Каким странам сша предоставляли свою помощь согласно доктрине эйзенхауэра

Обновлено: 28.06.2024

Казалось, десятилетний труд по подготовке условий разгрома СССР вот-вот принесет свои плоды. Тем более ошеломляющим для американских политиков стал запуск Советским Союзом двух искусственных спутников Земли осенью 1957 года. Мало того, что СССР тем самым опроверг излюбленный тезис американской пропаганды о вековечном его отставании от США в области науки и техники. Запуск искусственных спутников означал, что в распоряжении СССР появилось ничем не перехватываемое средство доставки ядер­ного оружия на громадные расстояния, а значит, пришел конец былой неуязвимости США за двумя океанами. С этого времени любая попытка нанесения ядерного удара по СССР могла привести к ответным действиям. Атомная война превратилась в обоюдоострое оружие. Необходим был пересмотр осуществляемой политики. Символичной в этом плане стала смерть в 1959 году Джона Фостера Даллеса.

Конец деятельности республиканской администрации был ознаменован новой серией неудач. В 1960 году пали проамериканские правительства в Корее, Японии, Турции, началось восстание в Лаосе, активизировалась партизанская борьба во Вьетнаме, где был создан Национальный фронт освобождения, произошли выступления молодежи против присутствия американских войск в Панаме, все больше сближался с Советским Союзом Фидель Кастро. Налицо был глубокий кризис внешней политики, ставший, пожалуй, одной из главных причин поражения на выборах 1960 года Ричарда Никсона и прихода к власти нового президента – Джона Кеннеди.

«Ровно семь лет назад в августе я оставил армию без какого-либо предположения, что буду заниматься политикой. Но семь лет назад никто во всей нашей стране и не думал, что сегодня мы будем подвержены страху.

Кто мог подумать в те дни, когда мы распускали свою могучую армию, мощный флот и мощные воздушные силы, что всего лишь семь лет спустя Америка будет вынуждена изучать и анализировать мир в терминах страха и обеспокоенности? Мы стоим перед угрозой великой тирании – тирании жестокой в своей примитивности. Эта тирания уже отправила миллионы людей в рабские лагеря и пытается сделать своей жертвой все человечество.

Не только в Восточной Европе коммунистическое варварство вырвалось за пределы своих границ. На азиатской периферии Кремль превратил в своих рабов Китай и Тибет, Внутреннюю Монголию, Северную Корею, Северную Японию, северную половину Индокитая. Он включил еще пятьсот миллионов человек в свой людской арсенал.

Но Советы еще не обрели положения, из которого они могли бы добиться важнейшей из своих целей. Этой целью является экономическое сдерживание и постепенное удушение Америки, поскольку коммунисты одновременно боятся и уважают нашу производительную мощь. Но теперь они знают, что наша производительная мощь, наше экономическое могущество полностью зависят от огромного количества критически важных материалов, которые мы импортируем из других регионов мира. Их метод поэтому состоит в том, чтобы внедряться в эти районы, захватывать их, контролировать и таким способом лишать нас тех материалов, в которых мы так остро нуждаемся для обеспечения нашей экономики и нашей цивилизации, для поддержания американского процветания.

Поэтому они подготавливают всю эту гигантскую массу людей и материалов для того, чтобы превзойти наши производительные способности. Они готовят людей психологически и материально к любому решению, которое может принять Кремль – даже к глобальной войне, если война покажется им выгодной.

Мы не будем сидеть сложа руки – и мы должны оповестить об этом весь мир, включая Кремль; лишь когда порабощенные народы мира получат всю полноту свободы выбирать свой собственный путь, тогда и только тогда мы сможем сказать, что есть возможный способ жить в мире и постоянстве с коммунистами.

Из выступления кандидата на пост президента Д. Эйзенхауэра перед избирателями 2 октября 1952 г. (война в Азии руками азиатов)

Из заявления Государственного секретаря Дж. Ф. Даллеса (16.01.1956 г.)

Содержание 1 американского солдата в течение года – 3515 дол.; 1 пак­истанского – 485 дол.; 1 греческого – 424 дол. (58, 91).

  • В 1953 г. США имели в Европе 427 тысяч солдат.
  • В 1960 г. США имели 18 тысяч ядерных зарядов, список советских целей составил 20 тысяч.
  • В 1960 г. США имели 1470 бомбардировщиков и 2123 атомные бомбы; СССР соответственно 22 и 88.

Кроме того, СССР имел 200 ракет средней дальности СС-4, 4 МБР СС-6 и 36 баллистических ракет оперативной дальности на подводных лодках. (55, 36-39).

Боевой груз атомных бомб одного бомбардировщика был эквивалентен всем боеприпасам, сброшенным союзниками на Германию за всю Вторую мировую войну (58, 92).

Военные расходы США в 1953-1960 гг. возросли с 40,2 млрд. дол. до 47,4 млрд. дол. Доля военных расходов в ВНП сократилась с 12,8% в 1953 – 1954 финансовом году до 9,1% в 1960 – 1961 финансовом году (58, 90).

Из меморандума государственного департамента президенту Д. Эйзенхауэру о ситуации в Индокитае (5.08.1953 г.)

Из письма президента Д. Эйзенхауэра премьер-министру Великобритании У. Черчиллю о ситуации в Индокитае (4.04.1954 г.)

В 1950 г. помощь США Франции на ведение войны в Индокитае составила 10 млн. дол., в 1954 г. – 1 млрд. дол., т.е. 78% затрат Франции на войну (39, 100).

Генри Киссинджер, историк и бывший Государственный секретарь США, о политике США в Индокитае в середине 50-х годов

«. Соединенные Штаты открыли в Нго Динь Дьеме лидера, которого можно поддерживать. У него оказалась ничем не запятнанная репутация националиста; к сожалению, преданность демократии к числу его достоинств не относилась.

США и события в Венгрии в 1956 году

Генри Киссинджер об американской политике по отношению к Венгрии

Дуайт Эйзенхауэр об отношении США к событиям в Венгрии

США и проблемы Ближнего Востока

Генри Киссинджер о свержении правительства Мосаддыка в Иране

«Мосаддык поплатился за свой вызов через два года, когда при поддержке Соединенных Штатов он был свергнут в результате заговора. (В те времена Вашингтон все еще полагал тайные операции более законными, чем военное вмешательство.) (41, 472).

Генри Киссинджер о политике США по отношению к Египту

Доктрина Эйзенхауэра

США и советские искусственные спутники Земли

Из доклада сенатской комиссии по иностранным делам (1960 г.)

Из статьи американского журналиста Джозефа Олсопа (1957 г.)

Джон Фостер Даллес о необходимости предотвращения войны (октябрь 1957 г.)

Дуайт Эйзенхауэр об опасности военно-промышленного комплекса в своем прощальном выступлении (1961 г.)

Выступление сенатора-демократа Г. Хэмфри с критикой правительства Д. Эйзенхауэра (25.08.1958 г.)

Прежде чем я это сделаю, следует напомнить, что нашей основной национальной целью в международных делах является мир — мир во всем мире, основанный на праве. Такой мир, чтобы стать прочным, должен охватывать все области, все народы мира. Не существует государств, больших или малых, с которыми мы отказались бы вести переговоры при взаимной доброй воле терпеливо и с решимостью добиться лучшего взаимопонимания между нами. Из такого понимания должны вырасти, и в конечном счете вырастут, вера друг в друга и взаимное доверие — обязательные составные части программы мира и планов по избавлению всех нас от бремени создания дорогостоящих вооружений. Наше правительство неустанно работает ради достижения этих целей, день за днем, месяц за месяцем, год за годом. Но, прежде чем будет достигнута та мера успеха, которая увенчает наши усилия по обеспечению мирного существования всех государств, мы должны в интересах мира оставаться бдительными и сильными.

Ситуация на Среднем Востоке достигла критической точки в своей долгой и сложной истории. На протяжении последних десятилетий многие страны этого региона не были полностью самоуправляемыми. Другие государства обладали значительным влиянием в регионе, и безопасность в нем в значительной мере обеспечивал ась их мощью. Но со времен Первой мировой войны там отмечалось неуклонное развитие в направлении к самоуправлению и независимости. Этот ход событий приветствовался и поощрялся Соединенными Штатами. Наша страна безоговорочно поддерживает полный суверенитет и независимость каждого и всех государств Среднего Востока.

Эволюция в направлении к достижению независимости была в основном мирным процессом. Но в регионе часто происходили волнения. Постоянные взаимные проявления недоверия и страха, сопровождаемые вторжениями и нарушениями национальных границ, привели к весьма напряженной, нестабильной обстановке на значительной части территории Среднего Востока. Совсем недавно там начались военные действия, в которые оказались вовлечены западноевропейские страны, когда-то пользовавшиеся большим влиянием в этом регионе. Помимо всего прочего, имевшее место в октябре относительно серьезное военное нападение Израиля I усилило основные противоречия между этим государством и его арабскими соседями. Эта нестабильность осложнялась, а порой и использовалась международным коммунизмом.

Правители России давно пытались установить свое господство на Среднем Востоке. Это было при царях и остается при большевиках. Причины тому найти нетрудно. Н ичто не угрожает безопасности России, поскольку никто не лелеет планов использовать Средний Восток в качестве плацдарма для агрессии против России. У США таких идей никогда не возникало.

Советскому Союзу нечего опасаться Соединенных Штатов на Среднем Востоке или где-либо еще в мире, если его лидеры сами не прибегнут первыми к агрессии.

И собственные экономические интересы России в этом регионе не дают ей оснований стремиться доминировать на Среднем Востоке. Россия не пользуется в сколько-нибудь значительной степени Суэцким каналом и не зависит от него. В 1955 году советские перевозки по каналу составляли всего около 1 процента общего объема перевозок. Советы не нуждаются в нефтяных запасах, составляющих основное естественное богатство региона. Дело в том, что Советский Союз сам является крупным экспортером нефтепродуктов.

В основе интереса России к Среднему Востоку лежат исключительно политические соображения силового характера. Учитывая объявленные ею намерения коммунизировать мир, легко понять ее надежду на установление господства над Средним Востоком.

Этот регион всегда был перекрестком континентов Восточного полушария. Суэцкий канал позволяет государствам Азии и Европы вести торговлю, столь важную для них, если они намерены поддерживать всесторонне развитую и процветающую экономику.

Средний Восток представляет собой ворота между Евразией и Африкой. На его территории сосредоточены две трети разведанных мировых запасов нефти, что покрывает нефтяные нужды многих государств Европы, Азии и Африки. Особенно зависят от поставок со Среднего Востока государства Европы, причем эта зависимость проявляется как в сфере транспортирования, так и в сфере добычи. Это было убедительно продемонстрировано после закрытия Суэцкого канала и отключения некоторых нефтепроводов. В случае необходимости могут быть разработаны как альтернативные транспортные пути, так и альтернативные источники энергии. Но все это не рассчитано на ближайшую перспективу.

Все эти соображения подчеркивают огромную важность Среднего Востока. Если государства этого региона потеряют свою независимость, если над ними станут доминировать иноземные силы, враждебно настроенные в отношении свободы, это станет трагедией для региона и для многих других свободных государств, чья экономическая жизнь окажется подвергнутой чуть ли не удушению. Опасность будет угрожать Западной Европе, как если бы никогда не было плана Маршалла или Организации Североатлантического договора. Серьезной опасности были бы подвергнуты и свободные государства Азии и Африки. И страны Среднего Востока потеряли бы рынки, от которых зависит их экономика. Все это привело бы к неблагоприятным, если не разрушительным, последствиям для экономической жизни нашего собственного государства и его политических перспектив.

Существуют также и другие соображения, выходящие за рамки сугубо материальных. Средний Восток является колыбелью трех великих религий — мусульманской, христианской и иудейской. Мекка и Иерусалим это нечто большее, чем просто наименования на карте. Они символизируют религии, которые учат, что духовное преобладает над материальным и что человек обладает достоинством и правами, которых его не вправе лишить ни одно деспотичное правительство. Было бы недопустимо, если бы эти святые места Среднего Востока подверглись гнету со стороны строя, восхваляющего атеистический материализм.

Конечно, международный коммунизм стремится замаскировать свои цели установления господства над миром высказываниями доброй воли и внешне привлекательными предложениями своей политической, экономической и военной помощи. Но любое свободное государство, являющееся объектом советского заманивания, должно проявить элементарную мудрость, чтобы заглянуть под маску.

Вспомните Эстонию, Латвию и Литву. В 1939 году Советский Союз заключил пакт о взаимопомощи с этими тогда независимыми странами; и советский министр иностранных дел в своем обращении к чрезвычайной первой сессии Верховного Совета в октябре 1939 года во всеуслышание торжественно заявил: «Мы стоим за тщательное и точное соблюдение пактов на основе полной взаимности, и мы объявляем, что все бессмысленные разговоры о советизации Прибалтийских стран ведутся лишь в интересах наших общих врагов и всех антисоветских провокаторов,). И тем не менее в 1940 году Эстония, Латвия и Литва были насильственно присоединены к Советскому Союзу.

Насильственный советский контроль над государствами-сателлитами Восточной Европы продолжает существовать, несмотря на выданные во время Второй мировой войны торжественные заверения в противоположных намерениях. Смерть Сталина принесла надежду, что такая практика изменится. И мы прочли в Варшавском договоре 1955 года, что Советский Союза будет следовать в странах-сателлитах принципам взаимного уважения к их независимости и суверенитету и невмешательства во внутренние дела. Но мы только что стали свидетелями порабощения Венгрии грубой вооруженной силой. В результате венгерской трагедии уважение и вера мира в советские обещания пали еще ниже. Международный коммунизм стремится к легко опознаваемому успеху.

1) Средний Восток, который всегда представлял соблазн для России, сегодня является для международного коммунизма еще более желанной, чем когда-либо, наградой;

2) советские правители продолжают демонстрировать, что они не остановятся ни перед чем, чтобы добиться желаемых целей;

3) свободные государства Среднего Востока нуждаются в дополнительной поддержке, и большинство из них стремится заручиться ею для того, чтобы продолжать оставаться независимыми.

При всех обстоятельствах, которые я вам изложил, самая большая ответственность лежит сейчас на Соединенных Штатах. Мы продемонстрировали, не оставляя ни у кого сомнений на этот счет, нашу верность принципу, что в международном масштабе сила не будет при меняться в каких-либо агрессивных целях и что целостность и независимость государств Среднего Востока должны оставаться нерушимыми. История знает не много примеров того, когда приверженность государства своим принципам подвергалась бы столь жесткому испытанию, как это произошло с нами в последние несколько недель.

Широко известно, причем не только на Среднем Востоке, что Соединенные Штаты не стремятся к политическому или экономическому господству над другими людьми. Нашим желанием является создание в мире атмосферы свободы, а не рабства. В то же время многие, если не все, государства Среднего Востока осознают опасность, которая исходит от международного коммунизма, и приветствуют более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, с тем чтобы реализовать для себя объявленные Организацией Объединенных Наций цели независимости, экономического благополучия и духовного роста. Если Среднему Востоку предстоит по-прежнему выполнять свою географически определенную роль связующего звена между Востоком и Западом, если его огромным экономическим ресурсам суждено служить благополучию населяющих его народов и если его культуры, религии и другие святыни подлежат сохранению для поднятия духа народов, то в этом случае Соединенные Штаты должны еще яснее выразить свою готовность поддержать независимость свободолюбивых государств этого региона.

В этих обстоятельствах я счел необходимым обратиться к конгрессу за сотрудничеством. Только при таком сотрудничестве мы сможем сделать все необходимое для отпора агрессии, для придания мужества и уверенности тем, кто посвятил себя делу свободы, и предотвратить таким образом события, которые поставят весь свободный мир перед серьезной угрозой. Ранее Соединенные Штаты опубликовали несколько президентских деклараций, касающихся Среднего Востока… Тем не менее неопределенность сложившейся ситуации и рост угрозы, исходящей от международного коммунизма, убеждают меня в том, что принципиальная политика Соединенных Штатов должна найти выражение в совместных действиях конгресса и главы исполнительной власти. Кроме того, наша обоюдная решимость должна быть сформулирована таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что в случае необходимости наши слова будут подкреплены действиями.

У предлагаемых мной действий будут следующие отличительные черты. Во-первых, в результате этих действий Соединенные Штаты получат право помогать любому государству или группе государств Среднего Востока в развитии их экономической мощи, направленной на сохранение национальной независимости.

Во-вторых, в результате этих действий глава исполнительной власти будет уполномочен реализовывать в этом же регионе программы военной помощи и сотрудничества с любым государством или группой государств, желающих такой помощи.

В-третьих, в результате этих действий будут санкционированы такие формы помощи и сотрудничества, которые будут включать применение вооруженных сил Соединенных Штатов для обеспечения и защиты территориальной целостности и политической независимости любого государства, запросившего такую помощь, для отражения открытой вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства, контролируемого международным коммунизмом.

Эти меры должны будут соответствовать договорным обязательствам Соединенных Штатов, включая Устав Организации Объединенных Наций, и действиям или рекомендациям ООН. В случае вооруженного нападения эти меры будут также подпадать под неоспоримый контроль Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.

В-четвертых, настоящее предложение уполномочит президента использовать в экономических и военных оборонительных целях суммы, ассигнованные по Закону о взаимной безопасности (1954 г.) с поправками к нему, независимо от существующих ограничений.

Предлагаемый законодательный акт не должен будет предусматривать выделения ассигнований, поскольку я считаю, что для определяемых мной мер уже выделенных фондов будет достаточно вплоть до конца текущего отчетного года, завершающегося 30 июня. Однако я намерен запросить выделение 200 миллионов долларов в каждом очередном законопроекте на 1958 и 1959 годы для целевого использования в регионе в дополнение к средствам на другие программы совместной безопасности, которые отныне будут утверждаться конгрессом.

Эта программа не решит всех проблем Среднего Востока. Не исчерпывает она и всего комплекса политических решений, касающихся этого региона. Существуют проблемы Палестины и взаимоотношений Израиля с арабскими государствами, а также судьбы арабских беженцев. Существует и проблема будущего статута Суэцкого канала. Эти трудности осложняются мировым коммунизмом, но они существовали бы и совершенно независимо от этой угрозы. Предлагаемый мной законопроект не рассчитан непосредственно на решение этих проблем. Этими вещами занимается Организация Объединенных Наций, и мы поддерживаем ООН. Соединенные Штаты четко заявили (в частности, в обращении госсекретаря Даллеса от 26 августа 1955 года), что мы намерены оказать всемерную помощь Организации Объединенных Наций в решении основных проблем Палестины.

Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на противостояние опасности коммунистической агрессии, прямой или косвенной. Крайне необходимо, чтобы отсутствие достаточной военной мощи в регионе было восполнено не внешней или враждебной силой, а возросшей энергией и повышением обороноспособности независимых государств региона.

И, как я уже указал, нам следует также внести экономический вклад в дело усиления этих стран или групп стран, правительства которых решительно посвятили себя делу сохранения независимости и сопротивления подрывной деятельности. Такие меры обеспечат наилучшую гарантию от коммунистических посягательств. Одних слов недостаточно.

Позвольте мне еще раз обратиться к вопросу запрашиваемых полномочий на использование вооруженных сил Соединенных Штатов для оказания помощи в защите территориальной целостности и политической независимости любого государства региона от коммунистической вооруженной агрессии. Такие полномочия не будут использованы, если подвергшееся нападению государство не выразит соответствующего желания. Кроме всего прочего, я очень надеюсь, что вообще никогда не возникнет необходимости использовать эти полномочия.

Настало время вновь продемонстрировать наше национальное единство в защите свободы и проявить наше глубокое уважение к правам и независимости всех государств, как больших, так и малых. Мы хотим не насилия, а мира. Этой цели мы должны сейчас посвятить наши усилия, нашу решимость и полностью самих себя.

DELETED

При всех обстоятельствах, которые я вам изложил, самая большая ответственность лежит сейчас на Соединенных Штатах. Мы продемонстрировали, не оставляя ни у кого сомнений на этот счет, нашу верность принципу, что в международном масштабе сила не будет при меняться в каких-либо агрессивных целях и что целостность и независимость государств Среднего Востока должны оставаться нерушимыми. История знает не много примеров того, когда приверженность государства своим принципам подвергалась бы столь жесткому испытанию, как это произошло с нами в последние несколько недель.
Широко известно, причем не только на Среднем Востоке, что Соединенные Штаты не стремятся к политическому или экономическому господству над другими людьми. Нашим желанием является создание в мире атмосферы свободы, а не рабства. В то же время многие, если не все, государства Среднего Востока осознают опасность, которая исходит от международного коммунизма, и приветствуют более тесное сотрудничество с Соединенными Штатами, с тем чтобы реализовать для себя объявленные Организацией Объединенных Наций цели независимости, экономического благополучия и духовного роста. Если Среднему Востоку предстоит по-прежнему выполнять свою географически определенную роль связующего звена между Востоком и Западом, если его огромным экономическим ресурсам суждено служить благополучию населяющих его народов и если его культуры, религии и другие святыни подлежат сохранению для поднятия духа народов, то в этом случае Соединенные Штаты должны еще яснее выразить свою готовность поддержать независимость свободолюбивых государств этого региона.

В этих обстоятельствах я счел необходимым обратиться к конгрессу за сотрудничеством. Только при таком сотрудничестве мы сможем сделать все необходимое для отпора агрессии, для придания мужества и уверенности тем, кто посвятил себя делу свободы, и предотвратить таким образом события, которые поставят весь свободный мир перед серьезной угрозой. Ранее Соединенные Штаты опубликовали несколько президентских деклараций, касающихся Среднего Востока. Тем не менее неопределенность сложившейся ситуации и рост угрозы, исходящей от международного коммунизма, убеждают меня в том, что принципиальная политика Соединенных Штатов должна найти выражение в совместных действиях конгресса и главы исполнительной власти. Кроме того, наша обоюдная решимость должна быть сформулирована таким образом, чтобы не оставалось никаких сомнений в том, что в случае необходимости наши слова будут подкреплены действиями.

DELETED

У предлагаемых мной действий будут следующие отличительные черты. Во-первых, в результате этих действий Соединенные Штаты получат право помогать любому государству или группе государств Среднего Востока в развитии их экономической мощи, направленной на сохранение национальной независимости.
Во-вторых, в результате этих действий глава исполнительной власти будет уполномочен реализовывать в этом же регионе программы военной помощи и сотрудничества с любым государством или группой государств, желающих такой помощи.
В-третьих, в результате этих действий будут санкционированы такие формы помощи и сотрудничества, которые будут включать применение вооруженных сил Соединенных Штатов для обеспечения и защиты территориальной целостности и политической независимости любого государства, запросившего такую помощь, для отражения открытой вооруженной агрессии со стороны какого-либо государства, контролируемого международным коммунизмом.
Эти меры должны будут соответствовать договорным обязательствам Соединенных Штатов, включая Устав Организации Объединенных Наций, и действиям или рекомендациям ООН. В случае вооруженного нападения эти меры будут также подпадать под неоспоримый контроль Совета Безопасности ООН в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций.
В-четвертых, настоящее предложение уполномочит президента использовать в экономических и военных оборонительных целях суммы, ассигнованные по Закону о взаимной безопасности (1954 г.) с поправками к нему, независимо от существующих ограничений.
Предлагаемый законодательный акт не должен будет предусматривать выделения ассигнований, поскольку я считаю, что для определяемых мной мер уже выделенных фондов будет достаточно вплоть до конца текущего отчетного года, завершающегося 30 июня. Однако я намерен запросить выделение 200 миллионов долларов в каждом очередном законопроекте на 1958 и 1959 годы для целевого использования в регионе в дополнение к средствам на другие программы совместной безопасности, которые отныне будут утверждаться конгрессом.

Эта программа не решит всех проблем Среднего Востока. Не исчерпывает она и всего комплекса политических решений, касающихся этого региона. Существуют проблемы Палестины и взаимоотношений Израиля с арабскими государствами, а также судьбы арабских беженцев. Существует и проблема будущего статута Суэцкого канала. Эти трудности осложняются мировым коммунизмом, но они существовали бы и совершенно независимо от этой угрозы. Предлагаемый мной законопроект не рассчитан непосредственно на решение этих проблем. Этими вещами занимается Организация Объединенных Наций, и мы поддерживаем ООН. Соединенные Штаты четко заявили (в частности, в обращении госсекретаря Даллеса от 26 августа 1955 года), что мы намерены оказать всемерную помощь Организации Объединенных Наций в решении основных проблем Палестины.
Предлагаемая программа рассчитана прежде всего на противостояние опасности коммунистической агрессии, прямой или косвенной. Крайне необходимо, чтобы отсутствие достаточной военной мощи в регионе было восполнено не внешней или враждебной силой, а возросшей энергией и повышением обороноспособности независимых государств региона.
И, как я уже указал, нам следует также внести экономический вклад в дело усиления этих стран или групп стран, правительства которых решительно посвятили себя делу сохранения независимости и сопротивления подрывной деятельности. Такие меры обеспечат наилучшую гарантию от коммунистических посягательств. Одних слов недостаточно.

DELETED

Позвольте мне еще раз обратиться к вопросу запрашиваемых полномочий на использование вооруженных сил Соединенных Штатов для оказания помощи в защите территориальной целостности и политической независимости любого государства региона от коммунистической вооруженной агрессии. Такие полномочия не будут использованы, если подвергшееся нападению государство не выразит соответствующего желания. Кроме всего прочего, я очень надеюсь, что вообще никогда не возникнет необходимости использовать эти полномочия.
Настало время вновь продемонстрировать наше национальное единство в защите свободы и проявить наше глубокое уважение к правам и независимости всех государств, как больших, так и малых. Мы хотим не насилия, а мира. Этой цели мы должны сейчас посвятить наши усилия, нашу решимость и полностью самих себя.

Тридцать четвертый президент США Дуайт Эйзенхауэр – первый, кто пришел к власти после двадцати лет непрерывного правления демократической партии. Подробнее о нем самом, его курсе во внешней и внутренней политике далее.

дуайт эйзенхауэр

Краткая биография будущего президента

Тридцать четвертый президент США родился в конце девятнадцатого века, в 1890 году, в Техасе, но детство его прошло в Канзасе, куда семья переехала всего через год после его рождения в поисках места работы. Родители будущего политического лидера были убежденными пацифистами, но сам юноша стремился к изучению военного дела. Во многом его дальнейшую жизнь решила именно Военная академия, которую он окончил в 1915-м – в самом разгаре Первой мировой войны. Мать, в роду которой четыре века не было военных, с уважением отнеслась к выбору сына и не осудила его.

В межвоенный период молодой человек продолжал службу. Он находился на Панамском канале, который в те годы был оккупирован США. На какое-то время Эйзенхауэр попал под руководство генерала Дугласа Макартура. Далее и до 1939 года будущий лидер находился на Филиппинах.

США оказались втянутыми во Вторую мировую 7 декабря 1941 г., когда Япония напала на Перл-Харбор. Сначала Эйзенхауэр занимал руководящие должности в Штабе армии при генерале Джодже Маршалле, а в 1942-1943 гг. он командовал наступлением в Италии и Северной Африке. Координацию военных действий он осуществлял совместно с советским генерал-майором Александром Васильевым. Когда был открыт Второй фронт, Эйзенхауэр стал Главнокомандующим экспедиционными силами. Под его руководством прошла высадка американских войск в Нормандии.

Единственным темным пятном на биографии Дуайта Эйзенхауэра на тот момент стала инициация создания нового класса заключенных, которых называли Разоруженными Силами Противника. На этих военнопленных условно не распространялись условия Женевской конвенции. Это привело к тому, что немецкие военнопленные в США массово умирали из-за отказа им в элементарных условиях жизни.

После войны Дуайт стал президентом Колумбийского университета. Он получил много ученых степеней и наград в сфере науки, но прекрасно понимал, что это всего лишь дань его действиям в военное время. В 1948 г. он опубликовал первую часть своих мемуаров, которые получили большой общественный резонанс и принесли автору почти полмиллиона долларов чистой прибыли.

 дуайт эйзенхауэр внутренняя и внешняя политика [

Политическая карьера

Началом политической карьеры будущего лидера США можно считать тот момент, когда Гарри Трумэн предложил ему стать командиром войск НАТО в Европе. Эйзенхауэр верил в будущее НАТО и стремился создать единую военную организацию, которая занималась бы сдерживанием агрессии коммунистов во всем мире.

Баллотировался на пост президента США, когда популярность Трумэна упала из-за длительной войны с Кореей. И Республиканская, и Демократическая партии готовы выдвинуть его своим кандидатом. Партийная принадлежность Дуайта Эйзенхауэра определилась его собственным решением, будущий лидер выбрал Республиканскую партию. Эйзенхауэру достаточно легко удалось завоевать доверие избирателей во время предвыборной гонки, и в 1953 году он стал лидером Соединенных Штатов.

Курс во внутренней политике

дуайт эйзенхауэр президент сша

Социально-экономическое развитие

При Эйзенхауэре США постигли несколько экономических кризисов. Доля Америки в мировом промышленном производстве упала, значительно увеличилось количество безработных. Ответные действия же президента были очень и очень скромными. Он поставил на высокие посты энергичных и по-настоящему талантливых людей, надеясь на их опыт, но сам был связан принципами партии и корпорациями, которые имели большое влияние на политику.

Направления внутренней политики

Так, основными направлениями внутренней политики Дуайта Эйзенхауэра стали:

  1. Социальная политика, но теперь республиканцы передали часть полномочий на места: штатам, городам, профсоюзам.
  2. Масштабное строительство жилья и дорог, что способствовало созданию новых рабочих мест.
  3. Снижение налогов, отмена некоторых мер, принятых предыдущим правительством, с целью стабилизации экономики Соединенных Штатов.
  4. Отмена контроля над ценообразованием и зарплатами, повышение минимальных оплат.
  5. Начало движения за гражданские права чернокожих американцев.
  6. Вытеснение малого фермерского хозяйства более крупными хозяйствами и так далее.

Антикоммунистическая политика

Во внешней и внутренней политике Дуайт Эйзенхауэр придерживался антикоммунистических принципов. В 1950 г., еще до прихода к власти Эйзенхауэра, известного в США ядерщика, который занимался секретным атомным проектом, арестовали и приговорили к тюремному заключению. Причина оказалась в связи с советской разведкой, Клаус Фукс передал СССР информацию, которая могла ускорить создание атомной бомбы советскими учеными. Расследование вывело на супругов Розенберг, которые тоже работали на разведку СССР. Муж и жена не признавали свою вину, процесс окончился их казнью на электрическом стуле. Просьбу о помиловании тогда уже отклонил Дуайт Дэвид Эйзенхауэр.

дуайт эйзенхауэр партийная принадлежность

На этом процессе сделал карьеру сенатор Джозеф Маккарти. За два года до вступления в должность Эйзенхауэра он потряс всю страну списком коммунистов, которые работают в правительстве Соединенных Штатов. На самом же деле никакого перечня не было, в Конгрессе не нашлось бы и одного коммуниста, не то чтобы пятидесяти (или и того больше), как утверждал Маккарти. Но даже после того, как Эйзенхауэр сел в президентское кресло, маккартизм все еще продолжал оказывать заметное влияние на американское общество и политический курс.

Эйзенхауэр воздерживался от публичной критики действий сенатора Маккарти, хотя очень недолюбливал его как человека. Президент все больше работал над этой проблемой в тени, понимая, что открытая критика такого влиятельного человека даже со стороны лидера нации будет неоправданной и не принесет нужного результата. Когда курс республиканца Джозефа Маккарти нарушил гражданские свободы американцев, по телевидению показали допросы военных. Это вызвало еще больший общественный резонанс, и 2 декабря 1954 г. Сенат осудил Маккарти. К концу года движение потерпело полное поражение.

Вопрос расовой сегрегации в армии

К основным направлениям внутренней политики Дуайта Эйзенхауэра относятся также попытки решения вопроса расовой сегрегации. Во время войны в вооруженных силах США примерно 9 % личного состава составляли чернокожие. Большинство из них (более 90 %) были заняты на тяжелых работах, только 10 % служили в военных частях, но практически никто не поднимался выше звания лейтенанта.

дуайт эйзенхауэр годы правления

В то же время обществом активно ставился вопрос о том, что расовые гонения и притеснения чернокожих – позор Америки. Особенно агрессивно настроены были молодые негры, которые отличились на полях сражений Второй мировой. Эйзенхауэр понимал, насколько эта тема животрепещуща, так что во время предвыборной гонки не забыл упомянуть, что будет служить интересам всех американцев вне зависимости от расы или вероисповедания. Но в годы президентства внутренняя политика Дуайта Эйзенхауэра была по этому вопросу молчаливой. Его правление ознаменовалось несколькими серьезными конфликтами на расовой почве.

дуайт эйзенхауэр внутренняя политика

Внешняя политика США в Европе

Внешнеполитический курс американского лидера был направлен на укрепление позиций Штатов в различных регионах. В 1951 году Главнокомандующий решил, что США необходима помощь Западной Германии в том, чтобы разместить военные позиции. Америка добилась вступления Западной Германии в НАТО и даже выдвинула вопрос объединения страны. Правда, через десять дней был подписан Варшавский договор, и объединение произошло только через 34 года, а Европа снова разделилась на два лагеря.

Корейский вопрос

На совещании министров иностранных дел в 1954 году решались два вопроса – индокитайский и корейский. Америка отказалась выводить войска из Кореи, хотя уже в 1951 году перевес был на стороне США, и всем стало понятно, что достичь победы войной не удастся. Дуайт Эйзенхауэр посетил Корею еще до вступления в должность, чтобы на месте выяснить ситуацию. Режим прекращения огня был принят после его вступления в должность, в 1953 году, но реальное мирное соглашение между Северной и Южной Кореей до сих пор не подписано. Формально соглашение заключили еще в 1991 году, но в 2013 г. КНДР аннулировала документ.

Политика на Ближнем Востоке

основные направления внешней политики дуайта эйзенхауэра

Действия США в Южной Америке

США активно поддерживали диктаторов Латинской Америки, чтобы в ближайших странах не установился коммунистический режим. Дело дошло даже до того, что американские вооруженные силы оказали решающую помощь диктаторскому режиму Трухильо в Доминикане.

Отношения с Советским Союзом

При Эйзенхауэре произошло незначительное смягчение отношений с Советским Союзом. Большую роль в этом сыграл официальный визит Хрущева в США. Страны подписали соглашение об обменах в области культуры, образования и науки.

Читайте также: