Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств

Обновлено: 02.07.2024

Государства, имеющие ядерное оружие, несут особую ответственность за осуществление

конкретных и необратимых мер в области ядерного разо­ружения.

Существует множество путей продвижения к миру, свободному от ядерного оружия.

Международное соглашение является в современных ус­ловиях основной правовой формой обеспечения ядерного разоружения. Его заключение должно происходить на осно­ве обычной процедуры, установившейся в международном праве - созыв конференции полномочных представителей государств, подписание договора и его последующая ратифи­кация.

В отношении отдельных аспектов ядерного разоружения, таких как запрещение применения ядерного оружия, его не­распространение, возможно использование и процедуры, примененной при заключении Договора о принципах дея­тельности государств в космическом пространстве 1967 года (утверждение проекта соглашения Генеральной Ассамблеей ООН с последующим подписанием и ратификацией государ­ствами без созыва специальной дипломатической конферен­ции).

В ряде международно-правовых актов имеется указание на форму согласования государствами окончательных планов

разоружения и закрепление их в обязывающих государства нормах.

Комиссия ООН по разоружению, созванная по инициа­тиве Советского Союза в 1965 году, высказалась за проведение Всемирной конференции по разоружению с участием всех государств. Это решение было поддержано Генеральной Ас­самблеей ООН, которая на ХХ сессии признала необходимым созвать конференцию не позднее 1967 года. В резолюциях Ге­неральной Ассамблеи ООН 1653 (XVI), 1801 (XVII), 1909 (XVIII) ставится вопрос о возможном созыве конференции для под­писания конвенции о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. Такое же требование содержалось в Каирской декларации неприсоединившихся государств.

В настоящее время членами Конференции по разоруже­нию являются 65 государств, включая все государства, облада­ющие военными ядерными потенциалами. Еще до 40 различ­ных стран ежегодно принимают участие в ее работе в качестве наблюдателей. Из стран ОДКБ наряду с Россией (как право­преемницей СССР) в работе Конференции участвуют Бело­руссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан.

На Конференции по разоружению разработаны такие важные многосторонние разоруженческие договоры, как Кон­венция о запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.), Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испыта­ний (1996 г.).

Формально функции Секретариата Конференции по ра­зоружению выполняет женевское подразделение Управления по вопросам разоружения Секретариата ООН. Обязанности Генерального секретаря исполняет Генеральный директор же­невского Отделения ООН М. Моллер (Дания). До 2014 г. Гене­ральным секретарем Конференции по разоружению являлся К.-Ж. К. Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. - С. А. Орджоникид­зе (Россия).

Практической работой руководит Председатель Конфе­ренции по разоружению. По Правилам процедуры государ­ства занимают этот пост на ротационной основе (в соответ­ствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.

Основополагающим при принятии решений (как проце­дурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.

Сессия Конференции состоит из трех частей: конец янва­ря - конец марта; середина мая - конец июня; конец июля - се­редина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН. В последние годы в силу отсут­ствия субстантивной деятельности на Конференции по разо­ружению эти доклады носят преимущественно процедурный характер.

Повестка дня Конференции принимается в начале каж­дой сессии:

  • прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;
  • предотвращение ядерной войны, включая все связан­ные с этим вопросы (в т.ч. запрещение производства расще­пляющихся материалов для создания ядерного оружия);
  • предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве;
  • эффективные международные соглашения о гаранти­ях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия;
  • новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;
  • всеобъемлющая программа разоружения;
  • транспарентность в вооружениях;

Конференция по разоружению и ее предшественники успешно провели переговоры о заключении таких основных многосторонних соглашений в области ограничения вооруже­ний и разоружения как Договор о нераспространении ядер­ного оружия, Конвенция о запрещении военного или любо­го иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, договоры о морском дне, Конвенция о за­прещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического ору­жия и о его уничтожении и Договор о всеобъемлющем запре­щении ядерных испытаний.

Конференция по разоружению может ограничиться предварительно и согласованием наиболее существенных сто­рон плана и дать более конкретные директивы вспомогатель­ным органам, осуществляющим разработку проекта договора.

Несколько иной порядок юридического закрепления вы­работанных Советом Безопасности ООН планов закреплен Ре­золюцией Генеральной Ассамблеи 41 (I) от 1946 года. Соглас­но статье 2, проекты Совета безопасности ООН должны быть рассмотрены на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако это не говорит о том, что для обеспечения разо­ружения достаточно одного утверждения планов Генеральной Ассамблеей ООН. В той же статье подчеркивается, что государ­ствами заключаются договоры или конвенции с обязательной последующей ратификацией сторонами. При этом делается оговорка, что такая ратификация проводится в соответствии со статьей 26 Устава ООН- планы обязательно должны быть приняты государствами.

Специальная сессия в данном случае является одной из разновидностей международной конференции, созываемой для заключение многостороннего соглашения. Такой поря­док заключения договора может быть в ряде случае признан целесообразным. Видимо, он возможен в условиях, когда все государства, располагающие более или менее значительным военным потенциалом, являются членами ООН.

Порядок вступления в силу договора о разоружении опре­деляется самим соглашением. Можно указать на некоторые положения, соблюдение которых вытекает из действующих норм. Для вступления в силу многосторонних соглашений, как правило, требуется определенное число ратификаций. В отношении Устава ООН, например, это выражалось в сдаче на хранение ратификационных грамот постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Договор о нераспространении ядер­ного оружия 1968 года вступил в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены депозита­риями, и 40 другими подписавшими его государствами. До­говор о запрещении ядерного оружия 2017 года предусма­тривает вступление в силу спустя 90 дней после того, как его подпишут и ратифицируют 50 государств. Договор о всеобъ­емлющем запрещении ядерных испытаний вступает в силу че­рез 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в приложении

  • к Договору, но ни в коем случае не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Как видно, вступление в силу международного договора по разоружению, в том числе и число требуемых для этого ратификаций, зависит от характера объекта самого договора. В отдельных случаях может потребоваться и всеобщая рати­фикация договора всеми его участниками. Такое требование может быть выдвинуто в отношение соглашения о полном за­прещении ядерного оружия, заключенного между ядерными державами, когда речь идет о ликвидации всех запасов этого вида вооружений и прекращении его производства.

Действующие нормы современного международного права в области разоружения устанавливают и принципиаль­ные положения, на которых должно строиться практическое осуществление ядерного разоружения и которые должны быть положены в основу будущих соглашений. Иначе говоря, наиболее общие черты будущих договоров уже определены международным правом.

Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН было при­нято немало резолюций, которые касаются отдельных мер в области разоружения, предусматривая возможность их осу­ществления независимо от общей программы. Они содержат принципы, на которых должно основываться правовое обеспе­чение частичных мер в области разоружения.

Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), основополагающее соглашение, направленное на сдержива­ние распространения ядерного оружия в мире и обеспечение ядерного разоружения, вступил в силу в 1970 году. К ДНЯО присоединилось 191 государство, включая все пять государств, признанных согласно Договору, государствами, обладающи­ми ядерным оружием: Китай, Российская Федерация, Со­единенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Три страны, имеющие или предположительно имеющие ядерное оружие, — Израиль, Индия и Пакистан — в настоящее время не являются участниками ДНЯО. Корейская Народно-Демо­кратическая Республика в 2003 году объявила о своем выходе из Договора.

Нераспространение и гарантии в соответствии с догово­ром государства, не обладающие ядерным оружием, согла­сились не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устрой­ствами, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. В целях проверки выполнения их обяза­тельств по Договору государства, не обладающие ядерным оружием, согласились принять гарантии, осуществляемые Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), в отношении всего исходного и специального расщепляю­щегося материала, находящегося в пределах их территории или под их контролем. МАГАТЭ несет ответственность за удостоверение того, что государства — участники Договора, не обладающие ядерным оружием, не переключили ядерные материалы с мирного использования на цели производства ядерного оружия. В целом осуществление ДНЯО с момента его вступления в силу в 1970 году в плане сдерживания распро­странения ядерного оружия в мире было успешным, хотя и не идеальным. По-прежнему остаются за рамками ДНЯО ряд государств, которые, как предполагается, приобрели ядерное оружие после вступления Договора в силу. В целях укрепле­ния и расширения гарантий МАГАТЭ против переключения ядерного материала государствами, не обладающими ядер­ным оружием, в 1997 году был принят Дополнительный про­токол, носящий добровольный характер.

Договор содержит лишь одно положение, имеющее юри­дически обязательный характер и требующее, что бы государ­ства, обладающие ядерным оружием, осуществили ядерное разоружение. Статья VI Договора требует, чтобы все государ­ства-участники в духе доброй воли вели переговоры об эффек­тивных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным междуна­родным контролем. Прогресс в осуществлении этого обяза­тельства носил инкрементальный характер. Страны, обладаю­щие самыми большими ядерными арсеналами, — Российская Федерация и Соединенные Штаты — с 1970-х годов заключили ряд двусторонних соглашений о сокращении своих ядерных арсеналов и применении мер транспарентности в целях укре­пления стабильности в кризисных ситуациях и облегчения контроля.

Несмотря на вступление ДНЯО в силу, размеры глобаль­ных ядерных арсеналов продолжали увеличиваться вплоть до середины 1980-х годов, достигнув пикового показателя на уровне около 70 000 боеголовок. К настоящему моменту общее число боеголовок сократилось до примерно 15 395, причем около 4 120 из них находятся в состоянии боевой готовности. После окончания холодной войны усилия по дальнейшему сокращению вооружений продолжались, хотя в последние 10 лет не так активно, как прежде. В апреле 2010 года Российская

Федерация и Соединенные Штаты подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый договор о СНВ), который стал продолжением Договора 1991 года о сокращении и огра­ничении стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истек 5 декабря 2009 года. Он заменяет До­говор 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Соединенное Королевство и Франция также осуществляют односторонние сокращения своих ядерных сил и принимают некоторые меры по обеспечению транспарент­ности. Хотя количество ядерных вооружений уменьшилось, их способность многократно уничтожить жизнь на Земле оста­лась прежней. Примерно 1800 ядерных боезарядов находятся в состоянии повышенной боевой готовности и могут быть за­пущены в течение нескольких минут.

В Договоре признается неотъемлемое право всех сторон без дискриминации развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Стороны также обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене; кроме того, их призывают учитывать при этом нужды развивающихся районов мира.

Хотя многие страны считают ядерную энергию важной составляющей их энергетического комплекса, инцидент на атомной станции в Фукусиме, произошедший в Японии в мар­те 2011 года, заставил ряд стран пересмотреть свою привер­женность ядерной энергетике. В большинстве стран, однако, правительства полагают, что вопрос состоит не в том, чтобы отказаться от этого важного источника энергии, а в том, чтобы и далее совершенствовать стандарты ядерной безопасности.

ДНЯО по-прежнему сталкивается с многочисленными вызовами. Его участники в течение многих лет по-разному представляли свои основные задачи и пути, позволяющие найти оптимальное соотношение между обязательствами в отношении нераспространения и разоружения, предусмо­тренными в Договоре. Основной причиной напряженности являются давние расхождения по вопросу о том, что имеет преимущественное значение — нераспространение или разо­ружение.

Конференция 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО столкнулась со значительными проблемами, включая наличие разногласий по поводу путей достижения прогресса в отношении двух ключевых вопросов: создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, и установления юридически обязательного запрета на ядерное оружие. На этой конференции не удалось принять заключи­тельного документа.

Несмотря на текущие вызовы, ДНЯО с охраняет жизне­способность, а успехи в деле его осуществления нельзя недоо­ценивать. Этот договор является почти универсальным. Лишь этот документ возлагает на государства, обладающие ядерным оружием, юридическую обязанность добиваться ликвидации их ядерных арсеналов. Благодаря ему удалось остановить рас­пространение ядерного оружия. Нет сомнений в том, что воз­никнут новые вызовы, но Договор уже доказал свою прочность и, следует надеяться, сохранит ее в будущем.

В международных договорах идет речь о нераспростра­нении, испытаниях, зонах, свободных от ядерного оружия, и запрещении ядерного оружия.

Авторитетные международные комиссии, включая Кан­беррскую комиссию, Комиссию по оружию массового унич­тожения и Международную комиссию по нераспространению ядерного оружия и разоружению, пришли к единому мнению о том, что до тех пор, пока одни обладают ядерным оружи­ем, другие будут испытывать желание также иметь его. До тех пор, пока ядерное оружие существует, существует и вероят­ность того, что оно вновь будет применено — случайно или преднамеренно.

НУЦАЛХАНОВ Гамзат Нуцалханович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказского института

Разоружение – давняя мечта прогрессивных умов человечества. После Второй мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных и региональных международно-правовых актах. Некоторые международные правоведы даже склонны к выделению концепции разоружения в качестве независимого принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если даже эту концепцию можно назвать принципом, то он будет представлять собой принцип-идею нежели норму позитивного права.

Принципиальная основа разоружения нашла свое отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США 1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих мероприятий:

- роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;

- уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и средств его доставки;

- упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения;

- прекращение расходования средств на военные цели. [17 , 33]

К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год.

Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового поражения.

Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др. [18 , 87]

Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.

С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов.

К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того, как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству ядерного вооружения.

Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. [19 , 43]

Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного. [34, 55]

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений. [35 , 67]

Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности.

Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции.

Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне. [36 , 90]

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.

Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 194352
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Читайте также: