Как делать паспорт героя по литературе
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Семенихина Татьяна Алексеевна
Организация: МБОУ СОШ № 2
Населенный пункт: Краснодарский край
Содержание школьного филологического образования в свете требований ФГОС НОО, ООО и СОО обновлено. Поэтому урок стараешься сделать интересным, творческим. Такими должны быть и работы учащихся.
На уроках литературы использую следующие методические приёмы, способствующие интеллектуальному, творческому развитию обучающихся.
Учащиеся читают произведение и заполняют при этом таблицу, вписывая в неё фразы и их понимание.
Выписать фразы из текста, впечатления, непонимание, несогласие
Объяснить, что заставило выписать эти фразы
Изучая биографию писателя, заполняем таблицу
Дата
Событие
Такую таблицу можно использовать и на уроке, и в качестве домашнего задания.
- Паспорт писателя, драматурга, поэта, баснописца.
Паспорт писателя (поэта, драматурга, баснописца)– один из интересных и любимых ребятами форм самостоятельной работы по литературе в 9-11 классах, но пробую этот вид работы использовать. начиная с 7 класса. Используя материалы учебника, справочной литературы, Интернета, учащиеся самостоятельно составляют паспорт писателя, заполняя графы в соответствии с таблицей-образцом.
№ п/п
Графы паспорта
Паспортные данные
1
Фамилия, имя, отчество
2
Дата и место рождения
3
Социальное происхождение
(родители)
В какой семье родился, кто родители
4
Образование
Где учился, какое учебное заведение окончил
5
Профессия
6
Трудовая деятельность
Где работал, кем
7
Литературное творчество
Основные произведения (у крупных писателей периоды творчества)
8
Семейное положение (жена/муж, дети)
9
Круг общения
С кем из известных людей своего времени дружил, работал, общался или состоял в родственных отношениях
10
Дата и место смерти (причина, если необходимо)
11
Памятники
Наиболее известные (или необычные) памятники писателю или его героям
Такую работу можно выполнять и дома, и на уроке. Главное, что ребята обязательно прочитают биографию, будут работать и с книгой, и с Интернетом.
Очень эффективным является этот приём, так как он готовит будущих одиннадцатиклассников и к написанию итогового сочинения, и сочинения ЕГЭ. Самое важное – то, что такая работа заставит ребят обязательно прочитать произведение.
Паспорт книги
1.ФИО писателя, годы жизни
2. Жанр произведения, год написания
3. Особенности композиции
4. Элементы композиции
3. Завязка конфликта:
4. Развитие действия:
5. Досье на главных героев: ФИО, возраст, род занятий
6. Досье на второстепенных героев: ФИО, возраст, род занятий
7. Детали портрета (цитаты)
8. Детали интерьера (цитаты)
9. Душевные переживания главных героев
10. Художественные приёмы для описания художественного образа
11. Основная мысль/идея
12. Проблемы, поднятые в произведении
13. Мнение литературоведов
14. Что открыло для меня художественное произведение?
15. В каких произведениях встречается эта тема и проблемы, поднятые автором?
Автор и название произведения ______________________________________________
№п/п
Задание
Содержание материала
К какому литературному направлению относится
Особенности сюжета и композиции
Герои и события
Художественные приемы и изобразительные средства
Место отдельных сцен, эпизодов
Связь с произведениями других авторов
Все эти приёмы начинаю использовать на уроках литературы с седьмого класса. Но к ним подходим постепенно, поэтому в 5-6 классах активно пользуюсь такими методами, которые готовят ребят к более серьёзным творческим работам.
- Составление синквейнов, диамантов (или двойного синквейна).
5.Вывод – 1 существительное.
Левонтий и тётка Васеня
Все эти приёмы делают уроки интересными, творческими. Главное – они заставляют учащихся читать.
4. Минипроект – Л. Это приём готовит ребят к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ, связанных с изобразительными средствами.
Изучаем стихотворение. К нему рисуем или подбираем иллюстрацию, заполняем таблицу примерами из стихотворения. Работа выглядит так:
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Заполните таблицу, пользуясь стихотворением С.Есенина
5. Минипроект – Р. Такой вид работы использую на уроках русского языка для закрепления изученной темы.
(По) старин. ому поверью, солнце и месяц (с) начал. зимы расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад. И с той поры они (не) встречаются друг (с) другом до самой весны. (В) течени. всей зимы солнце н. чего (не) знает о месяце, а месяц н. чего (не) знает (на) счёт солнца. Повстречавшись весной, они (с) начал. долго рассказывают о своём житье (бытье), но бывает, что месяц с солнцем при этой встрече доходят до ссоры, (в) следстви. чего случаются земл. тр. сения. Согласно пр. дани. чаще в ссоре бывает виноват месяц (в) виду его гордого и заносч. вого характера.
1. Открыть скобки, вставить пропущенные буквы .
Для чего нужны предлоги
Предлоги, которые можно заменить другими для проверки написания
Предлоги, которые употребляются только с Д.п.
Предлоги, которые употребляются только с Р.П.
Разобрать любой предлог морфологически
Все эти методы, приёмы, виды работ оказались очень эффективными и в период дистанционного обучения.
Читайте также:
- Как узнать номер полиса омс по снилс
- Приведите два аргумента объясняющие почему лучше образованные граждане
- Как выписать из частного дома умершего родственника через госуслуги
- Способствовать развитию речи как средства общения давать детям разнообразные поручения
- Почему митинги за навального незаконны