Каким образом разрешаются естественные права каждого человека в обществе философия

Обновлено: 02.05.2024

Во-первых, права человека являются универсальными и индивидуальными, это означает, что они распространяются в отношении всех людей, независимо от пола, национальной и расовой принадлежности, возраста и т.д., и принадлежат каждому индивиду, вне независимости от его социального положения.

Во-вторых, права человека имеют внутригосударственную природу: государство имеет право закреплять эти права в своем действующем законодательстве, но при этом важно отметить, что они не порождаются и не создаются им. В этом смысле права человека представляются естественными правами, представляющиеся человеку при рождении, которыми обладает личность, вне зависимости от воли государства и нередко вопреки ему[1].

В-третьих, признание прав человека предполагает, что страна обязана отказаться от вторжения в сферу личных свобод и поэтому предоставляет защиту от вмешательства в нее государства. В связи с этим можно отметить, что существует перечень особенностей, которыми обладают отношения между человеком и государством, которые в свою очередь становятся все более значимыми в современном мире для осознания идеи наличия у индивида правосубъектности в рамках международного права:

  • В значительной мере в процессе установления данных отношений участвует не только государство, в лице его представительных органов, но и сама личность. Таким образом эти отношения регулируются путем закрепления некоторых положений как в конституциях, так и в других законах. Участие личности в данном процессе осуществляется лишь благодаря институтам непосредственной и представительной демократии. Осуществляя законодательную деятельность, орган Высшего народного представительства принимает законы и конституцию. Таким образом нормативно правовые акты создаются не конкретным индивидом или обществом, а его представителями[2]. Непосредственная демократия осуществляется через проведение выборов и референдума.
  • Характер данных взаимоотношений можно определить через их взаимные ответственность и обязанности друг перед другом. Главным для нас представляется то, что государство в настоящее время, принимая участие в тех или иных международных договорах по правам человека, несет ответственность не только перед государствами-участниками, но и перед личностью[3].
  • Если же государство и личность будут нести встречные обязанности, то это может поспособствовать развитию социальных, политических и экономических, составляющих жизни государства[4], а так же укреплению государственного суверенитета и осуществлению гарантий прав и свобод человека и гражданина.
  • Двусторонние отношения между государством и личностью, что означает, что они обязаны сотрудничать друг с другом, а также нести равную и общую ответственность[5].

В основу интернационализации прав человека и легли вышеуказанные особенности современных прав личности.

В свою очередь Т. Бекназар-Юзбашев, не раскрыл само понятие прав человека, а отметил, что «возникновение и развитие современного понимания прав человека неразрывно связано со следующим кругом проблем:

  • морально-философское обоснование прав человека (универсальные права человека);
  • их институционная конкретизация в рамках определенного государственно-политического порядка (конституционные или основные права человека);
  • надгосударственная или интернациональная защита свобод личности (международные права человека)[7].

Профессор М.В. Баглай под правами человека понимал исходные, присущие всем людям от рождения права независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет[8].

Чиркин В.Е., раскрывая понятие прав человека пришел к выводу, что это абсолютные, неотчуждаемые, естественные, неограничиваемые права, принадлежащие человеку (в том числе и не гражданину) в силу его рождения как личности[9].

По мнению Б.С. Эбзеева права человека – это такие права, которые принадлежат каждому гражданину в отличие от привилегий, которые распределяются согласно занимаемому индивидом места на социальной лестнице.

Так же существуют иные понятия прав человека.

Права человека вне зависимости от того, закреплены ли они во внутреннем законодательстве или нет не могут быть ограничены внутригосударственными или национальными рамками, поскольку они являются объектом международного права, а так же являются естественными и неотъемлемыми. Если государство закрепляет в своем законодательстве права человека, то они становятся и правами гражданина этой страны.

Права человека и гражданина представляют собой комплекс естественных правомочий, выработанных в процессе развития общества и которые получили отражение во внутригосударственных правовых актах. Государства обязаны закрепить эти права в своих конституциях и иных законах, а так же обеспечить их реализацию и защиту. Таким образом человек становится членом государственно-организованного сообщества

Главной идеей прав человека является то, что интересы личности, в отличии от интересов государства являются абсолютными. Интересы никогда не могут стоять превыше достоинства личности.

Остается не рассмотренным вопрос, касающийся соотношение прав и обязанностей. До этого существовал следующий порядок: вначале обязанности, затем права; то есть обязанностям придавалось большее значение. Но большинство ученых придерживается точки зрения, выраженной в 29 статье Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом, но должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться только таким ограничениям, какие учитывают права и свободы других личностей и отвечают требованиям морали. Это означает, что на первом месте выступают права, поскольку только при их наличии возможно добровольное выполнение обязанностей.

Существует и так называемый демократический подход, согласно которому права конкретной личности обладают приоритетом на правами нации.

Реализация всех прав человека неразрывно связанна с экономическим состоянием страны. Поскольку такое право, как право на жилище не сможет быть реализовано государством, если на его территории не будет построено достаточно жилых помещений для его граждан. Это и касается и права на труд, свободное передвижение, выезд и въезд из страны, отдых и социальное обеспечение и т.п[11].

Для обеспечения всеми государствами основных прав и свобод Генеральной Ассамблеей ООН были провозглашены международные стандарты в этой области.

  • Право на собственность (то есть женщина должна иметь возможность совершать все манипуляции со своим имуществом (продавать, дарить, приобретать, закладывать и т.д.) вне зависимости от того, когда она у нее появилась, до замужества или во время замужества).
  • Право на наследование (ни один мужчина семейства не имеет право претендовать на долю в наследстве женщины).
  • Право реализацию в обществе (в Коране не имеется ни одного положения, не дающего право работать женщине, особенно в тех сферах, , которые отвечают женской природе и в которых наиболее остро нуждается государство; помимо этого не наблюдаются и ограничения для проявления своих знаний, способностей и талантов, которыми обладает конкретная женщина).
  • Право на получение образования наравне с мужчинами (Самим Пророком Мухаммедом было сказано, что каждый верующий мусульманин обязан стремиться к получению знаний).
  • Право выйти замуж и выбирать супруга только с согласия женщины.

Рассмотрев существующие в науке определения, можно прийти к выводу, что права человека — это система универсальных, то есть действующих в отношении всех людей, вне зависимости от пола, национальности, вероисповедания, социального положения прав:

  • закрепленных в действующем международном и внутригосударственном законодательстве;
  • гарантируемых, защищаемых и осуществляемых во всех без исключения государствах;
  • обеспечиваемых основными международными принципами и нормами права;
  • предусматривающих международно-правовую ответственность государств за их игнорирование и невыполнение;
  • предполагающих защиту как на внутригосударственном уровне, так и на международном уровне[12].

[1] Данная точка зрения свойственна западным авторам и во многом разделяется российскими международниками. См.: Lauterpaht H. International Law and Human Rights. L., 1950; Бекназар-Юзбашев Т. Права человека и международное право. М, 1996. С - 295

[2] Однако сами эти представители есть личности данного конкретного общества.

[3] Многие авторы считают данное положение одной из особенностей современного международного права в области прав человека. См.: Права человека в истории человечества и в современном мире. М., 1989. С. 147.

[4] См.: Ледях И.П. Социальное государство и права человека (из опыта западных стран) // Социальное государство и защита прав человека. М., 1994. С. 22-23.

[5] См.: Златопольский Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений // Вестник Московского университета Сер. 11. Право №1. 1193. С. 312

[6] См.: Международное право. Словарь-справочник / Под общей редакцией академика МАИ, д.ю.н. В.Н. Трофимова. М., 1997. С. 234.

[7] См.: Бекназар-Юзбашев Т. Указ.соч. С. 13

[8] См.: Баглай М.В., Лейбо Ю.И., Энтина Л.М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2013. С. 120.

[9] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М., 2014. С. 54.

[10] См.: Шахрай С.М., Клишас А.А. Конституционное право Российской Федерации. М., 2010. С. 135.

[11] См.: Авакьян С.А. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2015. С. 52

[12] См.: Мюллерсон Р.А. Права человека: идеи, нормы, реальность. М., 2011. С. 48.

Философия прав человека попытки изучить подосновы концепции прав человека и критически смотрит на его содержание и обоснование. Было предложено несколько теоретических подходов для объяснения того, как и почему возникла концепция прав человека.

Одна из старейших западных философий в области прав человека состоит в том, что они являются продуктом естественного закона, вытекающего из различных философских или религиозных оснований. Другие теории утверждают, что права человека кодифицируют моральное поведение, которое является социальным продуктом человека, разработанным в процессе биологической и социальной эволюции (связанной с Юмом ). Права человека также описываются как социологический образец установления правил (как в социологической теории права и в работах Вебера ). Эти подходы включают представление о том, что индивиды в обществе принимают правила от законной власти в обмен на безопасность и экономическое преимущество (как у Ролза ) - общественный договор. Две теории, которые доминируют в современных дискуссиях о правах человека, - это теория интересов и теория воли. Теория интересов утверждает, что основная функция прав человека состоит в защите и продвижении определенных жизненно важных интересов человека, в то время как теория воли пытается установить законность прав человека на основе уникальной способности человека к свободе.

СОДЕРЖАНИЕ

Естественные права

Сократ и его философские наследники, Платон и Аристотель , постулировали существование естественной справедливости или естественного права (δίκαιον φυσικόν dikaion Physikon ; лат. Ius naturale ). Из них часто говорят, что Аристотель является отцом естественного права, хотя доказательства этого во многом связаны с интерпретацией его работ Фомой Аквинским .

Развитие этой традиции естественной справедливости в традиции естественного права обычно приписывается стоикам .

Некоторые из отцов ранней церкви стремились включить в христианство существовавшую до того языческую концепцию естественного закона . Природные теории права значительно фигурирует в философии от Фомы Аквинского , Франсиско Суарес , Ричард Хукер , Томас Гоббс , Гуго Гроция , Пуфендорф и Джона Локка .

В XVI веке, когда испанские монархи попросили исследовать законность притязаний на владение землей индейцев Латинской Америки, Франсиско де Витория изложил теорию естественных прав, особенно в своем знаменитом Relectio de Indis .

Бельгийский философ права Франк Ван Дун - один из тех, кто разрабатывает светскую концепцию естественного права в либеральной традиции. Также появляются светские формы теории естественного права, которые определяют права человека как производные от понятия всеобщего человеческого достоинства.

Карл Ранер обсуждает человеческое достоинство в связи со свободой. В частности, его идеи свободы относятся к правам человека как призыв к свободе общения с божественным . Как воплощенные личности, чья свобода и достоинство могут оказаться под угрозой со стороны внешних сил, защита этого достоинства обретает призыв к защите прав человека.

Социальный контракт

Эксперт по международным акциям Пол Финн поддержал эту точку зрения:

Очевидно, что наиболее фундаментальные фидуциарные отношения в нашем обществе существуют между сообществом (людьми) и государством, его агентствами и должностными лицами .

Отношения между правительством и управляемыми в странах, которые следуют традициям английского права, являются фидуциарными . В законе о справедливости фидуциарные обязательства политика - это не только обязанности добросовестности и лояльности, но также и обязанности умения и компетентности в управлении страной и ее народом. Фидуциарная концепция, зародившаяся в судах по справедливости , существует для предотвращения злоупотребления властью лицами, занимающими руководящие должности. Фидуциарные отношения между правительством и управляемыми возникают из способности правительства контролировать людей с помощью своей власти. Фактически, если правительство имеет право отменить какие-либо права, оно в равной степени обременено фидуциарной обязанностью защищать такой интерес, потому что оно выиграет от осуществления своего собственного усмотрения по аннулированию прав, которыми оно единолично имело право распоряжаться. .

Взаимность

Советская концепция прав человека

Целью публичных судебных процессов было «не продемонстрировать наличие или отсутствие преступления - что было предопределено соответствующими партийными властями, - но предоставить еще один форум для политической агитации и пропаганды для обучения граждан (см., Например, Московские процессы Адвокаты, которые должны были быть членами партии , должны были принять вину своего клиента как должное . "

Другие теории прав человека

Философ Джон Финнис утверждает, что права человека оправданы на том основании, что они играют важную роль в создании необходимых условий для человеческого благополучия. Теории интересов подчеркивают обязанность уважать права других людей на основании личных интересов:

Закон о правах человека, применяемый к собственным гражданам государства, служит интересам государства, например, сводя к минимуму риск насильственного сопротивления и протеста и сохраняя уровень неудовлетворенности правительством управляемым.

Биологическая теория рассматривает сравнительное репродуктивное преимущество социального поведения человека на основе эмпатии и альтруизме в контексте естественного отбора .

Безопасность человека - это новая школа мысли, которая бросает вызов традиционной концепции безопасности, основанной на государствах, и утверждает, что ориентированный на людей подход к безопасности более уместен в современном взаимозависимом мире и будет более эффективным в обеспечении безопасности людей и обществ. по всему миру.

Ipso facto теория юридических прав

Человек для человека теория мира во всем мире

Критика прав человека

Идея прав человека не обходится без критиков. Джереми Бентам , Эдмунд Берк , Фридрих Ницше и Карл Маркс - примеры философов-историков, критиковавших понятие естественных прав . Аласдер Макинтайр - ведущий современный критик прав человека. Его критические замечания обсуждаются ниже.

Эдмунд Берк о естественных правах

Большая часть беспокойства Берка по поводу Декларации заключается в том, что автор проекта отказался от существующего истеблишмента. Для Берка конституционная легитимность была получена не из руссоистской доктрины всеобщей воли , а из формы унаследованной мудрости. Он считал высокомерным и ограничивающим для разработчиков Декларации отказываться от традиционных представлений, выдержавших испытание временем. Хотя составителям может показаться, что они отказались от оков традиций, для Берка они ограничили свои выводы узким кругозором одного человека или группы. Это основа, на которой основана атака Берка на Декларацию .

Какой смысл обсуждать абстрактное право человека на еду или лекарства? Вопрос в способе их получения и управления.

Все правительство… основано на компромиссе и бартере. Балансируем неудобства; мы даем и берем; мы передаем одни права, чтобы мы могли пользоваться другими; и мы выбираем скорее быть счастливыми гражданами, чем изощренными спорщиками.

Джереми Бентам о естественных правах

Бентам не только считал, что у теории естественных прав нет логической основы, но и считал, что их индивидуалистический подход вреден для общества.

Великие враги общественного спокойствия - это эгоистичные и диссоциативные страсти, необходимые, как бы они ни были, одно для самого существования каждого человека, другое для его безопасности . Что было целью, вечной и ощутимой целью этого заявления претендовать на права? Чтобы добавить этой страсти, насколько это возможно, но уже слишком сильной, - разорвать веревки, удерживающие их, - сказать эгоистичным страстям, там - везде - ваша добыча! - злым страстям - везде - твой враг. Такова мораль этого знаменитого манифеста.

Бентам считал, что общество зависит от способности людей добиваться большего блага, а не только от краткосрочного удовлетворения своих собственных желаний. Продвижение естественных прав, которое он видел как проявление эгоизма, должно было предоставить средства для разрушения социальной общности, которая делает человеческую жизнь сносной.

Марксистская критика прав человека

Аласдер Макинтайр о правах человека

Макинтайр утверждает, что все попытки оправдать существование прав человека потерпели неудачу. Он утверждает, что утверждения философов 18 века о том, что естественные права являются самоочевидными истинами, обязательно ложны, поскольку не существует таких вещей, как самоочевидные истины. Он говорит, что доводы философов 20-го века перед интуицией указывают на изъян в философских рассуждениях. Затем Макинтайр подчеркивает, что, хотя Рональд Дворкин не ошибается, утверждая, что неспособность продемонстрировать утверждение не требует его ложности, тот же аргумент может быть применен в отношении ведьм и единорогов.

Теория стоимости и собственности

Исследование естественного права как понятия философии права. Концепция естественного права Дж. Локка. Анализ программных положений его доктрины. Итоги развития концепции естественного права в XVII веке. Варианты преодоления политического отчуждения.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 10.11.2016
Размер файла 19,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Естественное право - понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от субъективной точки зрения.

1. возникновение с момента рождения;

2. неотчуждаемость (неотъемлемость);

3. выражение наиболее существенных возможностей развития человека;

4. непосредственный и объективный характер реализации.

По данным признакам естественные права отделяются от других субъективных прав.

В числе естественных называют также:

· - право на свободу

· - право на равенство

· - право на достоинство личности

· - право на личную неприкосновенность

· - право на охрану здоровья

· - право на неприкосновенность частной жизни, на благоприятную окружающую среду

· - право на общение с себе подобными, на продолжение рода,

· - право на собственность

· - право на индивидуальный облик

· - право на безопасность, на сопротивление угнетению

· - право на добровольное объединение в союзы, на справедливый судебный процесс право народов на определение своей судьбы, право наций на самоопределение, право придти на помощь народу - жертве агрессии, право на эквивалент в экономических отношениях

Наконец, о принадлежности неотчуждаемых прав человека с момента рождения говорится в Конституции Российской Федерации (ст. 17), ГК РФ (ст. 150).

Концепция естественного права Дж. Локка

Концепция естественного права Локка подводила итог предшествующему развитию политико-правовой идеологии в области методологии и содержания теории естественного права, а программные положения его доктрины содержали важнейшие государственно-правовые принципы гражданского общества.

Как и другие теоретики естественно-правовой школы, Локк исходит из представления о “естественном состоянии”. Важная особенность учения Локка в том, что он обосновывает идею прав и свобод человека, существующих в догосударственном состоянии. Естественное состояние, по Локку, - “состояние полной свободы в отношении действий и распоряжения своим имуществом и личностью”, “состояние равенства, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не имеет больше другого”.

К естественным правам относится собственность, которая трактовалась широко: как право на собственную личность (индивидуальность), на свои действия, на свой труд и его результаты. Именно труд, по Локку, отделяет “мое”, “твое” от общей собственности; собственность - нечто, неразрывно связанное с личностью. Обоснование частной собственности направлялось как против уравнительных теорий (коль скоро люди не равны по трудолюбию, способностям, бережливости - собственность не может быть равной), так и еще более против феодального произвола, посягательств абсолютной монархии на имущество подданных (произвольные налоги, поборы, конфискации).

В естественном состоянии, рассуждал Локк, все равны, свободны, имеют собственность (с появлением денег она стала неравной); в основном это - состояние мира и доброжелательности. Закон природы, утверждал Локк, предписывает мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях.

Естественные законы, как и всякие другие, утверждал Локк, обеспечиваются наказанием нарушителей закона в такой степени, в какой это может воспрепятствовать его нарушению. Одной из важнейших гарантий закона и законности Локк считал неотвратимость наказания. В естественном состоянии эти гарантии недостаточно надежны, ибо неупорядоченное использование каждым своей власти наказывать нарушителей закона природы то карает чрезмерно сурово, то оставляет нарушение безнаказанным. К тому же происходили споры из-за понимания и толкования конкретного содержания естественных законов, ибо “закон природы не является писаным законом и его нигде нельзя найти, кроме как в умах людей”. Для создания гарантий естественных прав и законов, считал Локк, люди отказались от права самостоятельно обеспечивать эти права и законы. В результате общественного соглашения гарантом естественных прав и свобод стало государство, имеющее право издавать законы, снабженные санкциями, использовать силы общества для применения этих законов, а также ведать отношениями с другими государствами.

Поскольку, по Локку, государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы. Главная опасность для естественных прав и законов проистекает из привилегий, особенно из привилегий носителей властных полномочий.

Согласно теории Локка, абсолютная монархия - один из случаев изъятия носителя власти из-под власти законов. Она противоречит общественному договору уже по той причине, что суть последнего в установлении людьми равного для всех суда и закона, а над абсолютным монархом судьи вообще нет, он сам судья в собственных делах, что, конечно же, противоречит естественному праву и закону.

Пределы власти государства при всех формах правления - естественные права подданных. Власть не может лишить какого-нибудь человека части его собственности без его согласия.

Локк считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа. Но главное в том, чтобы организация самой власти надежно гарантировала права и свободы от произвола и беззакония. Отсюда проистекает теоретически обоснованная Локком концепция разделения властей, воспроизводящая ряд идей периода английской революции.

Обоснование естественных прав, выражавших основные требования буржуазии в области права (свобода, равенство, собственность), принесло Локку славу основателя либерализма; исследование гарантий этих прав, их защиты от произвола власти, обоснование разделения властей ставит его в первые ряды теоретиков парламентаризма; наконец, стремление ограничить деятельность государства охранительными функциями кладет начало идеям правового государства. Ряд идей Локка выходил далеко за рамки обоснования и защиты только буржуазных интересов. Уже понятие трудовой собственности давало логические обоснования для противоположных взглядов: от апологетического взгляда на любую собственность как на “продукт труда и бережливости” до радикального требования предоставления права собственности только тем, кто эту собственность создает и увеличивает (последний мотив позже часто звучал в эгалитарных и социалистических теориях). Разработанная Локком теория разделения властей применима к обоснованию защиты не только буржуазного правопорядка, но и вообще гражданского общества от произвола всякой авторитарной власти.

Гуманистическое содержание политико-правового учения Локка более всего выражено в концепции естественных прав человека. Это учение впоследствии критиковалось за то, что Локк назвал мало прав и не ставил вопрос об их материальных гарантиях. Однако в XVII в. важнее всего было добиться признания естественных прав личности, которые до того отрицались и попирались феодально-абсолютистскими государствами. Созданная Локком концепция прав человека на свободу, равенство и собственность, не зависящих от государства, развивалась и дополнялась в последующие века, когда существенно пополнился перечень “формальных” прав и свобод правами и свободами социальными, которые, однако, практически неосуществимы без их хотя бы поначалу и формального, но фундаментально-генетического основания.

естественный право философия политический

Итоги развития концепции естественного права в XVII веке

Главным итогом XVII в. в идеологии Западной Европы стало формирование теории естественного права, выразившей основные принципы гражданского общества. В теории естественного права получили развитие идеи XVI в. о природе человека, его страстях и разуме как об основе и движущих силах политики. Существенное достижение и основа теории естественного права XVII в. - идея всеобщего естественного равенства людей. Впервые в многовековой истории человечества было выдвинуто и широко обосновано представление о всеобщем правовом равенстве людей независимо от их социального положения и происхождения. Этим теория естественного права Нового времени существенно отличалась от идей “права природы” античных философов и политических мыслителей.

В отличие от христианских авторов средневековья, традиционно видевших в “свободной воле людей” источник и причину греха и зла в мире, теоретики естественного права считали свободу воли, направляемой разумом, основой общежития, отношений между людьми, каждый из которых свободен в поступках, в выборе вариантов поведения и потому должен нести ответственность за свои действия.

Рационалистический подход к государству, попытки использовать категории частного права для объяснения причин его возникновения и существования ввели в содержание политико-правовых теорий не только главную идею общественного договора, но и категорию естественного состояния, перспективную для последующего исследования догосударственной истории человечества, а также проблему взаимных прав и обязательств власти и народа.

В политико-правовой идеологии Западной Европы XVII в., по существу, была сформирована и теоретически обоснована модель гражданского общества, практическое осуществление которой заняло несколько веков и в масштабах человечества далеко не завершено.

В конце XVII в. был сформулирован и обоснован перечень естественных прав и свобод человека, ставший классическим для последующей эпохи. Тогда же были теоретически обозначены основные пути реализации этих прав и свобод в гражданском обществе. Разработка проблемы защиты человека от государственной власти вела к идее правового и демократического государства, постановка вопроса о материальных гарантиях прав и свобод, защиты человека от голода и нищеты порождала мысль о социальном государстве.

XVII в. стал громадным шагом вперед в развитии учений о праве и государстве. В процессе преодоления теологического мировоззрения рушились догмы средневековой схоластики; рационалистически ставились и решались проблемы соотношения личности, права и государства, обсуждались вопросы о происхождении, задачах и функциях государства и права, об их роли в общественной жизни. Взгляд на человека с его потребностями, социальными качествами как на исходный пункт учений о праве и государстве обусловил ярко выраженный аксиологический аспект доктрин естественного права XVII-XVIII вв., непререкаемое положение о ценности личности, о подчиненности права и государства земным интересам людей.

Бурный событиями XVII в. породил ряд вариантов идеи преодоления политического отчуждения. Исходным пунктом большинства этих вариантов была теоретически богатая, хотя и умеренная по программным выводам концепция Греция. Гроций первым обосновал взгляд на право как на право человека, разумное право, без чего вообще нет человека.

Из пессимистических взглядов Гоббса на природу человека логически выводилась принципиальная отчужденность государства от народа. Однако в его концепции не только считались естественными и закономерными самые, казалось бы, антисоциальные страсти людей, но и в рамках полного политического отчуждения личности за последней признавались достоинство, свобода и равенство в отношениях с себе подобными. Ради этого достаточно содержательного гражданского равенства (отнюдь не равенства нулей, как в деспотическом государстве!) и возводилось в принцип само это политическое отчуждение. По существу, Гоббсом описано гражданское общество, охраняемое авторитарной властью (Стюартов или Кромвеля). В этой теории нет противоречий, хотя противоречивой часто становилась государственно-правовая практика, считающая источником права произвольную волю суверена, но пытавшаяся предписать этой воле правила естественных законов. Нередко ответом суверена на эти попытки были деяния и суждения: “Лучше капля силы, чем мешок права”. Стремление преодолеть такое чисто практическое противоречие заметно в теории Спинозы, отождествлявшего право и силу, а также в концепции Локка, согласно которой свобода и равенство граждан предписаны государству самой природой.

Локком был обозначен тот вариант преодоления политического отчуждения, который состоит в замене традиционной суверенной власти государства над обществом и народом суверенитетом права. Как необходимое средство обеспечения верховенства закона, основанного на данных природой правах человека, обосновывалось ослабление самого государства (разделение властей). В результате государство оказывалось подчиненным незыблемым принципам права, а само право из велений власти превращалось в стабильную основу общества равных перед законом и свободных собственников.

Иной вариант преодоления политического отчуждения был предложен Спинозой: коль скоро государство порождено противоречием между страстями и разумом людей, то вся задача в том, чтобы и людьми, и государством руководил разум. Это достигается демократическим устройством государства, при котором оно фактически сливается с народом и, оставаясь обособленной от общества силой, воплощающей разумную общую волю, перестает быть чуждым и опасным для общества и народа.

В процессе революционных событий в Англии разрабатывался также революционный вариант преодоления политического отчуждения. Левеллеры и диггеры отстаивали идею революционно-демократической власти, подготавливающей условия для максимального развития демократии на основе институтов англосаксонского самоуправления и парламентаризма.

Подобные документы

Индивид и его права. Сравнение позиций Дж. Локка и Т. Гоббса. Государство и частная собственность. Теория естественного состояния и общественного договора. Конструкция "естественного права" и концепция происхождения государства.

курсовая работа [27,8 K], добавлен 11.01.2004

Эволюция естественно-правовых концепций. Моральная оценка как часть анализа права в школе естественного права. Представления об мировом порядке как древнейший вариант идеи естественного права, ее развитие у греческих философов и христианских мыслителей.

контрольная работа [21,5 K], добавлен 26.10.2009

Этико-правовой синтез в концепции возрожденного естественного права П.И. Новгородцева. Раскрытие концепции правосознания в философско-правовой доктрине И.А. Ильина. Описание морализма русского революционного народничества у П.Л. Лаврова и М.А. Бакунина.

курсовая работа [51,4 K], добавлен 30.01.2016

Рассвет политической мысли и возрождение идей абсолютизма в эпоху Реставрации. Конструкция "естественного права" и концепция происхождения государства. Интерпретация равенства. Компромисс между абсолютной монархией и республикой в трактатах Джона Локка.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 12.01.2011

Философские первоистоки идей прав и свобод человека. Концепция естественного права как исходное звено философского осмысления действительности. Право как институт, призванный реализовать права и свободы человека в обществе, его философское обоснование.

Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.

Всеобщая декларация прав человека, статья 1

Права человека

Философско-правовая концепция прав человека заключает два основополагающих элемента. Первый состоит в том, что неотъемлемые и неотчуждаемые права "первого поколения" - право на жизнь, право частной собственности, неприкосновенность жилища, частной жизни - присущи человеку просто потому, что он человек. Это естественные (личные) права, которые вытекают из самой человеческой природы каждого индивидуума, и назначение их в том, чтобы поддержать в человеке чувство собственного достоинства. Ко "второму поколению" прав человека относятся права, устанавливаемые в соответствии с нормотворческими процессами, происходящими как на национальном, так и на международном уровне (гражданские, политические, избирательные, социально-культурные). Философско-правовой основой прав "второго поколения" является согласие тех, на кого они распространяются, т.е. согласие субъектов права, тогда как основу "первого поколения" прав составляет естественный порядок вещей.

В общих философских чертах права человека можно определить как права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как биосоциальное существо в обществе подобных себе индивидов. Таким образом, права и свободы человека дают возможность полного развития и использования человеческих качеств, интеллекта, талантов и способностей, возможностей удовлетворять духовные и иные запросы. Они основаны на растущей потребности человечества в такой жизни, при которой неотъемлемое достоинство и ценность каждой человеческой личности пользовались бы уважением и защитой со стороны государства.

«Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира; и

принимая во внимание, что пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества, и что создание такого мира, в котором люди будут иметь свободу слова и убеждений и будут свободны от страха и нужды, провозглашено как высокое стремление людей; и

принимая во внимание, что необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать, в качестве последнего средства, к восстанию против тирании и угнетения…

Зарождение и развитие концепции прав человека

В истории возникало много различных идей, теорий, концепций, рассуждений о справедливости, общем благе, свободе и других элементарных нормах нравственности. Общечеловеческие ценности выражены в тех учениях о праве, которые содержат идеи равенства людей перед законом, прав и свобод человека. С этими идеями тесно связана мысль о необходимости подчинения праву не только индивидов, но и самого государства.

Первоначальные представления о гражданстве и правах человека формировались в общем русле философско-правовых концепций, отстаивающих высокую ценность закона и законности (Платон, Сократ, Аристотель). Последующее развитие философско-правовой мысли подтвердило неразрывность взаимодействия прав человека и господства закона в обществе, которые свидетельствовали о великом историческом прозрении древних мыслителей относительно прогрессивных направлений и форм развития государственности на пути свободы и гуманизма.

Развитие философских идей и доктрин правового государства неотделимо от становления представлений о правах и свободах человека, которые в конечном счете и явились тем центральным звеном, вокруг которого развивались и выстраивались философско-юридические принципы и нормы правового государства. В разработку концепции значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Б. Спиноза, Дж. Локк, Т. Гоббс. Их философско-правовые взгляды опирались на теоретические построения античных мыслителей относительно подчинения закону, обеспечения свободы, гуманистической ориентации государства. Для них характерна неотделимость прав человека от принципов построения правового государства - господство закона, свобода и справедливость.

Используя идею естественного закона (на основании исследования учений Аристотеля), Джон Локк (1632 - 1704) первым дал глубокое обоснование личных и гражданских свобод. К ним относится прежде всего свобода совести из-за невозможности воздействовать на внутренние убеждения извне. Природа человека такова, что его нельзя принудить к вере во что-либо с помощью внешней силы. Естественная свобода человека "заключается в том, чтобы не быть ничем связанным, кроме закона природы". В государстве свобода не уничтожается, а конкретизируется в гражданских законах: "Свобода людей, находящихся под властью правительства, заключается в том, чтобы иметь постоянное правило для жизни, общее для каждого в этом обществе и установленное законодательной властью, созданной в нем; это - свобода следовать моему собственному желанию во всех случаях, когда этого не запрещает закон, и не быть зависимым от непостоянной, неопределенной, неизвестной самовластной воли другого человека".

Идея свободы индивида, раннее выдвинутая философами-просветителями, была развита в философских работах Иммануила Канта (1724 - 1804) и связывалась с правовым равенством людей, их свободным общением. Идея свободы как прирожденного естественного права человека и права в целом как результат добровольного согласия на ограничение собственного произвола определяет понимание государства как объединения множества людей, подчиненного общим правовым законам. В философском учении Канта прослеживается мысль о связи естественного права человека на свободу и господства в государстве правовых законов - "право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины и нельзя измышлять среднее прагматически обусловленного права (нечто среднее между правом и пользой); всей политике следует преклонять колени перед правом".

Исторические научные картины демонстрируют общее расширение понятия прав человека. Классическая модель ограничивается лишь юридическим представлением прав. Неклассическая рисует сосуществование двух ветвей прав: прав, имеющих правовую природу и подлежащих защите судебной процедурой, и группу социальных прав, являющихся результатом взаимопомощи людей и соответствующей деятельности государства.

В классическом знании права человека предполагаются естественными, неотчуждаемыми и священными, они существуют объективно как следствие факта рождения человека, отражают его конститутивные признаки и социоприродные условия бытия. Законодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает беспрепятственное действие прав. Все, что не запрещено законом, то дозволено. Законодательное признание государством прав человека способствовало свертыванию традиционного общества и становлению общества гражданского, в котором государственная власть была вынуждена встать на путь упорядочения своих отношений с гражданами на правовой основе.

Альтернативное, неклассическое представление о правах человека появилось под влиянием процессов социализации, нараставших в обществе на рубеже XIX - XX вв. Общество потребовало, чтобы государство взяло на себя значительную часть социальных функций и оказывало услуги социально незащищенным слоям населения. Социально-экономические права были определены в качестве средства получения индивидом помощи от государства. К примеру, если гражданские и политические права связывались с требованиями условий свободной самореализации личности, то социально-экономические права отождествляются с возможностями обладания индивидом социальными благами, которые могли обеспечить ему существование, отвечающее человеческому достоинству в рамках достигнутого обществом уровня материального благосостояния.

Учения европейских мыслителей Гоббса, Локка, Вольтера, Монтескье оказали большое влияние в разработке проблем демократии и конституционного устройства в Северной Америке. В Декларации независимости равенство, свобода, право на восстание признаются неотчуждаемыми. При этом естественные права выше законов, издаваемых государственной властью. В Декларации говорится: "Мы считаем очевидными следующие истины: все люди сотворены равными и все они одарены своим создателем некоторыми неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью". Автор Декларации независимости США Томас Джефферсон (1743 - 1826).идеал государственного устройства видел в демократической республике, в которой народ будет участвовать через своих представителей в управлении государством.

Учения западных философов и мыслителей способствовали формированию теории правового государства, где в основе правовых взглядов лежит ограничение всевластия государства конституционным (правовым) механизмом, исключающим государственный произвол, нарушения прав и свобод человека и гражданина. И решающим фактором формирования правового государства является создание гражданского общества, вне которого правовое государство невозможно.

Россия и права человека

Значительную роль в обосновании прав человека наряду с выдающимися философами-гуманистами Запада сыграли русские правоведы - приверженцы либеральных ориентаций в правопонимании. Русские правоведы Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, Б.А. Кистяковский, Л.И. Петражицкий, И.А. Ильин, придали естественно-правовой концепции фундаментальную основу построения правовой системы, соответствующей потребностям современного гражданского общества. Они пропагандировали либеральное правопонимание, нацеленное на утверждение в социальном бытии неотъемлемых прирожденных прав человека.

Павел Иванович Новгородцев (1886 - 1924) был основателем теории естественного права с изменяющимся содержанием. Ее иногда называют новой теорией естественного права. Именно она получила широкое распространение во второй половине XIX в. Воплощение нравственного идеала Новгородцев усматривал в концепции естественного права, понятие которого определялось через противопоставление праву позитивному (воплощенному в законах). Оно воспринималось, с одной стороны, как совершенная (идеальная) норма, а с другой - как норма, неизменная, обусловленная самой природой. Особенности естественного права Новгородцев видел в стремлении к философскому осмыслению сущности права и нравственных критериев его оценки. На этом он обосновывал неотчуждаемые права личности, призывал "к усовершенствованию реформ во имя нравственных целей".

Суть этой теории заключается в том, что ее сторонники признают сам факт наличия естественного права как совокупности неотъемлемых прав личности, которые не могут быть ограничены, а тем более отняты у нее никакой властью, но считают, что конкретный объем этих прав не одинаков в разные эпохи. Естественные права личности - это, выражаясь современным языком, общечеловеческие ценности, закрепленные в праве. Их нарушение пагубно для общества и государства. Правовое государство способно обеспечивать юридически и охранять интересы каждого члена общества. Все это осуществить правовое государство может, потому что не только граждане, но и само государство в лице своих органов следует высшим нравственным принципам, в равной мере распространяя их на всех без исключения.

Новгородцев уделял основное внимание проблеме соотношения права и нравственности. На этом базируется нормативно-этическое понимание права, в основе которого лежит понятие естественного права, как части нравственной субстанции. Общественно-политический идеал в конце XIX - начале XX в. выражался согласно его учению в требовании социально-правового государства. В работе "Введение в философию права. Кризис современного правосознания" ученый глубоко исследует новое содержание требований свободы и равенства, считая, что государство должно взять на себя заботу об экономически слабых лицах, которые в силу различных прав неспособны к существованию за счет собственных материальных средств. Он призывал к введению понятия права на достойное человеческое существование в Декларацию прав человека и гражданина и к юридической разработке основных институтов этого понятия в рамках позитивного права. Правовое государство - это тип организации государства, при котором власть строго ограничена рамками права, а само право разумно и справедливо. Оно представляет собой некий идеал, к которому стремятся демократические общества.

Иван Александрович Ильин (1883 - 1954), сторонник концепции естественного права, последователь П.И. Новгородцева, полагал, что естественное право лежит в основе положительного права (тех норм, которые устанавливаются правовой властью и подлежат применению), присутствует в нем. А правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, т.е. право, соответствующее самому "естеству" человека как духовно-нравственного существа, не что иное, как естественное право. Ильин вводит понятие правосознания, считая, что чем более развито правосознание, тем совершеннее будет и "положительное право", и руководимая им внешняя жизнь людей.

От тоталитаризма к признанию приоритета прав человека

Взаимозависимость

Естественное право составляет основу юридических норм, но как таковое не может быть нормативно-ценностной основой регулирования поведения людей, требующей определенности и обеспеченности критериев поведения, таких, которые дают конкретизированные социальные нормы, в первую очередь формализованные принципы и нормы позитивного права. Естественные права порождены природной закономерностью и человеческим разумом, осознавшим ценность и предназначение человека. Позитивные же права - это юридические нормы, в которых выражена воля властей, а следовательно, их перечень, содержание, объем и механизм функционирования подвержены политической конъюнктуре. Между естественными и позитивными правами существуют принципиальные различия, однако в системе прав человека в современном глобальном мире эти различия следует рассматривать в режиме объективной взаимозависимости.

Естественное право

В настоящей работе под естественным правом понимается совокупность естественных прав человека, отдельных территориальных общин, этносов, народов и других человеческих объединений, минимально необходимых для сохранения их достоинства, а потому священных и неотчуждаемых в процессе их жизнедеятельности.

Право наций на самоопределение

В частности, одним из институтов естественного права следует признать право территориальных громад (общин) на местное самоуправление в государстве и право наций на самоопределение в пространстве мирового сообщества. Естественные права человека, естественные права территориальной общины, естественные права этноса, а также естественные права нации представляют собой относительно автономные институты единой системы естественного права, основное предназначение которой было обосновать и обеспечить свободу этих субъектов конституционного права, вопреки злой воле власть предержащих и неправомерных предписаний порожденного ими законодательства. В иерархии общечеловеческих ценностей права человека занимают несравненно более высокое и приоритетное положение, чем права территориальной общины, этноса или народа.

Отличие от позитивного права

Три вида естественного права

Для полноты картины уместно упомянуть оригинальное деление естественного права на три вида. Так, автор этой концепции, итальянский философ Джамбаттиста Вико (1668—1744) именовал первое право как Божественное Право, поскольку люди были убеждены в божественном характере всего происходящего во Вселенной. Второе право — как Героическое право, т. е. право силы, свойственное в основном диким народам. И, наконец, третье — Человеческое Право, продиктованное развитым человеческим разумом. Однако взгляды сии не получили сколько-нибудь широкого признания в истории идеи естественного права. В конце концов важны не определения и классификации — любимое занятие теоретиков права, а суть дела: человечность, доброжелательность, уважительность, предупредительность, заботливость, совестливость во взаимоотношениях между людьми, вне зависимости от того, на каком языке они говорят, где — в деревне или в городе — родились, какую одежду — с вышивкой либо без таковой — носят. Последнее, правда, абсолютно недоступно для понимания некоторых партий власти отдельных постсоветских стран, отягощенных традицией невежества, буквально, на подсознательном уровне.

Естественное право и Западная цивилизация

Идея естественного права — безусловное завоевание и достояние западной традиции права. Западная цивилизация тем самым стала подлинной колыбелью философии прав человека.

Философы эпохи просвещения под естественными правами понимали право каждого человека заботиться о своей безопасности, о сохранности своего имущества, о своей свободе, которая сама по себе исключает возможность причинять вред другому. Эти ценности, по их убеждению, не должны были зависеть от государства и его правителей. Эти права представляли собой сферу частной жизни человека, в которую не должна была ступать нога публичной власти. Действительно, при таком подходе подобные права в своей совокупности способны были обеспечить самый минимально необходимый уровень свободы, ниже которого уже попирается человеческое достоинство. А достоинство представляет собой подлинную суть личности человека. Без достоинства нет прав человека, нет гражданского общества, нет правового государства, нет западной цивилизации, нет Бога, наконец. Бердяев, подчеркивая в одной из своих работ особый, надгосударственный источник происхождения прав человека, заметил, что Декларация прав Бога и декларация прав человека, по сути, одна и та же декларация. Всё абсолютно верно, можно лишь уточнить: это декларация человеческого достоинства. Суммируя всё вышесказанное, вниманию читателя предлагается следующее определение исследуемого явления.

В настоящей работе под естественными правами человека понимается совокупность данных человеку от природы (от Бога) и в силу этого принадлежащих ему с момента рождения прав на жизнь и свободу, на безопасность и стремление к счастью, на собственность и сопротивление угнетению, на развитие и родной язык, которые предшествуют государству и законодательству, а посему не подлежат какому-либо изъятию, ограничению или отмене.

Как утверждает упомянутая теория, каждый индивид уже с момента зачатия наделяется определенными правами, которые потому и получили обобщающее наименование врождённых, или прирождённых прав. Тем самым ещё раз подчёркивалась их внегосудар- ственная, надгосударственная природа. Да, эти права могут закрепляться в конституциях и законах, но они не придумываются, не порождаются, не создаются государством. Не ему мы обязаны происхождением этих прав, а своей естественной природе, своей принадлежности к единой и великой семье по имени Человечество. Таким образом, надпозитивный (внегосударственный) характер эти права приобретают в силу принадлежности индивидуума к роду человеческому как таковому, вне зависимости от наличия доброй и просвещённой или злой и невежественной воли правительств, государей или знаменитых законодателей, а часто и вопреки им.

Категоричность такого подхода находит объяснение в необходимости заложить легитимную основу для защиты своих прав в жестокой и непримиримой борьбе с немилосердной властью тех или иных государств. Именно поэтому на божественное происхождение этих ценностей неизменно обращают внимание все авторы многочисленных биллей о правах человека. Разумеется, поскольку естественные права человека проистекают из общечеловеческого (божественного, природного) начала, они не подлежат ограничению во времени и пространстве. Тем самым, они абсолютны и вечны. К этим особенностям их сверхчувственной природы мы будем не раз обращаться ниже при анализе основных и конституционных прав человека.

Как упоминалось выше, при конкуренции неписаных естественных и писаных, законодательно закреплённых прав человека, приоритет остается за первыми. Только неукоснительное соблюдение данного постулата помогает избежать политических конфликтов, гражданских смут и гражданских войн. Наиболее актуальным примером значения естественных прав человека в Украине является отношение отдельных партий власти к проблеме языка. Право на родной язык, несомненно, относится к категории наиболее деликатных естественных прав человека.

Право народа на сопротивление и восстание

Облетевшим весь мир примером реализации естественного права народа на сопротивление угнетению стали события, произошедшие 23 августа 1989 г. в прибалтийских республиках СССР. В годовщину подписания пакта Риббентропа-Молотова около двух миллионов жителей Эстонии, Латвии и Литвы образовали живую цепь, которая протянулась от Таллинна до Вильнюса. Таким образом народы этих республик, практически, единодушно выразили свой протест против незаконной аннексии их территорий воинственной сталинской империей. Это был подлинный акт мужества со стороны людей, наученных горьким опытом противостояния вооруженной до зубов советской сверхдержаве.

Естественное право человека и народа на сопротивление необходимо квалифицировать в качестве необходимой обороны от узурпации власти в любой форме. По своей сути — это профилактическое право против злоупотребления властью. Международная конституционная доктрина давно исходит из того, что право на сопротивление, предусмотренное или не предусмотренное основным законом государства, является естественной и действенной границей произвола. Одной из разновидностей реализации этого права является право на сопротивление национальных меньшинств и коренных народов. Расовая, национальная, языковая дискриминация — одна из чудовищных несправедливостей в истории человечества.

История представила множество примеров самых ожесточённых способов реализации права на сопротивление расовому, национальному и языковому угнетению. Человечеству пора извлечь уроки, ведь естественное право заявляет о своём существовании самым простым, естественным и нередко весьма жестоким в своей естественности способом: оно упраздняет государства, рассеивает по миру народы, перекраивает границы, ниспосылает всяческие беды на головы тех, кто не желает подчиняться его канонам. На определённом этапе своей истории США осознали угрозу со стороны набирающего обороты разгула расовой дискриминации и вовремя успели избежать многих бед. Вожди СССР существование проблемы с правами человека не признавали — и вместо великой страны мы получили великие потрясения и в итоге великое разрушение. Такова во всей своей простоте и последовательности логика естественного права! И пример СССР в этом отношении всем остальным странам — наука.

Естественное право и достоинство человека

Естественное право

В завершение подчеркнем, что естественные права — это то великое подразумеваемое, которое необходимо иметь в виду всякий раз, когда мы будем прикасаться к такой тончайшей, хрупкой и деликатной материи, как достоинство человека. Осмысление человечеством природы естественных прав прошло как бы два этапа: первый — это многовековое принуждение власть предержащих к осознанию существования таких прав и особого источника их происхождения; второй — добровольное и торжественное признание их государствами в качестве основного инструмента защиты человека. В последнем случае естественные права получили признание по инициативе и под давлением международного сообщества уже в качестве объективных и общепризнанных ценностей всего человечества. Начиная с этого момента, естественные права продолжили свою жизнь в истории уже под именем основных прав человека. Правда, этому событию в мире Права предшествовала историческая катастрофа такого масштаба, которая, возникнув в качестве реальной угрозы всему человечеству, в такой степени встряхнула его сознание, что своё дальнейшее существование оно стало связывать не иначе, как с концепцией основных прав человека.

Александр Мучник, президент Института демократии и прав человека, Заслуженный юрист Украины

Читайте также: