Как делать паспорт героя по литературе

Обновлено: 07.07.2024

Автор: Семенихина Татьяна Алексеевна

Организация: МБОУ СОШ № 2

Населенный пункт: Краснодарский край

Содержание школьного филологического образования в свете требований ФГОС НОО, ООО и СОО обновлено. Поэтому урок стараешься сделать интересным, творческим. Такими должны быть и работы учащихся.

На уроках литературы использую следующие методические приёмы, способствующие интеллектуальному, творческому развитию обучающихся.

Учащиеся читают произведение и заполняют при этом таблицу, вписывая в неё фразы и их понимание.

Выписать фразы из текста, впечатления, непонимание, несогласие

Объяснить, что заставило выписать эти фразы

Изучая биографию писателя, заполняем таблицу

Дата

Событие

Такую таблицу можно использовать и на уроке, и в качестве домашнего задания.

  1. Паспорт писателя, драматурга, поэта, баснописца.

Паспорт писателя (поэта, драматурга, баснописца)– один из интересных и любимых ребятами форм самостоятельной работы по литературе в 9-11 классах, но пробую этот вид работы использовать. начиная с 7 класса. Используя материалы учебника, справочной литературы, Интернета, учащиеся самостоятельно составляют паспорт писателя, заполняя графы в соответствии с таблицей-образцом.

№ п/п

Графы паспорта

Паспортные данные

1

Фамилия, имя, отчество

2

Дата и место рождения

3

Социальное происхождение

(родители)

В какой семье родился, кто родители

4

Образование

Где учился, какое учебное заведение окончил

5

Профессия

6

Трудовая деятельность

Где работал, кем

7

Литературное творчество

Основные произведения (у крупных писателей периоды творчества)

8

Семейное положение (жена/муж, дети)

9

Круг общения

С кем из известных людей своего времени дружил, работал, общался или состоял в родственных отношениях

10

Дата и место смерти (причина, если необходимо)

11

Памятники

Наиболее известные (или необычные) памятники писателю или его героям

Такую работу можно выполнять и дома, и на уроке. Главное, что ребята обязательно прочитают биографию, будут работать и с книгой, и с Интернетом.

Очень эффективным является этот приём, так как он готовит будущих одиннадцатиклассников и к написанию итогового сочинения, и сочинения ЕГЭ. Самое важное – то, что такая работа заставит ребят обязательно прочитать произведение.

Паспорт книги

1.ФИО писателя, годы жизни

2. Жанр произведения, год написания

3. Особенности композиции

4. Элементы композиции

3. Завязка конфликта:

4. Развитие действия:

5. Досье на главных героев: ФИО, возраст, род занятий

6. Досье на второстепенных героев: ФИО, возраст, род занятий

7. Детали портрета (цитаты)

8. Детали интерьера (цитаты)

9. Душевные переживания главных героев

10. Художественные приёмы для описания художественного образа

11. Основная мысль/идея

12. Проблемы, поднятые в произведении

13. Мнение литературоведов

14. Что открыло для меня художественное произведение?

15. В каких произведениях встречается эта тема и проблемы, поднятые автором?

Автор и название произведения ______________________________________________

№п/п

Задание

Содержание материала

К какому литературному направлению относится

Особенности сюжета и композиции

Герои и события

Художественные приемы и изобразительные средства

Место отдельных сцен, эпизодов

Связь с произведениями других авторов

Все эти приёмы начинаю использовать на уроках литературы с седьмого класса. Но к ним подходим постепенно, поэтому в 5-6 классах активно пользуюсь такими методами, которые готовят ребят к более серьёзным творческим работам.

  1. Составление синквейнов, диамантов (или двойного синквейна).

5.Вывод – 1 существительное.

Левонтий и тётка Васеня

Все эти приёмы делают уроки интересными, творческими. Главное – они заставляют учащихся читать.

4. Минипроект – Л. Это приём готовит ребят к выполнению заданий ОГЭ и ЕГЭ, связанных с изобразительными средствами.

Изучаем стихотворение. К нему рисуем или подбираем иллюстрацию, заполняем таблицу примерами из стихотворения. Работа выглядит так:


Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Заполните таблицу, пользуясь стихотворением С.Есенина

5. Минипроект – Р. Такой вид работы использую на уроках русского языка для закрепления изученной темы.


(По) старин. ому поверью, солнце и месяц (с) начал. зимы расходятся в разные стороны: один на восток, другой на запад. И с той поры они (не) встречаются друг (с) другом до самой весны. (В) течени. всей зимы солнце н. чего (не) знает о месяце, а месяц н. чего (не) знает (на) счёт солнца. Повстречавшись весной, они (с) начал. долго рассказывают о своём житье (бытье), но бывает, что месяц с солнцем при этой встрече доходят до ссоры, (в) следстви. чего случаются земл. тр. сения. Согласно пр. дани. чаще в ссоре бывает виноват месяц (в) виду его гордого и заносч. вого характера.

1. Открыть скобки, вставить пропущенные буквы .

Для чего нужны предлоги

Предлоги, которые можно заменить другими для проверки написания

Предлоги, которые употребляются только с Д.п.

Предлоги, которые употребляются только с Р.П.

Разобрать любой предлог морфологически

Все эти методы, приёмы, виды работ оказались очень эффективными и в период дистанционного обучения.

Читайте также: