Какое обследование всего казахстана в 1926 27 годах осуществляла комплексная экспедиция ан ссср

Обновлено: 30.06.2024

Сопротивление крестьян приняло различные формы: уход в города и на стройки; откочевки в другие регионы, даже за границу; убийство активистов, партийных, советских, работников; создание вооруженных отрядов; восстания.

В 1929-1931 гг. было убито 460 партийно-советских работ­ников.

Крупным очагом народного недовольства с февраля по май 1930 г. был Семипалатинский округ. Сильный резонанс по всей республике имело восстание тургайских ша­руа ( Батпаккаринское восстание ), квалифицированное Казкрай­комом как проявление бандитско-басмаческого движения.

Мятежным районом стали Каракумы , куда стекались боль­шие массы недовольных политикой коллективизации не только юга, но и Центрального и Западного Казахстана (по данным ОГПУ - 5000 человек). Требования восставших: возврат из ссылки репрессированных, возврат конфискованного имущества и скота; свобода религии; добровольность коллективизации.

Каракумское выступление, как и другие, было подавлено, трой­ка ПП ОГПУ в Казахстане приговорила 175 чел. к расстрелу.

Упорством и умелой организацией отличалось восстание в Сузакском районе. Наряду с осуждением беззакония в требованиях звучали и религиозные мотивы. Восставшие заняли районный центр Сузак, убили руководи­телей района. Восстание было жестоко подавлено. Райцентр Сузак был разрушен. Многие, спасаясь от расправы, откочевали в пески Муюнкумов. ПП ОГПУ по Казахстану было привлечено к уголовной ответственности 311 участников Сузакского восстания, из них 68 - к расстрелу, 152 - в лагеря сроком от 3 до 10 лет, 21 - выслан в Сибирь на 3 года, 10 выслано в пределах Казахстана на 3 года.

Крупным центром повстанческого движения стала Адаевская степь.

Часть повстанцев была вынуждена покинуть пределы Казах­стана и откочевать в Туркмению, в Иран и Афганистан, в Китай. Почти поголовно истреблены­ восставшие весной 1931 г. в Абралинском, Чингиста­уском и Чубартауском районах Каркаралинского округа.

Без учета террористических актов на территории республики имели место 372 восстания, в них участвовало около 80 тыс. человек.

Индустриализация страны за счет разорения аула и деревни, разрушения образа жизни кочевых хозяйств, репрессии при кооперировании крестьян - таковы причины крестьянских восстаний.

Борьба с последствиями сталинской модели коллективизации сельского хозяйства

Руководство Казкрайкома и СНК республики (Ф.И.Голощекин, У.Исаев, И.Курамысов, Е.Ер­назаров, С.Голодов) не понесло никакой ответственности. Были ликвидированы искусственно созданные колхо­зы. В зерновых районах вместо коммун были организованы сель­хозартели, а населению возвращены насильственно обобщест­вленные скот и имущество.

Советское государство для устройства оседающих кочевых хозяйств отпус­тило более 2 млн. пудов хлеба и более 30 млн. рублей.

К концу 1934 года на колхозных полях республики работало около 9 тыс. трак­торов. В феврале 1935 г. съезд колхозников-ударников принял примерный Устав сельхозартели.

К концу второй пятилетки (1933-1937) в Казахстане было создано около 200 совхозов. На полях работало свыше 24 тыс. тракторов, около 8 тыс. комбайнов. Был завершен переход казахов от кочевого образа жизни к оседлому. На их уст­ройство правительство отпустило 40 млн. рублей.

В ноябре 1938 г. в Казахстан с Дальнего Востока было переселено 18536 семей корейцев (около 102 тыс. человек), образовано 57 колхозов, состо­ящих из корейцев-переселенцев, преимущественно в Кзыл-Ор­динской и Алма-Атинской областях.

Ликвидация неграмотности взрослого населения (ликбез)

В условиях перехода к мирной жизни встала необходимость в ликвидации неграмотности, подготовке кадров, повышении культурного уровня трудящихся.

Расходы на образование Казах­стана в 1928 г. - 12 млн. руб., в 1932 - 60, в 1937 г. - ­447, в 1940 г. - 682 млн.

В 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход. В 1930 г. в нем участвовало около 5 тыс. комсомольцев - культармейцев. За годы довоенных пяти­леток бойцами культурного фронта стали 65 тыс. комсомоль­цев.

В 1939 году грамотность населения республики достиг­ла 65%, а среди казахского населения - 40%. Ряд городов - Алма-Ата , Караганда , Аулие-Ата (Тараз), Риддер (Лениногорск), Чимкент , поселки Карсакпай , Степняк стали районами сплошной грамотности.

Всего за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%. Задачу полного искоренения неграмотности уда­лось выполнить в конце 50-х годов.

В 1929 году казахская письменность переведена с араб­ской графики на латинскую, в 1940 - с латинской на кириллицу. Казахи были искусст­венно оторваны от арабского, мусульманского мира, культурного наследия Востока.

В 1930/31 учебном году был введен всеобуч в оседлых райо­нах, с весны 1931 г. - в районах с кочевым населением. Шефст­во над всеобучем взял комсомол Казахстана.

Деятели национальной интеллигенции принимали активное участие в создании учебни­ков на родном языке. Иллюстрированный букварь , созданный А.Байтурсыновым , выдержал в 20-е годы несколько изданий.

В создании учебников и методической литературы для казахских школ в 20-е гг. принимали активное учас­тие С.Сейфуллин, С.Садвакасов, Г.Мусрепов, М.Дулатов, М.Жолдыбаев, М.Жумабаев, К.Кеменгеров.

Организато­рами издания учебников на казахском языке выступили члены редакционной коллегии при Госиздате Казахской АССР в составе А.Байтурсынова, А.Букейханова, С.Садвакасо­ва, Х.Болганбаева, Ж.Аймаутова. В числе первых книг, рекомен­дованных к печати, были сборники стихов Абая и басен-загадок А.Байтурсынова , издание которых было заказано в Казани. Составителем первого учебника алгебры на казахском языке был К.И.Сатпаев , географии - Букейханов .

Осе­нью 1932 г. были устроены в детские дома 68 тыс. детей, а на 1 января 1933 г. взято на учет более 45 тысяч беспризорных. За 1934/35 учебный год число интер­натов увеличилось с 127 до 221.

Положительную роль в школьном строительстве республи­ки сыграло постановление ЦК партии и СНК СССР от 2 сен­тября 1933 г. о подготовке кадров для Казахстана, предусматри­вавшее развитие средних учебных заведений, подготовку кадров для вузов, посылку специалистов в Казахстан.

Были созданы предпосылки для формирования новой национальной интелли­генции.

Профессиональное образование и формирование интеллигенции Казахстана

В 1928 г. в Казахстане открыт первый педагогический институт, которому позже присвоено имя Абая. В 1931-1932 гг. были открыты Уральский и Кзыл-ординский пединституты. Первенцем сельхозвузов стал Алма-атинский ветеринарно-зоотехнический институт( 1929 г.), затем Казахский сельскохозяйствен­ный институт (1930 г.). В марте 1931 года начал свой первый учебный год Алма-атинский медицинский институт (АГМИ) над которым шефствовала Ленинградская военно-медицин­ская академия.

В 1934 году открыт Казахский государственный университет им. С.М. Кирова. В 1940 г. в нем действовало 15 кафедр. В 1934 г. в столице открылся Казахский горно-­металлургический институт, положивший начало подготовке инженерно-технических кадров. В Уральске, Семипалатинске, Петропавловске, Чимкенте, Актюбинске, Караганде, Кустанае были открыты учительские институты.

Накануне Великой Отечественной войны в Казахстане дей­ствовало 20 вузов, 118 средних специальных учебных заведений, в которых обучалось около 40 тыс. человек. За короткий срок было подготовлено около 10 тыс. специалистов высшей и 20 тыс. средней квалификации.

В вузах и техникумах различных реги­онов страны обучалось около 20 тыс. казахстанцев. Большой вклад в становление высшей школы внесли С.Д.Асфендиаров, Т.Жургенев, С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, М.Ауэзов, К.Жу­банов.

Были созданы техникумы - горный, финансовый, нефтяной, сельскохозяйственный, транспортный. В 1940 г. в республике действовало 118 техникумов.

Вузы и средние специаль­ные учебные заведения отражали сырьевой характер промышленности. Вузы ис­пытывали недостаток в выпускниках средней школы, особенно казахской молодежи.

В годы довоенных пятилеток была заложена основа национальной советской интеллигенции в Казах­стане, вышедшей из рабочих и колхозного крестьянства. Был уничтожен тот тонкий слой интел­лигенции, который сложился до революции.

20-30-е годы - период становления науки в Казахстане. Крупным центром изучения истории, этнографии, экономики края и естественных наук стало Общество изучения Казахстана ( октябрь 1920 г .). В работе естественно-географической, этно­графической и историко-археологической секций принимали участие видные ученые С.Асфендиаров, А.В.Зата­евич, А.Диваев, К.Жубанов. А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Жолдыбаев, А.П.Чулошников, А.Ю.Якубовский. Филиалы Общества дей­ствовали в городах Петропавловске и Кокчетаве, Уральске и Урде.

В 1926 г. М.Е.Массон производил раскопки в Аулие-Ате , на месте древнего города Тараз . Научно-исследова­тельскую работу в области здравоохранения вел санитарно-бак­териологический институт при Наркомздраве КазССР. Большой вклад в изучение земных недр и полезных ископаемых внесли геологические экспедиции АН CCCP. Комплексная экспедиция АН СССР в 1926-1927 гг. осуществила статистико-экономическое, почвенно-ботаническое, геологическое, гидрогеологическое обследование всего Казахстана.

В 1932 г. созда­на Казахстанская база Академии наук СССР , кото­рая первоначально имела два сектора - зооло­гический , ботанический и Ботанический сад в Алма-Ате. В 1936 г. с базой слился Казахский научно-исследовательский институт национальной культуры.

Заметный след в истории науки советского Казахстана оста­вили сессии Ученого Совета Казахстанской базы АН СССР, посвященные комплексному использованию природных бо­гатств Алтай-Иртышского, Джезказгано-Улутауского районов, и сессия АН СССР, посвященная проблемам разведки Урало-­Эмбенского района (ноябрь 1935 г.). Ученые-геологи отмечали, что рес­публика занимала первое место в стране по запасам цветных металлов , баритов и сурьмы, второе - по нефти , третье - по углю .

В развитии науки в Казахстане принимали участие Президенты АН СССР С.И.Вавилов, В.Л.Комаров, крупный советский тюрко­лог, академик А.Н.Самойлович, выдающийся ученый-геолог, академик А.Д.Архангельский, возглавившие казахстанский штаб науки. Видную роль сыг­рал К.И.Сатпаев.

Важнейшим событием для науки Казахстана стало преобразо­вание базы в Казахский филиал Академии наук СССР в 1938 году.

У истоков казахской советской литературы стоя­ли С.Сейфуллин, А.Байтурсынов, Ж.Аймаутов, М.Ду­латов, М.Жумабаев, Б.Майлин, И.Джансугуров, С.Мука­нов, Г.Мусрепов.

В казахскую литературу в конце 20-х и в 30-е годы пришла талантливая творческая молодежь (Г.Орманов, А.Тажибаев, Ж.Сыздыков, Ж.Саин, А.Сарсенбаев, К.Аманжолов, Т.Жаро­ков, А.Джумагалиев, Д.Абилев, Х.Бекхожин).

Волнующие песни и поэмы о революции, советской Отчизне, свободе, гуманизме, любви создали выдающиеся казахские акыны Нурпеис Байганин, Шашубай Кошкарбаев, Иса Байзаков, Жамбыл Джабаев.

Сталинским репрессиям 30-х годов подвер­глись М.Дулатов, Ж.Аймаутов, А.Байтурсынов якобы за учас­тие в подпольной организации, руководимой М.Дулатовым. В апреле 1930 года М.Дулатов был осужден к расстрелу с заменой на 10 лет заключения. Скончался в Соловецком лагере 5 октября 1935 года.

А.Байтурсынов был выслан в Архангельскую область. В 1934 г. по ходатайству Е.Пешковой был освобожден, но 8 октября 1937 г. был вновь арестован и расстрелян.

Становление казахского советского искусства

Большой резонанс в степи имел сос­тоявшийся в Каркаралинске конкурс народных певцов (1922 г.).

В концертах музыки народов СССР в Москве принял участие казахский хор Петропавловского педагогического училища под управлением И.В.Коцыка (1924 г.). Покорил своим могучим талантом зрителей Европы певец Амре Кашаубаев в концертах на Всемирной выставке декоративных искусств в Париже ( 1925 г.) и на Всемирной музыкальной вы­ставке во Франкфурте-на-Майне (Германия, 1927 г.).

В середи­не 30-х годов открылись театры в Актюбинске, Чимкенте, Пет­ропавловске, Караганде. В 1933 г. в Алма-Ате был организован первый уйгурский музыкально-драматичес­кий театр. В 1937 г. в Кзыл-Орде открылся корейский театр.

Центром казахской профессиональной живописи стала мас­терская П.Г.Хлудова . Его ученик - первый ху­дожник-казах Абылхан Кастеев , впоследствии народный худож­ник Казахстана.

В 1934 г. в Алма-Ате был открыт библиотечный техникум, при педтехнику­мах в Уральске и Семипалатинске - библиотечные отделения, в Усть-Каменогорске - библиотечное отделение при политпросветтех­никуме. В 1930 г. в республике было 290 библиотек, а в 1939 - 3304. В 1939 г. была открыта Государственная публич­ная библиотека им. А. С. Пушкина. В 1939 г. имелось 38 театров и 1104 киноустановки.

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В 30- х ГОДАХ

В 30-е годы в стране установились социалисти­ческие отношения. Утверждалась общественная собст­венность на средства производства, шло отчуждение крестьянства от земли. Конституция СССР принята в 1936 г.

Во второй половине 30-х годов идеология и практика культа личности достигла апогея. В политике культ личности означал сращивание партии с государством; в экономике - команд­но-бюрократические методы, внеэкономическое принуждение; в государственном строительстве - видимость националь­ной государственности в виде кукольных союзных республик, видимость демократии в лице Сове­тов, централизация власти у правящей пар­тии большевиков; в социальной области - отторжение рабочих и крестьян от собственности, уравнительное распределение благ, обеща­ния об улучшении жизни в необо­зримом будущем; в нравственной - коллективистские взгляды поглоти­ли личность; в духовной сфере - господство штам­пов, клише и мифов; в области национальной - этноцид, преследование целых народов, уничтоже­ние интеллектуальной элиты, подавление национального само­сознания, великодер­жавная идеология.

Вместе с тем социализм успел за два десятилетия дать наро­дам немало: был уничтожен классовый, наци­ональный гнет, засилье иностранного капитала, ликвидирована безработица, до­стигнуто бесплатное всеобщее образование, здравоохранение, социальное обеспечение.

Теория Сталина об обострении классовой борьбы по мере продвижения по пути социализма послужила базой для расши­рения функций карательных органов. Человек, высказывавший альтер­нативное мнение, причислялся к врагам народа. Было создано особое совещание для применения репрессивных мер (ссылка, заклю­чение в исправительные Лагеря, высылка за пределы СССР).

В 1937-1938 годах террор принял массовый характер. Объявлены врагами народа были:

- Борцы за Советскую власть: А.Асыл­беков, С.Арганчеев, С.Мендешев, Б.Алманов, Т.Рыскулов, М.Масанчи, Д.Садвакасов;

- Руководители партий­ной организации Казахстана У.Исаев, У.Джандосов, А.Досов, Т.Жургенев, И.Кабулов, С.Нурпеисов, Н.Нурмаков, К.Таштитов;

- Посланцы ЦК ВПК(б) в Казах­стан: В.Н.Андронни­ков, Л.И.Мирзоян, К.Я.Рафальский, В.Н. Ланарсен;

- Основатели казахской литературы: С. Сейфуллин, Б. Майлин, И. Джансу­гуров, М. Жумабаев, М. Дулатов;

- Ученые: основатель казахской лингвистики А.Байтурсынов, языковед проф. К.Жубанов, основатель казахской исторической школы проф. С.Д.Асфендиаров, один из руководителей Казахского филиа­ла АН СССР М.Тулепов;

В Карагандинском лагере (Карлаге) то­мились соратник К.Э.Циолковского ученый А.Л.Чи­жевский - автор уникального труда по теории крови в условиях невесомости; будущий знаменитый селекционер, академик, дважды Герой Социалистического Труда В.С.Пустовойт; буду­щий основатель радиационной генетики Н.В.Тимофеев-Ресов­ский; специалист по теплотехнике проф. В.Л.Пржец­лавский, соратник акад. С.П.Королева; Т.М.Людвиг, член­-корреспондент Академии архитектуры.

Читайте также: