Каким законом рф предусмотрена ответственность за санитарные правонарушения о недрах

Обновлено: 04.07.2024

Оглавление исключено из текста Кодекса в соответствии с Законом РК от 15.11.21 г. № 72-VIІ (введен в действие с 1 января 2022 г.)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

РАЗДЕЛ I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство Республики Казахстан о недрах и недропользовании

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Законодательство Республики Казахстан о недрах и недропользовании основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Кодекса и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Кодексе, то применяются правила международного договора.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. В случаях противоречия между настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере недропользования, применяются положения настоящего Кодекса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Гражданское законодательство Республики Казахстан применяется к отношениям в сфере недропользования в случаях, когда они не урегулированы нормами настоящего Кодекса.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Настоящий Кодекс определяет режим пользования недрами, порядок осуществления государственного управления и регулирования в сфере недропользования, особенности возникновения, осуществления и прекращения прав на участки недр, правового положения недропользователей и проведения ими соответствующих операций, а также вопросы пользования недрами и распоряжения правом недропользования и другие отношения, связанные с использованием ресурсов недр.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Использование земель, водных и других природных ресурсов регулируется в соответствии с земельным , водным и экологическим законодательством Республики Казахстан, определяющим режим использования и охраны соответствующих природных ресурсов.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Участниками регулируемых настоящим Кодексом отношений являются государство, граждане и юридические лица Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Иностранцы, лица без гражданства, а также иностранные юридические лица пользуются в Республике Казахстан правами и свободами и несут обязанности в отношениях по недропользованию, установленные для граждан и юридических лиц Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, законами и международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 3. Цель и задачи законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Целью законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании является обеспечение устойчивого развития минерально-сырьевой базы Республики Казахстан для экономического роста государства и благосостояния общества.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Задачами законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании являются:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) охрана права собственности государства на недра;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) реализация государственной политики и регулирование отношений в сфере недропользования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) соблюдение интересов государства, граждан Республики Казахстан и прав недропользователей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) прирост минерально-сырьевой базы Республики Казахстан;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) установление оснований, условий и порядка возникновения, осуществления, изменения и прекращения прав пользования недрами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) обеспечение правовой основы для устойчивого развития недропользования;

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

7) создание условий для привлечения инвестиций в геологическое изучение недр и недропользование;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

8) укрепление законности в сфере недропользования.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 4. Принципы законодательства Республики Казахстан о недрах и недропользовании

Правовое регулирование отношений в сфере недропользования основывается на принципах:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) рационального управления государственным фондом недр;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) обеспечения экологической безопасности при пользовании недрами;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) доступности информации в сфере недропользования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) платности недропользования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

5) добросовестности недропользователей;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

6) стабильности условий недропользования.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 5. Рациональное управление государственным фондом недр

Рациональное управление государственным фондом недр обеспечивается предоставлением права недропользования в целях экономического роста государства и благосостояния общества.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 6. Экологическая безопасность при пользовании недрами

Недропользование должно осуществляться экологически безопасными способами с принятием мер, направленных на предотвращение загрязнения недр и снижение вредного воздействия на окружающую среду.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 7. Доступность информации в сфере недропользования

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Информация в сфере недропользования является доступной, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными законами Республики Казахстан.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государство обеспечивает открытый доступ к:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) информации об аукционах по предоставлению права недропользования, их условиях и результатах;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) решениям государственных органов о предоставлении и прекращении права недропользования;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) информации о праве недропользования с учетом видов операций по недропользованию;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4) геологической информации, за исключением геологической информации, признаваемой конфиденциальной в соответствии с настоящим Кодексом или секретной в соответствии с законодательством Республики Казахстан о государственных секретах.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Порядок доступа к информации в сфере недропользования определяется настоящим Кодексом и иными законами Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

4. Заинтересованные лица вправе безвозмездно пользоваться открытой информацией, доступ к которой обеспечивается в соответствии с настоящей статьей.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 8. Платность недропользования

Недропользование является платным (возмездным). Плата за пользование недрами осуществляется посредством уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с налоговым законодательством Республики Казахстан.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 9. Добросовестность недропользователей

В процессе осуществления государственного контроля за операциями по недропользованию при реализации недропользователями предоставленных им прав и выполнении предусмотренных настоящим Кодексом обязанностей добросовестность действий недропользователей предполагается.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Глава 2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О НЕДРАХ И ИХ РЕСУРСАХ

Статья 10. Недра и их ресурсы

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Недрами признается часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности, дна водоемов и водотоков.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Настоящим Кодексом регулируется пользование недрами в отношении следующих ресурсов:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 11. Собственность на недра

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан недра находятся в государственной собственности.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. Государство предоставляет недра в пользование на основаниях, условиях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Действия физических и юридических лиц, нарушающие право государственной собственности на недра, влекут ответственность , предусмотренную законами Республики Казахстан. Сделки, заключенные в нарушение государственной собственности на недра, являются ничтожными .

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

Статья 12. Полезные ископаемые и их классификация

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1. Полезными ископаемыми признаются содержащие полезные компоненты природные минеральные образования и органические вещества, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в области материального производства и потребления непосредственно или после переработки.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2. По своему экономическому значению и в целях установления соответствующих условий недропользования полезные ископаемые подразделяются на следующие группы:

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

1) подземные воды;

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

2) углеводородные полезные ископаемые (углеводороды);

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3) твердые полезные ископаемые.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий

3. Углеводородами признаются нефть, сырой газ и природный битум. Нефтью признаются сырая нефть, газовый конденсат, а также углеводороды, полученные после очистки сырой нефти и обработки горючих сланцев, нефтебитуминозных пород или смолистых песков.

Верховный суд отправил на новое рассмотрение судебные акты, об отказе во взыскании 5 342 536 руб. 92 коп. вреда, причиненного недрам. В соответствии со статьей 51 Закона о недрах лица, причинившие вред недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Порядок расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 No 564 утверждены Правила расчета размера вреда, причиненного недрам вследствие нарушения законодательства Российской Федерации о недрах.

Судебными актами по делу No А63-13244/2018 признано обоснованным привлечение общества к административной ответственности в соответствие с частью 1 статьи 7.3. КоАП. Обстоятельства о причинении вреда недрам, в том числе, факт использования недрами без лицензии, имеют для настоящего дела преюдициальное значение в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Таким образом, факт противоправного поведения общества, повлекший причинение вреда недрам в виде изъятия природного компонента, был правомерно установлен судами, собранными по настоящему делу доказательствами и по существу не оспаривается ответчиком. Как обоснованно указывал истец при обращении в суд, в результате безлицензионной добычи валунно-песчано-гравийной смеси, то есть самовольного использования недр, произошло изъятие запасов полезных ископаемых как одного из природных компонентов окружающей природной среды, тем самым причинен вред государственной собственности ̧ поскольку недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью ( часть 1 статьи 1.2. Закона о недрах).

Вывод судов о недоказанности утраты добытого полезного ископаемого ввиду его фактического нахождения на территории ответчика и иных лиц и, соответственно, отсутствие причинения вреда, нельзя признать обоснованным, он основан на неверном толковании закона, так как сам факт изъятия и утраты запасов полезных ископаемых, содержащихся в недрах, являющихся государственной собственностью, в результате безлицензионной добычи, как и иные способы ухудшения свойств недр, составляют правонарушение, в результате которого причиняется вред, подлежащий взысканию.

Кейс №2: "Взыскание вреда почвам и её рекультивация признаны двойной мерой ответственности природопользователя". Определение ВС РФ от 7 декабря 2020 г. N 306-ЭС20-16219. Судьи Борисова Е.Е., Маненнкова А.Н., Попова Г.Г. Верховный суд отменил судебные акты подлежат отмене и направил дело на новое рассмотрение.

Суды, удовлетворяя одновременно требование о взыскании вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и требование об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель не учли разъяснения, изложенные в пунктах 13 и 17 постановления Пленума ВС от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018, об избрании наиболее эффективного способа восстановления вреда.

Суды, принимая во внимание представленный управлением расчет размера вреда и ссылаясь на образцы применительно к точкам координат отбора проб, находящихся в пределах спорного участка согласно картографическим схемам, не учли, что пробы с уменьшенного участка в отношении уточненного истцом размера площади участка, в части, подвергнутой порче (3096 кв.м), в сравнении с первоначальным размером площади загрязнения участка (10000 кв.м), не изымались, соотношение результатов анализа проб, свидетельствующих о существенном снижении плодородия почвы, к измененному размеру участка, не проводилось.

В пункте 35 Обзора судебной практики ВС No3 (2018), а также в пункте 28 Обзора судебной практики ВС No2 (2019) установлено, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей78 Закона No 7-ФЗ, а суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении -зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков). Согласно пунктам 13 и 17 постановления Пленума No 49 возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. В случае если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Между тем, суды, в нарушение вышеуказанных норм, применили к обществу двойную меру ответственности в виде возмещения вреда посредством взыскания причиненных убытков и возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, обязав разработать проект рекультивации нарушенных земель, провести рекультивацию нарушенных земель и представить после завершения рекультивации документацию, подтверждающую фактическое проведение перечисленных работ.

Кейс №3: "Вред причиненный самовольным пользованием недрами ПАО Крымсода на 1,2 млрд.руб." Определение ВС РФ от 7 декабря 2020 г. N 310-ЭС20-15694. Судьи Борисова Е.Е., Попова В.В., Чучунова Н.С.

Верховный суд отложил рассмотрение дела на 21 января 2021 года.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 161-ФЗ проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, расположенными на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, должна быть приведена в соответствие с законодательством Российской Федерации до 1 января 2017 года.

Разрешение на добычу недр, выданное официальным органом Украины, прекратило действие с 01.01.2017. ПАО "Крымский содовый завод" до 01.01.2017 и впоследствии неоднократно обращалось с заявкой на предоставление права пользования участком недр с целью добычи сырья пригодного для производства кальцинированной соды, поваренной соли (Сивашское месторождение гидроминерального сырья). Лицензия на право пользования недрами Российскими властями была предоставлена обществу 14.08.2018.

Добыча рапы на участке недр Сивашского месторождения в период с 01.01.2017 по 14.08.2018 осуществлялась без оформленного в установленном порядке права пользования в виде лицензии на пользование недрами.

Суд первой инстанции частично удовлетворил иск, на основании заключения проведенной по делу экспертизы, определившей, что размер вреда, причиненного самовольным пользованием недрами (рапой) в период с 01.01.2017 по 28.05.2017 составляет 13 119 477, 07 руб.

Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, с которым согласился суд округа, исходил из того, что обществом в силу неурегулирования вопроса по переоформлению лицензии на право пользования недрами предприняты все зависящие от него своевременные меры в соответствии с требованиями законодательства, между тем истцом не доказана совокупность условий, необходимых для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, в том числе, противоправный характер действий ответчика, причинно-следственная связь между действиями (бездействием) ответчика и возникновением у истца убытков, а также их размер, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.

По мнению Росприроднадзора, меры, предпринятые обществом для получения лицензии, не свидетельствуют об отсутствии вины причинителя вреда. Ссылается также на правовую позицию Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-19293/2019, согласно которой неприостановление деятельности по пользованию недрами и добыча рапы с целью коммерческого использования в период переоформления лицензии свидетельствуют о недобросовестном поведении общества.

В связи с чем, Верховый суд передал жалобу надзорного органа для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Заседание по рассмотрению жалобы отложено на 21 января 2021 года на 10 часов 00 минут в помещении Верховного Суда Российской Федерации по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользование однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности щебня, песка и прочего камня для строительства, угля, торфа и др. осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

При осуществлении своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане должны соблюдать обязательные требования законодательства о недрах:

- соблюдению условий пользования недрами, предусмотренных лицензией

и (или) требований, утверждённых в установленном порядке технических проектов;

- исполнению предписаний по вопросам соблюдения законодательства о недрах и устранения нарушений обязательных требований законодательства, вынесенных должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль.

За нарушения законодательства о недрах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от квалификации и вида нарушения.

Так Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по следующим статьям:

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами,

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

Самовольная уступка права пользования недрами, а равно самовольная мена земельного участка

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение вышеуказанных требований образуют составы административных правонарушений, предусмотренные главой 19 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, а именно:

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Также за нарушение правил охраны и использования недр ст. 255 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба) предусмотрена уголовная ответственность.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользование однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности щебня, песка и прочего камня для строительства, угля, торфа и др. осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

При осуществлении своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане должны соблюдать обязательные требования законодательства о недрах:

- соблюдению условий пользования недрами, предусмотренных лицензией

и (или) требований, утверждённых в установленном порядке технических проектов;

- исполнению предписаний по вопросам соблюдения законодательства о недрах и устранения нарушений обязательных требований законодательства, вынесенных должностными лицами, осуществляющими муниципальный контроль.

За нарушения законодательства о недрах предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность, в зависимости от квалификации и вида нарушения.

Так Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по следующим статьям:

1. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами,

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

2. Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей;

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей;

Самовольная уступка права пользования недрами, а равно самовольная мена земельного участка

- влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение Федерального закона 294-ФЗ, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Несоблюдение вышеуказанных требований образуют составы административных правонарушений, предусмотренные главой 19 Кодекса об административных правонарушений Российской Федерации, а именно:

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Также за нарушение правил охраны и использования недр ст. 255 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение правил охраны и использования недр при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации горнодобывающих предприятий или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а равно самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых, если эти деяния повлекли причинение значительного ущерба) предусмотрена уголовная ответственность.

Читайте также: