Каким образом можно повысить свой уровень правовой грамотности вне школы

Обновлено: 02.07.2024


Россия — страна правового нигилизма.

Председатель Правительства Российской Федерации Д. А. Медведев

Половина населения в нашей стране не задумывается о том, какие у них есть права и свободы, что они значат для них, в каких документах они записаны. А если они их не знают, то это означает, что у них их просто нет.

Каждый гражданин обязан знать свои права, хотя бы потому что, чтобы человек точно знал, на что он мог рассчитывать в своей жизни.

Человек, который не разбирается в законах, не знает о своих правах и обязанностях, не может представить, что нужно делать, если возникнет сложная ситуация в его жизни.

Хочется заметить, что в российском обществе долгое время недостаточно внимания отводилось основам права. Важными были патриархальные обычаи, что прослеживается в историческом развитии Руси, поэтому на современном этапе можно столкнуться с такой проблемой, как низкая степень правосознания граждан.

Происходит это из-за того, что начиная с древних времен, и по настоящее время в российском обществе присутствовало такое явление, как несоблюдение прав человека, которое отложилось надолго в нашем сознании. Кроме того, данная проблема возникает из-за не знания законов, но и нежелания их придерживаться.

Все перечисленные источники приводят к тому, что происходят грубейшие нарушения законодательства, и вследствие этого ущемление и несоблюдение прав граждан. И для того, чтобы повысить уровень правовой культуры и правосознания необходимо качественное правовое образование, которое должно являться приоритетной целью и задачей государства.

Обратимся к истории. Права человека в Древнем Востоке были очень жестоки по отношению к человеку. О чем мог мечтать раб? Даже право на жизнь рабу не было обеспечено. В современном же законодательстве прав на жизнь является важнейшим естественным и неотъемлемым правом каждого человека. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни, никто не может быть произвольно лишен жизни.

Древнеримский свод законов XII таблиц гласит: «Если рукой или палкой переломить кость свободному человеку, пусть заплатит 300 ассов, если рабу-150 ассов.

Для того, чтобы человеку не быть обманутым, необходимо повышать правовое просвещение граждан. Но заставить население, человека повышать правовую грамотность невозможно.

В наши дни нельзя говорить о высоком и даже среднем уровне правовой культуры общества в целом. Кризис современного правосознания во многом определяется именно низким уровнем правовой культуры. Повысить ее способны тщательно продуманная правовая пропаганда в средствах массовой информации, широкий доступ к нормативно-правовой базе, разработка и внедрение действенных форм вовлечения граждан в правотворческую и правоохранительную деятельность.

Одним из главных условий создания правового государства является образованный в правовом смысле гражданин. В России существует много пробелов в процессе становления правовой культуры. Изначально это правовая безграмотность граждан, разногласия между нормативно-правовыми актами и реальной действительностью — все это следствие правового нигилизма и отрицание нравственных принципов. [1, с.180].

Приведем проблемы, которые мешают формированию правовой культуры в современном обществе.

  1. Низкий моральный уровень большей части общества, вызванный его расслоением, ростом конкуренции и потребительскими настроениями.
  2. Недостаточность правовых знаний
  3. Несоответствие нормативно-правовых актов условиям реальной жизни населения.

Чтобы решить эти проблемы, необходима такая политика государства, которая направлена на повышение уровня правовой культуры общества. Ее можно реализовать с помощью фильмов, искусства, средств массовой информации, правотворчества, художественной литературы.

Для любого человека важной культурной ценностью выступа ют право и законы. Законы — результат завоеваний многих цивилизаций. Они способны формировать право. На основе законов издаются подзаконные нормативные правовые акты, формируются новые правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. С их помощью закрепляются поступки, отношения, соответствующие стандартам правовой культуры, создаются государственные органы, которые обладают правовой культурой и несут ее массам.

Немаловажным аспектом правовой культуры является и состояние законности и общественного правопорядка в обществе.

По данным социологических исследований, осуществляют помощь правоохранительным органам респонденты в возрасте от:

‒ старше 25 лет — 19,5 %.

А в свою очередь только 64 % молодежи считают, что правоохранительные органы не только не защищают их интересы, но напротив, выступает их врагом.

В последнее время наблюдается заметное увеличение количества правонарушений.

Приведу пример. Если в СССР в 70- е год на 100 тысяч человек приходилось 4 умышленных убийства, то в наши дни согласно приведенным за 2015 год данным, в Российской Федерации от рук преступников погибло 14,5 тысяч человек, или 10,2 человека на 100 тысяч жителей.

Полагаю, что государство не добилось эффективной борьбы с преступностью.

Многие негативные явления в обществе, и в первую очередь преступность, уходят своими корнями в правовую безграмотность, в непонимание населением свои прав и обязанностей.

Одной из приоритетных задач современного российского общества является повышение правовой культуры и правосознания граждан. Основным инструментом в этом процессе выступает правовое воспитание как целенаправленное воздействие на сознание в целях формирования высокого уровня правовой культуры и правосознания [2,с.16].

В настоящее время механизмов, которые направлены на повышение правовой культуры много. К примеру, бесплатная юридическая помощь со стороны адвокатов, юристов, так и со стороны органов власти.

Это и просвещение населения о правах и обязанностях гражданина через СМИ, через интернет, лекции в школах.

Огромную роль играет деятельность юридических клиник ВУЗов, общественных организаций.

Правовое образование является неотъемлемой частью общей культуры гражданина, условие формирования правосознания.

На формирование правовой культуры и законопослушного типа поведения оказывают влияние следующие факторы:

1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;

2) высокий уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;

3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения;

Правовое образование является залогом того, что оно не станет препятствием на его пути реализации своих личных задач. В современных условиях именно правовое образование может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Ну а вести работу, направленную на сокращение уровня правовой безграмотности нужно совместно с государством, так как важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.

Российское общество всегда старалось воплотить в реальности различные идеи западных стран. Считаю, что юридическая безграмотность проявляется в отрицании существования Бога, духа, души и правых норм.

К основополагающим причинам проявления юридической безграмотности можно отнести неверное истолкование законодательных актов демократического государства, а также незнание своих прав.

На основании всего вышеизложенного можно прийти к выводу, что в целях преодоления правовой безграмотности необходимо повысить уровень правовой культуры российских граждан, что возможно путем введения единой правообразовательной системы;

Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.

  1. Пронина Ю. О. Правосознание граждан как основа построения правового государства // Science Time. — 2014. — № 4. — С. 180–181.
  2. Магомедов Ш. Б., Амиров М. Г. Правовое воспитание как средство формирования правосознания и правовой культуры // Юридический вестник ДГУ. — 2015. — № 4. — С. 16–17.
  3. Зубова Я. В. Правовое образование в развитии правовой культуры формирующегося гражданского общества в современной России: дис. … докт. соц. наук / Я. В. Зубова. Майкоп, 2010.

Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, правовая безграмотность, правовая культура общества, правовое образование, российское общество, массовая информация, правовая грамотность, правовой нигилизм, Российская Федерация, юридическая безграмотность.

Похожие статьи

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Правовая культура населения | Статья в журнале.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Философия действенности права и правовой нигилизм на.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Проблемы преодоления правового нигилизма

правовой нигилизм, дефект правосознания, Россия, нарушение, отрицательное отношение, правовая культура, преступление, Российская Федерация.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Деформация правовой культуры государственных служащих

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Влияние правового нигилизма на развитие гражданского.

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация, качественное состояние, гражданское общество, смысловой мир.

Проявления правовой культуры у молодежи Мурманской области

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность, юридическая.

Правовое воспитание как неотъемлемая часть образовательного.

правовая культура, правовое образование, правовая безграмотность, российское общество, правовая культура общества, Российская Федерация, правовой нигилизм, массовая информация, правовая грамотность.

Высокая интенсивность сегодняшней жизни и сложная структура общественных отношений с особой актуальностью ставят проблему правовой грамотности и культуры современного человека. Очевидно, что только знаний законов недостаточно для их соблюдения. Вместе с тем, незнание общих правовых основ нередко приводит к необдуманным поступкам молодых людей, которые не всегда знают о том, что ответственность за свои поступки они несут еще до наступления совершеннолетия. Поэтому правовое просвещение способно предотвратить отдельные жизненные трагедии, возникающие из-за элементарного незнания закона.


1. До 6-летнего возраста (дошкольный этап) ребенок обладает комплексом прав человека и гражданина, которые скорее являются потенциальными возможностями. Их реализация накладывает особую ответственность на его родителей или законных представителей, у самого же ребенка поле гражданской ответственности практически до предела сужено в силу возрастной специфики. Однако уже эти первые права создают пространство гражданственности. Поэтому нельзя говорить, что в данном случае маленький человек выпадает из сферы правовых отношений.

Границей данного этапа правового и гражданского становления личности можно считать в юридическом отношении расширение сферы его самостоятельной деятельности, а в социальном смысле – поступление в школу, создающее прецедент необходимости согласовывать свои личные интересы с общими целями и задачами.

2. С 6 до 14 лет у молодого гражданина возникают первые элементы гражданской ответственности за свои поступки и действия, в сочетании с правами появляются обязанности. Так, право на образование вводит обязанность получить основное общее образование (Ст.43 Конституции РФ). Первые бытовые сделки также можно совершать с шестилетнего возраста (подарки, обмен игрушками небольшой стоимости и т.п.) (Ст.28 ГК РФ). С точки зрения гражданственности важным представляется факт, что с восьми лет появляется право быть членом и участником детского общественного объединения (Ст.28 ГК РФ), что фактически означает первый шаг в социальном взаимодействии по решению общих проблем.

С десяти лет ребенок может привлекаться к судебному процессу в отдельных случаях. Например, суд обязан заслушать его мнение по вопросу о проживании с родителями (в случае развода и спора между родителями) и в других разбирательствах, затрагивающих его интересы. Он получает право давать согласие на изменение своего имени, отчества и фамилии, на восстановление родителя в родительских правах, на усыновление или передачу в приемную семью (Ст.134 СК РФ). Ответственность начинает носить не только рекомендательный, но и карательный характер. С одиннадцати лет в отношении ребенка может быть принято решение суда о помещении в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (спецшкола, специнтернат и т.п.) с девиантным (общественно опасным) поведением (Ст.134 СК РФ). Надо отметить, что в темное время суток дети данного возраста не могут находиться на улице без сопровождения родителей. С получением общегражданского паспорта значительно увеличивается гражданское пространство самостоятельного действия, а вместе с тем и возрастает ответственность.

Получение паспорта в четырнадцать лет становится обязанностью гражданина (Постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о паспорте гражданина РФ от 8 июля 1997 г. N 828 с внесенными изменениями). В некоторых регионах РФ предусматривается возможность вступления в брак в специально оговоренных законодательством субъекта федерации случаях. Членство в профсоюзной организации также может начаться с четырнадцати лет. Такой рост прав соответственно влечет за собой повышение ответственности и приобретение новых обязанностей. Подростку предъявляются требования к добросовестной работе и соблюдению трудовой дисциплины (возникает дисциплинарная ответственность за ее нарушение) (Ст.21, ст. 192 ТК РФ). Наконец, с этого возраста наступает уголовная ответственность за ряд преступлений, предусмотренных статьей 20 Уголовного Кодекса РФ.

Поэтому ошибочно считать, что заниматься правовым обучением и воспитанием следует только в старшей школе, так как с раннего возраста дети начинают осваивать общественные отношения, взаимодействовать с окружающими, воспринимать ценности и правила. Следует отметить, что правовая грамотность связана с общепринятыми нормами и правилами, поэтому в широком смысле этого понятия не только обращена к законам, но и к установленным требованиям, принятым в общественной жизни. Уже в дошкольном возрасте и начальной школе закладываются основы правового поведения личности, формируются предпосылки его гражданского поведения.

Многие правовые ценности основываются на моральных ценностях, которые усваиваются личностью в процессе разнообразной социальной практики. Однако правовое обучение и воспитание предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения. Стоит заметить, что правовое обучение и воспитание является основным средством формирования и повышения уровня правосознания и правовой культуры граждан, инструментом духовного воспитания личности в условиях построения в России правового государства. Правовая грамотность – это тот вид грамотности, который необходим человеку, живущему в современном мире взаимоотношений. Она воплощается в сформированную способность человека участвовать в жизни демократического сообщества, проявляется у него в наличии следующих характеристик:

– способность конструктивно решать возникающие проблемы при взаимодействии с окружающими;

– осознание своих прав как члена человеческого сообщества;

– умение действовать обдуманно и ответственно: делать свой выбор, анализировать действия, находить нужную и достоверную информацию;

– знание Основного закона (Конституции) и принципов законодательства Российской Федерации;

– успешное освоение способов коммуникации (в том числе и электронных) с окружающими людьми и различными структурами (государственной власти, гражданского общества, бизнеса и др.);

– готовность к саморазвитию, постоянному совершенствованию

– опыт участия в общественной жизни, в решении социальных проблем, в выборах, социальных проектах, акциях, органах самоуправления и общественных движениях.

Такие знания и умения особенно необходимы для несовершеннолетних, поскольку очень часто из-за правовой безграмотности они могут стать как преступниками, так и жертвами преступлений. Другими словами, профилактический потенциал права необходимо как можно быстрее повернуть лицом к несовершеннолетним. Все это требует внимательного подхода к работе по повышению правовой культуры детей и юношества. Практика показывает, что человек, владеющий юридической информацией и хорошо знакомый с типичными моделями поведения в экстремальных ситуациях, имеет гораздо меньше шансов нарушить закон и понести ответственность, а главное, сможет защитить себя и своих близких.

Итогом и показателем успешности работы в данном направлении является становление правовой культуры гражданина – комплекса материальных и духовных ценностей, которые определяют степень цивилизованности общества и воплощения гуманистического мировоззрения, базирующегося на уважении человеческого достоинства, защите прав человека, взаимной ответственности в обществе и соблюдении принятых общих правил взаимодействия. Правовая культура является непременной составной частью общечеловеческой культуры. Подлинно культурным обществом является то, где разработана и действует развернутая и непротиворечивая система законодательства, отражающая общечеловеческие духовные ценности, где права личности обеспечиваются и защищаются, господствует режим законности и законопослушания, где сохраняются юридические памятники как непреложные культурные ценности. В том числе правовая культура личности выражается в овладении основами юридических знаний, в уважении к закону, праву, сознательном соблюдении норм права, в понимании социальной, юридической ответственности, в нетерпимости к правонарушениям, в борьбе с ними.

Толерантность и многообразие 65.19%Правовые нормы и ответственность человека 51.15%Достоинство и уважение 49.00%Идентичность и патриотизм 55.60%Социальная поддержка, самореализация и успешность личности 58.52%Сотрудничество и миролюбие в современном мире 55.96%Открытость и готовность к изменениям 53.84%Демократическое управление и народовластие 58.32%Экономическая грамотность и профессиональная успешность 40.74%

Реализация гражданско-правового образования в школе невозможна только на базе одного предметы или курса, хотя обществознание и правовые курсы здесь играют важную роль. Формирование ценностных ориентиров происходит посредством организации такой деятельности, которая позволила бы воссоздать ситуации, требующие переживаний и опыта специально организованной практики. Решая практические задачи, основанные на ситуациях из реальной жизни, школьники приобретают набор важных гражданских качеств, становясь личностью в высоким нравственным сознанием, ответственным правовым поведением, неравнодушной к происходящим событиям и взаимодействующей с другими людьми в рамках существующих законов и правил.

Иоффе Андрей Наумович – доктор педагогических наук, профессор Московского городского педагогического университета и Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Читайте также: