Какое место занимает философия права в системе философских наук

Обновлено: 30.06.2024

Обложка

Статья посвящена обоснованию философско-правового подхода к праву. В статье рассматриваются проблемы юриспруденции с позиции философии права. В статье автор также рассматривает историко-методологические аспекты развития философии права как важнейшего момента формирования европейского либерализма, обусловленного его генезисом.

Целью статьи является описание непосредственного влияния философии права на формирование и развитие правового мировоззрения.

В настоящей статье автор рассматривает вопросы влияния философии права на развитие юриспруденции. Среди философских и правовых школ и направлений, оказавших значительное влияние на формирование и развитие философии права, решающую роль играла философия Г.В. Ф. Гегеля, притом не только философия права, но и философия истории, религии, логика, т.е. практически вся его философская система. Вопрос о том, в чём конкретно состояло это влияние, какие логико-понятийные конструкции Гегеля Г. В.Ф. были критически или почти без изменений восприняты современным учением о праве рассматривается в статье.

Эта проблематика определила предмет проведённого в статье исследования. Выявление отдельных черт преемственности в отношении гегелевской философии позволило указать пути обогащении юриспруденции философией права.

Методологическую основу данного исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых основное место занимают методы историзма, сравнительно-правовой, а также формально-юридический и системный подход.

Положения, сформулированные в данной статье, могут быть использованы в дальнейших исследованиях по вопросам взаимодействия философии права и юриспруденции.

Ключевые слова

Полный текст

Позднее И. В. Михайловский, профессор Томского университета, писал о том, что философия права призвана указать те идеалы, те идеальные модели, к которым должно стремиться право 6 .

Среди авторов, уделивших значительное внимание проблематике философии права, следует назвать таких ученых как: Алексеев А. С 7 ., Бержель Ж.-Л 8 ., Керимов Д. А 9 ., Ковлер А. И 10 ., Коркунов Н. М 11 ., Лейст О. Э 12 ., Малахов В. П 13 ., Нерсесянц В. С 14 ., Новгородцев П. И 15 ., Поляков А. В 16 ., Тихонравов Ю. В 17 ., Трубецкой Е. Н 18 ., Сальников В. П., Захарцев С. И 19 .

Философия права тесно связана с тем спором о существовании свободы воли, её пределах и природе, который ведется в философии с древних времен. Вопрос о свободе воли является также основополагающим и для юриспруденции. Поэтому для глубокого понимания сущности права, самой идеи права необходимо строить всю систему правовых знаний на основе философии права. Только на такой основе становится возможным прогрессивное поступательное развитие права, учитывающее все достижения человеческой мысли и расширяющее мировоззренческие границы и подходы к пониманию права.

По вопросу о свободе воли в философии имеются две совершенно противоположные позиции.

Первая основывается на полном отрицании детерминизма и допущении возможности существования свободы воли 20 .

Вторая основана на так называемом жестком детерминизме и строится на принципиальном отрицании свободы воли.

Если применить эти позиции к философии права, то их можно сформулировать следующим образом:

  • отрицание детерминизма означает возможность для дееспособного индивида выбирать поведенческую модель, т. е. делать выбор между добром и злом;
  • жесткий детерминизм предполагает иллюзорность свободы воли, ставящую индивида в определенные рамки, обусловленные законом, моральными и этическими нормами, принятыми в обществе. В этом контексте детерминизм понимается как скрытая от индивида цепь причин, побуждающая его к определенной модели поведения.

Тем не менее, в других правопорядках детерминизм отрицается. Так, в одном из решений Верховного Суда США прямо говорится, о том, что детерминистический взгляд на поведенческую модель индивида не соответствует тем принципам, на которых основано уголовное судопроизводство в США, в частности, подход к пониманию наказания 21 . В рассматриваемом ключе свобода воли интерпретируется как форма мышления, управляющая сознательно-волевой деятельностью.

Следует отметить, что, например, в христианстве вопрос о свободе воли индивида решен и подразумевает, что выбор поведенческой модели в том или ином конкретном случае осуществляется на основе божественного всеведения.

Если говорить о философии права, то признание существования свободы воли означает, что индивид — носитель свободы воли — способен принимать решения, основываясь на свободном выборе той модели поведения, которая отвечает моральным и этическим нормам, принятым в обществе.

Проблематика философии права может рассматриваться с точки зрения двух совершенно различных направлений: от философии к праву или от права к философии. Первое направление связано, разумеется, с распространением философских концепций на правовую сферу. Второе направление предполагает подход к решению правовых задач с применением так называемой философской рефлексии.

Таким образом, в рамках первого направления происходит своеобразная проверка той или иной философской концепции путем ее применения к той или иной отрасли права. Во втором направлении философия права рассматривается как самостоятельное направление, т. е. как наивысший уровень познания права. Тем не менее, оба подхода направлены на постижение сущности права.

В свете существования таких различных подходов к философии права ее можно рассматривать как одну из отраслей юриспруденции, которая, однако, является базисом для позитивного права.

Примечания:

1 См.: Lehrbuch eines Civilistischen Cursus: Lehrbuch des Naturrechts als einer Philosophie des Positiven Rechts. Volume 2. Nabu Press. 2012. 428 p.

2 См.: Гегель Г. В.Ф. Философия права. Перевод Б. Г. Столпнер, М. И. Левина / Под ред. Д. А. Керимова, В. С. Нерсесянца. М., 1990. 526 с.

3 Hegel. Vorlesungen über die Philosophie der Geschichte / Hegel Georg Wilhelm Friedrich. Aufl. [Nachdr.]. Frankfurt am Main: Suhrkamp. 2007. 567 p.

4 См.: Нерсесянц В. С. Философия права. М., 2012. С. 11–16.

6 Михайловский И. В. Очерки философии права. Томск, 1914. С. 7–8.

7 Алексеев А. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования М., 1999. 710 с.

8 Бержель Ж.-Л. Б. Общая теория права / Под общ. ред. В. И. Даниленко / Пер. с фр. М., 2000. 576 с.

9 Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права // Теоретико-методологические проблемы права. Вып. 2. М., 2007.

10 Ковлер А. И. Антропология права: Учебник для вузов. М., 2002. 480 с.

11 Коркунов Н. М. История философии права. Пособие к лекциям. 6-е изд. СПб., 1915. 508 c.

12 Сущность права: Проблемы теории и философии права. М., 2002. 288 с.

13 Малахов В. П. Философия права [Электронный ресурс]: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2012. 337 с.

14 Нерсесянц В. С. Формирование политико-правового учения Гегеля // Из истории политических учений. М., 1976. С. 38—70.

15 Новгородцев П. И. Введение в философию права: Кризис современного правосознания. М., 2005. 171 с.

16 Поляков А. В. Общая теория права. Учебник. СПб., 2001. 642 с.

17 Тихонравов Ю. В. Основы философии права. Учебное пособие. М., 1997. 608 с.

18 Трубецкой Е. Н. Труды по философии права / Вступ. ст., сост. и примеч. И. И. Евлампиева. СПб., 2001. 543 с.

19 Философия права. Юридическая наука. Учебник / Под общ. ред. В. П. Сальникова, Г. Н. Хона. М., 2015. 560 с.

20 Детерминизм — учение о взаимосвязи и взаимоопределенности всех природных, общественных и психических явлений, обоснованное П.-С. Лапласом.

23 Городнова О. Н. Свобода воли и ее роль в уголовно-правовом соучастии // Вестник Череповецкого государственного университета. 2012. № 2. С. 191–192.

24 См.: Алексеев А. С. Право. Азбука. Теория. Философия. Опыт комплексного исследования. М., 1999. 710 с.

25 Керимов Д. А. Общенаучная методология и методология права. С. 9.

27 Керимов А. Д., Куксин И. Н. Сильное государство и народная воля? // Российский журнал правовых исследований. 2017. № 3. С. 11.

Читайте также: