Какие вопросы задать на собеседовании работодателю
Обновлено: 04.07.2024
Итак, вас пригласили на собеседование. А вы очень хотите работать на этой должности и очень боитесь не пройти отбор? Тогда нужно собрать всю волю в кулак и подготовиться к беседе: продумать стиль одежды и отрепетировать речь с учетом вероятных вопросов.
11 основных задаваемых вопросов на собеседовании и умные ответы на них можно найти здесь. Как отвечать на сложные и нестандартные вопросы, чтобы понравиться работодателю? Какие вопросы будет задавать рекрутер, зависит от того, на какую должность принимается работник, однако, как правило, имеется стандартный набор вопросов, которые задаются всем соискателям, о них и пойдет речь ниже.
Прежде чем проводить собеседование, работодатель обычно предлагает соискателю заполнить специальную анкету, образец которого можно посмотреть здесь.
В последнее время очень популярны ситуационные вопросы, когда работодатель описывает ситуацию и предлагает соискателю выбрать правильную манеру поведения в этой ситуации.
11 главных задаваемых на собеседовании вопросов с ответами
1. Что отвечать на вопрос — Расскажите о себе на собеседовании.
Отвечая на этот вопрос и другие вопросы интервьюера, держитесь спокойно и говорите уверенным тоном. Расскажите то, что будет важно услышать работодателю: место учебы и специальность, опыт работы, знания и умения, заинтересованность именно в этой работе и личностные качества – стрессоустойчивость, обучаемость, трудолюбие. Подробнее этот момент рассмотрен в этой статье, где приведен примерный рассказ соискателя о себе, а также даны рекомендации о том, как лучше отвечать.
2. Что отвечать на собеседовании на вопрос — Почему вы уволились?
Отвечая на вопрос, почему ушли с предыдущего места работы, не говорите о конфликтах на прежней работе и не отзывайтесь плохо о своем начальнике или коллегах. Вас могут заподозрить в конфликтности и неумении работать в команде. Лучше вспомнить позитивные моменты из прошлого опыта, а причиной ухода назвать желание полной реализации своих способностей, стремление к повышению профессионального уровня и оплаты труда.
3. Что отвечать на вопрос — Почему вы хотите работать у нас?
Начните с положительных моментов в работе компании – стабильность и профессиональный, слаженный коллектив, интерес к сфере деятельности, а потом добавьте, что привлекает должность и график работы, близость к дому, достойная оплата труда.
4. Почему Вы считаете, что подходите на эту должность?
Что отвечать на вопрос — почему мы должны взять именно вас? Здесь вы должны предельно четко и аргументировано доказать, что вы наилучший специалист в этой области. Расскажите о работе компании и той отрасли, в которой собираетесь работать, не стесняйтесь хвалить себя, расскажите о своих достижениях.
5. Что отвечать на собеседовании на вопрос о недостатках?
6 секретов успешного собеседования
6. Какими достоинствами вы обладаете?
Какие достоинства не рекомендуется использовать в силу своей избитости и стандартности:
- коммуникабельность;
- обучаемость;
- пунктуальность;
- исполнительность.
Это стандартные примеры достоинств, которые включаются в практически каждое резюме, для работодателя они не несут особой значимости, и не выделяют соискателя среди прочих других никаким образом.
Говорить на собеседовании лучше о профессиональных достоинствах, которые будут полезны и интересны работодателю:
- имею опыт переговоров на различных уровнях;
- с легкостью заключают важные договора и контракты;
- могу рационально организовать свой рабочий день и др.
7. На какую оплату труда вы рассчитываете?
Услуги хорошего специалиста не могут стоить дешево. Есть вариант – назвать сумму выше средней зарплаты или ориентируйтесь на з/п, которую вы получали на прежней работе и завысьте ее на 10 -15%. Придерживайтесь золотой середины, иначе могут подумать, что либо вы плохой специалист, либо слишком амбициозный.
8. Кем вы себя видите через 5-10 лет?
Упорные и целеустремленные люди ставят перед собой долгосрочные цели, планируют свой личностный и карьерный рост. Если вы еще не задумывались над этим вопросом, то займитесь этим перед собеседованием. Сделайте упор на ваше желание работать в этой же компании, но за это время подняться по карьерной лестнице.
9. Кто может дать рекомендации о вашей работе?
Не утаивайте место прежней работы, будьте готовы дать номера телефонов бывших коллег и руководителей. Если, отвечая на этот вопрос, вы замешкаетесь или вовсе уклонитесь от ответа, то работодатель может посчитать, что вы хотите избежать отрицательных отзывов.
10. Готовы ли вы к профессиональной нагрузке?
Работодатель так может намекать на переработки. В этом случае поинтересуйтесь, как часто они возможны: сколько раз в месяц или по сколько часов. Если вы готовы к таким условиям, то подтвердите свою готовность к нагрузкам.
11. Есть ли у вас дополнительные вопросы?
Самое время узнать подробности будущей работы: начиная от графика и соц. пакета, до требований к сотрудникам фирмы. Человек, не задающий вопросы после собеседования, показывает свою незаинтересованность. Так что вопросы обязательно должны быть, а лучше всего их продумать заранее.
Рекомендуется соискателю подготовить заранее вопросы для того, чтобы задать их на собеседовании, когда работодатель предоставит на это время — о чем спросить работодателя?
Одна из причин, почему это так – достигнув определенного результата, они начинают искать новые вызовы.
Другая – обманутые ожидания. По результатам собеседования у маркетолога может сложиться картина, не совпадающая с реальным положением дел. Возможно, маркетолог не предполагал, за какие метрики несет ответственность. Или не знал, как часто придется встречаться с клиентами.
Для маркетологов, находящихся в поиске работы, я составил перечень вопросов для опроса работодателя во время собеседования. Надеюсь, он облегчит процесс прохождения собеседования.
Я поделил все вопросы на три категории:
- для всех позиций;
- для собеседования на стороне клиента;
- и для собеседования в агентстве.
Конечно, совсем очевидные вопросы, вроде оплаты труда и графика работы я упоминать не буду. Это и так понятно.
Вопросы общие
Какой продукт вы от меня ожидаете
Зачем спрашивать . Вы должны понимать, что в конечном счете желает получить работодатель, какой результат. Потому что ожидания работодателя формируют не выполняемые вами обязанности, а конечный результат.
И если вам не известно, что в конечном счете надо получить, ваш союз долго не продлится.
По каким метрикам оценивается моя деятельность
Зачем спрашивать . Есть одна главная метрика, по которой работодатель собирается судить об успешности вашей деятельности. Но есть и дополнительные метрики, на которые он тоже смотрит.
Вам они нужны, чтобы:
- лучше понимать, как мыслит клиент и есть ли у него фокус. Например, сложно одновременно увеличивать охват и повышать конверсию в заявку/продажу;
- лучше понимать собственную работу. Например, если все дополнительные метрики меняются в лучшую сторону, а основная метрика стоит на месте, то, возможно, главная метрика выбрана неверно или вы на самом деле на нее влияете.
Что вы хотите услышать . Перечень не противоречащих друг другу метрики. Желательно, чтобы их было две-три, не более.
Мои три главные обязанности
Зачем спрашивать . Наверное, во всех областях, где требуется квалифицированный труд, чуть ли не каждая вакансия содержит перечень требований на пять листов. Маркетинг – не исключение.
Поэтому неплохо было бы узнать, на каком из листов написано то, что реально важно.
Спросив в целом об обязанностях, вы, вероятно, получите абстрактный ответ. Спрашивая о трех и главных – вы задаете рамки. Эти рамки помогают отвечающему – работодателю – продумать и структурировать свой ответ.
Что вы хотите услышать . Три главных обязанности по убыванию приоритета. Желательно, чтобы один человек мог хотя бы теоретически их совместить.
Каких результатов добился маркетолог до меня
Зачем спрашивать . Вероятнее всего, кто-то работал на позиции до вас. И вы, конечно, спросите, почему компания открыла вакансию, почему предыдущий маркетолог ушел.
Но какого вопроса работодатель не ожидает услышать – это чего достиг ваш предшественник.
Главным образом вопрос направлен на проверку работодателя: не врет ли он, не скрывает чего. Задав вопрос, вы узнаете, как соотносятся причина ухода и достигнутые результаты.
Что вы хотите услышать . Аналогично ответу на первый вопрос, вас интересует оцифрованный результат. Если работодатель начнет считать результат только с вашим приходом – дело плохо.
Вопросы на позицию маркетолога в штат
Есть ли инструменты, которые мне придется вести самостоятельно
Зачем спрашивать . Вы наверняка спросите, какие инструменты продвижения компания уже использует, а также кто эти инструменты ведет.
Вас также интересует, предстоит ли вам самостоятельно запускать какой-либо инструмент. Исходя из ответа, вы поймете:
- какой реально у компании бюджет на маркетинг;
- что вы реально будете делать.
Что вы хотите услышать . Желаемый ответ зависит от вашей позиции. Вы любите делать все сами – значит вы хотите услышать, что маркетинга в компании не было, и вам предстоит в одиночку его поднять. Вы считаете, что ведение инструментов – не ваше дело, значит вы надеетесь, что и работодатель придерживается того же мнения.
Я считаю, эра швейцарских ножей в маркетинге прошла. Каждый должен заниматься своим делом.
Какие виды маркетинговых исследований компания уже проводила
Зачем спрашивать . Вопрос направлен на определение уровня компании. Компании со слабым маркетингом никаких маркетинговых исследований не проводят. Их максимум – сторонние SEO-аудиты.
Серьезные компании вкладывали в глубинные интервью, в анализ рынка и прочие популярные штуки. Это не значит, что те же интервью всегда имеют ценность. Нет.
Но это значит, что компания ответственно подходит к маркетингу и в ее глазах маркетинг не ограничивается инструментами.
Что вы хотите услышать . Перечисление и демонстрацию проведенных исследований. Посмотрев на них и послушав работодателя, вы намного лучше поймете уровень компании и соотнесете его со своим уровнем подготовки.
На что выделяется маркетинговый бюджет
Зачем спрашивать . Задачи у вопроса две.
Во-первых, неплохо бы понять: у вас есть бюджет и вы вольны тратить его по своему разумению, или же под каждую задачу/проект расходы согласовываются отдельно.
Во-вторых, надо выяснить, как компания смотрит на бюджет:
- маркетинговый бюджет = бюджет на инструменты продвижения (реклама, закупка ссылок и пр.);
- маркетинговый бюджет = инструменты продвижения, инструменты конкурентного анализа, инструменты анализа рынка.
Что вы хотите услышать . Во втором случае перед вами очевидно открывается больше возможностей. Но, как минимум, вы хотите услышать, как компания мыслит и подходит ли вам ее образ мысли.
Как компания видит рынок и свое место на нем
Зачем спрашивать . На какой планете находится компания – вот в чем вопрос. Трезво ли работодатель оценивает ситуацию на рынке и, как следствие, адекватны ли его ожидания от работы маркетолога.
Что вы хотите услышать . Объективную оценку своей ситуации. Конечно, вам желательно подготовиться к собеседованию, что-нибудь узнав о компании. Иначе не понять, говорят ли вам правду.
Вопросы на позицию маркетолога в агентство
Сколько проектов мне предстоит вести
Или так: вы больше хотите заниматься маркетингом или менеджментом?
Что вы хотите услышать . Все очень просто: чем меньше проектов, тем больше маркетинга и тем меньше рутины.
Кто составляет основной портфель клиентов
Зачем спрашивать . С кем вам предстоит работать: с малым или крупным бизнесом, с B2B или B2C, ну и так далее.
Например, в работе с крупными клиентами вам предстоит общаться с большим контактных лиц. А B2B-продукты порой не так легко понять.
Что вы хотите услышать . Желательно, чтобы у компании была какая-никакая специализация. По своему опыту могу сказать, что если агентство начинает работать с неподходящими для нее клиентами, хорошего выходит мало.
Как вы привлекаете клиентов
Зачем спрашивать . Есть два варианта привлечения: по рекомендациям и через активные продажи, рекламу. Ответ на этот вопрос покажет, как часто клиенты будут отваливаться.
Что вы хотите услышать . Для вас лучше, чтобы клиенты приходили по рекомендациям. Чем больше клиентов по рекомендациям, тем, вероятно, выше средний срок жизни каждого клиента.
Как вы оцениваете успешность маркетинга у клиента
Зачем спрашивать . Вы хотите узнать, на какой стадии развития находится агентство. Живет ли оно в мире трафиков и кликов, или же погрузилось в область дохода с визита.
Что вы хотите услышать . Компании, которые продолжают ориентироваться на трафик…их лучше не рассматривать. Если вы хотите, чтобы будущее было у вас, идите в агентство, работающее со сквозной и бизнес-аналитикой.
Собеседование – это процесс, в результате которого работодатель подбирает себе работника, а работник определяет, подходят ли ему данный работодатель и условия труда. То есть, собеседование – это всегда процесс двухсторонний. Поэтому вопросы задает не только работодатель, но и работник. О том, какие вопросы задать работодателю на собеседовании, нужно подумать заранее.
Структура собеседования
Правильно выстроенная беседа всегда разделена на несколько этапов, поочередно сменяющих друг друга. Структуру собеседования каждая организация прорабатывает и выстраивает индивидуально. В общих чертах она имеет следующий вид:
Обязан ли претендент на должность задавать вопросы?
Формально, конечно, не обязан. Но необходимо понимать: когда кандидат спрашивает что-либо, собеседование продолжается, а значит, продолжается оценка поведения. То есть его будут оценивать в том числе и по наличию этих вопросов, и по их содержанию.
Какие вопросы задавать на собеседовании работодателю? Абсолютно разные, но главное – показывающие заинтересованность кандидата в компании и вакансии. Чтобы придумать их заранее, желательно перед собеседованием собрать информацию о компании. Тогда на основе имеющихся данных можно сформулировать вопросы грамотно и обстоятельно.
Блоки вопросов
Все вопросы к работодателю на собеседовании, которые кандидат может задать, делятся на несколько блоков. Не обязательно спрашивать из каждого блока. Достаточно выбрать 2-3 блока и задать из них 4-5 вопросов. Блоки подразделяются на несколько категорий:
Дополнительные примеры вопросов, которые можно задать рекрутеру
Вопросы работодателю на собеседовании могут также касаться испытательного срока, взаимоотношений в коллективе, предлагаемого социального пакета и даже того, по каким причинам открыта вакансия, на которую претендует кандидат. Все эти вопросы показывают искреннюю заинтересованность кандидата в предлагаемой вакансии и дают ему наиболее полное представление о компании, в которую он желает устроиться.
Рекомендуем почитать:
Какие вопросы можно задать работодателю на собеседовании – в конечном счете определяется непосредственно в ходе беседы, то есть вопросы должны быть психологически уместными. Но чтобы свободно ориентироваться, нужно знать основные из них.
Смело вы можете задать такие:
- Какие первоочередные задачи ставятся для этой должности? Какой перечень обязанностей предполагает эта должность? Будет ли взаимозаменяемость на этой должности на период отсутствия работника (отпуск, больничный и т.д.)?
- В связи с чем открыта эта вакансия – новая должность или увольнение работника? Каковы причины его увольнения?
- Что в себя включает процедура оформления на работу: какие этапы, документы нужны? на этой должности? Какова его продолжительность? Каковы критерии его успешного прохождения?
- Предусмотрены ли в компании адаптационные программы и наставничество?
- Какой социальный пакет предлагает компания? Включает ли он в себя что-либо дополнительное по сравнению с тем, что предусмотрено трудовым законодательством РФ (питание, фитнес-клуб и т.п.)?
- Какая система мотивации предусмотрена в компании (премии, бонусы)?
- Каковы отношения в коллективе? Проводятся ли корпоративные мероприятия?
- Предусмотрен ли в организации дресс-код?
- Из скольких человек состоит отдел, в котором открыта вакансия?
- Как можно охарактеризовать отношения между начальником и подчиненными?
- Какие у компании планы на ближайшие 5-10 лет?
- Какие возможности карьерного роста предусмотрены в рамках открытой вакансии?
- Уделяется ли время повышению квалификации сотрудников?
Примеров того, какие вопросы можно задавать на собеседовании работодателю, много. Каждый сам решает, которые из них его больше всего интересуют. Исходя из этого и формируется список.
То, какие вопросы можно задать на собеседовании работодателю, по сути определяет будущее работника в данной организации. Они позволят не только произвести положительное впечатление, но и лучше узнать компанию.
Ошибки в вопросах и как их избежать
Важно не только то, какие вопросы надо задавать на собеседовании работодателю, но и то, как их задать. Итак, несколько главных ошибок:
Итак, не обязательно быть красноречивым, чтобы хорошо говорить. Просто произносите речь грамотно и четко, всегда лаконично и понятно формулируйте свои мысли. Регулярно повышая качество речи через самообразование, вы не будете беспокоиться о том, что задать на собеседовании работодателю, а будете абсолютно уверены в своих силах.
Собеседование — стресс для кандидата. Но если быть готовым к тому, что и почему спрашивает работодатель, то на интервью легче собраться с мыслями и не попасть впросак. В этой статье — список популярных типов собеседований и вопросов, которые могут на них прозвучать.
В чистом виде такие собеседования встречаются нечасто. Но принцип, по которому оценивают кандидата в каждом конкретном случае, поможет разобраться, что и зачем рассказывать работодателю.
Что обязательно спросят
Каждый, кто искал работу, сталкивался со стандартными вопросами. На них легко подготовить ответы заранее — и для работодателя это главный минус, ведь многие кандидаты лукавят, чтобы понравиться интервьюеру. Тем не менее, этими вопросами часто продолжают пользоваться. Подробнее мы рассказывали о них здесь, ниже перечислим краткие советы.
Опытные HR-специалисты за годы практики вырабатывают собственную копилку уникальных вопросов, которые, на их взгляд, хорошо помогают раскрыть кандидата. Не удивляйтесь, если вас спросят о чем-то, не имеющем прямого отношения к работе — просто интервьюер старается лучше понять вашу мотивацию и другие важные для этой вакансии вещи.
Проективное интервью
Чтобы лучше понять тип личности кандидата и присущие ему модели поведения, работодатели задают проективные вопросы: просят кандидата высказать мнение о людях и ситуациях, с которыми он никак не связан. Кандидату не нужно говорить о себе, поэтому он начинает действовать свободнее. Но так как человек судит о событиях и других людях с точки зрения своего опыта, интервьюер делает из его рассказа полезные выводы.
Проективные вопросы звучат так:
Поведенческое интервью
Успехи и неудачи на работе зависят не только от самого человека. На результаты влияют многие факторы: от доступных технических средств до критериев оценки труда в конкретной организации. Нередки случаи, когда успешного профессионала из одной компании переманивали в другую, но повторить успех на новом месте у него не получалось.
Чтобы избежать таких ситуаций, работодатели исследуют поведение человека на предыдущем месте — и оценивают, сможет ли человек стать успешным в их компании. У поведенческого интервью есть строгая структура и критерии оценки. Кандидату на интервью предлагают рассказать о конкретных проблемах и задачах, которые он решал.
Обычно поведенческое интервью строится по следующей схеме:
- Какую задачу вам нужно было решить?
- Какими средствами вы располагали?
- Какой путь решения выбрали?
- Какие препятствия пришлось преодолевать?
- Оцените полученный результат.
Подумайте заранее, о каких собственных успехах или неудачах хотелось бы рассказать потенциальному работодателю. Если есть возможность, соберите перед интервью цифры и факты, которые помогут рассказать об этом.
Кейс-интервью
Кейс — это проблемная ситуация, которую кандидату предлагают решить. В такую задачку работодатель закладывает важный для него вопрос. Например, компания ищет на должность в финансовый департамент абсолютно честного человека и проверяет это качество с помощью кейсов. Кандидату на собеседовании в этой компании дадут задачу, которую можно решить несколькими очевидными путями, один из которых — схитрить и сказать неправду. Так же пытаются проверять на уровень эмпатии тех, чья будущая работа предполагает много общения с клиентами.
Обычно работодатель описывает гипотетическую ситуацию и предлагает кандидату рассказать, как бы он из этой ситуации вышел. Например:
- У вас ограниченный бюджет на проведение массового мероприятия. На чем вы будете экономить, чтобы качество мероприятия пострадало минимально?
- О вашей компании вышел ряд негативных публикаций в СМИ. Вы знаете, что все написанное — правда, но руководитель хочет опровержения. Опишите алгоритм действий для решения этой проблемы.
Понять, что именно хочет узнать работодатель с помощью кейса, очень сложно. Лучше не угадывать, а честно рассказать, как, по-вашему, можно решить задачу.
Ассессмент-центр (центр оценки персонала)
Еще один комплексный метод оценки — ассессмент-центр — включает в себя сразу несколько блоков: тесты, деловые игры, групповые дискуссии и индивидуальную презентацию кандидата. Это очень эффективный метод оценки, который при этом отнимает много времени и применяется редко у ограниченного количества работодателей (не каждая компания может позволить себе организовать такую систему оценки), далеко не на любые позиции (в основном — для оценки менеджеров среднего звена).
Готовьтесь к тому, что придется сделать небольшую самопрезентацию, пройти тестирование, возможно, участвовать в бизнес-играх, решать задачи в команде и презентовать свои решения.
В этом случае работодатель оценивает кандидата сразу по множеству параметров: он вживую видит, как он общается, решает проблемы, какие роли играет в команде и как выстраивает отношения. Поэтому лучший совет для подготовки к такому интервью — выспаться, прийти на него в хорошей форме и рабочем настроении.
Групповое интервью
Вопросы на сообразительность
Иногда вопрос на собеседовании ставит в тупик. Например:
Правильного ответа на эти вопросы не существует. Работодатель просто хочет узнать, как именно кандидат будет рассуждать. Это важно для позиций, на которых предстоит предлагать новые решения, а не выполнять рутинные операции по инструкции. Возьмите паузу и продумайте свой ответ. Здесь важно просто порассуждать на тему — скажем, сопоставить численность жителей Чехии с общей численностью автомобилей и популярностью желтого цвета, и тому подобное: все зависит от вашей фантазии и чувства юмора. Главное не теряться и высказывать свои предположения, даже если точного количества желтых машин в Чехии никто не знает.
Сосредоточьтесь на своих ответах, а не на мыслях работодателя
Предугадать вопросы и ход мыслей работодателя невозможно. Может быть, вопросом про желтые машины в Чехии он проверяет ваши знания автопрома, а кейсы дает, чтобы проверить, насколько связно вы излагаете свои мысли. Лучше сосредоточиться на своих ответах и сделать все от вас зависящее, чтобы получить интересную работу.
А главное, постарайтесь быть искренним. Допустим, вы удачно притворитесь совсем другим по характеру человеком в желании получить эту работу. А потом выяснится, что вам по-настоящему эта работа (ни ее функционал, ни особенности внутренней культуры в компании) совсем не подходит. Стоило ли обманывать?
И помните — вы тоже оцениваете работодателя. Задавайте вопросы, важные для вас. Не только про зарплату и график работы, а побольше спрашивайте про сам функционал, про то, как и что в компании устроено, какие есть особенности, в связи с чем открылась вакансия. Почему-то многие думают, что это может отпугнуть. Наоборот: рекрутеры и руководители, которые проводят интервью, часто сетуют, что кандидаты мало о чем не спрашивают и на всё кивают. На самом деле ваши вопросы показывают вашу заинтересованность и серьезный подход к выбору работы — а это уже само по себе преимущество.
Читайте также:
- Едином реестре должников по исполнительному производству на госзакупки что это значит
- Как писать в резюме про детей
- Является ли областное правительство законодательной властью
- По ходатайству кого представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное
- Как написать претензию в авиакомпанию за задержку багажа