Какое из государств снг первым подписало с европейским союзом соглашение о партнерстве

Обновлено: 02.07.2024

Европейский союз и Содружество Независимых государств

Европейский союз (ЕС) – это политико-экономическое объединение 27 европейских стран.

Европейский союз отличается двойственностью статуса, поскольку одновременно содержит в себе элементы международной организации с одной стороны, и элементы государственности – с другой стороны. Он включает в себя три типа компетенций (рисунок 1).

Рисунок 1. Ключевые компетенции Европейского Союза. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В состав исключительных компетенций Евросоюза входят такие сферы, как денежная политика, общая торговая политика, установление правил конкуренции, таможенный союз и сохранение морских биологических ресурсов. Совместные компетенции охватывают такие сферы, как территориальное, социальное и экономическое сплочение, внутренний рынок, сельское хозяйство, энергетика, транспорт, окружающая среда и пр. Вспомогательные (дополнительные) компетенции направлены на реализацию деятельности в сфере поддержки, координации и дополнения действий стран-членов Союза.

Содружество Независимых государств (СНГ) – это региональная межгосударственная организация, включающая в себя девять бывших советских республик (Армению, Азербайджан, Казахстан, Таджикистан, Белоруссию, Россию, Казахстан, Узбекистан и Молдавию).

СНГ является региональной международной организацией, по своему Уставу наделенной лишь одним видом компетенций. В частности, речь идет о совместных компетенциях, направленных на обеспечение прав и свобод человека, сотрудничество в построении и развитии общего экономического пространства и таможенной политики, координацию деятельности в сфере внешней политики, борьбу с организованной преступностью и сотрудничество в сфере охраны внешних границ и оборонной политики.

Готовые работы на аналогичную тему

Для реализации вышеназванных компетенций в рамках ЕС и СНГ функционируют специальные органы управления.

Основные направления политики Евросоюза в отношении СНГ

Изначально отношения Европейского Союза и стран Содружества Независимых государств регулировались соглашением о торговле, экономическом и коммерческом сотрудничестве. Однако позже сферы взаимодействия были расширены. Речь пошла об учреждении механизма регулярного диалога по различным вопросам, включая внешнюю безопасность.

Наиболее активную политику в отношении стран СНГ Евросоюз начал проводить примерно с середины 2000-х годов, когда в результате расширений на восток он приблизился к границам постсоветского пространства. Именно тогда Европа начала считать СНГ зоной своих жизненно важных интересов. В последующие годы Европейский Союз все сильнее активизировал свою политику в отношении стран постсоветского пространства. Уже к началу 2020-гг. этот регион стал представлять собой скорее зону конкуренции, нежели сотрудничества. Однако, несмотря на все попытки, Евросоюз так и не смог существенно укрепить свое влияние в странах СНГ. Тем не менее, ЕС не остановится и в будущем все так же будет пытаться усилить свое влияние в регионе. Удастся ли ему добиться поставленной цели, однозначно сказать нельзя. В то же время очевидно, что в своих попытках он неизбежно столкнется с Россией, имеющей свои интересы в регионе.

Восточное партнёрство ЕС со странами СНГ

Ключевыми объектами европейской политики соседства, иначе получившей название Восточного партнерства, стали 6 стран СНГ, а именно:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Беларусь;
  • Грузия;
  • Молдова;
  • Украина.

Постепенно политика соседства, проводимая Европейским Союзом в отношении стран СНГ, переросла их стратегии добрососедства в универсальную стратегию по освоению ресурсов Содружества и установлению контроля над регионом. Контроль над СНГ устанавливается совместными усилиями не только ЕС, но также НАТО и США.

Официально Евросоюз выдели четыре основных области Восточного партнерства. Ими стали:

  • экономическое развитие и рыночные возможности;
  • укрепление институтов и надлежащего управления;
  • энергоэффективность, связь, изменение климата и окружающая среда;
  • мобильность и контакты между людьми.

Таким образом, в рамках реализации политики соседства Евросоюз нацелен на то, чтобы сделать экономику, связь и общество более сильными и укрепить управление в целом. Помимо прочего, внимание уделяется вопросам борьбы с дискриминацией, развития гендерного равенства, структурированного взаимодействия с более широким кругом организаций гражданского общества, а также обеспечения долее индивидуализированных и прозрачных стратегических коммуникаций.

Ключевыми принципами построения Евросоюзом взаимодействия со странами СНГ в рамках европейской стратегии соседства выступаю индивидуальный подход к нуждам и интересам партнеров, балансировка распределения ресурсов и усилий между восточным и южным векторами Восточного партнерства, налаживание реального взаимодействия Союза со всеми партнёрами. Кроме того, речь идет о необходимости обеспечения большей гибкости в части распределения средств. Для этого предполагается пользоваться новыми финансовыми инструментами.

Наиболее важной и основной целью политики соседства, проводимой ЕС в отношении своих восточных соседей, на ближайшую перспективу является обеспечения стабильности в регионе.

С 1 января 2021 года вступило в силу Соглашение между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией[2], подписанное 20 декабря 2019 года.

  1. Соглашение основано на территориально-пропорциональном принципе и предусматривает установление и выплату пенсий гражданам государств-членов и членам их семей[3], каждой Договаривающейся Стороной исходя из стажа работы, приобретенного на ее территории после вступления в силу данного проекта соглашения. При этом за стаж, приобретенный до вступления в силу Соглашения, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.[4], а для Республики Беларусь и Российской Федерации – Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.[5].
  2. Предметом Соглашения для Российской Федерации являются страховые пенсии по старости, инвалидности, случаю потери кормильца; фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, а также накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений.

Иные виды пенсий (пособий) назначаются и выплачиваются в соответствии с законодательством государства проживания трудящегося (члена семьи).

  1. Право на пенсионное обеспечение в соответствии с Соглашением имеют граждане государств-членов (члены семьи), подпадающие или подпадавшие под действие законодательства одного из государств-членов и проживающие на территории одного из этих государств[6].

Право обратиться за пенсией в соответствии с настоящим Соглашением возникает с даты вступления его в силу.

  1. Определение права на пенсию каждое государство-член осуществляет в соответствии со своим законодательством.

Согласно статье 7 Соглашения при определении права на пенсию по законодательству Российской Федерации учитывается стаж работы, приобретенный на ее территории, с учетом положений Соглашения.

Если стажа работы, приобретенного по законодательству Российской Федерации, требуемого для приобретения права на пенсию, недостаточно, то для определения права на пенсию во внимание принимается стаж работы, приобретенный на территориях других государств-членов, за исключением случаев, когда такой стаж совпадает по времени его приобретения.

При определении права на пенсию величина индивидуального пенсионного коэффициента[7] определяется за периоды стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации, а также на территории бывшего СССР. Если величина ИПК не достигает требуемого показателя[8], то дополнительно учитывается величина ИПК, равная единице за один год стажа работы, приобретенного на территориях государств-членов, т.е. после распада СССР. При этом один месяц стажа работы составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день – 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Право на пенсию в связи с работой по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях[9] предоставляется за стаж работы по определенной специальности, на определенной должности или в определенных условиях труда и организациях, приобретенный на территории Российской Федерации. Аналогичный стаж работы, приобретенный на территории других государств-членов, учитывается только на общих основаниях.

Право на страховую пенсию по старости предоставляется при условии не менее 12 полных месяцев стажа работы на территории Российской Федерации.

Право на страховые пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 5 Соглашения при определении права на страховую пенсию по случаю потери кормильца учитываются предусмотренные законодательством Российской Федерации нетрудоспособные члены семьи, состоявшие на иждивении умершего кормильца.

  1. Согласно статье 8 Соглашения каждое государство-член исчисляет размер пенсии исходя из пенсионных прав, приобретенных в соответствии с его законодательством, и в порядке, установленном законодательством этого государства-члена, с учетом положений Соглашения.

При этом согласно статье 12 Соглашения за стаж работы, приобретенный после вступления его в силу, пенсия назначается и выплачивается (экспортируется) государством-членом, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы; а за стаж работы, приобретенный до вступления в силу Соглашения – с применением Соглашения СНГ и Договора с Беларусью.

  1. В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Соглашения фиксированная выплата к страховой пенсии, повышение и (или) увеличение фиксированной выплаты к страховой пенсии и доплата к страховой пенсии, валоризация пенсионных прав в денежном выражении производятся только при условии проживания трудящегося (члена семьи) на территории Российской Федерацией.
  2. Согласно пункту 6 статьи 4 при переселении трудящегося (члена семьи) с территории одного государства-члена на территорию другого государства-члена в случае, если трудящимся (членом семьи) было реализовано право на пенсию до переселения, производится ее пересмотр (перерасчет) с применением норм Соглашения. При этом право на пенсию за стаж работы, приобретенный после вступления Соглашения в силу, не пересматривается.
  3. Накопительная пенсия и иные выплаты за счет средств пенсионных накоплений устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 статьи 7 Соглашения).
  4. Исходя из пункта 3 статьи 2 Соглашения, социальные пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. При установлении социальных (федеральной и региональной) доплат к страховой пенсии учитываются пенсии, назначенные трудящемуся (члену семьи) во всех государствах-членах (статья 4 Соглашения).
  6. Для решения вопроса об установлении и выплате пенсии в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания или в компетентный орган государства трудоустройства.

При этом дата подачи заявления и других документов в целях пенсионного обеспечения в компетентный орган одного государства-члена считается датой их подачи в компетентный орган другого государства-члена.

  1. Выплата пенсии в рамках Соглашения будет производиться по выбору трудящегося (члена семьи) на территории государства его назначившего, либо посредством перевода через компетентные органы на территорию государства его проживания.

Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства-члена, если иное не установлено Соглашением.

Выплата пенсий на территории Российской Федерации осуществляется в порядке и сроки, установленные российским законодательством[10].

В случае выбора трудящегося (члена семьи), проживающего в одном из государств-членов, осуществления ему выплаты пенсии на территории Российской Федерации, применяется Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. № 1386.

  1. В соответствии пунктом 6 статьи 10 Соглашения суммы пенсии, излишне выплаченные трудящемуся (члену семьи) компетентным органом одного государства-члена, в случае невозможности самостоятельного удержания в связи с прекращением выплаты пенсии, могут быть удержаны в пользу этого государства-члена из пенсии, выплачиваемой компетентным органом другого государства-члена в порядке и размерах, установленных его законодательством.
  2. Выплата пенсии, установленной в соответствии с Соглашением, прекращается по следующим основаниям:

выход из гражданства одного из государств-членов;

переселение трудящегося с территории Российской Федерации на территорию другого государства-члена, в случае отсутствия права на продолжение выплаты пенсии или на территорию третьего государства;

утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (обнаружение обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию, истечения срока признания лица инвалидом, приобретения трудоспособности лицом, получающим пенсию по случаю потери кормильца, поступления на работу (возобновления иной деятельности, подлежащей включению в страховой стаж) лиц, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);

смерть получателя пенсии.

При этом прекращение выплаты страховой пенсии в случае смерти получателя пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем смерти пенсионера[11], в остальных случаях - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления соответствующей информации.

  1. Право на неполученные в связи со смертью суммы пенсии предоставляется родственникам пенсионера, определенным в части 2 статьи 10 Федерального закона № 400-ФЗ, при условии совместного проживания с данным пенсионером на день его смерти, и обращения за не полученными суммами указанной пенсии до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера.
  2. Согласно статье 9 Соглашения в целях установления инвалидности медицинское обследование трудящегося (члена семьи) осуществляется в соответствии с законодательством государства проживания по его местожительству.

Решения о группе, сроке и причине инвалидности (степени ограничения способности к трудовой деятельности) принимаются в том числе заочно органом (учреждением), осуществляющим медико-социальную экспертизу (комплексное освидетельствование), того государства-члена, согласно законодательству которого производятся назначение и выплата соответствующей пенсии.

Для решения вопроса об установлении инвалидности в соответствии с Соглашением трудящийся (член семьи) вправе обратиться в компетентный орган государства проживания.

  1. Право на пенсию в соответствии с Соглашением возникает с даты вступления его в силу.

[1] Далее – Соглашение.

[2] Далее – государства-члены.

[3] Согласно статье 1 Соглашения члены семьи - лицо, состоящее в браке с трудящимся, а также находящиеся на его иждивении дети и другие лица, которые признаются членами семьи в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

По преданию, Рим был основан на семи холмах (септимонциум, лат. Septimontium, от septem — семь и montes — горы) братьями Ромулом и Ремом в 753 году до нашей эры, но археологические данные показывают следы поселений бронзового века, возрастом не менее трех с половиной тысяч лет. В VI столетии до нашей эры центром поселений стал Форум Романум на Палатине. Подчинив себе Лациум (современный Лацио) и остальную Италию, Рим стал столицей огромного государства — Древнего Рима.

Римской цивилизацией является цивилизация, созданная римлянами на территории Италии и затем распространенная на все завоеванные народы. Центром этой цивилизации был Рим, давший ей название, первый мегаполис мировой истории, достигавший в периоды наибольшего могущества около 2 миллионов жителей. Римская цивилизация первоначально занимала материковую часть Италии на севере, Апеннинский полуостров, разделявший Средиземное море на западную и восточную части, что предопределило господство во всем средиземноморском мире, и остров Сицилию. В дальнейшем эта цивилизация простиралась на западе до Атлантического океана, занимая Испанию и Лузитанию, Северную Африку и Карфаген, на востоке – до Дона и Кавказа, на севере – до Британии включительно, на юге – до Парфии и верхних порогов Нила.

Во времени Римская цивилизация просуществовала 1500 лет, с X века до нашей эры.
Можно выделить условно следующие периоды:
- этрусский X – VIII века до нашей эры;
- царский VIII – VI столетия до нашей эры;
- республиканский VI – I века до нашей эры;
- раннеимператорский (принципат) I век до нашей эры – III век нашей эры;
- позднеимператорский (доминат) III – V столетия нашей эры.

Италия по природным условиям занимает более выгодное положение, чем Греция. Климат здесь мягкий, субтропический, с достаточным количеством осадков в Средней и Северной Италии; большей засушливостью отличалась лишь Южная Италия. По территории страны протекают полноводные реки, самые крупные из которых – По, Арно и Тибр; кроме этого, в Италии встречаются озера, порой достаточно крупные. Поэтому флора и фауна здесь много богаче, нежели в Греции. К тому же в Италии гораздо больше земель, удобных для земледелия. В Альпах и Апеннинских горах встречаются месторождения меди и олова, сплав которых позволял получать бронзу; встречались также залежи железа, золота и серебра. Нужно отметить также наличие глин, камня, мрамора; имелись уникальные месторождения природного жидкого цемента, который при смешивании с каменной крошкой вулканического происхождения позволил получить первый в мире бетон.

К середине III века до нашей эры, подчинив всю территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном.
После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 году до нашей эры, Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. Усилившееся в связи с ростом крупного землевладения и рабовладения разорение крестьян вызвало широкое движение сельского плебса, рабов (восстание Спартака) и первые вспышки гражданской войны на улицах Рима.

В социально-политической жизни Рима I века до нашей эры все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 годов неограниченным правителем государства стал Цезарь; в результате заговора сторонников республики 15 марта 44 года до нашей эры Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 году до нашей эры титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей.
При Траяне во II столетии нашей эры империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи в 395 году на Восточную и Западную. В 476 году вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул

Читайте также: