Какими особенностями отличалось афинское правосудие

Обновлено: 15.05.2024

Образование Афинского государства связано с именем греческого героя Тезея, объединившего четыре племени. Город стал средоточием людей, принадлежащих к племенам, родам, фратриям. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Для руководства общими делами был создан совет, управляющий частью дел, ранее находившихся в ведении отдельных племен.

На смену старому делению приходит новое. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии образует сословие эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право замещения всех важных должностей. Большую часть населения составляли земледельцы – геоморы, выделялась группа ремесленников – демиургов[3]. Значительную часть населения составляли метеки – выходцы из других общин, бывшие свободными, но не имеющие политических прав и ограниченные в экономических.

Следующим шагом к образованию государства стало утверждение новой должности – архонта. Коллегия архонтов, состоявшая из девяти человек, избиралась ареопагом сроком на один год. Первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, осуществлял функции жреца, а также суд по религиозным делам. Третьему архонту – полемарху, принадлежала военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг, заменивший совет старейшин. Ареопаг представлял собой аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Оно заседало на горе Ареса, отсюда и произошло его название. Ареопаг осуществляет законодательную власть, высший суд, осуществляет надзор за действиями должностных лиц.

Начиная с века до н.э. все более активно развивался новый социальный класс. Относительно высокий уровень производительных сил, благоприятные природные условия Аттики с ее небольшим земельным фондом и удобным местоположением для торговли способствовали появлению ремесленного и торгового населения. Его боевую часть составляли матросы многочисленного афинского флота. Все эти люди, а также крестьяне называли себя демосом – народом.

Демос находился в постоянной борьбе с аристократией. В ходе этой борьбы в Греции совершается переход к классовому рабовладельческому обществу и государству.

3.1. Реформы Солона

Первой и самой крупной реформой была сисахфия – отмена долговой кабалы и всех поземельных долгов[4]. Закладные камни были убраны с полей. Граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а те, кто был продан за границу, выкуплены за счет государства[5]. Отмена долговой кабалы имела огромное историческое значение, так как дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения численности свободных членов общества, а за счет иноплеменников, захваченных на войне или купленных на мировом рабовладельческом рынке.

Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Одновременно с этим была провозглашена широкая завещательная свобода. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Важнейшей политической реформой Солона было установление имущественного ценза. Все афинские граждане независимо от их происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. За единицу исчисления богатства был избран медимн – мера сыпучих тел (52,5 л.). Те, кто получал 500 медимнов был отнесен к первому разряду пентакосиомедимнов; получающие 300 медимнов или способные содержать боевого коня относились к всадникам. Оба эти разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли быть только представители первого разряда. Таким образом, вместо аристократического принципа был утвержден имущественный. От этого выигрывали купцы и ростовщики, и проигрывала родовая знать.

К разряду зевгитов относились те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа закрепила законодательно уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения по имущественному признаку имело и политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда. Всадники и зевгиты были несколько ограничены в своих правах. Феты обладали правом только избирать должностных лиц в народном собрании, но сами не могли быть избраны.

Первые два разряда служили в коннице. Эта служба требовала больших расходов, но зато была менее опасной на войне. Третий разряд – тяжеловооруженные гоплиты – пехотинцы, стали истинной славой афинского войска. Четвертый разряд сначала был отстранен от службы, но затем составил легковооруженную пехоту.

Высшим органом власти было афинское народное собрание, обсуждавшее все важные государственные дела и принимающее законы. В противовес ему были созданы два новых органа: совет четырехсот и гелиэя. Совет четырехсот избирался старыми племенами ежегодно по сто человек от каждого племени из первых трех разрядов. Он играл важную роль в законодательной процедуре, руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела.

Сохранился ареопаг, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания. Значительную роль играл суд присяжных – гелиэя, которая была одновременно судебным и законодательным органом. Членами этого суда могли быть представители всех разрядов. Реформы Солона носили компромиссный характер. Однако они изменили весь строй социально-политической жизни в Афинах и способствовали дальнейшей демократизации государства. Вместе с тем именно реформы Солона доказывают недолговечность политики компромиссов.

16. афинское право (преступления и наказания, судебный процесс)

Преступления и наказания. За государственную измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов преступнику грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, для этого ему предлагали на выбор яд, меч или веревку. Обман народа оратором на народном собрании, внесение противозаконных предложений на обсуждение собрания карались штрафом. За взяточничество суд мог назначить виновному смертную казнь, выбрать в качестве наказания штраф, конфискацию имущества. Демосфен сообщает, что преступника также лишали политических прав гражданина. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, уплатить им вознаграждение и освободиться от наказания. Закон предоставлял мужу, заставшему жену и другого мужчину на месте преступления (прелюбодеяния), право убить любовника. Грабителям и разбойникам грозило обращение в рабство.

Судебный процесс. Право возбудить судебное дело принадлежало полноправным гражданам, его были лишены несовершеннолетние, женщины, метэки и рабы. В Афинах существовали две разновидности судебного процесса: dike и graphe. Выбор того или иного типа процесса зависел от характера правонарушения. Процесс dike начинался по заявле-

лобы на решения других органов, наделенных судебными полномочиями, осуществляла контроль за деятельностью должностных лиц. Присяжные гелиэи избирались территориальными филами. Ареопаг состоял из архонтов и бывших архонтов. Его функции сводились к рассмотрению дел о преступлениях против жизни.Народноесобрание.Всобранииимелиправоучаствовать все полноправные граждане Афин. Собрание осуществляло законодательную, управленческую и судебную функции. В законодательном процессе участвуют: народное собрание, совет пятисот и гелиэя, причем гелиэя имела право отклонить проект закона.

В 431 г. до н. э. начинается Пелопоннесская война между Афинским морским союзом и возглавляемым Спартой Пелопоннесским союзом. Во время войны в афинском государстве происходит олигархический переворот (411 г. до н. э.), в результате которого ликвидируются демократические институты. После падения олигархического строя афиняне вновь возрождают демократию. Последствием поражения Афин в Пелопоннесской войне становится второй олигархический переворот (404 г. до н. э.). Однако очень скоро к власти вновь приходят сторонники демократии.

Во второй половине IV в. до н. э. Афинское государство входит в состав империи Александра Македонского, а во II в. до н. э. становится частью римской провинции.

озным делам. Третий архонт обладал военной властью. Остальные шесть архонтов обладали судебной властью. Гелиэя орган судебной власти, членами которого могли стать граждане всех разрядов. Народное собрание состояло из представителей всех разрядов населения. Собрание рассматривало предложенные советом четырехсот проекты законов. Ареопаг и совет четырехсот контролировали деятельность собрания.

В 560 г. до н. э. власть оказывается в руках Пизистрата, который устанавливает режим тирании. Неудачная политика сыновей Пизистрата, пришедших на смену своему отцу, вызывает возмущение в обществе, которое уже не желает мириться с режимом тирании. Сопротивление тиранам возглавляет Клисфен, который и становится во главе государства после падения режима тирании. Клисфен предпринимает ряд мер, направленных на укрепление демократии. В частности, народное собрание получает право изгонять из Афин на 10 лет любого афинянина, представляющего угрозу для демократии. Клисфен вводит новое территориальное устройство государства. Страна отныне состоит из 10 территориальных фил. Каждая фила разделена на 3 части (триттии), триттии, в свою очередь, распадаются на демы.

нию потерпевшего или его законного представителя. Истец (обвинитель) был лично заинтересован в исходе дела и добивался материального возмещения своего ущерба. Истец (обвинитель) должен был уплатить судебную пошлину и мог в любое время прекратить процесс. Процесс graphe начинался по заявлению любого гражданина. В случае положительного для себя решения истец (обвинитель), как правило, не получал никаких материальных выгод, не платил пошлину и был обязан довести дело до постановления судебного решения. Истец (обвинитель) самостоятельно вызывал обидчика в суд. Ответчик (обвиняемый) по делу мог заявить возражения. Изучив жалобу и возражения, судья рассматривал доказательства, подтверждающие позицию участников спора. По окончании предварительного расследования судья назначал день судебного разбирательства. Представленные в суд доказательства запечатывались в специальные сосуды, с тем чтобы стороны в дальнейшем не могли ссылаться на новые доказательства. Судебное заседание открывалось оглашением жалобы и возражений, затем начинались прения, после которых судьи выносили решение.

имел право наказать раба плетьми, но смертную казнь рабу мог назначить лишь суд.

Семья и наследование. Заключение брака считалось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и главой семьи невесты. Афинянки полностью зависели от мужчин, они не допускались к участию в политической деятельности. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту. Афинское право допускало наследование по закону и наследование по завещанию. При отсутствии завещания наследство отца равными частями распределялось между сыновьями. Дочери не допускались к разделу наследства при наличии сыновей. Внебрачные дети также не могли стать наследниками по закону.

Судебный процесс. Начинать судебные дела могли только полноправные афинские граждане. За женщину и несовершеннолетнего действовал глава семьи, за метека –его простат, за раба –его господин. Должностное лицо, получившее жалобу, производило предварительное расследование. При этом обвиняемый или ответчик имел право представить письменные возражения против рассмотрения дела по существу. Если такие возражения не поступали, судьи переходили к рассмотрению дела по существу.Стороны

Особенность Афин - появление специальных судебных органов: а) после реформы Эфиальта ареопаг стал редставляли все необходимые доказательства по делу. По окончании предварительного расследования назначался день судебного заседания. Решение принималось тайным голосованием. На судебные решения и приговоры допускалась аппеляция к гелиэе. Решение галиэи были окончательны и обжалованию не подлежали. Судопроизводство - двух видов: дике и грапе. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его законного представителя и мог быть прекращен даже без судебного постановления. Процесс грапе возбуждался по заявлению любого полноправного гражданина, независимо от того, затронуты были или нет его личные интересы. Он должен был быть обязательно доведен до конца под угрозой крупного штрафа.

. Судебный процесс проходил открыто, причем судьи находились под непрерывным психологическим воздействием "групп поддержки" - родителей, друзей, ораторов, которых участники разбирательства приводили с собой. Итогом судебного заседания являлось тайное голосование судей по вопросу о виновности или невиновности ответчика, а также о характере наказания. Особенностью афинского суда было то, что предложения о мере наказания могли вносить как истец, так и ответчик. Важные судебные дела рассматривал суд присяжных – гелиэя. В ней насчитывалось 6 тыс. членов. Судьей мог быть каждый гражданин по достижении 30 лет.

17. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте: особенности государственного строя.

По своему государственному строю Спарта была аристократической республикой. Народное собрание (апелла) сохранилось, но с течением времени утратило реальную власть. Оно созывалось нерегулярно по решению должностных лиц. Принимать участие в собрании могли граждане Спарты, достигшие тридцати лет и сохранившие свои наделы. Выступать в собрании, предлагать законы или кандидатов могли только должностные лица. Когда собрание выходило из подчинения властей, оно распускалось, а его решения считались не имевшими силы.

К ведению Народного собрания относились вопросы об избрании должностных лиц, принятие решений в споре о престолонаследии, выбор главы военного похода. Собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, союза с другими государствами.

Народное собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо отвергались. Все решения собрания находились под контролем совета старейшин – герусии.

Во главе государства стояли два царя - архагета, выполняющие функции военных вождей и верховных жрецов. Они также осуществляли судебную власть. Однако фактическое руководство принадлежало эфорам, к которым постепенно перешли полномочия, принадлежавшие царям.

Эфоры занимали в государстве исключительное положение. Народное собрание ежегодно избирало коллегию эфоров из пяти человек, которая выносила свои решения большинством голосов. эфоры созывали и руководили деятельностью герусии и Народного собрания. В их ведении находились все вопросы внутренней и внешней политики; надзор за исполнением законов, нравами, соблюдением дисциплины; контроль за деятельностью всех должностных лиц. Непосредственной их компетенцией были судебные тяжбы по гражданским делам.Одной из важных функций эфоров был контроль за деятельностью царей, вплоть до привлечения их к суду герусии, что позволяло ограничить их власть. Отчитывались эфоры только перед своими преемниками.Герусия состояла из 28 членов – геронтов, избиравшихся в Народном собрании пожизненно. Цари были членами герусии. Как таковые они должны были подчиняться ее решениям. Герусия рассматривала и подготавливала законопроекты, осуществляла суд по уголовным делам, являлась судебной инстанцией против царей. Первоначально герусия обладала почти неограниченной властью, с усилением власти эфоров значение герусии уменьшилось.


Выборность членов

Законодатель Солон

Как сообщает предание, гелиея образовалась в древние времена (примерно в VII-VI веках до нашей эры) при Солоне – афинском законодателе, политике и поэте. Особенно роль суда и его влияние на жизнь государства и общества возросли в V-IV веках до нашей эры.

Численность членов гелиеи, которые являлись выборными, достигала шести тысяч. Это должны были быть лица в возрасте не моложе 30 лет, с хорошей репутацией, определенным жизненным опытом и багажом знаний, как правило, имеющие семью.

Судебные палаты

Агора в Афинах

Афинский суд присяжных делился на 10 палат, называвшихся дикастериями. В каждой из них было 600 человек, из которых 500 занимались разбором дел, а 100 находились в запасе. Такое большое количество членов суда и палат исследователи объясняют тем, что в таком масштабном городе-государстве, как Афины, имелось очень много разнообразных дел.

Но имеется и еще одно предположение, согласно которому, существовало стремление избежать подкупа представителей судейского корпуса. Ведь подкупить тысячи судей довольно затруднительно, тем более что дела между палатами распределялись согласно жребию.

Когда случалось дело особой важности, оно разбиралось на совместном заседании двух или трех палат. Афинский суд был высшим судебным органом с очень широкой компетенцией. По сути, он помогал народному собранию, снижая его загруженность и тем самым являясь дополнением этой управленческой структуры.

Судебный процесс

Голосование в гелиее

В отличие от судов более позднего времени суд в Афинском государстве не имел специализированных обвинителей и защитников. Обе эти функции осуществлялись в частном порядке. Обвинитель писал заявление, адресованное соответствующему магистрату и доставлял к нему обвиняемого. Магистрат вел предварительное следствие, затем передавал дело в гелиею и председательствовал в палате при его разборе.

Основополагающим принципом судебного процесса была состязательность. Сначала обвиняющая сторона предъявляла свои претензии и их обоснование, затем в спор вступал ответчик, опровергая обвинения. Заслушав речи истца и ответчика, судьи приступали к голосованию. Решение считалось принятым, если за него было отдано более половины голосов членов палаты. После этого ответчика или объявляли невиновным, или наказывали.

В качестве наказания могло применяться тюремное заключение, конфискация имущества, денежный штраф. Самыми суровыми видами были:

  • смертная казнь;
  • изгнание на чужбину;
  • лишение гражданских прав.

Равенство голосов рассматривалось как оправдательный приговор.

Жалобы на противозаконность

Афинские граждане

Его суть состояла в следующем. У каждого гражданина было право сделать заявление о том, что тот или иной закон, который приняло Народное собрание, является противоречащим законодательству или же его издали, нарушив установленный порядок.

С момента поступления подобного заявления действие обжалованного закона подлежало приостановлению. В гелиее существовала специальная палата, возглавляемая архонтом, которая приступала к тщательному изучению жалобы.

В случае признания ее справедливости, обжалованный закон отменялся. Что касается его автора, то его ждала отнюдь не радужная перспектива. К нему могла быть применена даже смертная казнь, а также очень крупный штраф или изгнание.

Существование возможности подавать описанную выше жалобу являлось весьма действенной мерой по предотвращению внесения необдуманных законопроектов в Народное собрание. Однако если выяснялось, что жалоба была необоснованной, ее инициатор привлекался к ответственности за сутяжничество.

Компетентность и профессионализм судей

Избираться в Афинский суд можно было несколько раз. Это способствовало тому, что у судей накапливался опыт по ведению дел, повышался их профессионализм, возрастала компетентность. Разбирательства в гелиее проходили при участии магистратов, например, председательствующим в той или иной палате мог являться архонт (высшее должностное лицо в государстве) или стратег (главнокомандующий войсками). Также они могли проводить предварительное расследование.

Таким образом, афинская судебная система была тщательно продуманной и разработанной, а членами гелиеи являлись опытные судьи. Существовали эффективные меры, направленные против подкупа. Все это позволяло судебной системе города-государства быть одной из важнейших основ демократического строя. Даже политическим противникам афинской демократии приходилось признавать компетентность и объективность членов гелиеи.

Читайте также: