Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств
Обновлено: 02.07.2024
Государства, имеющие ядерное оружие, несут особую ответственность за осуществление
конкретных и необратимых мер в области ядерного разоружения.
Существует множество путей продвижения к миру, свободному от ядерного оружия.
Международное соглашение является в современных условиях основной правовой формой обеспечения ядерного разоружения. Его заключение должно происходить на основе обычной процедуры, установившейся в международном праве - созыв конференции полномочных представителей государств, подписание договора и его последующая ратификация.
В отношении отдельных аспектов ядерного разоружения, таких как запрещение применения ядерного оружия, его нераспространение, возможно использование и процедуры, примененной при заключении Договора о принципах деятельности государств в космическом пространстве 1967 года (утверждение проекта соглашения Генеральной Ассамблеей ООН с последующим подписанием и ратификацией государствами без созыва специальной дипломатической конференции).
В ряде международно-правовых актов имеется указание на форму согласования государствами окончательных планов
разоружения и закрепление их в обязывающих государства нормах.
Комиссия ООН по разоружению, созванная по инициативе Советского Союза в 1965 году, высказалась за проведение Всемирной конференции по разоружению с участием всех государств. Это решение было поддержано Генеральной Ассамблеей ООН, которая на ХХ сессии признала необходимым созвать конференцию не позднее 1967 года. В резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1653 (XVI), 1801 (XVII), 1909 (XVIII) ставится вопрос о возможном созыве конференции для подписания конвенции о запрещении применения ядерного и термоядерного оружия. Такое же требование содержалось в Каирской декларации неприсоединившихся государств.
В настоящее время членами Конференции по разоружению являются 65 государств, включая все государства, обладающие военными ядерными потенциалами. Еще до 40 различных стран ежегодно принимают участие в ее работе в качестве наблюдателей. Из стран ОДКБ наряду с Россией (как правопреемницей СССР) в работе Конференции участвуют Белоруссия и Казахстан. Статус наблюдателя регулярно получают Армения, Киргизия и Таджикистан.
На Конференции по разоружению разработаны такие важные многосторонние разоруженческие договоры, как Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (1972 г.), Конвенция о запрещении химического оружия (1993 г.) и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (1996 г.).
Формально функции Секретариата Конференции по разоружению выполняет женевское подразделение Управления по вопросам разоружения Секретариата ООН. Обязанности Генерального секретаря исполняет Генеральный директор женевского Отделения ООН М. Моллер (Дания). До 2014 г. Генеральным секретарем Конференции по разоружению являлся К.-Ж. К. Токаев (Казахстан); в 2002-2011 гг. - С. А. Орджоникидзе (Россия).
Практической работой руководит Председатель Конференции по разоружению. По Правилам процедуры государства занимают этот пост на ротационной основе (в соответствии с английским алфавитом) в течение четырех рабочих недель.
Основополагающим при принятии решений (как процедурных, так и субстантивных) является принцип консенсуса.
Сессия Конференции состоит из трех частей: конец января - конец марта; середина мая - конец июня; конец июля - середина сентября. По итогам принимается ежегодный доклад Генеральной Ассамблее ООН. В последние годы в силу отсутствия субстантивной деятельности на Конференции по разоружению эти доклады носят преимущественно процедурный характер.
Повестка дня Конференции принимается в начале каждой сессии:
- прекращение гонки ядерных вооружений и ядерное разоружение;
- предотвращение ядерной войны, включая все связанные с этим вопросы (в т.ч. запрещение производства расщепляющихся материалов для создания ядерного оружия);
- предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве;
- эффективные международные соглашения о гарантиях государствам, не обладающим ядерным оружием, против применения или угрозы применения ядерного оружия;
- новые виды оружия массового уничтожения и новые системы такого оружия, радиологическое оружие;
- всеобъемлющая программа разоружения;
- транспарентность в вооружениях;
Конференция по разоружению и ее предшественники успешно провели переговоры о заключении таких основных многосторонних соглашений в области ограничения вооружений и разоружения как Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, договоры о морском дне, Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Конференция по разоружению может ограничиться предварительно и согласованием наиболее существенных сторон плана и дать более конкретные директивы вспомогательным органам, осуществляющим разработку проекта договора.
Несколько иной порядок юридического закрепления выработанных Советом Безопасности ООН планов закреплен Резолюцией Генеральной Ассамблеи 41 (I) от 1946 года. Согласно статье 2, проекты Совета безопасности ООН должны быть рассмотрены на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Однако это не говорит о том, что для обеспечения разоружения достаточно одного утверждения планов Генеральной Ассамблеей ООН. В той же статье подчеркивается, что государствами заключаются договоры или конвенции с обязательной последующей ратификацией сторонами. При этом делается оговорка, что такая ратификация проводится в соответствии со статьей 26 Устава ООН- планы обязательно должны быть приняты государствами.
Специальная сессия в данном случае является одной из разновидностей международной конференции, созываемой для заключение многостороннего соглашения. Такой порядок заключения договора может быть в ряде случае признан целесообразным. Видимо, он возможен в условиях, когда все государства, располагающие более или менее значительным военным потенциалом, являются членами ООН.
Порядок вступления в силу договора о разоружении определяется самим соглашением. Можно указать на некоторые положения, соблюдение которых вытекает из действующих норм. Для вступления в силу многосторонних соглашений, как правило, требуется определенное число ратификаций. В отношении Устава ООН, например, это выражалось в сдаче на хранение ратификационных грамот постоянными членами Совета Безопасности ООН и большинством других государств, подписавших Устав ООН. Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 года вступил в силу после его ратификации государствами, правительства которых назначены депозитариями, и 40 другими подписавшими его государствами. Договор о запрещении ядерного оружия 2017 года предусматривает вступление в силу спустя 90 дней после того, как его подпишут и ратифицируют 50 государств. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, перечисленными в приложении
- к Договору, но ни в коем случае не ранее чем через два года после открытия его для подписания.
Как видно, вступление в силу международного договора по разоружению, в том числе и число требуемых для этого ратификаций, зависит от характера объекта самого договора. В отдельных случаях может потребоваться и всеобщая ратификация договора всеми его участниками. Такое требование может быть выдвинуто в отношение соглашения о полном запрещении ядерного оружия, заключенного между ядерными державами, когда речь идет о ликвидации всех запасов этого вида вооружений и прекращении его производства.
Действующие нормы современного международного права в области разоружения устанавливают и принципиальные положения, на которых должно строиться практическое осуществление ядерного разоружения и которые должны быть положены в основу будущих соглашений. Иначе говоря, наиболее общие черты будущих договоров уже определены международным правом.
Кроме того, Генеральной Ассамблеей ООН было принято немало резолюций, которые касаются отдельных мер в области разоружения, предусматривая возможность их осуществления независимо от общей программы. Они содержат принципы, на которых должно основываться правовое обеспечение частичных мер в области разоружения.
Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), основополагающее соглашение, направленное на сдерживание распространения ядерного оружия в мире и обеспечение ядерного разоружения, вступил в силу в 1970 году. К ДНЯО присоединилось 191 государство, включая все пять государств, признанных согласно Договору, государствами, обладающими ядерным оружием: Китай, Российская Федерация, Соединенное Королевство, Соединенные Штаты и Франция. Три страны, имеющие или предположительно имеющие ядерное оружие, — Израиль, Индия и Пакистан — в настоящее время не являются участниками ДНЯО. Корейская Народно-Демократическая Республика в 2003 году объявила о своем выходе из Договора.
Нераспространение и гарантии в соответствии с договором государства, не обладающие ядерным оружием, согласились не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие или другие ядерные взрывные устройства, не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием или взрывными устройствами, равно как и не добиваться и не принимать какой-либо помощи в производстве ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. В целях проверки выполнения их обязательств по Договору государства, не обладающие ядерным оружием, согласились принять гарантии, осуществляемые Международным агентством по ядерной энергии (МАГАТЭ), в отношении всего исходного и специального расщепляющегося материала, находящегося в пределах их территории или под их контролем. МАГАТЭ несет ответственность за удостоверение того, что государства — участники Договора, не обладающие ядерным оружием, не переключили ядерные материалы с мирного использования на цели производства ядерного оружия. В целом осуществление ДНЯО с момента его вступления в силу в 1970 году в плане сдерживания распространения ядерного оружия в мире было успешным, хотя и не идеальным. По-прежнему остаются за рамками ДНЯО ряд государств, которые, как предполагается, приобрели ядерное оружие после вступления Договора в силу. В целях укрепления и расширения гарантий МАГАТЭ против переключения ядерного материала государствами, не обладающими ядерным оружием, в 1997 году был принят Дополнительный протокол, носящий добровольный характер.
Договор содержит лишь одно положение, имеющее юридически обязательный характер и требующее, что бы государства, обладающие ядерным оружием, осуществили ядерное разоружение. Статья VI Договора требует, чтобы все государства-участники в духе доброй воли вели переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерному разоружению, а также о договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем. Прогресс в осуществлении этого обязательства носил инкрементальный характер. Страны, обладающие самыми большими ядерными арсеналами, — Российская Федерация и Соединенные Штаты — с 1970-х годов заключили ряд двусторонних соглашений о сокращении своих ядерных арсеналов и применении мер транспарентности в целях укрепления стабильности в кризисных ситуациях и облегчения контроля.
Несмотря на вступление ДНЯО в силу, размеры глобальных ядерных арсеналов продолжали увеличиваться вплоть до середины 1980-х годов, достигнув пикового показателя на уровне около 70 000 боеголовок. К настоящему моменту общее число боеголовок сократилось до примерно 15 395, причем около 4 120 из них находятся в состоянии боевой готовности. После окончания холодной войны усилия по дальнейшему сокращению вооружений продолжались, хотя в последние 10 лет не так активно, как прежде. В апреле 2010 года Российская
Федерация и Соединенные Штаты подписали Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (новый договор о СНВ), который стал продолжением Договора 1991 года о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, срок действия которого истек 5 декабря 2009 года. Он заменяет Договор 2002 года о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Соединенное Королевство и Франция также осуществляют односторонние сокращения своих ядерных сил и принимают некоторые меры по обеспечению транспарентности. Хотя количество ядерных вооружений уменьшилось, их способность многократно уничтожить жизнь на Земле осталась прежней. Примерно 1800 ядерных боезарядов находятся в состоянии повышенной боевой готовности и могут быть запущены в течение нескольких минут.
В Договоре признается неотъемлемое право всех сторон без дискриминации развивать исследования, производство и использование ядерной энергии в мирных целях. Стороны также обязуются способствовать возможно самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании ядерной энергии в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене; кроме того, их призывают учитывать при этом нужды развивающихся районов мира.
Хотя многие страны считают ядерную энергию важной составляющей их энергетического комплекса, инцидент на атомной станции в Фукусиме, произошедший в Японии в марте 2011 года, заставил ряд стран пересмотреть свою приверженность ядерной энергетике. В большинстве стран, однако, правительства полагают, что вопрос состоит не в том, чтобы отказаться от этого важного источника энергии, а в том, чтобы и далее совершенствовать стандарты ядерной безопасности.
ДНЯО по-прежнему сталкивается с многочисленными вызовами. Его участники в течение многих лет по-разному представляли свои основные задачи и пути, позволяющие найти оптимальное соотношение между обязательствами в отношении нераспространения и разоружения, предусмотренными в Договоре. Основной причиной напряженности являются давние расхождения по вопросу о том, что имеет преимущественное значение — нераспространение или разоружение.
Конференция 2015 года по рассмотрению действия ДНЯО столкнулась со значительными проблемами, включая наличие разногласий по поводу путей достижения прогресса в отношении двух ключевых вопросов: создания на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения, и установления юридически обязательного запрета на ядерное оружие. На этой конференции не удалось принять заключительного документа.
Несмотря на текущие вызовы, ДНЯО с охраняет жизнеспособность, а успехи в деле его осуществления нельзя недооценивать. Этот договор является почти универсальным. Лишь этот документ возлагает на государства, обладающие ядерным оружием, юридическую обязанность добиваться ликвидации их ядерных арсеналов. Благодаря ему удалось остановить распространение ядерного оружия. Нет сомнений в том, что возникнут новые вызовы, но Договор уже доказал свою прочность и, следует надеяться, сохранит ее в будущем.
В международных договорах идет речь о нераспространении, испытаниях, зонах, свободных от ядерного оружия, и запрещении ядерного оружия.
Авторитетные международные комиссии, включая Канберрскую комиссию, Комиссию по оружию массового уничтожения и Международную комиссию по нераспространению ядерного оружия и разоружению, пришли к единому мнению о том, что до тех пор, пока одни обладают ядерным оружием, другие будут испытывать желание также иметь его. До тех пор, пока ядерное оружие существует, существует и вероятность того, что оно вновь будет применено — случайно или преднамеренно.
НУЦАЛХАНОВ Гамзат Нуцалханович
кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права Северо-Кавказского института
Разоружение – давняя мечта прогрессивных умов человечества. После Второй мировой войны эта идея нашла свое отражение во многих универсальных и региональных международно-правовых актах. Некоторые международные правоведы даже склонны к выделению концепции разоружения в качестве независимого принципа международного права. В этой связи следует отметить, что, если даже эту концепцию можно назвать принципом, то он будет представлять собой принцип-идею нежели норму позитивного права.
Принципиальная основа разоружения нашла свое отражение в ряде резолюций Генеральной Ассамблеи, а также в договорах и иных международных актах. Первой была Резолюция Ассамблеи 1959 г., касавшаяся всеобщего и полного разоружения как конечной цели. Эта резолюция была инициирована СССР. Другим примером декларированной приверженности стран к всеобщему разоружению служит одобренное Ассамблеей Совместное заявление правительств СССР и США 1962 г., предполагающее всеобщее разоружение посредством следующих мероприятий:
- роспуск вооруженных сил, ликвидация военных учреждений и вооружений;
- уничтожение и прекращение производства оружия массового уничтожения и средств его доставки;
- упразднение органов военного руководства и прекращение военного обучения;
- прекращение расходования средств на военные цели. [17 , 33]
К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год.
Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового поражения.
Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др. [18 , 87]
Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения.
С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов.
К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того, как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству ядерного вооружения.
Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. [19 , 43]
Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают производство и применение ядерного оружия в этих регионах.
Важную роль в отношении нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.).
Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.
В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного. [34, 55]
Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.
В 1979 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений. [35 , 67]
Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности.
Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции.
Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.
Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.
Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.)
Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне. [36 , 90]
В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.
Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных).
Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением.
Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.
Раздел: Международные отношения
Количество знаков с пробелами: 194352
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1
Читайте также:
- Как записаться на прием к прокурору пермского края
- Что в годы гражданской войны называли самарской учредил кой
- Является ли обеспечение доступности цифрового контента частью мероприятий доступной среды
- Как выплачивается едв инвалидам 3 группы
- Какая группа допуска должна быть у лица ответственного за электрохозяйство организации