Какие законы регулирующие правоотношения в информационной сфере необходимо принять в ближайшее время

Обновлено: 30.06.2024

Аннотация: Признаки и условия информационного века начали формироваться еще в начале 1950-х гг. Если в начале XX столетия объем знаний удваивался каждые 50 лет, то начиная с 1990 г. данный показатель удваивается всего лишь за один год.

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу встал вопрос о мерах правового регулирования вновь появляющихся отношений. Каждое государство выбрало свой путь развития в данном направлении. В настоящее время правовое регулирование информационной сферы является настолько сложным и запутанным, что ни в одной стране мира нет гармоничного законодательства, которое могло бы полностью разрешить все соответствующие проблемы в данной сфере.

Информационные ресурсы играют важную роль в жизни современного государства. Благодаря им фактически обеспечивается вся содержательная сторона государственного управления. Одной из приоритетных задач любого государства является правовое регулирование в информационной сфере. В России данный процесс начался сравнительно недавно, однако в настоящее время он уже идет полным ходом. Тем не менее, на сегодняшний день по-прежнему существует необходимость в дополнительной проработке многих вопросов, связанных со сферой информационных отношений. Помимо этого, также необходимо уточнить и комплекс правовых норм, которые регулируют эти отношения.

Информационная сфера состоит из множества различных компонентов: 1) субъектов информационного взаимодействия; 2) общественных отношений, в которые вступают субъекты информационного взаимодействия; 3) информационной инфраструктуры, без которой данные отношения не могут полноценно развиваться; 4) информационных технологий; 5) самой информации, в отношении которой возникают общественные связи субъектов информационного взаимодействия [18, с. 65].

Информационная сфера представляет собой системообразующий фактор жизни современного общества. Она оказывает активное влияние на состояние политической и экономической сферы, а также оборонной и других составляющих безопасность России сфер.

Таким образом, информационную сферу можно рассматривать в качестве среды оборота информации (производство — распределение — потребление). В такой среде субъекты информационного взаимодействия могут реализовать свои возможности и потребности применительно к информации и информационным системам.

Можно выделить несколько различных секторов информационной индустрии, где в ближайшем будущем необходимо будет регламентировать деятельность субъектов информационного взаимодействия. Это: 1) информационные службы (банки данных, агентства печати, библиотеки); 2) производство носителей информации (фильмов, газет и книг, видео- и звукозаписей); 3) информационные технологии (терминалы, электронно-вычислительные машины); 4) интеграционные технологии (устройства сопряжения и преобразователи); 5) средства связи (радио, телевидение, телефон); 6) каналы связи (спутниковая связь, телеграф, почта); 5) каналы массовой коммуникации (системы доступа к базам и банкам данных, телевизионные и радио сети) [13, с. 162].

С юридической точки зрения, информационную сферу можно разделить на две категории: естественную (устная речь, мимика и жесты) и искусственную (письменность, знаки и символы).

В качестве объекта правового регулирования информационная сфера первоначально состояла из пяти предметных областей: 1) области создания и распространения исходной и производной информации; 2) формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг; 3) реализации права на поиск, получение, передачу и потребление информации; 4) создания и применения информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения; 5) создания и применения механизмов и средств информационной безопасности [17, с. 89].

Однако число областей, которые входят в информационную сферу общества увеличивается ежегодно. В настоящее время их насчитывается уже как минимум десять. Это: 1) область международного информационного обмена; 2) реализации основных информационных прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства в информационной сфере; 3) организации и деятельности средств массовой информации; 4) связи и массовых коммуникаций (сюда же относятся и проблемы, связанные с Интернетом); 5) обеспечения информационной безопасности России; 6) электронного документооборота; 7) электронной торговли и ведения предпринимательской деятельности с использованием информационных технологий; 8) формирования и обработки персональных данных; 9) библиотечного дела, архивного дела; 10) рассмотрения конфликтов и информационных споров [17, с. 89].

Рассмотрим особенности законодательного регулирования в сфере персональных данных.

Законодательство России в сфере персональных данных состоит из предусмотренных Конституцией РФ норм-принципов (ст. 23, 29, 33), заключаемых Россией международных договоров, а также специальных законов.

Одной из особенностей данного закона является то, что в его статье 2 затрагиваются вопросы обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, а также семейной, личной и другой, охраняемой законом тайны.

Обработка персональных данных состоит из различных действий либо операций с ними. При обработке персональных данных создается информационная система персональных данных (к примеру, в границах отдельно взятой организации). Подобная система как правило обрабатывает информацию при помощи средств автоматизации. Автоматическая обработка состоит из совокупности различных операций: накопления данных, проведения арифметических или логических операций с подобными данными, а также их распространения, восстановления, изменения и стирания [20, с. 143].

Персональные данные должны обрабатываться на законной и справедливой основе.

Теперь рассмотрим особенности правового регулирования документооборота, в том числе электронного. Организация работы с документами является основой деятельности любой организации, учреждения либо индивидуального предпринимателя, поэтому любой руководитель организации как правило заинтересован в налаживании эффективной организации работы с документами.

Документооборотом является перемещение документов между их составителями и исполнителями по информационным технологическим цепочкам. Документооборот позволяет проинформировать всех заинтересованных в этом лиц, донести принятые решения до их сведения, а также произвести учет и контроль.

В свою очередь электронным документооборотом является такая система ведения документации, где в отличие от традиционного бумажного документооборота весь массив создаваемых электронных документов поддерживается при помощи информационно-коммуникационных технологий на компьютерах, которые объединены в сеть. Данная система предоставляет возможность формирования и ведения распределенной базы данных. Впрочем, изложенное не означает, что в такой системе не используются традиционные бумажные электронные документы, просто электронный документ, который создается, хранится и корректируется при помощи компьютера, обладает приоритетом над бумажным документом.

В условиях ноосферного информационного общества и ноосферной цивилизации формируются факторы, затрагивающие область обращения различной цифровой информации. В XXI в. процесс документирования обладает следующими тенденциями.

1. Поскольку информационные потоки уплотняются, то изменяются и сами носители информации, а также структура и состав ресурсов документальной информации.

2. Документооборот каждой отдельно взятой страны обогащается особенностями, которые характерны именно для этой страны.

3. Новые экономические отношения содействуют росту международного влияния на область оборота документированной информации.

4. Происходят процессы стандартизации и унификации документации.

5. Большинство информационных отношений носят преимущественно международный характер [14, с. 176].

Одним из наиболее сложных и дискуссионных является вопрос о правовой природе отношений, которые появляются, изменяются и прекращаются в сфере использования глобальной сети Интернет.

Интернет уже давно и прочно проник в повседневную жизнь людей; в настоящее время он оказывает значительное влияние как на социальную, так и на экономическую жизнь общества.

При использовании глобальных компьютерных сетей возникают особого рода общественные отношения — информационные отношения, которые направлены на организацию движения информации в обществе. Своим появлением они обязаны информационной природе коммуникаций самого информационного общества. Такие отношения следует называть интернет-отношениями либо информационно-кибернетическими отношениями. Участвовать в них можно лишь при помощи ЭВМ, которая обязательно должна быть подключена к компьютерной сети.

В Интернете осуществляют реальную деятельность реальные физические и юридические лица, которые располагаются в различных местах. Их поведение регламентировано специальными нормами, которые одинаково применяются ко всем без исключения участникам, в том числе и к иностранным лицам. Очевидно, что Интернет не может существовать без правового регулирования, однако это вовсе не означает, что он ставит под сомнение основные постулаты российского права, которые были выработаны теорией и подтверждены практикой. Необходимо отметить, что в основе правового регулирования сети Интернет лежат общие принципы построения информационного общества, при этом сеть Интернет преимущественно регулируются нормами международного и договорного права.

В зарубежных странах (прежде всего в странах Западной Европы и США) уже давно проводится анализ различных правовых аспектов среды Интернета. В частности, в США, Великобритании, Франции, Германии, Бельгии было опубликовано множество различных отчетов и рапортов, которые касаются проблем законодательного регулирования электронных сетей и Интернета. Заказчиками таких отчетов нередко выступают правительства, которые хотят исследовать динамику развития и функционирования сети Интернет, которая является новым и ранее неизвестным способом коммуникации.

В настоящее время ученые и специалисты предлагают три противоположных подхода, направленных на регулирование информационных отношений в глобальной сети Интернет.

Сторонники второго подхода считают, что государства, равно как и их институты и учреждения являются слишком медлительными и неповоротливыми, они ничего не делают ни для коммерческого ни для технического развития Интернета и обладают правомочиями лишь в пределах своих границ [11, с. 59].

Наконец сторонники третьего подхода считают, что успешно регулировать информационную среду могут лишь действующие демократические учреждения и существующие законодательные процессы и только они обладают легитимным правом по обсуждению и решению вопросов, которые стоят перед теорией и практикой Интернета. В подтверждение своей позиции они указывают, что органы правосудия могут рассматривать индивидуальные споры, которые вытекают из деятельности субъектов в киберпространстве и тем самым постепенно накапливать судебную практику в данной сфере [11, с. 60].

С 2012 году в России начался процесс государственного регулирования Интернета. Тогда же был принят первый закон, предусматривающий внесудебную блокировку интернет-сайтов. За последние 7 лет в нашей стране было принято множество различных нормативных актов, затрагивающих сферу Интернет. Однако, как считают многие специалисты, в России законодательное регулирование Интернета осуществляется преимущественно в репрессивном и регрессивном направлениях [19, с. 118].

Большинство ученых считают, что Интернет не является юридическим лицом, так как у него отсутствуют признаки, которые присущи данной правовой категории. Таким образом, поскольку Интернет не имеет, да и просто не может иметь конкретного собственника, то он не обладает имущественной обособленностью, одним из основных признаков юридического лица.

Сегодня нет никаких сомнений в том, что Интернет не может существовать без правового регулирования. В данной области существует множество споров и дискуссий относительно источников права, действия права в пространстве и по кругу лиц, профессиональной этики и правосознания, оценки поведения субъектов права, разработки общих и устойчивых понятий и категорий, культурных, экономических, политических и других проблем. Большинство из указанных вопросов пока еще не нашло своего ответа, при этом иногда их разработка в отношении Интернета наталкивается на целый ряд серьезных трудностей.

Можно предположить, что в будущем Интернет будет выступать как объект обычного (а не специального) правового регулирования. В этой связи считаем, что являются несостоятельными призывы некоторых специалистов ввести в отношении Интернета специальный правовой режим, аналогичный тому, который применяется для регулирования космического пространства, Антарктики или Мирового океана.

Одним из наиболее важных институтов развитой демократии и гражданского общества являются независимые средства массовой информации (СМИ).

Массовая информация может распространяться в самых различных формах (например, периодическое печатное издание, сетевое издание, радиопрограмма, радиоканал, телеканал, специализированное СМИ и т.д.).

Деятельность российских СМИ осуществляется в соответствии с определенными принципами: 1) принципом информационной открытости и свободы массовой информации; 2) принципом недопустимости прямой либо косвенной цензуры; 3) принципом недопустимости злоупотребления свободой массовой информации.

Организация работы российского СМИ состоит из трех последовательных этапов: 1) учреждения; 2) регистрации; 3) распространения информации.

СМИ может прекратить либо приостановить свою деятельность лишь по решению суда, либо его учредителя.

СМИ может осуществлять свою деятельность в полном объеме лишь после того, как оно пройдет процедуру регистрации. На сегодняшний день в России существует уведомительная модель регистрации СМИ, в то время как в период существования Советского Союза действовала разрешительная система.

Особой средой является Интернет, где осуществляют свою деятельность множество различных сетевых изданий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

9. Андреев В.В., Киркина Н.В. Правовое регулирование информационной сферы // Пробелы в российском законодательстве. — 2015. — № 8. — С. 21-25.

11. Бачило И. Л., Лапина М.А. Актуальные проблемы информационного права. — М.: Кнорус. — 2016. — 560 с.

12. Волков Ю. В. Информационное право. Информация как правовая категория. — 2-е изд., стер. — М.: Юрайт, 2019. — 112 с.

13. Городов О. Информационное право. — М.: Проспект. — 2017. — 310 с.

14. Копылов В. Информационное право. — М.: Юрайт. — 2018. — 480 с.

15. Кузнецов П.У. Информационные технологии в юридической деятельности. — М.: Юрайт. — 2018. — 340 с.

16. Кусова Е.А. Нормативно-правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере // Правовое государство: теория и практика. — 2015. — № 6. — (16). — С. 60-65.

17. Ловцов Д.А. Информационное право. — М.: Российская академия правосудия. — 2016. — 680 с.

18. Лопатин В.Н. Понятие и структура информационной сферы // Актуальные проблемы права: теория и практика. — 2017. — №26. — С. 64-69.

19. Просвирин Ю.Г. Правовое регулирование информационной сферы // Международно-правовые чтения. — Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2017, Вып. 2. — С. 114-123.

20. Рассолов И. М. Информационное право. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 350 с.

На пути к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений. Каждая страна идет в этом направлении своим путем. Юридические вопросы, возникающие в информационной сфере, столь сложны и запутанны, что гармоничного законодательства, решающего все соответствующие проблемы, нет ни в одной стране мира. Поскольку многие проблемы в этой сфере приобрели транснациональный характер, в последнее десятилетие начался и процесс согласования национальных законов.

Коротко опишем некоторые законы, действующие в этой сфере в Российской Федерации.

Данный вопрос стал для нашей страны особенно актуальным ввиду вступления России в международные организации и союзы, например во Всемирную торговую организацию. Несоблюдение прав в сфере собственности на компьютерное программное обеспечение стало объектом уголовного преследования на практике.

  1. свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
  2. установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
  3. открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;
  4. равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;
  5. обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;
  6. неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Статья 8 Закона подробно описывает права граждан на доступ к информации, в том числе информации государственных органов и органов местного самоуправления. Статья 13 говорит, в частности, о том, что права обладателя информации, содержащейся в базах данных информационных систем, подлежат охране независимо от авторских и иных прав на такие базы данных. В статье 16 закрепляются обязанности оператора информационной системы по предотвращению несанкционированного доступа к информации и (или) передачи ее лицам, не имеющим права на доступ к информации. Статья 17 говорит об ответственности за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

Закон создает условия для включения России в международный информационный обмен, закладывает основы предотвращения бесхозяйственного отношения к информационным ресурсам и информатизации, частично обеспечивает информационную безопасность и права юридических и физических лиц на информацию.

  1. открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;
  2. достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;
  3. свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;
  4. соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, прав организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно закону, гражданин или организация имеет право обжаловать действия (бездействие) государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, нарушающие право на доступ к информации о деятельности этих органов, и требовать возмещения вреда, причиненного нарушением его права на доступ к указанной информации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации (2009 г.) утвержден обширный перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых в электронном виде учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями. Среди этих услуг: предоставление информации об организации образования, медицинской помощи, социальной защите населения, зачисления в образовательные учреждения, образовательных программах и многое другое. После реализации этого распоряжения (в полном объеме намеченной на 2012 г.) гражданам и организациям станет значительно проще получать многие государственные услуги.

Цель закона — обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну. Без письменного согласия субъекта не допускается, в частности, обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, а также биометрических данных. Закон подробно регламентирует те исключительные случаи, когда подобная обработка может иметь место без согласия субъекта (недееспособность, требования международных соглашений с участием РФ и др.).

Законом устанавливается, что субъект персональных данных имеет право на получение сведений об операторе, о месте его нахождения, о наличии у оператора персональных данных, относящихся к нему. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения своих персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, недостоверными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

К сожалению, приходится констатировать, что правовые нормы, гарантирующие доступ граждан к информации и, наоборот, защиту их от несанкционированного доступа к персональным данным, далеко не всегда соблюдаются на практике (что, впрочем, имеет место и в других государствах). Борьба за соблюдение этих норм является важной задачей институтов гражданского общества.

а) ключ электронной подписи — уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи;

Право на выдачу таких ключей имеют только специально уполномоченные государством органы.

За неправомерный доступ к компьютерной информации, повлекший уничтожение, блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, предусматривается наказание в виде штрафа в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо лишения свободы на срок до двух лет. То же деяние, совершенное организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, наказывается штрафом в размере до восьмисот минимальных размеров оплаты труда либо лишением свободы на срок до пяти лет.

За создание вредоносных программ для ЭВМ можно получить лишение свободы на срок до 3 лет, а при наличии тяжких последствий — до 7 лет.

За нарушение правил эксплуатации ЭВМ или компьютерной сети лицом, имеющим соответствующий доступ, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации, если это деяние причинило существенный вред, можно быть наказанным запретом занимать определенные должности на срок до пяти лет или, при наличии тяжких последствий, лишением свободы на срок до четырех лет.

Указанными преступлениями уголовно наказуемая деятельность в сфере информационных технологий не ограничивается. Взлом паролей, кража номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов, распространение противоправной информации (клеветы, материалов порнографического характера, материалов, возбуждающих межнациональную и межрелигиозную вражду и т. п.) через Интернет — всё это преступная деятельность, наказание за которую может быть гораздо более жестким, чем перечисленные выше.

Преступления в сфере информационных технологий часто являются международными, т. е. преступники действуют в одном государстве, а их жертвы находятся в другом. Для борьбы с такими преступлениями особое значение имеет международное сотрудничество, которое регламентируется рядом соглашений, в которых участвует и Россия.

Отметим, что правовое регулирование в информационной сфере, в силу ее быстрого развития, всегда будет отставать от жизни. Как известно, наиболее счастливо живет не то общество, в котором все действия людей регламентированы, а наказания за все дурные поступки прописаны, а то, которое руководствуется в первую очередь соображениями этического порядка. Это значит, в данном случае, что государство не злоупотребит информацией, доверенной ему гражданином, потому что оно устроено должным образом; что информация не крадется не потому, что за это предусмотрено наказание, а потому, что человек считает воровство, в любом его проявлении, низким поступком, порочащим его самого. Именно к таким отношениям между государством и личностью, а также между отдельными членами общества мы должны стремиться.


На этом уроке учащиеся рассмотрят новые правовые отношения, которые начали появляться с переходом к информационному обществу. Рассмотрят законы Российской Федерации, которые были приняты для регулирования этих правовых отношений и их краткое содержание.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Правовое регулирование в информационной сфере"

На прошлых уроках мы узнали, что во всем цивилизованном мире, благодаря развитию информационных технологий, идёт процесс движения к состоянию информационного общества. Так называется общество, в котором циркулируют большие объёмы информации и существуют средства для её хранения, передачи и обработки. Так же мы рассмотрели влияние движения к информационному обществу на экономику, развитие технологий, свободу распространения информации, информационную культуру, образование и уклад жизни людей.


Так как движение к информационному обществу влияет на все сферы общественной жизни, для его нормального существования потребовались соответствующие законы.


Они начали появляться в последние десятилетия. Эти законы описывают деятельность всего общества. Посмотрим, как они регулируют новые общественные отношения, возникшие на пути к информационному обществу на примерах некоторых законодательных документов Российской Федерации:



Он был принят в тысяча девятьсот девяносто шестом году. В две тысячи шестом году его основные положения были перенесены в Гражданский кодекс. В нем говориться, что авторское право действует на программы и базы данных, являющиеся результатом творчества автора. Только автор может выпустить в свет свои программы и базы данных, распространять их, изменять или использовать иначе. Однако имущественные права на эти продукты принадлежат работодателю, если они были созданы, в результате выполнения служебных обязанностей или по заданию работодателя. В отличие от авторских, имущественные права могут быть переданы на основании специального договора.


В гражданском кодексе описаны права на Государственную регистрацию программ и баз данных. Правом зарегистрировать продукт обладают только авторы программы или владельцы имущественных прав.


Это очень важно для тех, кто хочет получить деньги за свой труд, потому что в нынешнем состоянии общества очень актуальны вопросы нарушения авторских прав. Так много программных продуктов, которые используются, получены путём незаконного копирования. Такое положение дел мешает нормальному формированию рынка информационных ресурсов в стране.

Вопрос авторских и имущественных прав в России набирает актуальность, так как страна вступает в разные международные экономические организации, для которых соблюдение авторских прав означает получение прибыли. В последнее время нарушения этих прав начинают уголовно преследоваться все чаще. У этих дел часто огромный общественный резонанс.


· свободные поиск, получение, производство и распространение информации, любыми законными способами;

· доступ к информации ограничен только рамками федеральных законов;

· открытость информации о деятельности государственных органов кроме случаев, описанных в федеральных законах;

· разные языки народов Российской Федерации равны при создании и использовании информационных систем;

· при использовании и создании информационных систем должна обеспечиваться безопасность страны;

· частная жизнь человека неприкосновенна.


· эта информация должна быть своевременной и достоверной;

· деловая репутация отдельных лиц и целых организаций, при использовании этой информации должна быть защищена.



В законе говориться, что оператор может использовать персональные данные субъекта, то есть конкретного человека, лишь с его письменного согласия. Так же этот закон описывает ситуации, когда согласие человека не требуется, например, его недееспособность. Оператор не может использовать персональные данные граждан о расе и национальности, состоянии их здоровья и их биометрические данные, например, отпечатки пальцев, без из согласия.



Но что это такое? В законе указано, что электронная подпись – это информация в электронной форме, она присоединена к другой информации в электронной форме или связана ней другим образом. Электронная подпись используется для определения лица, подписавшего документ.

Электронная подпись состоит из двух частей, ключа электронной подписи и ключа проверки электронной подписи. Ключ электронной подписи – это специальное сочетание символов, которое пользователь использует для того, чтобы создать электронную подпись. Ключ проверки электронной подписи – это специальное сочетание символов, соответствующее лишь одной электронной подписи. Этот ключ используется для проверки её подлинности. Выдать электронную подпись могут лишь специальные уполномоченные государственные органы.



Информационные правоотношения - это отношения возникающие при:

* формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки,

накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потре бителю документирован

* создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

* защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

Как видим, из определения следует, что защита информации, является составной частью

информационных правоотношений и, следовательно, не может рассматриваться отдельно от информационных процессов и информатизации в целом. Таким образом, и правовую защиту

информации, предусматривающую защиту прав собственников информации, следует рассматривать

как неотъемлемую составляющую информационной безопасности.

Структура законодательства регулирующего информационные правоотношения.

Учитывая тот факт, что в современном Российском законодательстве лишь часть законов

направлена непосредственно на регулирование информационных правоотношений, а часть этих от

ношений регулируются отдельными статьями законов ( кодексов), его можно разделить на две

К первой группе, следует отнести законы устанавливающие, в основном, нормы права в ин

формационной сфере и в области защиты информации и прав субъектов. По своей сути они определяют правовой режим информационных ресурсов и защиты информации. Эта группа включает:

* Закон РФ от 21.09.93г. ѕ182 "О государственной тайне".

* Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями)

* Закон РФ от 23.09.92г. 3523-1"О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных";

* Закон "О федеральных органах правительственной связи и информации";

* другие законы, регламентирующие отдельные виды профессиональной деятельности.

Ко второй группе относятся законодательные акты, которые в своем содержании предусматривают, в основном, в части их касающейся, конкретные меры ответственности за нарушение правового режима информационных ресурсов и защиты информации, и, нанесение ущерба собственникам и

другим субъектам информационных правоотношений. К ним относятся:

* Уголовный кодекс (УК РФ);

* Гражданский кодекс (ГК РФ ч1 и ч2);

* Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ);

По своей сути, вторая группа представляет часть законодательства РФ, которая обеспечивает правовую защиту информации и субъектов информационных правоотношений.

В целом развитие законодательной базы в области информационной безопасности осуществляется по четырем основным направлениям:

* защита сведений составляющих государственную тайну;

* защита конфиденциальной информации;

* защита авторского права в сфере информатизации;

* защита права на доступ к информации.

Основные понятия законодательства.

Основу законодательства составляет закон Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями). Основные понятия в области информационных правоотношений сформулированы в этом законе. См. выше указанный закон.

документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать;

информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система - организационно упорядоченная совокупность документов реализующих информационные процессы;

информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы

и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,

других информационных системах);

информация о гражданах (персональные данные) - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность;

конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их

обеспечения - субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, технологий и средств их обеспечения - субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий

полномочия распоряжения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации - субъект, обращающийся к ин формационной системе

или посреднику за получением необходимой ему ин формации и пользующийся ею.

Как видно из приведенных определений, законодательство не рассматривает любую информацию как самостоятельный объект регулирования. Она выступает в качестве такового только в том случае, когда является документом. Именно в виде документированной информации, входящей в состав информационных ресурсов, систем, она может выступать объектом собственности. Важно, что и защите подлежит только документированная информация.

Ряд важных правовых определений кроме того дает Федеральный закон "Об участии в между

народном информационном обмене", принятый в 1995 г. В частности к ним следует отнести:

Информационные продукты (продукция) - документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей;

Информационные услуги - действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению

пользователей информационными продуктами.

Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием,

преобразованием и потреблением информации.

Информационная безопасность - состояние защищенности информационной среды общества,

обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций,

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Читайте также: