Какое наказание за клевету в исламе

Обновлено: 28.06.2024

Второй случай был еще более мерзким, чем первый, а последствия его оказались значительно хуже.

Речь о клевете на правдивую госпожу Аишу – супругу Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) – её обвинили в прелюбодеянии с Сафваном ибн аль-Му'атталь ас-Сульми. Находясь со своим войском недалеко от Медины, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) объявил, что следует выступить в путь ночью. В момент, когда был отдан этот приказ, Аиша вышла по нужде за пределы лагеря. Возвращаясь обратно в лагерь, она коснулась рукой груди и поняла, что пропало её ожерелье из оникса. Тогда она вернулась назад и долго искала ожерелье.

Между тем, люди, сопровождавшие ее, подошли к ее паланкину, подняли его и погрузили на спину того верблюда, на котором она ехала, считая, что она находится внутри. В те времена женщины ели мало и весили мало, к тому же, Аиша на тот момент была совсем юной, поэтому люди, поднявшие паланкин, не заметили ее отсутствия.

Верблюда погнали, войско двинулось в путь. Госпожа Аиша нашла свое ожерелье но, вернувшись в лагерь, никого там не застала. Тогда она направилась к тому месту, где стоял ее паланкин, решив, что они обнаружат ее отсутствие и вернутся за ней.

Просидев там некоторое время, она заснула от усталости. Утром ее обнаружил Сафван аль-Му‘атталь, который еще раньше отстал от войска по своим причинам. Увидев спящего человека, он подошел ближе и узнал Аишу, так как ему приходилось видеть ее до того, как она стала носить покрывало.

И в этот момент обрекли себя на погибель те, кто решился на эту клевету. Главным же клеветником был Абдуллах ибн Убайй. Вернувшись в Медину, Аиша заболела и пролежала целый месяц, а в это время отвратительные слухи стали распространяться.

После этого ауситы и хазраджиты разволновались настолько, что готовы были начать драться, но Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), стоявший до этого на минбаре, спустился вниз и успокаивал их, пока они не замолчали.

وَجَاءُوا عَلَى قَمِيصِهِ بِدَمٍ كَذِبٍ قَالَ بَلْ سَوَّلَتْ لَكُمْ أَنفُسُكُمْ أَمْرًا فَصَبْرٌ جَمِيلٌ وَاللَّهُ الْمُسْتَعَانُ عَلَى مَا تَصِفُونَ

إِنَّ الَّذِينَ جَاءُوا بِالْإِفْكِ عُصْبَةٌ مِّنكُمْ لَا تَحْسَبُوهُ شَرًّا لَّكُم بَلْ هُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ لِكُلِّ امْرِئٍ مِّنْهُم مَّا اكْتَسَبَ مِنَ الْإِثْمِ وَالَّذِي تَوَلَّى كِبْرَهُ مِنْهُمْ لَهُ عَذَابٌ عَظِيمٌ

لَّوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ ظَنَّ الْمُؤْمِنُونَ وَالْمُؤْمِنَاتُ بِأَنفُسِهِمْ خَيْرًا وَقَالُوا هَذَا إِفْكٌ مُّبِينٌ

لَّوْلَا جَاءُوا عَلَيْهِ بِأَرْبَعَةِ شُهَدَاءَ فَإِذْ لَمْ يَأْتُوا بِالشُّهَدَاءِ فَأُولَئِكَ عِندَ اللَّهِ هُمُ الْكَاذِبُونَ

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ لَمَسَّكُمْ فِي مَا أَفَضْتُمْ فِيهِ عَذَابٌ عَظِيمٌ

إِذْ تَلَقَّوْنَهُ بِأَلْسِنَتِكُمْ وَتَقُولُونَ بِأَفْوَاهِكُم مَّا لَيْسَ لَكُم بِهِ عِلْمٌ وَتَحْسَبُونَهُ هَيِّنًا وَهُوَ عِندَ اللَّهِ عَظِيمٌ

وَلَوْلَا إِذْ سَمِعْتُمُوهُ قُلْتُم مَّا يَكُونُ لَنَا أَن نَّتَكَلَّمَ بِهَذَا سُبْحَانَكَ هَذَا بُهْتَانٌ عَظِيمٌ

يَعِظُكُمُ اللَّهُ أَن تَعُودُوا لِمِثْلِهِ أَبَدًا إِن كُنتُم مُّؤْمِنِينَ

وَيُبَيِّنُ اللَّهُ لَكُمُ الْآيَاتِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ

إِنَّ الَّذِينَ يُحِبُّونَ أَن تَشِيعَ الْفَاحِشَةُ فِي الَّذِينَ آمَنُوا لَهُمْ عَذَابٌ أَلِيمٌ فِي الدُّنْيَا وَالْآخِرَةِ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنتُمْ لَا تَعْلَمُونَ

وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ وَأَنَّ اللَّهَ رَءُوفٌ رَّحِيمٌ

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَتَّبِعُوا خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ وَمَن يَتَّبِعْ خُطُوَاتِ الشَّيْطَانِ فَإِنَّهُ يَأْمُرُ بِالْفَحْشَاءِ وَالْمُنكَرِ وَلَوْلَا فَضْلُ اللَّهِ عَلَيْكُمْ وَرَحْمَتُهُ مَا زَكَى مِنكُم مِّنْ أَحَدٍ أَبَدًا وَلَكِنَّ اللَّهَ يُزَكِّي مَن يَشَاءُ وَاللَّهُ سَمِيعٌ عَلِيمٌ

«Поистине, оклеветала (мать верующих Аишу, да будет доволен ею Аллах) группа из вас (верующих). Не думайте, что это зло для вас. Нет, это хорошо для вас. Каждый из них получит (воздаяние за) заработанный им грех. А тому, кто стал зачинщиком этого (Абдуллаху ибн Убайю) – великое наказание (в Аду).


13. Почему они (распустившие отвратительный слух) не привели четырех свидетелей? Если они не привели свидетелей, то перед Аллахом (то есть, по Его решению) они лжецы.


14. И если бы не щедрость и милость Аллаха к вам в земном мире и в мире вечном, то постигло бы вас за ваши пространные (и лживые) речи великое наказание.

15. Вы распространяете это (передавая от одного к другому ложь и сплетни) своими языками и говорите то, о чем ничего не знаете, думая, что это незначительное дело (за которое не будет наказания). Но перед Аллахом это — великий грех.

17. Аллах наставляет вас никогда не возвращаться к подобному, если вы верующие.

18. И Аллах объясняет вам аяты (содержащиеся в них правила и законы). И Аллах — Знающий, Мудрый.

19. Поистине, любящим распространять мерзости о верующих, – болезненное наказание и в этом мире, и в мире вечном. Аллах знает (что распространяемые слухи – ложь), а вы не знаете (не можете знать, где ложь, а где правда).

20. И если бы не щедрость и не милость Аллаха к вам (то наказание постигало бы грешников сразу). Поистине, Аллах – Снисходительный, Милующий.

После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) приказал подвергнуть наказанию людей, открыто распространявших клевету. Каждый из них получил по восемьдесят ударов за клевету. Их было трое: Химна бинт Джахш, Мустах ибн Асаса и Хассан ибн Сабит.

Абу Бакр ас-Сиддик (да будет доволен им Аллах) оказывал помощь Мустаху ибн Асасе, так как тот состоял с ним в родстве, но когда Мустах стал распространять клевету, прекратил делать это. Тогда Всевышний Аллах ниспослал аят:

وَلَا يَأْتَلِ أُولُو الْفَضْلِ مِنكُمْ وَالسَّعَةِ أَن يُؤْتُوا أُولِي الْقُرْبَى وَالْمَسَاكِينَ وَالْمُهَاجِرِينَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ وَلْيَعْفُوا وَلْيَصْفَحُوا أَلَا تُحِبُّونَ أَن يَغْفِرَ اللَّهُ لَكُمْ وَاللَّهُ غَفُورٌ رَّحِيمٌ

После этого Абу Бакр сказал: «Да, о Посланник Аллаха, конечно же, я хочу, чтобы Аллах простил меня!”[2] – после чего он снова стал помогать Мустаху как раньше.

Это был один из ярких примеров вреда, который причиняли верующим лицемеры. Они проникают в общество людей, выражая им свою любовь, в то время как сердца их наполнены ненавистью. Они просто ждут удобного случая, чтобы начать распространять смуту. Да защитит нас Аллах от их зла!

Читайте также: