Какое научно методическое обеспечение лежит в основе образовательной программы вашего доу

Обновлено: 02.07.2024

Методическая работа в дошкольной образовательной организации – это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в детском саду является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Основные задачи методической работы:

- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов детского сада;

- подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;

- координация деятельности детского сада и семей в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников;

- координация деятельности детского сада с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;

- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Подходы к организации методической работы основаны на:

- системно – деятельном подходе: понимании целей и задач деятельности дошкольной организации, ее статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательного процесса в условиях использования вариативных программ и технологий с учетом влияния на него внешних и внутренних связей;

- личностно – ориентированном подходе: обеспечении более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребёнка, коллектива в целом, направленности на развитие;

- профессиональных и личностных качеств педагогов;

- дифференцированном подходе: учёте уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов в построении системы методической работы в детском саду;

- подходе свободного самоопределения: свободном выборе каждым педагогом образовательных методик и путей самореализации;

- мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес и мотивы деятельности;

- коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и причин, их вызывающих.

Направления методической работы в ДОУ.

Центром всей методической работы в детском саду является руководитель методической службы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта. Повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Главная задача руководителя методической службы сделать накопленный педагогический опыт живым, доступным. Научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу методического центра, чтобы воспитатели чувствовали себя в нём, как в своём рабочем кабинете.

В методическом кабинете сформирован информационный банк данных, где определены источники, содержание, направленность информации.

Информационный банк данных содержит:

- нормативно-правовые документы Законодательства Российской Федерации, Республики Бурятия; нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ДОУ;

- документы и материалы:

- по планированию деятельности ДОУ;

- по организации методической работы в дошкольном учреждении;

- по организации и руководству образовательной деятельностью ДОУ;

- по контролю и регулированию образовательной деятельности ДОУ;

- по развитию ребенка в образовательном пространстве ДОУ;

- по организации взаимодействия ДОУ с семьей, школой, социумом;

- методическая, дидактическая, психологическая литература; аудио, видеоматериалы, медиатека; наглядно-дидактический материал; банк методических разработок, периодические издания дошкольного образования.

Формами организации методической работы в нашем детском саду являются:

Педагогические советы (4 плановых педсовета в течение каждого учебного года);

семинары-практикумы, мастер-классы;

районные методические объединения педагогов дошкольного образования;

консультации;

работа творческих групп.

Для повышения профессионального уровня педагогов используются такие формы, как обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, на курсах повышения квалификации, профессиональная переподготовка; участие в заседаниях методических объединений и др.

Внутреннее повышение квалификации педагогов ДОУ происходит за счет разнообразных форм методической работы. При выборе форм и методов мы руководствуемся: целями и задачами ДОУ; количественным и качественным составом коллектива; особенностями образовательного процесса; материально-техническими условиями ДОУ; реальными возможностями; передовым опытом и научными рекомендациями. Используются как групповые, так и индивидуальные формы методической работы.

Таблица 1

Используемые формы методической работы

Групповые формы работы:

Индивидуальные формы работы:

- педагогический совет,

- семинар - практикум,

- творческая группа,

- рабочая группа,

- мастер – класс,

- психологический тренинг,

- консультация,

- деловая игра,

- аукцион педагогических идей, проектов

- взаимопосещение занятий (мероприятий).

- индивидуальная консультация,

- индивидуальная беседа,

- наставничество,

- самообразование.


Организована работа педагогов по самообразованию, которая помогает выбрать тему, приоритеты в формах и средствах, спрогнозировать результат.

Педагоги самостоятельно приобретают знания из различных источников с учетом своих интересов и склонностей. Самообразование помогает им быстрее адаптироваться к изменениям социальной среды, своевременно знакомиться с инновациями в сфере образования, регулярно пополнять запас теоретических знаний педагогической науки, а также совершенствовать свои навыки и умения. Отчетом работы по темам самообразования педагогов ДОУ стали выступления, выставки, проекты, мастер-классы.

Изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы в ДОУ, так как решает определенные цели с наименьшей затратой времени, с применением оптимальных форм и методов работы, способствует достижению более качественных результатов.

Современное образование развивается в режиме инновационного поиска, вызывающего изменения различных компонентов деятельности специалистов. В этой связи особое значение приобретает усиление непрерывного характера обучения и профессионального совершенствования педагога как условия его активной адаптации к новым моделям деятельности, повышения уровня подготовленности к решению профессиональных задач и повышения качества результатов образовательного процесса в целом.

В связи с этим основная задача дошкольных учреждений – создавать условия, при которых дети полноценно развиваются, а в итоге полноценно проживают дошкольный возраст, и переходят на следующий уровень мотивированными к получению образования в школе. Создание условий для успешной социализации детей на различных этапах их возрастного развития, определенных ФГОС, отслеживание личностного прогресса обучающихся, выявление проблем преемственности между дошкольным и начальным уровнями образования являются важными задачами современной образовательной политики.

Ведущими критериями оценки педагогического процесса является готовность каждого специалиста к созданию следующих условий:

  • для становления личности ребёнка как субъекта социальной жизни и создания педагогически целесообразной среды;
  • для реализации целей образовательного процесса;
  • для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме.

Необходимо оценивать также и содержание деятельности воспитателей:

  • социальному заказу государства к данному типу учреждения;
  • социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (детей, родителей законных представителей, педагогов);
  • включённость других специалистов учреждения в педагогическую работу.

Методической службе ДОУ необходимо серьезно работать над повышением компетентности педагогов, которая позволит им организовать образовательную деятельность в соответствии с требованиями ФГОС. Возможности и компетенции педагога – это одна из ключевых точек стандарта. В документе прописаны различные компетенции, которые необходимы для того, чтобы педагоги могли работать по этому стандарту. На основании этих компетенций необходимо выстраивать систему подготовки педагогов.

Методическая работа – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, нацеленная на повышение качества и эффективности образовательного процесса через обеспечение профессионального роста педагогических работников и развитие их творческого потенциала.

Методическая работа включает следующие направления: методическое сопровождение (взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных для педагогического работника проблем профессиональной деятельности) и методическое обеспечение (совместный поиск (создание), экспертиза и отбор, апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий развития воспитанников).

На наш взгляд, цель методической работы в ДОО в условиях введения ФГОС ДО может быть сформулирована следующим образом: повышение профессиональной компетенции педагогических работников для реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития каждого педагогического работника.

Организацию качественной методической работы в дошкольном учреждении обеспечивает старший воспитатель. От его профессиональной компетенции активной личной позиции, профессиональных способностей зависит качество образовательного процесса в МДОУ.

К их числу относятся:

Анализ:

- состояния воспитательно-образовательного процесса, выполнения образовательной программы;

- уровня профессиональной компетентности педагогов, повышения их квалификации, аттестации;

- передового педагогического опыта;

- новейших исследований в области педагогики и психологии;

- результативности методической работы.

-прогнозирование (совместно с заведующей) стратегических и тактических целей процессов воспитания, обучения и развития дошкольников, разработка программы развития МДОУ;

-проектирование развития педагогического коллектива в целом и отдельных педагогов;

-планирование целей и содержания научно-методической деятельности коллектива, отдельных педагогов;

-проектирование методической работы в МДОУ.

-руководство деятельностью педагогов в соответствии с Программой развития, годовым планом, образовательной программой МДОУ;

-повышение квалификации (педагогов и своей);

-организация нормированного взаимодействия между педагогическими кадрами;

-выявление, изучение, обобщение и распространение инновационного опыта МДОУ;

-организация выполнения плана научно-методической работы в МДОУ.

-осуществление контроля, за состоянием всех направлений воспитательно-образовательного процесса в МДОУ, их регулирование в соответствии с Программой развития, планом работы МДОУ, Временными требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения детей дошкольного возраста;

-контроль и оценка повышения квалификации педагогов, хода научно-методической работы в МДОУ.

-построение взаимоотношений в коллективе на основе взаимного доверия, уважения, доброжелательности

-выбор и использование наиболее действенных средств организационного воздействия к педагогам

-изучение и учет взаимоотношений педагогов при выполнении работы

-предвидение и предотвращение конфликтов

-владение собой в критических ситуациях

-правильное восприятие критики и учет её в своей деятельности

На эффективность методической работы влияют такие личностные качества старшего воспитателя, как творческий подход к делу, умение рационально организовывать своё время и др.

Таким образом, наши подходы к организации методической работы базируются на понимании специфики МДОУ, его внешней и внутренней среды, системы управления с согласованным взаимодействием её элементов: развития профессиональных и личностных качеств старшего воспитателя.

Методическое сопровождение – это правильно организованные действия (процесс) по организации введения ФГОС в образовательном учреждении. Это – процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана.

Методическая работа в ДОУ должна содействовать развитию профессиональной компетентности конкретного педагога в области содержания дошкольного образования, развитию его эрудиции, а также необходимых для педагога – практика свойств и качеств личности. Рост педагогического мастерства воспитателя и специалиста ДОУ – необходимый показатель качества образовательного процесса. Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере самого педагога, если он оказывает положительное воздействие на формирование и развитие личности каждого ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования, воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в современных условиях в первую очередь является сам педагог, выступающий как самостоятельный творец своей профессиональной деятельности. Особое значение, поэтому, приобретает формирование у педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти как к собственной деятельности, так и к деятельности коллег, всего педагогического коллектива.

Оценка результативности профессиональной деятельности педагогов проводится по следующим показателям:

  • Чёткость в организации профессиональной деятельности.
  • Многообразие применения методов и приёмов работы с детьми.
  • Динамика педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка в течение года.
  • Эмоционально благоприятный микроклимат в группе.
  • Информационная обеспеченность каждого направления работы.
  • Популярность среди воспитанников, родителей, коллег.
  • Широта охвата проблем, решаемых за счёт социальных связей с государственными и общественными структурами.
  • Педагогическая целесообразность методического обеспечения.
  • Наличие публикаций, обобщение и представление опыта на городском, федеральном и международном уровне.

Достижение нового качества дошкольного образования и личности ребенка возможно, только при условии повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников. Исходя из этого, выделяем задачи методической службы на новом этапе.

  • Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
  • Создание развивающей образовательной среды в ДОО, которая позволит реализовать достижения нового качества образования.
  • Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
  • Способствование развитию профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование продуктивных педагогических технологий.
  • Повышение педагогического мастерства педагогов через привлечение их к участию в конкурсных проектах.

Методическую службу необходимо создать на диагностико-прогностической основе через систему мониторинга, направленной на отслеживание уровня профессиональной компетентности педагогов ДОУ и качества образования, привлечение педагогов ДОО к участию в конкурсных проектах, создание портфолио каждого педагога, разработка технологических карт по обучающим программам.

Профессиональное развитие педагога ДОУ – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала. Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях ДОУ.

Учебно-методическое сопровождение – это одно из основных направлений, через которое проводится работа с педагогическим коллективом. Оно должно соответствовать требованиям предметно-развивающей среды и программам нового поколения (пособия, игрушки, технические средства обучения и воспитания дошкольников), помогать воспитателю в организации учебно-воспитательного процесса на современном уровне. Работа, проводимая методической службой, позволяет педагогам быть в курсе научно-методической информации и оперативно использовать новинки в практической работе. Одна из эффективных и результативных форм методической работы, дающих импульс творчеству педагогов – система поддержки профессионального роста педагогов.

Методическое обеспечение педагогов – это:

  • необходимая информация, учебно-методические комплексы, т. е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности;
  • это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции (программы, методические разработки, дидактические пособия), включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как: совместная продуктивная работа методиста и педагога (коллектива);
  • апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий;
  • информирование, просвещение и обучение кадров.

Данный процесс будет работать при правильной организации работы методической службы ДОУ, которая представляет собой целостную систему взаимосвязанных мер, нацеленных на обеспечение профессионального роста воспитателя, развитие его творческого потенциала, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности воспитательно-образовательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья воспитанников.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение образовательного процесса. Исходя из его особенностей, организуется предметно-развивающая среда МДОУ (определяется состав её элементов, их сущностные характеристики, отбирается комплекс медико-оздоровительного сопровождения процесса реализации программ и технологий.) Строится работа с семьёй и социумом.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учётом ориентации на государственные требования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (вид, приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность реализации каждой программы и технологии.

Полноту и целостность программно-методического обеспечения определяют следующие характеристики:

-ориентированность на содержание образования (основное, дополнительное);

-ориентированность на разностороннее развитие ребёнка с учётом Временных требований, действующих до принятия Госстандарта;

-взаимосвязь содержания комплексных и парциальных программ, реализующих основное образование;

-взаимосвязь программ обеспечивающих реализацию технологий и методик.

Целостность образовательного процесса в МДОУ достигается путём использования основной (комплексной программы), специальной (коррекционной) и квалифицированным подбором парциальных программ, каждая из которых включает одно или несколько направлений развития ребёнка.

В заключение необходимо отметить, что результат, к которому мы стремимся, соответствует следующим параметрам:

1) осознанная готовность педагогов ДОУ к реализации новых образовательных стандартов;
2) субъектная позиция педагога в отношении внедрения ФГОС дошкольного образования,
3) повышение профессиональной компетентности педагогов;
4) активизация педагогической рефлексии собственной профессиональной деятельности;
5) самореализация педагога в профессиональной деятельности.

Методическая работа в дошкольном учреждении представляет собой
целостную систему деятельности, направленную на обеспечение высокого
качества реализации стратегических задач МДОУ.

Целью методической работы в МДОУ является создание оптимальных
условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры
участников образовательного процесса. Её направленность обусловлена
социальным заказом государства, социальных институтов (семьи, школы),
структурой системы управления в дошкольном учреждении. Стремление
старшего воспитателя к высокому уровню развития личностных и
профессиональных качеств, способствует организации качественной
методической работы в МДОУ.

Реализация взаимосвязанных функций (анализа, планирования,
организации, контроля) методической службы дошкольного учреждения
направлена на непрерывное развитие педагогических кадров, повышение их
квалификации; выявление, изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта, полноценное методическое обеспечение
образовательного процесса, координацию взаимодействия МДОУ, семьи,
социума в целях непрерывного, всестороннего развития детей.

На эффективное решение данных задач оказывает влияние разносторонний
характер содержания методической работы и разнообразие форм и методов
работы с педагогическими кадрами, семьей, с социумом. Приоритет отдается активным методам работы (решению проблемных ситуаций, деловым играм и др.), которые способствуют наибольшему развитию воспитателей, родителей, повышают их мотивацию и активность в совершенствовании педагогической культуры.
В соответствии с целями и задачами методической работы осуществляется
мониторинг её эффективности. Данные мониторинга способствуют
своевременности и действенности внесения корректив в организацию
методической работы.

Ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации
образовательного процесса, обеспечении их непрерывного, профессионального
саморазвития, обобщении передового опыта, повышении компетентности
родителей в вопросах воспитания и обучения детей принадлежит методическому
кабинету МДОУ, являющемуся информационным центром и творческой
лабораторией для педагогов и родителей.

Автор: Яковлева Анастасия Игоревна

Организация: МБДОУ № 8

Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск

Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Цель методического сопровождения в МБДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательных отношений.

Основные задачи методического сопровождения :

  1. обучение, развитие повышение квалификации педагогических кадров;
  2. выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов МБДОУ;
  3. подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
  4. координация деятельности МБДОУ для обеспечения всестороннего непрерывного развития воспитанников;
  5. взаимодействие МБДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и детского сада в целом;
  6. анализ качества предоставляемых услуг.

Подходы методического сопровождения :

  1. системно-деятельный подход: понимание целей и задач деятельности ДОУ, его статуса и условий, а также обеспечения целостности образовательных отношений;
  2. личностно-ориентированный подход: обеспечение более полного раскрытия возможностей и способностей каждого педагога и ребенка;
  3. дифференцированный подход: учет уровня профессиональной компетенции и индивидуальных образовательных запросов детей, педагогов, родителей;
  4. мотивационно-стимулирующий подход: использование различных стимулов, вызывающих интерес/мотивы к профессиональной деятельности;
  5. коррекционный подход: своевременное устранение выявленных в ходе педагогического мониторинга недостатков и устранение их причин.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Модель методического кабинета ДОУ

Банк внешней информации

  • нормативно-правовые документы законодательства РФ;
  • организация методической работы в дошкольном учреждении;
  • развитие детей в образовательном пространстве дошкольного учреждения;
  • организация взаимодействия дошкольного учреждения с семьей и социумом;
  • информация периодических изданий дошкольного образования.

Банк внутренней информации

  • нормативно-правовые документы МБДОУ;
  • планирование деятельности МБДОУ;
  • организация и руководство образовательной деятельности МБДОУ;
  • контроль и регулирование образовательной деятельности МБДОУ.

В методическом кабинете ДОУ постоянно действуют выставки, представлены материалы, отражающие мастерство педагогов.

Таким образом, в рамках выполнения основных задач методического сопровождения методический кабинет является центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации.

Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развития педагогов, повышение их квалификации должна строится дифференцированно, чтобы были задействованы внутренние факторы и механизмы самого педагога, способствующие личностные и профессионально-нравственному развитию.

Важнейшим условием, обеспечивающим дифференцированный подход в работе с педагогическими кадрами, является анализ кадрового обеспечения.

Наиболее эффективными являются следующие формы повышения профессионального уровня:

  • самообразование педагогов;
  • курсы повышения квалификации;
  • участие в работе творческих групп;
  • участие в методических объединениях района, города.

Одним из стержневых условий жизнедеятельности дошкольного учреждения является методическое обеспечение методического процесса.

Программно-методический комплекс дошкольного учреждения отбирается с учетом ориентации на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, нормативно-правовой статус дошкольного учреждения (приоритетное направление), особенности и законы психического развития детей, специфику педагогического и детского коллективов, определяющих возможность и целесообразность каждой программы и технологии.

Результативность воспитательно-образовательного процесса в ДОУ зависит от созданий условий для его реализации:

  1. организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, соответствующей содержанию образовательной программы, интересам и потребностям детей разного возраста;
  2. обновление содержания методического обеспечения в соответствии с современными требованиями;
  3. разработка режимов дня, расписания занятий, графика дополнительных занятий для каждой возрастной группы.

Структура, формы и методы методического сопровождения.

Методы — это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.

Форма это внутренняя организация содержания, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.

По формам методическое сопровождение делится на групповые (участие педагогов в методических объединениях, конференциях, семинарах, круглых столах, вебинарах, педагогических советах и др. ДОУ, района, города) и индивидуальные (консультации, беседы, наставничество, самообразование и др.).

Для того, чтобы сделать правильный выбор для своего коллектива форм и методов, необходимо руководствоваться: целями и задачами ДОУ, количественным и качественным составом коллектива, особенностями образовательного процесса, материальными условиями в ДОУ, реальными возможностями, передовым опытом и научными рекомендациями.

Читайте также: