прогрессивного развития гражданского общества.

Гражданское общество представляет собой разнообразие отношений самостоятельных и равноправных личностей (без ключевого воздействия со стороны государства), развивающиеся в условиях правовой государственности и рынка. Его создание происходит, как правило, инстинктивно и снизу, выступая итогом социального и духовного освобождения людей, превращая их в свободных граждан государства (но никак не подданных), которые обладают чувством собственного достоинства и не боятся ответственности за принимаемые решения.

В структуре гражданского общества можно выделить три уровня общественных отношений:

I уровень — охватывает сферу, связанную с воспроизводством человека, воспитанием подрастающего поколения, семейными отношениями, образованием;

II уровень — подразумевает экономическую сферу, в которой действуют разнообразные существующие здесь субъекты;

III уровень составляет политическая жизнь общества, основными субъектами в которой действуют граждане, созданные ими объединения, а также государство.

Характерной особенностью гражданского общества выступает его тесная связь с политической системой в обществе, поскольку в них функционируют одинаковые субъекты. Однако вместе с тем структура гражданского общества гораздо шире, нежели структура политической системы, так как последняя не включает в себя такие элементы, как социально-экономические отношения, семья, воспитание и образование. Посредством политической системы гражданское общество вплотную связывается с государством. Формированию и дальнейшему развитию гражданского общества содействуют:

  • правовой характер данного государства;
  • культурное состояние конкретного общества;
  • увеличение объёма прав и свобод членов общества.

Главной же преградой на пути эволюции гражданского общества является преобладание государства над обществом. При демократическом режиме общество способно добиться децентрализации государственной власти благодаря расширению прав самоуправления, кроме того, происходит укрепление представительного принципа в комплектовании высших органов власти. Данные меры способствуют усилению контроля обществом государства и формируют предпосылки безусловному гарантированию прав и свобод граждан.

На пути сбалансированного развития и взаимоотношений между гражданским обществом и государством стоит ряд объективных факторов. Главным из них является построение государства в виде вертикальной системы органов власти, которые связаны отношениями подчинения. Основной же функцией любого государства выступает управление обществом, причём очень часто она идёт во вред интересам общества. Напротив, гражданское общество базируется на системе горизонтальных связей между его элементами, взаимодействие которых происходит по принципу равенства и свободы. Государство действует, основываясь на праве, в то время как деятельность гражданского общества превышает рамки правовых норм.

На современном этапе формирование определённых условий для становления упорядоченного, организованного гражданского общества в России представляется долгосрочной и животрепещущей проблемой.

Трудности при создании гражданского общества:

  • отсутствие сложившейся исторически гражданской традиции. Опыт Советского Союза полностью отвергал даже малейшую возможность формирования социальных институтов, которые не контролировались государством. Те немногие допустимые формы не обременённого государственным контролем коллективного общения (клубы самодеятельной песни, фотоклубы и пр.) не смогли превратиться в центры создания новых элементов гражданского общества. Существовавшие общественные организации (общества борьбы за трезвость, профсоюзы и т. д.) в большинстве случаев действовали формально, при этом обладая ярко выраженным идеологическим характером;
  • отсутствие подходящих экономических условий, необходимых для создания полноценных гражданских институтов. Факт существования определённой собственности в руках людей, который выступает одним из важнейших элементов самостоятельности от государства, не превратился в данный момент в реальное основание для институтов гражданского общества. Перераспределение советской собственности, которая оказалась в руках у чрезвычайно узкого круга людей, не является гарантией для членов общества от произвола государства;
  • низкий уровень развития социальной структуры — деятельность большинства общественных структур является неэффективной, к тому же во многом подчинена коммерческим интересам.

Основные понятия

  • Гражданское общество — комплекс взаимоотношений и институтов (национальных, социально-экономических, нравственных, религиозных), посредством которых реализуются интересы людей и их групп.
  • Правовое государство — специфическое устройство государственной власти, способствующее наиполнейшему гарантированию прав и свобод индивида, тогда как деятельность государства, а также связи с гражданами опираются на правовые нормы.

Вопрос для самопроверки

Охарактеризуйте основную суть и значение гражданского общества.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие из приведённых ниже высказываний о гражданском обществе являются верными?

А. Воплощение свободы человека в гражданском обществе приводит к господству анархии.

Б. Полнейшей противоположностью гражданского общества следует назвать тоталитарное государство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые надо вставить на место пропусков.

Читайте также: