Какими правами обладает педагог при допросе несовершеннолетнего обвиняемого

Обновлено: 01.05.2024

Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей процессуального положения педагога при проведении следственных действий в отношении несовершеннолетних лиц. Рассматриваются законодательные нормы, регулирующие участие педагога в уголовном процессе, а также особенности психического развития и состояния несовершеннолетних, которые важно учитывать, в частности, при проведении допроса, иных процессуально-следственных действий.

Ключевые слова: допрос, несовершеннолетние, психическое развитие несовершеннолетнего, педагог, психолог, экспертиза, УПК РФ.

Несовершеннолетние лица выступают в качестве особой, отдельной категории граждан, в отношении которых многими отраслями права предусмотрены специальные меры. В уголовном законе, например, для них может применяться более мягкое наказание, чем для взрослых правонарушителей, а сам по себе несовершеннолетний возраст является смягчающим обстоятельством по всем состава преступлений. Что касается уголовно-процессуального закона, то здесь также существует своя специфика при проведении следственных действий (допросы, задержание, экспертизы, и т.д.) в отношении несовершеннолетнего. И наиболее острым, актуальным, на наш взгляд, вопросом является процессуальная регламентация участия педагога во всех действиях, проводимых по отношению к несовершеннолетнему лицу. Это обусловлено тем, что дети – психически незрелые, неустойчивые личности, наиболее часто подвержены стрессам, чем взрослые, и потому нуждаются в особой, усиленной психологической поддержке и защите. Развитие детского организма предполагает довольно значительные изменения в физиологии, повышенная гормональная активность оказывает влияние на нервно-психическое состояние подростков. Кроме того, психика подростков неустойчивая часто в силу того, что они не обладают еще достаточным жизненным опытом и знаниями. Для следователя, дознавателя, важно учитывать все психологические особенности личности при допросе несовершеннолетнего. На эффективность и качество проводимого допроса оказывает непосредственное влияние степень владения допрашивающим лицом юридическими знаниями и детской психологией. Таким образом, важной составляющей допроса несовершеннолетнего является участие психолога (педагога).

Процессуально участие психолога либо педагога в допросе несовершеннолетнего в российском законодательстве закреплено в ч. 3 ст. 425 УПК РФ. [1] Согласно данной статье, педагог или психолог должен участвовать при допросе несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления,: обязательным такое участие является при допросе тех лиц, которые не достигли возраста 16 лет, а для несовершеннолетних в возрасте от 16 до 18 лет – только в случае, если лицо страдает расстройством психики, отстает в психическом развитии. Вместе с тем, серьезным недостатком законодательства, на наш взгляд, является отсутствие четкой регламентации, в каких случаях участвует педагог, а в каких – психолог. Представляется, что к участию в допросе несовершеннолетних, а также при проведении иных следственных действий в отношении данной категории лиц, важно обеспечить присутствие квалифицированного специалиста, имеющего соответствующее образование и комплексные знания в таких областях, как уголовное, гражданское право, психология, и судебная психиатрия.


Законодательно участие педагога (психолога) при проведении допроса несовершеннолетних участников процесса (свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, подсудимых), регламентировано ч. 1 ст. 191, ч. 1 ст. 280, ч. 3, 6 ст. 425 УПК РФ.

Следует обратить внимание, что нормы уголовно-процессуального закона недостаточно конкретизируют, какое положение занимает педагог (психолог) в уголовном процессе с участием несовершеннолетнего, что порождает в практическом правоприменении ряд спорных моментов, особенно там, где несовершеннолетние выступают в качестве потерпевших и свидетелей.

Сомнения также существуют и относительно процессуального положения психолога (педагога): они могут участвовать в производстве и как эксперты, и как специалисты. Вместе с тем, названные выше процессуальные статусы различны по своему назначению. Если речь идет о том, что педагог (психолог) имеет статус специалиста, привлеченного для участия в деле, то здесь не могут в полной мере реализоваться процессуальные возможности специалиста. Привлечение специалиста следователем регламентировано нормами статьи ст. 164 УПК, а участие специалиста в деле – ст. 168 и 270 УПК. Получается, что функция специалиста как участника дела – только лишь содействие следователю (дознавателю), в момент, когда проводится допрос, иные следственные действия. [4] Выступая в значительной степени в качестве помощника, советника следователя, специалист не дает никакой информации, ее источником являются другие лица. Но вот если предстоит выяснить вопросы, которые лежат в области профессиональной компетенции, то специалист уже - не помощник следователя, а противоречивый источник информации. Это означает, что следователь, по факту, проводит допрос специалиста. Однако, здесь есть существенное противоречие нормам УПК, поскольку допрос специалиста не предусмотрен процессуально стадией предварительного расследования. Что касается стадии судебного разбирательства, то данный вид допроса регламентирован частично в ст. 271 УПК, однако законом не установлен порядок, в котором он проводится. [5] Существует мнение, что специалист может выступать по делу в качестве свидетеля, однако эта позиция представляется неверной, поскольку у названных лиц совершенно разный процессуальный статус. Защитник (адвокат) наделен правом ходатайствовать о привлечении специалиста к участию в деле, однако самостоятельно он не может реализовать данное право, поскольку следственные действия проводит специальное должностное лицо – следователь или дознаватель. Вместе с тем, на практике все далеко не так, поскольку следователь часто не удовлетворяет ходатайство защиты о привлечении специалиста, и лишь в суде первой инстанции специалист может выступить в целях разъяснения тех вопросов, которые относятся к его профессиональной компетенции. Однако, ответы специалиста на вопросы, которые были перед ним поставлены, закрепляются документом – актом, который не имеет доказательственного значения. Вышеизложенное означает, что стороной защиты специалист не может быть полноценно использован для прояснения обстоятельств дела.

Указанные выше разногласия и пробелы в законодательстве дают основания утверждать, что изменения ст. 58 УПК, касающиеся четкой регламентации проведения процедуры допроса специалиста, крайне необходимы современному законодательству. Учитывая, что уголовно-процессуальный закон устанавливает равенство сторон в доказывании, действия защиты, на наш взгляд, должны иметь такое же процессуальное значение для дела, как и результат привлечения специалиста в качестве участника процесса.

Выше нами было рассмотрено участие педагога (психолога) в качестве специалиста в деле, считаем необходимым рассмотреть также и иной процессуальный аспект – участие вышеперечисленных лиц в качестве экспертов.

Поскольку несовершеннолетние не способны в силу возраста и отсутствия жизненного опыта, необходимых знания самостоятельно защитить свои права, то УПК устанавливает обязательное участие защитника в деле, согласно п.2 ч.1 ст.51. Для того, чтобы защитник смог полноценно, честно и добросовестно защищать законные права и интересы несовершеннолетнего подзащитного, то статьями 74 и 80 УПК устанавливаются правила проведения экспертиз. Экспертизы могут выступать как средство доказывания. [7]

Так, в ст.196 УПК установлены обязательные виды экспертиз, которые необходимо проводить при доказывании:

- судебно-медицинская (в целях установления причин смерти, степени тяжести причиненного здоровью вреда);

- судебно- психиатрическая, психологическая экспертизы. Указанные виды экспертиз проводят с целью установления психического, физического состояния таких лиц, как подозреваемый, обвиняемый, потерпевший (разрешение вопроса о вменяемости лица, в случае возникновения у суда сомнений в способности потерпевшего к адекватному восприятию обстоятельств, которые являются значимыми для уголовного дела).[3]

Согласно п.3 ст.196 УПК, если существуют сомнения в том, что обвиняемый не способен защитить свои права и интересы, это является основанием для назначения судебной экспертизы. Также статья 420 УПК в ч.2 закрепляет общий порядок производства по делу с участием несовершеннолетнего, делая ссылку на изъятия, содержащиеся в главе 50. Рассмотрим их более подробно.

Так, в статье 421 УПК закрепляет перечень подлежащих установлению обстоятельств при проведении расследования в отношении вышеуказанной категории субъектов, вместе с обстоятельствами речь о которых идет в ст. 73 УПК. Указанными обстоятельствами являются:

- те условия, в которых живет и воспитывается несовершеннолетний;

- особенности личности несовершеннолетнего, главным образом, связанные с его уровнем психического развития;

В том случае, если имеются данные, которые могут свидетельствовать о том, что несовершеннолетний отстает в психическом развитии, однако у него не имеется какого-либо психического расстройства, подлежит установлению также и возможность осознания несовершеннолетним степени опасности и характера совершаемых действий, а также то, насколько он мог руководить ими в момент совершения преступного деяния.

Еще одним процессуальным изъятием, содержащимся в ч.3 ст.425 УПК, является обязанность участия педагога (психолога) в допросе лица в возрасте до 16 лет, а в случае, если лицо страдает расстройством психики, либо имеют место отклонения в психическом развитии лиц, достигших 16 лет, но в возрасте до 18 лет.

Еще одним изъятием является право следователя либо дознавателя не предъявлять несовершеннолетнему обвиняемому определенных материалов по уголовному делу, если указанные должностные лица сочтут влияние предъявляемых материалов на психику несовершеннолетнего отрицательным. Указанное изъятие устанавливается ч.3 ст.426 УПК.

Особый порядок, согласно которому должно производиться рассмотрение дел в отношении несовершеннолетних, закреплен в ч. 2 ст.420 УПК. Это обуславливает обязанность суда назначить психологическую, судебно-психиатрическую экспертизы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя. Однако, в настоящий момент современное законодательство не приемлет поручение функций психолога (психиатра) сотрудникам правоохранительных органов. Выявлять вопросы о наличии расстройств психики, задержек в психическом развитии, а также степени осознания лицом противоправности характера совершаемого им деяния – задача, возложенная на специалистов по психологии личности и в сфере судебной психиатрии. Их заключение является обязательным для участников уголовного судопроизводства, которые должны строить свои выводы, основываясь на объективных данных результатов экспертиз.

Стоит отметить также, что задержка психического развития у ребенка не является препятствием для расширения возможностей развития интеллекта, однако незрелость эмоционально-волевой сферы у таких детей затрудняет их познавательную деятельность. [6] Такие дети чаще всего страдают низкой работоспособностью, недостаточностью некоторых функций психики. Будучи психически здоровыми, данная категория детей обладает достаточными возможностями для того, чтобы полноценно развиваться умственно, но, тем не менее, у них есть отличительные особенности, которые оказывают негативное влияние на степень осознания ими значения своих действий, а также ответственности за последствия содеянного.

Выше уже было сказано о том, что определение уровня психического развития личности, иные особенности психики несовершеннолетнего, отставание его в психическом развитии, а также степени осознания им характера и общественной опасности своих действий не находится в компетенции сотрудников правоохранительных органов. Это дает основание полагать о невозможности единоличного разрешения вышеуказанными должностями лицами вопроса о необходимости приглашения психолога (педагога), а также о необходимости проведения судебно-психологической и психиатрической экспертизы.

Учитывая вышеизложенное, представляем необходимым проведение таких экспертиз именно на раннем этапе предварительного расследования, поскольку именно в этом случае помощь психолога будет наиболее очевидна: это установление доверия и контакта между следователем и несовершеннолетним допрашиваемым. Кроме того, выводы психолога-эксперта о степени осознания несовершеннолетним значения его действий и способности руководить ими играют неоценимую роль в назначении целесообразного и справедливого наказания для несовершеннолетнего. Указанное положение отражено в постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000г. "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних". [2] Несмотря на то, что указанный документ утратил силу, его можно смело считать практическим руководством для психолога-эксперта, при оценке им степени способности несовершеннолетнего осознания своих действий и руководства ими.

И здесь вполне закономерным и правильным, на наш взгляд, будет вопрос о правомерности решений, принимаемых сотрудниками следствия (дознания), суда, которые зачастую возлагают на себя функции психолога (психиатра). Ведь здесь решается судьба несовершеннолетнего, и от того, насколько правильным и объективным будет ответ, зависит справедливость и обоснованность вынесенного решения по делу.

Можно ли назвать правомерным то, что установление основных фактов, непосредственно связанных с психическими особенностями личности несовершеннолетнего, могут устанавливаться кем-то без проведения соответствующей (психиатрической, психологической) экспертизы? В частности, по непонятным причинам очень часто без вмешательства эксперта определяется то, насколько несовершеннолетний развит психически, какие у него имеются иные личностные особенности; отстает ли он в психическом развитии или же развивается нормально, есть ли у несовершеннолетнего психические расстройства; было ли возможно для него осознание в полной мере характер и опасность совершаемых им действий, а также мог ли несовершеннолетний руководить своими действиями; могли ли иные лица отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, что привело к преступным действиям с его стороны.

Таким образом, вышеизложенное позволяет нам прийти к выводу, что действия тех должностных лиц, которые присваивают себе роль специалиста-психолога (психиатра), а также тех, которые проявляют своеволие в вопросах назначения необходимых комплексных судебно-психиатрической и психологической экспертиз в отношении несовершеннолетнего, а также приглашения психолога при проведении допроса несовершеннолетнего, следует признать неправомерными и не соответствующими закону. Принятие подобных решений напрямую может влиять на судьбу ребенка, и потому требует ответственного и строго законного подхода к ним.

Речь идет о том, что те лица, которые не являются специалистами по психологии (суд, следователь, прокурор), не имеют права давать ответы на вышеобозначенные вопросы. Это свидетельствует о том, что даже педагог или психолог без соответствующей дополнительной квалификации по судебной психологии не вправе давать какие-либо заключения в отношении несовершеннолетнего, не говоря уже о должностных лицах, которые ведут процесс. Полагаем, что для дачи объективного и верного заключения по психическому состоянию и здоровью несовершеннолетнего, являющегося участником уголовного судопроизводства, должен обязательно привлекаться психолог, который работает в направлениях судебной психологии, психиатрии, а также разбирается в уголовном законодательстве. Именно указанный специалист может вынести обоснованное и аргументированное заключение, где будут указаны факты и доводы, влияющие на исход дела и решающие судьбу несовершеннолетнего. Подчеркнем, что крайне важно законодательное закрепление процессуального статуса педагога и психолога, которые принимают участие в допросе совместно с несовершеннолетним. Наиболее эффективным и верным с юридической точки зрения и с позиции гарантии прав и законных интересов несовершеннолетних будет участие в следственных действиях такого эксперта, который может объективно дать ответы на поставленные перед ним вопросы, которые повлияют на судьбу ребенка.

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019).

3. Мешков, М.В. Досудебное производство с участием несовершеннолетних: Учебное пособие. Мешков М.В. / М.В. Мешков. - Москва: Высшая школа, 2015. - 453 c.

4. Офёркина О.А. Психологические особенности допроса несовершеннолетних участников преступных групп // Аспирант и соискатель. - 2011. - №3.

5. Порубов Н.И. Допрос на предварительном следствии // Публичное и частное право. - 2010. - №2.

6. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология. Учебник для вузов. - М., 2011.

7. Степанова А.А., Файрушина Р.Д. Тактика допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей Правовое государство: Теория и практика - 2011. - №24.


Муниципальный район "Абыйский улус (район)"

Авторизация через ЕСИА временно не доступна в связи с обновлением системных компонентов, при этом все инструменты Портала доступны без авторизации ЕСИА

Logo

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Могут ли допрашивать несовершеннолетнего без родителей?

Допрос детей, не достигших возраста 18 лет, — это процесс, особенности проведения которого прописаны в статьях 191 и 280 Уголовно-процессуального кодекса, в статье 179 Гражданско-процессуального кодекса и статье 25.6 Кодекса об административных правонарушениях. Законом регламентируется, имеют ли право допрашивать несовершеннолетнего без родителей следственные органы, и в каких случаях это возможно.

Из-за психологических и нравственных особенностей раннего возраста несовершеннолетних их допрашивают по особым правилам.

Почему к допросу несовершеннолетних предъявляют особые требования

Если малолетние свидетели не являются подозреваемыми или потерпевшими, к их допросу прибегают только в крайних случаях. Правовая практика показывает, что:

  • подобные события вызывают у детей большой стресс;
  • несовершеннолетние легко внушаемы, поэтому к их показаниям относятся с осторожностью;
  • несовершеннолетние, особенно в стрессовой ситуации, быстрее забывают произошедшие события и подробности, связанные с ними;
  • подростки могут давать неправдивые показания из-за страха выглядеть плохо в глазах своих сверстников или из-за того, что стыдятся событий, которые произошли.

Любая из этих особенностей или они все вместе могут значительно влиять на достоверность информации, полученной от несовершеннолетних детей в ходе допроса.

Особенности допроса несовершеннолетних

Уголовно-процессуальный кодекс установил следующие правила проведения допроса несовершеннолетних:

  • при допросе ребенка до 16 лет или ребенка старше, но страдающего психическими расстройствами, обязательно присутствие педагога или психолога;
  • в возрасте допрашиваемого от 16 до 18 лет вопрос об участии на допросе педагога решается судом или следственными органами;
  • в качестве педагога приглашают лицо с соответствующим высшим образованием, не заинтересованное в исходе дела;
  • допрос детей до 7 лет нельзя проводить без перерыва больше получаса, в общей сложности допускается допрашивать не дольше часа в день;
  • в возрасте от 7 до 14 лет допрос длится без перерыва не больше часа, а в общей сложности не дольше двух часов в день;
  • допрос детей старше 14 лет проводят не дольше двух часов, в общей сложности не больше четырех часов в день;
  • несовершеннолетних до 16 лет не предупреждают об ответственности за дачу ложных показаний и за отказ от дачи показаний, но разрешено указывать им на необходимость говорить правду.

Может ли полиция допрашивать несовершеннолетнего без родителей

Законом закреплен порядок проведения допроса и указано, кто и в каких случаях может на нем присутствовать. В 280 статье УПК РФ говорится, что допрос потерпевшего или свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя (если проводится следственный опрос несовершеннолетнего без родителей в школе, родители вправе написать жалобу в прокуратуру, ссылаясь на эту статью). Если присутствие родителей или одного из них противоречит интересам ребенка (ребенок — свидетель или потерпевший в ситуации, где замешаны его родители), пунктом 3 статьи 191 УПК РФ допускается опрос несовершеннолетнего без родителей в полиции. Но даже в этом случае следователь обязан найти другого законного представителя, который будет участвовать при допросе.

В случае незначительных административных нарушений допрос свидетеля, не достигшего 14 лет, проводится, при необходимости, в присутствии законного представителя (статья 25.6 КоАП РФ). Из этого следует, что в подобных ситуациях следователи могут провести допрос и без родителей, но с обязательным участием психолога или педагога.

Полиция в работе с несовершеннолетними придерживается указаний уголовно-правового кодекса. В общем случае, допрос ребенка без родителей (например, допрос ребенка без родителей в школе) допускается только после оповещения родителей и с их согласия на подобные действия.

Может ли участковый допрашивать несовершеннолетнего опекаемого в качестве свидетеля без опекуна


Статьей 191 УПК РФ предусмотрено, что при проведении допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, обязательно участие педагога или психолога. При производстве указанных следственных действий с участием несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя. Указанные следственные действия с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. При производстве указанных следственных действий вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля. Т.е участие законного представителя не обязательно, но при желании стоит и необходимо на этом настаивать и отказать Вам не имеют права. Кроме того, без письменного поручения следователя (ст. 38 УПК РФ), участковый не имеет право вообще никого допрашивать, только получить объяснение.

Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Каковы особенности проведения допроса несовершеннолетнего свидетеля?

Особенности допроса несовершеннолетнего в административном и гражданском судопроизводстве.
Свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и свидетеля в возрасте от 14 до 16 лет допрашивают с участием педагогического работника, который вызывается в суд.
В случае необходимости вызываются также родители, усыновители, опекун или попечитель несовершеннолетнего свидетеля (по административным делам - при отсутствии у них заинтересованности в исходе дела). Указанные лица могут с разрешения председательствующего задавать свидетелю вопросы, а также высказывать свое мнение относительно личности свидетеля и содержания данных им показаний.
В исключительных случаях, если это необходимо для установления обстоятельств дела, на время допроса несовершеннолетнего свидетеля из зала судебного заседания на основании определения суда может быть удалено то или иное лицо, участвующее в деле, или может быть удален кто-либо из граждан, присутствующих в зале. Лицу, участвующему в деле, после возвращения в зал судебного заседания должна быть предоставлена возможность задать свидетелю вопросы.
Свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания, за исключением случая, если суд признает необходимым присутствие этого свидетеля в зале судебного заседания.

Особенности опроса несовершеннолетнего по делам об административных правонарушениях.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания.
При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Законными представителями несовершеннолетнего являются родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица (организации).

Особенности допроса несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве

Законом не установлено возрастных ограничений для свидетелей. На практике, с учетом возможности малолетних лиц правильно воспринимать важные для дела обстоятельства и воспроизводить их, минимальный возраст несовершеннолетнего свидетеля может начинаться от трех лет.

По общему правилу свидетель вызывается на допрос повесткой, которая вручается под расписку или передается с помощью средств связи. В случае временного отсутствия вызываемого лица повестка вручается совершеннолетнему члену его семьи либо передается администрации по месту его работы или по поручению следователя иным лицам и организациям, которые обязаны передать повестку.
Лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызвано обстоятельствами уголовного.
Несовершеннолетние в возрасте до 14 лет не могут быть доставлены к следователю или в суд принудительно.
На практике также часто используется возможность проведения допроса в месте нахождения допрашиваемого, например в школе или дома.

По общему правилу допрос не может длиться непрерывно более четырех часов, при этом для допроса несовершеннолетних установлено сокращенное время (ч. 2 ст. 187, ч. 1 ст. 191 УПК РФ):
в возрасте до 7 лет - не более 30 минут без перерыва, в общей сложности - не более часа в день;
от 7 до 14 лет - не более часа без перерыва, в общей сложности - не более 2 часов в день;
в возрасте старше 14 лет - не более 2 часов без перерыва, в общей сложности - не более 4 часов в день.

Применение видеозаписи или киносъемки в ходе допроса несовершеннолетнего свидетеля является обязательным, за исключением случаев, если несовершеннолетний либо его законный представитель против этого возражает (ч. 5 ст. 191 УПК РФ).

В допросе в судебном заседании свидетелей в возрасте до 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 14 до 18 лет, участвует педагог. Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей, имеющих физические или психические недостатки, проводится во всех случаях в присутствии педагога.
При необходимости для участия в допросе несовершеннолетних вызываются также их законные представители, которые могут с разрешения председательствующего задавать вопросы допрашиваемому. Допрос свидетеля, не достигшего возраста 14 лет, проводится с обязательным участием его законного представителя.
Суд не вызывает несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля для допроса в судебном заседании и оглашает его показания, ранее данные при производстве предварительного расследования, если они были получены с применением видеозаписи или киносъемки, материалы которых хранятся при уголовном деле. Так же как на досудебной стадии, свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, однако им разъясняется необходимость давать правдивые показания.

Права несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве

Одним из эффективных средств защиты прав несовершеннолетних выступает доступное разъяснение им их процессуальных прав.

Анализ материалов уголовных дел с участием несовершеннолетних показал, что вследствие неэффективного или неправильного использования норм процессуального законодательства может быть нарушен большой объем их прав и законных интересов. К их числу, в частности, относятся: защита интересов несовершеннолетних, обеспечиваемых государством; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; право на получение квалифицированной юридической помощи и др.

Правовое положение несовершеннолетних в уголовно-процессуальных отношениях может рассматриваться в качестве:
1) свидетеля; 2) потерпевшего; 3) подозреваемого, обвиняемого (подсудимого).

Несовершеннолетний свидетель вправе: отказаться свидетельствовать против самого себя и близких родственников; давать показания на родном языке или языке, которым он владеет; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда; являться на допрос с адвокатом; ходатайствовать о применении мер безопасности и др.

Несовершеннолетний свидетель не вправе: уклоняться от явки по вызовам дознавателя, следователя, прокурора, суда; давать заведомо ложные показания либо отказываться от дачи показаний; разглашать данные предварительного расследования, ставшие ему известными в связи с участием в производстве по уголовному делу, если он был об этом заранее предупрежден.

В случае уклонения от явки без уважительных причин свидетель может быть подвергнут приводу. За дачу заведомо ложных показаний либо за отказ от дачи показаний, а также за разглашение данных предварительного расследования несовершеннолетний свидетель или потерпевший несет ответственность с 16 лет по ст. ст. 307, 308 и 310 УК РФ.

Согласно п. 4 ст. 188 УПК РФ лицо, не достигшее возраста 16 лет, вызывается на допрос через его законных представителей либо через администрацию по месту его работы или учебы. Иной порядок вызова на допрос допускается лишь в случае, когда это вызывается обстоятельствами уголовного дела.

Особенности допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля предусмотрены ст. 191 УПК РФ, согласно которой допрос потерпевшего или свидетеля в возрасте до 14 лет, а по усмотрению следователя и от 14 до 18 лет проводится с участием педагога. При допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вправе присутствовать его законный представитель.

Потерпевшие или свидетели в возрасте до 16 лет не предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, им указывается на необходимость говорить правду.

Права несовершеннолетнего потерпевшего закреплены в ч. 2 ст. 42 УПК РФ.

Правовой статус подозреваемого, обвиняемого и подсудимого не выделяет несовершеннолетнего в качестве особого субъекта и содержит только права указанных лиц. Особенности правового статуса подозреваемого и обвиняемого несовершеннолетнего предусмотрены в статьях УПК РФ, регламентирующих особый порядок судопроизводства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних и касающихся вопросов повышения юридической защиты несовершеннолетних, привлекаемых к уголовной ответственности.

Права подозреваемого закреплены в ст. 46 УПК РФ.

Согласно ст. 47 УПК РФ обвиняемым признается лицо, в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт. Обвиняемый, по уголовному делу которого назначено судебное разбирательство, именуется подсудимым.

Обвиняемый, кроме прав, предусмотренных для подозреваемого ст. 46 УПК РФ, вправе: знакомиться с постановлением о назначении судебной экспертизы, ставить вопросы эксперту и знакомиться с заключением эксперта; знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела и выписывать из уголовного дела любые сведения и в любом объеме; снимать за свой счет копии с материалов уголовного дела, в том числе с помощью технических средств; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда и принимать участие в их рассмотрении судом; возражать против прекращения уголовного дела по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 27 УПК РФ; участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела в судах первой, второй и надзорной инстанций, а также в рассмотрении судом вопроса об избрании в отношении его меры пресечения и в иных случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 29 УПК РФ и др., а также защищаться иными средствами и способами, не запрещенными УПК РФ.
Ст. 48 УПК РФ предусматривает обязательное участие в уголовном деле о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, их законных представителей, а п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ устанавливает обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве, где подозреваемым или обвиняемым является несовершеннолетний.

При решении вопроса о заключении несовершеннолетнего под стражу учитывается ч. 6 ст. 88 УК РФ, предусматривающая случаи, когда несовершеннолетнему не может быть назначено наказание в виде лишения свободы. В ч. 2 ст. 108 УПК РФ сказано, что к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, а за преступления средней тяжести – только в исключительных случаях.

О задержании, заключении под стражу или продлении срока содержания под стражей несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого незамедлительно извещаются его законные представители.

Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день. При допросе участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Участие в допросе педагога или психолога обеспечивается по ходатайству защитника либо по инициативе прокурора, следователя, дознавателя (ст. 425 УПК РФ).

Законные представители несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого допускаются к участию в уголовном деле на основании постановления прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого.

Перечень минимальных гарантий содержится также в статье 40 Конвенции ООН о правах ребенка, предоставляемых государством несовершеннолетнему, обвиняемому в совершении преступления.

1. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого не может продолжаться без перерыва более 2 часов, а в общей сложности более 4 часов в день.

2. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей.

3. В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

4. Следователь, дознаватель обеспечивают участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого по ходатайству защитника либо по собственной инициативе.

5. Педагог или психолог вправе с разрешения следователя, дознавателя задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе.

6. Порядок, установленный частями первой, второй, третьей и пятой настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Комментарий к Статье 425 Уголовно-процессуального кодекса

1. Основной целью допроса несовершеннолетнего является получение от него достоверных показаний при максимальном соблюдении прав и законных интересов допрашиваемого.

Одной из таких гарантий является ограничение допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, по сравнению с допросом в общем порядке. Закон ограничивает продолжительность допроса несовершеннолетнего двумя часами без перерыва, а всего в день - не более 4 часов (ч. 1 ст. 425 УПК РФ). Следует обратить внимание на то, что в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 432-ФЗ в ч. 1 ст. 191 УПК РФ в отношении несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля вводятся временные ограничения допроса в зависимости от возраста несовершеннолетнего: в возрасте до семи лет - допрос не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет - более одного часа, а в общей сложности - более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет - более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день. В отношении несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых таких ограничений не установлено.

2. УПК РФ предусмотрены дополнительные процессуальные гарантии для несовершеннолетних при рассмотрении их дел судами общей юрисдикции. При рассмотрении таких дел обязательным является участие защитника и законного представителя, призванных не допустить нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних.

Право на государственную защиту несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) реализуется на основании письменного заявления родителей или лиц, их заменяющих, а также уполномоченных представителей органов опеки и попечительства (если отсутствуют родители или лица, их заменяющие) или с их письменного согласия.

При этом участие в уголовном деле защитника и (или) законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) не должно ущемлять права последних.

Отказ от защитника возможен только по инициативе правонарушителя (ч. 1 ст. 52 УПК РФ). Однако, как правило, защитник продолжает участвовать в деле, несмотря на заявленное несовершеннолетним ходатайство о самостоятельной защите. Это происходит в силу того, что подросток не способен сам полноценно осуществлять свою защиту .
--------------------------------
Ростовская Т.К., Ростовская И.В. Государственная защита прав и интересов несовершеннолетних. Судебная защита прав и интересов несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 5. С. 3 - 6.

3. Гарантией прав несовершеннолетних в уголовном процессе выступает то, что в допросе обвиняемого, не достигшего 16 лет, должен присутствовать педагог или психолог. Более того, участие педагога или психолога при допросе несовершеннолетнего обвиняемого старше 16 лет, если он признан умственно отсталым, обязательно. Закон предусматривает участие в допросе несовершеннолетнего или педагога, или психолога, но не определяет, когда необходимо участие педагога, а когда - психолога, оставляя решение этого вопроса на усмотрение участников уголовного судопроизводства. Участие именно психолога многим современным юристам представляется более обоснованным, так как именно психолог специализируется на установлении психологического контакта следователя с подозреваемым, обвиняемым, в то время как главная задача педагога - это обучение, а вовсе не наведение "психологических мостов" . Ряд правоведов полагают необходимым привлекать к работе с детьми на следствии еще и психиатра . Представляется, что следователь должен обладать свободой в выборе между психологом и педагогом, исходя из конкретных обстоятельств.
--------------------------------
Дощицын А. Производство следственных действий с участием малолетних и педагога // Уголовное право. 2010. N 4. С. 94.

Гвоздева И.С. Использование специальных психиатрических знаний по делам о преступлениях несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. N 6. С. 12.

4. Обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обеспечивается либо следователем, дознавателем по своей инициативе или по ходатайству защитника. Заявленное защитником ходатайство об участии в допросе педагога или психолога должно быть обязательно удовлетворено следователем, дознавателем.

5. Участвующий в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого педагог или психолог обладает следующими процессуальными правами:

1) задавать вопросы несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому. Данное право может быть реализовано только с разрешения следователя, дознавателя;

2) знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Данным правом можно воспользоваться только по окончании допроса.

Эти права следователь, дознаватель разъясняют педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого. О разъяснении вышеуказанных прав делается отметка в протоколе допроса.

6. Следственное действие в виде допроса проводится в отношении несовершеннолетнего не только в ходе предварительного следствия и дознания, но и в ходе судебного разбирательства. УПК РФ предусматривает, что порядок допроса несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.

Читайте также: