Что такое комплексное учебно методическое обеспечение

Обновлено: 30.06.2024

В данной статье мы разберем, что такое учебно-методический комплекс, из чего он состоит и как именно его создать. Для начала сформулируем определение.

Учебно-методическим комплексом (УМК) называются систематизированные материалы, необходимые для осуществления образовательного процесса, которые обеспечивают успешное обучение и активную познавательную, творческую и коммуникативную деятельность учеников.

УМК – это система, все части которой взаимосвязаны и взаимозависимы. Они образуют единое целое, которое позволяет достичь основной цели образовательной программы.

В УМК выделяют четыре основных компонента:

  1. Ведущий документ – образовательная программа. Именно на ее основе и разрабатывается весь комплекс.
  2. Учебные систематизированные руководства для обучающихся и педагога. Основные и факультативные программы не могут быть реализованы без дополнительных комплектов материалов информационного, вспомогательного и справочного характера, а также различных предметных руководств, кратких записей занятий, дополнительной литературы научной и методической направленности, системы творческих заданий, шаблонных решений и т.д.
  3. Система образовательных методов. Этот компонент образуют различные пособия, целью которых является помощь в освоении содержания образовательной программы. Все методы обучения можно с большой долей условности разделить на современные и традиционные. К традиционным принято относить все виды печатных пособий (фото, таблицы, плакаты, картины, раздаточный материал, карточки, диафильмы, звукозаписи). К современным – видеофильмы, мультимедийные материалы, образовательные программы и приложения.
  4. Система средств, предназначенных для научной организации труда учителя и учеников. Она может быть представлена в виде материалов следующего направления:
  • материалы по обеспечению индивидуального подхода к ученикам (методики психологической и педагогической диагностики личности, памятки и карточки для детей и родителей);
  • материалы для эффективной работы с детскими коллективами (методики педагогической диагностики, игровые техники, сценарии проведения общих игр и мероприятий).

Как правило, создание любых видов УМК занимает довольно много времени, поскольку это творческая и кропотливая работа.

Основные этапы разработки учебно-методического комплекса

Процесс создания УМК состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в анализе определенных задач обучения, развития и воспитания учащихся, оценке объема и характера информации, которая предлагается для усвоения, а также оценке начального уровня подготовки учеников. Также необходимо подробно изучить учебный материал, разделить его на логические фрагменты, называемые информационными компонентами, а также обосновать логику построения каждого такого компонента.

Второй этап состоит в разработке методических советов, подборке материалов по обеспечению индивидуального подхода к ученикам, разработке опросников, анкет и напоминаний для родителей и учеников, создании сценариев активных мероприятий и других событий, планировании применения игровых методик.

На третьем этапе учитель создает методические и учебные пособия, формируя полноценный пакет материалов, обеспечивающих качественное содействие ученикам в усвоении новой информации, профессиональном и общественном самоопределении.

Каждый педагог вправе составлять свой собственный учебно-методический комплекс и формировать его состав по своему усмотрению в соответствии с уровнем подготовки учеников и их образовательных, культурных и иных потребностей, а также состоянием их здоровья. УМК может быть разработан как отдельным преподавателем, так и целой группой – это определяется спецификой структурного подразделения и видом конкретной программы. Цель УМК – решить основной круг задач, встающих в рамках процесса обучения.

Правила разработки учебно-методического комплекса

В вузе УМК создается группой преподавателей или отдельным педагогом, обеспечивающим ознакомление студентов с учебной дисциплиной в соответствии с образовательным планом по конкретным направлениям (специальностям). Ответственность за корректность и качество готового УМК несет кафедра.

Итоговый документ должен соответствовать всем требованиям Государственного образца для студентов (слушателей, курсантов) по конкретной специальности. Также важно, чтобы учебное заведение имело необходимое техническое и учебно-методическое оснащение всех предметов, в том числе и разного рода научной литературой.

Все материалы, внесенные в учебно-методический комплекс, должны иллюстрировать стремительное развитие науки, делать описание учебного материала связным и логичным, предполагать применение самых современных методов и различного рода мультимедийной техники для повышения интенсивности учебного процесса. Все это помогает студентам и школьникам лучше усваивать новое и активнее применять знания на практике.

Таким образом. в создании УМК выделяют следующие этапы:

  • создание учебной программы по нужному предмету, входящему в основной учебный план вуза, училища, школы;
  • создание модели УМК с определением целей, проблем, содержимого, элементов, методов, конструкций и обучающих средств;
  • написание лекционных планов, обоснование методик ведения дополнительных уроков, подбор иллюстративного материала, упражнений, составление правил отчетности, подготовки курсовых работ и т.д.;
  • оформление материалов комплекса в электронном и печатном виде;
  • правка и доработка материалов УМК (при необходимости).

После подготовки всего комплекса преподаватель должен четко видеть перед собой весь будущий учебный процесс, его последовательность, расписанную по действиям и шагам. В основе любого хорошего и результативного обучения лежит именно подробный и качественный учебно-методический комплекс. Его наличие позволит избежать многих технических проблем, например, связанных с подменой заболевшего учителя, ведь его заместитель сможет использовать все заранее подготовленные материалы, и преемственность изложения информации не пострадает.


Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала поиск педагогической наукой и практикой путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация па конечные результаты, в частности, на формирование личности специалиста, его нравственного и творческого потенциала. Интенсивно обновляются содержание среднего профессионального образования, технологии обучения, формы организации учебного процесса. Значительно возрос интерес педагогической общественности к проблеме комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса. И это закономерно. Ведь педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество и результативность образовательного процесса существенно повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно.

Дидактический эффект в этом случае достигается за счет того, что при комплексном учебно-методическом обеспечении в большей мере создаются необходимые условия для функционирования образовательною процесса в соответствии с принципами и закономерностями обучения, для более качественного усвоения содержания образования, реализации целей обучения, воспитания и развития студентов, активизации их учебно-познавательной деятельности и управления ею.

Реформирование системы профессионального образования России в настоящее время требует обновления его содержания и предполагает изменения форм и методов обучения. Стремительное развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников и переход к реализации ФГОС СПО, открыли новые возможности образовательного прогресса. Все это, в свою очередь, влияет на модернизацию системы среднего профессионально образования, особенно в части создания учебно-методических комплексов.

Под комплексным учебно-методическим обеспечением образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям следует понимать разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и средств контроля, необходимых (достаточных) для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами на изучение дисциплин и освоение специальностей.

Требования к разработке и созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям:

- комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине и специальности должно разрабатываться и. создаваться в полном его составе и содержании, включая нормативную и учебно-методическую документацию, средства обучения и средства контроля;

Главная функция УМК заключается в том, что он выступает в качестве инструмента системно — методического обеспечения образовательного процесса по основной профессиональной образовательной программе, его предварительного проектирования.

УМК объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям образования. Не только фиксирует, но и раскрывает требования к содержанию изучаемых дисциплин, МДК к знаниям, умениям и практическому опыту выпускников, формированию ряда общих и профессиональных компетенций, содержащихся в ФГОС по специальностям СПО, тем самым способствует его реализации, служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов.

Однако функции УМК не будут исполнены в полной мере, если данный комплекс будет представлять собой лишь собранные вместе компоненты, не связанные между собой единым концептуальным подходом.

В основу УМК должны быть положены следующие принципы:

- принцип целостности — УМК выступает как модель проектируемой педагогической системы;

- принцип детерминирования — УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления;

- принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

- принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы, за достижением целей;

- УМК разрабатывается в строгом соответствии с характеристиками, отраженными в учебном плане (название, трудоемкость, семестры, формы учебной работы, виды контрольных мероприятий и т. д.);

- содержание и трудоемкость учебной дисциплины, МДК варьируется в зависимости от требований ФГОС по профессии/специальности направления подготовки, целей ОПОП и учебного плана;

- содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

- все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

Только соблюдая вышеперечисленные принципы, можно создать качественный учебно-методический комплекс.

Если говорить о самых общих подходах к возможным структурным составляющим средств обучения УМК, то последние могут быть представлены следующим образом [3, с. 110–112]:

- сетевые электронные учебные издания (электронный учебник);

- компьютерные обучающие системы в гипертекстовом и мультимедийном вариантах;

- аудио учебно-информационные материалы;

- видео учебно-информационные материалы;

- лабораторные практикумы (в том числе и лабораторные практикумы удаленного доступа);

- тренажеры, т. е. тренинговые учебно-тренировочные упражнения (в том числе и с удаленным доступом);

- информационные базы данных и знаний с удаленным доступом;

- электронные библиотеки с удаленным (сетевым) доступом;

- средства обучения на основе компьютерных образовательных сред (КОС);

- средства обучения на основе виртуальной реальности (ВР);

- средства обучения на основе геоинформационных систем (ГИС).

При создании УМК можно выделить 4 этана.

1 этап — создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят: Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий); Региональный компонент — рабочий учебный план. рабочая программа, календарно-тематический план, технологические карты уроков (или план учебного занятия)

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения.

В первую очередь определяются дидактические средства:

1. Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы.

2. Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания.

3. Дидактические материалы. Сюда включается все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя,

4. Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты, и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения

В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для зашиты практических и лабораторных работ.

4этап — контроль за знаниями и умениями студентов.

В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов: Блочно-модульный рейтинговый контроль, срезы знании, тестирование, коллоквиумы, семинары, контрольные и самостоятельные работы, зашита лабораторных и практических работ, зашита рефератов, зашита курсовых работ.

Здесь особо надо учесть контроль за самостоятельной работой студентов, которая предусмотрена рабочей программой (подготовка рефератов, сочинений, составление кроссвордов, обработка различных деталей изделий и т д.).

Также обязательным блоком при создании УМК необходимо включать электронные пособия, используемые на данной дисциплине. Например, такие как, электронные учебные пособия, обучающие программы, тестирующие программы, презентации.

Создание УМК положительно влияют на подготовку специалистов. Преподаватель, работая над созданием УМК. совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

1. Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002

2. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

3. Андреев А. А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность, технологии, организация. — М.: Издательство МЭСИ, 1999. — 196с.

4. Аргунова Т. Г. Комплексное учебно-методическое обеспечение предмета. М., 1999

5. Гусева Р. П. Методическая готовность преподавателей к созданию комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.// Среднее профессиональное образование, 2003, № 3.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, качественная реализация, педагогическая наука, профессиональное образование, рабочая программа, учебное занятие.

Похожие статьи

Особенности учебно-методического обеспечения в колледже

Статья раскрывает понятие учебно-методического обеспечения образовательного процесса, основные цели, приоритетные задачи, показатели при проектировании, а также факторы, влияющие на формирование УМО.

Алгоритм определения уровня учебно-методического.

образовательный процесс, учебно-методическое обеспечение, профессиональное образование, знание, учебно-методическая документация, создание условий, рынок труда.

Основы обеспечения взаимосвязи учебной программы.

образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование.

Структура учебно-методического комплекса | Статья в сборнике.

образовательный процесс, учебная программа, учебно-методический комплекс, материал, студент, средство обучения, федеральный государственный образовательный стандарт.

Вопросы модернизации процесса подготовки. | Молодой ученый

образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа, профессиональное образование.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества. образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа.

Конструирование учебной дисциплины как системы в контексте.

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества. - комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по любой учебной дисциплине и специальности должно разрабатываться и.

Средства обучения в школьной педагогической практике

Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества. образовательный процесс, средство обучения, комплексное учебно-методическое обеспечение, учебная дисциплина, учебно-методическая документация, рабочая программа.

Специфика дисциплин в колледже и ее влияние на процесс.

Ключевые слова: учебно-методическое обеспечение, проектирование, специальные дисциплины, специфика дисциплин. Специальные дисциплины технических специальностей определяют направление обучения.

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности выпускника, его нравственного и творческого потенциала, профессионализма.

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям .

При создании УМК ориентировалась на следующие принципы:

– принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

– принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы достижения целей;

– УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления, самоконтроля;

– содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

– все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

Цель КМО: обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Задачами КМО , его элементов (или составляющих) являются:

– создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;

– целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;

– унификация образовательного процесса;

– активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента, такая деятельность как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда студент получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом;

– совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта; внедрение новых форм и методов педагогической работы;

– создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;

– обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий, учебной и внеаудиторной деятельности;

– оказание методической помощи: обучающимся в учебной, учебно-исследовательской и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы; информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;

– обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход, который в той или иной форме должен:

– отражать содержание подготовки по дисциплине или разделу модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

– содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;

– представлять обучающемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; максимально включать объективные методы контроля качества образования.

При создании УМК можно выделить 4 этапа.

1 этап — изучение и создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят:

Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий, необходимых для освоения ПМ или ОП).

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. В первую очередь определяются дидактические средства: 1) Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 2) Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 3) Дидактические материалы. Сюда включаются все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя. 4) Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения. В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для защиты практических и лабораторных работ.

4 этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов.

Преподаватель, работая над созданием УМК совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Результат. УМК позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов; приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами; акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов; а для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Список использованной литературы (основной):

1. Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002

2. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

3. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.

Необходимость обеспечения качественной реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования активизировала на поиск путей повышения эффективности образовательного процесса, совершенствования всех его составных элементов.

Выстраиваются иные, чем прежде, приоритеты целей образовательного процесса. Усиливается его ориентация на конечные результаты, в частности, на формирование личности выпускника, его нравственного и творческого потенциала, профессионализма.

Динамичное развитие образования требует создания новых форм и методов обучения, связанных с потребностями общества в конкретных специалистах; развитие передовых технологий в сфере производства, возросшие требования работодателей к уровню подготовки выпускников, именно это обуславливает потребность в создании учебно – методических комплексов по профессиям .

При создании УМК ориентировалась на следующие принципы:

– принцип модульности — учебный модуль выступает единой структурной единицей УМК;

– принцип эффективности или связи между целями и результатами обучения — диагностичность описания целей, реализация ФГОС, обеспечение контроля, включая объективные методы достижения целей;

– УМК определяет целевую программу действий обучающихся и обеспечивает ее соответствующими средствами обучения, а также создает условия для самоуправления, самоконтроля;

– содержание программ учебных дисциплин и ПМ должно опираться на современные достижения науки, образовательной практики и реализовывать авторский подход к объекту изучения;

– все элементы УМК должны обеспечивать комплексный подход.

Цель КМО: обеспечение высокого качества подготовки специалистов.

Задачами КМО , его элементов (или составляющих) являются:

– создание интегрированной совокупности учебно-методического материла;

– целенаправленное развитие знаний, умений и навыков студентов;

– унификация образовательного процесса;

– активизация учебно-творческой и исследовательской деятельности студента, такая деятельность как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойную стимуляцию: внутреннюю, когда студент получает удовлетворение, приобретая новые профессионально значимые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются педагогом;

– совершенствование мастерства преподавателей с передачей педагогического опыта; внедрение новых форм и методов педагогической работы;

– создание комплексной системы контроля знаний и умений студентов;

– обеспечение учебно-методическими материалами всех видов занятий, учебной и внеаудиторной деятельности;

– оказание методической помощи: обучающимся в учебной, учебно-исследовательской и прочих видах деятельности; преподавателям, не имеющим достаточного опыта работы; информирование и представление информации для преподавателей и студентов о методиках освоения учебного материала;

– обеспечение непрерывности и продуктивности внутренней системы повышения квалификации работников образовательного процесса.

Требования к содержанию отдельных компонентов учебно-методических комплексов зависят от вида учебно-методического материала, но общим должен быть комплексный подход, который в той или иной форме должен:

– отражать содержание подготовки по дисциплине или разделу модуля и т.п., обоснование уровня усвоения;

– содержать дидактический материал, адекватный организационной форме обучения и позволяющий обучающемуся достигать требуемого уровня усвоения;

– представлять обучающемуся возможность в любой момент времени проверить эффективность своего труда, самостоятельно проконтролировать себя и откорректировать свою учебную деятельность; максимально включать объективные методы контроля качества образования.

При создании УМК можно выделить 4 этапа.

1 этап — изучение и создание нормативной и учебно-методической документации. Сюда входят:

Федеральный компонент (ФГОС, примерный учебный план, примерная учебная программа, перечень кабинетов и лабораторий, необходимых для освоения ПМ или ОП).

2 этап создания УМК — это выбор средств обучения. В первую очередь определяются дидактические средства: 1) Учебная литература — учебники, учебные пособия, конспекты, лекции, справочники, задачники, каталоги, альбомы. 2) Методическая литература — частные методики преподавания, методические пособия, методические рекомендации, методические разработки, методические указания. 3) Дидактические материалы. Сюда включаются все дидактические материалы, имеющиеся у преподавателя. 4) Технические средства обучения. Сюда входят как традиционные средства обучения, так и аудиовизуальные средства, видеоматериалы, видеокассеты, различные компьютерные дискеты и использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных средств обучения. В этот же раздел включаются все средства обучения, используемые для проведения лабораторно — практических работ, вопросы для защиты практических и лабораторных работ.

4 этап — контроль за знаниями и умениями студентов. В этот раздел входят различные виды контроля за знаниями и умениями студентов.

Преподаватель, работая над созданием УМК совершенствует всю свою методику обучения, свои знания, приводит их в систему. При создании УМК преподаватель использует различные информационные технологии, таким образом, развивая свою информационную культуру, а соответственно и информационную культуру студентов.

Результат. УМК позволяет использовать системный, индивидуальный и личностно-ориентированный подходы к организации учебного процесса.

Системный подход к организации работы преподавателя позволяет решить актуальные проблемы обучения: развитие учебно-исследовательской работы и иной творческой деятельности преподавателей и студентов; введение новых технологий и методов обучения; усиление общенаучной подготовки преподавателя и студентов; приведение профессиональной подготовки специалистов в соответствии с образовательными стандартами; акцентировать работу преподавателей на консультационно-координирующую функцию управления познавательной деятельностью студентов; а для предприятия — это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Список использованной литературы (основной):

1. Щепотин А. Ф., Чекулаев М. А., Сосонко В. Е., Шеховцев А. П. Комплексное учебно-методическое обеспечение образовательного процесса в средних профессиональных учебных заведениях. М.: ИПР СПО, 2002

2. Макаров А. В., Трофимова З. П., Вязовкин В. С., Гафарова Ю. Ю. Учебно-методический комплекс: модульная технология разработки: Учебно-методич. пособие — Мн. РИВШ БГУ, 2001. — 118 с.

3. Фоминых И. В. Роль учебно-методического комплекса в обеспечении качества образования // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 307-309.

Читайте также: