Какие вопросы задать на собеседовании работодателю

Обновлено: 04.07.2024

Итак, вас пригласили на собеседование. А вы очень хотите работать на этой должности и очень боитесь не пройти отбор? Тогда нужно собрать всю волю в кулак и подготовиться к беседе: продумать стиль одежды и отрепетировать речь с учетом вероятных вопросов.

11 основных задаваемых вопросов на собеседовании и умные ответы на них можно найти здесь. Как отвечать на сложные и нестандартные вопросы, чтобы понравиться работодателю? Какие вопросы будет задавать рекрутер, зависит от того, на какую должность принимается работник, однако, как правило, имеется стандартный набор вопросов, которые задаются всем соискателям, о них и пойдет речь ниже.

Прежде чем проводить собеседование, работодатель обычно предлагает соискателю заполнить специальную анкету, образец которого можно посмотреть здесь.

В последнее время очень популярны ситуационные вопросы, когда работодатель описывает ситуацию и предлагает соискателю выбрать правильную манеру поведения в этой ситуации.

11 главных задаваемых на собеседовании вопросов с ответами

1. Что отвечать на вопрос — Расскажите о себе на собеседовании.

Отвечая на этот вопрос и другие вопросы интервьюера, держитесь спокойно и говорите уверенным тоном. Расскажите то, что будет важно услышать работодателю: место учебы и специальность, опыт работы, знания и умения, заинтересованность именно в этой работе и личностные качества – стрессоустойчивость, обучаемость, трудолюбие. Подробнее этот момент рассмотрен в этой статье, где приведен примерный рассказ соискателя о себе, а также даны рекомендации о том, как лучше отвечать.

2. Что отвечать на собеседовании на вопрос — Почему вы уволились?

Отвечая на вопрос, почему ушли с предыдущего места работы, не говорите о конфликтах на прежней работе и не отзывайтесь плохо о своем начальнике или коллегах. Вас могут заподозрить в конфликтности и неумении работать в команде. Лучше вспомнить позитивные моменты из прошлого опыта, а причиной ухода назвать желание полной реализации своих способностей, стремление к повышению профессионального уровня и оплаты труда.

3. Что отвечать на вопрос — Почему вы хотите работать у нас?

Начните с положительных моментов в работе компании – стабильность и профессиональный, слаженный коллектив, интерес к сфере деятельности, а потом добавьте, что привлекает должность и график работы, близость к дому, достойная оплата труда.

4. Почему Вы считаете, что подходите на эту должность?

Что отвечать на вопрос — почему мы должны взять именно вас? Здесь вы должны предельно четко и аргументировано доказать, что вы наилучший специалист в этой области. Расскажите о работе компании и той отрасли, в которой собираетесь работать, не стесняйтесь хвалить себя, расскажите о своих достижениях.

5. Что отвечать на собеседовании на вопрос о недостатках?


6 секретов успешного собеседования

6. Какими достоинствами вы обладаете?

Какие достоинства не рекомендуется использовать в силу своей избитости и стандартности:

  • коммуникабельность;
  • обучаемость;
  • пунктуальность;
  • исполнительность.

Это стандартные примеры достоинств, которые включаются в практически каждое резюме, для работодателя они не несут особой значимости, и не выделяют соискателя среди прочих других никаким образом.

Говорить на собеседовании лучше о профессиональных достоинствах, которые будут полезны и интересны работодателю:

  • имею опыт переговоров на различных уровнях;
  • с легкостью заключают важные договора и контракты;
  • могу рационально организовать свой рабочий день и др.

7. На какую оплату труда вы рассчитываете?

Услуги хорошего специалиста не могут стоить дешево. Есть вариант – назвать сумму выше средней зарплаты или ориентируйтесь на з/п, которую вы получали на прежней работе и завысьте ее на 10 -15%. Придерживайтесь золотой середины, иначе могут подумать, что либо вы плохой специалист, либо слишком амбициозный.

8. Кем вы себя видите через 5-10 лет?

Упорные и целеустремленные люди ставят перед собой долгосрочные цели, планируют свой личностный и карьерный рост. Если вы еще не задумывались над этим вопросом, то займитесь этим перед собеседованием. Сделайте упор на ваше желание работать в этой же компании, но за это время подняться по карьерной лестнице.

9. Кто может дать рекомендации о вашей работе?

Не утаивайте место прежней работы, будьте готовы дать номера телефонов бывших коллег и руководителей. Если, отвечая на этот вопрос, вы замешкаетесь или вовсе уклонитесь от ответа, то работодатель может посчитать, что вы хотите избежать отрицательных отзывов.

10. Готовы ли вы к профессиональной нагрузке?

Работодатель так может намекать на переработки. В этом случае поинтересуйтесь, как часто они возможны: сколько раз в месяц или по сколько часов. Если вы готовы к таким условиям, то подтвердите свою готовность к нагрузкам.

11. Есть ли у вас дополнительные вопросы?

Самое время узнать подробности будущей работы: начиная от графика и соц. пакета, до требований к сотрудникам фирмы. Человек, не задающий вопросы после собеседования, показывает свою незаинтересованность. Так что вопросы обязательно должны быть, а лучше всего их продумать заранее.

Рекомендуется соискателю подготовить заранее вопросы для того, чтобы задать их на собеседовании, когда работодатель предоставит на это время — о чем спросить работодателя?

Одна из причин, почему это так – достигнув определенного результата, они начинают искать новые вызовы.

Другая – обманутые ожидания. По результатам собеседования у маркетолога может сложиться картина, не совпадающая с реальным положением дел. Возможно, маркетолог не предполагал, за какие метрики несет ответственность. Или не знал, как часто придется встречаться с клиентами.

Для маркетологов, находящихся в поиске работы, я составил перечень вопросов для опроса работодателя во время собеседования. Надеюсь, он облегчит процесс прохождения собеседования.

Я поделил все вопросы на три категории:

  • для всех позиций;
  • для собеседования на стороне клиента;
  • и для собеседования в агентстве.

Конечно, совсем очевидные вопросы, вроде оплаты труда и графика работы я упоминать не буду. Это и так понятно.

Вопросы общие

Какой продукт вы от меня ожидаете

Зачем спрашивать . Вы должны понимать, что в конечном счете желает получить работодатель, какой результат. Потому что ожидания работодателя формируют не выполняемые вами обязанности, а конечный результат.

И если вам не известно, что в конечном счете надо получить, ваш союз долго не продлится.

фундаментальные стратегии

По каким метрикам оценивается моя деятельность

Зачем спрашивать . Есть одна главная метрика, по которой работодатель собирается судить об успешности вашей деятельности. Но есть и дополнительные метрики, на которые он тоже смотрит.

Вам они нужны, чтобы:

  • лучше понимать, как мыслит клиент и есть ли у него фокус. Например, сложно одновременно увеличивать охват и повышать конверсию в заявку/продажу;
  • лучше понимать собственную работу. Например, если все дополнительные метрики меняются в лучшую сторону, а основная метрика стоит на месте, то, возможно, главная метрика выбрана неверно или вы на самом деле на нее влияете.

Что вы хотите услышать . Перечень не противоречащих друг другу метрики. Желательно, чтобы их было две-три, не более.

Мои три главные обязанности

Зачем спрашивать . Наверное, во всех областях, где требуется квалифицированный труд, чуть ли не каждая вакансия содержит перечень требований на пять листов. Маркетинг – не исключение.

Поэтому неплохо было бы узнать, на каком из листов написано то, что реально важно.

Спросив в целом об обязанностях, вы, вероятно, получите абстрактный ответ. Спрашивая о трех и главных – вы задаете рамки. Эти рамки помогают отвечающему – работодателю – продумать и структурировать свой ответ.

Что вы хотите услышать . Три главных обязанности по убыванию приоритета. Желательно, чтобы один человек мог хотя бы теоретически их совместить.

Каких результатов добился маркетолог до меня

Зачем спрашивать . Вероятнее всего, кто-то работал на позиции до вас. И вы, конечно, спросите, почему компания открыла вакансию, почему предыдущий маркетолог ушел.

Но какого вопроса работодатель не ожидает услышать – это чего достиг ваш предшественник.

Главным образом вопрос направлен на проверку работодателя: не врет ли он, не скрывает чего. Задав вопрос, вы узнаете, как соотносятся причина ухода и достигнутые результаты.

Что вы хотите услышать . Аналогично ответу на первый вопрос, вас интересует оцифрованный результат. Если работодатель начнет считать результат только с вашим приходом – дело плохо.

Вопросы на позицию маркетолога в штат

Есть ли инструменты, которые мне придется вести самостоятельно

Зачем спрашивать . Вы наверняка спросите, какие инструменты продвижения компания уже использует, а также кто эти инструменты ведет.

Вас также интересует, предстоит ли вам самостоятельно запускать какой-либо инструмент. Исходя из ответа, вы поймете:

  • какой реально у компании бюджет на маркетинг;
  • что вы реально будете делать.

Что вы хотите услышать . Желаемый ответ зависит от вашей позиции. Вы любите делать все сами – значит вы хотите услышать, что маркетинга в компании не было, и вам предстоит в одиночку его поднять. Вы считаете, что ведение инструментов – не ваше дело, значит вы надеетесь, что и работодатель придерживается того же мнения.

Я считаю, эра швейцарских ножей в маркетинге прошла. Каждый должен заниматься своим делом.

Какие виды маркетинговых исследований компания уже проводила

Зачем спрашивать . Вопрос направлен на определение уровня компании. Компании со слабым маркетингом никаких маркетинговых исследований не проводят. Их максимум – сторонние SEO-аудиты.

Серьезные компании вкладывали в глубинные интервью, в анализ рынка и прочие популярные штуки. Это не значит, что те же интервью всегда имеют ценность. Нет.

Но это значит, что компания ответственно подходит к маркетингу и в ее глазах маркетинг не ограничивается инструментами.

Что вы хотите услышать . Перечисление и демонстрацию проведенных исследований. Посмотрев на них и послушав работодателя, вы намного лучше поймете уровень компании и соотнесете его со своим уровнем подготовки.

На что выделяется маркетинговый бюджет

Зачем спрашивать . Задачи у вопроса две.

Во-первых, неплохо бы понять: у вас есть бюджет и вы вольны тратить его по своему разумению, или же под каждую задачу/проект расходы согласовываются отдельно.

Во-вторых, надо выяснить, как компания смотрит на бюджет:

  • маркетинговый бюджет = бюджет на инструменты продвижения (реклама, закупка ссылок и пр.);
  • маркетинговый бюджет = инструменты продвижения, инструменты конкурентного анализа, инструменты анализа рынка.

Что вы хотите услышать . Во втором случае перед вами очевидно открывается больше возможностей. Но, как минимум, вы хотите услышать, как компания мыслит и подходит ли вам ее образ мысли.

Как компания видит рынок и свое место на нем

Зачем спрашивать . На какой планете находится компания – вот в чем вопрос. Трезво ли работодатель оценивает ситуацию на рынке и, как следствие, адекватны ли его ожидания от работы маркетолога.

Что вы хотите услышать . Объективную оценку своей ситуации. Конечно, вам желательно подготовиться к собеседованию, что-нибудь узнав о компании. Иначе не понять, говорят ли вам правду.

Вопросы на позицию маркетолога в агентство

Сколько проектов мне предстоит вести

Или так: вы больше хотите заниматься маркетингом или менеджментом?

Что вы хотите услышать . Все очень просто: чем меньше проектов, тем больше маркетинга и тем меньше рутины.

Кто составляет основной портфель клиентов

Зачем спрашивать . С кем вам предстоит работать: с малым или крупным бизнесом, с B2B или B2C, ну и так далее.

Например, в работе с крупными клиентами вам предстоит общаться с большим контактных лиц. А B2B-продукты порой не так легко понять.

Что вы хотите услышать . Желательно, чтобы у компании была какая-никакая специализация. По своему опыту могу сказать, что если агентство начинает работать с неподходящими для нее клиентами, хорошего выходит мало.

Как вы привлекаете клиентов

Зачем спрашивать . Есть два варианта привлечения: по рекомендациям и через активные продажи, рекламу. Ответ на этот вопрос покажет, как часто клиенты будут отваливаться.

Что вы хотите услышать . Для вас лучше, чтобы клиенты приходили по рекомендациям. Чем больше клиентов по рекомендациям, тем, вероятно, выше средний срок жизни каждого клиента.

Как вы оцениваете успешность маркетинга у клиента

Зачем спрашивать . Вы хотите узнать, на какой стадии развития находится агентство. Живет ли оно в мире трафиков и кликов, или же погрузилось в область дохода с визита.

Что вы хотите услышать . Компании, которые продолжают ориентироваться на трафик…их лучше не рассматривать. Если вы хотите, чтобы будущее было у вас, идите в агентство, работающее со сквозной и бизнес-аналитикой.

Собеседование – это процесс, в результате которого работодатель подбирает себе работника, а работник определяет, подходят ли ему данный работодатель и условия труда. То есть, собеседование – это всегда процесс двухсторонний. Поэтому вопросы задает не только работодатель, но и работник. О том, какие вопросы задать работодателю на собеседовании, нужно подумать заранее.

Структура собеседования

Правильно выстроенная беседа всегда разделена на несколько этапов, поочередно сменяющих друг друга. Структуру собеседования каждая организация прорабатывает и выстраивает индивидуально. В общих чертах она имеет следующий вид:

Обязан ли претендент на должность задавать вопросы?

Формально, конечно, не обязан. Но необходимо понимать: когда кандидат спрашивает что-либо, собеседование продолжается, а значит, продолжается оценка поведения. То есть его будут оценивать в том числе и по наличию этих вопросов, и по их содержанию.

Какие вопросы задавать на собеседовании работодателю? Абсолютно разные, но главное – показывающие заинтересованность кандидата в компании и вакансии. Чтобы придумать их заранее, желательно перед собеседованием собрать информацию о компании. Тогда на основе имеющихся данных можно сформулировать вопросы грамотно и обстоятельно.

Блоки вопросов

Все вопросы к работодателю на собеседовании, которые кандидат может задать, делятся на несколько блоков. Не обязательно спрашивать из каждого блока. Достаточно выбрать 2-3 блока и задать из них 4-5 вопросов. Блоки подразделяются на несколько категорий:

Дополнительные примеры вопросов, которые можно задать рекрутеру

Вопросы работодателю на собеседовании могут также касаться испытательного срока, взаимоотношений в коллективе, предлагаемого социального пакета и даже того, по каким причинам открыта вакансия, на которую претендует кандидат. Все эти вопросы показывают искреннюю заинтересованность кандидата в предлагаемой вакансии и дают ему наиболее полное представление о компании, в которую он желает устроиться.

Рекомендуем почитать:

Какие вопросы можно задать работодателю на собеседовании – в конечном счете определяется непосредственно в ходе беседы, то есть вопросы должны быть психологически уместными. Но чтобы свободно ориентироваться, нужно знать основные из них.

Смело вы можете задать такие:

  1. Какие первоочередные задачи ставятся для этой должности? Какой перечень обязанностей предполагает эта должность? Будет ли взаимозаменяемость на этой должности на период отсутствия работника (отпуск, больничный и т.д.)?
  2. В связи с чем открыта эта вакансия – новая должность или увольнение работника? Каковы причины его увольнения?
  3. Что в себя включает процедура оформления на работу: какие этапы, документы нужны? на этой должности? Какова его продолжительность? Каковы критерии его успешного прохождения?
  4. Предусмотрены ли в компании адаптационные программы и наставничество?
  5. Какой социальный пакет предлагает компания? Включает ли он в себя что-либо дополнительное по сравнению с тем, что предусмотрено трудовым законодательством РФ (питание, фитнес-клуб и т.п.)?
  6. Какая система мотивации предусмотрена в компании (премии, бонусы)?
  7. Каковы отношения в коллективе? Проводятся ли корпоративные мероприятия?
  8. Предусмотрен ли в организации дресс-код?
  9. Из скольких человек состоит отдел, в котором открыта вакансия?
  10. Как можно охарактеризовать отношения между начальником и подчиненными?
  11. Какие у компании планы на ближайшие 5-10 лет?
  12. Какие возможности карьерного роста предусмотрены в рамках открытой вакансии?
  13. Уделяется ли время повышению квалификации сотрудников?

Что отвечать на собеседовании

Примеров того, какие вопросы можно задавать на собеседовании работодателю, много. Каждый сам решает, которые из них его больше всего интересуют. Исходя из этого и формируется список.

То, какие вопросы можно задать на собеседовании работодателю, по сути определяет будущее работника в данной организации. Они позволят не только произвести положительное впечатление, но и лучше узнать компанию.

Ошибки в вопросах и как их избежать

Важно не только то, какие вопросы надо задавать на собеседовании работодателю, но и то, как их задать. Итак, несколько главных ошибок:

Итак, не обязательно быть красноречивым, чтобы хорошо говорить. Просто произносите речь грамотно и четко, всегда лаконично и понятно формулируйте свои мысли. Регулярно повышая качество речи через самообразование, вы не будете беспокоиться о том, что задать на собеседовании работодателю, а будете абсолютно уверены в своих силах.

Собеседование — стресс для кандидата. Но если быть готовым к тому, что и почему спрашивает работодатель, то на интервью легче собраться с мыслями и не попасть впросак. В этой статье — список популярных типов собеседований и вопросов, которые могут на них прозвучать.

В чистом виде такие собеседования встречаются нечасто. Но принцип, по которому оценивают кандидата в каждом конкретном случае, поможет разобраться, что и зачем рассказывать работодателю.

Что обязательно спросят

Каждый, кто искал работу, сталкивался со стандартными вопросами. На них легко подготовить ответы заранее — и для работодателя это главный минус, ведь многие кандидаты лукавят, чтобы понравиться интервьюеру. Тем не менее, этими вопросами часто продолжают пользоваться. Подробнее мы рассказывали о них здесь, ниже перечислим краткие советы.

Опытные HR-специалисты за годы практики вырабатывают собственную копилку уникальных вопросов, которые, на их взгляд, хорошо помогают раскрыть кандидата. Не удивляйтесь, если вас спросят о чем-то, не имеющем прямого отношения к работе — просто интервьюер старается лучше понять вашу мотивацию и другие важные для этой вакансии вещи.

Проективное интервью

Чтобы лучше понять тип личности кандидата и присущие ему модели поведения, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.

Проективные вопросы звучат так:

Поведенческое интервью

Успехи и неудачи на работе зависят не только от самого человека. На результаты влияют многие факторы: от доступных технических средств до критериев оценки труда в конкретной организации. Нередки случаи, когда успешного профессионала из одной компании переманивали в другую, но повторить успех на новом месте у него не получалось.

Чтобы избежать таких ситуаций, работодатели исследуют поведение человека на предыдущем месте — и оценивают, сможет ли человек стать успешным в их компании. У поведенческого интервью есть строгая структура и критерии оценки. Кандидату на интервью предлагают рассказать о конкретных проблемах и задачах, которые он решал.

Обычно поведенческое интервью строится по следующей схеме:

  • Какую задачу вам нужно было решить?
  • Какими средствами вы располагали?
  • Какой путь решения выбрали?
  • Какие препятствия пришлось преодолевать?
  • Оцените полученный результат.

Подумайте заранее, о каких собственных успехах или неудачах хотелось бы рассказать потенциальному работодателю. Если есть возможность, соберите перед интервью цифры и факты, которые помогут рассказать об этом.

Кейс-интервью

Кейс — это проблемная ситуация, которую кандидату предлагают решить. В такую задачку работодатель закладывает важный для него вопрос. Например, компания ищет на должность в финансовый департамент абсолютно честного человека и проверяет это качество с помощью кейсов. Кандидату на собеседовании в этой компании дадут задачу, которую можно решить несколькими очевидными путями, один из которых — схитрить и сказать неправду. Так же пытаются проверять на уровень эмпатии тех, чья будущая работа предполагает много общения с клиентами.

Обычно работодатель описывает гипотетическую ситуацию и предлагает кандидату рассказать, как бы он из этой ситуации вышел. Например:

  • У вас ограниченный бюджет на проведение массового мероприятия. На чем вы будете экономить, чтобы качество мероприятия пострадало минимально?
  • О вашей компании вышел ряд негативных публикаций в СМИ. Вы знаете, что все написанное — правда, но руководитель хочет опровержения. Опишите алгоритм действий для решения этой проблемы.

Понять, что именно хочет узнать работодатель с помощью кейса, очень сложно. Лучше не угадывать, а честно рассказать, как, по-вашему, можно решить задачу.

Ассессмент-центр (центр оценки персонала)

Еще один комплексный метод оценки — ассессмент-центр — включает в себя сразу несколько блоков: тесты, деловые игры, групповые дискуссии и индивидуальную презентацию кандидата. Это очень эффективный метод оценки, который при этом отнимает много времени и применяется редко у ограниченного количества работодателей (не каждая компания может позволить себе организовать такую систему оценки), далеко не на любые позиции (в основном — для оценки менеджеров среднего звена).

Готовьтесь к тому, что придется сделать небольшую самопрезентацию, пройти тестирование, возможно, участвовать в бизнес-играх, решать задачи в команде и презентовать свои решения.

В этом случае работодатель оценивает кандидата сразу по множеству параметров: он вживую видит, как он общается, решает проблемы, какие роли играет в команде и как выстраивает отношения. Поэтому лучший совет для подготовки к такому интервью — выспаться, прийти на него в хорошей форме и рабочем настроении.

Групповое интервью

Вопросы на сообразительность

Иногда вопрос на собеседовании ставит в тупик. Например:

Правильного ответа на эти вопросы не существует. Работодатель просто хочет узнать, как именно кандидат будет рассуждать. Это важно для позиций, на которых предстоит предлагать новые решения, а не выполнять рутинные операции по инструкции. Возьмите паузу и продумайте свой ответ. Здесь важно просто порассуждать на тему — скажем, сопоставить численность жителей Чехии с общей численностью автомобилей и популярностью желтого цвета, и тому подобное: все зависит от вашей фантазии и чувства юмора. Главное не теряться и высказывать свои предположения, даже если точного количества желтых машин в Чехии никто не знает.

Сосредоточьтесь на своих ответах, а не на мыслях работодателя

Предугадать вопросы и ход мыслей работодателя невозможно. Может быть, вопросом про желтые машины в Чехии он проверяет ваши знания автопрома, а кейсы дает, чтобы проверить, насколько связно вы излагаете свои мысли. Лучше сосредоточиться на своих ответах и сделать все от вас зависящее, чтобы получить интересную работу.

А главное, постарайтесь быть искренним. Допустим, вы удачно притворитесь совсем другим по характеру человеком в желании получить эту работу. А потом выяснится, что вам по-настоящему эта работа (ни ее функционал, ни особенности внутренней культуры в компании) совсем не подходит. Стоило ли обманывать?

И помните — вы тоже оцениваете работодателя. Задавайте вопросы, важные для вас. Не только про зарплату и график работы, а побольше спрашивайте про сам функционал, про то, как и что в компании устроено, какие есть особенности, в связи с чем открылась вакансия. Почему-то многие думают, что это может отпугнуть. Наоборот: рекрутеры и руководители, которые проводят интервью, часто сетуют, что кандидаты мало о чем не спрашивают и на всё кивают. На самом деле ваши вопросы показывают вашу заинтересованность и серьезный подход к выбору работы — а это уже само по себе преимущество.

Читайте также: