Какие государства предоставили казахстану гарантии безопасности в связи с отказом от ядерного оружия

Обновлено: 30.06.2024

Цель лекции - Обозначить приоритеты внешней политики РК в вопросах разоружения и ядерного нераспространения

1. Деятельность Казахстана по укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия и разоружения

2. Политика Казахстана в области нераспространении химического, бактериологического и токсичного оружия

3. Присоединение Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.

Краткое содержание темы (тезисы)

Деятельность Казахстана по укреплению международного режима нераспространения ядерного оружия и разоружения. Политика Казахстана в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ) определяется внешнеполитическим курсом Республики, в основе которого приверженность упрочению международной безопасности, развитию сотрудничества между государствами, повышению роли международных организаций в урегулировании глобальных проблем и конфликтов.

Республика Казахстан осуществила ряд конкретных шагов, которые продемонстрировали твердое намерение нашей страны укреплять режим нераспространения.

Первым шагом, заложившим основу будущей политики нераспространения Казахстана, стало закрытие Семипалатинского ядерного испытательного полигона еще в период существования СССР в 1990 г.

В 1991 г. руководители Беларуси, Казахстана, России, Украины в Алматинской декларации относительно Стратегических ядерных сил определили механизм совместного контроля над функционированием ядерного арсенала бывшего СССР, недопущения каких-либо сбоев в поддержании должного уровня ядерной безопасности и подтвердили приверженность международным обязательствам СССР в области сокращения стратегических наступательных вооружений.

23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители данных стран и США поставили подписи под пятисторонним Протоколом, уточнившим сферу их ответственности за реализацию положений Договора о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ) применительно к тем Стратегическим Ядерным Силам, которые размещены на территории четырех государств. В Лиссабонском Протоколе также содержались обязательства Беларуси, Украины и Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве стран, не обладающих ядерным оружием.

5 декабря 1994 года во время Будапештского саммита ОБСЕ Россия, США, Великобритания подписали Меморандум о предоставлении гарантий безопасности Казахстану, Беларуси и Украине в связи с их присоединением к ДНЯО в качестве безъядерных государств. Подписание этого документа означало признание международным сообществом факта полного и неукоснительного выполнения Казахстаном своих обязательств по выводу ядерного оружия со своей территории. Позднее подобного рода гарантии Казахстану были представлены Китаем и Францией.

Выполнив свои обязательства по выводу ядерного арсенала, Казахстан занялся проблемой уничтожения инфраструктуры ядерного оружия на казахстанской земле и конверсии бывших военных производств на гражданские цели. В этих целях под эгидой МАГАТЭ был разработан Координационный план технической помощи Казахстану по организации государственной системы учета и контроля ядерных материалов, эксплуатации АЭС, физической защиты ядерных материалов и установок, в котором приняли участие Великобритания, США, Швеция и Япония.

В 1992 г. в Казахстане начала реализовываться программа Совместное Сокращение Угрозы (ССУ), называемая также “Программой Нанна-Лугара”, в рамках которой был осуществлен комплекс проектов по уничтожению и обеззараживанию инфраструктуры и объектов ядерного, химического и биологического оружия, оставшихся на территории Казахстана после обретения независимости в 1991 г., демонтаж стратегических наступательных вооружений, создание системы экспортного контроля, улучшение управления и контроля за ядерными материалами, конверсия оборонной промышленности.

13 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики Казахстан ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО).

Присоединение Казахстана к ДНЯО явилось важным этапом в реализации внешнеполитического курса страны. Став членом ДНЯО, Казахстан строго придерживается обязательств в связи с Договором, в соответствии с которым он имеет неядерный статус.

ДНЯО является единственным многосторонним соглашением в области контроля за ядерным оружием, которое обязывает государства-участники предпринимать меры по ядерному разоружению.

Казахстан выступает за неуклонное и поэтапное ядерное разоружение путем выполнения обязательств всеми государствами-членами ДНЯО как ядерными, так и неядерными. Первым этапом на этом пути должен стать контроль за производством расщепляющихся материалов. Накопленные в мире значительные запасы обогащенного урана и плутония, а также большие количества расщепляющихся материалов, получаемые в результате уничтожения боеголовок, представляют опасность с точки зрения нераспространения.

14 февраля 1994 г. Казахстан стал членом Международного Агентства по Атомной Энергии (МАГАТЭ). В соответствии с положениями ДНЯО 26 июля 1994 г. в Алматы было подписано Соглашение о гарантиях между Правительством Казахстана и МАГАТЭ, которое вступило в силу 19 июня 1995 г. после его ратификации Указом Президента РК. Все ядерные объекты находятся под гарантиями МАГАТЭ и вся ядерная деятельность Казахстана осуществляется в соответствии с правилами и по стандартам Агентства.

6 февраля 2004 г. Республика Казахстан присоединилась к Дополнительному протоколу к Соглашению между Республикой Казахстан и МАГАТЭ о применении гарантий.

Цель осуществления мер, предусматриваемых в Дополнительном протоколе, заключается в обеспечении надежной уверенности в отсутствии переключения ядерного материала с мирной заявленной деятельности на военные цели, так и в отсутствии незаявленных ядерных материалов и незаконной ядерной деятельности в государстве в целом.

В сентябре 1996 г. Казахстан во время 51-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН подписал Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ) и 28 ноября 2001 г. ратифицировал его.

Подписав ДВЗЯИ, Казахстан вносит значительный вклад в укрепление верификационного режима в рамках Договора, активно сотрудничая с Подготовительной комиссией ДВЗЯИ в плане создания Глобальной Мониторинговой Сети.

С целью эффективного выполнения положений ДВЗЯИ между Правительством РК и Подготовительной Комиссией Организации ДВЗЯИ было подписано Соглашение об осуществлении деятельности, связанной со средствами ядерного мониторинга.

Благодаря активной деятельности в области ядерного разоружения в 1994-1996 гг., Казахстан в 1996 г. получил статус наблюдателя, а 5 августа 1999 г. консенсусом был принят в члены Конференции по разоружению.

Политика Казахстана в области нераспространении химического, бактериологического и токсичного оружия. Казахстан, несмотря на то, что не имеет химического оружия, является участником Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной Казахстаном 13 января 1993 г. и ратифицированной 24 июня 1999 г. Создан национальный орган для выполнения положений Конвенции. Представители Казахстана регулярно принимают участие в сессиях и ежегодных заседаниях Конференции государств-участников Конвенции.

Завершаются внутригосударственные процедуры по присоединению Казахстана к Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления бактериологического и токсинного оружия и о его уничтожении (КБТО), и в этой связи уделяется особое внимание мерам, направленным на реализацию положений Конвенции.

Присоединение Казахстана к многосторонним режимам нераспространения. Необходимость противостояния новым вызовам безопасности, усиление мер по борьбе с международным терроризмом требуют активизации работы по присоединению Казахстана к многосторонним режимам нераспространения.

13 мая 2002 г. Казахстан стал 40-м членом Группы ядерных поставщиков (ГЯП). Целью нашего участия в ГЯП является активизация мер по борьбе с терроризмом, противодействию распространения оружия массового уничтожения, усиление контроля за использованием и перемещением ядерных материалов и продукции двойного назначения.

В июле 2005 г. в МИД Австрии - депозитарий Международного кодекса поведения по борьбе с распространением баллистических ракет направлена нота МИД РК с уведомлением о присоединении Казахстана к Кодексу, что является важным в контексте вступления страны в Режим контроля ракетных технологий.

Задания для самоконтроля:

1. Почему Казахстан отказался от ядерного оружия?

2. Какую политику проводит Казахстан в области разоружения и нераспространения оружия массового уничтожения?

1. Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998г. N 233-1 О национальной безопасности Республики Казахстан (внесены изменения Законом РК от 28.04.00 г. N 45-II)

2. Конституция Республики Казахстан. - Алматы, 1995.

3. Концепция экологической безопасности РК. Одобрена распоряжением Президента РК N 2967 от 30 апреля 1996 г. // Казахстанская правда.- 1.06.1996.

4. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 1-2.-С.107-108.

5. Назарбаев Н.А. На пороге XXI века. - Алматы, 1995.

8. Концепция внешней политики Казахстана, одобренная 16 марта 2001 г. Советом Безопасности РК // Kazakhstan today. 16 марта 2001 г.

11. Токаев К.К. Преодоление. Дипломатические очерки. - Алматы, 2003

12. Ашимбаев М., Лаумулин М. Трудный путь к региональной безопасности // Континент. - Алматы, 2002. - №10. - С. 19-23.

13. Бакаев Л. Национальная безопасность Республики Казахстан. Астана, 2000.

14. Бакаев Л.Н. Военная доктрина РК // Евразийское сообщество, 1995.№ 4-5, с. 42-52.

15. Внешняя политика Республики Казахстан. Хроника (1991-1999 гг.)/ Под общей редакцией Ж.О. Ибрашева. Алматы, 1999.

16. Внешняя политика Казахстана: Сборник статей. - Алматы - М., 1995. - 208 с.

17. Закон РК о членстве Республики Казахстан в МВФ, МБРР, MAP, МФК, Многостороннем агентстве гарантий инвестиций и Международном центре по урегулированию инвестиционных споров // Казахстанская Правда, 26 июня 1992.

18. Казахстан и Центральная Азия в мировом сообществе // Мысль, 1994, № 3, с. 24-28.

19. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и .мировое сообщество, 1995. № 1-2, с. 40-48.

20. Лаумулин М.Т. Казахстан в современных международных отношениях: безопасность, геополитика, политология. Алматы, 2000.

21. Меморандум о гарантиях безопасности // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1- 2, с. 107-108.

22. Меморандум о поддержании мира и стабильности в СНГ // Казахстан и мировое сообщество, 1995, №1-2, с. 111-112.

23. Мовкебаева Современные проблемы международных отношений. Учебное пособие. Алматы, 2000.

24. Национальная безопасность: итоги десятилетия. Астана: Елорда, 2001.

25. Политика и интересы мировых держав в Казахстане / Под редакцией Б. Султанова. Алматы, 2002.

26. Лаумулин М.Т. Азиатская безопасность и СВМДА // Казахстан и мировое сообщество. - 1995. - №1. - С. 40-48.

27. Токаев К.К. Важный этап в реализации казахстанской инициативы: интервью с министром иностранных дел о СВМДА//Казахстанская правда,-6 февраля 1996 г.

28. Токаев К.К. Внешняя политика: время размышлений, время действий// Казахстан и мировое сообщество.-1995.-N 2(3).-С.3-9.

29. Центральная Азия до и после 11 сентября: геополитика и безопасность. - Алматы, 2002. -209 с.

Взамен за отказ от ядерного оружия Казахстан получил уважение международного сообщества и мощную экономическую помощь, Беларусь отказалась от оружия безвозмездно, а Украина упустила свой исторический шанс, говорят эксперты на круглом столе радио Азаттык.

ОТКАЗ ОТ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ

26-27 марта в Сеуле прошел двухдневный саммит по глобальной ядерной безопасности. В рамках этого саммита президент США Барак Обама имел встречи с коллегами из Казахстана и Украины Нурсултаном Назарбаевым и Виктором Януковичем.

В своей речи на саммите Обама отметил заслуги Казахстана, Украины и других стран, которые после развала СССР отказались от ядерного оружия и передали ядерные материалы на хранение в безопасное место.

В своей статье, опубликованной в газете New York Times 26 марта, президент Нурсултан Назарбаев отметил, что добровольный отказ Казахстана от ядерного оружия является примером борьбы за ядерную безопасность.

Накануне сеульского саммита Украина перевезла оставшиеся 20 килограммов высокообогащенного урана на территорию России, чем выполнила свои обязательства, взятые два года назад в Вашингтоне.

ЧТО ПОЛУЧИЛИ ВЗАМЕН?

Все три бывшие республики СССР за отказ от ядерного оружия получили немало экономической помощи от России, но еще большую помощь оказали НАТО и США, считает Алексей Арбатов, ведущий специалист России в области международной безопасности, контроля над вооружениями и разоружения.

Алексей Арбатов говорит, что США и НАТО были заинтересованы в том, чтобы советский ядерный арсенал не распался на четыре части после распада Советского Союза. Поэтому США принимали активное участие в переговорах особенно с Казахстаном и Украиной, утверждает эксперт из Москвы.

Будапештский меморандум, принятый в 1994 году, призванный гарантировать безопасность Украины, по убеждению Михаила Самуся, фактически был консультативным документом, не являющимся гарантом для безопасности Украины.

Беларусь безвозмездно передала России свое тактическое и стратегическое ядерное оружие, рассказывает Мечислав Гриб, бывший председатель комиссии Верховного совета Беларуси по национальной безопасности, обороне и борьбе с преступностью.

С ним солидарен Алексей Арбатов, заявляя, что Казахстан получил очень много, но

Казахстан успешнее, чем любая другая постсоветская республика, использовал это благожелательное отношение международного сообщества.

самое главное, он получил уважение международного сообщества и желание иметь с ним дело со стороны США и других стран Запада.

- Казахстан успешнее, чем любая другая постсоветская республика, использовал это благожелательное отношение международного сообщества. Казахстан все эти годы развивался самыми высокими темпами из всех постсоветских стран. Казахстан эффективно использовал свои природные ресурсы, активно привлекал иностранный капитал и из США, и из России, и из Китая, и из Японии.

ПРИМЕР ДЛЯ ИРАНА

Отказ одних постсоветских республик от ядерного оружия и сосредоточения этого оружия в одной постсоветской России, на взгляд Тулегена Жукеева, и в стратегическом, и историческом контексте был правильным. Поскольку, опасается он, ядерное оружие становится не столько орудием сдерживания или предотвращения глобальной войны, а оружием шантажа. Он привел в пример события, происходящие вокруг ядерных программ Северной Кореи и Ирана.

Жукееву трудно представить, что если ядерное оружие осталось бы в некоторых постсоветских странах, режимы которых сейчас настальгируют по прошлому, то что могло твориться в центре Европы.

Что касается призыва президента Казахстана последовать примеру своей страны по отказу от ядерного оружия, адресованного руководству Ирана, то Жукеев заявляет, что Иран будет руководствоваться прежде всего своими национальными интересами.

- Никаких советов, никаких призывов ни ближних соседей, ни дальних партнеров в Иране слушать не будут, - убежден Тулеген Жукеев, бывший посол Казахстана в Тегеране.

Тема отказа Казахстана, Украины и Беларуси от ядерного оружия была подробно обсуждена на круглом столе Радио Азаттык, полную версию которого можно послушать здесь.





Воспоминания кадрового дипломата

На заре независимости США и Запад уделяли Казахстану пристальное внимание, что объяснялось наличием у нас серьезного ядерного арсенала. Не было месяца, а порой даже недели, когда Алматы не посещали визитеры из США или стран Западной Европы. Центральной темой на переговорах на всех уровнях, включая и Президента, была судьба ядерного оружия в Казахстане. Наши собеседники дипломатично, а порой и прямо увязывали перспективы сотрудничества в интересующих нас областях, прежде всего, в инвестировании в экономику Казахстана и поддержке на международной арене с ликвидацией нашего ракетно-ядерного потенциала. Так было во время визитов государственных секретарей США Дж.Бейкера и У.Кристофера, Вице-президента США А.Гора, первого заместителя Госсекретаря США С. Тэлботта, сенаторов, конгрессменов и других официальных лиц.

Мы хорошо сознавали, что после отказа Казахстана от ядерного арсенала интерес США к нашей стране неизбежно ослабнет. Необходимо было восполнить вакуум прежде всего экономическим интересом, многоплановым экономическим сотрудничеством, а также сотрудничеством в области безопасности, развития демократических институтов и гражданского общества, и в других сферах.

Посол Кортни был специалистом в области разоружения, принимал участие в сложных многолетних переговорах по этой проблеме между США и СССР. Он внес большой вклад в становление казахстанско-американских отношений…

Вопрос о присоединении Казахстана к ДНЯО американцы сделали центральным и во время визита Государственного секретаря У. Кристофера (октябрь 1993 года), который неожиданно обернулся для него большим разочарованием.

Переговоры Президента Н.А. Назарбаева с У. Кристофером из-за сжатости отведенного на визит времени были продолжены за обедом, который был устроен в честь гостя. Госсекретарь, за столом, как и во время переговоров, продолжал давить, настаивая на нашем безотлагательном присоединении к ДНЯО в ходе его визита. Президент в спокойной манере привел весомые аргументы, объясняя почему мы не можем присоединиться, не получив гарантии безопасности. Чем настойчивее становился У. Кристофер, тем спокойнее и тверже были возражения Н.А. Назарбаева.

Президент держал под постоянным контролем процесс подготовки визита в США и твердо стоял на требовании гарантий безопасности Казахстану как непременного условия нашего присоединения к ДНЯО. Эту линию он последовательно провел в беседе с У. Кристофером. Гость, видя, что время уходит, а он все еще далек от своей главной цели, попросил Президента прервать ланч и поговорить наедине, так как ему скоро надо ехать в аэропорт.

У. Кристофер, окончательно убедившись в неудаче, попросил Президента предоставить ему помещение, где он мог бы привести себя в порядок перед выходом к журналистам на заключительную пресс-конференцию. Я проводил его в кабинет помощника Президента.

А. Гор прилетел с супругой. В Алматы накануне прошел обильный снегопад и город ослеплял своей красотой на фоне заснеженных гор. Особенно красивыми были накрытые снегом тянь-шаньские ели на резиденции, где разместили гостей, которые рассматривали все с интересом и делились впечатлениями. Было заметно, что наша столица им очень понравилась.

…Итак, Президент и А. Гор поехали в Верховный Совет, где предстояло принять решение о ратификации ДНЯО, т.е. присоединиться к Договору. Это было последнее заседание Верховного Совета 12-го созыва, который самораспускался. Докладчиком по вопросу о присоединении к Договору выступал министр Сулейменов.

Накануне мной были подготовлены тезисы его выступления, в которых обосновывалась необходимость этого шага. В конце обсуждения на трибуну вышел Президент и ответил на вопросы депутатов. Голосование прошло успешно. Договор был ратифицирован и Казахстан принял статус безъядерного государства. В развитие этого решения во время пребывания А. Гора было подписано также Рамочное соглашение о демонтаже шахтно-пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, ликвидации последствий аварийных ситуаций и предотвращении распространения ядерного оружия.

А. Гор передал приглашение Президента У. Клинтона Н.А. Назарбаеву посетить США с официальным визитом. Была также достигнута договоренность о создании комиссии Назарбаев – Гор для координации и мониторинга всего комплекса казахстанско-американского сотрудничества, которая сыграла положительную роль и придала высокую динамику широкомасштабному взаимодействию двух стран, особенно в сфере экономики и финансов, а также в области безопасности.

Характер многочисленных острых вопросов, заданных в Верховном Совете во время слушаний вопроса о ратификации ДНЯО, свидетельствовал о наличии в депутатском корпусе, следовательно, и в обществе, серьезных сомнений относительно целесообразности такого шага. Озабоченность депутатов можно было понять. Однако, я глубоко убежден, что отказ от ядерного оружия был стратегически верным решением, имеющим историческое значение для будущего нашего молодого государства.

…Были с десяток аргументов в пользу присоединения к ДНЯО. Хотя на нашей территории были расположены почти 150 шахтных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет СС-18 с 12-ю ядерными боеголовками каждая, Казахстан, в действительности, не распоряжался ими. Там служили российские офицеры и сержанты, которые в критической ситуации стали бы выполнять приказы из Москвы. Как известно, Президент России Б. Ельцин, получив ядерный чемоданчик от М. Горбачева, заверил Казахстан, Украину и Белоруссию, на чьих территориях имелось советское ракетно-ядерное оружие, в том, что он не использует ядерное оружие без их согласия. Однако, полагаться на такие заверения, когда вопрос касается самого существования нашего народа, было бы безответственно. В то же время, наличие на нашей территории ядерного оружия и готовых к запуску ракет, автоматически ставило Казахстан под ядерный удар Запада в случае серьезного американо-российского конфликта. Таким образом, сохраняя ядерное оружие, мы ставили бы судьбу своей страны в зависимость от чужих национальных интересов.

Кроме того, мы не располагали национальными кадрами, способными обслуживать эти ракеты и боеголовки, содержать их в надлежащем состоянии, без чего они сами представляли смертельную опасность. Как любая техника, ядерные боеголовки и средства их доставки, шахтное оборудование для запуска межконтинентальных баллистических ракет требовали время от времени замены отслуживших свое компонентов, которые мы не производили, а Россия, несомненно, отказала бы нам в их поставках. К этому надо добавить, что содержание ядерного оружия и средств их доставки, а также обслуживающего персонала требовало огромных финансовых средств, непосильных для Казахстана, особенно в 90-е годы прошлого века.

Имелись и не менее серьезные международные аспекты данной проблемы. В случае сохранения Казахстаном ядерного оружия наше молодое государство неизбежно стало бы государством – изгоем, со всеми вытекающими из этого последствиями. Не было никаких сомнений в том, что нам была бы закрыта дорога во многие, если не во все, международные организации. Против нас применили бы всю санкционную мощь международного сообщества. Нечего было бы рассчитывать на доступ к финансовым источникам и на внешнее инвестирование. Нам закрыли бы выходы на международные рынки и просто-напросто удушили бы, что вызвало бы неизбежные социальные потрясения и, в конечном счете, привело бы к потере независимости и государственности. В реальности такой перспективы не приходилось сомневаться, так как требование нашего отказа от ядерного оружия исходило от всех без исключения мировых держав, включая Россию. В этих условиях решение о присоединении к ДНЯО с последующим демонтажем шахтных установок, ликвидацией МБР и вывозом из страны ядерных боеголовок было мудрым решением, открывавшим Казахстану дорогу в будущее, к построению национального государства и занятию достойного места в семье народов мира.


Как никто другой пострадавший от катастрофических последствий ядерных испытаний, которые начиная с 1949 года продолжались на нашей земле на протяжении четырех десятилетий, Казахстан с самого начала своей независимости выступает за ликвидацию ядерного оружия.

Об этом рассказал директор Департамента международной безопасности Министерства иностранных дел РК.

Кайрат Саржанов отметил, что Генеральной Ассамблеей ООН, начиная с 1998 года, по инициативе Казахстана каждые три года принимается резолюция "Международное сотрудничество и координация деятельности в целях реабилитации населения, восстановления окружающей среды и экономического развития Семипалатинского региона в Казахстане".

В ней, в частности, звучит призыв к международному сообществу оказывать нашей стране практическую помощь в разработке и осуществлении специальных программ лечения и обслуживания пострадавшего населения, в усилиях по обеспечению экономического роста и устойчивого развития в Семипалатинском регионе, а также отмечается системная работа казахстанского государства по выделению внутренних ресурсов для содействия удовлетворению потребностям лиц, затронутых последствиями ядерных испытаний, - отметил он.

29 августа 1991 года Первый Президент Казахстана – Елбасы Нурсултан Назарбаев, невзирая на давление военно-промышленного комплекса СССР и опираясь на волю народа Казахстана, который призывал поставить точку в сорокалетней истории ядерных испытаний, принял историческое решение закрыть Семипалатинский испытательный ядерный полигон. Тем самым наша страна внесла свой уникальный вклад в ядерное разоружение и глобальное снижение ядерной угрозы.

Саржанов отмечает, что с 1949 по 1989 год на Семипалатинском ядерном полигоне было произведено 456 ядерных испытаний, в которых было взорвано не менее 616 ядерных и термоядерных устройств, в том числе: 125 атмосферных (26 наземных, 91 воздушных, 8 высотных); 343 испытательных ядерных взрыва под землей (из них 215 в штольнях и 128 в скважинах).

Авторитетные эксперты в сфере международной безопасности обращают самое пристальное внимание на исторический опыт Казахстана – признанного лидера в вопросах ядерного разоружения и нераспространения. Так, Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун в ходе своего посещения территории бывшего Семипалатинского полигона в апреле 2010 года заявил, что Казахстан демонстрирует важное лидерство в сфере ядерного разоружения, и призвал руководителей всех стран, в особенности ядерных держав, следовать примеру Казахстана, - уточнил директор.

Вслед за Семипалатинским полигоном были закрыты или законсервированы другие ядерные полигоны в разных уголках планеты. Как итог – решительный шаг, предпринятый Казахстаном в 1991 году, проложил путь к принятию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), открытого к подписанию в 1996 году.

После закрытия Семипалатинского ядерного полигона и отказа от четвертого по мощности ядерного арсенала Казахстан, совместно с Россией и США, ликвидировал инфраструктуру полигона. На постоянной основе ведутся работы по обеспечению безопасности бывшего ядерного испытательного комплекса. Ядерная деятельность страны реализуется в полном соответствии со стандартами МАГАТЭ и под его эффективным надзором, - добавил эксперт.

За 30 лет независимости Казахстан присоединился к таким всеобъемлющим документам в области разоружения и нераспространения, как Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), Конвенция по запрещению химического оружия (КЗХО), Конвенция о запрещении биологического и токсинного оружия (КБТО), а также к ряду других международных соглашений в этой области.

21 декабря 2020 года Генеральная Ассамблея ООН на своей 75-й сессии единогласно приняла указанную резолюцию в десятый, юбилейный раз. Соавторами резолюции выступило рекордное число (118) государств-членов ООН, включая Австралию, Австрию, Великобританию, Венгрию, Германию, Индию, Индонезию, Испанию, Канаду, ОАЭ, Пакистан, Республику Корея, Саудовскую Аравию, США, Турцию, Японию и многих других.

Принятая резолюция по Семипалатинскому региону является наглядным свидетельством признания международным сообществом серьезных подходов Казахстана к системному решению вопросов преодоления последствий ядерных испытаний для жизни и здоровья людей, особенно детей и других уязвимых групп, - заявил Саржанов.

Министерство иностранных дел Казахстана на переговорах с зарубежными партнерами обращает особое внимание на важность реабилитации и восстановления Семипалатинского региона по трем главным направлениям: экологическому, социальному и экономическому.

В 2009 году дата закрытия Семипалатинского полигона – 29 августа – по нашей инициативе была объявлена Генеральной Ассамблеей ООН Международным днем действий против ядерных испытаний. Глубоко символично, что именно в этот же день, в 2019 году Казахстан передал в Секретариат ООН как депозитарию инструмент о ратификации Договора о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО), который вступил в силу 22 января 2021 года.

Аналитик отметил, что ядерное разоружение и нераспространение неразрывно связаны между собой. Отсутствие прогресса в разоружении напрямую влияет на эффективность режима ядерного нераспространения. В этой связи продвижение идеалов мира без ядерного оружия, поддержание и укрепление глобальных процессов ядерного разоружения и режима нераспространения является одним из ключевых приоритетов внешней политики Республики Казахстан.

В этом году, наряду с 30-летием закрытия Семипалатинского ядерного полигона, исполняется 15 лет со дня подписания Договора о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии – первого в регионе многостороннего инструмента в области международной безопасности.

Мы убеждены в том, что зона, свободная от ядерного оружия, в Центральной Азии (ЦАЗСЯО) представляет собой важный шаг на пути к укреплению процесса разоружения, режима ядерного нераспространения, развитию сотрудничества в сфере использования атомной энергии в мирных целях, взаимодействию по экологической реабилитации территорий, пострадавших от радиоактивного заражения, и укреплению регионального и международного мира и безопасности, - говорит он.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, являясь убежденным сторонником глобального движения за ядерное разоружение, последовательно продолжает продвигать антиядерные инициативы Елбасы. Так, в своем первом выступлении в качестве главы государства с трибуны Генассамблеи ООН в 2019 году он подчеркнул, что инициатива Елбасы о полном избавлении мира от ядерного оружия к столетнему юбилею ООН в 2045 году уже нашла огромное число сторонников как среди политических лидеров, так и среди широкой мировой общественности.

По инициативе Казахстана и в соавторстве с рядом стран с 2015 года каждые три года Генеральной Ассамблеей ООН принимается Всеобщая декларация о построении мира, свободного от ядерного оружия, которая рассматривается в качестве важного шага на пути к всеобщему разоружению и достижению мира, свободного от ядерного оружия.

Казахстан поддержал инициативу МАГАТЭ о создании Банка низкообогащенного урана (БНОУ). 29 августа 2017 года – в Международный день действий против ядерных испытаний состоялась церемония открытия здания Банка, в которой приняли участие Президент Республики Казахстан - Елбасы Нурсултан Назарбаев и Генеральный директор МАГАТЭ Юкия Амано.

Казахстан, предоставив свою территорию для размещения БНОУ МАГАТЭ, внес очередной исторический вклад в укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и создание совершенно нового механизма безопасного и рационального использования ядерного топлива. Данный проект осуществляется впервые в истории развития атомной энергетики, и нам вдвойне приятно осознавать, что это происходит при нашем непосредственном участии и на территории нашей страны.

Одной из наших значимых инициатив является международная кампания "АТОМ" (Abolish Testing – Our Mission), которая нацелена на обеспечение людей разных стран доступной информацией о последствиях и угрозах ядерных испытаний. Инициатива по его реализации была объявлена Н. Назарбаевым в столице Казахстана на международной конференции "От запрета ядерных испытаний – к миру, свободному от ядерного оружия" в августе 2012 г..

Он отметил, с момента объявления данной инициативы проведена существенная работа по ее продвижению как внутри страны, так и за рубежом, включая проведение презентаций Проекта по всему миру и организацию выставок картин известного художника, Почетного посла Проекта АТОМ Карипбека Куюкова, который сам является пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Ставится очень сложная, но благородная задача: объединив усилия граждан разных государств, навсегда остановить испытания ядерного оружия, сделать продвижение к безъядерному миру поступательным и необратимым.

Не случайно, что именно Казахстан и Япония, две страны, пострадавшие от применения и использования ядерного оружия, в 2015-2017 годах возглавили Конференцию по статье 14 Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, касающейся вопросов его вступления в силу.

Осенью 2016 года Елбасы и японский премьер-министр Синдзо Абэ впервые в истории Договора подписали в Нур-Султане на высоком уровне Совместную декларацию по скорейшему вступлению ДВЗЯИ в силу.

29 августа 2018 года, в Международный день против ядерных испытаний и день закрытия Семипалатинского ядерного полигона, в Нур-Султане состоялась Конференция Молодежной группы, собравшая 50 молодых экспертов в сфере ядерной безопасности, и Группы видных деятелей ОДВЗЯИ с посещением бывшего Семипалатинского полигона. Оба мероприятия были направлены на реализацию антиядерных инициатив Елбасы по достижению мира, свободного от ядерного оружия, и популяризацию установления всеобщего запрета на ядерные испытания и беспрецедентного вклада нашей страны в процесс глобального ядерного разоружения и нераспространения.

С целью признания заслуг политических и общественных лидеров и организаций в бескомпромиссном поиске мира, свободного от страхов перед войнами и кризисами, 10 октября 2016 г. была учреждена "Назарбаевская премия за мир без ядерного оружия и глобальную безопасность".

Напомним, что в 2017 году первым лауреатом Премии стал Король Иордании Абдалла II., который выступает за создание на Ближнем Востоке зоны, свободной от ядерного оружия. Эти усилия Короля Иордании вносят существенный вклад в дело международного ядерного разоружения и нераспространения, особенно в одном из самых неспокойных регионов мира.

В 2019 году лауреатами стали покойный Гендиректор МАГАТЭ Юкия Амано и Исполнительный секретарь ОДВЗЯИ Лассина Зербо за заслуги в сфере использования атома в мирных целях и продвижения запрета на ядерные испытания.

В целом, важная и знаменательная дата Международного дня действий против ядерных испытаний, несомненно, является важным компонентом международных усилий реализации глобальной повестки, для достижения мира, свободного от ядерного оружия, - заключил Саржанов.

Читайте также: