Каким образом формируется политическая воля граждан

Обновлено: 04.07.2024

О политической воле вспоминают тогда, когда ее не хватает. Причем, как правило, не хватает кому-то другому. Ее поминают часто и по любому поводу, даже не утруждая себя точным определением, что же это такое, обращаются к ней как к универсальному объяснению, которое, на самом деле, ничего не объясняет.

Пока уходящая власть выясняет, у кого именно из круга бывших соратников политической воли не хватило на этот раз, пока новая власть в лице Владимира Зеленского обещает найти политическую волю на что угодно, а общество смотрит на его обещания кто с надеждой, а кто с понятным скепсисом, мы попробуем разобраться, что об этом неуловимом предмете говорит политическая наука.

Ключевую для нашей темы статью "Определяя политическую волю" в 2010 году опубликовала Лори Энн Пост (с соавторами) из Йельского университета.

В политике, в публицистике или у себя на кухне мы, говоря о политической воле, как правило, имеем в виду волю индивидуальную, которой не хватает какому-то конкретному человеку. В таком виде понятие политической воли близко к представлению о "силе воли", которой может хватить, а может и не хватить на то, чтобы бросить курить или провести реформу. Однако политика по определению – дело общественное, она всегда выходит за рамки индивидуальных желаний, интересов и способностей, даже если речь идет о личной диктатуре. В таком ракурсе политическая воля – это пороговое состояние системы из многих людей, отделяющее возможный успех какого-то политического начинания (для которого политическая воля нашлась) от того, чтобы "получилось как всегда" (это когда политической воли не хватило).

А для того, чтобы политическая воля все-таки нашлась, должен сформироваться ряд условий:

  1. нужен необходимый и достаточный круг лиц, принимающих решения,
  2. тот же круг лиц должен обладать общим пониманием конкретной проблемы в контексте официальной политической повестки дня,
  3. они должны быть на деле привержены принятому курсу,
  4. причем принятому в этом кругу всеми в качестве потенциально эффективного решения конкретной проблемы.

Первый пункт означает, что успех любой инициативы зависит от многих людей. Даже если от некоторых требуется активное участие и поддержка, а от других – чтобы просто не мешали. В политологии таких людей называют "игроками с правом вето", их набор очень сильно зависит от структуры политических институтов – от парламентской или президентской формы республики, от авторитета и влияния судов, от баланса между ветвями власти. Потому что если такого баланса нет, то на каждую реформу найдется свой судья Вовк.

Второй пункт говорит о том, что если принимающе решения люди не выработали общее понимание того, какая вообще проблема решается, само по себе желание ее решить стоит немного. Легко может оказаться, что у разных игроков это желание направлено на разные проблемы. Должно возникнуть и общее понимание путей решения: различные взгляды на вопрос предполагают принципиально разные ответы, и часто дело застревает именно на этом этапе.

В свою очередь, чтобы некий вопрос вообще стал проблемой, требующей решения, должна появиться уверенность, что правительству необходимо действовать в относительно короткой перспективе. Это и будет означать, что вопрос вошел в официальную политическую повестку и от него не удастся отделаться привычной отговоркой "не на часі".

Третий пункт, пожалуй, ближе всего к тому, что обычно понимается под политической волей. Насколько политик действительно собирается поддерживать то или иное решение? Мы не можем залезть к нему в голову, но мы можем судить о его действительных намерениях по косвенным признакам. Прежде всего, это сосредоточение аналитических усилий и других ресурсов вокруг проблемы. Другой признак – конкретные действия, связывающие политика с занятой позицией, и то, что он об этом говорит. Зная, конечно, цену утверждениям политиков, стоит смотреть еще и на то, что говорят, что делают и какие интересы преследуют ближайшие к политику люди, имеющие на него влияние. Совпадение их взглядов и интересов с заявленной целью, существование согласованной позиции - это хорошие признаки, существенные противоречия – тревожный сигнал.

Четвертый пункт возвращает нас к идее, что предлагаемое решение должно быть принято всеми "игроками с правом вето", иначе о единой политической воле речи быть не может. Под эффективностью такого решения понимается не столько оценка последствий и того, будет ли решение удачным, сколько действительная нацеленность политиков на то, чтобы хотя бы попытаться по-настоящему решить проблему. Потому что политики вместо попытки что-то реально сделать, часто надеются удовлетворить ожидания общества по принципу "хоть что-то сделано". Классический пример – увольнение одиозных чиновников. Хотя такой шаг может быть необходимым, однако достаточным он, как правило, не является. Другой вариант неэффективности – попытка удовлетворить все стороны и найти вариант, в котором итоговое решение устраивает всех, но заведомо не работает.

Как мы видим, для того, чтобы политическая воля возникла, свойств характера того или иного политика недостаточно. Должны одновременно сыграть конструкция политических институтов, интересы ключевых игроков, способность найти общий язык, понимание, что проблему нельзя откладывать. Без всего этого "начинания, вознесшиеся мощно, теряют имя действия".

И именно эти вопросы необходимо решить команде Владимира Зеленского, чтобы его заверения о наличии политической воли не остались пустыми словами.

Тема раскрывает важнейший аспект политической жизни — роль и сущность политических партий. Изучение темы ведётся с опорой на уже рассмотренные понятия: политика, гражданское общество, государство, политический режим. Следует учитывать, что подробное изучение вопроса о партиях предстоит в старших классах.

2. Сформировать у школьников необходимые ориентиры для определения каждым самостоятельной позиции по отношению к существующим политическим партиям.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); самоконтроль и самооценивание; умение слушать и вступать в диалог; готовность к жизненному и личностному самоопределению.

План изучения нового материала

1. Общественно-политические движения.

2. Политические партии.

Варианты организации учебной деятельности

«Статья 9. Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчётный съезду (конференции) или общему собранию.

Желательно разъяснить назначение основных документов партии — программы и устава. Программа определяет принципы деятельности политической партии, её цели и задачи, а также методы реализации целей и задач. Устав в соответствии с целями и задачами партии определяет наименование партии, описание её символов (если они имеются), условия и порядок приёма в члены партии, права и обязанности членов партии, порядок избрания руководящих органов партии и другие положения.

Возможно составление таблицы, закрепляющей содержание двух первых пунктов плана.

Отличия партий от общественно-политических движений

Общественно - политические движения

Взгляды на социальные проблемы

«Основные принципы деятельности политических партий

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Изложенные в Законе принципы могут быть охарактеризованы самим учителем либо стать для учащихся предметом самостоятельного анализа (если текст статьи размножен и предоставлен учащимся). В любом случае следует раскрыть смысл ряда имеющихся в этой статье политических терминов: в чём сущность принципа добровольности? равноправия? самоуправления? законности? гласности? Как следует понимать общедоступность информации об учредительных и программных документах партий?

Дополнительный материал для учителя

Политические партии свободно распространяют информацию о своей деятельности, пропагандируют свои взгляды, цели и задачи; участвуют в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; участвуют в выборах и референдумах; создают региональные, местные и первичные отделения; организуют и проводят собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия; учреждают средства массовой информации и пользуются на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации; создают объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями; защищают свои права и представляют законные интересы своих членов; устанавливают и поддерживают международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступают в международные союзы и ассоциации.

Завоевавшая власть партия (или несколько партий, объединившихся вокруг одинаковых требований, создавших коалицию) проводит политику, в которой находят отражение интересы поддерживающих эту партию социальных групп. Другие партии предлагают проводить иной политический курс, критикуют политику властей, т. е. находятся в оппозиции.

Подводя итог, целесообразно подчеркнуть, что существенными признаками многопартийности являются, во- первых, конкурентная борьба различных партий за поддержку избирателей и, во-вторых, наличие как партий правящих, так и партий оппозиционных.

Литература для учителя

Касьянов В. В. Обществознание: учеб, пособие для ссу- зов / В. В. Касьянов. — Ростов н/Д, 2002. — Гл. 3. — § 6.

Обществознание: учеб. / под ред. А. Б. Безбородова, В. В. Минаева. — М., 2008. — Гл. 7.

Козырев Г. И. Введение в политологию / Г. И. Козырев. — М., 2004. — Гл. 9.

Читайте также: