Какими пособиями можно воспользоваться чтобы проверить правильность постановки ударения в слове

Обновлено: 25.06.2024

Как правильно поставить ударение в слове? Списки слов с наиболее частыми ошибками в ударении.

Внимательно просмотрите списки сложных слов, в которых очень часто ошибаются с ударением, прочитайте основные правила постановки ударения в русском языке - и ваша речь будет звучать безупречно. Учитесь говорить правильно.

Красным цветом в списках слов выделен правильный вариант постановки ударения.

Топ 75 слов, которые вызывают наибольшие затруднения с ударением

т о рты т о ртов

звон и ть звон и т звон и шь звон и́ те перезвон и т

нач а ть н а чал начал а н а чали н а чатый нач а в нач а вший нач а вшись

началс я́ начат а́

тв о р о г (двойное ударение)

балов а ть бал у ясь

включ и т включ ё н

з а нял з а нятый занял а занят а

пон я ть п о нял п о няли понял а пон я в пон я вший

созд а л созд а вший создан а создал а

догов о р догов о́ ры

вероиспов е дание

облегч и ть облегч и т

крас и вее крас и вейший

углуб и́ ть углуб и́ т

фен о мен (необычное явление) феном е н (выдающийся человек)

мусоропров о д водопров о д

зак у́ порить отк у́ порить

пломбиров а ть запломбиров а ть

звал а позвал а

и скра знания и искр а зажигания

м а рк е тинг (допустимы оба ударения)

новорожд ё нный

сверл и т сверл и шь

350+ слов, которые вызывают трудности с ударением

Подборка 350+ популярных слов вызывающих сложности с ударением.
Посмотрите и запомните правильные ударения.

а
акр о поль
алког о ль
анон и м
апок а липсис
асимметр и я
аф е ра
аэроп о рты, им.п. мн.ч.

б
б а нты, им.п.мн.ч
б а рж а
б а́ рмен
б о роду, вин.п.ед.ч.
б у нгало
бал о ванный, прич.
бал у ясь
балов а ть
блудн и ца
брал а
брал а сь
бухг а лтеров, род.п. мн.н
бюрокр а тия

в
в е черя
в о время
в о гнутый
валов о й
ванд а лы
вероиспов е дание
ветерин а рия
взаперт и
взял а
взял а сь
включ ё н
включ ё нный
включ и м
включ и т
включ и шь
влил а сь
водопров о д
воздухопров о д
ворвал а сь
воспринял а
воспроизвед е ние
воссоздал а
вруч и т
вчист у ю

г
г е незис
г е рбовый
газопров о д
гастрон о мия
гегем о ния
гнал а
гнал а сь
гомеоп а тия
гражд а нство
графф и́ ти
грош о вый

д
д о верху
д о гмат
д о низу
давн и шний
деф и с
диспанс е р
добел а
добрал а
добрал а сь
довез ё нный
догов о р
договор ё нность
дождал а сь
дозвон и тся
дозвон я тся
докрасн а
докум е нт
дон е льзя
дос у г
дотр о нуться
дрем о та
духовн и к

е
ев а нгелие
ерет и к

ж
жалюз и
жалюз и , ср.р.и мн.ч.
ждал а

з
з а гнутый
з а нял
з а няло
з а нятый
завсегд а тай
зад о лго
зак у порив
зак у порить
занял а
занят а
заперт а
запломбиров а ть
звал а
звон и ть
звон и т
звон и шь
зим о вщик
зн а мение
зн а чимый
зубч а тый

и
и ксы
и скра знания и искр а зажигания
иг у мен
издр е вле
ин а че
исключ и т
исч е рпать

к
к а мбала
к а шлянуть
к у хонный
катал о г
кауч у к
кварт а л
кедр о вый
килом е тр
кл а ла
кокл ю ш
кор ы сть
корм я щий
кр а лась
кр а ны
крас и вее
крас и вейший
крем е нь
крен и тся
кровоточ а щий
кровоточ и ть

л
лгал а
лил а
лил а сь
ловк а
лом о та
лом о ть
луб о чный

м
м а рк е тинг (допустимы оба ударения)
м е льком
мастерск и
медикам е нты
моза и чный
мол о х
мол я щий
мусоропров о д
мыт а рство

н
н а искось
н а чал
н а чали
н а чатый
н е друг
н о гтя, род.п ед.ч.
на о тмашь
наврал а
нагов о р
над о лго
надел и т
надорвал а сь
наж и вший
наж и лся-убрать
нажит а
назвал а сь
назл о
накрен и т
нал и вший
налил а
налит а
нам е рение
нан я вшийся
нар о ст
нарвал а
насор и т
нач а в
нач а вший
нач а вшись
нач а ть
начал а
нед у г
незад о лго
некрол о г
ненад о лго
несказ а нно
нефтепров о д
низ и на
низвед ё н
новоприб ы вший
новорожд ё нный

о
обесп е чение
обетов а нный
обзвон и т
облегч и т
облегч и ть
облил а сь
обнял а сь
обогнал а
ободр и ть
ободрал а
ободрен а
одолж и т
озв у чение
озл о бить
озл о бленный
ознак о мленный
окруж и т
оп о шлят
опер и ться
опломбиров а ть
опт о вый
остри ё
осужден а
отк у порил
отк у порить
отключ ё нный
отозвал а
отозвал а сь
оторвал а
о трочество
оцен ё нный

п
п а сквиль
п о нял,
п о ручни
п о стриг
п у стошь
парт е р
патри а рхия
перезвон и т
перекр о енный
перелил а
пиццер и я
пл е сневеть
плат о
плодонос и ть
пломбиров а ть
по и мка
повтор ё нный
повтор и т
подел ё нный
подн я в
подр о стковый
подчист у ю
позвал а
позвон и т, позвон и шь
полил а
полож и л
полож и ть
пон я в
пон я вший
понял а
посл а ла
пр и был
пр и было
пр и кус
пр и нял
пр и няли
пр и нятый
прируч ё нный
предвосх и тить
премиров а ть
приб ы в
прибыл а
прид а ное
прин у дить
прируч ё нный
прог и б
прож и вший
протор ё нный
пул о вер
путепров о д

р
р а джа
развит о й
рак у шка
рвал а
рев е нь

с
с о гнутый
с о здало
саб о
св ё кла
сверл и т
сверл и шь
сир о ты
сл и вовый
снял а
снят а
соз ы в
созд а вший
созд а л
создал а
создан а
сор и т
сосредот о чение
ср е дства,им.п.мн.ч.
ст а туя
стол я р

т
т а инство
т о ртов
т о рты
т о тчас
т у фля
таб у
танц о вщица
тв о р о г (двойное ударение)
тигр о вый
тол и ка
тошнот а
тр у бчатый
трубопров о д

у
убрал а
убыстр и ть
углуб и ть
угов о р
узакон е ние
укра и нский
ум е рший
упр о чение
факс и миле
фен о мен (необычное явление)
феном е н (выдающийся человек)
фет и ш
флюорогр а фия
ход а тайство


На данном уроке вспомним всё, что мы знаем о русском ударении. Рассмотрим задание ЕГЭ, связанное с постановкой ударения. Узнаем, как подготовиться к решению этого задания.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Орфоэпические нормы. Постановка ударения. Часть 1"

· Вспомним всё, что мы знаем о русском ударении.

· Рассмотрим задание ЕГЭ, связанное с постановкой ударения.

· Узнаем, как подготовиться к решению этого задания.

Итак, мы в очередной раз раскрываем задания единого государственного экзамена по русскому языку, чтобы проанализировать – на этот раз четвёртое задание.

Обычно оно звучит примерно так:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Дальше следует список слов, где ударный звук обозначен заглавной буквой.

И выглядит всё так, будто нам нужно мысленно расставить ударение в пяти словах.

То есть формулировка задания проста: где неправильно стоит ударение? Выбор в этом задании ЕГЭ может быть очевидным.


В этой пятёрке слов сразу же бросается в глаза слово звОнят – его и следует записать.

Но иногда получается так, что там действительно приходится расставлять ударение в пяти словах.

Как мы помним, словесное ударение – это произнесение одного из слогов слова с большей силой и длительностью. Такой слог называется ударным.

В русском языке ударение может падать на любой слог слова. При изменении формы слова место ударения может изменяться. К тому же, некоторые слова имеют варианты ударения.

И это создаёт для нас некоторые трудности. Во-первых нет единого правила постановки ударения в русском языке. Во-вторых, в задание включены слова из разных частей речи.

И даже в рамках одной части речи – есть много тонкостей и исключений при постановке ударения.

С чего мы начнём? С поиска известного. Если вы точно знаете, как ставится ударение в каких-то словах, видите, что оно точно поставлено верно – проблем сразу становится меньше.

Например, мы часто повторяем, что нужно говорить красИвее. А созвалА, как и многие глаголы в форме прошедшего времени и женского рода, произносится именно так.

И теперь у нас остаётся сама проблема. Список слов, в которых мы не уверены. Придётся вспомнить, как в них ставится ударение.

Значит, первым делом мы выясняем, с какой частью речи мы имеем дело. И потом пытаемся правило, которое действует для этой части речи, формы или просто группы слов.

С какими частями речи нам чаще всего придётся иметь дело на экзамене ЕГЭ?

Если говорить об именах – то с существительным и прилагательным. Если вспомнить о глагольной группе частей речи – то с глаголами, причастиями и деепричастиями. Наконец, нам могут встретиться и наречия.

Поговорим сначала об ударениях в именах существительных.

Иногда такие слова не вызывают у нас особенных трудностей.

граждАнство

Эти слова встречаются нам достаточно часто, чтобы мы почти не делали в них ошибок.

Но к другим словам нужно присмотреться.

Эти слова нельзя сгруппировать по какому-то определённому признаку, но ударение в них падает на первый слог.

Иконопись – обратите особенное внимание на это слово

срЕдства – и при изменении слова ударение не сдвинется.

знАмение во всех значениях слова

Но есть и слова, ударение в которых падает на второй слог. На них тоже нужно обратить внимание.

ходАтай – эти три слова встречаются в ЕГЭ часто

щавЕль – обратите внимание, тут часто делают ошибки.

Наконец, есть и слова, ударение в которых падает на третий слог. И в них мы тоже часто делаем ошибки:

К некоторым словам нужно проявить особенное внимание. Часто в задания ЕГЭ можно встретить слово Отрок – то есть мальчик-подросток. И ещё чаще – Отрочество. Да, как повесть Толстого. В обоих словах ударение ставится на первый слог.

Нередко можно встретить слово танцОвщица – ударение падает на второй слог.

Наконец, нужно обратить внимание на слово вероисповЕдание – оно происходит от ведать, исповедать, и потому ударение падает на пятый слог!

Но есть и слова, которые можно объединить в группы по какому-либо признаку. Произношение таких слов запомнить легче.

Например, нельзя забывать о заимствованных словах. Особенно о словах, которые пришли к нам из французского языка – ударение будет падать на последний слог.

Мы можем выделить и слова с так называемой одинаковой финалью – то есть сочетанием гласных и согласных звуков.

Например, в финали -провОд ударение обычно падает на последний слог:

мусоропровОд

Но при этом – электропрОвод, потому что тут у финали другое значение.

Но иногда и при одинаковой финали могут ставиться разные ударения.

Например, в финали -анин мы поставим ударение на и, если речь идет о книжном, заимствованном слове. А если мы просто называем человека по месту жительства – то ударение будет ставиться на -а.

У финали -лог могут быть разные значения, и ударение ставится в зависимости от них. Например,

В финали -Ение ударение обычно ставится на первое Е:

усугублЕние

уведомлЕние

Впрочем, иногда ударение остаётся от глагола, и тогда оно не сдвигается.

обеспЕчение

сосредотОчение

Наконец, в заданиях ЕГЭ достаточно заданий, которые связаны с изменением слов.

И нужно помнить, что часто при изменении формы существительного ударение остаётся на месте.

Особенное внимание нужно обратить на такие слова:

Иксов – и во всех формах в этом слове ударение падает на первый слог.

Однако ударение может и сдвигаться на окончание. Таких слов не так уж и много. Обычно у нас не возникают трудности с такими словами, но некоторые формы лучше запомнить:

Особенное внимание нужно проявить к слову сиротА. В единственном числе у него ударное окончание – как у слов дремотА или немотА. Но во множественном числе окончание сдвигается на второй слог.

Кроме того, здесь мы тоже можем столкнуться с омонимами. В таком случае в скобках будет указана сочетаемость слова, которая станет для нас подсказкой.

Отзыв (на произведение) – ударение на первый слог.

отзЫв (посла из столицы) – ударение на второй слог.

Но что же можно сказать об ударении в именах прилагательных?

В задании по ЕГЭ прилагательных обычно не так уж много. Но на всякий случай к ним следует присмотреться.

Основной вопрос, который перед нами возникает обычно – ставится ли в прилагательном ударение как в существительном, от которого оно образовано. Или переносится на какой-то суффикс.

И основные ошибки связанны именно со словами, которые сохраняют ударение, доставшееся им от существительных.

Но есть несколько слов, в которых ударение переносится на суффиксы.

Задание может быть связано с образованием сравнительной или превосходной степени имени прилагательного. И здесь тоже важно помнить, что у большинства прилагательных ударение всё равно падает на основу:

красИвый – красИвее – красИвейший

спокОйный – спокОйнее – спокОйнейший

Наконец, в случае с прилагательным может ещё возникнуть вопрос о постановке ударения в краткой форме.

Чаще всего ударение в двусложных и односложных прилагательных падает на корень.

Правый – прав, прАво, прАвы.

Бойкий – бОек, бОйко, бОйки,

Стройный – стрОен, стрОйно, стрОйны. Обратим особенное внимание на формы множественного числа – в них делают ошибки.

А вот краткие формы женского рода – исключение. Окончание -а в них перетягивает ударение на себя.

правА, бойкА, стройнА, голА, белА, робкА и так далее.

Среди прилагательных нам тоже могут встретиться омографы, которые отличаются значением и ударением:

языковОй (барьер) – но языкОвая (колбаса)

временнЫе (категории) – но врЕменные (трудности)

Итак, что нужно помнить, если мы столкнулись с существительным или прилагательным, и нам нужно поставить ударение?

· В иноязычных словах ударение обычно ставится на определённый слог. Так что достаточно вспомнить слова, заимствованные из такого же языка.

· В словах с одинаковой финалью ударение обычно ставится на определённый слог. Достаточно вспомнить слова с такой же финалью.

· Чаще всего, если существительное или прилагательное изменяется – то ударение остаётся на прежнем месте и падает на основу. Исключений не так уж много, и попадаются в заданиях они реже.

· В прилагательных часто сохраняется ударение существительных, от которых они образованы.

· В прилагательных краткой формы, женского рода ударение обычно падает на окончание.

· Нужно помнить об омографах и вообще учитывать значение слова, которое мы видим перед собой.

Есть ли правила, которые учат правильно ставить ударения в словах?

В русском языке ударение разноместное, то есть в родственных словах или формах одного и того же слова ударение может быть на разных слогах. Примером этому могут служить родственные слова сИний - синИть, пять - пятАк, просИть - прОсьба; глагол "начАть - нАчал - началА. Как видим, во всех трех формах слова ударение разное. Есть слова, которые сохраняют ударение на одном и том же слоге. Часто говорят слово "кухонный" с неверным ударением на втором слоге. Но вспомним слово "кУхня", и тогда скажем правильно "кУхонный". Сплошь и рядом слышится "укрАинский", но страна называется "УкраИна", значит, следует говорить "украИнский, украИнец, украИнка".

Иногда на ударение в слове влиет тот факт, что слово заимствованное и зачастую сохраняет ударение языка - источника.Например, французские слова, как правило, имеют ударение на последнем слоге: жалюзИ, таксИ, партЕр; из английского языка - бАртер, брОкер, хОлдинг, мАркетинг ( от слова мАркет - рынок).

А общего правила постановки ударений, единого для всех слов, в русском языке не существует. Вот поэтому издаются орфоэпические словари, справивишись с которыми, можно проверить себя, правильно ли я говорю то или иное слово.

Все же существуют некоторые тенденции в постановке ударения в словах. Рассмотрим некоторые из них.

Место ударения в слове может быть связано со структурой слова. Некоторые суффиксы всегда являются ударными, например:

суффикс -ист в словах артист, тракторист, фигурист;

суффикс -ун - бегУн, молчУн, драчУн.

А суффикс -тель чаще всего безударный: писАтель, строИтель, воспитАтель.

В формах женского рода прошедшего времени многих глаголов ударение падает на окончание:

бралА, взялА, понялА, жилА, нанялА, прибылА, отнялА, подождалА, догналА, но крАла и клАла.

Хочу дополнить к уже сказанному вот что:

1.Постановка ударения - это одна из самых важных задач орфоэпии, но она в русском языке настолько загадочна, что правилам, в общем-то не поддаётся. А всё из-за "разноместности ударения": ударение может упасть на любой из слогов. (бАрыня, барАшек, молотОк).

2.Кроме того, ударение ещё и подвижно (нОги - ногИ, рУки - рукИ, гОловы - головЫ).

3.Да, есть некоторые правила. Но они практически бесполезны для человека, который плохо ориентируется в языке:

а)писАтель, читАтель, спасАтель: казалось бы вырисовывается некое правило, да? Но если мы не досконально знаем словообразование, то ничего не получится: слУшатель; канитЕль.

б)дзюдоИст, теннисИст, фигурИст: вроде бы, ещё одно правило. Но: "Твой рассказ фигУрист, да бесполезен". Вот и проявилась смыслоразличительная функция ударения, которая свела на нет все наши усилия по выведению чётких правил.

Поэтому, лучше всего обращаться к орфоэпическим словарям.

Помните, в пушкинской сказке "О мертвой царевне и 7 богатырях":" Вмиг по речи все узнали, что царевну принимали".

Наша речь может рассказать о нас больше, чем мы бы того хотели. В каждом регионе России присутствует свой говор. Где-то он ярко проявляется, а где-то почти незаметен. Эталоном произношения принято считать речь дикторов телевидения и радио. Именно они показывают пример и правильного ударения в словах, и скорости произношения, силы голоса, а также учат нас литературным нормам.

Каждый человек при желании может научиться правильно и красиво говорить. Для этого нужно быть усердным и внимательным: пользоваться орфоэпическими, толковыми словарями, знакомиться со стилистикой речи( уметь применять тот или иной стиль в соответствии с обстановкой, аудиторией, временем и местом).Полезны также занятия с преподавателем культуры речи, педагогами художественного чтения, актерского мастерства.

Но если такие усилия кажутся чрезмерными, можно просто наблюдать за речью известных ведущих, артистов и стараться повторять за ними то, что они говорят.

Очень полезно записывать себя на диктофон, а потом прослушивать и давать послушать людям, которые могли бы дать совет, как правильно произносить то или иное слово, фразу, текст. Очень важно не только правильно ставить ударение в словах, но и соблюдать верную интонацию: повышать понижать голос, делать паузы.

К сожалению, сейчас многие публичные люди, в том числе и политики, очень часто допускают ошибки в произношении слов. Наиболее распространенные : "СредствА" вместо "СрЕдства", "килОметр", а не "киломЕтр", "КвАртал" вместо "квартАл", "жАлюзи" вместо "жалюзИ". и другие.

Ударение и его постановка

Вот некоторые из таких слов: дЕвичий и девИчий, издалекА и издалЁка, мИнуло и минУло, мЫшление и мышлЕние, прОсека и просЕка.

Чтобы понять причины, лежащие в основе подобных явлений, необходимо разобраться в особенностях русского ударения и прежде всего в том, что принято называть его разноместностью.

Разноместность русского ударения характеризуется тем, что оно может падать на любой слог слова: мАльчик, машИна, самолЁт, сторожевОй и на разные его морфологические элементы — на приставку, на корень, на суффикс, на окончание: прИгород, телЕга, меховщИк, молокО.

Разноместность ударения в современном литературном языке используется для различения некоторых слов по смыслу: Атлас и атлАс, зАмок и замОк, пАхнуть и пахнУть и т. п., а также для различения грамматических форм одного и того же слова, например: мЕли — множественное число от существительного мель и мелИ — повелительное наклонение от глагола молоть и т. д.

В некоторых случаях изменение места ударения не образует ни нового слова, ни новой грамматической формы. Тогда возникают колебания, и многим из нас приходится думать о том, как сказать: Угля или углЯ, гУся или гусЯ, и т. п.

В разговорной речи число отклонений от места ударения в словах бывает иногда столь велико, что вызывает тревогу и недоумение. В чем же причины этих отклонений?

Одной из причин считается влияние на постановку ударения так называемого закона аналогии, по которому один тип ударений воздействует на другой. Так, например, у целого ряда существительных женского рода 1-го склонения типа спина, которые имеют во всех падежах единственного числа ударение на окончании и переносят его в винительном падеже на основу, образуется под влиянием аналогии форму винительного падежа с неправильным ударением на окончании (спинУ, боронУ, щекУ, ногУ, головУ и т. д.).

Другой весьма существенной причиной, вызывающей отклонения в ударении, является влияние на литературный язык диалектов (местных территориальных говоров). Так, например, влиянием северорусских говоров, в которых существует тенденция к переносу ударения на приставку, можно объяснить такие отклонения, как дОговор, зАвеса, нАпасть, прИговор, рЕмень и т. д. Южнорусские говоры дают отклонения в именительном падеже множественного числа существительных: выборА, желудЯ, дочерЯ, лошадЯ, матерЯ, средствА и др. и в прошедшем времени мужского и женского рода: понЯл, поднЯл, пробЫл, взЯла, брАла, дАла, спАла и т. д. Некоторое влияние на литературное ударение оказывает бытовая разговорная лексика (просторечие); полОжил, предлОжил, звОнишь, красивЕе, а также отдельные слова из речи моряков, шоферов, свекловодов, бухгалтеров, почтальонов, нефтяников и др. (компАс, рапОрт, свеклА, квАртал, дОставка, подошвА, кАучук).

И, наконец, третьей причиной, вызывающей колебания в ударении, надо считать наличие в нашем языке большого количества иностранных (заимствованных слов) и стремление к русифицированию этих слов путем постановки в них ударения по аналогии с похожими русскими или достаточно обрусевшими словами. Так, например, неправильная форма родительного падежа слова бамбУк — бамбукА (вместо бамбУка) появилась под влиянием примерно таких форм, как барсУк — барсукА. Читая газеты и книги, просматривая интернет, где ударение обычно не обозначается, некоторые люди запоминают иностранное слово с ударением; свойственным подобным словам в русском языке. К результате чего получается цЕмент (вместо правильного цемЕнт), прОцент (вместо процЕнт) и т. п.

Трудности, связанные с ударением в русском литературном языке, не исчерпываются его разноместностью. Они порождаются еще и тем, что ударение в одних категориях русских слов бывает неподвижным, а в других — подвижным. Неподвижность ударения характеризуется тем, что при образовании грамматических форм оно остается всегда на одном и том же месте, например: рАдость, рАдости, рАдостью, рАдостей, рАдостям, рАдостях; плывУ, плывЁшь, плывЁт, плывЁм, плывЁте, плывУт; прилЕжен, прилЕжна, прилЕжно, прилЕжны. При подвижном ударении наблюдается совершенно иная картина. Здесь при образовании новых грамматических форм ударение может перемещаться с одного слога на другой или же с одной части слова на другую, например: головА, головЫ, гОлову, голОв; люблЮ, лЮбишь, лЮбим, лЮбите, лЮбят; смЕл, смелА, смЕло, смЕлы.

Ошибки, возникающие в связи с этой особенностью ударения в русском языке, встречаются преимущественно в речи людей, плохо знающих законы грамматики. Рассмотрим некоторые из этих ошибок.

Известно, что у ряда существительных в именительном падеже множественного числа ударение падает на основу, а в остальных формах множественного числа — на окончание. А между тем многие произносят кАмнями вместо камнЯми, вОлками вместо волкАми, звЕрями вместо зверЯми, мАтерями вместо матерЯми и т. д.

Ряд существительных женского рода на -а образует особую форму винительного падежа с переносом ударения на основу. Однако многие произносят неправильно: зимУ, доскУ, горУ, стенУ, спинУ, землЮ (вместо зИму, дОску, гОру, стЕну, спИну, зЕмлю).

В глаголах необоснованный перенос ударения с одного места на другое иногда придает словам архаичный (устарелый) оттенок: дарИшь, варИшь, вертИшь, катИшь (вместо современных дАришь, вАришь, вЕртишь, кАтишь). Особенно большое количество ошибок, связанное с неправильным переносом ударения в слове, наблюдается при употреблении большой группы глаголов, имеющих ударение на основе во всех формах, кроме женского рода. Результатом такого переноса мы имеем знаменитые взЯла, брАла, дАла, спАла, а также отнЯли, понЯли, принЯли и т. п. Чтобы не ошибаться в постановке ударений в глаголах этого типа, надо почаще думать о них или лучше всего хорошенько запомнить:

  • Брал, бралА, брАло, брАли;
  • взял, взялА, взЯло, взЯли;
  • внял, внялА, внЯло, внЯли;
  • гнал, гналА, гнАло, гнАли;
  • дал, далА, дАло, дАли;
  • дОнял, донялА, дОняло, дОняли;
  • зАнял, занялА, зАняло, зАняли;
  • нАнял, нанялА, нАняло, нАняли;
  • Отнял, отнялА, Отняло, Отняли;
  • нАчал, началА, нАчало, нАчали;
  • пОнял, понялА, пОняло, пОняли;
  • прИнял, принялА, прИняло, прИняли.
  • бОек, бойкА, бОйко, бОйки;
  • вЕсел, веселА, вЕсело, вЕселы;
  • врЕден, вреднА, врЕдно, врЕдны;
  • гОлоден, голоднА, гОлодно, гОлодны;
  • горд, гордА, гОрдо, гОрды;
  • гОрек, горькА, гОрько, гОрьки;
  • густ, густА, гУсто, гУсты;
  • дёшев, дешевА, дёшево, дёшевы;
  • дОлог, долгА, дОлго, дОлги;
  • дОрог, дорогА, дОрого, дОроги;
  • зЕлен, зеленА, зЕлено, зЕлены;
  • кИсел, кислА, кИсло, кИслы;
  • крОток, кроткА, крОтко, крОтки;
  • мОлод, молодА, мОлодо, мОлоды;
  • прав, правА, прАво, прАвы;
  • пуст, пустА, пУсто, пУсты;
  • рЕдок, редкА, рЕдко, рЕдки;
  • свЕтел, светлА, свЕтло, свЕтлы;
  • тесЕн, теснА, тЕсно, тЕсны.

В отдельных случаях в среднем роде кратких прилагательных указанного типа допустимо двоякое ударение, например: Остро и острО, стАро и старО, высОко и высокО, далЁко и далекО, глубОко и глубокО, ширОко и широкО.

Некоторые односложные имена существительные женского рода в сочетании с предлогами в и на произносятся с ударением на окончании: в горстИ, в кровИ, в костИ, в ночИ, в связИ, в степИ, в тенИ, в честИ, на дверИ, на печИ, на цепИ.

Таким образом, мы видим, что ударение в русском литературном языке имеет большое значение. Разноместность ударения делает его особым признаком слова и помогает отличать одно слово от другого, а подвижностъ ударения служит для различения грамматических форм слова в самых разнообразных его проявлениях. Однако установить четкие правила постановки ударения во всех случаях весьма трудно, а зачастую и невозможно. Поэтому в работе над повышением уровня речевой культуры рекомендуется пользоваться словарями.

Читайте также: