Глухота на оба уха можно ли усыновить ребенка

Обновлено: 02.07.2024

Тугоухость у ребенка

Чем больше снижен слух, тем грубее задержка психоречевого развития.

Поэтому детям с тугоухостью для нормального развития важно:

  • Выявить причину тугоухости.
  • Устранить, либо оказать лечебное воздействие на саму причину тугоухости.
  • При необходимости подобрать слуховой аппарат.
  • А также оказать комплексное воздействие на задержку развития речи.

Диагностика тугоухости.

Для выявления тугоухости детям прямо в роддоме проводят исследование
- слуховые вызванные потенциалы.
Однако, в таком случае выявляют только врожденную тугоухость. Этот вид тугоухости развивается у малыша, если во время беременности его мама перенесла такое заболевание как грипп, краснуха, герпес, токсоплазмоз. Степень врожденной тугоухости, как правило, тяжелая, но в реальной жизни она встречается редко. Также редко встречается наследственная тугоухость.
У многих детей тугоухость развивается после рождения и диагностируют ее уже на более поздних этапах. Например в 3-4 года, когда начинают искать причину задержи развития речи у малыша, и оказывается что это сниженный слух.
Для определения степени снижения слуха детям в таком возрасте проводят аудиограмму.


Тугоухость у детей подразделяется на нейросенсорную тугоухость (аналогичный термин - сенсоневральная тугоухость) и кондуктивную тугоухость.

Причины тугоухости

Кондуктивная тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано нарушением проведения звуковых волн - по слуховому проходу, поврежденной барабанной перепонке или воспаленным слуховым косточкам среднего уха.

Самая безобидная причина кондуктивной тугоухости - серная пробка (вымывается физиологическим раствором на приеме у ЛОР-врача). Но у детей гораздо чаще причиной кондуктивной тугоухости становится хронический отит (воспаление среднего уха), а к отитам могут приводить аденоиды 3-4 степени, хронический очаг инфекции в носоглотке и сниженный иммунитет.

Нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость у ребенка

Снижение слуха вызвано поражением слухового анализатора нервной системы: поражением улитки (органа слуха) или слухового нерва, проводящих путей и зон слуха головного мозга. Причина нейросенсорной тугоухости чаще всего кроется в родовой травме, глубокой недоношенности, гидроцефалии, перинатальной патологии, ишемическом поражении центральной нервной системы.

Улитка (орган слуха) часто страдает при применении ототоксичных антибиотиков - аминогликозидов (гентамицин, стрептомицин, канамицин, амикацин, мономицин и пр.).


Тугоухость 1, 2, 3, 4 степени.

1, 2, 3, 4 степень нейросенсорной тугоухости:

Лечение тугоухости у ребенка.

Лечение 1, 2, 3, 4 степени нейросенсорной тугоухости.

Важно вовремя выявить и лечить тугоухость у ребенка.
ЛОР-врач лечит хронический отит, лазером можно удалить разросшиеся аденоиды (лазерная редукция аденоидов).
Если ребенок при рождении перенес родовую травму, то улучшению слуха будут способствовать методы лечения, улучшающие работу центральной нервной системы:

Тугоухость лечение

Микротоковая рефлесотерапия при нейросенсорной тугоухости проводится по индивидуальной программе:
1. Улучшение кровоснабжения улитки и слухового нерва
(за счет снятия спазма позвоночных артерий).
2. Стимуляция слухового нерва для улучшения проводимости по нему нервных импульсов.
3. Активизация зон слуха и понимания речи коры головного мозга.
4. Активизация речевых зон головного мозга, отвечающих за

  • понимание речи,
  • желание вступать в речевой контакт,
  • набор словарного запаса,
  • навык построения предложений.

5. Нормализация тонуса сосудов головного мозга приводит к уменьшению выработки ликвора (внутричереной жидкости) и внутричерепное давление стабилизируется.
6. Снижение возбудимости у невротизированных, расторможенных и агрессивных детей улучшает их адаптацию в детском саду и повышает эффективность занятий с логопедом.


Медикаментозная терапия при нейросенсорной тугоухости
проводится в перерывах между курсами микротоковой рефлексотерапии:

Медикаментозную терапию каждому ребенку подбирают строго индивидуально, в зависимости от причин нейросенсорной тугоухости после проведения курса основного лечения - Микротоковой рефлексотерапии.

Цель лечения тугоухости: не только улучшить слух, но самое главное запустить правильное развитие речи и учебных навыков.

Детям с нейросенсорной тугоухостью также необходимы -
Занятия с логопедом-дефектологом и детским психологом:
Развивающие занятия направлены на расширение кругозора, развитие мелкой моторики, мышления, изучение таких понятий как цвет, размер, формирование навыков счета, чтения и письма.
Часть деток на занятиях могут обходиться без слухового аппарата, другие без слухового аппарата слышат не достаточно хорошо, чтобы правильно развиваться.
В таком случае ношение слухового аппарата обязательно.
Но улучшение слуха и речи на фоне комплексного лечения все равно будет.

Если у ребенка 4 степень тугоухости и ему уже проведена операция по кохлеарной имплантации, но речь так и не развилась до возрастной нормы, ребенок возбудим и плохо усваивает учебный материал ему так же может помочь микротоковая рефлексотерапия.

ЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С КОХЛЕАРНЫМ ИМПЛАНТОМ ПРОВОДИТСЯ ТОЛЬКО В ЦЕНТРАЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ РЕАЦЕНТРА В САМАРЕ.

У детей в раннем возрасте и после 1 года могут возникать нарушения слуха. Они бывают врождёнными или приобретёнными. Детскую тугоухость можно лечить или корректировать, особенно успешно – если она выявлена на ранних стадиях. Рассмотрим самые частые причины, по котором дети могут плохо слышать.

Дети с нарушением слуха

Причины нарушения слуха в детском возрасте

Специалисты по слуху выделяют 5 основных причин развития тугоухости у ребёнка.

Генетической предрасположенностью вызваны около 40% случаев тугоухости у детей. Если в семье были слабослышащие люди, есть вероятность того, что заболевание передастся на уровне генов. Ослабленные болезнью малыши чаще других страдают от порока развития уха или слухового нерва. Поэтому здоровью детей, которые родились недоношенными или с маленьким весом, либо переболели желтухой в раннем возрасте, нужно уделить пристальное внимание.

Неправильная гигиена

Ушки ребёнка нужно чистить, но делать это следует правильно. Специалисты по слуху могут научить маму пользоваться ватными палочками без риска повредить барабанную перепонку. Если слишком глубоко проталкивать серу, в ушах будут скапливаться пробки. Из-за них ребёнок хуже слышит, ведь звуковой сигнал не может проникнуть в среднее ухо. Для повседневной гигиены палочки, как правило, и не нужны: достаточно регулярно промывать ушки теплой водой.

На слух малыша влияют и инфекции. Причём даже те, что его мама перенесла в период беременности. У женщин, переболевших краснухой или цитомегаловирусом, чаще рождаются дети с нарушениями слуха. Свинка и корь – распространённая причина приобретённой тугоухости. Она может развиться из-за недолеченного насморка, переросшего в отит. Поэтому так важно тщательно следить за детским здоровьем с самого раннего возраста.

Вредные препараты

Некоторые лекарства снижают чувствительность среднего уха. К ним относятся препараты, которые используют при лечении серьёзных заболеваний: туберкулёза, рака, малярии и других.

У маленьких детей очень чувствительный слух. Из-за частого посещения шумных мест он может пострадать. Поэтому очень важно с ранних лет беречь ребёнка слишком громких звуков. Стоит обратить внимание на наушники: музыка в них не должна быть громче 50% от возможностей смартфона.

Причины нарушения слуха в детском возрасте

Как определить нарушение слуха у ребёнка

Тугоухость можно выявить и до посещений врача. В дальнейшем ребёнка стоит показать специалисту по слуху, но первые признаки могут заметить и внимательные родители. Если какие-то из симптомов совпали, малыша нужно срочно отвести к доктору.

У детей до года

Маленькие дети со здоровым слухом восприимчивы к шуму уже в двухнедельном возрасте. Громкие звуки могут заставить их плакать и кричать. Если ребёнок их игнорирует и ведёт себя очень спокойно даже в шумных местах, это повод проверить его слух у специалиста. Обратите внимание на зрачки: в норме они расширяются, когда малыш слышит громкие звуки.

У детей старше года

Чем взрослее ребёнок, тем проще родителям заметить снижение слуха. Если малыш не реагирует на звуки, не слышит, когда его зовут, и плохо ориентируется в пространстве, это повод показать его специалисту. Стоит следить за тем, как ребёнок слушает. Если он поворачивается ухом к источнику звука, это первый тревожный сигнал. Дети с нарушениями слуха позже начинают говорить, коверкают слова и не произносят их окончания.

Степени снижения слуха

  • ✔ I степень. В обычных обстоятельствах ребёнок хорошо слышит. Но, если вокруг шумно, ему тяжело различать слова.
  • ✔ II степень. Малыш с трудом разбирает речь, произнесённую шепотом в полной тишине.
  • ✔ III степень. Ребёнку с нарушениями слуха сложно разобрать даже фразы, произнесённые громко в помещении, где нет посторонних источников шума.
  • ✔ IV степень. Малышу сложно различать звуки, кроме громких и раздающихся прямо у его уха.

Последняя стадия тугоухости – полная глухота. Важно помнить, что тугоухость не пройдёт сама. Ребёнку нужна помощь специалиста, в противном случае нарушения слуха могут отразиться на развитии его психики. Чаще всего детям с нарушением слуха можно помочь, заказав подходящие по возрасту слуховые аппараты. Такой прибор можно установить и в одно ухо, но два устройства будут эффективнее.

Как определить нарушение слуха у ребёнка

Что делать, если у ребёнка нарушения слуха

Если Вы заметили, что у ребёнка есть нарушения слуха, заняться лечением нужно уже сейчас. Маленькие дети, не способные слышать речь, с трудом учатся говорить. Им гораздо сложнее адаптироваться к новой среде: детскому саду или школе. Чтобы у малыша не возникло проблем, стоит заказать слуховой аппарат для ребёнка, а лучше – специальные устройства в оба ушка.

Можно ли помочь человеку с потерей слуха?

Потеря слуха может быть скорректирована слуховым аппаратом. Хороший слуховой аппарат поможет:

  • Лучше слышать даже в сложной обстановке, такой как шумный семейный праздник.
  • Более чётко понимать направление и источник звука.
  • Вернуть себе радость и удовольствие от общения с близкими!

Академия Слуха понимает, что слуховой аппарат – это очень важная покупка. Именно поэтому мы предлагаем вам рассрочку на 24 месяца с пожизненной гарантией!

Вы платите небольшую сумму каждый месяц и получаете новый слуховой аппарат с поддержкой современных технологий каждые 2 года. На каждый аппарат, приобретённый по этой акции, действует 2-летняя гарантия, таким образом, вы получаете пожизненную гарантию на свою покупку!

Читайте ещё по теме нарушения слуха

Нарушение слуха – одно из самых распространенных заболеваний людей, чья профессиональная деятельность предполагает наличие постоянного шума, причем на повышенных тонах. Как правило, слух начинает пропадать постепенно, поэтому распознать образовавшийся недуг сразу не удается. Подробнее >>>

Диагностика нарушений слуха

Диагностика нарушений слуха

Проблемы со слухом – распространённое заболевания у людей различных возрастных групп. Качественная проверка нарушений слуха в специализированном медицинском центре позволит выявить недуг даже на самых ранних стадиях и предотвратить его развитие. Помните, своевременное обнаружение патологии существенно упростит весь курс лечения вне зависимости от причины ее появления! Более запущенные формы заболевания вылечить труднее и на это уйдет гораздо больше средств. Подробнее >>>

Причины потери слуха

Причины потери слуха

Потеря слуха представляет собой патологию, при которой у человека порог слышимости повышается до 25 децибел и выше. Патология имеет 4 степени, от легкой до глубокой, характеризующейся полной утратой способности слышать. Недуг ведет к нарушению слухового восприятия, затрудняя общение и коммуникации, трудовую деятельность и другие сферы жизни. Подробнее >>>

Развитие речи с нарушением слуха

Развитие речи с нарушением слуха

Если у ребёнка в младенческом или более взрослом возрасте диагностировали нарушение слуха, для родителей это не должно стать поводом опустить руки. Практика показывает, что слабослышащих малышей можно научить разговаривать. Этот процесс будет длиться чуть дольше, чем в семье с полностью здоровым ребёнком, но это не критично. Подробнее >>>

Воспитание детей с нарушениями слуха

Воспитание детей с нарушениями слуха

Нарушения слуха в детском возрасте – не редкость. Они могут возникать под воздействием внешних факторов (болезни и травмы) и развиваться из-за генетической предрасположенности малыша к тугоухости. Если в вашей семье были люди, у которых со временем ухудшился слух, есть вероятность, что это произойдёт и с ребёнком. С раннего возраста необходимо наблюдаться у педиатра. При любых отклонениях от нормы доктор направит маленького пациента к специалисту по слуху. Подробнее >>>

Записаться на прием Вызвать специалиста Подать заявку на рассрочку Подать заявку на прокат на слуховой аппарат

Во избежание накладок, просьба точное время посещения центра УТОЧНИТЬ у администратора по телефону!

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании

Проблема поражения слуха у новорожденных важна как с медицинской, так и с социальной точки зрения. Снижение слуха у ребенка, в отличие от взрослого, приводит к отклонениям в речевом развитии, формировании интеллекта и личности в целом, особенно при возникновении тугоухости и глухоты у новорожденных и детей раннего долингвального возраста.


В соответствии со статистикой Всемирной организации здравоохранения, касающейся индустриально развитых стран, число детей в возрасте до 16 лет, страдающих нарушениями слуха различной этиологии, в России превышает 600 тыс.

Установлено, что у 82% детей с тугоухостью патология возникает на первом году жизни, т. е. до развития речи или в период ее становления, из них у 38,5% детей нарушения появляются в перинатальный период. Cчитается, что почти половина всех нарушений слуха у детей носит врожденный характер и, хотя по статистике на одну тысячу нормальных родов приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости, сведения о распространенности слабых и средних потерь слуха нуждаются в уточнении. По данным ученых разных стран (США, Канады, Мексики, Англии, Дании, Японии), частота врожденной тугоухости колеблется в пределах от 0,8 до 15,5/1000.

Неопределенность и разноречивость данных во многом зависят от трудностей, возникающих при исследовании слуха у ребенка, неточности ретроспективных оценок, отсутствия стандартов при определении различных форм тугоухости, флюктуирующей природы некоторых форм нарушения слуха.

Судьба ребенка с нарушением слуха определяется такими факторами, как возраст, в котором произошло нарушение слуховой функции, срок обнаружения дефекта, степень поражения слуха и правильность оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, а при прочих равных условиях — своевременность начала лечебных мероприятий.

Выявление врожденной (ранней) тугоухости в период новорожденности чрезвычайно важно, так как время начала лечения и сурдопедагогическая работа являются определяющими факторами в проблеме реабилитации детей с тугоухостью и глухотой. Своевременный и правильный диагноз делает возможной более успешную интеграцию ребенка в речевую среду.

Анализ возрастной характеристики детей на момент выявления нарушений слуха показал, что 33% детей ставят на учет в возрасте от 3 до 7 лет, т. е. позже критического возраста (1–2 года), дети, взятые на учет от 1 года до 3 лет, составляют 21%, а выявляемость детей с нарушениями слуха до одного года жизни составляет 4%. Это связано со многими факторами, но особенно с несвоевременным обращением родителей к врачу, непростительным откладыванием педиатром или ЛОР-врачом аудиологического обследования ребенка (даже при своевременном обращении родителей), а зачастую — с неполным исследованием или низким его уровнем. В определенной степени это зависит от отсутствия современной диагностической аппаратуры. По данным зарубежных авторов, средний возраст ребенка, когда выявляется врожденная (ранняя) тугоухость, при недейственности скрининговых программ составляет 18–30 мес, и это только при наличии глубоких, двусторонних потерь слуха, без учета слабых и средних потерь.

В связи с этим анализ этиопатогенеза врожденной тугоухости, своевременное выявление этой патологии приобретают первостепенную значимость.

Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.

Причины, приводящие к врожденной тугоухости, весьма разнообразны. В зависимости от того, на какой отдел органа слуха было оказано патологическое воздействие, может возникать кондуктивная (поражение звукопроводящего аппарата — наружное и среднее ухо), сенсоневральная (страдают рецепторный аппарат улитки или проводящие пути и кора головного мозга при ретрокохлеарном сенсоневральном поражении) тугоухость. Степень изменения слуха — от незначительного снижения до полной глухоты — зависит от силы патогенного фактора, сроков и продолжительности его действия, а также от сочетания различных факторов. При сочетанном поражении звукопроводящего и звуковоспринимающего отделов наблюдается смешанная форма тугоухости.

В структуре всей детской тугоухости 91,4% этой патологии составляют сенсоневральные поражения, 7,1% — кондуктивные. В последние годы отмечается тенденция к смешиванию этих форм.

Основными причинами, приводящими к кондуктивной тугоухости, являются заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (в том числе и пороки развития). В большинстве случаев тугоухость и глухота новорожденных и грудных детей носят сенсоневральный характер.

У детей с проявлениями тугоухости может иметь место и сложный дефект: поражение слухового отдела периферического анализатора и патология центральной нервной системы. Это сочетание объясняется как общностью происхождения и свойств рецепторов улитки и нервной системы, так и патологическими механизмами формирования нарушений слуха. Неблагоприятные факторы в большинстве случаев оказывают влияние не только на слуховой анализатор, но и на различные отделы головного мозга.

Факторы, ответственные за развитие нарушений слуха у детей, т. е. причины тугоухости, в зависимости от момента воздействия подразделяются на антенатальные, интранатальные и постнатальные.

Антенатальные и интранатальные этиологические факторы ведут к формированию врожденных поражений слуха, постнатальные — к ранней тугоухости. Все нарушения слуха у ребенка, возникшие в перинатальный период, считаются врожденными. Отмечены наследственные факторы нарушения слуха, когда тугоухость или глухота наблюдаются у кого-то из близких родственников ребенка; до 50% глухих детей имеют патологию наследственного характера.

Наследственные потери слуха включают в себя большую разновидность генетических синдромов. Идентификация генов, ответственных за потерю слуха, возможна, однако генетически точный диагноз удается установить редко.

При генетической патологии тугоухость чаще проявляется на первом-втором десятилетии жизни и усугубляется с возрастом, а при рождении ребенка дифференциальная диагностика синдромальных и несиндромальных поражений слуха затруднена.

Среди антенатальных неблагоприятных факторов, действующих на плод во внутриутробный период, отмечают:

  • патологическое течение беременности (токсикозы I и II половины, нефропатия, угроза прерывания, анемия, резус-сенсибилизация и др.);
  • вирусные и бактериальные инфекционные заболевания матери во время беременности, к которым в первую очередь относятся цитомегаловирусная и герпетическая инфекции, грипп, краснуха, токсоплазмоз;
  • соматические заболевания матери (сахарный диабет, холестеринемия, сердечно-сосудистые заболевания, болезни почек и др.);
  • лечение матери во время беременности ототоксическими препаратами — антибиотиками (аминогликозидовый ряд), диуретиками (фуросемид, этакриновая кислота), салицилатами;
  • употребление алкоголя, наркотиков, курение, воздействие ряда сельскохозяйственных и промышленных веществ, а также радиации во время беременности и др.

К интранатальным причинам относятся:

  • действие неблагоприятных факторов в процессе родов, приводящих к асфиксии новорожденного, внутричерепной родовой травме;
  • стремительные или затяжные, преждевременные роды;
  • ягодичное, тазовое или лицевое предлежание;
  • хирургические пособия в родах (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор, кесарево сечение);
  • кровотечение в родах, отслойка плаценты, угроза разрыва матки и др.

Постнатальные причины формирования тугоухости у детей раннего возраста оказывают неблагоприятное воздействие на организм ребенка уже после рождения. К ним относятся: гипербилирубинемия, инфекции, сепсис, менингиты, менингоэнцефалиты, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, экзогенные ототоксины, недоношенность и др.

Большинство из перечисленных выше факторов приводят к асфиксии, гипоксии, что, в свою очередь, вызывает нарушение кровообращения во внутреннем ухе. Развивающаяся в результате этого ишемия нейросенсорной области лабиринта приводит к дальнейшему расстройству микроциркуляции и ликвородинамики, ацидозу, нарушениям тканевого обмена. Токсическое воздействие продуктов нарушенного метаболизма вызывает развитие микроангиопатии сосудов внутреннего уха и капилляров сосудистой полоски улитки, осуществляющих трофические, обменные и другие процессы, важные для полноценного функционирования улитки, а также поражение рецепторного аппарата спирального ганглия, высокочувствительного к гипоксии.

Внутриутробные вирусные и бактериальные инфекции могут вызывать нарушение гемодинамики внутреннего уха, поражение сосудистой полоски, дегенеративные изменения спирального ганглия, в результате чего возникает поражение сенсоневрального участка органа слуха за счет морфологических изменений его периферического отдела. Кроме того, возможно поражение и центральных отделов слухового анализатора.

Таким образом, развитие патологии слуха имеет в своей основе многообразные механизмы взаимодействия патологических факторов, действующих на разных этапах онтогенеза и приводящих к изменениям на разных уровнях органа слуха. Все это осложняет диагностику тугоухости, особенно в раннем возрасте, и затрудняет выбор правильного лечения и профилактики.

Современный уровень развития медицины позволяет с высокой точностью исследовать слух ребенка практически сразу после рождения. Чем раньше выявляется нарушение слуха, тем более успешными будут все мероприятия, связанные с коррекцией этого нарушения.

Когда же в идеале необходимо проводить диагностику слуха у малыша? По современным представлениям, которые подтверждаются данными наших исследований, диагностику целесообразно начинать в роддоме на третий-четвертый день жизни (в первые два дня в слуховом проходе еще могут сохраняться остатки околоплодных вод, первородной смазки, поэтому результаты более раннего исследования будут необъективными). Существует современный, безболезненный, информативный (хотя, к сожалению, требующий дорогостоящей аппаратуры) скрининговый способ исследования слуха у новорожденного — метод регистрации вызванной отоакустической эмиссии. Диагностика обычно занимает 5–15 мин. Для регистрации задержанной вызванной отоакустической эмиссии используют вводимый в наружный слуховой проход зонд, в корпусе которого размещены миниатюрные телефон и микрофон. Стимулами служат широкополостные акустические щелчки с частотой повторения 20–50 с. Отражаемый микрофоном ответный сигнал усиливается и направляется в компьютер через аналого-цифровой преобразователь. Исследования проводятся во время сна ребенка. Степень тугоухости и топика поражения обследованных детей определяются методом регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов. Данные методы являются высокоинформативными при проведении аудиологического скрининга новорожденных.

Излечение дефекта слуха у ребенка зависит, во-первых, от причин тугоухости или глухоты и, во-вторых, от того, насколько рано этот дефект удалось диагностировать. Нарушение слуха у новорожденных детей может быть стойкого или транзиторного характера.

Окончательное заключение о наличии или отсутствии врожденной (или ранней) тугоухости (даже при использовании в диагностике объективных методов исследования слуха) рекомендуется делать не ранее двух, но не позднее трех месяцев жизни ребенка.

Лечение как острой, так и хронической сенсоневральной тугоухости до настоящего времени представляет серьезную проблему. Недостаточная изученность патогенеза сенсоневральной тугоухости приводит к неоправданному применению лекарственных средств или вообще к отказу от лечения.

Успех последнего, в свою очередь, зависит от степени сохранности элементов внутреннего уха и обратимости патологических сдвигов. Считается, что при стойкой, длительно существующей сенсоневральной тугоухости в связи с разрушением морфологического субстрата звуковосприятия медикаментозное лечение неэффективно.

Однако, если на фоне лечения пороги восприятия слуха остаются стабильными, слуховое восприятие у больных улучшается. Замечено, что при регулярном лечении детей с врожденной сенсоневральной тугоухостью улучшаются память, процесс обучения речи, адаптация к слуховому аппарату, разборчивость речи. Поэтому лечение таких больных направлено на замедление и предотвращение процесса дегенерации волосковых клеток слухового анализатора. Сроки начала лечения и его адекватность являются одними из основных факторов, определяющих успех терапии.

Медикаментозная терапия тугоухости должна быть направлена на улучшение состояния рецепторных структур, нормализацию кровообращения и лимфоциркуляции во внутреннем ухе и головном мозге, на нормализацию тканевого и клеточного метаболизма ЦНС. Комплексное лечение включает средства, избирательно воздействующие на каждое звено патогенеза.

К препаратам, оказывающим сосудорасширяющее действие и улучшающим кровообращение в головном мозге и внутреннем ухе, а также приводящим к нормализации метаболизма, относятся компламин и кавинтон. Аналогично действуют винкапан, винкатон, стугерон, циннаризин. Положительной динамике нервных процессов в головном мозге способствуют препараты аминалон и энцефабол. Также при лечении таких больных можно использовать но-шпу и папаверин, обладающие сосудорасширяющим действием. Улучшение тканевого обмена достигается применением кокарбоксилазы, пирогенала, витаминов группы В и Е (додекс, витрум витамин Е, допппельгерц витамин Е, токофер 200, эвитол, веторон-Е, кудесан).

К средствам, стимулирующим проведение нервных импульсов за счет увеличения образования ацетилхолина, относятся галантамин и стрихнин (у детей эти препараты применяются преимущественно в виде электрофореза). Также для улучшения проведения импульса по нервному волокну используют антихолинэстеразные средства: прозерин, оксазил, дибазол.

Широко применяются у детей биогенные стимуляторы: апилак, алоэ, калия йодид и др.

В остром периоде заболевания дополнительно используют умеренную дегидратацию в режиме форсированного диуреза для снижения внутричерепного давления, глюкокортикоидную терапию для улучшения условий кровообращения во внутреннем ухе, детоксические препараты — унитиол, гемодез.

Применение антигипоксантов способствует повышению резистентности тканей к кислородному голоданию.

В условиях острой дисциркуляции и ишемии лабиринта патогенетически обоснованным явилось включение в курс реабилитационного лечения фармакофизической ангиоактивной терапии с использованием магнитного, лазерного воздействия, гипербарической оксигенации.

Комплексная реабилитация включает в себя электроакустическую коррекцию слуха индивидуальными слуховыми аппаратами, дефектологическую и сурдопедагогическую помощь, двигательную реабилитацию, развитие коммуникативной функции и социальной ориентации. Несмотря на предложенные многочисленные схемы и методы лечения, у большинства детей с сенсоневральной тугоухостью единственным способом реабилитации является слухопротезирование.

Реабилитация детей с сенсоневральной тугоухостью и глухотой является комплексной проблемой, результативность решения которой во многом определяется гармоничным сочетанием медицинской и педагогической коррекции нарушенной слуховой функции.

Л. П. Пономарева, доктор медицинских наук, профессор НЦАГиП РАМН, Москва

Человек получает до 20% информации из внешнего мира с помощью звуков. Слух у малыша закладывается еще во время внутриутробного развития. Но и потом что-то может пойти не так — и ребенок начинает терять способность слышать.


«Наш мир полон разнообразных звуков, от полноты их восприятия напрямую зависит качество жизни. Поэтому задача будущих мам — позаботиться о здоровье малыша еще в период вынашивания, поскольку не всегда нарушение слуха связано с заболеванием лор-органов.

1. Неблагоприятное воздействие во время беременности и родов. При инфекции, ожирении, сахарном диабете, гипоксии у еще не родившегося малыша могут пострадать нейроны головного мозга. К таким же последствиям может привести желтуха новорожденных. Кроме того, громкий звук рядом с младенцем и даже с беременной женщиной способен повредить внутреннее ухо и нарушить слух.

2. Генетические заболевания. Все их не перечислить — группа достаточно большая. Например, при нейрофиброматозе II типа могут развиваться опухоли слухового нерва, а врожденные пороки развития черепа и лица — сопровождаться недоразвитием структур внутреннего и среднего уха (брахио-ото-ренальный синдром, синдром Charge и др.).

3. Врожденные инфекции. Нарушение слуха у малыша может быть последствием таких заболеваний у мамы, как краснуха, цитомегаловирус, вирус герпеса и токсоплазмоз. Чаще всего при этом потеря слуха необратима. Поэтому так важно вовремя сделать прививку против некоторых детских болезней.

4. Воспалительные заболевания нервной системы (менингит, энцефалит и др.). К примеру, менингит в возрасте до одного месяца и поздно начатое лечение значительно повышает риск потери слуха. И таких случаев — 40–50 на 100 тысяч человек.

5. Токсическое действие лекарств. В списке потенциально опасных — некоторые антибиотики и другие противомикробные препараты (аминогликозиды, эритромицин, ванкомицин, хлорамфеникол), противовоспалительные препараты (аспирин, индомитоцин), диуретики (фуросемид), противомалярийные препараты (хинин, хлорохин).

Некоторые из этих препаратов, как, например индометацин и аспирин, имеют возрастные ограничения — с 14 лет. Другие хоть и разрешены в детской практике (как, например, антибиотик гентамицин с одного месяца), но грамотные педиатры не назначают их амбулаторно, а только в стационаре тяжелым больным. Нередко родители ошибаются с дозировкой, а это также играет отрицательную роль и повышает риск потери слуха.


6. Эпилепсия. Избыточные электрические разряды в головном мозге препятствуют нормальной его работе, в том числе пониманию речи. При этом эпилептические приступы с судорогами могут отсутствовать или присоединяться позже.

7. Инсульт. Чаще всего причинами нарушения мозгового кровообращения у детей являются пороки развития сосудов головного мозга — артериовенозные мальформации, аневризмы, а также патология свертывающей системы крови, васкулиты.

8. Новообразования среднего и наружного уха, головного мозга (опухоли, атеромы, холестеатомы и др.)

  • При полной глухоте у ребенка в младенчестве присутствует гуление, но лепет уже не формируется.
  • При средней степени снижения слуха он разговаривает, но имеет очень небольшой словарный запас преимущественно из простых слов. При этом малыш реагирует на громкие звуки, поэтому родителям сложно поверить, что речевая задержка связана с этим.
  • Самый сложный для диагностики вариант — легкое снижение слуха. У ребенка богатый словарный запас, но он не слышит разницы между схожими по звучанию буквами (б-п, д-т и др.) и, соответственно, неправильно использует их в речи, а в более старшем возрасте совершает такие ошибки и при письме.

Какие еще неочевидные симптомы говорят о снижении слуха?

  • Ребенок не общается с другими детьми, не выполняет инструкции, не отзывается на имя.
  • У окружающих создается впечатление о нем как об аутисте, он словно на своей волне.
  • Задержка психического развития, когда ребенок с изначально высоким интеллектом просто не получает нужного количества информации и постепенно начинает отставать от сверстников.

Причин плохого слуха у ребенка — множество. Но даже при таких, на первый взгляд, безобидных, как серная пробка или посторонний предмет, необходима консультация врача. Большое значение имеет своевременное обращение — от этого напрямую зависит благоприятный исход. Не занимайтесь самолечением! Любые непрофессиональные действия могут привести к осложнениям, опасным как для слуха, так и для жизни маленького пациента.

Посторонний предмет в слуховом проходе обычно кто-то из близких замечает. Но бывают исключения! И тогда инородное тело буквально врастает в тело, вызывая либо заложенность уха, и, как следствие, снижение слуха, либо гнойное воспаление, что и является поводом для обращения к врачу.

Экссудативный средний отит также редко вызывает болевой синдром, из-за чего может долгое время оставаться незамеченным. Понаблюдайте за крохой. Если ребенок не сразу отзывается на свое имя, начал переспрашивать, стоит задуматься, а все ли с ним в порядке?

Читайте также: