Каким термином обозначают принадлежность гражданина по своему происхождению полу

Обновлено: 02.07.2024

Эта пара — пример так называемых этимологических дублетов. Так в лингвистике называют слова, которые этимологически восходят к одному источнику, но в той или иной мере отличаются по значению и фонетическому составу.

Слово горожанин является исконно русским, тогда как гражданин — заимствование из старославянского. Их фонетические отличия относятся к типичным признакам, позволяющим отличать исконные слова и старославянизмы в русском языке. В старославянском слове наблюдается неполногласное сочетание -ра-, соответствующее русскому полногласному -оро-, и сочетание -жд- на месте русского -ж-.

Русское слово горожанин до сих пор сохраняет этот первоначальный смысл, который у существительного гражданин утратился в XIX веке. Теперь основное значение слова гражданин — ‘человек, принадлежащий к постоянному населению какого-либо государства’.

Истоки этого значения лежат еще в ранних памятниках старославянской, а затем и церковнославянской письменности (XI в.). Эти тексты представляют собой переводы с греческого, и существительное гражданинъ (а также его синоним градьникъ) там нередко употреблялось для перевода слова polítes. По-гречески так называли и жителя города, и подданного государства. В языке отразилась древняя история: первоначально polítes — это свободный житель полиса, землевладелец, принимаюший участие в политической жизни. Полисы представляли собой города-государства, поэтому polítes были одновременно и горожанами, и подданными своих государств.

В памятниках древнерусской эпохи слово гражанинъ (написание гражданинъ там встречается редко) употребляется в двух значениях:

— ‘житель какого-либо города, горожанин’;

— ‘житель какой-либо страны, области’.

С этими значениями оно вошло в русский язык. С XVIII века написание гражанинъ перестало употребляться, единственно верным стал вариант гражданинъ. К последней четверти XIX столетия слово утратило значение ‘житель города’. Этому в немалой степени способствовало наличие в языке дублета горожанин в данном значении. Первоначальный смысл слово гражданин сохраняет теперь только в выражениях типа почетный гражданин города.

Изменение значения какого-либо слова под влиянием другого языка называется семантическим калькированием. Есть основания считать старославянское существительное гражданинъ в значении ‘житель какой-либо страны’ семантической калькой: из греческого языка в данном случае заимствована не форма, а только значение.

Впрочем, есть и другая гипотеза. Согласно ей, слово гражданинъ не имело предков в праславянском языке и возникло в старославянском как словообразовательная калька с вышеназванного греческого polítes. Иначе говоря, слово гражданинъ было искусственно составлено из славянских по происхождению морфем в процессе перевода иноязычного слова по частям. Для перевода корня poli- (polis ‘город’) был использован старославянский корень град- с похожим значением, а греческий суффикс -tes передали с помощью славянского -jанинъ.

В русском языке слово гражданин со временем приобрело еще одно значение: ‘достойный член общества, преданный своему отечеству’. Такой смысл развился в XIX в. не без влияния западноевропейских революционных веяний, в частности, идей Великой французской революции. По причине этого Павел I пытался запретить употребление слова гражданин (ассоциировавшегося с французским citoyen) и требовал заменять его словами житель, обыватель, купец, мещанин.

Юридическим термином слово гражданин стало в ноябре 1917 года, заменив прежний термин подданный.

Аникин А. Е. Русский этимологический словарь. — Вып. 11. — М., 2017.

Словарь древнерусского языка (XI – XIV вв.) / Гл. ред. Р. И. Аванесов. — Т. 2. — М., 1989.

Улуханов И. С. О языке Древней Руси. — М., 1972.

Этимологический словарь русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. — Т. I. — Вып. 4. — М., 1972.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Гражданин"

Каждый из нас, живущий в нашей стране, играет определённую роль в обществе, а зачастую даже не одну. Кто-то водитель, учёный, продавец, певец, мама, папа, бабушка, дедушка, дочь, сын, брат, сестра и так далее. Но самая главная роль для нас всех – это являться гражданином своей страны.


Наверняка многих из вас уже называли юными гражданами России. Но кто же такой гражданин? Какое определение можно дать этому слову?

Впервые этот термин появился ещё в период античности и обозначал полноправного жителя городской общины (полиса), обладавшего исключительным правом участвовать в управлении общественными делами, голосуя в народном собрании и занимая выборные должности.

С моральной точки зрения гражданином принято называть того человека, который занимает активную нравственную позицию, глубоко осознаёт свой долг и ответственность перед родиной, народом, национальными ценностями и культурой своей страны.

Каждый уважающий страну гражданин знает её историю и традиции. Вам всегда стоит помнить о том, что, когда мы рождаемся, нам дают звание гражданина как будто в кредит в банке, ведь никому не придёт в голову спрашивать новорождённого ребёнка, когда была основана Москва или в каком году произошло Бородинское сражение. И на основании результатов так вот теста определить может ли новорождённый быть гражданином страны в которой родился. Этими знаниями каждый настоящий гражданин должен овладеть самостоятельно. Ведь не зря говорят, что тот, кто не знает своего прошлого, не может правильно строить будущее. Иногда очень важно понять, что собой представляет твоя страна.

В моральном смысле гражданин – это и тот человек, который не ставит свои интересы выше общественных, а также тот, кто действительно способен принести пользу своей стране и обществу. Он не только переживает за судьбу своего отечества сидя перед телевизором на диване, а обязательно действует.


Гражданин платит налоги, понимая, что на эти деньги будет оказана помощь неимущим, сиротам, будут построены новые дороги, больницы и школы. Он исполнит свой долг защитника Отечества и не смотр на то что мы живём с вами в мирное время пойдёт служить в армию.

В правовом смысле, гражданин – это человек, который принадлежит к населению определённой страны, подчиняется её законам и имеет по отношению к своему государству определённые права и обязанности. Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашей страны – Конституцией Российской Федерации.
Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания.

Здесь следует сказать о том, что в зависимости от того, имеет человек гражданство данного государства или нет, определяется объем его прав, свобод и обязанностей. В основном это касается политических прав и свобод.

В современном мире большинство людей являются гражданами различных национальных государств, благодаря чему у них есть разные права и привилегии. Именно через институт гражданства государство распространяет на человека свою власть как внутри страны, так и за её пределами, а также гарантирует защиту прав и свобод своих граждан за рубежом.

Как правило, гражданство каждого человека оформляется индивидуально, подтверждается специальным документом, который называется – паспорт.

Это основной документ, который удостоверяет личность гражданина России на территории нашей страны.

Паспорт должен быть у всех граждан нашей страны, которым исполнилось четырнадцать лет.

А можно ли вас назвать гражданами России? Ведь в силу вашего возраста паспорт вы ещё получить не успели?

Несмотря на этот факт вы тоже являетесь гражданами нашей страны, поскольку согласно закону гражданство детей, не достигших четырнадцати летнего возраста определяется гражданством их родителей. Так что, если ваши папа и мама являются гражданами Российской Федерации, вы так же являетесь гражданином нашей страны.

Гражданство России является единым. Это означает что в каком бы субъекте федерации вы не проживали, вы признаетесь гражданином единого государства – Российской Федерации.


Для того что бы стать гражданином нашей страны не обязательно вне родиться, это можно сделать и по желанию, правда для этого, иностранцу, который захочет принять русское гражданство придаться выполнить несколько условий.

Во-первых, он должен непрерывно проживать в России в течении пяти лет с момента получения вида на жительство.

Вид на жительство – это особый документ, который удостоверяет личность и даёт человеку право на постоянное проживание на территории нашей страны.

Во-вторых. Претендент на получение гражданства, должен обязаться, наравне с другими гражданами, соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации.

В-третьих, у него должен быть законный источник средств существования, например постоянная официальная работа.

Ну и в-четвертых такой желающий должен сдать тест на владение государственным языком нашей страны – русским.

Только при соблюдениях всех вышеперечисленных условий кандидат, может стать полноправным гражданином нашей страны.

Кстати, а ка вы думает, кто-нибудь в праве лишить вас гражданства? Так вот согласно действующим законам ни один гражданин нашей страны не может быть лишён своего гражданства, отказаться от своего гражданства можно только добровольно, и никто не вправе заставить его принять такое решение.

Например, так может произойти если вы, когда вырастите, переедете на жить в другую страну и примите её гражданство.

Но так было не всегда. Например, в соответствии с законодательством Советского союза гражданства могли лишить за действия, которые опорочили высокое звание гражданина СССР или нанесли ущерб престижу или государственно безопасности.


Именно, так гражданства были лишены политик Лев Троцкий, писатель Александр Солженицын, режиссёр Юрий Любимов, дирижёр Мстислав Ростропович, оперная певица Галина Вишневская, шахматист Виктор Корчной и многий другие граждане СССР образ мышления которых противоречил советскому строю.

Каждый человек сам для себя определяет, что значит быть гражданином.

Мы с вами – граждане нашей большой страны и только от нас зависит, каким станет наше Отечество – сильным и развитым, с высоким уровнем жизни его граждан или слабым, зависящим от воли других государств, с незащищённым и малообеспеченным населением.

Мы – граждане – выбираем тех людей, которые будут руководить государством, мы – соблюдая законы, пользуясь своими правами и выполняя свои гражданские обязанности, укрепляем государство, поддерживаем его, помогаем ему продвигаться вперёд.

Безусловно, конституция страны диктует нормы поведения, права и свободы, но существуют законы чести и достоинства и выполнять их или нет решает каждый из нас. Свобода истинного гражданина заканчивается там, где начинается свобода другого гражданина. Необходимо уважать свободу и права друг друга.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте по 10 заданий.

1 вариант

1. Какой термин обозначает возможности человека, которые обеспечивают условия его жизнедеятельности?

1) деятельность
2) права
3) обязанности
4) труд

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: право на участие в культурной жизни, свобода творчества, возможность пользоваться учреждениями культуры — это

1) личные права
2) социальные права
3) культурные права
4) гражданские права

3. Найдите правильное окончание предложения.

Независимо от вероисповедания, социального происхожде­ния, пола, имущественного положения

1) все люди имеют равные права
2) все граждане получают возможность пользоваться пра­вами по достижении восемнадцатилетия
3) все граждане участвуют в управлении государством
4) все люди обязаны трудиться

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) гарантии прав и свобод
2) защита прав
3) Конвенция о правах ребёнка
4) уплата налогов
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответст­вующий элемент из второго столбца.

А) право на жизнь
Б) право на честь и достоинство
В) право избирать депутатов Государственной Думы РФ
Г) право быть избранным Пре­зидентом РФ
Д) никто не должен подвергаться жестокому обращению

1) гражданские права
2) политические права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией социального права.

1) В конце учебного года Саша Петров вместе со своими од­ноклассниками прошёл диспансеризацию.
2) Семья Петровых приняла участие в первомайской демонстрации.
3) Старший брат Саши Петрова -известный писатель.
4) Петровы любят путешествовать.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Гражданские права связаны с управлением государством.
2) Права человека неотчуждаемы.
3) Защита прав и свобод — это личное дело человека, с ко­торым государство никак не связано.
4) В России существует должность Уполномоченного по правам ребёнка.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных от­ветов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грам­матической форме (именительный падеж, единственное число).

Права человека признаны на __________ (А) уровне. Нормы и __________ (Б), которые защищают жизнь, честь и достоинство человека, записаны во Всеобщей декларации прав человека, принятой в 1948 г. Права человека и гражданина закреплены в __________ (В) большинства современных государств.

1) закон
2) международный
3) принцип
4) глобальный
5) требование

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Николая призвали на воинскую службу
2) предприниматель Калачёв заплатил налог
3) Степан работает водителем такси
4) граждане не дали построить гараж на территории городского парка
5) в этом году гражданин А. уходит в отпуск в сентябре
6) СМИ сообщили о создании акционерного общества

10. Заполните пропуск в схеме.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс 1 вариант 10 задание

2 вариант

1. Какой термин обозначает должное, необходимое поведение человека?

1) права
2) обязанности
3) свободы
4) возможности

2. Найдите термин, обобщающий перечисленные понятия: ежегодный отпуск, выходные дни, праздничные дни.

1) право на отдых
2) право на труд
3) право на социальное обеспечение
4) право на охрану здоровья

3. Найдите правильное окончание предложения.

Неделимость прав означает, что

1) люди могут иметь одни права и быть лишёнными дру­гих
2) человек пользуется всеми правами и свободами в сово­купности
3) все люди имеют равные права
4) права человека неотчуждаемы

4. Найдите слово (словосочетание), которое является лишним среди перечисленных, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) право на жизнь
2) право на защиту чести и доброго име­ни
3) право на личную неприкосновенность
4) политиче­ские права
5) Всеобщая декларация прав человека

5. Установите соответствие между видами прав и свобод и их примерами: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.

А) право на образование
Б) право участвовать в культурной жизни
В) свобода творчества
Г) право на жилище
Д) защита семьи, материнства и детства

Виды прав и свобод

1) социальные права
2) культурные права

6. Найдите ситуацию, которая связана с реализацией политического права.

1) Надежде исполнилось 18 лет, и она впервые голосовала на выборах в Государственную Думу.
2) Надежда учится в Юридической академии.
3) После рождения второго ребёнка мама Надежды полу­чила материнский капитал.
4) Падина семья купила квартиру.

7. Выберите правильные высказывания.

1) Экономические права граждан предназначены для за­щиты их чести и достоинства.
2) Если права человека нарушены, он может обратиться в суд.
3) В соответствии с Конституцией РФ ребёнку от рождения принадлежат права и свободы человека и гражданина.
4) Забота о детях — это право и обязанность родителей.

8. Заполните пропуски в тексте, выбрав правильные варианты из списка. Обратите внимание на то, что предложенных отве­тов больше, чем пропусков, и они даны в исходной грамма­тической форме (именительный падеж, единственное число).

Российское государство __________ (А) защиту прав и свобод человека и гражданина. Оно берёт на себя __________ (Б) соблюдать их на своей территории. Права детей в первую оче­редь защищают их родители. В РФ существует должность Уполномоченного по правам ребёнка. В случае нарушения прав всем гражданам обеспечена __________ (В) защита.

1) судебный
2) право
3) обязательство
4) гарантировать
5) законный

9. Приведённые ниже ситуации связаны с реализацией прав или исполнением обязанностей. Распределите их в две группы.

А. Реализация прав
Б. Исполнение обязанностей

1) Сергей во всём помогает своей старенькой бабушке
2) Карасёвы получили уведомление о налоге на дачный участок
3) гражданин К. участвовал в выборах Президента РФ
4) Светлана решила стать дипломатом
5) у Ольги поднялась температура, и её мама вызвала врача
6) старшеклассники заботятся о памятнике героям Вели­кой Отечественной войны, который находится непода­лёку от школы

10. Заполните пропуск в схеме.

Тест по обществознанию Права и обязанности граждан 7 класс 2 вариант 10 задание

Цели: познакомить учащихся с понятием “гражданин”; способствовать развитию умений работать с тестовым материалом.

  • образовательные: формировать понимание того, кого можно называть гражданином; расширить историческое представление о понятии гражданин;
  • коррекционно-развивающие: совершенствовать работу с данным понятием и прививать навыки работы с учебной тетрадью;
  • воспитательные: воспитать у учащихся чувство глубокого уважения к человеку, гражданину, патриоту своего Отечества.
  • Предметные: воспринимают на слух текст; читают вслух осмысленно; пересказывают содержание статьи выборочно, кратко; выделяют в тексте фрагменты для ответа на вопрос; объясняют смысл понятия; используют новые термины в собственной речи.
  • Личностные: выражают свои эмоции, проявляют сопереживание; оценивают собственную учёбную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.
  • Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
  • Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать своё предположение (версию) на основе работы с текстом статьи.
  • Познавательные: ориентируются в учебнике, в словаре; находят нужные книги в библиотеке; отвечают на вопросы по тексту, иллюстрациям; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.
  • Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнёра, вырабатывают общую позицию; получают нужную информацию, задавая вопросы старшим; сопоставляют полученные ответы.

Основные термины: гражданин.

Ресурсный материал: презентация “Гражданин”, тесты.

Сценарий урока

1. Организационный момент.

Учащиеся проверяют наличие учебных принадлежностей.

2. Актуализация знаний, объявление новой темы.

Рассказ учителя. Работа с презентацией. Слайд 4 Цитата о гражданстве анализируется учащимися.

- В настоящее время термин “гражданин” имеет несколько значений. Слайд 5.

(Учащиеся записывают определения.)

1. Гражданин - это человек, который имеет правовую связь с определенным государством, что позволяет ему иметь все права, предоставляемые законами этой страны и исполнять все установленные законами обязанности.

2. Гражданин - это человек, обладающий чувством гражданской ответственности, который стремится к участию в государственных и общественных делах, не выходя за рамки своих прав и обязанностей.

- Понятие гражданин вошло в как синоним слова “патриот” - человек, болеющий за интересы родного народа, готовый идти на жертвы во имя государства (отчизны, родины). Такими людьми в России были Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Они изгнали из Москвы в смутное время интервентов (врагов) поляков. За спасение Отечества благодарные потомки поставили памятник в Москве с надписью “Гражданину Минину и Пожарскому благодарная Россия”. Именно им мы благодарны за спасение Отечества, за способность подняться над личными интересами и подчинить себя служению интересам общенародным.

- Слово гражданин с давних времен используется в значении звания для уважаемых людей отдельного города, населенного места или даже целого государства. Звание почетный гражданин могут даже присвоить человеку, не являющемуся гражданином страны, но сделавшему много полезного для жителей данного города или всего государства. Слайд № 7-8.

Если про человека говорят, что он “гражданин”, то обязательно подразумевают государство, гражданином которого он является. Как правило, гражданином становятся с момента рождения люди, чьи родители являются гражданами данного государства. Вы родились в России, у вас имеется гражданство, которое закреплено в вашем свидетельстве о рождении.

Закон не признает наличие личности у малолетних детей до определенного возраста. Однако любой человек, родившийся на территории государства, в силу лишь своего появления на свет получает все права гражданина – это личностные, правовые, политические и имущественные права, объем которых определяет каждое государство.

Гражданство, которое является постоянной политико-правовой связью человека и государства, предполагает наличие взаимных прав и обязанностей. Слайд 6,9.

Гражданин получают право на правоспособность и объем дееспособности, определённый законами государства. (Записывают ученики, что такое правоспособность и дееспособность)

Правоспособность гражданина наступает с момента его появления на свет (рождения), а правоспособность гражданина прекращается вместе с его смертью.

Дееспособность гражданина с 18 лет – это объем прав, которыми государство позволяет воспользоваться гражданину в зависимости от степени его психической зрелости, поэтому в первую очередь дееспособность зависит от возраста гражданина. Слайд 10-14.

Ещё в Древней Греции и позднее в Древнем Риме свободный гражданин ? это обязательно житель родного города, где он родился, а не какого-то другого города.

Впоследствии права гражданина стали передаваться жителям других городов и даже выходцам из других стран и народностей, что позволило словам во многих европейских языках, первоначально обозначавших жителей городов.

Происхождение слова гражданин обязано старославянскому языку, в котором оно имело смысл как “житель за ограждением, за оградой, в граде”. В отличие от родного для русского языка слова горожанин оно использовалось в смысле горожанина, имеющего какие-то права. В Российской империи слово “гражданин” использовали в текстах для обозначения “городского обывателя”, в смысле человека, проживающего в городе, горожанина, для отличия его от крестьянина, имеющего место жительства в деревне. Слайд 15-16.

  • по рождению;
  • в результате приёма в гражданство Российской Федерации;
  • в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
  • по иным основаниям.

Ребёнок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином России в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Если родители ребёнка являются гражданами Российской Федерации, то и их ребёнок автоматически становится гражданином, независимо от того, где он появился на свет. В другом случае между родителями устанавливается письменное соглашение, на основании которого решается вопрос о гражданстве ребёнка.

Человек с 18 лет имеет право обратиться к Президенту РФ с просьбой о приёме в российское гражданство, независимо от своего происхождения, национальной принадлежности, уровня доходов, образования, вероисповедания.

Но получить гражданство может не каждый. Закон устанавливает определённые требования. Например, для иностранца, захотевшего стать гражданином Российской Федерации, надо проживать в России не менее пяти лет

3. Первичное закрепление.

- Можно ли назвать любого человека гражданином?

- Какими качествами характера должен обладать гражданин?

Работа с тестом.

Учащиеся разбирают задания под руководством учителя и отмечают в листах правильные ответы.

Тест по теме “Гражданин”

Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.

1. Гражданин – это человек, который:

а) любит своё Отечество и свою Родину;

б) защищает от врагов;

в) бережёт и преумножает культурное наследство;

г) всё выше перечисленное.

2. Кого можно назвать гражданином?

а) человека рождённого в данной стране;

б) кому исполнилось 18 лет;

в) иностранного гражданина.

3. Можно ли сказать, что между государством и гражданином существуют права и обязанности друг перед другом?

4.Можно ли назвать культурным человеком того, кто нарушает общественный порядок?

5. Настоящий гражданин живёт согласно закону и старается его не нарушать:

6. Гарантом прав и свобод человека согласно Конституции РФ является:

б) Председатель Правительства;

в) Государственная Дума;

г) Совет Федерации.

7. Какую роль для вас играет образование:

а) воспитывает гражданские качества;

б) предоставляет возможность двигаться вверх;

в) открывает путь к престижным профессиям.

г) всё вышеперечисленное

Выполни письменные задания.

8. Объясните выражение “Тот, кто не любит свою страну, ничего не любить не может”? (Д. Байрон).

9. Нужно ли быть равнодушным человеком? Объясни свою точку зрения.

10. Вставьте пропущенные буквы :

Пр . во, . одина, Ро..ия, . т . чество, гр . ждане, ро . . ияне, г. р. д, . тчизна, о. ветстве . ный, св . бода.

Задание 10: право, Родина, Россия, Отечество, граждане, россияне, город, отчизна, ответственный, свобода.

4. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Что особенно заинтересовало вас во время урока? Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего? Что вызвало затруднение?

– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя.

Домашнее задание: выполнить тест по теме “Гражданин” (см. Ресурсный материал).

Ресурсный материал к уроку

Тест по теме “Гражданин”

Прочитай задание и отметь знаком (V) правильный ответ.

1. Людей в общество объединяет:

а) коллективное владение собственностью;

б) общий интерес;

в) совместное проживание;

2. Причиной появления людей группы риска является(ются):

а) переход современного общества на стадию частного развития;

б) бедность, безработица, неустроенность;

в) всеобщая грамотность населения.

3. Человек может реализовать себя:

а) только в рамках высокого положения в обществе;

б) в рамках любого социального положения;

в) при поддержке родителей.

4. Анна Павловна активный и творческий человек. Она выступила инициатором проведения субботника в своем дворе. Это характеризует ее как:

Выполни письменное задание.

5. Согласны ли вы с данным высказыванием: “Если у человека есть цель в жизни, он может выдержать любое испытание?”

Читайте также: