Какое определение правовой идеологии дает автор почему по мнению автора правосознание

Обновлено: 30.06.2024


Данная монография посвящена вопросам теоретического осмысления правосознания и правовой культуры личности.Проблема правосознания и правовой культуры личности встает наиболее остро в периоды общественной трансформации, когда объективно происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового поведения.

Оглавление

  • ПРЕДИСЛОВИЕ
  • 1 Общетеоретическая характеристика правосознания

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правосознание и правовая культура личности в России. Монография предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

1 Общетеоретическая характеристика правосознания

1.1 Понятие, свойства и структура правосознания

С принятием новой государственной политики, Россия стала на путь формирования и развития правовой грамотности и правосознания общества [111, с. 265]. В Конституции РФ установлено, что государство должно создавать все необходимые условия, обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан.

Потребность к изучению отечественного правосознания является значимой, так как в реальной обстановке жизнедеятельности человека, видно, что граждане не полностью и не до конца понимают свои гражданские права и обязанности.

Хотелось бы отметить, что понимание правосознания менялось с развитием юриспруденции, оно не находилось в стадии стагнации. Также представляется, что воззрение о правосознании расширяется большими темпами, но до сих пор нет единого мнения о сущности, свойствах, структуре и его природе.

Проблема правосознания в отечественной науке всегда являлась самой актуальной и востребованной. К классическим ученым, занимающиеся проблематикой правосознания, относятся такие выдающиеся теоретики как И. А. Ильин, П. И. Новгородцев, Б. А. Кистяковский и других юристы и философы России.

В советский период времени правосознание отличается от всех предшествующих ему исторических типов по целям, задачам, методам и средствам осуществления права [63, с. 39]. В работах авторов тех лет признавался классовый характер права. Основное внимание советских правоведов тех времен было акцентировано на выработке признаваемого всеми определения права, что и произошло после решения задач первого этапа социально-экономических преобразований.

После смены политической системы с социалистической на демократическую модель в науке потребовались новые взгляды и идее по отношению к пониманию правосознания. Соответствующие исследования были направлены на изучение нового законодательства России и его правильному пониманию со стороны граждан.

Следует отметить, что на современном этапе развития юридической науки определения правосознания очень многообразные и имеют разные подходы.

Так, в частности, Д. Чуйков считает, что правосознание — это форма общественного сознания, которая содержит субъективное отношение индивида к правовой действительности и проявляет себя в форме социально значимых действий и поступков человека [116, с. 39].

Ученый-теоретик В. Н. Корнев, утверждает, что правосознание — это теоретическое и эмоционально-ценностное понимание идей о существующем праве и правосудии, которые господствуют в конкретном обществе [63].

Необходимо обозначить мнение И. Ю. Лимаренко, которая выделила признаки правосознания. Так, по мнению автора к таким признакам относятся:

— правосознание — сфера общественного сознания;

— правосознание отражает правовую действительность;

— правосознание включает совокупность теорий, знаний, идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, оценок, чувств, эмоций;

— правосознание устанавливает отношение субъекта к праву [69, с. 56].

Таким образом, по общему правилу правосознание представляет собой систему знаний о праве как социальном явлении, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права [103, с. 349].

Как форма мировоззрения правосознание имеет сложную структуру.

На уровне индивидуального субъекта оно охватывает различные сферы духовной деятельности: познавателъную; оценочную; мотивационно-волевую.

На уровне общества в целом оно может быть подразделено на обыденное и теоретическое, массовое и элитарное сознание. Очень продуктивную в методологическом смысле концепцию структуры правосознания предложили О. Г. Дробницкий и В. П. Желтова.

Авторами были выделены следующие формы бытия правосознания:

В свою очередь, по способу мышления неинституциональная форма разделяется на следующее виды:

а) обыденное правосознание, включающее представления, чувства и волеизъявления массы людей, их субъективное отношение к действующему праву, знания о существующих законах и их оценку, убеждения в правомерности или неправомерности судебных решений, в справедливости и несправедливости самих законов; эта сфера образует массовое общественное мнение вокруг действующего права, поддерживая его или требуя изменения;

Правосознание рассматривается, как правило, в двух основных формах: в форме правовой идеологии и в форме правовой психологии [59, с. 46].

Правовая идеология — это совокупность представлений, убеждений и установок человека, в которых выражается его отношение к действующему законодательству и государственной власти.

Правовая психология — это совокупность чувств, эмоций и настроений, связанных с правовыми явлениями в обществе. Чувственный уровень является неотъемлемой частью структуры сознания, в связи с этим эмоциональная окраска существенно влияет на характер и направленность правового поведения.

Таким образом, структура правосознания достаточно многопланова. По нашему мнению, в системе юридического образования необходимо больше внимания уделять развитию теоретического правосознания, в основе которого должна лежать естественно-правовая идеология, которая в свою очередь является базисом правовой культуры.

Подводя итог разделу, можно сделать вывод, что правосознание в российской правовой доктрине представляет собой систему знаний о праве как социальном явлении, его современном состоянии, а также совокупность правовых оценок и конкретных предложений о путях, способах совершенствования, развития действующего права [10].

1.2 Виды правосознания

Вопрос о видах и уровнях правосознания конкретизирует проблему структуры и системы знаний о праве, нацеливая познание на иные критерии анализа данного сложного явления.

Виды правосознания определяются его субъектами, носителями и творцами различных форм осознания правовой действительности. В этой связи наука теории права выделяется три основных вида правосознания:

Подобное деление основывается на признаке различной степени социальной общности.

Общественное правосознание — это исторически сложившаяся на основе общности культурно-национальных особенностей развития система правовых идей, взглядов, теорий, чувств, эмоций, настроений и переживаний, характерных для данного общества в целом, своеобразный симбиоз воззрений и оценок права, свойственных определенному народу, сформировавшихся во временных и государственных границах его конкретной истории.

Показателями общественного правосознания могут выступать: исторически сложившийся настрой общества по отношению к праву; национально-культурные оценки; правовые ценности; правовые принципы и идеи и т. д [24, с. 15].

Несмотря на свой абстрактный характер, общественное правосознание генетически привязано к национально-историческим особенностям культуры, религии и социальной структуры конкретного государства и общества, и это позволяет нам говорить о российском правосознании, американском, немецком и т. д.

Итак, каждый государственно-организованный народ имеет свое социально неповторимое общественное правосознание. Применительно к российскому общественному правосознанию можно, например, говорить о таких его основных чертах, как многонациональный характер, исторически сложившаяся идея ориентации на благо социальных общностей и отсутствие личностной независимости, недоверчивое отношение к праву и его роли в жизни общества, слияние в правовой системе западных и восточных идей при преобладающей приверженности к ценностям континентальной системы права и т.д [96, с. 211—226]. Если обратиться к философии, то в данном направлении также ученые выделяют отдельную ветвь по изучению сознания российского общества — русскую идею.

Групповое правосознание — эта система правовых идей, теорий, взглядов, чувств и настроений, являющихся характерными для данных социальных общностей, выражающих их преимущественный настрой по отношению к праву, его коллективные оценки. Такое значение имеют правовые воззрения классов, наций, народностей, трудовых и даже временных коллективов, в которых сложилась некая психологическая общность оценок правовой действительности.

Почему эти компоненты имеют большое влияние?

Правовая социализация сегодня имеет важную проблему – правовая культура личности, а также сформированное правовое сознание находятся на низком уровне. Но именно эти компоненты непосредственно играют важную роль в общем правовом сознании, когда как оно воздействует на всё государство. Законы применяются там, где возможны цивилизованные правоотношения, где граждане не только знают права, но и полностью их понимают, где есть общественное осознание человеческих норм поведения, какие потребности удовлетворяют интересы народа. Законы и их продуктивность подчиняется правильному пониманию общества. Это влияет на то, будут ли правильно работать законы в действительности.

Правовая культура

  • общее происхождение и социальное функционирование;
  • общие структурные элементы (правовая идеология);
  • общие индивидуальные, групповые и общественные виды;
  • общие обыденные уровни.

Правовая культура сегодня играет важную роль в законе и обществе. Это достояние общества, которое формировалось на протяжении долгих лет, включая опыт прошлого и других культур. Правовые ценности, идеалы и нравственные нормы формировались в течение многих лет, формируя новые принципы и правила. Но правовая культура – это не только правовая сфера. Она также связана со всеми применениями правовых знаний.

Основы и элементы правовой культуры:

  • мораль, нравственность, общественное мнение;
  • право, правосознание, правовые отношения;
  • равенство, свобода, справедливость.

Понятие

Где применимы правовые знания?

В наше время правовое знание используется в разных сферах деятельности. В основном оно востребовано в области применения правовых норм и законов, но также имеет значение в научной деятельности и в самых разных сферах. Поэтому правовая программа включена в образовательную программу во многих учреждениях, ведь это важная часть практически всех профессий. Как известно, права одного человека заканчиваются там, где начинаются правила других людей. Это простое правило применимо везде: при нахождении в своём или чужом доме, на работе, на пути на работу, в общественных местах и так далее. Каждый человек обязан знать свои права, чтобы уровень культуры и общественного развития был достаточно высоким.

Это ещё одна важная функция правовой культуры – показатель степени удовлетворённости населения жизнью и уровня знания законов, их важности, качества и толкования. Правоохранительные органы должны следить за качеством и стабильностью правопорядка. Гражданское общество и государственность не может полноценно формироваться в стране без должного развития правосознания у граждан и отдельной личности в целом, где отсутствуют высокий статус права.

Правосознание - это

Однако не все исследователи согласны с данной характеристикой. Учёные в сфере социологии и права имеют своё определение данного термина. Поэтому правосознание в глобальном значении является сочетанием идей, разных позиций, мыслей, ценностей, которые выражают мнение общества о праве, его необходимости и справедливости.

Различные исследования о правосознании показывают, как именно право рассматривается и трактуется преступниками, когда они решаются нарушить закон, и считают ли они себя правонарушителями. В наше время правовое сознание необходимо развивать в обществе, так как оно уже стало частью процесса успешного формирования человеческого сознания в общем, и остановка роста правосознания может привезти к стагнации социума.

Способы необходимого формирования правового сознания:

  1. Семейное воспитание.
  2. Обучение основным понятиям в школе.
  3. Распространение через СМИ.
  4. Индивидуальное обучение с помощью сторонних ресурсов.

Правовая социализация должна постоянно происходить в сознании отдельной личности. У каждого уже есть минимальное знание о правовой культуре благодаря обычаям, общественным ценностям и знанием некоторых законов. Из имеющихся идеалов у индивида формируется своё понимание справедливости. Так правосознание и правовая культура обретают взаимосвязь. Правосознание через традиции и законы влияет на культуру, а культура, в свою очередь, воздействует на право. И в то же время, законодательная власть образована из людей, которые имеют свои правовые ценности и пытаются влиять на правосознание масс. Так что правосознание и правовая культура ограничивают власть друг друга.

Формы воспитания

Что именно несёт большую пользу обществу?

Правовая культура также воздействует на уровень информирования населения о правах, на отношение к закону и его справедливости, действенности. Однако правосознание не теряет свою важность. Именно оно формирует общественные интересы, тогда как их реализация лежит на правовой культуре.

Правосознание и правовая культура являются важнейшими направлениями в развитом обществе, определяя права, ценности и свободы каждого человека. Целью любого государства становится укрепление и поддержание моральных и культурных ценностей. Именно эти вещи сохраняют спокойствие в государстве, оберегая от разгула преступности и беспорядков.

Читайте также: