Каким долгом является участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан

Обновлено: 02.07.2024

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 27.12.2009 № 9-ФКЗ, от 06.12.2011 № 4-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ, от 25.12.2012 № 5-ФКЗ, от 03.02.2014 № 1-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ, от 29.07.2018 № 1-ФКЗ, от 30.10.2018 № 2-ФКЗ, от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

кассационные суды общей юрисдикции, апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции; (В редакции Федерального конституционного закона от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(Часть в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета. (В редакции Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, кассационных судах общей юрисдикции, апелляционных судах общей юрисдикции, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд. (В редакции федеральных конституционных законов от 05.02.2014 № 4-ФКЗ; от 29.07.2018 № 1-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

ГЛАВА 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности. (В редакции Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, - также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

11. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации устанавливается федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и федеральным законом о статусе судей. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

2. Порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей. (В редакции Федерального конституционного закона от 30.10.2018 № 2-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда - 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом. (В редакции федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ; от 05.04.2005 № 3-ФКЗ; от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи, а также случаев, указанных в части 3 настоящей статьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Полномочия Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации и судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей и судей кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, военного кассационного суда, военного апелляционного суда, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, Суда по интеллектуальным правам могут быть прекращены Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, свидетельствующих о невозможности осуществления судьей своих полномочий, в том числе:

несоблюдения ограничений, запретов и требований, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции";

прекращения гражданства Российской Федерации, приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;

нарушения судьей, его супругом (супругой) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами;

занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи;

в иных случаях, предусмотренных другими федеральными конституционными законами.

(Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

4. Порядок внесения в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представления Президента Российской Федерации о прекращении полномочий указанных в части 3 настоящей статьи категорий судей определяется Президентом Российской Федерации. Представление Президента Российской Федерации рассматривается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в четырнадцатидневный срок со дня получения такого представления. (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 17. Порядок создания и упразднения судов

1. Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации. Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. (В редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации.

3. Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Статья 18. Конституционный Суд Российской Федерации

1. Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля в Российской Федерации, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

2. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (В редакции Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

3. Порядок и особенности прекращения полномочий Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации и судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". (Часть введена - Федеральный конституционный закон от 08.12.2020 № 7-ФКЗ)

Статья 19. Верховный Суд Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

4. Верховный Суд Российской Федерации в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.

5. Полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

(Статья в редакции Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Присяжные заседатели в России — граждане РФ, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в осуществлении правосудия путем рассмотрения уголовных дел.

При рассмотрении определенной категории уголовных дел законодательство Российской Федерации гарантирует каждому обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных — это особая форма судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и присяжных заседателей-непрофессионалов.

Таким образом, при рассмотрении уголовных дел профессиональные судьи решают вопросы, требующие юридических познаний, например, о уголовно-правовой квалификации содеянного подсудимым и полагающейся ему мере наказания. В свою очередь, непрофессионалы-присяжные из числа простых граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают независимо от мнения и позиции профессиональных судей.

Случаи назначения суда присяжных

Суд присяжных назначается по ходатайству обвиняемого по тяжким и особо тяжким преступлениям.

Выбор присяжных заседателей

Кандидатом в присяжные заседатели может стать любой гражданин РФ старше 25 лет, не имеющий непогашенную или неснятую судимость, дееспособный, не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере. На момент составления списков кандидатов гражданин РФ не может являться подозреваемым или обвиняемым в совершении преступлений, он должен владеть языком, на котором ведется судопроизводство, не иметь физических или психических недостатков, препятствующих полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

Отказ от участия в суде присяжных

Участие в судебном процессе в качестве присяжного заседателя является гражданским долгом. В случае если исполнение обязанностей невозможно для конкретного кандидата, он должен в течение 2-х недель письменно обратиться в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации с заявлением, указав причины своего отказа. Законодательными причинами отказа являются:

  • непогашенная или неснятая судимость
  • недееспособность, признанная судом
  • то, что гражданин состоит на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением.
  • наличие обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является:
    • лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство;
    • лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами;
    • лицом, достигшим возраста 65 лет;
    • лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления;
    • военнослужащим;
    • судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);
    • священнослужителем.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в пятидневный срок рассматривает поступившие письменные заявления и принимает решения, которые могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. [1]

    Если Вас выбрали присяжным заседателем

    За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Кроме этого, присяжному заседателю возмещаются командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда.

    На время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия за присяжным заседателем сохраняются гарантии и компенсации по основному месту работы, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются.

    Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

    В период осуществления правосудия на присяжного заседателя распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей, установленные действующим законодательством.

    В 1993 году в России возрожден суд присяжных, ранее существовавший до октября 1922 года. Суды присяжных в качестве эксперимента стали действовать в 9 регионах России, а с 2003 года и в Свердловской области.

    Суд присяжных рассматривает дела о преступлениях повышенной общественной опасности, подсудных верховным судам республик, краевым, областным судам и судам городов федерального значения. В их числе дела – об убийствах, изнасиловании, некоторых преступлений против общественной безопасности, государственной власти, правосудия. Характер преступлений, дела о которых отнесены к компетенции суда присяжных, свидетельствуют об особом значении участия присяжных заседателей в разрешении дел о преступлениях, предусматривающих наиболее суровые меры социальной защиты. При этом законодатель исходил из того, что суд присяжных особенно необходим в случаях, когда правам человека угрожают такие последствия, как тяжкие меры наказания и когда общество и государство должны обеспечить систему гарантий, предупреждающую от нарушений прав личности, от судебной ошибки.

    Главное преимущество суда, рассматривающего дела с участием присяжных заседателей, перед иными судебными формами, состоит в том, что при ней обеспечивается независимость присяжных заседателей от профессиональных судей при решении основного вопроса правосудия по уголовным делам – о виновности. Под судом присяжных понимается соединение для судебного разбирательства двух равноправных, но раздельных, не сливающихся между собой коллегий – судей-профессионалов и представителей общества, действующих совместно, но в пределах возложенных на них законом полномочий. В суде присяжных достигается важное условие любой деятельности – каждый занимается своим делом в пределах своего опыта, знаний и умений. Участие присяжных заседателей в исследовании обстоятельств дела основано на том очевидном положении, что разобраться в фактах, происшедших событиях способен каждый человек в меру своих познаний и опыта. Одно из несомненных достоинств суда присяжных состоит в том, что им обеспечивается применение закона, как он понимается населением.

    Суд присяжных не является какой-то совершенно исключительной формой судопроизводства. Он вписывается в существующую систему уголовного процесса, на него распространяется действие соответствующих норм уголовно-процессуального закона. Уголовные дела рассматриваются в составе судьи федерального суда общей юрисдикции и коллегии из двенадцати присяжных заседателей. По уголовно-процессуальному кодексу РФ производство в суде с участием присяжных заседателей имеет свои особенности.

    Обвиняемый в совершении преступления, подсудного суду с участием присяжных, вправе выбрать, каким составом суда будет рассмотрено его уголовное дело, следователь обязан разъяснить обвиняемому право ходатайствовать о рассмотрении его дела судом с участием присяжных заседателей. Право выбора принадлежит обвиняемому. Он может заявить ходатайство о рассмотрении дела судом присяжных, а также отказаться от этого ходатайства.

    В суде присяжных реализуется принцип состязательности, предусматривающий обязательное участие защитника и государственного обвинителя в рассмотрении уголовного дела, вступительные заявления сторон в начале судебного следствия, независимость коллегии присяжных заседателей при вынесении вердикта, четкое разграничение процессуальных функций суда и сторон. Задача сторон (обвинения и защиты) – собрать доказательства для убеждения коллегии присяжных заседателей в верности своей позиции, председательствующего судьи – создать сторонам условия состязательности и правильного восприятия коллегией присяжных обстоятельств дела, обеспечить их участие в исследовании доказательств. Присяжные наделены полномочиями по участию в исследовании доказательств. При рассмотрении дела особое значение приобретает соблюдение требования непосредственного исследования доказательств, присяжные заседатели не знакомятся заранее ни с письменными материалами дела, ни обстоятельствами, характеризующими личность подсудимого. Закон запрещает присяжным собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания, председательствующий имеет право освободить присяжного заседателя от исполнения обязанностей, если его объективность вызывает обоснованные сомнения. Ответы на вопросы вопросного листа только на основании сведений, полученных в ходе судебного разбирательства, – безусловное требование при разрешении уголовного дела судом с участием присяжных.

    В деятельности суда присяжных вправе принимать участие граждане России независимо от социального происхождения, расы и национальности, имущественного положения, принадлежности к общественным объединениям и движениям, пола и вероисповедания. В соответствии с законом присяжными заседателями признаются граждане РФ, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: не достигшие к моменту составления списков присяжных заседателей возраста 25 лет, имеющие неснятую или непогашенную судимость, признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности, состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из него, если кандидат не владеет языком, на котором ведется судопроизводство, не способен исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, достиг 65 лет, занимает государственные или выборные должности в органах местного самоуправления, является военнослужащим, судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, священнослужителем, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом или имеет специальное звание сотрудника полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Кроме того, присяжными не могут быть подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений; лица, имеющие физические или психические недостатки, препятствующие их полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Присяжному заседателю за время исполнения обязанностей по осуществлению правосудия выплачивается судом из федерального бюджета вознаграждение пропорционально числу дней его участия, но не менее среднего заработка по месту основной работы за такой период.

    Независимость присяжного заседателя при исполнении им обязанностей в суде обеспечивается рядом гарантий: предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия; запретом под угрозой ответственности чьего бы то ни было вмешательства в его судебную деятельность; неприкосновенностью. Одна из форм гарантии неприкосновенности- не указание фамилий присяжных в приговоре.

    Закон закрепляет за присяжными заседателями, в том числе и запасными, права и обязанности непосредственно связанные с судебным разбирательством: участвовать в исследовании всех обстоятельств дела, осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий, задавать вопросы через председательствующего допрашиваемым лицам, получать от судьи необходимые разъяснения, вести записи и пользоваться ими во время совещания по поставленным перед ними вопросам. Именно они должны обеспечить вынесение присяжными вердикта по внутреннему убеждению, сложившемуся на основе исследованных в ходе судебного заседания доказательств. Присяжные заседатели не вправе: отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; нарушать тайну совещания и голосования по поставленным перед ними вопросам. За нарушение обязанностей присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела и заменен на запасного.

    За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию.

    После выступлений государственного обвинителя, защитника; подсудимого с последним словом; напутственного слова председательствующего коллегия присяжных заседателей удаляется в совещательную комнату для вынесения вердикта.

    Вердикт – решение коллегии присяжных заседателей, принятое по поставленным перед ней вопросам в виде подписанного старшиной вопросного листа с внесенными в него ответами на них.

    Присяжные выносят вердикт не столько на основании буквы закона, сколько руководствуясь своим правосознанием, здравым смыслом и чувством справедливости.

    При совещании и голосовании присяжных заседателей присутствие в совещательной комнате иных лиц не допускается; присяжные вправе прервать совещание для отдыха с наступлением ночного времени, они не могут разглашать суждения, высказанные во время совещания.

    Вопросы на обсуждение ставятся в последовательности, установленной вопросным листом. Руководит голосованием и подсчитывает голоса старшина. Голосование открытое, никто из присяжных не вправе воздержаться от него.

    Провозглашенный вердикт является обязательным для сторон и председательствующего.

    Участие граждан России в осуществлении правосудия. Требования, предъявляемые к присяжным и арбитражным заседателям. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного арбитражного заседателя. Гарантии независимости и неприкосновенности.

    Рубрика Государство и право
    Вид контрольная работа
    Язык русский
    Дата добавления 19.02.2014
    Размер файла 22,0 K

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Статус присяжных и арбитражных заседателей

    1. Участие граждан РФ в осуществлении правосудия. Требования, предъявляемые к присяжным и арбитражным заседателям

    Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Ограничение данного права устанавливается только федеральным законом. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом.

    Присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном УПК РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица:

    1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет;

    2) имеющие непогашенную или неснятую судимость;

    3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности;

    4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

    К участию в рассмотрении судом конкретного уголовного дела в порядке, установленном УПК РФ, в качестве присяжных заседателей не допускаются также лица:

    1) подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений;

    2) не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;

    3) имеющие физические или психические недостатки, препятствующие полноценному участию в рассмотрении судом уголовного дела.

    Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации.

    Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели.

    Списки кандидатов в присяжные заседатели в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге составляются в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом определенных особенностей. Так, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге списки кандидатов в присяжные заседатели составляются высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения и (или) уполномоченным им исполнительным органом государственной власти соответствующего города федерального значения. Законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга полномочиями по составлению списков кандидатов в присяжные заседатели могут быть наделены исполнительно-распорядительные органы внутригородских муниципальных образований соответствующего города федерального значения. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, формируемые в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге, изменения и дополнения, внесенные в них, публикуются в средствах массовой информации соответствующего города федерального значения и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

    Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений.

    Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

    Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется в порядке, исключающем влияние на его формирование лиц, заинтересованных в исходе дела, и состоит из одного судьи и двух арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

    Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве арбитражных заседателей является их гражданским долгом.

    Арбитражными заседателями могут быть граждане, достигшие 25 лет, но не старше 70 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

    Арбитражными заседателями не могут быть:

    1) лица, имеющие не снятую или не погашенную в установленном порядке судимость;

    2) лица, совершившие поступок, умаляющий авторитет судебной власти;

    3) лица, признанные недееспособными или ограниченно дееспособными вступившим в законную силу решением суда;

    4) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы Российской Федерации, а также лица, замещающие муниципальные должности и должности муниципальной службы;

    5) судьи, прокуроры, военнослужащие, следователи, адвокаты, нотариусы, лица, принадлежащие к руководящему и оперативному составу органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, органов, исполняющих наказания, а также лица, осуществляющие частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии);

    6) лица, состоящие на учете в наркологических или психоневрологических диспансерах.

    Арбитражный заседатель, впервые приступивший к исполнению своих обязанностей, в открытом судебном заседании приносит присягу следующего содержания:

    правосудие присяжный арбитражный неприкосновенность

    2. Порядок и сроки исполнения гражданином обязанностей присяжного арбитражного заседателя. Гарантии независимости и неприкосновенности присяжного и арбитражного заседателя

    Следует отметить, что Конституционный Суд России определением от 24 июня 2008 г. №357-О-О отказал в принятии к рассмотрению жалобы на данную норму, в которой утверждалось, что эта норма позволила сформировать для рассмотрения уголовного дела заявителя коллегию присяжных заседателей таким образом, что в ее состав вошли лица, не прошедшие в соответствии с ч. 1 ст. 326 УПК РФ процедуру случайной выборки. При этом Конституционный суд России отметил следующее:

    Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение двух лет. В течение указанного периода гражданин включен в список арбитражных заседателей и утвержден в установленном законом порядке, однако, за в данном случае правовая регламентация привлечения его к отправлению правосудия по разрешению конкретного спора отсутствует, т.е. на протяжении всего периода он может постоянно привлекаться к участию в разбирательстве дела, а может не привлекаться вообще, течение срока его полномочий от этого не зависит. По истечении указанного срока, Пленум ВАС РФ принимает решение о прекращении полномочий арбитражного заседателя, что является основанием для исключения его из списка соответствующего суда.

    Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июля 2001 г. №С7-7/УЗ-673 говорит, что срок полномочий арбитражного заседателя в два года, по истечении которого он может быть вновь включен в списки арбитражных заседателей.

    Очень важно законодательное закрепление о том, что ранее исполнявший обязанности арбитражного заседателя кандидат имеет возможность вновь принять участие в отправлении правосудия, выбор и утверждение такого кандидата происходит на общих основаниях и каких-либо преимуществ он не имеет, т.е. списки арбитражных заседателей, в которых имеются кандидаты, ранее исполнявшие обязанности арбитражных заседателей, формируются торгово-промышленными палатами, ассоциациями и объединениями предпринимателей, иными общественными и профессиональными объединениями. Затем указанные списки утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

    Далее обратимся к оплате труда присяжных и арбитражных заседателей и к исчислению трудового стажа. За время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия соответствующий суд выплачивает ему за счет средств федерального бюджета компенсационное вознаграждение в размере одной второй части должностного оклада судьи этого суда пропорционально числу дней участия присяжного заседателя в осуществлении правосудия, но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы за такой период. Присяжному заседателю возмещаются судом командировочные расходы, а также транспортные расходы на проезд к месту нахождения суда и обратно в порядке и размере, установленных законодательством для судей данного суда. За присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.

    Относительно арбитражных заседателей: время исполнения арбитражным заседателем полномочий по осуществлению правосудия учитывается при исчислении ему всех видов трудового стажа. За арбитражным заседателем в период осуществления им правосудия сохраняются средний заработок по основному месту работы, а также гарантии и льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

    Арбитражному заседателю пропорционально количеству рабочих дней, в течение которых он участвовал в осуществлении правосудия, соответствующим арбитражным судом субъекта Российской Федерации за счет средств федерального бюджета выплачивается компенсационное вознаграждение в размере одной четвертой части должностного оклада судьи данного арбитражного суда, но не менее пятикратного минимального размера оплаты труда, установленного законодательством Российской Федерации. Арбитражному заседателю возмещаются командировочные расходы в порядке и размере, которые установлены для судей при командировании в пределах Российской Федерации.

    Лица, препятствующие присяжному и арбитражному заседателю исполнять обязанности по осуществлению правосудия, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Заключение

    Итак, граждане имеют право на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей. Такое право реализуется при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел с участием присяжных заседателей. Право граждан на участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей следует из соответствующих норм Конституции РФ: граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32); правосудие в России осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118); в случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

    Арбитражными заседателями арбитражных судов субъектов Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, наделенные в порядке, установленном законом, полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов Российской Федерации в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений. Арбитражные заседатели привлекаются к рассмотрению дел по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ. Указанное ходатайство может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

    На присяжного и арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия распространяются гарантии независимости и неприкосновенности судей.

    Периодически, некоторым гражданам РФ приходит письмо, оповещающее, что он стал кандидатом в присяжные. Как нужно реагировать на такую рассылку и насколько это серьезно? Давайте рассмотрим, что нужно делать, если пришло письмо о включении в список кандидатов в присяжные заседатели.

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Пример письма о включении в список кандидатов

    Итак, такая рассылка осуществляется периодически, а список претендентов постоянно обновляется. В него входят лица, отвечающие строгим требованиям отбора. Отсеивает кандидатов ПО на уровне районного государственного органа власти или же мэрии.

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Пример распоряжения об утверждении списков в ПЗ

    Прежде всего, явиться по указанному в письме адресу и заполнить анкету. И лишь тогда вы становитесь официальным претендентом, который включен в список. Повестки в суд без заполнения анкеты приходят значительно реже.

    После оформления анкеты остается только ждать, когда вас призовут участвовать в рассмотрении уголовного дела.

    Попадание в число кандидатов очень редко приводит к переходу в основной или хотя бы запасной состав комиссии. По статистики, лишь 3-5% участников реально участвуют в рассмотрении дела.

    Любой из нас так или иначе имеет представление о подобном процессе. Несмотря на вводимые новшества, весомых изменений нет.

    Присяжные – это независимые заседатели судебного процесса, которым придется определить, доказана ли вина подсудимого или нет, на основании улик. Основной состав комиссии состоит из 12 человек, не связанных с государственными органами, религиозными организациями и некоторыми другими учреждениями.

    В период изучения защита и прокуратура выдвигают свои доводы и аргументацию. Присяжные присутствуют в зале, непосредственно напротив подсудимого. Их имена и фамилии включены в протокол и известны защите. Именно это отпугивает многих.

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Участие в присяжных заседателях – это законное право каждого

    Присяжным выплачивается минимум половина зарплаты судьи, ведущего дело. Разумеется, в расчет включены лишь те дни, когда заседателя вызывали. Частенько – это 10 дней, но процессы с несколькими подсудимыми могут растянуться на месяцы. Как правило, выплаты за 1 день составляют 500-600 рублей.

    По факту, отсутствует факт вручения письма, если только речь идет не о заказном варианте. Это означает, что пришедшее оповещение можно просто проигнорировать – большинство граждан поступает именно так. Не забывайте, шансы получить реальную повестку о включении в основной или запасной состав присяжных возрастают только после заполнения соответствующей анкеты.

    Получатель письма так же имеет возможность официально заявить о самоотводе или же подобрать подходящую причину для его исключения из рассмотрения конкретного дела. В этом случае в будущем возможны повторные повестки.

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Пример заявления об отводе своей кандидатуры

    Если же вы выразили свое желание стать присяжным, но отсутствовали в период рассмотрения дела без веских причин (или предупреждения), то есть вероятность, что на вас будет наложено административное взыскание. В 2018 году размер штрафа за неявку доходит до 2500 рублей.

    Кто не может участвовать в рассмотрении дела?

    1. Военнослужащие, сотрудники органов правопорядка и частные детективы.
    2. Лица с судимостью, обвиняемые и подозреваемые в совершении преступлений.
    3. Люди с физическими или психическими недостатками. Пациенты психиатрической клиники или наркологического диспансера.
    4. Госслужащие.
    5. Священнослужители.

    Рассматривается также отказ по религиозным соображениям. Помимо этого, веской причиной отсутствия на заседании выступает:

    • состояние здоровья;
    • семейные обстоятельства;
    • служебная командировка;
    • выезд за границу.

    Разумеется, эти факты должны иметь официальные доказательства: справки, свидетельства и тому подобное.

    Подведем итоги

    Участие в составе комиссии присяжных – это почетная гражданская обязанность. Нередко, присутствие независимых заседателей способствует тому, что вынесенное решение будет справедливым и не предвзятым.

    Тем не менее, далеко не все желают принимать участие в судебном процессе, когда имена всех заседателей известны подсудимому. Именно соображения безопасности подталкивают кандидатов искать всевозможные способы уклонения от участия в основном составе присяжных в нашей стране.

    Что делать и какую позицию принять, когда вам пришло уведомление о включении в список кандидатов в присяжные заседатели – решать вам. В любом случае, вы можете проигнорировать его и ничего не случится. Напоследок, вот такое “пугающее” видео.

    Я — в списке присяжных заседателей. и что теперь делать?

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Зачем вообще нужны суды присяжных?

    Это атрибут демократического общества, на которое возлагается часть ответственности за вынесение приговоров обвиняемым. Присяжные, выбранные из не имеющих профессиональных знаний в области права граждан, в ходе судебных заседаний решают фактический вопрос — виновен или не виновен подсудимый.

    Например, в ноябре 2018 года суд присяжных в Красноярске вынес приговор мужчине, который во время переговоров пытался зарезать партнера по бизнесу. Преступление он совершил на людях, но в суде все отрицал — однако убедить присяжных в собственной невиновности мужчине не удалось. Его приговорили к шести годам колонии строгого режима.

    Впрочем, легко найти присяжных у судов получается не всегда. Так было с делом расстрелявшего родственников жителя Хакасии. Подсудимые попросили, чтобы решение по их делу приняли присяжные заседатели, но суд столкнулся с неожиданной проблемой.

    Из 400 приглашенных для участия в заседании кандидатов согласие выразили лишь четыре человека. Суд же обязан обеспечить явку 40 человек, из которых потом выберут 12 основных и двух запасных присяжных заседателей.

    В крайнем случае, отбор кандидатов могут начать при явке 20 человек.

    «Абсолютное большинство из них заявило о нежелании принимать участие в рассмотрении уголовного дела. Причины, которые, по их мнению, не позволят им прийти в суд — различные.

    То есть в суд присяжных могут вызвать любого?

    Нет, не любого. Присяжным заседателем не могут стать:

    • люди младше 25 лет;
    • имеющие непогашенную или неснятую судимость;
    • признанные судом недееспособными;
    • состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере;
    • подозреваемые или обвиняемые в совершении преступлений (не могут быть присяжными в конкретном деле);
    • не владеющие языком, на котором ведется судопроизводство;
    • имеющие физические или психические недостатки, которые препятствуют полноценному участию в рассмотрении уголовного дела.

    Из списка кандидатов в присяжные заседатели вас могут исключить и по другим причинам — например, если у вас проблемы со здоровьем, вам исполнилось 65 лет, вы священник, замещаете должность чиновника в органах местного самоуправления, являетесь адвокатом, нотариусом, приставом, судьей, следователем, дознавателем, прокурором, частным детективом или перестали заниматься этим менее пяти лет назад и т. д.

    Меня вызвали, но я не хочу быть присяжным — что мне грозит?

    У вас есть две недели, чтобы ознакомиться с приглашением и письменно заявить о своем отказе. Кроме перечисленных выше причин, поводом для отказа могут стать ваши религиозные убеждения, дети до трех лет и другие уважительные причины.

    Памятка для присяжных заседателей Красноярского краевого суда

    Если быть присяжным вы не хотите, но причин для отказа нет, гражданский долг придется выполнять. За неявку в суд без уважительной причины присяжного заседателя могут оштрафовать на сумму до 2500 рублей. Однако это крайние меры, которые актуальны только в том случае, если вы согласились быть присяжным, получили извещение о дате заседания, но не пришли.

    Ладно, соглашусь. Нужно как-то готовиться?

    Специально готовиться не нужно, но имеет смысл почитать главные документы на эту тему:

    Как проходят суды присяжных?

    После назначения судебного заседания с участием присяжных заседателей секретарь или помощник судьи случайным образом отберет кандидатов из списка — в зависимости от дела и статуса суда в их число попадут от шести до четырнадцати человек.

    Важное замечание: если в течение года вы уже были в числе присяжных, во второй раз вас не выберут.

    Как только предварительный список сформируют, вы получите извещение о прибытии в суд, не позднее чем за неделю до начала заседания.

    Перед началом заседания еще можно заявить самоотвод — устно или письменно заявить о нежелании быть в числе присяжных по каким-то причинам и, если суд удовлетворит ходатайство, тут же удалиться из зала суда.

    Распустить присяжных могут и по ходатайству сторон — например, если судья согласится, что из-за однородности состава с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и других факторов, они не смогут вынести справедливый вердикт.

    Порядок отбора присяжных заседателей

    Что делать, если вы стали кандидатом в присяжные заседатели?

    Адвокат Антонов А.П.

    Под отбором присяжных заседателей понимается деятельность аппарата судьи, председательствующего по делу, и стороны обвинения и защиты по формированию коллегии присяжных заседателей.

    Данная деятельность делится на три этапа и регламентируется ст. 326 УПК РФ, ст. 4 Закона о присяжных заседателях, а также ч. 8 Инструкции по судебному делопроизводству в Верховных Судах республик, краевых и областных судах, судах городов федерального значения, судах автономной области и автономных округов, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 15.12.2004 N 161.

    1 этап. Он включает в себя подготовительные действия суда по формированию коллегии присяжных заседателей. Этот этап включает в себя совокупность следующих действий:

    1. определение количества кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание из основного и запасного списков на предварительном слушании (их должно быть не менее 14 в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее 12 в районном суде, гарнизонном военном суде) (ч. 4 ст. 325 УПК РФ);
    2. составление основного и запасного списка кандидатов в присяжные заседатели по данному уголовному делу секретарем или помощником председательствующего по делу судьи (ч. 1 ст. 326 УПК РФ). Отбор кандидатов в присяжные заседатели из общего и запасного списков производится путем случайной выборки, как правило, при помощи компьютера, например каждый 10-й, 50-й, 100-й;
    3. проверка секретарем судебного заседания или помощником судьи кандидатов в присяжные заседатели на предмет соответствия их требованиям ст. ст. 3, 7 и 10 Закона о присяжных заседателях (ч. 2 ст. 326 УПК РФ);
    4. вручение кандидатам в присяжные заседатели извещений с указанием даты и времени явки в суд (ч. 6 ст. 326 УПК РФ);
    5. вручение сторонам списков кандидатов в присяжные заседатели в подготовительной части судебного заседания (ч. 4 ст. 327 УПК РФ).

    2 этап. Данный этап называется формированием коллегии присяжных заседателей (ст. 328 УПК РФ). Он состоит из следующих процессуальных действий:

    1. разъяснение председательствующим вопросов об особенностях рассматриваемого дела и особенностях участия при его рассмотрении присяжных заседателей, обязанностей отвечать правдиво на поставленные вопросы;
    2. ответы на вопросы председательствующего кандидатами в присяжные заседатели;
    3. разрешение ходатайств кандидатов в присяжные заседатели о невозможности участвовать в судебном заседании либо об отводах;
    4. вопросы сторон кандидатам в присяжные заседатели и заявление сторонами мотивированных отводов;
    5. заявление сторонами немотивированных отводов;
    6. составление списка присяжных заседателей, входящих в основной и дополнительный состав;
    7. выбор старшины присяжных основным составом коллегии (ст. 331 УПК РФ).

    Кроме того, в данный этап также входит рассмотрение председательствующим ходатайства о тенденциозности состава коллегии, если таковое будет заявлено сторонами. В п.

    16 Постановления Пленума ВС РФ N 23 указывается, что под тенденциозностью состава коллегии присяжных заседателей необходимо понимать случаи, когда при соблюдении положений закона о порядке ее формирования тем не менее имеются основания полагать, что образованная по конкретному уголовному делу коллегия, вследствие особенностей этого дела, не способна всесторонне и объективно оценить обстоятельства рассматриваемого дела и вынести справедливый вердикт (например, вследствие однородности состава коллегии с точки зрения возрастных, профессиональных, социальных и иных факторов).

    3 этап. Это этап вступления присяжных заседателей в свои полномочия, который состоит из принятия ими присяги и разъяснения председательствующим их прав и обязанностей. Лишь кандидат, который принял присягу, становится присяжным заседателем (ст. 332 УПК РФ).

    Читайте также: