Каким должен быть начальник

Обновлено: 25.06.2024

Ситуации, когда на руководящую должность берут бесталанного зятя владельца компании, случаются. Хотя и не так часто, как принято считать. Получать убытки мало кому хочется, так что совсем дилетантов приглашать опасно. Тем не менее если руководитель недостаточно компетентен, сотрудникам приходится тяжеловато.

Во-первых, им не к кому пойти в трудных ситуациях, ведь начальник не разбирается в деле лучше и потому вряд ли поможет. Во-вторых, много времени тратится на коммуникацию, особенно на объяснения руководству, почему какие-то решения невозможно реализовать.

2. Он не деспотичен

Компетентный начальник хорошо разбирается в предмете, но не считает себя самым умным, а своё мнение единственно важным. В некоторых случаях сотрудники могут действительно знать лучше, предлагать более подходящие идеи или приводить весомые аргументы, почему нынешний вариант неоптимальный.

Последнее решение, конечно, всегда остаётся за руководителем — потому что и ответственность тоже на нём. Но лучше делать круто, а не по-своему.

3. Он не переводит стрелки

Хороший начальник берёт на себя ответственность за достижения и просчёты команды. Пусть в конкретной неудаче виноваты Вася, Петя или Даша. Но на то и нужен руководитель, чтобы вовремя корректировать курс команды и минимизировать риски.

Если босс присваивает себе все успехи, а неудачи спихивает на подчинённых, вряд ли его можно назвать профессионалом.

4. Он внимателен к сотрудникам

Линейные работники — важный ресурс любой компании. Потому что именно они выполняют львиную долю задач, приносящих прибыль. Можно сколь угодно эффективно управлять автомобильным заводом. Но если он вдруг перестанет выпускать какие-нибудь рули или двигатели, наступит коллапс.

Глобально есть два подхода. Воспринимать работников как неодушевлённый ресурс, средство для достижения цели. Требовать с них результат, невзирая на их комфорт, доводить до выгорания, расставаться, а потом находить новых. Для бизнеса это может быть даже результативно. Правда, репутация у такого начальника и компании обычно так себе.

А можно пойти другим путём и воспринимать сотрудников как живых людей, о которых нужно заботиться. Например, разрешать экстренно уйти в отпуск, потому что у человека больше не осталось сил. Предлагать временно переключиться на смежные задачи, если колесо рутины мешает работникам придумывать новые идеи. Расширять зону ответственности вместе с повышением зарплаты, когда на предыдущей позиции все цели уже выполнены.

Такой подход перспективнее, потому что повышает лояльность сотрудников, которые могут пойти навстречу в тяжёлые времена и согласиться на невыгодные для себя условия ради спасения компании. А ещё это помогает формировать хорошую команду, ведь данные об условиях в организации распространяются далеко за её пределы.

5. Но при этом не слишком мягок

Руководитель в первую очередь должен быть ориентирован на результат. И есть определённая грань между заботой и разрешением сесть себе на шею.

Если сотрудники будут частенько отпрашиваться пораньше, постоянно брать отгулы и по-разному саботировать работу, плохо в итоге будет всем. Хотя бы потому, что злоупотребляют подобным, как правило, отдельные люди. А работающие на 100% бывают очень этим недовольны. В итоге из-за излишней мягкости руководителя ухудшаются и результаты, и климат в коллективе.

6. Он беспристрастен

Хороший начальник карает и поощряет справедливо исходя из оценки эффективности работы сотрудников, а не из личной приязни.

7. Он честен

В любой компании бывают непростые времена. Порой они касаются какого-то отдела, а иногда — всей организации целиком. Нередко начальство до последнего пытается сохранить всё в тайне и надеется на чудо. Но слухи так или иначе поползут, и это может существенно подорвать доверие.

Хороший руководитель честен с подчинёнными, не пытается их перехитрить и даёт им право выбора в сложных ситуациях. Даже если всё в итоге развалится, люди хотя бы не будут чувствовать себя обманутыми.

8. Он вдохновляет

Хороший начальник — тот, на кого хочется равняться. Он работает не меньше, а то и больше подчинённых, умеет предлагать идеи и вести за собой. Такой человек авторитетен, но не авторитарен, а его лидерство не оспаривается. С подобным руководителем команда действительно будет постоянно развиваться и стремиться к большему.

Пишу для Лайфхакера о деньгах, праве и правах, вещах, которые помогают жить проще, лучше и веселее. И конечно, проверяю советы на себе: получаю налоговые вычеты, подаю декларации онлайн, а ещё досрочно выплатила ипотеку и вынудила почту найти мою посылку.

В мире современного бизнеса выигрывает тот, кто понимает своего клиента и может дать ему ровно то, что нужно. Для этого важно знать, как управлять продуктом, — понимать, каким он будет, кто будет его потреблять, как его масштабировать и на какие деньги сделать, а также уметь управлять рабочими процессами, в том числе рассчитывать бюджет и ресурсы, ставить и делегировать задачи, контролировать сроки, мотивировать команду. Только тогда удастся создавать что-то новое в условиях постоянных изменений


На распутье

Чек-лист для управленца: на что обращают внимание в крупных компаниях

Если вы выбрали путь менеджмента и сделали ставку на карьеру, а не на предпринимательство, то вам нужно знать, на что обращают внимание кадровики в крупных компаниях. На высшие позиции не ищут людей с обширным менеджерским опытом, опытом оптимизации бизнес-процессов, коммуникационными навыками или свободным английским. Для позиций высокого уровня это требования, которым кандидаты должны соответствовать по умолчанию. Опыт работы в компаниях-лидерах, репутация прошлых работодателей, последовательное развитие карьеры, дипломы хороших бизнес-школ, четкая квалификация, отраслевой опыт и деловые контакты — Геннадий Ванин, глава практики по поиску финансовых директоров Spencer Stuart, составил готовый чек-лист для самопроверки перед подачей резюме на управленческую позицию.

Фото:Razvan Chisu / Unsplash

На новом месте

Многие управленцы переходят из одной компании в другую и даже меняют отрасль. Это нормально. Однако на новом месте могут возникнуть проблемы: трудно находить язык с коллегами, начинания ничем не заканчиваются, предложения вызывают неодобрение. Бизнес-консультант Анжелика Горох советует в первую очередь навести справки о компании, своем предшественнике на позиции и причинах его увольнения, о том, как устроены компания и ее корпоративная культура. Если же вы уже приняли предложение о работе, вы можете придерживаться нескольких простых правил, чтобы не растеряться, не выгореть и использовать свой опыт и качества на пользу новому проекту.

Фото:Bruce Mars / Stocksnap

Как использовать премортем

На старте проекта руководители бывают чересчур уверенными: их предыдущий опыт был успешен, отношения в команде гармоничные, план кажется логичным. Однако именно из-за того, что до запуска не были продуманы все возможные проблемы, риски и последствия, проекты и программы преобразований проваливаются. McKinsey рекомендует бизнесу использовать премортем — ретроспективный подход к анализу будущего, который валидирует критику и неудобные вопросы от сотрудников еще на этапе продумывания проекта. Консультанты рассказали, чем хорош этот подход и как его применять на практике.


Существует множество инструментов и подходов к управлению проектами и командами. Кажется, что нужно только выбрать правильный, составить план действий, определить контрольные точки — и успех гарантирован. На деле не все так просто. Энди Уилсон, директор по техническому развитию Oliver Wyman Labs, разбирает кейсы, основные принципы работы подходов Agile или Waterfall и поводы выбрать тот или другой.


Менеджмент по-русски


Лидерство по Адизесу

Руководителю приходится постоянно принимать решения и делать выбор, причем даже решение оставить все на своих местах — это тоже выбор, который влечет за собой определенные последствия. По мнению американского бизнес-гуру Ицхака Адизеса, руководитель должен постоянно искать новые направления развития и обновлять глобальные цели как минимум раз в три года. Постоянное обновление продуктов и выход на новые рынки — условие выживания компании в долгосрочной перспективе. На лекции в Москве Ицхак Адизес рассказал, как управлять жизненным циклом компании, не устареть раньше времени и принимать правильные управленческие решения.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Время проведения: 30 сентября – 1 октября 2013 года
Исследуемая совокупность: экономически активное население России старше 18 лет
Размер выборки: 1000 респондентов

Ответы респондентов распределились следующим образом (у респондентов была возможность указать не более 3 вариантов ответа):

Ответы респондентов
Ум, интеллект 20%
Компетентность, квалификация 19%
Порядочность, честность 16%
Справедливость 15%
Стрессоустойчивость, спокойствие 14%
Профессионализм 13%
Тактичность, вежливость, воспитанность 12%
Ответственность 10%
Доброта, отзывчивость 8%
Управленческие, организаторские навыки 7%
Целеустремленность 7%
Коммуникабельность 7%
Адекватность 6%
Понимание 5%
Твердость, строгость 5%
Лидерские качества 5%
Организованность, дисциплинированность 4%
Лояльность 4%
Требовательность 4%
Смелость, решительность 4%
Чувство юмора 4%
Уверенность 3%
Внимательность 3%
Объективность 3%
Мудрость 2%
Образованность, грамотность 2%
Умение слушать и слышать 2%
Трудоспособность 2%
Щедрость 2%
Психологические навыки 2%
Харизматичность 2%
Дипломатичность 2%
Дальновидность, прозорливость 2%
Грамотность 2%
Демократичность 2%
Другое 38%
Затрудняюсь / не хочу отвечать 6%

Некоторые комментарии респондентов:

Кто такой руководитель? Тот, кто получает большую зарплату? Тот, кто является очень важным человеком? У кого есть власть и авторитет? У кого есть подчиненные? Существует множество мнений о том, кто же такой руководитель. Но это не полные, не истинные причины существования должности руководителя.

Руководитель - это человек в организации, который наделен полномочиями и отвечает за принятие и осуществление важных решений. Это тот, кто решает, что делать, как делать и несет за это ответственность. Это тот человек, который является стабильным для своих сотрудников и помощников. Если руководитель действует под влиянием настроения, постоянно меняет приоритеты и подходы к работе, то вместо согласованности действий получит хаос.

Главной задачей любого руководителя является “добиваться эффективной работы” и для этого ему нужно оказывать влияние на людей, чтобы они действовали определенным образом. Фактически, руководитель должен добиваться того, чтобы что-то было выполнено посредством других людей. Если он выполняет это все сам, то сам же руководитель создает организацию, в которой нет лидера. Что интересно, не для каждого человека приемлема сама идея “влиять” на других.

  • Руководитель должен быть способен выполнять любую работу , которая есть в компании, лучше чем сотрудники, которые этой работой занимаются.
  • Коммуникабельность . Этот человек должен быть способен поддерживать хорошие отношения с людьми и способность помочь им понять, в чем заключаются их обязанности. Он должен быть способен общаться с сотрудником, когда тот недоволен, расстроен, не хочет общаться и в любой другой ситуации.
  • Заинтересованность в росте организации , а не в собственной карьере. Настоящий лидер обязательно заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не к личной власти; ему не нужно, чтобы вся организация подгонялась под его вкусы. Уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
  • Способность делать ставку на других . Успешно действующий руководитель охотно передает знания, дает советы, помогает росту других, не жалея на это время. Он всегда готов помочь профессиональному росту и развитию, продвижению других по служебной лестнице.
  • Способность к планированию . Только тот руководитель, который осуществляет хорошее продвижение и планирование, конечно же, добьется увеличения объема работы в своей компании.
  • Целеустремленность .Только тот руководитель, который желает достигать больших целей и получать большие победы в своей области, сможет получить масштабные результаты.
  • Ответственность . Для меня это точка зрения, когда руководитель действительно считает себя причиной происходящего в его области деятельности. Она включает желание влиять на происходящее и не допускать влияния извне. Хороший руководитель будет отстаивать свое влияния на подчиненных, будет требовать, чтобы никто без веских оснований не вмешивался в его область деятельности. В тоже время он осознает, что все хорошее и все плохое, что происходит в его области деятельности — результат его действий, как руководителя.

Нет идеальных руководителей, но ваша прямая обязанность - стремиться улучшать свои стандарты в области управления, повышать свою компетентность и выводить свою область деятельности на новый уровень.

"должен быть способен выполнять любую работу, которая есть в компании, лучше чем сотрудники" - интересно, эта чушь сюда добавлена для того, чтоб вызвать срач в коментах, или автор просто от балды писал?

Компания нашла свою методологию в наработках сайентологов.

Руководитель должен быть способен выполнять любую работу, которая есть в компании, лучше чем сотрудники, которые этой работой занимаются.

Нет, ну нахрена?

о, мой любимый жанр, "бизнес консультанты узнали про контент маркетинг". Александр, а вот расскажите нам, какие успешные бизнесы вы основали, помимо консалтинговой фирмы? Желательно с цифрами, сайтами, фактами

не в коем случае не защищаю Александра, но мне нравится обсуждать тему: должен ли "учитель" зарабатывать больше чем тот, кого он учит. Есть такая предпосылка: "человек который сам бизнес не создал, учить его создавать не может". В моей практике это две разных вещи, люди которые создали бизнес, не всегда умеют этому научить. И наоборот, те, кто сейчас создает великие компании не имели известных учителей.

Надеюсь вы готовы к разговору, потому что то, как вы ставите свой вопрос, будто не вопрос, а уже сразу утверждение. Я против любых суждений о любых людях, я за объективный разговор.

Вы описываете распространенную (и очень упрощенную) модель "у кого учиться боксу, и Мохаммеда Али или у его тренера?". В реальной жизни все сложнее и интереснее. В разные этапы жизни человеку нужны разные типы учителей.

1. Чтобы преподавать первоклассникам математику, совсем не требуется быть математиком и лауреатом нобелевской премии. Возможно даже это будет мешать. Достаточно базового педагогического образования и методички "математика в 1 классе".

2. В университетской жизни студенты сталкиваются с другими преподавателями (если это хороший университет, конечно): люди, которые какое-то количество лет посветили практике того предмета, который преподают, но сейчас уже, как правило, ушли из практики / из бизнеса, и занялись преподаванием/теорией. И для тех знаний, которые обычно дают в ВУЗах, этого обычно достаточно.

3. В бизнесе все настолько стремительно меняется, что тут не годится ни учитель первого типа (прочитавший методичку), ни учитель второго типа (когда-то в ранних двухтысячных открывший пару киосков). Нужен практикующий ментор, который (скорее всего) не будет говорить, как надо сделать, а будет задавать правильные вопросы и направлять. Кстати, абсолютно не утверждаю, что каждый успешный бизнесмен является хорошим ментором. А вот в чем уверен, так это в том, что многие "бизнес консультанты" либо вообще ничего в бизнесе не добились, либо, в лучшем случае, когда-то в начале нулевых что-то там попродавали немного — и это не дает им никакого права считать себя ментором и пытаться кого-то чему-то обучить.

В бизнесе все настолько стремительно меняется, что тут не годится ни учитель первого типа (прочитавший методичку), ни учитель второго типа (когда-то в ранних двухтысячных открывший пару киосков). Нужен практикующий ментор, который (скорее всего) не будет говорить, как надо сделать, а будет задавать правильные вопросы и направлять
Тогда к чему был Ваш вопрос-претензия про количество компаний и их доходы? Вам нужен ментор, а не успешный бизнесмен

Ну идите уговорите такого бизнесмена с вами нянчиться. Знаете, сколько стоит его время? Готовы несколько миллионов за часовую консультацию отвалить?

Ты сейчас возможно будешь шокирован, но именно такие люди менторят бесплатно

Читайте также: