Какое чувство дает патриотизм гражданам

Обновлено: 25.06.2024

Патриотизм– в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность– интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа.

Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного развития человека.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим диалог и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки эффективных методов подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для организации и проведения в системе образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.

Патриотическое воспитание в современной ДОО.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. Изменилось и отношение людей к Родине, что потребовало модернизации российского образования.

С введением в действие ФГОС (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования") к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на совместную деятельность взрослых и детей.

Патриотическое воспитание дошкольников — одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному краю и к родной стране, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Возрождение патриотического воспитания как основной части духовно-нравственного - это шаг к возрождению России.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Главной целью патриотического воспитания дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.Вся деятельность педагогов основана соответствие возрасту разных формах образовательной работы с дошкольниками: экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью. Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без знания традиций своей Родины, своего края.

Работу по патриотическому воспитанию, следует начинать с изучения методической литературы, которая позволяет подобрать формы и методы работы, соответствующие конкретным условиям работы в детском саду.

Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также физического воспитания.

В процессе работы по патриотическомувоспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным краем и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой. Знакомство с патриотическим материалом включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные основной общеобразовательной программой дошкольного образования (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т. д.).Работа вне образовательной деятельности включает различные методы и приемы: наблюдения, беседы, игры, труд, самостоятельная деятельность, экскурсии, походы. Работа с детьми по патриотическому воспитанию ведется систематически и последовательно, согласно комплексно-тематическому планированию на учебный год.В нем отражены такие мероприятия как:

Комплексно-тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний. Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям. Ознакомление детей с достопримечательностями, культурой, традициями родного края осуществляется в процессе пешеходных прогулок и экскурсий. Во время походов, экскурсий, знакомлю детей с историческим прошлым родного края, его богатой историей, архитектурными памятниками, необыкновенной красотой природы, воспитываю чувство гордости за своих земляков, уважению к прошлому, любви к ближним.

Отдельным направлением нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения является военно-патриотическое воспитание. Это встречи с интересными людьми, экскурсии, изучение традиций воинской доблести и славы России, историю и героическое прошлое родного края. Центральным стержневым моментом является праздник, посвященный Дню Победы, оказывающий наибольшее влияние на воспитание патриотических чувств детей. На занятиях в совместной деятельности дети знакомятся с воинскими званиями, изучают художественную литературу на военную тематику. На рисовании отображают свою позицию в рисунках, на музыке разучивают военные песни, учатся маршировать.

Постепенно ребёнок понимает, что он — частица большого коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно, ежедневно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный ЧЕЛОВЕК, который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Семейные ценности и традиции Семья для каждого человека в отдельности и общества в целом имеет огромное значение. Здоровая полноценная семья немыслима без материнства.

Нравственные представления дошкольников и их влияние на поведение Нравственные представления у дошкольников усваиваются, прежде всего, в форме требований морали. Для таких нравственных представлений всегда.

Древние люди знали, что шансы на выживание в дикой среде максимально повышаются только в группе. Объединяясь, они боролись за свою территорию и имущество, защищали друг друга от представителей других племен.

Патриоты с российскими флагами

Патриотизм — это нравственное убеждение

Патриотизм — это нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям. Желание быть гражданином своего государства, носителем его языка. Стремление защищать интересы своего народа, часто жертвуя своими.

Горжусь страной

Для патриотизма характерны следующие черты:

  1. эмоциональная привязанность к своей стране. Уехавший за кордон патриот, часто страдает ностальгией – тоской по своему городу, людям и их менталитету, традициям и т.д.;
  2. чувство единения со своим государством (я – русский!);
  3. обеспокоенность настоящим и будущим страны (людям не все равно, что происходит внутри государства);
  4. готовность поступиться своими интересами ради ее благополучия. Здесь, как пример, можно привести многочисленные истории времен Второй мировой войны про то, как молодые юноши, не достигшие 18 лет, подделывали документы, чтобы попасть на фронт и постоять за честь Родины.

Патриот это..

Почему нас отговаривают быть патриотами?

Противоположностью патриота является космополит (продукт всеобщей глобализации общества) – это человек, верящий, что все люди братья, граждане мира, планеты. Таким образом, последние стирают любые отличия между странами и нациями, а заодно их исторические ценности и культуру, пропагандируя всенародное единство.

Таких чувств в жизни человека может быть совсем не много. Это как любовь — описать очень сложно, но те, кто ее испытал поймут и без слов. А те, кто испытать не способен обзовут это идиотизмом или еще чем-то таким (авось им от этого станет легче и не так обидно).

Патриотизм обладает одним очень важным качеством — он сплачивает. Как ни что другое. Делает общество монолитным. Это очень хорошо для страны, но очень плохо для ее антагонистов, которые в этом, естественно, не заинтересованы. Россия большая, и запад ее всегда боялся на подсознательном уровне.

В США патриотизм — это национальная идея. Они вывешивают флаги на своих домах и искренне гордятся страной (где больше всего в мире заключенных и бездомных от общего числа населения). Это хорошо для США. Но плохо то, что в других странах может происходить то же самое.

Запад обладает несоизмеримо большими информационными возможностями (хотя это, пожалуй, последнее их преимущество) и не отягощен моральными принципами, как мы (ведь наша сила в правде!).

Надо понимать, что идет информационная война и мы тут не в выигрышной позиции, но все равно обязательно победим. Потому что за нами правда, а в ней вся сила!

Не согласны? Тогда прочитайте эту оду патриотизму:

Я узнал, что у меня
Есть огромная семья.
И тропинка и лесок,
В поле каждый колосок.
Солнце, небо голубое —
Это всё моё, родное!
Это — Родина моя!
Всех люблю на свете я!

Зря они так. Я ведь не один такой. Такая у нас особенность — инстинктивно противостоять давлению извне. Наверное, именно поэтому мы и выжили при всех попытках нас удушить на протяжении тысячелетий.

Любить свою страну — это так же естественно и понятно, как любить свою семью (мать, жену, детей). Все то же самое, только в большем масштабе. И это право человека нужно уважать и не покушаться. Оно есть у всех, а не только у жителей избранных стран.

Виды патриотизма

В разные времена данное понятие наделяли разным смыслом, в связи с чем появились разные виды патриотизма:

Детский патриотизм

Зачем он нам?

Какую функцию выполняет рассматриваемое явление? Выше было сказано, что патриотизм – это состояние ума, в основе которого лежит голый инстинкт самосохранения.

Демонстрация

Однако, на инстинкт, как на елочку, нанизывается еще пара веток:

  1. Патриотизм нужен человеку, чтобы отделять свое от чужого, самоидентифицироваться, понимать, кто он и зачем ( я – русский и отличаюсь от англичан тем-то и тем).
  2. Также феномен играет роль мотиватора – придает людям смысл жизни, формирует моральные ценности. Например, все на той же войне русские солдаты преодолевали страх, эгоизм и шли на верную погибель ради Родины. Среди историков есть даже мнение, что победа досталась русским благодаря патриотизму, так как военные силы и возможности были не в нашу пользу (оружие, техника, обмундирование).
  3. Патриотизм является цементирующим средством, сплочающим людей одной страны.

Проблема нездорового патриотизма

Сейчас у людей появляется иллюзия, что можно быть гражданином мира, не принимать ничью сторону, быть над схваткой. Но это не так. Как раз сейчас идет ломка старого миропорядка и самое безопасное — это выбрать сторону, иначе можно попасть в жернова.

Важно отметить еще один минус нездорового патриотизма: очень часто он принимает крайние формы и порождает негативные последствия. Речь идет о двух явлениях:

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (11)

Ну правильно, зачем мир во всем мире, если есть патриотизм? Но вот все не так работает. Те кто писал это, наверное даже не подозревают, что написали: если ты убил, то это хорошо, если это ради государства. А ничего так, что это грех?

Вы пацифист, видимо. Это дело хорошее, но применимо только к очень далекому будущему(если человечество вообще способно искоренить агрессивность), а сейчас это равносильно неадекватности.

Вы пацифист, видимо. Это дело хорошее, но применимо только к очень далекому будущему(если человечество вообще способно искоренить агрессивность), а сейчас это равносильно неадекватности.

А являются ли патриотами, конкретно России, граждане имеющие двойное,а то и тройное гражданство? Являются ли патриотами финансовые магнаты приватизировавшие все в России, но постоянно проживающие со всей своей семьей за границей?

Будет ли патриотом человек живущий в нищете и не имеющий перспектив из нее выбраться? Наконец, а патриот ли сам Путин и в чем его патриотизм выражается?

Иван: граждане с двойным (тройным) гражданством не будут являться не только патриотами, но и даже теми, кто пытается таковыми казаться (чиновниками и госслужащими). Вы не в курсе? Принят закон. Под патриотов уже закосить не получится. Вы расстроены? Мужайтесь, для Вас наступают тяжелые времена (зрада).

Патриот — это не обязанность, а состояние души. От материального положения оно не зависит. К тому же, наша нищета и Ваша (страны на букву У.) даже не сравнимы.

Владимир Владимирович один из немногих мировых руководителей, кто является национальным лидером, а не шестеркой Запада. Поверьте, что в истории он будет стоять наравне с Петром Первым и Владимиром Мономахом.

И мне Вас уже жаль. Испытать чувство патриотизма — это как испытать любовь. Если не любили, то не поймете, как это прекрасно. И будете всячески порицать это чувство и глумиться над ним (из зависти).

Патриотизм — это здоровая форма национализма, которая благоприятна для нормального функционирования государства и необходима ему.

Важно понимать, что патриотизм, это любовь к своему народу и земле, которая, тем не менее, не должна перерождаться в ненависть или пренебрежение к людям из других стран. Особенно если эти чувства совершенно безосновательны или основаны на ложных постулатах. А, указанные жертвы и подвиги должны быть соразмерны с заботой государства о собственных гражданах.

Правильно написано, патриотизм бодрствует в голове до 18 лет, дальше человек начинает умнеть и к нему неизбежно приходит понимание, что к чему.

Патриотизм разъединяет человечество, потому патриотизм должен быть низвергнут со своего пьедестала и отправлен на свалку истории.

Можно ли назвать патриотизм важным явлением в нашей жизни, если даже само это слово заимствовано из другого языка?

Олег: еще человечество разъединяют два пола, семья, страна, национальность. Именно их изничтожает Запад (пока только на своей территории), чтобы оторвать людей от корней и сделать их легкоуправляемыми. И да, в этой модели патриот — злейшее из зол (почти такое же чудовище как натурал с белого цвета кожей).


В какой момент любовь к березкам и родному пепелищу стала трансформироваться в милитаризм?

В определенной степени милитаризм — вернее, его версии — в школьных программах патриотического воспитания присутствовали всегда, но ненавязчиво. Наиболее четко это стало проявляться в последние три года — в связи с украинскими событиями и Крымом. Нужна была массовая поддержка этих задач, идеологическая подушка. И тогда это сработало. Но в последнее время в молодежной среде несколько изменилось отношение к ура-патриотизму.

В чем это выражается?

Появилось определенное разочарование. Раскол, который произошел во многих молодежных группах и в семьях у молодых людей, после Крыма никуда не ушел. Не то чтобы он усилился, но происходит какое-то дробление в самых разных молодежных средах и компаниях. То есть абсолютного, единого патриотического порыва не существует.

Но последние соцопросы говорят нам, что патриотизма с каждым днем становится все больше.

Это миф. Соцопросы об усилении патриотизма подвергаются серьезной профессиональной критике. Я как социолог могу сказать, что ответ зависит от того, в какой форме задается вопрос. От конкретной ситуации, от политической атмосферы. Обычное анкетирование просто фиксирует внешние проявления, некие сиюминутные реакции респондентов, а не копает глубоко. Люди часто хотят присоединиться к большинству, чтобы не выглядеть маргиналами. Но если более серьезно исследовать проблему патриотизма — видно, что среди молодежи существуют самые разные мнения.


Молодежь не готова взять в руки ружье, если понадобится?

Мы не можем говорить про всю молодежь. Это не монолит. С одной стороны, мы видим в обществе рост энтузиазма в отношении воинской службы. Часто это используется в репортажах полупропагандистского характера. Но рост популярности службы в армии или в силовых структурах может быть связан с разными вещами: сложностями на рынке труда, доступностью образования, с местом жительства человека. Взгляды тех, кто живет в глубинке, могут значительно отличаться от мнений жителей крупных городов. Но если мы возьмем средний класс или студенчество, то увидим, что там идеи жертвенности непопулярны. Особенно в столицах — в Москве и в Санкт-Петербурге. Молодежь там тоже говорит о необходимости воевать и сражаться за родину, но это скорее слоганы, риторические ходы, за которыми не всегда стоит реальная готовность.

Значит, государство ошибочно делает ставку на военный патриотизм?

Нет. Это продуманная политика, и в определенных кругах она имеет успех. Но, на мой взгляд, патриотизм милитаристского типа не может стать национальной идеей. Он просто не соберет под своими лозунгами большинство.

Как правильно родину любить

Россия потратит 1,6 миллиарда рублей на реализацию пятилетней программы патриотического воспитания граждан — с 2016-го по 2020 годы. Свои программы по патриотическому воспитанию молодежи приняты во всех регионах.

В Краснодарском крае с 1 сентября во всех школах откроются казачьи классы. Главная их задача — поднять интерес к национальной культуре. В качестве дополнительных предметов там будут преподавать историю и культуру казачества, а также основы православия.

Государственный запрос на патриотизм привел к появлению необычных форм любви к родине. Предприниматели основали Ассоциацию бизнес-патриотизма, которая недавно порадовала инициативой ввести запрет на обучение детей российских высокопоставленных чиновников за рубежом.

Наверное, молодежь с недостаточным уровнем образования, а также социальные слои, в той или иной степени лишенные возможности получить иной статус в бизнесе, образовании, культурном пространстве. Для них демонстрация подобного патриотизма — своего рода социальный лифт.

Допустим, для государства патриотизм — это готовность отдать жизнь за родину. Но как большинство граждан понимают это слово?

Если люди гордятся страной — значит, они всем довольны?

Не обязательно. Человек может испытывать патриотическую гордость за Россию, обучаясь в Оксфордском университете. В начале 2000-х годов мы проводили исследование о том, как наша молодежь относится к Западу. По итогам у нас тогда вышла книга об обиженном патриотизме.

Сейчас активно пропагандируется негативное отношение к Западу. В молодежной среде это дает свои плоды?

Это тоже непростой вопрос. В отношении к Европе, Америке проявляется определенная двойственность. Для многих молодых как бы существуют два параллельных мира. Они могут испытывать определенные негативные чувства, например, к Америке, и в то же время с удовольствием смотреть американские фильмы. Могут критиковать Англию, но усердно учить английский, чтобы читать и смотреть сериалы в оригинале, с удовольствием и с интересом общаться с американскими друзьями. Мечтают уехать учиться за границу, работать там. Но здесь, конечно, большую роль играет география — у провинциальной молодежи антизападный настрой сильнее.

То есть критика Запада и его ценностей для многих — просто игра?

Конечно. Это очень интересный процесс. Мы пытаемся следить за тем, как молодые люди совмещают в себе противоположные по смыслу и ценностям понятия. Часто сталкиваемся с тем, что у молодого человека, настроенного ксенофобски, есть близкий друг, например, из Армении. Или демонстрируемая гомофобия не мешает кому-то чувствовать себя комфортно в обществе представителей сексуальных меньшинств. Близкий мир человека и мифический медийный существуют параллельно.


Это двоемыслие похоже на то, что наблюдалось в советское время?

В советское время двоемыслие было укоренено в нескольких поколениях. Советский человек понимал, что существуют два мира — со своими словами, ритуалами, правилами. И люди искренне верили и в тот, и в другой мир, существовали в них относительно комфортно. Человек мог на комсомольском собрании от всей души кого-то критиковать за аморальное поведение, а после идти к любовнице. И эти параллельные пространства не соприкасались. Сегодня эти миры только формируются. Современный двойной мир — это скорее демонстрация лояльности. Риторика, не всегда подкрепляемая конкретными действиями.

Ассоциирует ли молодежь патриотизм, любовь к родине с государственной политикой?

Зачем государству такой патриотизм?

В любом государстве развитие патриотических программ — важная составляющая формирования национальной идентичности. Поддержка патриотических чувств важна для сохранения государственного суверенитета, целостности, сохранности государственных границ. Как говорил один французский социальный ученый, патриотизм нужен был для того, чтобы из крестьян сделать французов. Другое дело — какие при этом используются приемы. С патриотизмом в рамках молодежной политики нужно обращаться очень аккуратно. Преувеличенная имперская гордость формирует высокий уровень ксенофобии. Но люди все равно будут активно перемещаться по миру, это современные реалии. Поэтому конфронтация межэтнических отношений не только нежелательна, но и крайне опасна. Когда патриотизм превращается почти в религию и не дополнен критическим отношением к прошлому, в том числе к войне, это чревато.

По-другому не умеют.

Мне кажется, у нас сейчас в этом отношении определенный перебор: патриотизм начинают включать в школьные и вузовские программы, начинают переписывать и чистить списки для чтения обязательной литературы, цензурировать спектакли. Опасно делить нацию на патриотов и непатриотов, или еще больше — истинных патриотов и неистинных. В советское время доходило до того, что люди могли получить срок за отсутствие патриотизма. Мы знаем, к чему это привело.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Патриотическое воспитание – основа ф ормирования личности гражданина и патриота

Гражданско-патриотическое воспитание: цели, задачи, основные направления.

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания . Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом . Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру и ощутимый вклад должна внести система образования.

Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина- это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.

Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь образовательный процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

Определим основные направления гражданско-патриотического воспитания.

Духовно-нравственное направление включает осознание учащимися в процессе гражданско-патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Историко–краеведческое направление основывается на системе мероприятий, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, городе, районе.

Гражданско–правовое направление - это система мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга; воспитывает уважение к государственной символике.

Социально–патриотическое направление предполагает активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно–патриотическое направление ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое направление способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формированию опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Культурно-патриотическое направление предполагает развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Педагогические основы патриотического воспитания

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры и традициям

Автор: Лемешова Лариса Александровна, воспитатель МБДОУ №147 г. Воронежа

Детство – это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

В.В. Сухомлинский

Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.

Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей.

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в эти годы при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

Суть нравственно-патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

- значение детства в становлении личности;

- гуманизация целей и принципов педагогической работы;

- охрана и укрепление здоровья детей (физического и психического);

- возрастной подход в воспитании и обучении;

- формирование начал духовности, нравственности и самосознания личности.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому формирование личности дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин:

- особенности дошкольного возраста,

- отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Стремясь заработать, родители все меньше внимания уделяют детям, их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей.

Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.

Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна тем, что современные дети мало знают о культурных традициях своего народа, часто проявляют равнодушие к близким людям, сверстникам. Не на должном уровне ведётся работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы человек действительно чтил память предков, уважал Отечество, чувствовал ответственность за свою Родину, его надо таким воспитать. Одними призывами любить свой город Родину ничего не сделать.

Работа, ведущаяся в данном направлении, должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

- воспитание у ребенка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу через все виды детской деятельности;

- формирование чувства привязанности к малой родине на основе приобщения к природе, культуре и традициям родного края;

- расширение представлений о городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие интереса к народным традициям, обычаям, промыслам;

- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям, чувство принадлежности к мировому сообществу;

- формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры;

- развитие заботливого отношения к природе и всему живому, к предметам и явлениям окружающей действительности.

В дошкольном учреждении деятельность, направленную на нравственно-патриотическое воспитание, можно разделить на 4 тематических блока:

Великий День Победы - праздник, который всегда тревожит наши сердца. В этой теме педагог рассказывает детям о великих подвигах солдат. Огромное впечатление у детей остается от экспозиции, где детскому вниманию представлены предметы и оружие времен войны, от экскурсий по памятным местам. На празднование Великой Победы нужно приглашать ветеранов и участников трудового фронта, детей войны. С трепетом и любовью дети изготавливают подарки для гостей, разучивают стихи, песни, танцы.

С планированием форм работы с детьми по каждому блоку в соответствии с основными направлениями дошкольного образования вы можете познакомиться самостоятельно в приложении 1 к данному выступлению.

Систему работы с детьми необходимо выстраивать таким образом, чтобы у ребят расширились знания о семье, об окружающем мире и родном городе, стране, богатом культурном прошлом и настоящем, обогатился словарный запас они стали более эмоционально отзывчивыми и любознательны.

Отдельные темы целесообразно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, обеспечивая тем самым связь с общественными событиями. Кроме того, можно объединять в одну тему занятия не только познавательного характера, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изобразительной деятельностью, тем самым обеспечивая интеграцию всех видов детской деятельности.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время общих праздников, семейных развлечений, выставок. Сотрудничество педагогов и родителей является важнейшим фактором в формировании нравственно-патриотической личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей.

Деятельность по нравственно-патриотическому воспитанию способствует сплочению педагогического коллектива, повышению профессионально-личностной компетенции, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации, формированию уверенности и развитию креативности.

Приложение 1

План работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Простыми словами патриотизм – это готовность оберегать интересы Отечества и своей народности, любовь и преданность к стране, привязанность к месту проживания и рождения.

Рассуждения на тему патриотизма зачастую различные, поскольку мнение о смысле и значении данного нравственного принципа у большинства людей не совпадают. Поэтому одни люди причисляют себя к патриотам, а другие нет. Однако общее, что выделяют люди, давая определение, что такое патриотизм, является любовь к своей Родине.

Почему не все люди являются патриотами

В настоящее время многие люди играют в патриотизм и не являются таковыми на самом деле. Связано это, перво-наперво, с модой, которой социум придерживается. Патриот не может иметь несколько гражданств, поскольку человек становится перед сложным выбором, какую Родину ему следует защищать в случае такой необходимости и за чьи интересы бороться в проблемных ситуациях?


Подрастающее поколение из-за пробелов в нравственном воспитании нередко не понимает, что такое патриотизм. Хотя задачи образовательного процесса всегда включают духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Общество людей постоянно проходит трансформацию, вместе с ним меняются моральные нормы. И то, что когда-то считалось неприемлемым, теперь может означать норму и не вызывать осуждения. В формировании моральных принципов большое влияние играет культура, духовные учения, личные убеждения, религия, воспитание.

Воспитание патриотизма

Патриотизм, это такое чувство, которое искренне, истекает от сердца, искусственно наиграть его сложно. Многие люди относят себя к патриотам своей Родины, поскольку болеют за страну в спорте, испытывают гордость за известных соотечественников и действительно любят свою Отчизну.

Воспитание патриотизма начинается с детского возраста. Школа, являясь социальным институтом, системно, глубоко и последовательно ставит перед собой задачу воспитать каждую личность патриотом, поскольку детская психика наиболее восприимчива к духовно-нравственному воспитанию.

Воспитание в школе нацелено на достижение определённого патриотического идеала. Современный идеал патриота – это компетентный, высоконравственный, творческий человек, понимающий ответственность за настоящее и будущее Родины, укоренившийся в духовных, а также культурных традициях своего народа.

Главное в жизни не только знать моральные нормы (принцип гуманизма, милосердия, справедливости, толерантности, миролюбия, альтруизма), но и опираться на них в повседневной жизни. Применение нравственных норм даёт право называть человека высокоморальным.

Воспитать патриота можно посредством развития определённых моральных принципов. Установлено, что каждой личности присуще придерживаться собственных внутренних убеждений, которые называют моральными принципами.


А принцип патриотизма заключается в любви к Родине, заботе о ней, бережном отношении к природе, готовности защитить Отчизну от врага, уважении к истории и трепетном отношении к национальному достоянию, гордости к государственным достижениям.

Общество тогда получит патриотов для своей Родины, когда будет решать масштабные национальные задачи и создаст систему нравственных ориентиров. Такие ориентиры появятся там, где уважают родной язык, самобытную культуру и народные ценности, где хранят память о предках и о каждой странице своей отечественной истории. Там, где базовые национальные ценности, хранящиеся в культурных, а также семейных традициях, переходят от поколения к поколению.

Важнейшей целью духовно-нравственного воспитания является то, чтобы социально обязательные требования социума педагоги преобразовали во внутренние стимулы личности каждого школьника, таких как совесть, долг, достоинство, честь.

Психологами установлено, что для детей младшего школьного возраста характерна обострённая восприимчивость и уверенность в истинности того, чему их учат и что им говорят. В школьном возрасте они понимают необходимость нравственных норм. Если малыш не приучится трудиться, беречь природу, любить близких, уважать старших, не поверит в свои способности, то в дальнейшем привить эти навыки будет сложнее. Поэтому система патриотического воспитания должна закладываться в школьном возрасте. Патриотическому воспитанию маленьких граждан надлежит стать объединяющей силой, которая вырастит поколение истинных патриотов. Дети, став взрослыми, смогут возродить величие Родины, приумножат её силу и достаток, сделают гораздо лучшей жизнь своих граждан.

Патриотическое воспитание младших школьников решает такие задачи как:

– изучение исторического прошлого своего края, Родины, города, школы;

– развитие нравственных ценностей, гуманизма, милосердия;

– почитание национальных традиций народа, семьи, воспитание культуры общения, заботливого отношения к духовным богатствам своего края;

– вырабатывание чувства любви к Отечеству, готовность преданно служить Родине.

Патриотизм должен стимулировать школьников к созидательному чувству, а не разрушительному. Если учитель любит свою страну, её историю, традиции, то он должен это демонстрировать на личном примере, например, научить детей не бросать мусор, где попало, пребывая на природе. Во время государственных праздников искренне радоваться, восхвалять Отчизну, а при возникновении трагических происшествий скорбить вместе со страной, проявляя сочувствие, оказывая помощь людям, выражая силу и единство всего народа.

Таким образом, патриотизм простыми словами – это безусловная любовь и преданность своему народу и желание считать себя гражданином своего государства.

Читайте также: