Какие возрастные ограничения устанавливало римское право при усыновлении

Обновлено: 07.07.2024

Акт усыновления совершался двумя способами: или властью народа, или по приказу высшего сановника, например претора. Соответственно первый способ назывался adrogatio, второй - adoptio.

Усыновлению подлежали чужие дети. Властью народа можно было усыновлять только тех, кто пользовался правовой независимостью. Совершалось это в народных собраниях по куриям под председательством великого понтифика, а позже перед 30 ликторами (по числу курий) в форме специального закона. Ввиду этого и усыновители, и усыновляемые должны были иметь право участвовать в народных собраниях, поэтому нельзя было усыновить женщин и малолетних. Женщины не могли усыновлять еще и потому, что, как указал Гай: ". они и родных детей не имеют в своей власти". Усыновленный приобретал родовое имя и фамильное имя новой семьи, становился участником семейного культа усыновителя. Он становился членом новой семьи, приравниваясь к родным сыновьям, получал право наследования. Под власть усыновителя также переходили и дети усыновленного в качестве внуков.

Имущество усыновленного целиком переходило к усыновителю.

В постклассическом праве адрогация осуществлялась в упрощенной форме - посредством рескрипта императора или официального заявления перед претором в Риме или наместником в провинции. Стало возможным усыновление женщин и несовершеннолетних.

Другой способ усыновления носил название adoptio и был установлен для усыновления лиц чужого права. Процедура эта проходила перед претором в форме частной сделки.

В отличие от adrogatio, здесь не требовалось согласия усыновляемого, так как сделка заключалась между двумя patres.

В постклассическом праве формы усыновления упрощаются и осуществляются путем соглашения между родным отцом и усыновителем или заявления отца в присутствии наместника провинции. Закрепляется право усыновления за женщинами, устанавливается разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым не менее 18 лет. Юстиниан ввел две формы усыновления: полную и неполную. Полное усыновление осуществлялось восходящими родственниками, которые не имели подвластных потомков со всеми последствиями усыновления. Неполное осуществлялось посторонним лицом. При этом сохранялась власть римского домовладыки кровного отца, за усыновленным сохранялось право наследования в родной семье, а также он наследовал после усыновителя.

Незаконнорожденные дети в период абсолютной монархии могли быть узаконены, вследствие чего над ними устанавливалась отцовская власть. Узакониванию подлежали только свои свободнорожденные дети. После легитимации дети получали все права законного рождения.

Известны три способа узаконения:

а) со времени Феодосия и Валентиниана - зачислением сына в члены муниципального сената (курии), дочери - путем выдачи замуж за члена муниципального сената (курии);

б) со времени императора Анастасия - последующего вступления родителей в законный брак;

в) со времени Юстиниана - посредством императорского рескрипта.

Вопрос №28: Опека и попечительство в римском праве: понятие, основания установления и прекращения.

Самостоятельность в сфере частного права и тем самым полноп­равность не были в римской юридической традиции обстоятельством безусловным и непреходящим. Признавалось, что существуют условия, при которых возможность активного участия в коммерческом обороте и в установлении вообще частноправовых отношений (то, что в поздней­шее время стало пониматься как дееспособность) ограничивается в пользу других лиц. Таким образом, римское право исходило из того, что могут быть субъекты с частичным или с ограниченным статусом. Такие огра­ничения правового положения лиц. происходили по поводу опеки или попечительства. Предметом опеки или попечительства могли быть толь­ко лица (personae), притом вполне говорить о законном содержании опе­ки и попечительства можно только в отношении лиц равнозначного граж­данского и сословного статуса.

ОБРАЗОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА

Опека несовершеннолетних устанавлива­лась временно, до достижения опекаемым лицом требуемого возрастно­го качества. В интересах опеки несовершеннолетние подразделялись на детей, подростков и юношество. Детьми считались лица в воз­расте до 7 лет (условно: не говорящие); они не имели абсолютно никако­го участия в гражданском обороте, любое их волеизъявление было изна­чально ничтожно. Подростками считались лица в возрасте от 7 до 12/14 лет (различия последней возрастной грани обус­лавливались разным временем наступления половой зрелости для дево­чек и мальчиков); они имели право совершать сделки чистого приобрете­ния без согласия и участия опекуна, однако других прав в распоряжении имуществом у них не было. Юношество (совершеннолетние — pubes) считалось до наступления возраста в 25 лет. Юноши находились под осо­бым покровительством закона, поскольку уже могли вступать в брак; для них предписывалось благожелательное попечительство, т.е. они сами должны испросить у властей себе попечителя (куратора), без участия ко­торого имущественные распоряжения их и любые сделки были недействительны. Но если куратор не был испрошен, то они обладали полной правовой самостоятельностью.

ТРЕБОВАНИЯ К ЛИЧНОСТИ И ДЕЙСТВИЯМ ОПЕКУНА

Опе­кунство или попечительство признавалось преимущественно мужской обязанностью (не говоря уже о подразумеваемом полноправии и граж­данском качестве лица). Опекуном или попечителем ни в коем случае не могли быть раб, вообще лицо более низкого сословного положения, жен­щина, иностранец; не могли быть несовершеннолетние, сумасшедшие или безумные, глухие, немые. В более позднее время допускалось, что в от­ношении несовершеннолетних может быть установлена опека матери или бабки со стороны отца. Опекун назначался не только для управления иму­ществом опекаемого, но и для воспитания его (если речь шла о несовер­шеннолетних); в случае опеки над девушками подразумеваемой обязан­ностью опекуна была выдача ее по достижении совершеннолетия замуж. В случае попечительства или опеки над женщинами обязанное лицо долж­но было в определенных границах надзирать и за общественным поведе­нием опекаемых. От опеки или от попечительства нельзя было отказать­ся без уважительных причин; такими были отправление государственных обязанностей, неграмотность, болезнь, возраст свыше 70 лет, ученые за­нятия, частые отлучки по общественным или государственным делам, изменение места жительства, занятость управлением казенными имени­ями. Нельзя было также брать на себя более трех опек. Опека не должна была осуществляться непременно лично; если уже был один опекун или попечитель — нельзя было брать второго, но допускалось, что могут быть вспомогательные опекуны или попечители, т.е. те, кто реально осуществ­лял исполнение воспитательных или управительных обязанностей, а фор­мально ответственным за опеку было другое лицо.

Опекун (или попечитель) не должен был обогащаться за счет имущества опекаемого лица, он не имел права отчуждать все имущество целиком, а также особые ценности, находящиеся в составе имущества. Он не мог быть участником сделок по поводу опекаемого имущества, одной из сторон, в которой был он сам: т.е. не мог от имени опекаемого дарить себе, продавать, сдавать в наем и т.п. Вместе с тем его расходы по управлению имуществом должны были награждаться за счет доходов с этого имущества, он имел право продавать имущество, признаваемое гиб­нущим, утрачивающим свою ценность и т.п. Требование о возмещении понесенных расходов или убытков могло быть предъявлено уже после освобождения от опеки или попечительства.

Опека или попечительство (исключая опеку над женщинами) прекращались с исчезновением условий для назначения опеки: если бе­зумный выздоровел, если расточитель исправился, если несовершенно­летний достиг необходимого возраста. Естественно конкретная опека прекращалась смертью опекуна или попечителя либо уменьшением его правоспособности по решению суда. Не вполне отрегулированным рим­ским правом был момент завершения опеки и обретения лицом (вновь или впервые) правовой самостоятельности: высвобождение из-под злоупотребительной опеки могло происходить только судебным порядком, но состоявшие под опекой или попечительством лица не имели полномо­чий сами возбуждать иск — единственным выходом был процесс, воз­буждаемый в интересах опекаемого третьим лицом, что не всегда было реально возможно.

Различные злоупотребления, совершенные опекуном или попечи­телем в процессе управления имуществами, также могли быть предметом взыскания и обратного требования со стороны опекаемого; существова­ли даже специального содержания иски. Предполагались общие имущественные гарантии опекуну за сохранение имущества подопечного. Рас­трата имущества рассматривалась как преступление и служила поводом к уголовному преследованию.


Принятие в древнем Риме было относительно распространенной практикой, особенно среди сенаторов . Вслед за законом о Двенадцати таблицах (ок. 450 г. ) он был направлен на поиск наследника, а также на установление союзов между семьями путем передачи власти pater familias над ребенком другому отцу . Во времена Римской империи он использовался в порядке преемственности , когда император усыновил своего дельфина. Усыновление отличалось от adrogatio , более старой процедуры, которая касалась человека sui iuris , то есть не зависящего от pater familias, а, напротив, самого pater familias . В основном это использовалось для поиска наследника.

Эти две процедуры сильно отличались от современной процедуры усыновления (например, вы могли усыновить кого-то старше себя, усыновить по завещанию и т. Д.).

Резюме

Социальный контекст

Процедура

Adoptio касается передачи в alieni Iuris , зависят от PATER Familias , другой PATER Familias . Поскольку римское право с самого начала не допускало, чтобы его качество pater familias было передано другому человеку на всю жизнь (отцовская власть не прекращалась до самой смерти), он прошел два этапа: первый - mancipatio , в ходе которого отец освободил своего ребенка, который стал его mancipio ; затем отрывок перед претором, с помощью которого он передал свое mancipio усыновителю, будущим pater familias этого, благодаря процедуре iundicatio filii , обычно используемой для признания ребенка своим. Первоначальный отец не возражал против любого аргумента против этого признания отцовства, ребенок был усыновлен другим без его согласия - с Юстинианом , который упрощает процедуру, отсутствие его несогласия станет необходимым.

В Pater Familias обычно отказался принять его старший сын , чье здоровье и способности были доказаны. Поскольку это дорогостоящий контракт для организации, применяющей стандарты, необходимо обеспечить ее качество. После обращения к претору (судье) усыновленный приобретал статус своего усыновителя: если усыновленный был плебеем, а его усыновленный патрицией, он становился патрицием, и наоборот. Однако во время Римской республики ( 509–27 до н.э. ) этот последний случай требовал согласия Сената (см. Знаменитый случай Публия Клодия Пульхера ).

Между сторонами произошел обмен денежной суммы, при этом усыновленный получил фамилию усыновителя, а также имя, указывающее на его первоначальное происхождение: таким образом, усыновление было обнародовано , и усыновленный не был обязан разорвать связи со своей семьей. источник. Скорее, это была тактика союзов, похожая на свадьбы . Усыновленный потерял все свои права, основанные на agnatio в семье происхождения, но сохранил те, которые основывались на родстве .

Первоначально усыновленный мог быть старше усыновителя, что шокирует средневековых юристов . Digest и институты (Юстиниан кодекс) будет ограничивать это, требуя усыновляемого быть по крайней мере 18 лет моложе усыновителя, согласно изречение adoptio нелогичным naturam . Однако усыновитель не мог иметь потомства : евнухи и беспомощные могли усыновить.


Специальная процедура, созданная до самого усыновления, adrogatio , касалась усыновления лица sui iuris , то есть того, кто сам был pater familias и добровольно подчинился этой процедуре. Это был первоначально предназначен , чтобы дать наследство в течение Pater Familias без наследника , а также помочь ему в его старости. Нельзя уговаривать более одного человека.

Согласно древнему праву, это имело место после расследования коллегии понтификов и перед любопытными комициями, которые должны были согласиться на adrogatio (de rogatio , прошение). Понтификы предотвратили это, особенно если доброволец для удочерения был последним представителем его линии, и в этом случае удочерение имело бы эффект подавления семейного поклонения ( detstatio sacrorum ).

Таким образом, было определено, известного пути, по Геллия в II - го века ( Noctes Atticae , " V, 19, 1-13 " ( Архив • Wikiwix • archive.is • Google • Что делать? ) (Доступ к 5 августа 2017 ) ):

«Акт, посредством которого иностранец вводится в семью, чтобы пользоваться правами ребенка и наследника, происходит перед претором или перед народом. В первом случае это называется усыновлением; во втором - удочерение. "

Гая , а также на II - го века , сказал между тем:

« Adoptio autem duobus modis fit, aut populi auctoritate, aut imperio magistratus, veluti praetoris. Populi auctoritate takeamus eos qui sui iuris sunt; quae разновидности ADOINTIS DICITUR ADROGATURUS, quia et is qui acceptat rogatur, id est interrogatur, an velit eum quem acceptaturus sit iustum sibi filium esse; и является qui admatur rogatur, id fieri Patiatur; и populus rogatur, id fieri iubeat. Imperio magistratus acceptamus eos qui in protestate parentum sunt, sive primum gradum liberorum optineat, qualis est filius et filia, sive inferiorem, qualis est nepos neptis pronepos proneptis. "

После adrogatio , то adrogant получил все передаваемые права , ранее принадлежащие adrogant, в том числе касающегося его прежнего статус Pater Familias : в Aliena IURIS ( женщина , ребенок, рабы . ) эти Страшном стал adrogant «ами агнаты . Долг подлежит передаче в соответствии с МСС privatum не может быть передана в adrogeant но Дейс используется rescissa deminutione лишай (он) был принят, однако.

Изначально у адроганта не должно быть наследников и быть слишком старым, чтобы иметь их (при Империи порог был установлен на уровне 60).

Заседание комиций постепенно превратилось в простую формальность. Принятие перед кюри оставлено под христианскими императорами, а так как Диоклетиан и Константин ( IV - го века , первый конвертировать в христианство ), император стал понтификом , то adrogatio может занять место одного из своих указов ( adrogatio за rescriptum Principis ).

В пост-классического периода удочерение из impubes (девочки в возрасте до 12 лет и мальчиков в возрасте до 14 лет ) было разрешено во время правления Антонина Пия ( 138 - 161 AD ). Из института, обращенного на пользу наркомана, adrogatio эволюционировало в сторону большей защиты наркомана: таким образом, было необходимо доказать полезность процедуры для наркомана; получить согласие своих опекунов или близких родственников; вотчина усыновленного передается , что в adrogant, но последний освобожденный его , что один был возвращен к нему с 1/4 вотчина adrogean о смерти от adrogant, его вотчина вернулся к своей семье происхождения.

С Юстиниана ( VI - го века ), то adrogeant не получило полное владение наследия adrogé, а только его узуфрукт . Более того, женщина могла тогда ухаживать, не приобретая, однако, patria potestas .

Императорское наследство

Во времена Империи ( 27 - 395 г. н.э. ) усыновление было наиболее распространенным средством ненасильственного восхождения на престол, традиция, которая началась с Тиберия , второго римского императора.

147. Узаконение. Patria potestas предполагала рождение сына или дочери в римском браке. Над детьми, рожденными вне брака, она могла быть установ­лена путем узаконения, legitimatio. Однако legitimatio возникла лишь в период империи и допускалась только в отношении liberi naturales, т. е. детей, рожден­ных от конкубината (п. 136). Постепенно сложились три способа legitimatio: a) legitimatio per oblationem curiae, т. е. путем представления внебрачного сына в ordo местных декурионов с наделением его известным имущественным цен­зом; б) legitimatio per subsequens matrimonium, т. е. путем последующего брака родителей; в) путем издания специального императорского указа.

148. Усыновление. Но patria potestas могла быть установлена и над чужи­ми детьми путем усыновления.

Существовали два вида усыновления, совершавшегося в разных формах: a) arrogatio, если усыновляемый был persona sui juris и б) adoptio, если усы­новляемый был persona alieni iuris.

(1) Arrogatio в древнейшие времена производилась в народном собрании при участии pontifex maximus и в присутствии как усыновителя, так и усы­новляемого. После расследования обстоятельств дела pontifex maximus пред­лагал народному собранию rogatio об усыновлении. Таким образом каждая arrogatio была iussus populi, т. е. законом. Ввиду этого усыновлять и быть усы­новляемыми в этой форме могли только лица, которые имели право участво­вать в народных собраниях. К числу таких лиц не принадлежали ни женщи­ны, ни несовершеннолетние. С падением значения народных собраний отпадает и законодательный характер arrogatio; она превращается в публич­ное оформление соглашения усыновители с усыновляемым. С окончатель­ным прекращением созыва народных собраний arrogatio производится per rescriptum principis.

(2) Adoptio совершалась так же, как emancipatio, путем использования правила законов XII таблиц о троекратной mancipatio. Paterfamilias трижды манципировал подвластного доверенному лицу, которое после первых двух манципаций освобождало подвластного от mancipium, после чего подвласт­ный возвращался под власть paterfamilias. После третьей mancipatio, прекра­щавшей patria potestas, выступал усыновитель и предъявлял к доверенному лицу, у которого подвластный был in mancipio, vindicatio lilii. В результате начинавшегося таким образом фиктивного процесса претора addicit усынов­ляемого усыновителю. Для adoptio дочери или внука достаточно было одной mancipatio. Юстиниан заменил эту сложную процедуру простым заявлением перед судом.

До Юстиниана adoptio так же, как и arrogatio, вводила усыновленного в агнатическую семью усыновителя, но Юстиниан ослабил ее значение: она не уничтожала patria potestas кровного отца, лишь устанавливая право насле­дования усыновленного после усыновителя.

Некоторые указания дошедших до нас памятников позволяют думать, что существовал еще и третий вид усыновления: усыновление в завещании усы­новителя (adoptio testamentaria), но отчетливых сведений о нем нет,

В древнейшее время опека представляла собою не обязанность опекуна, а его право, точнее — власть опекуна над имуществом и личностью подопеч­ного, близкую по содержанию к власти paterfamilias.

Однако постепенно права опекуна начинают пониматься как средство для осуществления его обязанностей. Эти изменения, тесно связанные с после­довательным ослаблением родовых связей, постепенно превращают понятие опеки, как власти, в понятие опеки, как общественной повинности (munus publicum).

В связи с этим, наряду с двумя указанными выше порядками установле­ния опеки (в силу агнатического родства с подопечным и по завещанию paterfamilias), возникает третий порядок: назначение опекуна государством.

Вместе с тем постепенно развился и контроль государством деятельности опекунов. Устанавливаются особые основания (excusationes), по которым можно не принять назначения опекуном. Развивается система исков к опеку­ну в случаях непредставления им отчета о ведении дел подопечного, и в слу­чаях не только растраты, но и нерадивого ведении дел. Затем входит в обы­чай требовать от опекуна при вступлении его в должность представления обеспечения (satisdatio rem pupilli salvam fore), а в период империи вводится законная ипотека подопечного на все имущество опекуна.

Конкубинат (concubinatos). От брака sine manu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.

Содержимое работы - 1 файл

Конкубинат.docx

Конкубинат (concubinatos). От брака sine manu следует отличать такое ставшее заметным в семейном праве поздней республики явление, как конкубинат (concubinatos) – дозволенное законом (постоянное, а не случайное) сожительство мужчины и женщины.

При конкубинате мужчина и женщина желают создать устойчивую семью, но принадлежат к разным сословиям (например, сенатор и вольноотпущеница), либо имеют разное гражданство (например, перегрин и свободная римская гражданка). Значит, конкубинат есть тоже брак, но “незаконный”. При конкубинате жена не приобретала социального положения мужа, а дети, родившиеся от такого брака, не подпадали под власть отца (правда, в период империи стала возможной legitimatio – узаконение отцом детей, рожденных от конкубината).

В период республики мужчина мог иметь брак с одной женщиной и состоять в конкубинате с другой. Однако, женщина, вступившая в связь с другим мужчиной, кроме мужа, считалась преступницей, и муж имел право убить ее. Как отмечается в литературе, брак без мужней власти (sine manu) похож на конкубинат, но отличается от него намерением создать римскую семью, иметь и воспитывать детей.

Итак, конкубинат (естественный, дикий брак) существовал как постоянный союз мужчины и женщины, которые не могли или не хотели заключить законный брак. В конкубинате рождались внебрачные дети (liberi naturales), которые не входили в семью мужа. Конкубинат получил известное правовое значение в постклассический период, когда дети, рожденные в конкубинате, могли быть узаконены и когда за ними было признано право на алименты и ограниченное наследственное право по отношению к отцу.

Связи между мужчиной и женщиной, сходные с браком. По установлениям римского права, брак был единственным законным союзом между мужчиной и женщиной. Все другие союзы и все другие связи между мужчинами и женщинами являлись либо запретными, либо толерантными.

Закон o прелюбодеяниях (lex Julia de adulteriis) запрещал stuprum, adulterium и incestum. Stuprum возникал при половых отношениях между свободным мужчиной и незамужней женщиной, до этого честной; adulterium был половой связью лиц, из которых хотя бы одно находилось в браке; инцестом называлась половая связь между родственниками, которым запрещалось вступать в брак. Случайные и временные половые связи с рабами, рабынями, блудницами и другими женщинами сомнительного поведения, как правило, не влекли за собой наказания. Конкубинат также воспринимался толерантно.

Все это вело к снижению уровня нравственности. Рационализм с эгоизмом подавляли здоровые основы брака, который перестает быть таинством, освящаемым религией или традицией, и становится зачастую лишь временным сожительством. Свобода от предначертаний природы оборачивалась ослаблением семейных уз.

Узаконение и усыновление

Patria potestas приобреталась рождением детей в римском браке. Законными считались дети, зачатые в браке, каковыми были родившиеся не ранее 182 дней после свадьбы и не позже 300 дней после смерти мужа.

Над внебрачными детьми власть отца могла быть установлена путем узаконения (legitimatio), которое возникло в период империи и применялось вначале только в отношении детей, рожденных в конкубинате. Со временем сложились три способа узаконения:

1) представлением внебрачного сына в местные декурионы с наделением его имущественным цензом;

2) последующим браком родителей;

3) изданием императорского рескрипта.

Первоначально arrogatio осуществлялось в куриатных комициях в форме закона в присутствии усыновителя и усыновляемого, поэтому оба они должны были обладать правом участия в них. В связи с этим не могли усыновлять женщины, как и не могли быть усыновляемы они же и несовершеннолетние. С падением роли народных собраний усыновление происходило в частном порядке, о чем объявлялось публично. С середины II в. право усыновления перешло к императору, тогда же стало возможным arrogatio несовершеннолетних и женщин. Это положение, зафиксированное в Кодификации Юстиниана, кроме того, согласно происшедшему расширению имущественных прав детей paterfamilias, устанавливало для усыновителя лишь право пользования имуществом усыновленного:

Опека и попечительство по римскому праву

Опека и попечительство — это правовой институт, служащий для восполнения отсутствующей или ограниченной дееспособности лица посредством соответствующих действий других, специально назначаемых лиц, способных к сознательным волевым актам, — опекунов или попечителей.

В современных правовых системах различие между опекой и попечительством состоит в том, что первая назначается над недееспособными, а последнее — над ограниченно дееспособными. В римском праве критерием применения этих средств был возрастной признак: опека (tutela) устанавливалась над несовершеннолетними детьми и над приравненными к ним женщинами, попечительство (сига) — над юношами (от 14 до 25 лет), душевнобольными и расточителями. Кроме того, опекун и попечитель различались по характеру их функциональных обязанностей: опекун (если подопечному до 7 лет) сам совершал необходимые действия, направленные на сделку; в других случаях опекун выражал свою волю в определенной форме в момент заключения договора подопечным; попечитель мог дать неформальное согласие на сделку до и после ее совершения. Как видим, эти функции, не были адекватны фактическим волевым возможностям женщин и душевнобольных.

Впрочем, опека над женщинами рано утратила свое практическое значение. Уже к концу республики женщины самостоятельно участвовали в деловых отношениях и лишь некоторые акты цивильного права (участие в легисакционном процессе, отчуждение res mancipi) нуждались в согласии опекуна. Но и эти ограничения к началу классического периода воспринимаются как излишние, в частности Гай считал, что они не имеют под собой основания (Гай. Институции I. 190). В первой половине I в. был отмечен основной вид опеки над женщинами — опека ближайших агнатов, а затем — практически не применявшаяся опека по завещанию мужа или отца.

В древнейший период римской истории опека учреждалась в интересах сохранения семейного, имущества, т. е. в интересах наследников. Защита интересов непосредственно подопечного не имелась в виду. Поэтому порядок установления опеки совпадал с цивильным порядком призвания к наследованию: опекуном становился ближайший агнат подопечного; Этот вид опеки назывался tutela legitima. Опека, при которой личность опекуна обозначалась в завещании, именовалась tutela testamentaria. Соответственно опекун имел больше прав, чем обязанностей, а его положение по отношению к подопечному и его имуществу напоминало положение paterfamilias.

Со временем опека стала рассматриваться как общественная обязанность, общественная повинность (munus publicum), а права опекуна — как средство осуществления его обязанностей, выполнение которых контролировалось государством. Как одно из следствий нового подхода к роли опеки возникает третий ее вид — tutela dativa, когда при отсутствии родственников лицу, нуждающемуся в опеке, опекун назначался государственным органом. Была также ограничена свобода опекуна распоряжаться имуществом подопечного. Некоторые сделки (например, дарение) опекун не мог заключать вовсе, а для других требовалось предварительное разрешение государства (например, сделки с землей).

Издавна существовал иск о возмещении стоимости растраченного имущества подопечного недобросовестным опекуном. Однако, этот иск не всегда достигал цели, поскольку был личным и не распространялся на наследников опекуна. Со временем претором были введены специальные иски (actiones tutelae), один из которых (actio tutelea directa) был направлен не только против недобросовестного опекуна, но и против его наследников, другой (actio tutelae contraria) служил интересам опекуна (для возмещения затрат; связанных с опекой).

Правовые отношения родителей и детей. Отцовская власть. Отношения между матерью и детьми

Для отношений родителей и детей в римской семье характерна практически безграничная власть отца над детьми. Правовые отношения между матерью и ее детьми также существовали (хотя мать никакой власти над детьми не имела), но всецело зависели от формы брака. При браке с мужней властью мать разделяла положение своих детей, находилась (как и ее дети) под властью мужа или его домо-'владыки, если муж сам находился под его властью. Наравне с детьми она наследовала после смерти мужа, дети — после смерти матери, мать — после детей. В качестве агнатов взрослые сыновья осуществляли опеку над матерью после смерти мужа.

При браке без мужней власти мать в раннереспубликан-ский период с детьми практически не была связана. Она оставалась агнаткой своих кровных родственников — родителей, братьев, сестер и не являлась, с точки зрения права, членом семьи мужа. Отсюда и различные правила наследования — жена не могла быть наследницей после мужа и своих детей, так же как и они после нее.

Утверждение кровной семьи четче определяет права матери. Со временем она получает право на совместное проживание со своими несовершеннолетними детьми в случае развода с их отцом, на алименты-от детей. Детям запрещается предъявлять к матери порочащие ее иски, вообще привлекать к суду без разрешения магистрата. Расширяется взаимное наследование детей и матери.

Установление отцовской власти. Отцовская власть устанавливалась прежде всего над детьми, рожденными в законном римском браке. На детей, рожденных в других (незаконных) браках, в конкубинате, а также в любом фактическом сожительстве, отцовская власть не распространялась. Они были чужими для него.

Кроме рождения детей в законном браке отцовская власть могла быть установлена путем узаконения или усыновления.

Узаконение — установление отцовской власти над собственными детьми отца, рожденными вне брака. Так, отец мог признать своими детей, рожденных в конкубинате. Узаконение производилось в специально установленной форме.

Усыновление — установление отцовской власти над чужими детьми, с которыми отец кровными узами не связан. Усыновление осуществлялось в форме или аррогации (arrogatio), или адопции (adoptio). Аррогация применялась для усыновления лиц своего права, т.е. совершеннолетних и обладающих правовой самостоятельностью, адопция — для лиц чужого права, т.е. находящихся под властью домовладыки. Отсюда и различные формальные акты усыновления. Со временем формализм усыновления был в значительной мере упрощен и его можно было произвести простым заявлением перед судом или императором.

Узаконенные и усыновленные дети полностью приравниваются по правовому статусу к детям, рожденным в браке:

получают правовой статус и имя своего узаконителя, усыновителя, право взаимного наследования, разделяют его социальное и общественное положение. На них распространяется отцовская власть.

Прекращение отцовской власти могло произойти в результате: а) смерти отца или детей; б) освобождения из-под отцовской власти. Фактически отцовская власть была пожизненной даже в развитом римском праве.

Читайте также: