Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств пакт

Обновлено: 05.05.2024

Принцип разоружения является отраслевым принципом права международной безопасности и имеет большое значение для поддержания мира и предотвращения вооруженных конфликтов. Исторически появлению принципа разоружения предшествовала идея регулирования вооружений, однако в ходе "холодной войны" стала очевидной необходимость более радикального подхода. В основе данного принципа лежит понимание опасности бесконтрольного наращивания вооружений в условиях непрерывного столкновения интересов государств на международной арене. У разоружения есть не только военно-политический, но и экономический, социальный, моральный и другие аспекты. Создание оружия массового уничтожения поставило вопрос о разоружении в один ряд с наиболее важными вопросами международной жизни. Поэтому примерно с середины прошлого века в международном праве последовательно закрепляется данный принцип и механизмы его реализации.

Отнесение принципа разоружения к общим принципам сотрудничества государств в деле поддержания международного мира и безопасности закреплено в статье 11 Устава ООН. Сам термин "разоружение" упоминается в Уставе дважды (кроме 11-й, еще в 47-й статье). Согласно статье 11, Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

Говоря о международно-правовом регулировании института разоружения, нужно учитывать, что помимо собственно разоружения, международное право предусматривает такие меры, как регулирование вооружений, ограничение вооружений и контроль за вооружениями. Все эти институты тесно связаны с разоружением и должны рассматриваться как необходимые составляющие этого общего принципа. Кроме того, нужно различать полное разоружение и так называемый "частичный подход", который утвердился в международной практике в конце 50-х годов прошлого века. Согласно "частичному подходу", даже ограниченные результаты в деле разоружения благоприятно отражаются на международных отношениях и способствуют укреплению доверия.

В настоящее время принцип разоружения в его наиболее радикальной форме (полное уничтожение) действует в отношении только двух видов оружия: бактериологического (биологического) и химического. Биологическое оружие полностью запрещено Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, которая вступила в силу 26 марта 1975 года. Контроль за ее исполнением осуществляет регулярно созываемая Конференция по рассмотрению действия положений Конвенции. В отношении химического оружия действует принятая в 1993 году Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Данная Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. В обеих конвенциях государствам-участникам предоставлялся определенный срок для уничтожения имеющихся у них запасов соответствующих вооружений. Например, Конвенция 1993 года обязывает государства ликвидировать свои запасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 года.




Огромную роль в процессе развития института разоружения сыграли советско-американские (позже российско-американские) соглашения об ограничении стратегических и других видов вооружений. Военный паритет двух великих держав достался им дорогой ценой: накопленные ресурсы в случае вооруженного конфликта не оставляли шансов выжить ни той, ни другой стороне. Общепризнанно, что ряд договоров между СССР и США реально снизил опасность глобального вооруженного конфликта, под постоянной угрозой которого мир находился во второй половине прошлого века. Республика Казахстан, входившая в состав Союза ССР, имеет прямое отношение к реализации этих договоров. Среди наиболее значимых соглашений можно назвать следующие:

-Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) 1972 года и Протокол к нему 1974 года;

-Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) 1972 года;

-Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 года (не вступил в силу, хотя фактически соблюдался сторонами до 1986 года);

-Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года;

-Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) 1991 года (вступил в силу в связи с распадом СССР только в 1994 году);

-Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 года (между США и Россией, Россия ратифицировала в 2000 году)

-Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНП) 2002 года.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года в течение 30 лет являлся существенной гарантией сдерживания ядерной гонки вооружений. По этому Договору СССР и США брали на себя обязательство не создавать эффективный "ядерный щит", то есть фактически оставаться уязвимыми друг перед другом. Однако в связи с изменившейся обстановкой, которая характеризуется появлением новых очагов ядерной опасности, США в интересах собственной безопасности решили в одностороннем порядке выйти из Договора. Процесс его денонсации коснулся и Республики Казахстан, которая 11 июля 2001 года ратифицировала Меморандум о договоренности в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. США вышли из Договора по ПРО 13 июня 2002 года.

2 июля 1992 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан был ратифицирован Договор ОСВ-2. Основное содержание Договора - ограничение суммарного количества баллистических ракет (не более 2250 единиц).

23 мая 1992 года в Лиссабоне 4 бывшие советские республики (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина) и США подписали Протокол к Договору СНВ-1, в котором государства-правопреемники СССР приняли на себя его обязательства по данному Договору. 9 октября 1992 года в Бишкеке было принято Решение об участии государств-участников СНГ в договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Существенное значение для поддержания международного мира и безопасности имеют соглашения о разоружении, касающиеся обычных видов вооружений. В частности, на европейской территории действует Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года и ряд Протоколов к нему. В соответствии с этим Договором, количество обычных вооружений и техники в пределах территории его действия не должно превышать: боевых танков - 40000, боевых бронированных машин - 60000, артиллерийских единиц - 40000, боевых самолетов - 13600, ударных вертолетов - 4000. Договор был скорректирован на Стамбульском саммите 1999 года; Республика Казахстан ратифицировала его 2 июля 1992 года.

24 апреля 1997 года в Москве было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Соглашение предусматривает предельный уровень численности личного состава, количества и категорий вооружений и военной техники вооруженных сил и пограничных войск государств-участников в географическом районе, расположенном на глубину 100 километров по обе стороны от линии границы четырех государств с Китаем.

Важным элементом института разоружения являются меры контроля за разоружением, призванные обеспечить выполнение государствами своих международных обязательств в данной области. Специфика объекта таких договоренностей (режим секретности, особое значение для национальной безопасности и т.п.) обусловила включение в соглашения о разоружении положений о механизмах контроля за их реализацией. Договорной практике государств в области разоружения известны следующие меры контроля: 1)инспекции на местах; 2)деятельность специальных контрольных органов; 3)деятельность международных организаций; 4)национальные технические средства контроля.

Инспекции на местах представляют собой посещение военных объектов, расположенных на территории государств-участников, представителями других сторон соответствующего соглашения. Инспекции на местах могут быть регулярными (в договоре заранее устанавливается их периодичность), а также проводиться на основании запроса заинтересованного государства. Результаты каждой инспекции фиксируются в специальном докладе. Статус и правомочия членов инспекционных групп определяется государствами-участниками соглашения.

В некоторых случаях государства включают в договор о разоружении положения о создании специальных контрольных органов. Это характерно для долгосрочных многосторонних соглашений, контроль за выполнением которых требует больших усилий. Такие контрольные органы создаются государствами-участниками на паритетной основе и действуют на основании собственных регламентов. Чаще всего их именуют смешанными комиссиями.

Из международных организаций, осуществляющих контроль за реализацией соглашений о разоружении, наиболее известной является МАГАТЭ - Международное Агентство по атомной энергии. В частности, МАГАТЭ контролирует выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Возложение контрольных функций на международную организацию возможно только по решению самих государств-участников соглашения. Основная форма контроля при этом - проведение инспекций международными группами инспекторов. В отличие от обычных инспекций, инспектора международных организаций действуют в своем личном качестве и в силу этого должны быть более беспристрастны.

Наконец, национальные технические средства контроля позволяют вести дистанционное и, как правило, непрерывное наблюдение за контрольными объектами, находящимися на территории другого государства. К национальным техническим средствам контроля можно отнести искусственные спутники земли, навигационное оборудование, наземные средства слежения, сейсмические станции и т.д. В ряде соглашений о разоружении предусматривается обязанность государств-участников воздерживаться от создания помех соответствующему оборудованию других государств. В то же время государство-владелец национальных технических средств контроля обязано уведомить другие стороны об их местонахождении или обеспечить соответствующее оборудование специальными опознавательными знаками.

Некоторые международные соглашения в области разоружения предполагают сочетание различных мер контроля. Например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 года предусматривает как проведение инспекций по запросу без права отказа, так и создание специальной контрольной организации - Организации по запрещению химического оружия (штаб-квартира в Гааге). Иногда позитивный потенциал отдельных соглашений не удается реализовать в полной мере из-за отсутствия четкого механизма контроля за их исполнением. Примером здесь может быть Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. При ее заключении государствам не удалось принять компромиссный вариант протокола о контроле. Дискуссии продолжаются до сих пор: на пятой Конференции по рассмотрению действия положений Конвенции в 2002 году вновь не удалось найти взаимоприемлемое решение данной проблемы: юридически обязательных мер контроля выполнения Конвенции по-прежнему нет. Как известно, одной из формальных причин агрессии коалиционных сил под руководством США против Ирака стало невыполнение последним своих обязательств по разоружению и отказ от эффективного сотрудничества с международными контрольными органами.

Сложную систему контроля за разоружением предусматривает советско-американский Договор ОСВ-2 1979 года. Участники Договора по итогам переговоров подписали 31 июля 1991 года в Москве сразу три протокола, регулирующих порядок контроля за реализацией взятых в соответствии с ним обязательств:

-Протокол об уведомлениях в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих пол действие Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года.

В рамках СНГ 9 октября 1992 года было подписано Соглашение о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения. Основными функциями Комиссии являются согласование действий государств-участников по выполнению своих международных обязательств в области разоружения, изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений, а также консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений. Комиссия собирается на заседания по мере необходимости по просьбе любого участника, но не реже двух раз в год; заседания проходят в соответствии с утвержденными Комиссией Положением и Правилами процедуры ее работы.

Принцип разоружения является отраслевым принципом права международной безопасности и имеет большое значение для поддержания мира и предотвращения вооруженных конфликтов. Исторически появлению принципа разоружения предшествовала идея регулирования вооружений, однако в ходе "холодной войны" стала очевидной необходимость более радикального подхода. В основе данного принципа лежит понимание опасности бесконтрольного наращивания вооружений в условиях непрерывного столкновения интересов государств на международной арене. У разоружения есть не только военно-политический, но и экономический, социальный, моральный и другие аспекты. Создание оружия массового уничтожения поставило вопрос о разоружении в один ряд с наиболее важными вопросами международной жизни. Поэтому примерно с середины прошлого века в международном праве последовательно закрепляется данный принцип и механизмы его реализации.

Отнесение принципа разоружения к общим принципам сотрудничества государств в деле поддержания международного мира и безопасности закреплено в статье 11 Устава ООН. Сам термин "разоружение" упоминается в Уставе дважды (кроме 11-й, еще в 47-й статье). Согласно статье 11, Генеральная Ассамблея уполномочивается рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и делать в отношении этих принципов рекомендации членам ООН и Совету Безопасности.

Говоря о международно-правовом регулировании института разоружения, нужно учитывать, что помимо собственно разоружения, международное право предусматривает такие меры, как регулирование вооружений, ограничение вооружений и контроль за вооружениями. Все эти институты тесно связаны с разоружением и должны рассматриваться как необходимые составляющие этого общего принципа. Кроме того, нужно различать полное разоружение и так называемый "частичный подход", который утвердился в международной практике в конце 50-х годов прошлого века. Согласно "частичному подходу", даже ограниченные результаты в деле разоружения благоприятно отражаются на международных отношениях и способствуют укреплению доверия.

В настоящее время принцип разоружения в его наиболее радикальной форме (полное уничтожение) действует в отношении только двух видов оружия: бактериологического (биологического) и химического. Биологическое оружие полностью запрещено Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года, которая вступила в силу 26 марта 1975 года. Контроль за ее исполнением осуществляет регулярно созываемая Конференция по рассмотрению действия положений Конвенции. В отношении химического оружия действует принятая в 1993 году Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении. Данная Конвенция вступила в силу 29 апреля 1997 года. В обеих конвенциях государствам-участникам предоставлялся определенный срок для уничтожения имеющихся у них запасов соответствующих вооружений. Например, Конвенция 1993 года обязывает государства ликвидировать свои запасы химического оружия категории 1 не позднее апреля 2007 года.




Огромную роль в процессе развития института разоружения сыграли советско-американские (позже российско-американские) соглашения об ограничении стратегических и других видов вооружений. Военный паритет двух великих держав достался им дорогой ценой: накопленные ресурсы в случае вооруженного конфликта не оставляли шансов выжить ни той, ни другой стороне. Общепризнанно, что ряд договоров между СССР и США реально снизил опасность глобального вооруженного конфликта, под постоянной угрозой которого мир находился во второй половине прошлого века. Республика Казахстан, входившая в состав Союза ССР, имеет прямое отношение к реализации этих договоров. Среди наиболее значимых соглашений можно назвать следующие:

-Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО) 1972 года и Протокол к нему 1974 года;

-Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1) 1972 года;

-Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2) 1979 года (не вступил в силу, хотя фактически соблюдался сторонами до 1986 года);

-Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года;

-Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) 1991 года (вступил в силу в связи с распадом СССР только в 1994 году);

-Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) 1993 года (между США и Россией, Россия ратифицировала в 2000 году)

-Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНП) 2002 года.

Договор об ограничении систем противоракетной обороны 1972 года в течение 30 лет являлся существенной гарантией сдерживания ядерной гонки вооружений. По этому Договору СССР и США брали на себя обязательство не создавать эффективный "ядерный щит", то есть фактически оставаться уязвимыми друг перед другом. Однако в связи с изменившейся обстановкой, которая характеризуется появлением новых очагов ядерной опасности, США в интересах собственной безопасности решили в одностороннем порядке выйти из Договора. Процесс его денонсации коснулся и Республики Казахстан, которая 11 июля 2001 года ратифицировала Меморандум о договоренности в связи с Договором между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны от 26 мая 1972 года. США вышли из Договора по ПРО 13 июня 2002 года.

2 июля 1992 года Постановлением Верховного Совета Республики Казахстан был ратифицирован Договор ОСВ-2. Основное содержание Договора - ограничение суммарного количества баллистических ракет (не более 2250 единиц).

23 мая 1992 года в Лиссабоне 4 бывшие советские республики (Беларусь, Казахстан, Россия и Украина) и США подписали Протокол к Договору СНВ-1, в котором государства-правопреемники СССР приняли на себя его обязательства по данному Договору. 9 октября 1992 года в Бишкеке было принято Решение об участии государств-участников СНГ в договоре между СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности 1987 года.

Существенное значение для поддержания международного мира и безопасности имеют соглашения о разоружении, касающиеся обычных видов вооружений. В частности, на европейской территории действует Договор об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года и ряд Протоколов к нему. В соответствии с этим Договором, количество обычных вооружений и техники в пределах территории его действия не должно превышать: боевых танков - 40000, боевых бронированных машин - 60000, артиллерийских единиц - 40000, боевых самолетов - 13600, ударных вертолетов - 4000. Договор был скорректирован на Стамбульском саммите 1999 года; Республика Казахстан ратифицировала его 2 июля 1992 года.

24 апреля 1997 года в Москве было подписано Соглашение между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан и Китайской Народной Республикой о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы. Соглашение предусматривает предельный уровень численности личного состава, количества и категорий вооружений и военной техники вооруженных сил и пограничных войск государств-участников в географическом районе, расположенном на глубину 100 километров по обе стороны от линии границы четырех государств с Китаем.

Важным элементом института разоружения являются меры контроля за разоружением, призванные обеспечить выполнение государствами своих международных обязательств в данной области. Специфика объекта таких договоренностей (режим секретности, особое значение для национальной безопасности и т.п.) обусловила включение в соглашения о разоружении положений о механизмах контроля за их реализацией. Договорной практике государств в области разоружения известны следующие меры контроля: 1)инспекции на местах; 2)деятельность специальных контрольных органов; 3)деятельность международных организаций; 4)национальные технические средства контроля.

Инспекции на местах представляют собой посещение военных объектов, расположенных на территории государств-участников, представителями других сторон соответствующего соглашения. Инспекции на местах могут быть регулярными (в договоре заранее устанавливается их периодичность), а также проводиться на основании запроса заинтересованного государства. Результаты каждой инспекции фиксируются в специальном докладе. Статус и правомочия членов инспекционных групп определяется государствами-участниками соглашения.

В некоторых случаях государства включают в договор о разоружении положения о создании специальных контрольных органов. Это характерно для долгосрочных многосторонних соглашений, контроль за выполнением которых требует больших усилий. Такие контрольные органы создаются государствами-участниками на паритетной основе и действуют на основании собственных регламентов. Чаще всего их именуют смешанными комиссиями.

Из международных организаций, осуществляющих контроль за реализацией соглашений о разоружении, наиболее известной является МАГАТЭ - Международное Агентство по атомной энергии. В частности, МАГАТЭ контролирует выполнение Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года. Возложение контрольных функций на международную организацию возможно только по решению самих государств-участников соглашения. Основная форма контроля при этом - проведение инспекций международными группами инспекторов. В отличие от обычных инспекций, инспектора международных организаций действуют в своем личном качестве и в силу этого должны быть более беспристрастны.

Наконец, национальные технические средства контроля позволяют вести дистанционное и, как правило, непрерывное наблюдение за контрольными объектами, находящимися на территории другого государства. К национальным техническим средствам контроля можно отнести искусственные спутники земли, навигационное оборудование, наземные средства слежения, сейсмические станции и т.д. В ряде соглашений о разоружении предусматривается обязанность государств-участников воздерживаться от создания помех соответствующему оборудованию других государств. В то же время государство-владелец национальных технических средств контроля обязано уведомить другие стороны об их местонахождении или обеспечить соответствующее оборудование специальными опознавательными знаками.

Некоторые международные соглашения в области разоружения предполагают сочетание различных мер контроля. Например, Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия 1993 года предусматривает как проведение инспекций по запросу без права отказа, так и создание специальной контрольной организации - Организации по запрещению химического оружия (штаб-квартира в Гааге). Иногда позитивный потенциал отдельных соглашений не удается реализовать в полной мере из-за отсутствия четкого механизма контроля за их исполнением. Примером здесь может быть Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 года. При ее заключении государствам не удалось принять компромиссный вариант протокола о контроле. Дискуссии продолжаются до сих пор: на пятой Конференции по рассмотрению действия положений Конвенции в 2002 году вновь не удалось найти взаимоприемлемое решение данной проблемы: юридически обязательных мер контроля выполнения Конвенции по-прежнему нет. Как известно, одной из формальных причин агрессии коалиционных сил под руководством США против Ирака стало невыполнение последним своих обязательств по разоружению и отказ от эффективного сотрудничества с международными контрольными органами.

Сложную систему контроля за разоружением предусматривает советско-американский Договор ОСВ-2 1979 года. Участники Договора по итогам переговоров подписали 31 июля 1991 года в Москве сразу три протокола, регулирующих порядок контроля за реализацией взятых в соответствии с ним обязательств:

-Протокол об уведомлениях в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол об инспекциях и деятельности по непрерывному наблюдению в связи с Договором между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года;

-Протокол о процедурах, регулирующих переоборудование или ликвидацию средств, подпадающих пол действие Договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений 1979 года.

В рамках СНГ 9 октября 1992 года было подписано Соглашение о создании Совместной консультативной комиссии по вопросам разоружения. Основными функциями Комиссии являются согласование действий государств-участников по выполнению своих международных обязательств в области разоружения, изучение и обобщение практики выполнения многосторонних соглашений, а также консультации по вопросам инспекционной деятельности в ходе выполнения многосторонних соглашений. Комиссия собирается на заседания по мере необходимости по просьбе любого участника, но не реже двух раз в год; заседания проходят в соответствии с утвержденными Комиссией Положением и Правилами процедуры ее работы.


Новейшая история Дипломатия разоружения между двумя мировыми войнами

Жуковская Д.

Период между двумя мировыми войнами, вне всяких сомнений, является одним из самых драматических в истории человечества. Первая мировая война изменила облик европейской цивилизации. Рухнули империи - и старые, и более молодые. На их месте возникли новые государства, формально - демократические - но реально таковыми так и не ставшие
Мировая война не разрешила противоречий между великими державами. Пока побеждённые тонули в омутах революций и гражданских войн, а потом зализывали раны, назревали новые конфликты между победителями.
Созданная победителями система международных отношений оказалась мертворождённой. Чего только стоило фактическое деление великих держав по ранжиру, зафиксированное в решениях Вашингтонской конференции! Заявленные победителями высокие цели так и не были достигнуты. Напыщенные речи о том, что Первая мировая война стала последней войной, остались пустым звуком. Конечным результатом многочисленных договоров, пактов, соглашений, в том числе и запрещавших войну как таковую, стала Вторая мировая война.
Идея разоружения — одна из самых гуманных идей. Она на протяжении многих столетий волновала лучшие умы человечества.
Разоружение это сокращение средств ведения войны, которыми обладают государства. Меры по разоружению, принимаемые государствами, могут включать в себя как межгосударственные соглашения, так и односторонние акции; это могут быть относительно простые договоренности, затрагивающие ограниченные территории, или детально разработанные формулы, направленные на демилитаризацию всего земного шара.

Первые попытки разоружения

Вудро Вильсон

Вашингтонская конференция

Конференция Лиги наций по разоружению

На Генуэзской конференции, которая проходила с 10 апреля по 19 мая 1922 года при участии представителей 29 государств, советская делегация предложила провести всеобщее сокращение вооружений. Однако как вопрос о разоружении, так и вопросы урегулирования взаимных финансово-экономических претензий не были разрешены на Генуэзской конференции.

Генуэзская конференция

Аристид Бриан

Чемберлен

Женевская конференция по разоружению

Таким образом, идея разоружения во имя мира неоднократно возникала в истории человечества. Как одно из направлений государственной политики разоружение известно с 19 в. В 20 в., вследствие бурного развития военной техники, его роль многократно возросла.
Первые практические шаги на пути ограничения вооружений были закреплены в генеральных международных соглашениях на конференциях в Гааге в 1899 и 1907 гг., но положительных результатов они не дали. Более серьезные попытки были сделаны под эгидой Лиги Наций после 1-й мировой войны.
Вашингтонская конференция 1921—22, конференция проходила в Вашингтоне с 12 ноября 1921 по 6 февраля 1922. В работе Вашингтонской конференции участвовали США, Великобритания, Китай, Япония, Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия и Португалия; присутствовали также делегаты от британских доминионов и делегат, выступавший от имени Индии. В. к. была созвана по инициативе США, которые рассчитывали добиться благоприятного для себя решения вопроса о морских вооружениях и закрепления нового соотношения сил империалистических держав в Китае и в бассейне Тихого океана.
Однако, Вашингтонская конференция 1921-22 не внесла изменений в существовавшее в то время положение. За 10 лет своего существования вашингтонская система расшатывалась столь же упорно, как и версальская. Подрывная работа в этом направлении велась главным образом Японией.
В 1925 г. Лига Наций начала готовить созыв международной конференции по разоружению. Приглашались все государства, в том числе и Советский Союз. Была проведена многолетняя подготовительная работа, но конференция так и не состоялась. В 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к США с предложением отказаться от войны, как от орудия национальной политики. Бриан заявил о необходимости мирного разрешения международных споров. В 1928 г. более десяти государств подписали пакт Бриана — Келлога. Это был очень важный документ, потому что он показывал стремление стран и народов к мирному сосуществованию.
Последняя перед Второй мировой войной конференция по разоружению была созвана в феврале 1932; на ней были представлены 60 государств. Однако спустя десять месяцев она закончила свою работу, не достигнув результатов. Германия настаивала на устранении своего неравноправного положения после Версальского мирного договора; Франция сосредоточилась на обеспечении гарантий своей безопасности как необходимом предварительном условии сокращения армии; США и Великобритания предлагали рассматривать процесс разоружения как чисто технический вопрос о разграничении типов оружия, не зависящий от предварительных условий и гарантий; СССР настаивал на всеобщем безоговорочном разоружении, подразумевая под этим устранение препятствий своим революционным устремлениям. Семнадцатимесячная вторая сессия, состоявшаяся в период с января 1933 по июнь 1934, была столь же безуспешной, как и первая. Были выдвинуты предложения по запрещению бомбардировок с воздуха и производства вооружений на частной основе, по обязательной публикации расходов на закупки вооружений и ряд других, но все они были отклонены.
В начале 1933 Гитлер и нацисты пришли к власти в Германии. Новое немецкое правительство вскоре развернуло интенсивное строительство мощных вооруженных сил. Выход Японии и Германии в 1938 из состава Лиги наций обрек на неудачу все дальнейшие усилия по разоружению.


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Текст предназначен для проверки знаний по теме: "Международные отношения в 1930-е гг. На путях ко Второй мировой войне" Содержит 20 вопросов разного уровня сложности.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Какому термину соответствует определение?

Военное, политическое или экономическое вмешательство одного или нескольких государств во внутренние дела другого.

Вопрос 2

Вставьте пропущенное слово.

Политика __________________ – политика урегулирования конфликтов посредством переговоров, компромиссов и уступок агрессору. Проводилась западными странами в отношении фашистской Германии в 1933–1938 гг.

Вопрос 3

Поставьте события в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

__ аншлюс Австрии

__ введение всеобщей воинской повинности в Германии

__ выход Германии из Лиги Наций

__ ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону

__ приход нацистов к власти в Германии

  • приход нацистов к власти в Германии
  • выход Германии из Лиги Наций
  • введение всеобщей воинской повинности в Германии
  • ввод германских войск в Рейнскую демилитаризованную зону
  • аншлюс Австрии
Вопрос 4

Поставьте события в хронологическом порядке, начиная с самого раннего.

__ пакт Молотова-Риббентропа

__ вторжение Японии в Северный и Центральный Китай

__ нападение Италии на Эфиопию

Вопрос 5

Верны ли утверждения?

Укажите истинность или ложность вариантов ответа:

  • После нападения на Эфиопию Лига Наций объявила Италию агрессором и ввела против неё экономические санкции.
  • Советско-германский договор о ненападении был подписан в августе 1939 г. на 5 лет.
  • Против планов присоединения Австрии к Германии в 1934 г. выступила Италия.
  • Англо-франко-советские переговоры о взаимной помощи проходили в мае-августе 1939 г. в Лондоне.
  • Несмотря на то что во время референдума в Саарской области большинство участников высказалось за вхождение в состав Франции, Саар был передан Германии.
Вопрос 6

Какое из перечисленных событий относится к попыткам создания системы коллективной безопасности в Европе в 1930-е гг.? Выберите один из 4 вариантов ответа:

  • референдум в Саарской области
  • соглашение о передаче Германии Судетской области Чехословакии
  • подписание франко-германской декларации о ненападении
  • подписание советско-чехословацкого и франко-чехословацкого договоров о взаимной помощи.
Вопрос 7


Кто из исторических деятелей участвовал в конференции, во время которой была сделана фотография?

  • Франклин Рузвельт
  • Дэвид Ллойд Джордж
  • Бенито Муссолини
  • Эдвард Бенеш
  • Эдуард Даладье
  • Невилл Чемберлен
Вопрос 8

Подумайте, какому событию посвящена карикатура из английского журнала, и напишите название страны, которую символизирует лежащий человек.


Вопрос 9

На фотографии изображён.


  • президент гоминьдановского Китая Чан Кайши
  • император Японии Хирохито
  • император Маньчжоу-Го Пу И
  • министр иностранных дел Японии, якобы разработавший план завоевания мира, Танака Гиити
Вопрос 10

После подписания этого договора Невилл Чемберлен заявил населению своей страны: "Я привёз вам мир для целого поколения!". Какое название получил этот договор в истории?

Составьте слово из букв:

Вопрос 11

Подумайте, какому событию посвящена карикатура, и напишите год, в котором оно произошло.

В качестве ответа напишите четырёхзначное число, например, 2020


Вопрос 12

Лидер одной из европейских стран заявил: "Все наши договорённости с Польшей имеют только временное значение". Напишите фамилию этого политического деятеля.

Вопрос 13

О чём идёт речь в отрывке из документа?
"Народ Чехословакии глубоко возмущен и решительно протестует. потив насилия. которое совершается над ним и его страной. Почти миллион чехов должен попасть под господство Третьей империи."

  • о доктрине Монро
  • об аншлюсе Австрии
  • о Мюнхенском сговоре
  • об Антикоминтерновском пакте
Вопрос 14

О создании какого военного союза идёт речь?

Более обещающими выглядели перспективы сотрудничества с Италией. Сразу после подписания Японией пакта с Германией в 1936г, Муссолини и его министр иностранных дел. информировали МИД Японии, что Италия готова обсудить аналогичное соглашение с Японией.

Составьте слово из букв:

КЕНЙСИНИМАТКИМТВНАТРО ПОК -> _________________________

Вопрос 15

Расположите в правильной хронологической последовательности события, которые привели к началу Второй мировой войны

  • Захват Японией Маньчжурии
  • Ввод германских войск в Рейнскую область
  • оккупация Германией Чехословакии
  • Заключение Пакта о ненападении СССР и Германии
Вопрос 16

Заключение какого международного соглашения могло бы привести к созданию в Европе системы коллективной безопасности?

  • советско-германский пакт о ненападении
  • Мюнхенское соглашение
  • Локарнские договоры
  • Восточный пакт
Вопрос 17

Какое событие 1930-х годов вошло в историю под названием "аншлюс"?

  • Захват Маньчжурии Японией
  • Захват Эфиопии Италией
  • Захват Австрии Германией
  • Захват Италией Албании
Вопрос 18

Как называлась система международных отношений, сложившаяся между Первой и Второй мировыми войнами?
(ответ запишите в одно слово без дополнительных орфографических знаков)

Вопрос 19

Какая страна в 1931 году предложила дать Германии отсрочку на выплату репараций (платежи так больше и не возобновлялись)?

  • Франция
  • Великобритания
  • США
  • Япония
Вопрос 20

Териитории какие из перечисленных стран вошли в советскую сферу влияния по секретному протоколу советско-германского договора 1939 года?

Читайте также: