Каким образом в нормативно правовой базе определяется понятие онлайн обучение

Обновлено: 02.07.2024

Дистанционное обучение – одна из современных образовательных технологий, способствующих решению задач социально-экономического и научно-технического развития общества. Как и всё новое, применение и развитие этой технологии требует четкой нормативной базы.

Исследования экспертов по этой проблеме носят фрагментарный характер, и мы считаем необходимым систематизировать этот материал в предлагаемой статье.

Вопросы дистанционного обучения в нашей стране стали обсуждаться и находить свое отражение в документах в связи с проблемами информатизации вузов в 90-х годах прошлого века.

Позднее был принят целый ряд общих документов, направленных на укрепление и развитие дистанционного образования на территории Российской Федерации и стран СНГ.

На протяжении времени, за которое создавались эти приказы и решения, при поддержке Минобразования и Госкомвуза РФ был проведен ряд мероприятий, тематика которых связана с проблемами функционирования системы дистанционного образования (ДО) в России и за ее пределами. Так, в 1994 г. состоялся Международный конгресс по дистанционному образованию, в апреле 1995 г. созвана коллегия Госкомвуза России по вопросу о развитии ДО в России.

Однако из-за отсутствия бюджетного финансирования концепцию не удалось реализовать. Учебные заведения стали искать самостоятельно резервы для ее внедрения и появились вузы-лидеры в области дистанционного образования: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, Российский университет Дружбы народов, Современный гуманитарный университет, РЭА им. Плеханова, Региональный финансово-экономический институт и др.

В сентябре 1995 г. был организован прием Европейской ассоциации дистанционного образования. Кроме того, в марте 1996 г. российская делегация приняла участие в мероприятиях, проводимых в рамках недели дистанционного образования в г. Вашингтоне (США).

Параллельно совершенствовалась и унифицировалась с помощью нормативных документов методическая база дистанционного образования. Приказом № 929 от 23.05.1996 г. был учрежден научно-методический совет по дистанционному образованию в области экономики и управления, а 17.06.96 г. соответствующим приказом был учрежден Центр информационно-аналитического обеспечения системы дистанционного образования.

Необходимость иного качества образования при использовании средств дистанционного образования была признана фактом создания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовки специалистов в ноябре 1997 г.

Необходимость иного качества образования при использовании средств дистанционного образования была признана фактом создания Координационного совета по повышению квалификации и переподготовки специалистов в ноябре 1997 г.

В 1999 году в России разработана Концепция формирования информационного общества. Целью Концепции являлось определение российского пути построения информационного общества, основных условий, положений и приоритетов государственной информационной политики, обеспечивающих его реализацию.

В приложении №1 к этому приказу определены и описаны основные направления исследований этой программы, в частности, связанные с исследованием потребности в дистанционном обучении в России, разработкой учебно-методического и программно-технического обеспечения дистанционного обучения и др.

Причиной принятия Программы информатизации на 2001-2005 гг. всей сферы российского образования стали решения Окинавской хартии глобального информационного общества от 22 июля 2000г. Для реализации самой масштабной из всех отраслей программ было выделено 40 млрд. руб.

Программа информатизации включала и дальнейшее совершенствование технологий дистанционного обучения. Все убедительнее звучала мысль о новой парадигме образования – формирование распределенной среды обучения, в которой человек может учиться всю жизнь (дистанционное обучение).

В 2001 г. по приказу Минобразования России создается Рабочая группа по разработке перечня отраслевых стандартов для системы открытого образования, которая формулирует структуру технологических стандартов отрасли в части распределенного электронного обучения.

Именно в этот период все чаще стали встречаться термины: открытое образование, система открытого образования, открытые университеты.

Полемика по вопросам внедрения технологий ДО и корректировки законодательной базы в начале текущего века велась около 10 лет. Существовало несколько точек зрения по вопросу готовности действующего законодательства к переходу на новые образовательные технологии в государственном масштабе.

Мнение одних экспертов сводилось к тому, что учебные заведения самостоятельно должны решать вопросы внедрения дистанционного обучения в вузах. Другие эксперты высказывались за введение строгой регламентации дистанционного обучения [23].

Сторонники введения стандартов опирались на результаты эксперимента, проводившегося в высшей школе [23].
Длительное время, в частности, полемическим был вопрос – является ли дистанционное обучение новой формой обучения или технологией обучения в уже существующих формах?

Новый закон направлен на расширение сферы использования допустимых видов электронных подписей (вводится простая и усиленная электронные подписи, при этом усиленная электронная подпись может быть квалифицированной или неквалифицированной).

Опираясь на опыт использования электронного и дистанционного обучения ведущими вузами нашей страны и за рубежом, следует отметить, что расширение использования электронного обучения, в том числе дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, является одним из ключевых направлений повышения качества образования.

Таким образом, проведенный анализ нормативно-правовой базы дистанционного обучения позволил сформировать систему основных понятий, определений в этой области, сделать вывод, что наряду с существующей законодательной базой многие вопросы регламентированности этого процесса решаются локальными актами образовательных организаций.

Вместе с тем, каждой образовательной организации следует исходить из того, что залогом экономической стабильности и окупаемости затрат любой системы, особенно образовательной, является четко разработанная нормативно-правовая база.

Список литературы

Онлайн-курсы и обучающие цифровые платформы смогут официально получить лицензию на образование. Это следует из нового положения о лицензировании образовательной деятельности, которое вступает в силу 1 января 2021 года. Оно будет действовать на территории России ровно год.

На врача в онлайне не выучиться. А пройти курсы веб-дизайна и получить сертификат - почему бы и нет? Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС

На врача в онлайне не выучиться. А пройти курсы веб-дизайна и получить сертификат - почему бы и нет? Фото: Сергей Фадеичев/ ТАСС

В чем "вся соль" документа? Организации, использующие исключительно электронные или дистанционные технологии обучения, теперь могут не предъявлять заключение о соответствии помещений и оборудования санитарным нормам. Никогда еще в российском образовательном правовом поле не было таких послаблений. Барьеры для развития онлайн-образования в России, похоже, уходят в прошлое.

Дистант в законе

Главные "разработчики" изменений - специалисты Агентства стратегических инициатив (АСИ), Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)" и "Университета Национальной технологической инициативы 2035".

- Дистанционное образование прочно вошло в жизнь каждого российского школьника и студента, а пандемия коронавируса, отправившая учащихся по домам, обнажила имеющиеся сегодня сложности, - отмечает гендиректор АСИ Светлана Чупшева. - В частности, действующие нормативно-правовые акты не отражали новой реальности и предъявляли ко всем образовательным организациям одни и те же требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны.

Рабочая группа определила срок действия этого положения на год. Но это не значит, что через год все отменится и снова станет как было.

- С учетом поручения об упрощении механизмов лицензирования и аккредитации мы ожидаем, что эти предложения будут зафиксированы и в новых правовых актах, - рассказала "РГ" ректор "Университета 2035" Нина Яныкина. - Мы надеемся, что инициативы позволят привлечь в профильные государственные проекты те качественные и актуальные программы цифровых платформ, которые из-за ограничений не могут получить лицензию на дополнительное профобразование. Один из таких проектов - персональные цифровые сертификаты на обучение граждан в рамках федерального проекта "Кадры для цифровой экономики". Здесь за каждого выпускника образовательным организациям с лицензией компенсируют в 2020 году до 30 тысяч рублей. До конца года планируется обучить 33 000 россиян из более чем 40 регионов страны. При этом обучение в этом году полностью проходит в дистанционном формате.

До сих пор ко всем образовательным организациям предъвляли одинаковые лицензионные требования. Но для тех, кто учит исключительно онлайн, они избыточны

Докажи, что ты онлайн

Однако не получится ли так, что теперь, как грибы после дождя, появятся онлайн-школы и вузы, которые начнут направо и налево выдавать дипломы и аттестаты? Все опрошенные "РГ" эксперты уверены: однозначно, нет ! Речь идет не о школьном или вузовском образовании. А о дополнительных программах для детей и даже в большей степени - для взрослых: профессиональных программах переобучения, повышения квалификации, языковых, гуманитарных и IT-курсах.

- Чтобы выдавать вузовские дипломы и школьные аттестаты, нужна не только лицензия, но и аккредитация. Но ее не получить без материально-технических условий, прописанных в федеральных государственных образовательных стандартах. Новое постановление вопросы аккредитации никак не затрагивает, - рассуждает директор Центра систем оценки и управления качеством образования ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин. - Так что, скорее всего, мы увидим именно лицензированные профессиональные онлайн-курсы.

Есть и еще нюанс. Да, требования к зданиям и помещениям для онлайн-платформ сняли, зато добавили новое условие: теперь нужно будет доказать, что у обучающей организации для качественного онлайна есть необходимая электронная информационно-образовательная среда. Электронные ресурсы и технические средства. Кроме того, по-прежнему для получения лицензии нужно создать собственные образовательные программы, собрать квалифицированных педагогов и многое другое.

Какие риски

Кстати, по данным исследования ВШЭ, до пандемии рынок онлайн-образования в России рос примерно на 17-25% в год. А после объявления карантинных мер число пользователей популярных образовательных платформ увеличилось в 6-10 раз. Однако мало кто знает: огромное количество онлайн-платформ и онлайн-курсов сегодня работают, по сути, без лицензии и оказывают не образовательные, а консультационные услуги.

Фото: Аркадий Колыбалов/РГ

- Самое сложное - получить санитарно-эпидемиологическое заключение на помещение, адрес которого будет указан в лицензии, - признались эксперты одной из компаний. - Мы получали лицензию на допобразование трижды. И каждый раз это стоило огромных усилий и требовало участия профильного юриста.

Опрошенные "РГ" участники рынка - "Фоксфорд", Учи.ру, Skyeng считают: отмена требования о санитарно-эпидемиологическом заключении на помещение - важное решение для Edtech-отрасли. Снятие барьеров может стать толчком к открытию новых онлайн-школ и сервисов. Правда, есть и риски: на первоначальных этапах могут появляться продукты плохого качества. Но в конечном счете аудиторию сохранят те, кто сумеет быстро адаптироваться и предложит высококачественные продукты и сервисы.

Стадион вместо лекции?

- У дистанционного обучения своя специфика, - говорит ректор РосНОУ Владимир Зернов. - Не нужны большие площади или те же спортивные сооружения, как в случае с очным. У нас может быть великолепный стадион, но отвратительная электронная среда - и кому от этого хорошо? Важны качество электронной среды, образовательного контента и, конечно, возможность контроля за ходом экзамена. Раньше все отслеживали методисты, а сейчас это можно делать удаленно и не менее эффективно. Если ввести четкие, ясные требования, качество обучения в дистанте фактически не будет уступать аудиторным занятиям. Нужно просто четко прописать, что требуется в обоих случаях.

Кстати, примерно о том же "РГ" рассказали в Рособрнадзоре - главном ведомстве, которое отвечает в России за образовательные лицензии. По сути, чтобы новое положение заработало на полную, необходимы еще несколько нормативных актов.

- Действующей редакцией Федерального закона "Об образовании в РФ" определено: организации вправе применять электронное обучение и дистант в порядке, установленном минобрнауки по согласованию с минпросвещения, - прокомментировали ситуацию в Рособрнадзоре. - Действующий на сегодня порядок утвержден в 2017 году. Новый порядок пока не утвержден. В законе установлено, что перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, по которым не допускается исключительно дистанционное обучение, также утверждается минобрнауки. Этот перечень пока также не утвержден.


Роберт Уразов, генеральный директор Союза "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)":

- Сегодня в условиях пандемийных ограничений появляется все больше качественных онлайн-программ, которые позволяют осваивать новые профессии, не выходя из дома. Например, сейчас мы реализуем большую правительственную программу по переобучению лиц, пострадавших от последствий распространения новой коронавирусной инфекции. Всего планируем обучить 110 тысяч человек, в том числе дистанционно. Среди компетенций - "Веб-дизайн и разработка", "Графический дизайн", "Программные решения для бизнеса" и многие другие. Но наша практика показывает: получить полноценное образование, в том числе практические навыки исключительно в Сети, можно только по крайне ограниченному кругу профессий. В основном связанных с работой в виртуальных средах. Но как только профессия делает хотя бы небольшой "шаг" в реальный мир, без физического контакта, без специального оборудования не обойтись. Та же самая мехатроника или инженерный дизайн - вроде бы тоже IT-направления. Но нужно уметь работать с платами для мехатронных интерфейсов, с оборудованием для прототипирования.

Фото: iStock

Алихан Динаев, учитель права и обществознания из Грозного, "Учитель года России-2018":

- Упрощение процедуры лицензирования для тех организаций, которые работают исключительно онлайн, - разумный и правильный шаг. В каком-то смысле это законодательное закрепление того, что де-факто уже существует. А еще это избавление учителей, репетиторов, бизнесменов от чрезмерных бюрократических препятствий, которое должно создать дополнительные рабочие места.

Наверняка, многие воспримут это решение как очередную атаку на систему традиционного "офлайн-обучения". Мне кажется, всерьез беспокоиться об этом не стоит. Полноценное и всестороннее общее и вузовское образование в онлайне просто невозможно. Однако всем нам придется смириться с мыслью: доля, значимость и эффективность онлайн-обучения с каждым годом будут только расти.

В этом разделе мы собрали материалы, которые помогут Вам определиться с выбором системы дистанционного обучения, оценить требуемые инвестиции на ее внедрение и успешно внедрить систему дистанционного обучения в Вашей организации.

Актуальность проблемы нормативно-правового обеспечения ДО в Российской Федерации подтверждается и тем фактом, что деятельность всех образовательных учреждений регламентируется соответствующими законами и приказами, суть которых периодически претерпевала серьезные изменения. Все это наглядно иллюстрируется хронологией издания и отмены приказов Минобрнауки РФ по вопросам ДО

Чаще всего под e-Learning понимают обучение, построенное с использованием Интернет-технологий. Например: e-Learning – использование Интернет-технологий для предоставления широкого спектра решений, обеспечивающих повышение знаний и производительности труда. e-Learning базируется на основополагающих принципах:

  • работа осуществляется по сети;
  • доставка учебного контента конечному пользователю осуществляется посредством компьютера с использованием стандартных Интернет-технологий.

Есть еще определения, которые делают акцент на других аспектах e-Learning. Например: e-Learning – обучение, построенное с использованием информационных и телекоммуникационных технологий. Охватывает весь спектр действий, начиная от поддержки процесса обучения, до доставки учебного контента слушателям.

  1. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
  2. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Наряду с ожиданием подзаконных актов, указанных выше, ждут своего решения и такие проблемы, как:

  • Электронные учебные издания, электронные образовательные ресурсы, электронные информационные ресурсы – каким будет нормативное правовое регулирование создания и использования, стандартизация метаописаний электронных ресурсов;
  • Электронная информационно-образовательная среда, цифровая (электронная) библиотека образовательной организации, сетевое взаимодействие при реализации образовательной программы с использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • Учет особенностей осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при лицензировании.

Открытыми остаются также вопросы контроля и оценки качества продуктов для электронного обучения. Известно, что выбор стандартов и технологий в области предоставления знаний (таких, как SCORM, IMS, и др.) во многих развитых странах возведен в ранг государственной политики. В Российской Федерации этот процесс пока находится в стадии становления.

В условиях интернационализации, глобализации экономики и развития рынка интеллектуальных ресурсов, вхождения России в Болонское соглашение применение электронное обучение должно поддерживаться на уровне политики государства

Автор: Е.П.Чирко, Казанский (Приволжский) федеральный университет

Мы регулярно размещаем на сайте интересные материалы по дистанционному обучению.

Хотите быть в курсе событий? Подпишитесь и получайте полезные e-mail рассылки для использующих дистанционное обучение и онлайн-технологии

Случается, что Вы отписались от подписки или пометили как СПАМ, но теперь хотите восстановить подписку.

Обзор: правовое обеспечение дистанционного обучения в ВУЗах России, Казахстана, Беларуси и Украины

Рассмотрим нормативно-правовые акты, регулирующие применение ДО (дистанционного обучения) и ДОТ (дистанционных образовательных технологий) в России, Беларуси, Казахстане, Украине. Акцент делается на правовом регулировании дистанционной формы обучения, внедрения электронного обучения в ВУЗах. Хотя частично будут затронуты и другие виды образования, так как законодательно в ряде стран школьное и высшее образование – в единой связке.

Нормативно-правовые акты, регулирующие применение ДО и ДОТ в России

Но, а как же дистанционное образование в России организовывалось ранее, если как-такового закона не было? Ведь была же возможность далеко не один год получать дистанционно и высшее образование, и образование в колледже, а с началом пандемии коронавируса на удаленку активно переходили учреждения образования, начиная со школ?

Дистанционное образование

Поэтому ещё далеко до пандемии, человек мог пойти учиться в ВУЗ, колледж на очную форму, и при этом обучаться по дистанционным технологиям.

Благодаря проекту Росдистант с использованием дистанционных технологий вполне реально получить как первое высшее образование на базе среднего профессионального образования (за 3 года), так и второе высшее образование за 2,5 года. Причём по сути это действительно онлайн-образование. Нет никаких законодательных препятствий для того, чтобы дистанционно происходило и поступление, и тестирование, и сдача квалификационных работ.

Организаторы обучения захотели и сделали! Дипломы гособразца выдаются. Вопреки тому, что закон о дистанционном образовании как таковой еще не появился.

В колледжах ситуация, кстати, схожая с ВУЗАми. Как форма дистанционное обучение пока не закреплено. Но дистанционные технологии здесь никто не отменял. Поэтому неудивительно, что количество колледжей, которые практикуют применение ДОТ, только растёт.

Базой при внедрении дистанционных технологий в своё время стал Федеральный закон 2012 года "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2021).

Дистанционные технологии

В законе прописано и то, что учреждения образования имеют право использовать ДОТ, электронное обучение только в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти. Ведь именно в зоне его компетенции - функции, связанные с госполитикой и нормативно-правовым регулированием.

В этом же законе оговаривается и необходимость создания учреждениями образования условий для организации и функционирования электронной информационно-образовательной среды. При этом чётко прописывается, что в нее входит:

  • совокупность информационных и телекоммуникационных технологий,
  • электронные информационные ресурсы,
  • электронные образовательные ресурсы.

Оговорена в законе и защита сведений при реализации образовательных программ с применением ДОТ, электронного обучения. В современных условиях это очень важно.

Также в настоящее время активно применяется нормативно-правовой акт 2017 г. "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ". В нём говорится, что созданная среда для дистанционного обучения должна в полном объеме обеспечивать возможность освоения образовательной программы.

При этом речь может идти как о создании собственной среды, так и заключаться договор об использовании сторонней среды при внедрении дистанционного обучения. Это также очень важно, потому что разработчик среды может находиться территориально где угодно (вплоть – до другой страны). И важно, что стороны законодательства не только нет никаких препятствий, но и этот момент отдельно оговаривается.

Важный момент: также активно ведётся работа и по корректировке подзаконных нормативно- правовых актов. Особенно важно, что при этом будут чётко прописаны обязанности педагогических работников, нюансы проведения итоговой аттестации и так далее.

Выводы

Весной 2021 года, когда появится чёткий проект, который касается дистанционного образования, ситуация должна улучшиться в лучшую сторону.

Правовое регулирование дистанционного образования в Республике Беларусь

Главная сложность при внедрении дистанционных технологий в обучение в Республике Беларусь состоит в том, что долгие годы многие правовые акты имели исключительно рекомендательный, а не нормативный характер.

В частности, дистанционная форма получения образования как одна из форм электронного обучения, прописана в Ведомственных актах ненормативного характера, например, Концепция информатизации системы образования Республики Беларуси.

На что можно будет надеяться, когда проект будет принят:

Выводы

Нормативно-правовые документы по дистанционному обучению в Казахстане

Документ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования" в первую неделю января подписал президент страны Касым-Жомарт Токаев.

При этом важно отметить, в Казахстане с появлением новых свобод активно ужесточают требования к самим ВУЗам. Громким делом конца 20-го-начало 21 года стало лишение лицензий Казахской академии транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева, Регионального социально-инновационного университета, Академии экономики и права имени Джолдасбекова.

Нормативно-правовые документы по дистанционному обучению в Украине

Оно распространяется на общеобразовательные, профессионально технические, высшие учебные заведения, а также заведения последипломного образования.

В нём чётко закреплена дистанционная форма обучения в учебных заведениях и детализируется, что

технологии дистанционного обучения могут применяться для реализации различных форм обучения.

Прописаны в документе и формы, доступные при дистанционной форме обучения. Это непосредственно учебные занятия, самостоятельная работа и контрольные мероприятия. В ВУЗах с помощью такой формы возможна практическая подготовка, в ПТУ профессионально-практическая подготовка.

учебный процесс

Наличие правовой базы сразу сподвигло и на организацию дистанционного обучения ряд ВУЗов Украины. Есть среди них и немало технических специальностей, например:

  • транспортные технологии и автомобильное хозяйств в Харьковском национальном автомобильно-дорожном университете,
  • автомобильный транспорт, инженерная механика, нефтегазовое дело, приборостроение, компьютерная инженерия, программная инженерия, автоматизированное управление технологическими процессами, метрология и измерительная техника в Ивано-Франковском национально-техническом университете нефти и газа.
  • машиностроение, инженерная механика, электротехника и электротехнологии, радиоэлектронные аппараты, автоматизированное управление технологическими процессами в Тернопольском национальном университете.
  • машиностроение, электротехника и электротехнологии, электронные приборы и системы в Сумском государственном университете

Особенности

В Украине правовая база вполне подготовлена, чтобы организовать и развивать дистанционное обучение, но многие ВУЗы относятся к этой мере сдержанно, ссылаясь на то, что для многих профессий нужно практическое аудиторное обучение.

Резюме

Итак, в настоящее время правовое обеспечение дистанционного обучения в ВУЗах России, Казахстана, Беларуси и Украины очень разнится.

Читайте также: