Какое из международных соглашений было посвящено разоружению государств антикоминтерновский пакт

Обновлено: 04.07.2024


Советская сторона также была крайне заинтересована в установлении торговых отношений с наиболее развитыми промышленными странами, поэтому Всероссийскому Центральному союзу потребительских обществ (Центросоюзу) было дано разрешение на торговлю с иностранными государствами.

Экономический прорыв, разумеется, не означал официального признания РСФСР, поскольку политика стран Антанты по отношению к Советской республике не менялась. Тем не менее, первые шаги навстречу друг другу государствами с различными общественными системами были сделаны.

16 марта 1921 г. в Лондоне после длительных переговоров состоялось подписание Советско-Английского торгового соглашения[4]. Это поторопило Германию в установлении торговых отношений с РСФСР, поскольку немецкие предприниматели рисковали стать аутсайдерами на российском рынке. В результате предпринятых германской стороной шагов, уже 6 мая 1921 г. в Берлине состоялось подписание Временного советско-германского соглашения[5] о возобновлении торговых отношений между сторонами. Также были достигнуты договоренности о военнопленных, что стало действительным началом устранения последствий войны.[6]

Ко времени образования СССР 30 декабря 1922 г. Советской Республикой были подписаны торговые соглашения с еще несколькими европейскими странами: Австрией, Италией, Норвегией, Чехословакией и Швецией. Из крупных капиталистических стран лишь Франция и САСШ воздерживались от установления непосредственных связей с Советским государством.[7]

По окончании войны, как это часто бывает, возникли противоречия между бывшими союзниками: англо-американские, англо-французские, американо-японские. Для их урегулирования в 1921 г. были созваны Лондонская конференция по Ближнему Востоку и Вашингтонская конференция по Азиатско-Тихоокеанскому региону, поскольку вопрос о послевоенном территориальном переделе в названных регионах стоял наиболее остро.

Лондонская конференция была созвана в разгар Греко-Турецкой войны, спровоцированной в 1919 г. Антантой для подавления кемалистской революции в Турции. Несмотря на попытки Италии и Франции изменить в свою пользу результаты Севрского договора[8], Великобритании удалось создать единый фронт для защиты своих интересов. Ведущие европейские державы были заинтересованы, прежде всего, в сохранении своих приобретений, нежели в прекращении войны, а также к подталкиванию в ходе закулисных переговоров Турции против Советской России, поэтому сделанные Антантой противоборствующим сторонам предложения были отвергнуты как Грецией, так и Турцией. Показателем провала этой конференции стало возобновление боевых действий в Анатолии.[9]

Вашингтонская конференция примечательна тем, что помимо территориальных вопросов, на ней были поднята тема разоружения, а именно — ограничение морских вооружений. Договор пяти держав об ограничении морских вооружений был подписан Великобританией, Италией, САСШ, Францией и Японией 6 февраля 1922 г. Однако целью этого Договора было не сокращение вооружений как таковое, а перераспределение соотношения в военно-морских силах, выгодное для САСШ. Некоторые военно-политические выгоды в регионе получила Япония.[10]

Тем временем ухудшающаяся экономическая ситуация в Европе требовала принятия международных мер. На Каннской конференции в январе 1922 г. премьер-министр Великобритании Д. Ллойд Джордж предложил созвать международную экономическую конференцию.

Однако для Германии и России эта конференция имела огромное значение. Подписанный в предместье Генуи Рапалло главами делегаций Г.В. Чичериным и В. Ратенау двусторонний договор предусматривал немедленное восстановление дипломатических отношений в полном объеме и урегулирование всех спорных вопросов путем взаимного отказа от претензий [15]. Такой прогресс в советско-германских отношениях стал полной неожиданностью для остальных участников конференции.

В ходе Генуэзской конференции было решено организовать конференцию по сугубо экономическим вопросам. В работе Гаагской конференции, проходившей в июне — июле 1922 г., приняли участие те же страны, кроме Германии. Выдвинув встречные требования капиталистическим странам, РСФСР сорвало попытки западных стран решить за ее счет свои экономические проблемы [16].

В 1922 г. министр иностранных дел Великобритании Дж. Керзон, преследуя британские политические цели, предложил провести в Лозанне мирную конференцию для урегулирования ближневосточных проблем, каковыми являлись заключение мирного договора с Турцией, изгнавшей к 18 сентября 1922 г. со своей территории греческих интервентов, поддерживаемых Антантой [17], и установление режима Черноморских проливов. Острота последней проблемы вытекала из вопроса о прохождении через Проливы военных судов, поскольку это имело непосредственное отношение к безопасности Советской России: Великобритания требовала для военных судов всех стран права прохождения через Проливы как в мирное, так и в военное время при условии, что Турция будет сохранять нейтралитет. Великобритания добивалась также демилитаризации зоны Проливов и установления над ними международного контроля, что чрезвычайно усиливало позиции Антанты в регионе.

Насколько ожесточенной была дипломатическая схватка в ходе работы конференции говорит то, что именно в Лозанне глава советской делегации В.В. Воровский сначала был лишен дипломатического статуса, а позже, 10 мая 1923 г., — убит. Принятый на конференции с некоторыми оговорками британский вариант Конвенции о режиме проливов хотя и был подписан советской делегацией[18], но ратифицирован ею не была. В 1936 г. на конференции в Монтре эта конвенция была пересмотрена, и вместо нее была принята другая конвенция, существенно ограничившая право прохода через Проливы военных судов нечерноморских держав [19].

Что же касается нового мирного договора с Турцией, то есть Лозаннского мирного договора, подписанного 24 июля 1923 г., то он стал победой нового Турецкого государства под руководством Мустафы Кемаля [20], поскольку предотвращал восстановление режима капитуляций, свидетельствуя, таким образом, о признании его международного равноправия [21].

Во время Лозаннской конференции в Москве 2-12 декабря 1922 г. по инициативе советского правительства была проведена региональная конференция по сокращению вооружений. В ней приняли участие страны Восточной Европы: Латвия, Литва, Польша, Финляндия и Эстония. Румыния отказалось прислать своего представителя. Москва для снятия напряженности в регионе предложила участникам конференции принять следующие меры: сократить в четыре раза в течение полутора-двух лет армии представленных на конференции государств, распустить все иррегулярные военные формирования; ограничить военные расходы через установление для всех стран единых бюджетных ассигнований на одного военнослужащего, запретить пребывание воинских соединений в пограничных зонах. Несмотря на то, что Московская конференция закончилась безрезультатно, так как Латвия, Польша, Финляндия и Эстония отказались обсуждать плана сокращения вооружений, однако она способствовала формированию миролюбивого имиджа РСФСР в глазах мирового сообщества [22].

В последовавшей дипломатической переписке в связи с этим меморандумом, продолжавшейся до 18 июня 1923 г., советское правительство отвело претензии британского правительства, согласившись лишь на удовлетворение некоторых незначительных требований британской стороны [25]. Тем не менее, нам видится, что именно меморандум Керзона вынудил советскую сторону подписать в Лозанне 1 августа 1923 г. Конвенцию о проливах.

Другая великая держава, Франция, несмотря на поражение Германии в Первой мировой войне, была весьма обеспокоена безопасностью своих границ. Видимость миролюбивых устремлений была нужна и Великобритании, где уставший от войны электорат реагировал на внешнеполитические заявления лидеров находившейся у власти партии лейбористов. Так в кулуарах Лиги Наций появился англо-французский план всеобщего международного договора о взаимных гарантиях. Выработанный в Лиге Наций проект протокола о мирном разрешении международных конфликтов был утвержден в Женеве 2 октября 1924 г. Однако пришедшие в Великобритании к власти консерваторы отказались в 1925 г. от ратификации Женевского протокола, направив усилия своей дипломатии на создание антисоветской коалиции с участием Германии [29].

Для выработки принципов и проведения в жизнь общеевропейской антисоветской политики в октябре 1925 г. в Локарно по инициативе Великобритании и Франции была созвана конференция ведущих европейских государств, в том числе, кроме названных, Бельгии, Германии, Италии, Польши и Чехословакии.

В результате достигнутых в Локарно соглашений позиции Германии значительно усилились: на нее перестали смотреть как на изгоя, и более того, будучи приглашенной в Лигу Наций, ей предоставлялось постоянное место в Совете Лиги. По этой же причине ослаблялись позиции Франции. Но больше всего выиграла Великобритания, которая становилась европейским арбитром.

Германская сторона, согласившись с Рейнским пактом, не взяла на себя никаких обязательств по участию в антисоветских акциях. Германия, таким образом, обеспечила себе возможность для проведения независимой внешней политики. Подтверждением этому стали заключенный Советским Союзом и Германией в 1925 г. экономический договор[31] и заключенный в 1926 г. советско-германский Договор о ненападении и нейтралитете[32], ставшие со стороны СССР ответом на антисоветские устремления Великобритании.[33]

Явные успехи советской дипломатии, в том числе на Востоке, не могли не вызывать растущего раздражения британского Foreign Office во главе с О. Чемберленом, выступавшим за разрыв отношений с Советским Союзом. 23 февраля 1927 г. он передал временно исполняющему обязанности поверенного в делах СССР в Великобритании А.П. Розенгольцу ноту протеста[36], обвинявшую Советский Союз в подрывной деятельности против Великобритании и в антибританской пропаганде в странах Азии и Ближнего Востока.[37] После ряда провокаций 27 мая 1927 г. Великобритания официально уведомила СССР о разрыве дипломатических отношений, после чего активизировала свои действия по созданию антисоветского фронта. Однако, кроме Канады, никакое другое государство отношений с Советским Союзом не разорвало. Подтверждением несостоятельности очередного антисоветского выпада в политике Великобритании стала встреча О. Чемберлена с заместителем наркома по иностранным делам М.М. Литвиновым в декабре 1927 г. [38].

Советское правительство отказалось принимать участие в международной конференции на территории Швейцарии (в Женеве), поскольку еще не был исчерпан конфликт, вызванный убийством на территории этой страны В.В. Воровского. После урегулирования этого конфликта советская делегация во главе с М.М. Литвиновым прибыла в Женеву.

Протокол, подписанный в Москве 9 февраля 1929 г. Латвией, Польшей, Советским Союзом, Эстонией и Румынией предусматривал присоединение к нему любого государства [50]. В результате 27 февраля 1929 г. к Протоколу присоединилась Турция, 3 апреля 1929 г. — Персия и 5 апреля 1929 г. — Литва. Однако Пакт вошел в силу между всеми его участниками только 24 июля 1929 г. [51].

Московский протокол стал своего рода вехой в истории советской дипломатии, показавшей, что, если не изгой, то, во всяком случае, неравноправный партнер, коим была Советская республика еще на Генуэзской конференции, к концу 20-х годов стал в международных отношениях одним из инициаторов, к голосу которого начали прислушиваться даже самые непримиримые противники.

Советские усилия по сохранению мира не могли не повлиять на общественное мнение в Великобритании, что стало одной из причин победы на состоявшихся в мае 1929 г. парламентских выборах лейбористской партии, которая ратовала за нормализацию отношений с СССР. И уже 3 октября того же года после предварительных переговоров в Лондоне состоялось подписание протокола о возобновлении между Объединенным Королевством и Советским Союзом дипломатических отношений.

В то же время росли военные амбиции Германии, стремившейся к снятию послевоенных ограничений и достижению военного паритета с европейскими державами. Это также не могло не беспокоить широкие слои общества, особенно соседней с Германией Франции.

В атмосфере растущего общественного недовольства в ноябре — декабре 1930 г. прошли заключительные заседания Подготовительной комиссии Конференции по разоружению, открытие которой состоялось в феврале 1932 г. в Женеве.

Читайте также: