Какое население относится к трудоспособному по географии 9

Обновлено: 04.07.2024

В состав трудовых ресурсов включается трудоспособное население в трудоспособном возрасте1) и работающие лица, находящиеся за пределами трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. Мужчины — 16-59 лет, женщины — 16-54 года.

Какие группы населения относится к трудовым ресурсам?

  • К трудовым ресурсам относятся следующие группы населения.
  • 1 Население трудоспособного возраста (женщины 16-54 лет, мужчины 16-59 лет).
  • 2 Работающие подростки (до 16 лет).
  • 3 Работающие пенсионеры.
  • Если коротко-то это всё население в трудоспособном возрасте.

Какая категория населения не относится к трудовым ресурсам?

К населению, не занятому в экономике, относятся лица в трудоспособном возрасте — учащиеся, студенты, аспиранты, не совмещающие обучение с трудовой деятельностью, а также следующие категории: безработные; военнослужащие; российские граждане, работающие за границей; лица, находящиеся в отпусках по беременности и родам и …

Кого в нашей стране относят к трудоспособному населению?

лица в трудоспособном (рабочем) возрасте: в России женщины от 16 до 54 лет, мужчины от 16 до 59 лет включительно: лица старше трудоспособного, т. е. пенсионного возраста, по достижении которого устанавливается пенсия по старости: в России женщины — с 55, мужчины — с 60 лет.

Что включается в трудовые ресурсы?

Трудовые ресурсы — часть населения, обладающая достаточным физическим развитием и достаточными интеллектуальными (умственными) способностями, которые необходимы для осуществления той или иной трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Какая возрастная группа относится к трудовым ресурсам?

Возрастная структура трудовых ресурсов предполагает выделение следующих основных возрастных групп: молодежь в возрасте 16-29 лет; лица от 30 до 49 лет; лица предпенсионного возраста (мужчины 50-59 лет, женщины 50-54 года); лица пенсионного возраста (мужчины 60 лет и старше, женщины 55 лет и старше).

Кто не относится к трудоспособному населению?

В отдельных случаях в Российской Федерации закон позволяет работать с 14 лет. Нетрудоспособное население – население в нетрудоспособном возрасте, инвалиды и лица, находящиеся в институциональных учреждениях (например, тюрьма и т. п.).

Что такое трудовые ресурсы какова их роль?

Трудовые ресурсы – это главная производительная сила общества, включающая тру- доспособную часть населения страны, которая благодаря своим психофизиологическим и ин- теллектуальным качествам способна участвовать в общественно-полезной деятельности, производя материальные и духовные блага и услуги.

Что такое трудовые ресурсы в географии?

Под трудовыми ресурсами понимается часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, умственными способностями и знаниями для работы. …

Что понимается под трудовыми ресурсами и какие категории населения относятся к ним?

К трудовым ресурсам относится население как в трудоспособном возрасте (за исключением неработающих инвалидов труда, войны, детства и неработающих лиц трудоспособного возраста, получающих пенсии по старости на льготных условиях), так и старше и моложе трудоспособного возраста, занятое в трудовом процессе.

Какая часть населения России относится к трудовым ресурсам?

По законодательству России к трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте (женщины от 16 до 55 лет и мужчины от 16 до 60 лет), а также люди старше и моложе трудоспособного возраста, занятые в общественном производстве.

Кто такие трудоспособные граждане?

Трудоспособные граждане — это граждане в возрасте от 16 лет до 60 лет (женщины) и до 65 лет (мужчины), способные по состоянию здоровья реализовать потребность трудиться. Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.

Кто не входит в состав рабочей силы?

Экономически активное население (рабочая сила: занятые + безработные) — это население страны, включающее в себя занятых и безработных женщин и мужчин в возрасте от 15 лет. В состав рабочей силы не включаются неработающие студенты, инвалиды, лица, занятые ведением домашнего хозяйства и т. д.

Какие факторы влияют на трудовые ресурсы?

Факторы формирования трудовых ресурсов Экономические Социальные Демографические Уровень заработной платы Наличие учреждений образования Уровень рождаемости Средний уровень жизни населения Школы Уровень смертности Уровень безработицы Дошкольные учреждения Миграция населения Ресурсы производства Наличие учреждений …

В чем отличие понятий человеческие ресурсы и трудовые ресурсы?

В чем отличие между понятиями трудовые ресурсы и экономически активное население?

Трудовые ресурсы- это все трудоспособное население. Экономически активное- эта та часть населения, которая может создавать прибавочный продукт(прибавочную стоимость), получать прибыль и платить с прибыли налоги для жизнеобеспечения деятельности государства.


Учи.Дома запускает бесплатный марафон в котором каждый день. В течении 5 дней утром ты будешь получать одно задание по выбранному предмету, а вечером его решение. Твоя задача, успеть выполнение задание до того как получишь ответ.

Бесплатно, онлайн, подготовка к ЕГЭ

Предварительный просмотр:

Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России

  • Создать условия для усвоения учащимися знаний о трудовых ресурсах страны (ТР) и экономически активном населении (ЭАН), их географических особенностях.
  • Обеспечить усвоение знаний обучающимися понятий о трудовых ресурсах и экономически активном населении.
  • Помочь учащимся осознать причины, обусловившие неравномерное распределение трудоспособного населения по территории страны и географические различия в уровне занятости населения России; понять причины и последствия безработицы в стране.
  • Организовать деятельность учащихся со статистическим и графическим материалом по выявлению численности и динамики ТР и ЭАН, особенностей уровня и структуры занятости населения, безработицы в России и ее регионах.
  • Содействовать развитию у школьников умений сравнивать Россию по численности ЭАН с другими странами мира.
  • Обеспечить развитие умений исследовательской деятельности на основе использования статистических и графических материалов, формулировать выводы, объяснять явления и процессы, выявляемые в ходе исследования;
  • Способствовать формированию ИКТ-компетентности обучающихся; их познавательного интереса, организуя работу с разнообразными электронными ресурсами.

Основное содержание темы, термины и понятия :

Трудовые ресурсы страны и экономически активное население. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости населения России, факторы их определяющие.

Трудовые ресурсы (ТР), экономически активное население (ЭАН), безработица, качество ТР.

  • основы социально-критического мышления;
  • проявление эмоционально-ценностного отношения к особенностям использования трудовых ресурсов в современной Росси;
  • стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.
  • устанавливать причинно-следственные связи осуществлять сравнение и классификацию объектов;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, находить необходимую единицу информации в тексте);
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные);
  • оценивать утверждения, исходя из своих представлений об изучаемой проблеме;
  • на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, находить пути восполнения этих пробелов;
  • создавать специализированные географические диаграммы;
  • соблюдать нормы информационной культуры;
  • использовать различные приёмы поиска информации в Интернете, строить запросы для поиска информации и анализировать результаты поиска;
  • формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники;
  • вводить цифровые данные для их обработки, в том числе статистической и визуализации.
  • планировать пути достижения целей;
  • самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
  • принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
  • прогнозировать будущие события и развитие процесса;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать своё время с использованием ИКТ.
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • численности и доли в населении страны трудовых ресурсов и экономически-активного населения, современного уровня безработицы и ее последствий;
  • особенностей размещения трудоспособного населения по территории России;
  • географических различий в уровне занятости населения России, факторов их определяющие;
  • особенностей структуры занятости населения страны и ее динамики;
  • содержания терминов и понятий: трудовые ресурсы, экономически активное население, безработица;

В ценностно-ориентационной сфере:

  • понимание причин, обусловивших особенности распределения трудоспособного населения по территории страны и географических различий в уровне занятости населения России;
  • осознание причин и последствий безработицы в стране;

В сфере географической деятельности:

  • осуществлять сравнение, и классификацию территорий России по обеспеченности ТР, уровню занятости населения;
  • анализировать схему состава ТР и ЭАН; выявлять соотношения этих понятий;
  • сравнивать по статистическим данным величину ЭАН в России и других странах мира;
  • анализировать факторы, определяющие географические различия в уровне занятости населения;
  • использовать знания о трудовых ресурсах для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;
  • оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику (для наиболее подготовленных обучающихся).

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 9 класса, политико-административная карта России.

Электронные учебные модули и Интернет-ресуры:

Население России. Люди и труд. Электронный учебный модуль.

Трудовые ресурсы России. Электронный учебный модуль.

Численность населения по основным возрастным группам по субъектам Российской Федерации. Статистическая таблица.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Самоопределение к деятельности (целеполагание)

- знания о численности населения России и ее современной динамике; об особенностях возрастного состава населения страны, о влиянии миграций на динамику населения;

- умения работать со статистическими таблицами, графиками и диаграммами, электронными статистическими сборниками и ежегодниками.

раскрывает цели учебного занятия и требования к результатам обучения;

сообщает о значимости содержания урока и характере работы обучающихся.

Актуализация субъектного опыта обучающихся

Проводит беседу с целью актуализации знаний и умений учащихся, их жизненного опыта по вопросам :

  1. Какова численность населения России?
  2. Как она изменяется в последние годы?
  3. На какие группы принято делить население страны по возрасту?
  4. Каково соотношение этих возрастных групп в населении России?
  5. Как изменяется доля отдельных возрастных групп в населении страны и прежде всего доля населения в трудоспособном возрасте?
  6. Какие проблемы в связи с этим обостряются?
  7. Каков миграционный прирост населения в нашей стране в настоящее время?
  8. С какой целью, преимущественно, приезжают мигранты в Россию из стран СНГ? Поддерживается ли приток мигрантов в Россию государственными программами?
  9. Каковы ваши представления о рынке труда? Задумываетесь ли вы о том, какие профессии востребованы в настоящее время на рынке труда в стране в целом, в нашем регионе, в соседних регионах?

II этап _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

Изучение нового материала

План изучения нового материала на доске:

  1. Понятие “Трудовые ресурсы”. Роль трудовых ресурсов в развитии и размещении хозяйства.
  2. Неравномерность обеспеченности трудовыми ресурсами территории России.
  3. Численность трудовых ресурсов и ее динамика.
  4. Качественный состав ТР.
  5. Рынок труда.
  6. Экономически активное население. Его численность и особенности динамики.
  7. Занятость населения в разных районах. Проблемы безработицы
  8. Занятость населения; тенденции распределения числа занятых в отраслях хозяйства, в государственном и негосударственном секторах экономики.

Водное слово учителя

Основное богатство любой страны – люди. Человек – главный производитель разнообразных благ. Поэтому будущее России, прежде всего, зависит от её человеческого потенциала. Для развития хозяйства важна не только общая численность населения, но и количество людей, находящихся в трудоспособном возрасте.

Откройте электронный ресурс:

Вспомните, какой возраст в нашей стране называют трудоспособным.

Выясните, какую долю в населении страны занимают лица трудоспособного возраста; как она меняется в последние десятилетия.

Чтобы верно ответить на эти вопросы, вам необходимо дополнить имеющуюся в электронном ресурсе таблицу современными сведениями.

Скопируйте имеющуюся таблицу в свою электронную тетрадь.

Откройте электронный ресурс:

Форма работы: П, И.

Образец электронного географического словарика:

Тема: Трудовые ресурсы и экономически активное население России

Содержание понятия, термина

Трудовые ресурсы и экономически активное население России

мужчины в возрасте от 16 до 60 лет и женщины в возрасте от 16 до 55 лет.

часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

Экономически активное население

часть населения страны в трудоспособном возрасте. К ЭАН относятся занятые в народном хозяйстве (работающие) и активно ищущие работу (безработные).

соотношение спроса на рабочую силу (со стороны работодателей) и её предложения (со стороны трудоспособного населения).

Люди, не имеющие работы, но занимающиеся ее поиском и готовые начать работать в течение определенного времени

Соотношение числа безработных к общей численности ЭАН, выраженное в процентах

Читайте также: