Каким должен быть заместитель директора

Обновлено: 02.07.2024

Светлана Валюнина

В крупных компаниях руководителю сложно уследить за всеми областями деятельности. В этом ему помогают заместители, каждый из которых курирует свое направление. Рассказываем, какую ответственность несет заместитель генерального директора за допущенные нарушения.

Дисциплинарная и материальная ответственность

Заместитель директора, с точки зрения ТК РФ, является обычным сотрудником. Поэтому за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

  • однократное грубое нарушение трудовых обязанностей;
  • принятие необоснованного решения, нанесшего организации ущерб.

Впрочем, в последнем случае увольнением дело не ограничится. С виновного работника организация может взыскать и сумму ущерба. Но материальная ответственность зам. директора в общем случае ограничена его среднемесячным заработком.

Совет 1C-WiseAdvice

Чтобы не возникало лишних споров, необходимо четко прописать функционал заместителя в его должностной инструкции.

Гражданско-правовая и субсидиарная ответственность

Поэтому к заместителю директора эти положения могут относиться только в особых случаях:

  • если он является совладельцем бизнеса;
  • если он входит (входил) в коллегиальный исполнительный орган и голосовал за неправомерное решение.

Лица, влияющие на деятельность компании, могут нести обязанности по возмещению ее долгов в порядке субсидиарной ответственности.

Главным образом она применяется в рамках процедуры банкротства. Ответственность перед кредиторами компании несут те, кто признан судом контролирующими должника лицами (КДЛ).

Административная и уголовная ответственность

Эти два вида ответственности применяются к должностным лицам, виновным в нарушениях закона.

Причем нарушение может быть одним и тем же, а применяемые санкции зависят от его масштаба.

Например

При неуплате налогов в общей сумме до 5 млн рублей за три года ответственное лицо будет оштрафовано по ст. 15.11 КоАП РФ на сумму до 20 тыс. рублей. Также возможна и дисквалификация на срок до 2 лет.

А если недоимка превысила порог в 5 млн рублей, то здесь уже работают статьи 199, 199.1 и 199.4 УК РФ. При отягчающих обстоятельствах (особо крупный размер или совершение группой лиц) штраф может достигать 500 тыс. рублей, а дисквалификация — 4 лет. И главное — за налоговые преступления предусмотрено лишение свободы на срок до 6 лет.

Чаще всего в подобных случаях наказывают директора. Но административное и уголовное законодательство определяет круг ответственных лиц существенно шире. Так, статья 2.4 КоАП РФ относит к должностным лицам не только руководителя, но и любого сотрудника, осуществляющего распорядительные функции.

Уголовное законодательство тоже содержит указание на то, что ответственным лицом, выполняющим управленческие функции, может быть не только директор.

Поэтому в отдельных случаях возможна административная и уголовная ответственность заместителя директора ООО. Например, если в обязанности заместителя директора входит контроль за исчислением налогов и подписание деклараций, то упомянутые выше санкции могут быть предъявлены именно к нему.

Ответственность заместителя, исполняющего обязанности директора

Если руководитель компании отсутствует (например, находится в командировке или в отпуске), то его обязанности обычно исполняет один из заместителей.

Персональная ответственность ИО директора может быть применена по всем основаниям, рассмотренным выше. В данном случае он будет отвечать за свои действия так, как будто является руководителем.

Отличие возможно только в порядке применения материальной ответственности по ТК РФ. Дело в том, что неограниченная ответственность за ущерб по умолчанию применяется только к директору. Поэтому если в договоре с заместителем полная материальная ответственность не прописана, то он будет компенсировать убытки, полученные по его вине, только в пределах среднего заработка.

Этот пример показывает, как важно правильно оформить все документы, связанные с трудовыми отношениями. Скачав пример должностной инструкции для этой позиции и адаптировав его под себя, вы можете быть уверены в отсутствии неприятных сюрпризов в дальнейшем.

Важно!

Отсутствие должностной инструкции заместителя генерального директора (равно как и любого другого сотрудника) сильно затрудняет процедуру увольнения работника по причине неисполнения служебных обязанностей. Очень сложно доказать, какие именно обязанности заместитель главы компании не исполнил, если они не изложены на бумаге.

Чтобы объективно оценить состояние кадрового документооборота в организации, необходимо провести кадровый аудит .

Например, эксперты нашей компании оценивают:

  • наличие обязательных кадровых документов и их соответствие требованиям законодательства;
  • корректность документов, обосновывающих выплаты сотрудникам;
  • корректность расчета среднего заработка;
  • уровень компетентности кадровиков.

Вывод

Заместитель директора помогает руководителю в управлении, взяв на себе отдельные участки работы компании.

Формально заместитель главы фирмы несет за свои действия практически такую же ответственность, как и директор. Но на практике отвечать за работу компании в основном приходится руководителю.

Марина Крицкая

Большинство сотрудников поддерживают руководителя, если он хороший лидер. Именно от качеств лидера зависит, насколько успешно бизнес будет функционировать. Как минимум он должен быть нацелен на результат, уметь мотивировать команду и выстраивать с ней коммуникации.

В целом руководитель успешной компании сочетает в себе комплекс различных качеств — и личностных, и преимущественно менеджерских.

1. Расширяет возможности команды, но не занимается микроуправлением

Микроменеджмент — это чрезмерный и постоянный контроль над сотрудниками. Его считают распространенной ошибкой, которую совершают управленцы, часто даже не осознавая этого. Такая привычка начальников сильно раздражает сотрудников, убивает их интерес к работе и подавляет творческое начало.

Гораздо правильнее пытаться соблюдать баланс между советами и предоставлением свободы, демонстрировать доверие подчиненным и при этом отстаивать интересы команды.

  • Не сопротивляется делегированию задач.
  • Не погружаются в работу, которую поручил другим.
  • Не отговаривает других от принятия решений.
  • Принимая участие в работе коллег, обязательно советуется с ними.
  • Не требует частых, чуть ли не ежедневных, отчетов о работе.
  • Не игнорирует опыт и знания коллег.
  • Правильно расставляет приоритеты в делах.
  • Умеет мотивировать команду.

2. Продуктивен и ориентирован на результат

Сотрудники предпочитают быть частью продуктивной и успешной команды, а это сложно сделать, если лидер не задает тон.

Эксперты часто говорят о том, что руководитель должен следовать поведенческим моделям. Давно прошли те времена, когда он мог позволить себе показательно опаздывать на встречи.

Руководитель в определенной степени становится для сотрудников образцом для подражания. Вряд ли люди будут выкладываться на работе, если не видят такой же включенности в процесс со стороны менеджеров.

Правильная модель поведения означает и соблюдение сроков, и умение держать слово, и учет мнения сотрудников, а также другие элементы работы, которые важны для конкретного отдела, подразделения компании.

3. Отличается хорошими коммуникационными способностями

Эффективное общение — одна из составляющих успешного менеджмента. Предполагается, что руководитель должен уметь не только делиться информацией, но и хорошо слушать.

Часто много времени уходит на размышления о том, как выстраивать коммуникации с командой: как предоставлять обратную связь, общаться, расставлять приоритеты и т.д. При этом многие не обращают внимания на то, что говорят сотрудники, какие идеи предлагают, какими проблемами и решениями хотят поделиться.

Умение слушать — это эмоциональный и личный вклад в тех, кто на вас работает. Когда вы слушаете людей, они чувствуют, что их ценят.

4. Отмечает потенциал других людей

Как они это делают? Не стесняются говорить со своими сотрудниками об их потенциале. Большинство менеджеров считают, что знают все сильные стороны членов своей команды, но слишком часто они не говорят о них. Как правило, они общаются с сотрудниками тет-а-тет, чтобы получить отзывы о том, что можно улучшить в работе компании.

Как правило, люди оправдывают ожидания своего лидера. Поэтому, если вы скажете сотруднику, что верите в его способность достичь более амбициозных целей в продажах, он с большей вероятностью это сделает.

5. Не игнорирует команду

Лидеры часто становятся жертвами синдрома управления по электронной почте. Когда дел становится всё больше и больше, может показаться, что эффективнее закрыть дверь в свой кабинет. Но такую ошибку обычно совершают новички.

Команде необходимо видеть и слышать своего руководителя. Хорошим менеджерам как раз важно быть уверенными в том, что они постоянно находятся на связи с персоналом.

Поэтому, если вы заметили, что стали общаться с людьми исключительно по электронной почте, лучше назначайте индивидуальные встречи.

6. Уверенно принимает решения

Сотрудники ценят того, кто может принимать решения. Но ещё важно не только какое решение принимается, но и почему. Небольшие дополнительные усилия со стороны руководителя помогают команде понять контекст и приоритеты, улучшить свои собственные будущие решения и оставаться вовлеченными.

Как только ваша команда получит больше информации и поймет ваши приоритеты и причины, по которым вы принимаете решения, запустится цикл обратной связи. Если вы будете объяснять, с чем связано принятие того или иного решения, сотрудники будут учитывать эти критерии в своей работе.

Таким образом, вы будете давать команде возможность учиться и совершенствовать результаты.

Актуальное законодательство, справочные показатели, а также экспертная поддержка в решении спорных вопросов по бухгалтерским, кадровым и юридическим тематикам.

7. Обладает позитивным мышлением

Исследования в области социологии показывают, что наше настроение заразительно. Чем больше у вас авторитета, тем выше вероятность того, что ваше настроение влияет на других.

Из этого следует, что, какое бы настроение ни было у руководителя, окружающие его обязательно уловят. Так что, если вы настроены позитивно и излучаете энергию, ваша команда с большей вероятностью будет чувствовать себя так же.

Успешные лидеры должны уметь контролировать эмоции. Поэтому, когда вы чувствуете эмоциональное выгорание, стоит выделить время на отдых, чтобы поддержать позитивный настрой.

8. Поддерживает карьерный рост и обсуждает результаты

Чтобы предоставить сотрудникам свободу проявлять инициативу и мотивировать их на высокую производительность, менеджерам необходимо сформулировать четкие ожидания, обозначить ответственность за их выполнение и быстро реагировать, когда сотрудникам требуется поддержка.

Таким образом, руководители должны не только помогать своей команде развивать навыки и продвигаться по карьерной лестнице, но и четко осознавать ожидания и давать честные отзывы о производительности.

9. Демонстрирует ответственность

Сильный лидер несет ответственность за результаты команды, какими бы они не были — хорошими или плохими. Он считает себя и своих сотрудников ответственными за определенные действия, поэтому в команде создается атмосфера серьезного подхода к делу.

Ответственность и личный пример — одни из самых мощных инструментов, помогающих завоевать доверие команды.

  • извиняются за ошибки;
  • акцентируют внимание на работу своих сотрудников и не преувеличивают собственный вклад;
  • не боятся выражать сомнения в сложных обстоятельствах;
  • ценят время людей.

10. Проявляет эмпатию

Эмпатия — это понимание и осознанное сопереживание.

Это образ мышления, который позволяет лидерам:

  • делать более точные бизнес-прогнозы;
  • совершенствовать стратегии работы;
  • повышать лояльность своих команд;
  • проявлять гибкость в тактике переговоров.

Эмпатия помогает создать в компании комфортную атмосферу с продуктивным персоналом.

Например, если сотрудник совершает ошибку или опаздывает, то лучше сначала понять причину. Почему ошибся? Почему опаздывает? Может быть, у него проблемы в семье? Может быть, у него сложности со здоровьем?

Настоящие лидеры чутко относятся к своим командам и глубоко вникают в их мотивацию.

Не пропустите новые публикации

Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.

руководитель

Кто такой хороший руководитель

Тут есть две стороны. Первая — бизнес все оценивает сухо, без эмоций и только цифрами. Для компании руководитель хорош, если приносит большую выручку, бережет ресурсы и эффективно работает. То есть чем больше денег и меньше расходов, тем лучше.

С точки зрения команды важна эмоция: нужно заботиться о сотрудниках, вдохновлять, хвалиться их успехами и иметь смелость взять неудачи на себя. Так лидер может мотивировать остальных работать не просто за зарплату, а ради идеи или высокой цели, которую он подсвечивает. Если коллектив чувствует, что ценности компании и корпоративная культура резонируют с ним — это может стать отличным подспорьем.

Идеально, если интересы бизнеса и команды сходятся. В таком случае вам нужно найти синтез: как увеличить доход и производительность компании, при этом не навредив сотрудникам.

Отличительные качества хорошего руководителя

Для начала выделим два важнейших:

Строгость

Вечный вопрос, нужно ли начальнику быть строгим. Тут у каждого индивидуальное решение. Я считаю, что нужно установить для сотрудников прозрачные KPI, следить за ними и погружаться в работу. Если понимаем, что результаты нас не устраивают, можно прийти с критикой.

Однако важно дать человеку понять: это не персонально он плохой, а в его процессах какой-то недочет. Упаковывайте фидбэк так, чтобы сотрудник с большей вероятностью пришел к правильным выводам. Не стоит подавать критику эмоционально — это не лучший инструмент.

Также лучше ограничиться устным обсуждением, вводить штрафы не стоит, они лишь демотивируют работника. Критика в компании — это нормально (но в меру). Без нее доброму боссу команда может сесть на шею.

Ответственность

Пожалуй, главная сложность руководящих позиций в том, что на босса падает ворох ответственности: за моральное и физическое состояние сотрудников, за результаты команды, за финансовые показатели компании и прочее. Нужно быть устойчивым, чтобы спокойно принимать решения и учитывать риски.

Однажды это напряжение может выбить вас из колеи и привести к выгоранию. И с этим нужно уметь работать. Либо не доводить себя до такого состояния, предотвращать его, либо, если оно наступило, быстро выходить из него.

Владение тонкостями рабочего процесса

Всегда будьте с командой в потоке задач, наблюдайте за всеми позициями: от менеджеров до разработчиков. Вы должны быть мастером на все руки, чтобы понимать проблемы каждого, оценивать продуктивность и помогать улучшать процессы.

руководитель за столом

Эффективные организаторские качества

От того, насколько точно начальник распределит задачи в команде, зависит успех всей компании. Поэтому управляйте правильно:

Создание благоприятного климата в коллективе

В этом году негативные настроения в компаниях достигли предела. Множество сотрудников выгорело из-за удаленки, постоянной перестройки процессов и неопределенности будущего. Американская психологическая ассоциация выяснила, что два из пяти американцев собираются уволиться в следующем году. Для бизнеса это критично.

Руководители по всему миру пытаются придумать, как сохранить людей. Вот несколько примеров:

  1. В Индии финтех-стартап Slice перешел на трехдневную рабочую неделю, чтобы у сотрудников было время на личные дела и хобби.
  2. Британские фирмы пытаются заманить сотрудников обратно в офис с помощью подарков, бесплатного пива и попкорна.
  1. Регулярные ежедневные планерки.
  2. Вече (как компанейское, так и b2b-направления), на котором мы открыто делимся своими результатами, победами и поражениями. Это создает открытость в коллективе и очень хорошо работает.
  3. Приглашаем раз в месяц специального гостя, который делится своим опытом, рассказывает про свой профессиональный путь, сложности, с которыми сталкивался, и как преодолевал. Команду это вдохновляет и мотивирует. Обычно эти гости — руководители высшего звена в компании. Ребята понимают, с кем работают, какими качествами обладают ключевые лидеры компании и так далее.
  4. Общие встречи с участием клиентов и менеджеров, на которых мы делимся с клиентами, что произошло в продукте и не только. Клиент задает открытые вопросы, мы на них отвечаем и собираем бэклоги. Команда видит, что мы идем от клиента и делаем свою работу в первую очередь для него. Это тоже вдохновляет и мотивирует сотрудников, они понимают, что клиент находится во главе стола.
  5. Конечно же, наша команда счастья, список инициатив которой бесконечен: от тематических тимбилдингов до индивидуальных презентов коллегам.
  6. Конкурсы, которые позволяют сделать работу команды более динамичной живой и так далее.

сотрудники

Отрицательные качества

А вот признаки плохого руководителя:

Идеальных не бывает, но стремиться нужно

Главное для руководителя — найти баланс между эффективностью и человечностью, особенно в наше непростое время. Боссу в текущих реалиях нужно стать для команды сдерживающим ядром: он должен прислушиваться к каждому, ставить четкие задачи, рисковать и сохранять хладнокровие. Тогда это ядро притянет к себе добрых и продуктивных людей.


Выбор ассистента или помощника всегда является сложным, ведь здесь важно найти человека, с которым у вас сложатся доверительные отношения. Помимо взаимной симпатии, упор нужно делать на такие качества потенциального заместителя, как прагматичность и ответственность. Не ищите для себя помощника, который интересен в общении, но совершенно бесполезен в работе.

В чем особенность

У меня был опыт отбора претендентов на должность заместителя. Зачастую грани между деловыми и личными отношениями смазываются. Должность заместителя автоматически попадает в зону повышенного риска. В работе с начальником ассистент должен учитывать сразу несколько моментов: личностные особенности своего начальника, его недостатки и достоинства, ближайшее окружение руководителя, отношения с подчиненными и т. д.


Именно поэтому выбор заместителя – крайне ответственное задание для любого человека, занимающего руководящий пост. Я расскажу вам, кого ни в коем случае нельзя брать на должность личного помощника.

Главные требования

Прежде чем давать объявление о вакансии, определитесь, что имеет для вас первостепенное значение, какими качествами должен обладать кандидат. Причем нужно учитывать все нюансы, даже те, которые кажутся значительными. Например, если для вас важно наличие постоянной связи с подчиненным, сообщите ему об этом. Человек должен быть готов отвечать вам по телефону вне рабочего времени – не каждый на это согласится.

Также укажите о постоянных и временных полномочиях, которые вы планируете делегировать своему заму. Обязательно сообщите о перспективе карьерного роста, если таковая имеется. Талантливым, амбициозным и целеустремленным людям наскучивает работа без какого-либо развития, движения вверх, поэтому они рано или поздно находят себе другое место работы.

Каким должен быть помощник руководителя

Представьте себе портрет этого человека, а также подумайте, какого возраста должен быть этот сотрудник, какого пола. Для вас имеет значение уровень его образования? Обязательно отметьте об этом в вакансии. Сюда можно отнести даже тип темперамента: одним комфортнее взаимодействовать с экстравертами – с такими людьми легко общаться на любые темы, а другим нравится работать с менее разговорчивыми сотрудниками.


Дайте оценку самому себе

При составлении портрета претендента на должность вашего ассистента, проанализируйте свои сильные и слабые стороны. Считаете ли себя эмоциональным и импульсивным человеком, какие ваши личные особенности характера не всегда воспринимаются другими людьми? Честно ответьте себе на эти вопросы, в противном случае придется столкнуться с растратами времени и ресурсов компании на поиск и обучение новых замов.

Для чего вам ассистент?

Если обороты бизнеса выросли, дел стало настолько много, что работа превратилась в экзекуцию, значит, вам нужен верный помощник, человек, который разделил бы с вами тяготы ведения бизнеса и взвалил на свои плечи часть ваших обязанностей. Однако не каждый руководитель способен грамотно делегировать свои полномочия заместителю.

Учитывайте, что человек, который будет занимать должность зама, придет в уже сложившуюся систему с особыми правилами, корпоративным стилем взаимоотношений, ценностями и приоритетами.

Принимая любого специалиста на работу, независимо от статуса должности, в первую очередь убедитесь в его соответствии корпоративной культуре вашей компании. Каким бы хорошим человеком и профессионалом он ни был, он не сможет стать полноценной руководящей фигурой, если не разделяет действующие идеи и принципы.


Кого брать не стоит

На роль своего заместителя не приглашайте людей, пусть даже опытных и талантливых специалистов, если те не безразличны к корпоративным интригам и сплетням, заговорам и различным проискам. В крупной компании с большим коллективом не место таким сотрудникам, тем более, если речь идет о заместителе руководителя.

Личный помощник, ассистент или зам – это человек, которого можно отнести к ближайшему окружению начальника. Именно это лицо находится рядом с руководителем, зачастую владеет дополнительной информацией о начальнике, членах его семьи, партнерах. Если имеете хотя бы каплю сомнений насчет того или иного претендента на должность своего зама, не принимайте его. Человек, склонный к интригам, может предать в любой момент и обнародовать личную информацию. Хорошо, если человек придаст это только внутренней огласке, что не приведет к серьезным последствиям, но ведь иногда речь может идти и о коммерческой тайне, раскрытие которой будет только на руку конкурентам.

Таким образом, принимая на работу ненадежного человека вы как руководитель здорово рискуете не только репутацией компании, но и своей личной. Нужно ли вам это? Вряд ли. Эффективной формой взаимоотношений между начальником и его замом считается доверительное партнерство, в котором первостепенным является уважение и доверие друг к другу.

Читайте также: