Какими методами можно осуществлять проверку санитарно гигиенического режима в аптеке

Обновлено: 19.05.2024

от 21 октября 1997 года N 309

Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)

(с изменениями на 24 апреля 2003 года)
____________________________________________________________________
Отменен с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 июня 2020 года N 855
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В государственной регистрации Минюста России не нуждается
(письмо Минюста N 07-02-2112-97 от 17 декабря 1997 года)
____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

В целях обеспечения санитарного режима аптечных организаций (аптек) и дальнейшего повышения качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках,

1. Ввести в действие с 1 января 1998 года "Инструкцию по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" (приложение).

2. Руководителям органов управления здравоохранением и фармацевтическими организациями в субъектах Российской Федерации обеспечить безусловное соблюдение в аптечных организациях (аптеках) санитарных и гигиенических требований данной инструкции.

3. Центрам Госсанэпиднадзора по субъектам Российской Федерации обеспечить контроль за соблюдением санитарного режима в аптечных организациях (аптеках).

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Вилькена А.Е.

Приложение

УТВЕРЖДЕНО
Приказ Министерства
здравоохранения
Российской Федерации
от 21 октября 1997 года N 309

ИНСТРУКЦИЯ
по санитарному режиму аптечных организаций (аптек) *1)

1. Общие положения

1.1. Настоящая Инструкция содержит основные требования, предъявляемые к санитарному режиму аптечного производства и личной гигиене работников аптек.

1.2. Действие Инструкции распространяется на все аптеки, независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной подчиненности, находящиеся на территории Российской Федерации.

1.3. Состав помещений аптек, обслуживающих население, и максимальный перечень рабочих мест представлены в приложениях 1, 2.

1.4. Состав помещений аптек, обслуживающих стационарных больных (больничные аптеки, межбольничные аптеки, аптеки психиатрических и наркологических больниц), и аптечных распределительных пунктов, должны отвечать требованиям действующей нормативной документации.

1.5. Перепланировка помещений аптеки может проводиться при наличии заключения органов или учреждений Госсанэпиднадзора.

1.6. Не допускается размещение на площадях аптек подразделений, функционально не связанных с аптекой.

1.7. Ответственность за выполнение требований данной Инструкции возлагается на руководителей аптек.

2. Термины и определения

В настоящей Инструкции использованы следующие термины и определения.

Санитарная одежда - медицинский халат и шапочка, предназначенные для защиты медикаментов, материалов и готовой продукции от дополнительных микробиологических и других загрязнений, выделяемых персоналом.

Комплект технологической одежды для асептического блока предназначен для защиты медикаментов, вспомогательных веществ и материалов, готовой продукции и воздушной среды от вторичной контаминации микроорганизмами и механическими частицами, выделяемыми персоналом (состав комплекта в разделе 6).

Контаминация микроорганизмами - первичное загрязнение, внесенное воздушным потоком; вторичное - в результате несоблюдения требований асептики.

Асептика - условия и комплекс мероприятий, направленных на предотвращение микробного и другого загрязнения при получении стерильной продукции на всех этапах технологического процесса.

Асептический блок -территория аптеки, специально сконструированная, оборудованная и используемая таким образом, чтобы снизить проникновение, образование и задержку в ней микробиологических и других загрязнений.

Воздушный шлюз - установленное в замкнутом пространстве устройство, предотвращающее проникновение механических частиц или микроорганизмов, или замкнутое пространство между помещениями различной чистоты, отделенное от них дверьми.

Дезинфекция - процесс умерщвления на изделии или в изделии или на поверхности патогенных видов микроорганизмов (термические и химические методы и средства).

Стерилизация - процесс умерщвления на изделиях или в изделиях или удаление из объекта микроорганизмов всех видов, находящихся на всех стадиях развития, включая споры (термические и химические методы и средства).

Предстерилизационная обработка - удаление белковых, жировых, механических загрязнений, остаточных количеств лекарственных веществ. Мойка и моющедезинфицирующая обработка изделий и объектов определяет эффективность стерилизации, снижает риск пирогенных реакций у пациента.

3. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек

3.1. Помещения аптек следует оборудовать, отделывать и содержать в соответствии с правилами санитарного режима в чистоте и надлежащем порядке. Перед входами в аптеку должны быть приспособления для очистки обуви от грязи. Очистка самих приспособлений должна проводиться по мере необходимости, но не реже 1 раза в день.

3.2. Рабочие места персонала аптеки в зале обслуживания населения должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции.

3.3. Оконные фрамуги или форточки, используемые для проветривания помещений, защищаются съемными металлическими или пластмассовыми сетками с размерами ячейки не более 2 Х 2 мм. В летний период при необходимости окна и витрины, расположенные на солнечной стороне, должны быть обеспечены солнцезащитными устройствами, которые располагаются между рамами или с внешней стороны окон.

3.4. Материалы, используемые при строительстве аптек, должны обеспечивать непроницаемость для грызунов, защиту помещений от проникновения животных и насекомых. Не допускается использование гипсокартонных полых перегородок. Все строительные материалы должны иметь гигиенические сертификаты.

3.5. Поверхности стен и потолков производственных помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности покрытия, допускающими влажную уборку с применением дезсредств. Места примыкания стен к потолку и полу не должны иметь углублений, выступов и карнизов. Материалы покрытия помещений должны быть антистатическими и иметь гигиенические сертификаты (водостойкие краски, эмали или кафельные глазурованные плитки светлых тонов). Полы покрываются неглазурованными керамическими плитками, линолеумом или релином с обязательной сваркой швов.

3.6. Помещения аптек должны иметь как естественное, так и искусственное освещение. Общее искусственное освещение должно быть предусмотрено во всех помещениях, кроме того, для отдельных рабочих мест устанавливается местное освещение. Искусственное освещение осуществляется люминесцентными лампами и лампами накаливания (приложение 3).

3.7. Системы отопления и вентиляции должны выполняться по действующим СНиПам. В помещениях хранения должен проводиться контроль за параметрами микроклимата (температура, влажность, воздухообмен) (приложение 4).

3.9. Установка оборудования должна производиться на достаточном расстоянии от стен, чтобы иметь доступ для очистки, дезинфекции и ремонта (как правило, путем замены составных частей). Оборудование не должно загораживать естественный источник света или загромождать проходы. Не допускается размещение в конкретных производственных помещениях машин, аппаратов и др., не имеющих отношения к технологическому процессу данного производственного помещения.

3.10. В производственных помещениях не допускается вешать занавески, расстилать ковры, разводить цветы, вывешивать стенгазеты, плакаты и т.п. Для этого могут быть использованы коридоры, комнаты отдыха персонала аптек, кабинеты.

Информационные стенды и таблицы, необходимые для работы в производственных помещениях, должны изготовляться из материалов, допускающих влажную уборку и дезинфекцию.

Декоративное оформление непроизводственных помещений, в том числе озеленение, допускается при условии обеспечения за ними необходимого ухода (очистка от пыли, мытье и т.д.) по мере необходимости, но не реже 1 раза в неделю.

3.11. В моечной комнате должны быть выделены и промаркированы раковины (ванны) для мытья посуды, предназначенной для приготовления: инъекционных растворов и глазных капель, внутренних лекарственных форм, наружных лекарственных форм. Запрещается пользоваться этими раковинами для мытья рук.

3.12. Для мытья рук персонала в шлюзах асептического блока и в заготовочной, ассистентской, моечной, туалете должны быть установлены раковины (рукомойники), которые целесообразно оборудовать педальными кранами или кранами с локтевыми приводами. Рядом устанавливают емкости с дезрастворами, воздушные электросушилки. Запрещается пользоваться раковинами в производственных помещениях лицам, не занятым изготовлением и фасовкой лекарственных средств.

4. Санитарные требования к помещениям и
оборудованию асептического блока

4.1. Помещения асептического блока должны размещаться в изолированном отсеке и исключать перекрещивание "чистых" и "грязных" потоков. Асептический блок должен иметь отдельный вход или отделяться от других помещений производства шлюзами.

4.2. Перед входом в асептический блок должны лежать резиновые коврики или коврики из пористого материала, смоченные дезинфицирующими средствами.

4.3. В шлюзе должны быть предусмотрены: скамья для переобувания с ячейками для спецобуви, шкаф для халата и биксов с комплектами стерильной одежды; раковина (кран с локтевым приводом), воздушная электросушилка и зеркало; гигиенический набор для обработки рук; инструкции о порядке переодевания и обработке рук, правила поведения в асептическом блоке (приложения 5, 6).

4.4. В ассистентской-асептической не допускается подводка воды и канализации. Трубопроводы для воды очищенной следует прокладывать таким образом, чтобы можно было легко проводить уборку.

4.5. Для защиты стен от повреждений при транспортировке материалов или продукции (тележки или др.) необходимо предусмотреть специальные уголки или другие приспособления.

4.6. Для исключения поступления воздуха из коридоров и производственных помещений в асептический блок в последнем необходимо предусмотреть приточно-вытяжную вентиляцию, при которой движение воздушных потоков должно быть направлено из асептического блока в прилегающие к нему помещения, с преобладанием притока воздуха над вытяжкой.

4.7. Рекомендуется с помощью специального оборудования создание горизонтальных или вертикальных ламинарных потоков чистого воздуха во всем помещении или в отдельных локальных зонах для защиты наиболее ответственных участков или операций (чистые камеры). Чистые камеры или столы с ламинарным потоком воздуха должны иметь рабочие поверхности и колпак из гладкого прочного материала. Скорость ламинарного потока - в пределах 0,3-0,6 мс_-1 при регулярном контроле стерильности воздуха не реже 1 раза в месяц.

4.8. Для дезинфекции воздуха и различных поверхностей в асептических помещениях устанавливают бактерицидные лампы (стационарные и передвижные облучатели) с открытыми или экранированными лампами. Количество и мощность бактерицидных ламп должны подбираться из расчета не менее 2-2,5 Вт мощности неэкранированного излучателя на 1 куб.м объема помещения. При экранированных бактерицидных лампах - 1 Вт на 1 куб.м. Настенные бактерицидные облучатели ОБН-150 устанавливают из расчета 1 облучатель на 30 куб.м помещения; потолочные ОБП-300 - из расчета 1 на 60 куб.м; передвижной ОБП-450 с открытыми лампами используют для быстрого обеззараживания воздуха в помещениях объемом до 100 куб.м. Оптимальный эффект наблюдается на расстоянии 5 м от облучаемого объекта. Правила эксплуатации бактерицидных ламп изложены в приложении 7.

5. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря

5.1. Перед началом работы необходимо провести влажную уборку помещений (полов и оборудования) с применением дезсредств. Запрещается сухая уборка помещений.

5.2. Генеральная уборка производственных помещений должна проводиться не реже одного раза в неделю. Моют стены, двери, оборудование, полы. Потолки очищают от пыли влажными тряпками 1 раз в месяц. Оконные стекла, рамы и пространство между ними моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами не реже одного раза в месяц.

5.3. Оборудование производственных помещений и торговых залов подвергают ежедневной уборке, шкафы для хранения лекарственных средств в помещениях хранения (материальные комнаты) убирают по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю.

5.4. Уборочный инвентарь должен быть промаркирован и использован строго по назначению. Хранение его осуществляют в специально выделенном месте (комната, шкафы) раздельно. Ветошь, предназначенная для уборки производственного оборудования, после дезинфекции и сушки хранят в чистой промаркированной, плотно закрытой таре (банка, кастрюля и др.). Уборочный инвентарь для асептического блока хранят отдельно.

5.5. Уборку помещений асептического блока (полов и оборудования) проводят не реже одного раза в смену в конце работы с использованием дезинфицирующих средств (приложение 8). Один раз в неделю проводят генеральную уборку, по возможности с освобождением от оборудования.

Необходимо строго соблюдать последовательность стадий при уборке асептического блока. Начинать следует с асептической. Вначале моют стены и двери от потолка к полу. Движения должны быть плавными, обязательно сверху вниз. Затем моют и дезинфицируют стационарное оборудование и в последнюю очередь полы. Все оборудование и мебель, вносимые в асептический блок, предварительно обрабатывают дезинфицирующим раствором. Для уборки и дезинфекции поверхностей рекомендуются поролоновые губки, салфетки с заделанными краями из неволокнистых материалов. Для протирки полов можно использовать тряпки с заделанными краями из суровых тканей.

5.6. Приготовление дезрастворов должно осуществляться специально обученным персоналом в соответствии с действующими инструкциями. Для дезинфекции поверхностей допускается использование дезсредств из числа разрешенных Минздравом России*.

* Сборник важнейших официальных материалов по вопросам дезинфекции, стерилизации, дезинсекции, дератизации. Т. 1,2. М., 1994 год

5.7. Отходы производства и мусор должны собираться в специальные контейнеры с приводной крышкой с удалением из помещения не реже 1 раза в смену. Раковины для мытья рук, санитарные узлы и контейнеры для мусора моют, чистят и дезинфицируют ежедневно.

5.8. Санитарный день в аптеках проводят 1 раз в месяц (одновременно, кроме тщательной уборки, можно проводить мелкий текущий ремонт).

6. Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек

6.1. Руководителям аптек всех уровней необходимо заботиться о правильной расстановке специалистов и подсобного персонала, обеспечении их подготовки и переподготовки по правилам личной гигиены и технике безопасности, а также прохождении персоналом регулярных медосмотров (предварительные и периодические осмотры).

6.2. Работники аптеки, занимающиеся изготовлением, контролем, расфасовкой лекарственных средств и обработкой аптечной посуды, а также соприкасающиеся с готовой продукцией, при поступлении на работу проходят медицинское обследование, а в дальнейшем профилактический осмотр в соответствии с действующими приказами МЗ РФ. Результаты осмотров заносятся в санитарную книжку.

6.3. Каждый сотрудник должен оповещать руководящий персонал о любых отклонениях в состоянии здоровья. Сотрудники с инфекционными заболеваниями, повреждениями кожных покровов к работе не допускаются. Выявленные больные направляются на лечение и санацию. Допуск к работе проводится только при наличии справки лечпрофучреждения о выздоровлении.

6.4. Персонал обязан выполнять правила личной гигиены и производственной санитарии, носить технологическую одежду, соответствующую выполняемым операциям.

Коронавирусы (семейство Coronaviridae) — РНК-содержащие вирусы размером 80 — 160 нм, имеющие внешнюю липосодержащую оболочку. По устойчивости к дезинфицирующим средствам относятся к вирусам с низкой устойчивостью. Механизмы передачи инфекции — воздушно-капельный, контактный, фекально-оральный. Исследования по оценке устойчивости коронавируса к факторам окружающей среды и дезинфицирующим средствам продолжаются.

Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты — в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б — в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) — четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей — изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе).

Можно использовать для дезинфекции поверхностей на ряду с ранее рекомендованными средствами гипохлорит кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5 % по активному хлору и средств на основе дихлорантина 0,05% по активному хлору, кроме того для поверхности небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70 %.

Для гигиенической обработки рук могут использоваться кожные антисептики с содержанием спирта этилового 70%, спирта изопропилового 60% или смеси спиртов 60%, а также парфюмерно косметическая продукция (жидкости, лосьоны, гели, одноразовые влажные салфетки) с аналогичным содержанием спиртов. Содержание действующих веществ указано в инструкциях по применению.

Обеззараживанию подлежат все поверхности в помещениях, предназначенных для пребывания пассажиров, а также персонала аэропорта, занятого обслуживанием пассажиров и багажа, включая поверхности в помещениях, руки, предметы обстановки, подоконники, спинки кроватей, прикроватные тумбочки, дверные ручки, посуда больного, игрушки, выделения, воздух и другие объекты.

Профилактическая дезинфекция начинается немедленно при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и т.д., где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне. Включает меры личной гигиены, частое мытье рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, регулярное проветривание помещений, проведение влажной уборки. Для дезинфекции применяют наименее токсичные средства. Мероприятия прекращаются через 5 дней после ликвидации угрозы заноса возбудителя.

Текущую дезинфекцию в очаге проводят в течение всего времени болезни. Для текущей дезинфекции следует применять дезинфицирующие средства, разрешенные к использованию в присутствии людей (на основе катионных поверхностно-активных веществ) способом протирания. Столовую посуду, белье больного, предметы ухода обрабатывают способом погружения в растворы дезинфицирующих средств.

Гигиеническую обработку рук с применением спиртсодержащих кожных антисептиков следует проводить после каждого контакта с кожными покровами больного (потенциально больного), его слизистыми оболочками, выделениями, повязками и другими предметами ухода, после контакта с оборудованием, мебелью и другими объектами, находящимися в непосредственной близости от больного.

Воздух в присутствии людей рекомендуется обрабатывать с использованием технологий и оборудования, разрешенных к применению в установленном порядке, на основе использования ультрафиолетового излучения (рециркуляторов), различных видов фильтров (в том числе электрофильтров) в соответствии с действующими методическими документами.

Заключительную дезинфекцию в инфекционном очаге проводят после выбытия больного из очага. Для обработки используют наиболее надежные дезинфицирующие средства на основе хлорактивных и кислородактивных соединений. При обработке поверхностей в помещениях применяют способ орошения. Воздух в отсутствие людей рекомендуется обрабатывать с использованием открытых ультрафиолетовых облучателей, аэрозолей дезинфицирующих средств.

Все виды работ с дезинфицирующими средствами следует выполнять во влагонепроницаемых перчатках одноразовых или многократного применения (при медицинских манипуляциях). При проведении заключительной дезинфекции способом орошения используют средства индивидуальной защиты (СИЗ). Органы дыхания защищают респиратором, глаз — защитными очками или используют противоаэрозольные СИЗ органов дыхания с изолирующей лицевой частью.

Дезинфицирующие средства хранят в упаковках изготовителя, плотно закрытыми в специально отведенном сухом, прохладном и затемненном месте, недоступном для детей.

Меры предосторожности

Гражданам необходимо соблюдать меры личной гигиены — использовать защитные маски, воздерживаться от посещения мест массового скопления людей и контактов с больными людьми с высокой температурой. Меры предосторожности при проведении дезинфекционных мероприятий и первой помощи при случайном отравлении изложены для каждого конкретного дезинфицирующего средства в инструкциях по их применению.

Ознакомиться с памяткой о том, как защитить себя и коллег от острых респираторных заболеваний, можно на нашем сайте.

Самый полный перечень инструкций есть на сайте Роспотребнадзора.

Отдельные рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) среди работников опубликовало Правительство РФ.

Санитарные нормы и правила — обязательные нормативы для подавляющего большинства компаний. Их нужно соблюдать не только в медицинских организациях, детских учреждениях, кафе и ресторанах, но и в офисах. За их выполнением следит Роспотребнадзор, органы которого вправе штрафовать компании и приостанавливать их деятельность.

В полномочия Роспотребнадзора входят плановые и внеплановые проверки выполнения требований санитарного законодательства (правил, норм и нормативов). Плановые проверки проходят раз в 3 года, а для внеплановых нужны веские основания (включая обращения работников об опасности жизни и здоровью). Если контролеры выявят нарушения, то выпишут штраф. Существующие размеры штрафов не могут нанести значительный финансовый урон бюджету организации, но игнорирование санитарных норм и правил нередко заканчивается приостановлением деятельности компании. И этой угрозой пренебрегать уже не стоит, так как урон для бизнеса становится очевидным. Впрочем, не все санитарные нормы и правила являются обязательными; некоторые из них носят рекомендательный характер. Чтобы проверка Роспотребнадзора завершилась без штрафов, нужно сверить условия труда работников как в офисах, так и на открытых площадках, с нормами СанПиН, СП и СН. Под этими аббревиатурами скрываются санитарные правила, нормы и нормативы, касающиеся целых отраслей, отдельных категорий работников или даже рабочих инструментов.

В задачи работодателя входит организация безопасных условий труда на каждом рабочем месте. Под охраной труда понимается целая система, включающая санитарно-гигиенические мероприятия (ст. ст. 163, 209 ТК РФ). Для обеспечения санитарного благополучия работников работодателю в рамках своей деятельности необходимо соблюдать санитарные правила (абз. 3 п. 1 ст. 2, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ; далее — Закон № 52-ФЗ).

У контролеров не будет к работодателю претензий, если он выполнит требования санитарных норм в отношении: производственного процесса, технологического оборудования, организации рабочих мест, средств защиты работников (коллективных и индивидуальных), режима труда и отдыха, бытового обслуживания работников (ст. 25 Закона № 52-ФЗ). При этом работодателю необходимо строго придерживаться только обязательных норм и правил. Выполнение рекомендуемых правил можно отложить на более благоприятные с финансовой точки зрения времена.

За несоблюдение санитарных правил директору или компании грозит административная ответственность в соответствии со ст.ст.6.3, 6.4 КоАП РФ (нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, а также нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта). Самое серьезное наказание по этим нормам — административное приостановление деятельности работодателя на срок до 90 суток. Штрафы сравнительно небольшие: от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — на компанию и от 500 руб. до 2 тыс. руб. — на директора.

Если компания занимается питанием населения, то в силу ст. 6.6КоАП РФ штраф на компанию составит от 30 тыс. до 50 тыс. руб. и от 5 тыс. до 10 тыс. руб. — на директора.

Поскольку проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического благополучия и трудового законодательства тесно связаны, органы Роспотребнадзора нередко взаимодействуют с инспекциями труда. Поэтому не удивительно, что после окончания одной проверки в компанию приходят другие контролеры, но уже с внеплановой ревизией. И в подавляющем большинстве случаев им не составляет труда обнаружить несоблюдение санитарных правил и найти недочеты в организации работы на местах. Это подтверждают постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2013 по делу № А03-8077/2013, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2014 № 08АП-3968/2014, АС Центрального округа от 01.04.2015 № Ф10-477/2015 ; решение Свердловского областного суда от 17.09.2014 по делу № 71-433/2014. При наличии оснований для наказания оспорить привлечение к административной ответственности не удается даже в Верховном суде РФ (постановления от 24.02.2015 по делу № 309-АД14-6845, от 15.06.2015 по делу № 307-АД15-5518). Поэтому целесообразно проверить реальное положение дел в компании и нормативы из санитарных правил (см. сводную таблицу).

Отправлять на медосмотр всех принимаемых на работу женщин не нужно

Для женщин, несовершеннолетних и инвалидов разработаны самостоятельные санитарные нормы и правила с учетом психофизиологических и других особенностей таких работников. В реальности подростки и люди с ограниченными возможностями трудятся не во всех организациях, хотя в отношении них существуют квоты. Они распространяются на работодателей, штат которых составляет 100 человек и более (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ, ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ).

Но представить компанию без женщин, наверное, невозможно. Конечно, исключение составляют особо опасные и тяжелые виды работ, но даже на шахтах есть сотрудницы бухгалтерии или медпунктов. Так что ознакомиться с СанПиН 2.2.0.555-96, которые касаются труда женщин, придется каждому работодателю независимо от сферы деятельности.

В этих нормативах есть неоднозначное положение, позволяющее контролерам предъявлять претензии к работодателям. Последних обвиняют в несоблюдении положений п. 1.9 СанПиН 2.2.0.555-96, который обязывает всех женщин без исключения проходить предварительный (до найма на работу) медицинский смотр. Причем эта норма касается и тех работниц, для кого нормативные правовые акты не предусматривают указанную процедуру в качестве обязательной. Правда, для них запланировано посещение только терапевта и акушера-гинеколога.

Когда проверка выявляет, что работодатель не организовал предварительные медосмотры женщин, то компанию штрафуют и выдают предписание об устранении данного нарушения.

Доводы Верховного суда были следующие. Перечень документов, предъявляемых при найме, установлен в ст. 65 ТК РФ. Медицинского заключения о результатах осмотра женщин терапевтом и акушером-гинекологом в нем нет. Необходимость предоставления дополнительных документов в связи со спецификой работы могут предусматривать федеральные законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ (ч. 2 ст. 65 ТК РФ). СанПиН 2.2.0.555-96 не является нормативным актом, поименованным в этой норме. Поэтому Верховный суд РФ согласился с позицией нижестоящих судов, встал на сторону компании и оставил жалобу представителя Роспотребнадзора без удовлетворения.

Аналогичную аргументацию используют и арбитражные суды, когда удовлетворяют иски работодателей к контролерам. Кроме того, суды отмечают, что исполнение предписания об организации медосмотров всех женщин без исключения приведет к нарушению работодателем законодательства. Ведь при найме он станет требовать у работниц в качестве дополнительного документа медицинское заключение, а это, в силу ч. 3 ст. 65 ТК РФ, запрещено (постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2014 № 15АП-7662/2014, Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2014 по делу № А63-965/2014).

Но компании не удастся оспорить предписание и штраф от Роспотребнадзора, если функционал работниц связан с работой за компьютером. В данном случае в силу вступает не положение п. 1.9СанПиН 2.2.0.555-96, а п. 3.2.2.4 Перечня, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (принят во исполнение ч. 4 ст. 213 ТК РФ). Согласно этой норме работнику (независимо от пола) перед приемом на работу необходимо пройти медицинский осмотр, если работа за компьютером составляет не менее 50% времени (постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2013 по делу № А63-5550/2013, от 26.11.2013 по делу № А63-5549/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2014 № 09АП-48532/2014). В этих ситуациях суды учли важный фактор предстоящей работы — работу за компьютером. Такой вид деятельности вне зависимости от пола обязывает работодателя организовать предварительный медосмотр для каждого кандидата.

За отсутствие медкнижек у работников директору кафе грозит штраф

Некоторые санитарные нормы и правила устанавливают особенности организации работы в отдельных отраслях. Иными словами, их соблюдают те работодатели, которые поименованы в тех или иных СП и СанПиН. Яркими примерами таких компаний являются организации общественного питания и строительные организации.

Организации общественного питания. К кафетериям, столовым, ресторанам и пищеблокам контролеры традиционно предъявляют повышенные требования, так как разбираться с последствиями массовых отравлений не желает ни один государственный орган. Поскольку от соблюдения руководителями подобных компаний и их работниками санитарных правил зависит здоровье и жизнь множества людей, для организаций общественного питания разработаны персональные СП 2.3.6.1079-01. Они касаются водоснабжения и канализации, приема и хранения пищевых продуктов, санитарной обработки помещений и требований к личной гигиене персонала организаций.

Одно из частых нарушений, которое допускают организации общественного питания — отсутствие у работников личных медицинских книжек или их неполное заполнение, например недостаток части лабораторных исследований. В совокупности с другими нарушениями это может привести к административному приостановлению деятельности работодателя.

Причем поводом для проверок нередко становятся жалобы жильцов тех домов, в которых находятся кафе и другие питейные заведения. Правомерность привлечения работодателей к административной ответственности за несоблюдение санитарных правил подтверждают решения Свердловского областного суда от 25.02.2013 по делу № 71-77/2013, от 21.06.2013 по делу № 71-299/2013, Московского городского суда от 08.10.2014 по делу № 7-3765; постановление Самарского областного суда от 27.03.2015 № 4а-182/2015.

Строительные организации. Другая отрасль, которой посвящены отдельные санитарные нормативы — строительство (СанПиН 2.2.3.1384-03). Работодателям в этой сфере придется уделить особое внимание не только строительным площадкам и механизмам, но и условиям работы строителей, чья работа лидирует в списке самых травмаопасных видов деятельности. Например, на стройке в состав санитарно-бытовых помещений необходимо включить гардеробные, душевые, умывальни, санузлы, помещения для обогрева или охлаждения, обработки, хранения и выдачи спецодежды. Причем их размещают на расстоянии не менее 50 м от объектов, выделяющих пыль, вредные пары и газы. Проходы к таким помещениям должны быть вне опасных зон.

Единственная, пожалуй возможность для работодателя избежать наказания — доказать несоблюдение порядка привлечения к административной ответственности. Например, подтвердить, что его не уведомили о времени и месте рассмотрения дела. Тогда подобная ошибка позволит компании избежать наказания, даже несмотря на наличие в действиях работодателя состава правонарушения (постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2014 по делу № А75-4752/2013).

Рабочие столы в офисе нужно расставлять на расстоянии

Поскольку ни одна компания не обходится без персональных компьютеров, для большинства работодателей СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 актуален как никогда. В нем прописаны требования к компьютерам и условиям труда работников, которые за ними работают. В указанном СанПиН подробно регламентированы допустимые уровни вибрации и шума, требования к микроклимату и освещению на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

Так, по общему правилу компьютеры нужно размещать в кабинетах с окнами (п. 3.1 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). Если это невозможно, то понадобятся расчеты, которые подтвердят безопасность для здоровья сотрудников и соответствие нормам естественного освещения. Окна необходимо оборудовать жалюзи, занавесками и другими средствами, позволяющими прекратить доступ яркого света в помещение. К тому же работнику недостаточно выделить простой стул; понадобится кресло с подъемно-поворотным, регулируемым по высоте и углам наклона сиденьем и спинкой (п. 9.6 СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Работодателей, которые игнорируют требования СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ожидают претензии Роспотребнадзора. Поводом для привлечения к ответственности могут послужить такие кажущиеся незначительными нарушения, как:

  • отсутствие подставки для ног работника или несоблюдение расстояния между мониторами (постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.04.2013 по делу № А33-20692/2012, определение ВС Республики Коми от 20.07.2015 по делу № 33-3476/2015);
  • несоответствие нормативам площади комнаты и количества размещенных в ней мониторов (решение Ленинградского областного суда от 28.10.2013 № 7-819/2013);
  • несоблюдение расстояния между рабочими столами с видеомониторами (решение Московского городского суда от 28.02.2013 по делу № 7-321);
  • неправильное размещение дисплеев по отношению к окнам (решение Астраханского областного суда от 17.02.2012 по делу № 7-68/2012).

Указанные нарушения не становятся единственной причиной для штрафа или приостановления деятельности, но в совокупности с другими недостатками служат основанием для наказания.

Жара в офисе — повод уменьшить рабочий день

Таким образом, данную категорию санитарных норм и правил используют организации, проводящие спецоценку в ходе исследований и измерений вредных производственных факторов.

Впрочем, проведение спецоценки условий труда либо аттестации (до 01.01.2014) не помешает органу Роспотребнадзора дополнительно проверить рабочие места сотрудников. Контролеры могут провести дополнительные лабораторные исследования производственных факторов (воздуха, температуры, влажности, вибрации и т. д.) на рабочих местах, и в случае превышения нормативов привлечь работодателя к ответственности.

На наш взгляд, уменьшение времени работы в данном случае нужно рассматривать как простой по причинам, не зависящим от сторон (ч. 2 ст. 157 ТК РФ). Именно такую позицию высказал Минздравсоцразвития России в информации от 06.08.2010. Мнение, согласно которому простой из-за жары возникает по вине работодателя и подлежит оплате в размере 2/3 от среднего заработка — спорно. Например, при всем желании работодателя он не в силах снизить температуру окружающей среды для комфортной работы монтажников или грузчиков, а значит вины руководителя компании в простое нет.

Читайте также: