Какие возможности предоставляют социальные сети

Обновлено: 07.05.2024

Бровцева Анна Викторовна

Современный Интернет преображается, в нем появляются новые черты, становятся доступны новые возможности, а что-то безвозвратно уходит. Одной из таких новых черт, о которой говорят и, без которой уже не мыслим Интернет, являются "on-line социальные сети".

ВложениеРазмер
issledovatelskaya_rabota.docx 151.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Дубенского муниципального района

Социальные сети: преимущества и недостатки

Автор: Игушкин Михаил,ученик 11 Б класса

Научный руководитель: Бровцева Анна Викторовна,

Глава 1. История развития социальных сервисов интернета ………………. 5

1.1. Исходные способы массового общения…………………………………. 5

1.2. Современные средства общения. 7

1.3. Социальные сети – как новое явление в интернете…………. …………10

1.4. Виды социальных сетей ……..…………………………………. …12

1.4.1. Зарубежные социальные сети. 12

1.4.2. Социальные сети Рунета. 13

Глава 2. Исследование использования социальных сетей

Список использованной литературы………………………………. 23

Современный Интернет преображается, в нем появляются новые черты, становятся доступны новые возможности, а что-то безвозвратно уходит. Одной из таких новых черт, о которой говорят и, без которой уже не мыслим Интернет, являются "on-line социальные сети".

Современные общественные сети появились как естественное развитие электронной почты, чатов и форумов, гостевых книг.

Но, у социальной сети, как нового явления в Интернет, в настоящее время нет четкого определения.

Актуальность темы заключается в том, что социальные сети являются очень популярными среди подростков. Нужно обязательно исследовать - какие положительные и отрицательные стороны есть в социальных сетях.

Объект исследования: зарубежные и российские социальные сети.

Цель : выяснить основное предназначение социальных сетей, а также определить их положительные и отрицательные стороны.

2) социальные сети не оказывают отрицательного воздействия на подростков.

Глава 1. История развития социальных сервисов интернета

Наиболее важная составляющая развития телекоммуникационных сетей — это возможность непосредственного общения людей.

Изначально свободное общение пользователей как таковое во всех этих сервисах вовсе не было самоцелью. Их назначением было обеспечение в первую очередь деловых задач — информирование, обсуждение проблем, рабочие коммуникации. Несмотря на это с их распространением и развитием, с появлением в сети индивидуальных пользователей, с удешевлением самих коммуникаций и оборудования, общение стало более свободным, и в рамках этих сервисов стали появляться сообщества — группы людей, объединенных общими интересами, среди которых обмен был существенно более активным и протяженным во времени, чем вне их. В этих группах стала формироваться некоторая история обмена — личная и общественная, со временем появились и личные отношения между участниками.

Такие сообщества имели особенности, обусловленные их техническим характером:

Современные формы общения в Интернете во многом похожи на описанные ранее сервисы. Ведь сервисы эти сформировались на основе общепринятых представлений и привычек в обмене информацией, а эти представления и привычки значительно более инерционны, чем технологии. Унаследовали современные сообщества и особенности такого общения, хотя и стали гораздо шире и разнообразнее — за счет возросших технических возможностей и как следствие, возросшего количества вовлеченных в процессы общения участников.

Наиболее распространенные современные средства общения для своей работы используют программы-браузеры и с технической точки зрения являются web-приложениями. Такой способ организации позволяет максимально облегчить вхождение в систему общения за счет использования хорошо изученной программы, к использованию которой люди уже привыкли, за счет максимального сокращения настроек системы, а также за счет доступности — программы-браузеры стали стандартом де-факто и присутствуют в любой операционной системе, расчитанной на персональное использование. В то же время, благодаря развитию телекоммуникационных сетей, с таким сервисом можно работать из любой точки земного шара, в том числе и с мобильных устройств.

С развитием этих форм общения стали образовываться социальные сети — т.е. совокупности участников, объединенных не только средой общения, но и с явно установленными связями между собой. В целом все современные системы обеспечения работы сетевых сообществ обладают несколькими общими чертами:

В ходе развития аппарата анализа различного рода социальных сетей появились такие термины, как анализ социальных сетей (Social Network Analysis, SNA) , теория социальных сетей и т.п. В указанном плане все Web-пространство и отдельные его составляющие могут быть представлены виде графов, связывающих их вершины, которыми могут служить разные объекты сети (например, сайты, содержащие определенные виды информационных ресурсов; организации и фирмы; специалисты — носителей знаний; разные категории пользователей и т.п.) с ребрами или дугами, представляющими собой виды связей, отражающих характер взаимоотношений этих объектов. Многие сервисы Интернета, позволяющие устанавливать множество телекоммуникационных связей, автоматически формируют и используют социальные сети. В результате появился вид автоматизированного сервиса, называемый социально-сетевыми услугами (Cocial Networking Service) в Интернете.

1.3. Социальные сети – как новое явление в Интернете

Социальная структура – это структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений).

По такому принципу в Интернете действуют социальные сервисы. Это сайты, созданные с целью, поиска, знакомств и общения людей.

Социальная сеть в Интернете — виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети. Проще говоря, это веб-сайты с возможностью указать какую-либо информацию о себе (школу, институт, дату рождения и другое), по которой вас смогут найти другие участники сети.

Одна из обычных черт социальных сетей — система друзей и групп.

Существует еще такое явление как блоги, но их нельзя назвать социальными сетями, потому что это набор дневников.

Таким образом, социальный сетевой сервис — виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть ( Интернет ) и сети документов ( Всемирной паутины ).

Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:

  • общения; поддержки и развития социальных контактов,
  • совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации ; обмена медиаданными,
  • творческой деятельности сетевого характера,
  • выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты .

Так, с точки зрения М.Анисимова, социальная сеть - это сайт, созданный с целью, поиска, знакомств и общений.

Можно заключить, что социальная сеть - это сайт (социальный сервер), созданный с целью поиска, знакомств и общения людей.

Сетевые сервисы объединяет общий сценарий поведения пользователей:

По данным аналитической компании Strategy Analytics в ближайшие пять лет различными социальными сайтами будет пользоваться около 1 млрд. человек, по данным Symantec - примерно 50% подростков по всему миру (в США до 76%) в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в общественных сетях. По результатам исследования "Never Ending Friending", новое поколение, привлеченное возможностью озвучивать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людьми, явно предпочитает порталы Facebook и MySpace телевизору.

1.4. Виды социальных сетей

1.4.1. Зарубежные социальные сети

Facebook — социальная сеть , основанная в 2004 году Марком Цукербергом и его соседями по комнате во время обучения в Гарвардском университете , в том числе Эдуардо Саверином , Дастином Московицем и Крисом Хьюзом . Благодаря своему сайту Марк Цукерберг стал самым молодым миллиардером в свои 23 года.

  • друзей детства;
  • одноклассников, однокурсников;
  • бизнес-партнеров;
  • людей, готовых объединить круг знакомств;
  • одиноких людей для знакомства.

LinkedIn — социальная сеть для поиска и установления деловых контактов (количество участников — 10 миллионов, год основания — 2003). Сеть объединяет профессионалов из 150 отраслей промышленности. Пользователи сети распологают инструментами для создания собственного профессионального портфолио, поиска партнеров и клиентов, расширения круга профессионального общения.

Регистрируясь в сети, вы создаете профиль, в котором указываете свои достижения. Ваш профиль позволяет вам найти своих бывших и новых друзей и знакомых, а другим профессионалам — предложить вам сотрудничество, совместный бизнес и т.п. Вы можете добавить определенные звенья в вашу социальную сеть, приглашая надежных партнеров и друзей.

Ваша сеть строится на ваших контактах и на контактах ваших знакомых и т.д., что позволяет добраться до нужного человека определенного профиля и квалификации.

По всей видимости, часть сервисов в LinkedIn будут платными для сотрудников рекрутинговых агентств. За некоторую плату они смогут получать информацию о том, с кем контактировал потенциальный сотрудник, прослеживать его связи и т.д. Разумеется, отследить эти связи можно будет только в рамках LinkedIn, но при достаточно большом количестве пользователей собранная информация может оказаться весьма полезной.

1.4.2. Социальные сети Рунета

Одноклассники - Год основания - 2002. Самая большая социальная сеть, насчитывает 11 миллионов (февраль 2008) пользователей.

Odnoklassniki — русский аналог сайта Classmates , он предназначен для поиска и переписки с бывшими одноклассниками, сокурсниками, сослуживцами и коллегами по работе. Имеет довольно ограниченные по сегодняшним меркам возможности и скудный дизайн, однако очень популярен именно благодаря простоте интерфейса и низкому потреблению трафика.

Вконтакте как социальная сеть изначально предназначалась для выпускников российских ВУЗов, но в настоящее время его аудитория представлена всеми слоями пользователей И нтернета, западным аналогом является сайт Facebook . Создан в 2006 году, Павлом Дуровым (для регистрации требуют указания е-майл и номера мобильного телефона).

От Одноклассников Вконтакте отличатеся тем, что эта сеть является ресурсом для активных пользователей Интернета. А в Одноклассниках некоторая часть аккаунтов используется очень редко.

Кроме этих социальных сетей в российском сегменте Интернета существуют:

Первый национальный — социальная сеть, открывающая новые возможности в общении, образовании, работе, покупках и путешествиях. Альтернатива крупнейшей социальной сети ВКонтакте.

RuSpace — российская социальная сеть, аналог всемирно популярной Американской социальной сети MySpace.

Gosu — игровая социальная сеть. Преимущественно MMORPG , но и для других игр тоже есть место. Самомодерируемая, достаточно уникальный контент, создаваемый самими пользователями.

GameSport — социальная сеть геймеров, никакой личной информации — только любимые игры.

Паутина профессиональных знакомств (Webby) — предоставляет возможность своим пользователям опубликовать свою визитку-презентацию и наладить деловые контакты.

Мир тесен — социальная сеть и поисковый ресурс, которые позволяют восстановить разного рода утраченные контакты.

LovePlanet — сайт знакомств и общения.


1. Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и продвижение чтения // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. – 2010. – № 3 (23). – С. 25-31.

7. Федотченко Ю. И. Социальные сети: вчера наступает сегодня // Реклама. Теория и практика. – 2010. – № 2. – С. 96-103.

8. Чернов И. В. Социальные сети как инструмент обучения и коммуникации студентов // Социология образования. ¬– 2010. – № 7. – С. 71-75.

Введение.

Пожалуй, каждый человек, который хоть в малой степени знаком с интернетом, слышал о таком явлении, как социальная сеть. Главной целью этого феномена было разрушение границ и барьеров между людьми. Ведь в обычной жизни многие, порой, не могут найти общий язык с собеседником или просто завести беседу. И как раз в этот момент социальные сети могут прийти на помощь. На своем аккаунте пользователь размещает о себе ту информацию, которую считает нужной. За счет этого становится более уверенным в общении.

Помимо общения, социальные сети используют и для того, чтобы продвигать различные коммерческие и социальные проекты. В России, по сравнению с другими странами, эта тенденция начала набирать обороты относительно недавно. Например, в Америке уже есть большое количество специалистов, занимающихся соц. сетями.

В России многие успешные компании используют традиционные способы продвижения, но есть и такие, которые идут в ногу со временем и предпочитают инновационные подходы в продвижении продукта. Социальные сети в этом случае выступают одним из основных каналов рекламы, поскольку именно они могут выходить на контакт с потребителем. И даже отдельно взятый пользователь может либо улучшить, либо ухудшить многомиллионные обороты компаний. Но чтобы начать рассматривать более конкретные ситуации, необходимо для начала познакомиться с историей социальных сетей, их классификацией, функциями и т.д., и только после этого понять, нужны ли они вообще в современном мире или стоит от них отказаться.

Цель исследования – выявление общего количества людей, пользующихся социальными сетями, причины их регистрации, количества времени, проводимого в социальных сетях.

Методологической основой исследования послужили анализ, наблюдение, изучение и сравнение литературы, касающейся выбранной темы.

Социальная сеть формируется на основе интернет-сообщества, где происходит объединение людей по какому-либо признаку. Надо понимать, что социальная сеть строится на том же принципе, что и в реальном мире. Но самое главное отличие в том, что в социальной сети не важно географическое расположение пользователей.

Основным фактором объединения людей можно считать те признаки, которые и объединяют людей. Это может быть пол, возраст, финансовое положение, принадлежность к профессии, принадлежность к определенным религиозным убеждениям и т.д. Или же это может быть просто сообщество, созданное на основе общих интересов в той или иной области.

После того как активно начала развиваться система Web 2.0, социальные сети обрели прочную платформу в виде веб-сервиса или портала. Это позволило видеть цепочку промежуточных знакомств с незнакомым человеком.

Но кульминация успеха социальных сетей в целом приходится на начало 2000-х годов. В это время были запущены Facebook, MySpace и Linkedln.

В России мода на социальные сети началась в 2006 году, года появились ВКонтакте и Одноклассники. Если Linkedln создавалась для делового общения, то Facebook и MySpace делали акцент на том, чтобы удовлетворить потребность в самовыражении человека.

Популярность социальных сетей с каждым годом увеличивается, и активность становится все больше и больше. Ведь люби регистрируются и становятся активными пользователями. На таких сайтах, как ВКонтакте, Одноклассники есть самые различные способы обмена информацией[1]. Например, размещение фото, общение, личная переписка, участие в форумах и обсуждение в них, комментирование, знакомство с участниками того или иного сообщества, поддержание контакта, возможность распространить информацию через репост (например, оказать незамедлительную помощь тому, кто оказался в тяжёлой ситуации).

Социальные сети выполняют следующие функции:

  • информационная. Эта функция подразумевает то, что люди, общаясь в соц. сетях, обмениваются информацией, которая может относиться к элементам персонального характера, (например, личные достижения и успехи, фотографии, личные данные), так и к элементам познавательного, новостного и обучающего характера.
  • коммуникационная. Суть этой функции в том, что люди взаимодействуют друг с другом через социальные сети и при этом устанавливают между собой определенный контакт. Это могут быть и дружеские, и деловые, и профессиональные, и личные отношения.
  • развлекательная. Тут мы должны понимать, что многие сайты как раз и нацелены полностью на развлечение, снятие стресса у человека или попросту обычное желание расслабиться после тяжелого рабочего дня. Пользователь может посмотреть фильм, послушать любимую музыку, поиграть в виртуальную игру, которая ему интересна. Многие социальные сети как раз располагают такими возможностями.
  • идентификационная. Все мы знаем, что в каждой соц. сети есть возможность варьировать свою анонимность. По желанию пользователь может выступать либо под никнеймом, либо под своим реальным именем. Каждый может решить, будет ли его профиль открытым для всех или же информацию смогут видеть только близкие и родные.
  • самоактуализирующая. Здесь имеется в виду, что в соц. сетях человек может показывать себя иначе, чем в жизни и демонстрировать те качества своего характера, которые не совпадают в реальной действительности.
  • социализурующая. Благодаря общению в социальных сетях у пользователей может создаваться широкий круг общения, позволяющий обмениваться ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями, реализуется желание выделиться из толпы, а также стремление присоединиться к референтной группе, разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным, развивается социальная компетентность. Но есть люди и с ограниченными возможностями; для них социальные сети – это одна из возможностей вести полноценную жизнь.

До этого момента мы все время рассказывали о положительных функциях социальной сети. Но, как и у любого явления, у неё есть и отрицательные стороны. Например, пользователи не всегда подозревают о том, что информацией, которую они выкладывают (фотографии, персональные данные и т.д.) могут заинтересоваться не только близкие и друзья, а абсолютно любой человек. Это могут быть мошенники, которые обманом пытаются получить деньги, и правоохранительные органы, разыскивающие преступников, и даже работодатели, которые пытаются контролировать своих сотрудников. Все эти люди могут использовать личную информацию о человеке против него же самого.

В социальных сетях часто мелькает информация, где люди просят помочь маленьким детям, больным животным. Эта информация очень быстро распространяется с помощью лайков и репостов. Но опять же, мы никак не можем проверить достоверность этой информации, и поэтому не стоит доверять подобным постам, ведь порой они могут оказаться заведомо ложными.

И последняя дисфункция – это бесполезно потраченное время. С этим сталкивается практически каждый пользователь Сети: просмотр публикаций в Instagram, прокручивание ленты в Вконтакте и Facebook. Человек бессмысленно теряет минуты, которые, возможно, мог бы провести с пользой для себя.

У каждой социальной сети есть свой функционал и свои особенности, которые выделяют их из массы идентичных. Самой популярной и часто посещаемой становится та сеть, которая, как правило, вносит больше инноваций и заинтересовывает пользователя.

В России есть много различных соц. сетей. Сейчас мы приведем список наиболее популярных.

- LiveJournal. Этой сетью пользуются в основном люди среднего возраста. Цель у них не столько самовыражение и желание самоутвердиться, но и живое общение, обмен информацией, попытка донести свои мысли в полном объеме, распространить свои тексты в детальном и максимально полном формате.

- Facebook. Эта соц. сеть является рекордсменом по количеству пользователей в мире. В нашей стране ее используют преимущественно для делового общения. Facebook помогает войти в профессиональную среду, лучше узнать своих коллег, завести полезные связи. Отличительная черта этой социальной сети в том, что она развивается в ногу со временем и делает максимально удобные площадки для своих пользователей[3].

- ВКонтакте. Эта сеть является прямым аналогом сети Facebook. Здесь представлен весь спектр возрастов (начиная от школьников и заканчивая людьми среднего возраста). В этой сети сидят в большей степени прагматичные и продвинутые пользователи. Помимо распространения информации, они используют сеть и для ее получения. Очень широкий медиа-контент. Это и фото, и видео, и аудио. Причём все это имеет достаточно сдержанный формат.

- Мой круг – социальная сеть, которая предоставляет услуги по поиску работу, подбору персонала и оценок компаний. Основной задачей сети является упрощение поиска работников и работодателей.

- Одноклассники – сеть, которая пользуются наименьшей популярностью у молодых людей. Пользователями этой сети становятся люди среднего и старшего возраста. Если у социальной сети ВКонтакте, общение происходит в основном между незнакомыми пользователями, то в Одноклассниках, наоборот, общаются хорошо знакомые между собой люди. Ведь изначальная цель этой сети была в том, чтобы восстановить общение с давними знакомыми[4].

- Twitter. В этой социальной сети люди обмениваются твитами. Большинство пользователей здесь являются зависимыми от социума. Самая главная цель – это распространить новость, неважно будет ли она нести полезность и реальную ценность. Аудитория этой сети обширна. Однако редко здесь можно встретить человека старше 50 лет. Twitter пользуются в основном молодые люди, которые пытаются быть в курсе всех последних событий[5,6].

Результаты исследования:

  1. В наше время в России стремительно увеличивается рост аудитории соц. сетей.
  2. Социальные сети во многом отвечают потребностям молодых людей, ведь преимущество всё-таки их больше.
  3. Активная аудитория социальной сети около 30% пользователей. Именно у них наблюдается высокий уровень охвата.
  4. В социальных сетях наблюдается такая тенденция, что пользователи со временем перестают заходить в свои аккаунты, а сеть развивается благодаря новым пользователям. Это довольно шаткое положение, так как возможно это приведёт к тому, что соц. сети станут ресурсом со стареющим населением. Такую закономерность мы можем наблюдать в блогах. В конечно м счете это может привести к увеличению пассивных пользователей и спаду интереса. Эта тенденция сейчас происходит на Западе и, вероятнее всего, будет в России через несколько лет[7,8].

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные сети играют большую роль в социальной сфере общественной жизни, формируют новые структуры взаимодействий. Можно даже сказать, что они образовали новый общественный институт. Развитию соц. сетей способствует взаимодействие социальной среды и образования. Если мы немного обратимся к истории, то поймём, что тот же Twitter или Facebook первоначально создавались для определенной прослойки людей (студентов тли коллег по работе), но уже сегодня они превратились в огромную мировую информационную паутину, которая охватывает людей по всей планете.

Но несмотря на все недостатки, молодое поколение уже не представляет свою жизнь без социальных сетей и виртуального общения, именно поэтому люди не смогут от этого отказаться.

Что такое Социальные сети и каковы их характеристики? Каковы особенности разных социальных сетей в разных странах? Какие плюсы и минусы они сулят своим пользователям? Какова их функциональная специализация и как с ними работать?

1. Популярность и визуализация использования социальных сетей в современных условиях

Для уяснения причины столь высокой популярности социальных сетей целесообразно воспользоваться результатами визуализации их практического использования. Согласно обзору рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы в 2009 году, можно понять, как будет развиваться этот рынок далее: по каким моделям пойдёт проникновение и какие методы следует использовать для дальнейшего продвижения социальных сетей в той или иной стране.



Рис.1. Результаты визуализации использования социальных сетей в мире.



Рис.2. Социальные сети, популярные в России, странах СНГ и Восточной Европе.

J’son & Partners Consulting представляет обзор рынка социальных сетей в России, странах СНГ и Восточной Европы: наиболее популярные соцсети, их аудитория, её характеристики, а также особенности развития региональных рынков социальных сетей и перспективы развития.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ

На данном этапе развитие социальных сетей в России, странах Восточной Европы и СНГ находится на разных стадиях. Для удобства аналитики J’son & Partners Consulting разделили рынки соцсетей в странах СНГ, Восточной Европы и России на четыре категории по численности аудитории социальных сетей и темпам ее роста.



Рис.3. Категории рынков социальных сетей по численности и темпам роста аудитории.

Первая категория, в которую попала только Россия, характеризуется большим числом пользователей соцсетей (от 6 млн. человек) и высокими темпами роста. К примеру, в нашей стране на данный момент насчитывается 25 млн. пользователей социальных сетей, что сравнимо с общим числом пользователей социальных сетей в других рассматриваемых странах вместе взятых. По прогнозам J’son & Partners Consulting, ежегодный прирост числа пользователей социальных сетей до 2014 года в России составит в среднем около 23%. Такая динамика определяет Россию как быстрорастущий и перспективный рынок.

Количество пользователей соцсетей от 6 млн. и невысокие темпы роста – это близкие к насыщению рынки. К этой группе относится польский рынок социальный сетей. Так, по итогам 2009 года в Польше насчитывалось около 11 млн. активных пользователей социальных сетей. Темпы прироста аудитории социальных сетей в Польше постепенно снижаются, что говорит о насыщении рынка.

Число пользователей социальных сетей менее 6 млн. человек и невысокие темпы роста характеризует рынки социальных сетей в большинстве стран Восточной Европы и СНГ. При этом рынок социальных сетей в странах Восточной Европы – в первую очередь в Венгрии, Чехии и Румынии – отличается снижением темпов прироста аудитории. Также к третьей группе относятся совсем новые, только зарождающиеся рынки социальных он-лайн-сервисов в Казахстане и Армении.

К четвёртой группе, в свою очередь, относятся рынки социальных сетей с небольшим количеством пользователей (менее 6 млн.) и высокими темпами роста. Такая ситуация наблюдается в большинстве стран СНГ: Белоруссии, Украине, Узбекистане, Молдове и Киргизии. Социальные сети и сам Интернет в этих странах находятся на ранней стадии развития, характеризующейся бурным ростом. Наибольшие темпы роста аудитории социальных сетей были отмечены в Узбекистане – в среднем около 40% в год.

Дальнейшее развитие социальных сетей, а также методы монетизации трафика в большей степени зависят от менталитета народа, распространения электронных платёжных сервисов, доходов населения и массы прочих факторов. Среди наиболее известных и популярных методов извлечения прибыли из социальных сетей называются реклама и маркетинговые решения, кастомизация и премиум-сервисы, игры и развлечения, различные коммуникационные сервисы.

2. Общая характеристика и направленность использования социальных сетей в России

Человечество всегда старалось упорядочить свое существование, определяя и вырабатывая классы, касты, сословия, группы. Принадлежность к своему классу, пожалуй, никогда не была слишком интересной задачей. Появление социальных групп, таких как школьный класс или университетский поток, также на время упорядочивало жизнь отдельного человека. Но проходило время, школа заканчивалась выпускным вечером, а студенческая жизнь – вручением дипломов. Друзья и приятели разъезжались, становились далекими по своим интересам, словом, социальная группа распадалась.

Социальные сети в Интернете – совершенно уникальное явление. Любой пользователь может выбирать свою социальную группу, а общение в ней можно установить, даже если все участники находятся в самых разных уголках страны и не видели друг друга по многу лет.



Рис.4. Самая популярная социальная сеть.

Интерфейс сайта предельно простой, поэтому мы не будем его рассматривать. Восемнадцать миллионов пользователей сумели с ним разобраться, поэтому никаких сложностей возникнуть не должно. Гораздо важнее представлять себе достоинства и недостатки, которые неизбежно ожидают всех пользователей, решивших вступить в социальную сеть.

К достоинствам можно отнести поиск людей. Да, можно снова увидеть весь свой класс, увидеть какими стали сейчас смешные мальчишки и девчонки, рассказать им о себе. Вас тоже могут найти даже те приятели и друзья, с которым были утеряны всяческие контакты. Море эмоций, заведение новых-старых знакомств, наблюдение удивительных метаморфоз – ве это ожидает вас сразу же после регистрации на сайте.

Недостатки пребывания в социальных сетях ощущаются не сразу. Для начала, приготовьтесь уделять довольно много времени пребыванию на сайте. Почему? Да потому что вам напишут множество старых знакомых – всем нужно ответить, они будут оценивать ваши фотографии по пятибалльной шкале, значит вам тоже будет нужно поразглядывать их фото и проставить оценки. Вспоминание адресов и телефонов будет коллективно-совместным, поэтому Вам придется принять в этом живое участие. Все это требует множество времени, причем, скорее всего, Ваше пребывание на сайте будет совершенно необходимым в разгар рабочего дня. Поэтому нужно будет отодвинуть скучные дела и погрузиться в мир ностальгии. Разумеется, это скажется на самой работе.

Также нужно понимать, что, несмотря на чарующую возможность возобновления старых связей, давайте зададимся вопросом, почему же эти контакты были нарушены? Почему все же несколько друзей со школы всегда оставались с вами на связи, в отличие от остальных, которые были совершенно потеряны? Может быть, разные интересы, разные судьбы, отсутствие общих тем для разговоров, круга общения? Ваши дороги разошлись, когда вы были детьми, а сейчас, став взрослыми людьми они могут снова сойтись? Социальные сети не могут вернуть вас в класс снова школьником, они лишь позволяют общаться людям, ставшим теми, кем они есть сейчас.

Но главным недостатком социальных сетей является предоставление полной, достоверной информации о вас. Кроме пословицы "Скажи мне, кто твой друг и я скажу тебе, кто ты", забываемой, но продолжающей, тем не менее, работать, здесь любой может получить детальное представление о Вас. Многочисленные фотографии, зачастую выглядящие, как отражение налоговой декларации, способствуют привлечению внимания не только ваших друзей.



Рис. 5. Поиск социальных сетей в Яндекс-Каталоге.

После регистрации и заполнения сведений о себе, пользователи приглашают в свой круг (общения) своих коллег и друзей. Так формируется первый круг общения. Друзья друзей автоматически образовывают второй круг. Третий круг образовывается по той же самой схеме.

Сеть предоставляет возможность искать работу, услуги или сотрудников. Для того чтобы сообщить своему первому кругу то, что вы ищете работу, достаточно отметить галочкой "Я ищу работу" (рис.7).



Рис.7. Фрагмент профиля.

Точно также и вы узнаете о поисках работы своих друзей. В результате реализовывается очень старый, оффлайновый принцип – работа для своих.

Сервис стимулирует указывать данные о себе наиболее полным образом. Шкала в процентах допускает к определенным услугам после заполнения профиля.

Впрочем, просмотреть вакансии, профиль сотрудника и даже его фотоальбом, можно вообще не регистрируясь на сайте. Например, найдем всех пользователей, указавших в своем профиле в качестве ВУЗа Московский Государственный Университет (рис.8).



Рис.8. Поиск людей по запросу МГУ.

Но для того, чтобы связаться с человеком, придется зарегистрироваться. Отметим, что описания места работы или учебы, а также фамилия пользователей открыто индексируются поисковыми системами.

При помощи сервиса Мой Круг можно просмотреть список всех сотрудников, работающих в определенной компании. Фирмы, особенно работающие в области информационных технологий, любят всеми коллективами регистрироваться на Моем Круге.

Даже без регистрации, в два клика можно увидеть всех пользователей, которые находятся с вами в одном городе. Войдя в сеть и указав свою улицу, обнаружим своих соседей и друзей. Воистину, мир тесен!



Рис.10. Ограничение контактных данных. Быть в контакте только с друзьями.

На размещенных групповых фотографиях лучше всего перечислить участников поименно. Но не просто "Слева - направо…", а выделив каждого персонажа графической рамкой и вписав его имя (рис.11).



Рис.11. Каждый участник фотографии получит выделение и признание.

Просматривая фотографии, посетители теперь не будут оставлять комментарии типа: а кто это третий во втором ряду? Все просто и понятно.

В контакте – это хранилище видео и аудио-роликов. Место для общения более 14 миллионов человек, причем число пользователей выводится в режиме реального времени (рис.12).



Рис.12. Фрагмент главной страницы. Когда вы решите посетить ее, число будет значительно больше.



Рис.13. Сервис Facebook доступен и на русском языке.

Для начала построения своего мира достаточно зарегистрировать почтовый ящик. Работа почты никак не связана с социальной сетью. То есть при отсутствии желания создавать свой мир, можно спокойно продолжать пользоваться почтой. Все прочие возможности описываются одной фразой – это социальная сеть.

Другие социальные сети. Сейчас веб-разработчики принялись делать социальные сети с большим энтузиазмом. В самом деле, достаточно выбрать определенную профессиональную сферу – строители, врачи, адвокаты, водители, сделать механизм сайта, привлечь целевую аудитория и собирать деньги за размещение рекламных материалов. Впрочем, многие даже не пытаются привлекать целевые аудитории, а просто делают копии социальных сетей для всех желающих. В результате сейчас сложилась такая ситуация, что можно зарегистрироваться в нескольких десятках социальных сетей и общаться, общаться, общаться с друзьями, коллегами и знакомыми – с утра до вечера. Целесообразность подобного времяпрепровождения – это спорный вопрос, но такая возможность есть.

Перечислим прочие крупные проекты социальных сетей:

Всего социальных сетей очень много. Для поиска именно того, что нужно Вам, следует попробовать запрос вроде "Социальная сеть космонавтов". На момент написания такой сети нет, но она, несомненно, появится в будущем.

Коллективные блоги с элементами социальных сетей. Идея коллективного разума положена в основу многих проектов. Объединяться в сообщества экспертов, задавать вопросы и отвечать на вопросы других пользователей, искать нужные ответы по темам и тегам – все это лежит в основе проекта ИНТУИТ: вопросы и ответы (рис.16).



Рис.16. ИНТУИТ: вопросы и ответы.

Пользователи сами создают вопросы, сами определяют их рейтинг. Тематика вопросов – информационные технологии.

Хабрахабр – сложный социальный механизм, неизменно притягивающий внимание многих профессионалов. Объективный взгляд на многие вещи, советы и развернутые объяснения, обмен опытом – все это делает сайт чрезвычайно популярным.

Таким образом, Всемирная Сеть – это огромное хранилище данных, которые могут использоваться во многих областях человеческой деятельности. В самом начале своего развития сеть предлагала средства коммуникации, позволяющие связывать друг с другом собеседников из разных точек земного шара. Сегодня Всемирная Сеть предлагает еще больше средств, сервисов и услуг, в том числе и социальные сети, которые прочно вошли в нашу жизнь и изменили ее.


1. Матвеева И. Ю. Читать подано! Социальные сети в поддержку и продвижение чтения // Вестн. Челябинской гос. акад. культуры и искусств. – 2010. – № 3 (23). – С. 25-31.

7. Федотченко Ю. И. Социальные сети: вчера наступает сегодня // Реклама. Теория и практика. – 2010. – № 2. – С. 96-103.

8. Чернов И. В. Социальные сети как инструмент обучения и коммуникации студентов // Социология образования. ¬– 2010. – № 7. – С. 71-75.

Введение.

Пожалуй, каждый человек, который хоть в малой степени знаком с интернетом, слышал о таком явлении, как социальная сеть. Главной целью этого феномена было разрушение границ и барьеров между людьми. Ведь в обычной жизни многие, порой, не могут найти общий язык с собеседником или просто завести беседу. И как раз в этот момент социальные сети могут прийти на помощь. На своем аккаунте пользователь размещает о себе ту информацию, которую считает нужной. За счет этого становится более уверенным в общении.

Помимо общения, социальные сети используют и для того, чтобы продвигать различные коммерческие и социальные проекты. В России, по сравнению с другими странами, эта тенденция начала набирать обороты относительно недавно. Например, в Америке уже есть большое количество специалистов, занимающихся соц. сетями.

В России многие успешные компании используют традиционные способы продвижения, но есть и такие, которые идут в ногу со временем и предпочитают инновационные подходы в продвижении продукта. Социальные сети в этом случае выступают одним из основных каналов рекламы, поскольку именно они могут выходить на контакт с потребителем. И даже отдельно взятый пользователь может либо улучшить, либо ухудшить многомиллионные обороты компаний. Но чтобы начать рассматривать более конкретные ситуации, необходимо для начала познакомиться с историей социальных сетей, их классификацией, функциями и т.д., и только после этого понять, нужны ли они вообще в современном мире или стоит от них отказаться.

Цель исследования – выявление общего количества людей, пользующихся социальными сетями, причины их регистрации, количества времени, проводимого в социальных сетях.

Методологической основой исследования послужили анализ, наблюдение, изучение и сравнение литературы, касающейся выбранной темы.

Социальная сеть формируется на основе интернет-сообщества, где происходит объединение людей по какому-либо признаку. Надо понимать, что социальная сеть строится на том же принципе, что и в реальном мире. Но самое главное отличие в том, что в социальной сети не важно географическое расположение пользователей.

Основным фактором объединения людей можно считать те признаки, которые и объединяют людей. Это может быть пол, возраст, финансовое положение, принадлежность к профессии, принадлежность к определенным религиозным убеждениям и т.д. Или же это может быть просто сообщество, созданное на основе общих интересов в той или иной области.

После того как активно начала развиваться система Web 2.0, социальные сети обрели прочную платформу в виде веб-сервиса или портала. Это позволило видеть цепочку промежуточных знакомств с незнакомым человеком.

Но кульминация успеха социальных сетей в целом приходится на начало 2000-х годов. В это время были запущены Facebook, MySpace и Linkedln.

В России мода на социальные сети началась в 2006 году, года появились ВКонтакте и Одноклассники. Если Linkedln создавалась для делового общения, то Facebook и MySpace делали акцент на том, чтобы удовлетворить потребность в самовыражении человека.

Популярность социальных сетей с каждым годом увеличивается, и активность становится все больше и больше. Ведь люби регистрируются и становятся активными пользователями. На таких сайтах, как ВКонтакте, Одноклассники есть самые различные способы обмена информацией[1]. Например, размещение фото, общение, личная переписка, участие в форумах и обсуждение в них, комментирование, знакомство с участниками того или иного сообщества, поддержание контакта, возможность распространить информацию через репост (например, оказать незамедлительную помощь тому, кто оказался в тяжёлой ситуации).

Социальные сети выполняют следующие функции:

  • информационная. Эта функция подразумевает то, что люди, общаясь в соц. сетях, обмениваются информацией, которая может относиться к элементам персонального характера, (например, личные достижения и успехи, фотографии, личные данные), так и к элементам познавательного, новостного и обучающего характера.
  • коммуникационная. Суть этой функции в том, что люди взаимодействуют друг с другом через социальные сети и при этом устанавливают между собой определенный контакт. Это могут быть и дружеские, и деловые, и профессиональные, и личные отношения.
  • развлекательная. Тут мы должны понимать, что многие сайты как раз и нацелены полностью на развлечение, снятие стресса у человека или попросту обычное желание расслабиться после тяжелого рабочего дня. Пользователь может посмотреть фильм, послушать любимую музыку, поиграть в виртуальную игру, которая ему интересна. Многие социальные сети как раз располагают такими возможностями.
  • идентификационная. Все мы знаем, что в каждой соц. сети есть возможность варьировать свою анонимность. По желанию пользователь может выступать либо под никнеймом, либо под своим реальным именем. Каждый может решить, будет ли его профиль открытым для всех или же информацию смогут видеть только близкие и родные.
  • самоактуализирующая. Здесь имеется в виду, что в соц. сетях человек может показывать себя иначе, чем в жизни и демонстрировать те качества своего характера, которые не совпадают в реальной действительности.
  • социализурующая. Благодаря общению в социальных сетях у пользователей может создаваться широкий круг общения, позволяющий обмениваться ситуативными эмоциональными состояниями и настроениями, реализуется желание выделиться из толпы, а также стремление присоединиться к референтной группе, разделить групповые ценности и почувствовать себя защищенным, развивается социальная компетентность. Но есть люди и с ограниченными возможностями; для них социальные сети – это одна из возможностей вести полноценную жизнь.

До этого момента мы все время рассказывали о положительных функциях социальной сети. Но, как и у любого явления, у неё есть и отрицательные стороны. Например, пользователи не всегда подозревают о том, что информацией, которую они выкладывают (фотографии, персональные данные и т.д.) могут заинтересоваться не только близкие и друзья, а абсолютно любой человек. Это могут быть мошенники, которые обманом пытаются получить деньги, и правоохранительные органы, разыскивающие преступников, и даже работодатели, которые пытаются контролировать своих сотрудников. Все эти люди могут использовать личную информацию о человеке против него же самого.

В социальных сетях часто мелькает информация, где люди просят помочь маленьким детям, больным животным. Эта информация очень быстро распространяется с помощью лайков и репостов. Но опять же, мы никак не можем проверить достоверность этой информации, и поэтому не стоит доверять подобным постам, ведь порой они могут оказаться заведомо ложными.

И последняя дисфункция – это бесполезно потраченное время. С этим сталкивается практически каждый пользователь Сети: просмотр публикаций в Instagram, прокручивание ленты в Вконтакте и Facebook. Человек бессмысленно теряет минуты, которые, возможно, мог бы провести с пользой для себя.

У каждой социальной сети есть свой функционал и свои особенности, которые выделяют их из массы идентичных. Самой популярной и часто посещаемой становится та сеть, которая, как правило, вносит больше инноваций и заинтересовывает пользователя.

В России есть много различных соц. сетей. Сейчас мы приведем список наиболее популярных.

- LiveJournal. Этой сетью пользуются в основном люди среднего возраста. Цель у них не столько самовыражение и желание самоутвердиться, но и живое общение, обмен информацией, попытка донести свои мысли в полном объеме, распространить свои тексты в детальном и максимально полном формате.

- Facebook. Эта соц. сеть является рекордсменом по количеству пользователей в мире. В нашей стране ее используют преимущественно для делового общения. Facebook помогает войти в профессиональную среду, лучше узнать своих коллег, завести полезные связи. Отличительная черта этой социальной сети в том, что она развивается в ногу со временем и делает максимально удобные площадки для своих пользователей[3].

- ВКонтакте. Эта сеть является прямым аналогом сети Facebook. Здесь представлен весь спектр возрастов (начиная от школьников и заканчивая людьми среднего возраста). В этой сети сидят в большей степени прагматичные и продвинутые пользователи. Помимо распространения информации, они используют сеть и для ее получения. Очень широкий медиа-контент. Это и фото, и видео, и аудио. Причём все это имеет достаточно сдержанный формат.

- Мой круг – социальная сеть, которая предоставляет услуги по поиску работу, подбору персонала и оценок компаний. Основной задачей сети является упрощение поиска работников и работодателей.

- Одноклассники – сеть, которая пользуются наименьшей популярностью у молодых людей. Пользователями этой сети становятся люди среднего и старшего возраста. Если у социальной сети ВКонтакте, общение происходит в основном между незнакомыми пользователями, то в Одноклассниках, наоборот, общаются хорошо знакомые между собой люди. Ведь изначальная цель этой сети была в том, чтобы восстановить общение с давними знакомыми[4].

- Twitter. В этой социальной сети люди обмениваются твитами. Большинство пользователей здесь являются зависимыми от социума. Самая главная цель – это распространить новость, неважно будет ли она нести полезность и реальную ценность. Аудитория этой сети обширна. Однако редко здесь можно встретить человека старше 50 лет. Twitter пользуются в основном молодые люди, которые пытаются быть в курсе всех последних событий[5,6].

Результаты исследования:

  1. В наше время в России стремительно увеличивается рост аудитории соц. сетей.
  2. Социальные сети во многом отвечают потребностям молодых людей, ведь преимущество всё-таки их больше.
  3. Активная аудитория социальной сети около 30% пользователей. Именно у них наблюдается высокий уровень охвата.
  4. В социальных сетях наблюдается такая тенденция, что пользователи со временем перестают заходить в свои аккаунты, а сеть развивается благодаря новым пользователям. Это довольно шаткое положение, так как возможно это приведёт к тому, что соц. сети станут ресурсом со стареющим населением. Такую закономерность мы можем наблюдать в блогах. В конечно м счете это может привести к увеличению пассивных пользователей и спаду интереса. Эта тенденция сейчас происходит на Западе и, вероятнее всего, будет в России через несколько лет[7,8].

Заключение.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что социальные сети играют большую роль в социальной сфере общественной жизни, формируют новые структуры взаимодействий. Можно даже сказать, что они образовали новый общественный институт. Развитию соц. сетей способствует взаимодействие социальной среды и образования. Если мы немного обратимся к истории, то поймём, что тот же Twitter или Facebook первоначально создавались для определенной прослойки людей (студентов тли коллег по работе), но уже сегодня они превратились в огромную мировую информационную паутину, которая охватывает людей по всей планете.

Но несмотря на все недостатки, молодое поколение уже не представляет свою жизнь без социальных сетей и виртуального общения, именно поэтому люди не смогут от этого отказаться.

Читайте также: