Какие виды власти оформлены официально

Обновлено: 25.06.2024

Как только в школе начинается изучение истории, нам рассказывают о разнообразных формах государственного правления. И чаще всего используются сложные и скучные формулировки, которые напрочь отбивают желание ознакомиться с темой подробнее, хотя это весьма интересный раздел истории и политологии. Формы правления разделяются по множеству параметров — экономической политике, политическим структурам, философским идеологиям и так далее. Некоторые из них схожи друг с другом, другие же полностью отличаются.

Сегодня мы расскажем обо всех наиболее часто встречающихся в истории человечества формах правления, а также приведём примеры государств, где они использовались.

1. Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

2. Аристократия

Аристократ — это представитель высшего сословия, человек из знатного рода. Аристократия — это форма правления, при которой знать управляет всеми теми, кто находится ниже по статусу. Любые руководящие должности занимают только представители высшего сословия, тогда как простым смертным уготована судьба быть слугами господ.

В этой форме правления сильные мира сего — личности образованные, воспитанные, имеющие определённые генетические особенности (по крайней мере, так подаётся остальной массе людей). Аристократия продвигает классовую систему и не позволяет людям выходить за рамки своего класса.

Аристократия была, например, в Древней Греции, где узкий круг высших сословий вершил судьбы народа. Платон считал аристократию одной из лучших форм правления, где интеллектуально развитые и сильные люди ведут за собой тех, кто не может быть не ведомым.


3. Бюрократия

В отличие от аристократии, в бюрократии нет такого жёсткого классового ценза по праву рождения. В бюрократии невыборные правительственные чиновники выполняют общественные обязанности, продиктованные политическими группами. Бюрократия стремится к формализации всего и вся, а также к предотвращению возвышения одного из членов группы над другим. По сути, эта форма правления подразумевает, что все граждане — винтики в системе, а вместе они представляют собой огромный механизм.

Бюрократия редко является самостоятельной формой правления, и её элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в диктатуре.

Бюрократический строй хорошо прослеживался в Великобритании в XVIII веке, когда, ввиду необходимости более точного контроля за растущей империей, был создан аппарат всеобъемлющего административного управления, повысившего эффективность сбора налогов и распределения благ. Эта система постоянно улучшалась, и в настоящее время она превратилась в государственную службу Её Величества (пример современного бюрократизма).

4. Демократия

Демократия, в отличие от многих других форм правления, несёт в себе лишь общественное устройство и лишена экономической составляющей. Здесь во главу угла становится форма правления, при которой народ путём голосования избирает своё правительство. Демократия отрицает классовое неравенство в плане руководства государством и предоставляет равные возможности для избираемых.

При демократии проводятся дискуссии, дебаты, ищутся компромиссы — и всё для того, чтобы удовлетворить потребности широкого круга населения. Но без чёткого надзора демократия может достаточно быстро переходить в диктатуру, особенно при появлении харизматичного лидера.

Наиболее ярким примером демократического общества можно назвать страны Западной Европы, а также США, где избираемые лица ограничены как во временных рамках правления, так и в обязанностях и привилегиях.[/bro_columns]

5. Диктатура

Одним из самых ярких ответвлений диктатуры является военная диктатура, где вся власть находится в руках военной элиты. Чаще всего в военных диктатурах закон и порядок ставятся выше надлежащих правовых процедур, а также гражданских и политических свобод, а оппозиция подавляется жёсткими методами.

Примером диктатуры является современный Таиланд, где в 2014 году после массовых протестов против правительства были аннулированы выборы, и начался хаос в политической власти. Создавшийся вакуум власти позволил генералу Праюту Чан-Оча объявить военное положение, распустить сенат и взять контроль над страной в свои руки. После этого были урезаны некоторые свободы, к примеру: введён общенациональный комендантский час, наложен запрет на политические собрания, взяты под контроль СМИ.

6. Капитализм

Про капитализм не знает только самый ленивый, ведь почти вся планета в наше время живёт при этом экономическом строе. Его главный постулат — сосредоточение производства в частных руках. Капитализм продвигает идею открытой конкуренции и того, что свободная рыночная экономика с ограниченным регулированием со стороны государства является самой эффективной формой экономической организации.

Сторонники капитализма отмечают постоянный экономический рост при этом строе, рост уровня жизни, а также более высокий, по сравнению с другими экономическими моделями, уровень производительности. Противники капитализма утверждают (и небеспочвенно), что он способствует социальному расслоению, эксплуатации рабочего класса, а также нерациональному использованию ресурсов и сверхпотреблению.


В качестве примера ты можешь выбрать практически любую страну на карте, в том числе Китай, где смешались элементы госкапитализма и слабо регулируемой либеральной рыночной экономики в случае с частными компаниями, не представляющими стратегического интереса.

7. Клептократия

Клептократия — это извращённая форма демократии, при которой правящая партия пришла к власти (либо сохранила её) с помощью коррупции. Этим термином обычно описывают коррупционные правительства, которые присваивают государственные ресурсы, пуская их не на благо нации, а на удовлетворение частных интересов узкого круга лиц.

Ближайший пример — наша страна. Клептократический режим начал строиться примерно в конце 90-х — начале 2000-х годов, и в настоящий момент он плотно закрепился во властных кругах. Так называемые распилы и откаты — это неотъемлемая часть клептократического строя, направленного исключительно на сохранение существующего режима.

8. Колониализм

Колониализм, так же как и бюрократия, не является основной формой государственности и может присутствовать как в демократиях, так и в монархиях (приобретая новую форму — империализм).

При колониализме страна стремится расширить своё влияние на другие территории — как правило, на более слабые в технологическом развитии цивилизации. Чаще всего это приводит к оккупации территорий, радикальной эксплуатации её ресурсов, в том числе и коренного населения, а также к навязыванию своих ценностей другим народам для укрепления власти.

Примером колониализма можно назвать практически любую великую державу XV–XX века, начиная с открытия Нового Света и заканчивая деколонизацией в середине прошлого столетия. Любые примитивные народы, особенно в колониальной политике Испании и Великобритании, считались ресурсом на уровне древесины, поэтому они либо уничтожались, либо эксплуатировались в качестве рабов.


9. Коммунизм

В нашей стране старшими поколениями принято считать, что в СССР был коммунизм, но это совершенно не так. Коммунизм является идеей, пропагандирующей общественную собственность, включая всю инфраструктуру, а также средства производства. Коммунизм подразумевает отсутствие разделения на классы и, как следствие, классовой борьбы. Этот общественный и экономический строй является прямой противоположностью экономическому и социальному расслоению, которое лежит в основе капитализма.

В отличие от демократических режимов, коммунистические ограничивают доступ к управлению страной тем, кому чужды ценности общественной собственности или кто может внести капиталистические элементы.

Примера коммунизма пока что не было. Некоторые признаки этого строя присутствовали в СССР, особенно в ранние периоды, до прихода к власти Хрущёва и переориентации на госкапитализм. Что касается Северной Кореи, то это диктатура с госкапитализмом.

10. Меритократия

Меритократия — это ещё одна общественная система, лишённая собственной экономической модели. При ней власть принадлежит тем, кто продемонстрировал достоинства, считающиеся подходящими для государственного управления. То есть власть даётся самым лучшим членам общества, и, как правило, это звание подтверждается успехами в учёбе, работе или других сферах деятельности, где человек может показать свой талант и доказать превосходство над остальными.

Другими словами, в меритократии присутствует социальная иерархия, где выше всех находятся самые достойные члены общества.


Примером меритократии является Сингапур, где достижения в учёбе определяют судьбу человека. Однако, несмотря на экономический успех и престиж Сингапура, некоторые эксперты бьют тревогу по поводу того, что в этой стране наблюдается всё большее иерархическое разделение между интеллектуальной элитой и остальными участниками общества.

11. Монархия

Монархия является социально-политическим строем, при котором власть принадлежит одному члену королевской династии. Чаще всего считается, что монарх получает власть напрямую от Бога или по божественному праву, что подразумевает полную неоспоримость действий правителя и беспрекословное подчинение его воли.

В монархии власть передаётся по линии преемственности и по порядку рождения. Первыми на трон претендуют старшие члены монархической династии, потом — младшие.

Монархии можно условно разделить на абсолютные и конституционные. Первые представляют собой классическую схему авторитарного управления, когда в руках одного человека сосредоточена вся власть. Вторые более демократичны и порой настолько ограничивают привилегии монарха, что тот выполняет скорее декоративную функцию.

На данный момент в мире насчитывается 45 стран с монархией. Так, к примеру, в Саудовской Аравии и Брунее правители являются абсолютными монархами, тогда как в Великобритании и Японии они практически не влияют на политику государств.

12. Олигархия

Элементы олигархии так или иначе присутствуют во многих авторитарных и даже демократических строях. Если обобщить, то олигархия является формой правления, при которой государством управляет определённый круг лиц, объединённых по какому-либо признаку (например, по родословной, расе или финансовому положению). Поэтому к олигархическим формам правления можно причислить аристократию, тоталитаризм и любые другие общественно-политические строи, ограничивающие права и свободы большинства.

Одним из примеров олигархии является правительство ЮАР в период с 1948 по 1991 годы, называвшееся апартеидом. В ЮАР тех времён чётко прослеживалась расовая олигархия, где белое меньшинство управляло чернокожим большинством и контролировало политику, правоохранительные органы, социальную сферу и другие субъекты государственного устройства.


13. Плутократия

Плутократия является общественно-политическим строем, где главенствуют финансы. Только обеспеченный человек может получить доступ к власти, и это серьёзно отличает плутократию от той же аристократии, где, помимо финансового ценза, были ещё наследственность и квалификация в определённых областях для более эффективного управления.

Плутократия является ещё одним строем, который не существует отдельно от других и чаще всего проявляется в капиталистической формации при демократиях, когда у обеспеченных кандидатов выше шанс выиграть выборы, так как они могут позволить себе вложить большие средства в предвыборную кампанию и обойти более квалифицированных, но менее обеспеченных кандидатов.

Элементы плутократии прослеживаются во многих странах, и ярко они проявляются в современных США и России, где избранная группа миллиардеров владеет внушительным объемом национальных богатств и может без труда вытеснять менее обеспеченных оппонентов.

14. Социализм

Социализм является социально-политической и экономической моделью, в которой люди владеют основными средствами производства. Социализм отличается от капитализма отсутствием неравноправного разделения благ в обществе и более размытыми классами. Некоторые эксперты сходятся во мнении, что социализм являет собой строгую политику совместного владения и равного распределения ресурсов и тесно переплетается с госкапитализмом.

Другие считают, что социализм может вполне логично существовать со свободным рыночным капитализмом, внедряя в него элементы, уменьшающие классовый разрыв.

Одним из самых известных примеров эффективного социализма является так называемая скандинавская модель, где свободная рыночная экономика сочетается с обширными общественными инициативами, такими как бесплатная медицина и образование, сильное влияние профсоюзов, защита прав и свобод рабочих и так далее.


Что касается СССР, то в нём прослеживался симбиоз госкапитализма и социализма, где вместо свободной рыночной экономики было чёткое плановое разделение благ. В остальном же советский социализм мало чем отличался от скандинавского.

15. Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

16. Тоталитаризм

Тоталитаризм — это развитие диктатуры, при которой правящая партия не ограничена ничем и может как угодно вмешиваться в общественную и частную жизнь нации. Власть, как и в случае диктатуры, находится в руках авторитетной и харизматичной фигуры, вокруг которой строится значительная часть пропаганды, ещё больше расширяющей культ личности. Чаще всего при тоталитаризме государство имеет полный контроль над СМИ и применяет элементы террора против своего же населения для подавления малейшего недовольства.

Ещё одним признаком тоталитаризма является желание построить утопическое государство.

Примеров тоталитаризма было много — от фашистских и коммунистических режимов XX века до современной Северной Кореи, где вся власть находится в руках диктатора, обладающего исключительной и неоспоримой властью, а практически вся пропаганда строится вокруг личности правителя. Любая критика действий правителя является преступлением и карается без надлежащих на то правовых процедур.


17. Феодализм

Феодализм — это социальный строй, при котором основной властью являлись дворяне и землевладельцы. При феодализме наблюдалось резкое иерархическое разделение на дворянство, духовенство и крестьянство, и для любого из классов было практически невозможным перемещение вверх или вниз по социальной лестнице. В этой системе крестьяне являлись рабочей силой и воинами, а в обмен получали возможность работать на земле лорда и защиту от внешних сил.

Ярким примером является Франция образца XI века, когда страна, по сути, была разделена на множество княжеств и уделов, где барон или любой другой землевладелец был единоличным правителем.

Раскроем понятие власти, ее роль в обществе, структуру, виды власти.

Власть – это способность и возможность оказывать решающее воздействие на поведение и деятельность людей с помощью различных средств: авторитета, права, принуждения (включая прямое насилие) и других.

Термин власть употребляется также для обозначения ее субъектов, носителей власти, выборных лиц или органов, например: общее собрание всех членов первобытного рода, старейшина, вождь, жрец, парламент, правительство и.т.д.

Без власти в обществе наступит хаос, поэтому оно пронизано властными отношениями.

Власть в обществе порождается потребностью управления, необходимостью согласования общих целей при наличии многообразных интересов, ценностей, потребностей. Она обусловлена также социальной асимметрией, т.е. природным и социальным неравенством людей.

В динамике власть всегда есть отношение между людьми - властеотношение. Структура властеотношения: субъект, объект, само властное воздействие.

Субъект власти – это носитель власти, от которого исходит властный импульс, это активное начало власти. Субъект власти наделен сознанием и волей подчиняет своей воле объект. Например, субъектом власти может быть лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество.

Объект власти – это те, на кого направлено властное подчиняющее воздействие. Особенность объекта власти заключается в том, что он тоже наделен сознанием и волей и может выступать субъектом власти в других властеотношениях. Объектами власти могут быть те же, кто является ее субъектами, т.е. лицо, группа лиц, народ в целом, орган общественной или государственной власти, государство в целом, международные организации, мировое сообщество. Важно, что объект власти в одном властеотношении может стать субъектом в другом властеотношении.

Властное воздействие – это связь и взаимодействие между субъектом и объектом власти, которое возникает в процессе реализации власти. Оно заключается в том, что со стороны субъекта осуществляется проявление воли, вплоть до ее навязывания, а со стороны объекта власти осуществляется подчинение субъекту. Подчинение может быть добровольным, когда воля субъекта власти совпадает с волей объекта либо принудительным. Существуют властеотношения, в которых объект и субъект власти совпадают, например, в родовой общине, когда решения принимаются общим собранием.

В статике в структуре власти различают волю и силу. Воля является базовым компонентом власти, т.к. во власти всегда проявляется воля властвующего субъекта: индивида, группы людей, социального класса, народа, общества в целом. В государственной власти может проявляться воля большинства общества, либо воля класса, либо какой-то группы людей – аристократии, олигархии, технократии и т.д.

Сила власти подтверждает ее волю, приводит волю в действие, воплощает в жизнь. Сила власти проявляется в авторитете, в идеологическом воздействии, в праве, в принуждении, в прямом насилии. Сила государственной власти воплощается в государственных органах – органах управления, и особенно органах принуждения – армии, полиции, тюрьмах ит.д.

Виды власти. Поскольку общество пронизано властными отношениями, существует множество видов власти.

Неформальная власть. В малых социальных группах (семья, объединение по интересам, школьный класс, студенческая группа), где все друг друга знают и персонально контактируют власть держится на авторитете лидера. Авторитет зависит от личностных качеств, заслуг, одаренности.

Формальная власть. В политических партиях, государстве, крупных корпорациях, в иных организациях власть опирается на положение и внешнее воздействие официальных органов управления и должностных лиц. При этом имеет значение не личностные качества носителей власти, а их официальный статус. Объект власти вынужден подчиняться безличным правилам и велениям.

Соответственно сферам жизни общества различают духовную, социальную, экономическую, политическую власти, информационную, теневую, военную, семейно-бытовую, религиозную и другие. Одним из основных видов является политическая власть. Она подразделяется на международную, государственную, партийную, муниципальную, региональную. Цель политической власти – регулирование и управление процессом общественной и государственной жизни. Самой высшей и развитой формой политической власти является государственная власть.




Государственная власть – это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства. Она опирается на специальный аппарат управления и принуждения. Располагает монопольным правом издавать законы и иные нормативные акты, обязательные для всех. Обладает монополией на применение легитимного (поддерживаемого, одобряемого населением) насилия. Государственная власть осуществляет управление обществом в пределах определенной территории.

Методы, способы, обеспечивающие доминирование воли властвующего субъекта зависят от социальных интересов и волевой установки сторон. При совпадении интересов и воли субъектов для осуществления власти достаточно информационного воздействия. При расхождении интересов и воль возможны пути: а) согласование, стимулирование, разъяснение, убеждение; б) принуждение (в т.ч. прямое насилие).

Выводы. Власть в обществе проявляется через социальное управление и социальное регулирование. Социальные нормы определяют субъектов власти, объем властных полномочий, меру ответственности, возможность и меру принуждения. Управленческие структуры реализуют властные полномочия, определенные в социальных нормах, используя при этом управленческие средства – авторитет, обычаи, право, принуждение, информацию, богатство и другие.

Основа политики - власть. Власть многообразна. Можно выделить несколько её определений:

1) в широком смысле - способ влияния на людей;

2) в узком смысле - отношения господства и подчинения; комплекс полномочий, дающих право принимать решения, обязательные для подчинённых.

К примеру, властью обладает учитель - он влияет на учащихся, даёт им задания, указывает правила поведения. Учащиеся обязаны подчиняться требованиям учителя. Следовательно, учитель обладает властью как в широком, так и в узком смысле. Намного шире власть Президента РФ. Он влияет на широкий круг людей - всех граждан страны. Его законные решения также обязательны для жителей государства. А лидер в группе друзей обладает лишь властью в широком смысле. Он может влиять на других членов группы, но это влияние неформальное. Решения лидера группы друзей не обязательны для исполнения всеми.

Основа власти - социальное неравенство людей, которое предполагает подчинение одних другим. С этим связана опасность злоупотреблений властью её носителями - именно поэтому объём власти должен быть чётко определён и ограничен. Власть появилась практически одновременно с появлением человеческого общества и в той или иной степени будет всегда сопутствовать его развитию. Первоначальная власть - власть отца семьи, общины, вождя племени упорядочивала отношения людей и привносила стабильность. С развитием общества структура власти усложнялась, появлялись новые её виды. Сегодня наиболее развитым и оформленным видом власти является власть государственная.

Но в любом случае власть предполагает три возможных источника:
- сила - физическое или духовное воздействие на людей;
- закон;
- авторитет - оценка обществом качеств личности - носителя власти.

Часто власть в той или иной степени опирается на все три источника сразу. К примеру, государственная власть своим источником имеет, прежде всего, закон. Однако в необходимых случаях она может применить силу для принуждения людей к соблюдению норм права - для этого существуют силовые структуры (полиция, армия и т.п.). Кроме того, если государственная власть опирается на авторитет, то это укрепляет её дополнительно.

Власть можно разделить на типы:
- личная власть - влияние на конкретных людей. К примеру, личной властью обладает директор небольшого предприятия - он может влиять только на своих подчинённых, круг которых точно определён;
- публичная власть - власть в отношении потенциально неопределённого (обезличенного) круга лиц. К примеру, власть президента России распространяется не только на всех россиян, а также тех, кто пребывает в Россию и находится на её территории временно или постоянно.
Важнейшей в обществе является политическая власть - право, способность и возможность влиять на управление обществом, отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели. Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих её от других видов власти:
- публичность - эта власть распространяется на всё население страны, а также на тех, кто временно пребывает на территории государства;
- легитимность - признание власти народом. В данном случае идёт речь не о поддержке власти народом, а о её признании - можно ведь критиковать действия власти, но признавать её как законную;
- легальность - соответствие власти закону;
- регламентированность - определённость власти и властных полномочий законом, традициями;
- институциональность - выражение власти в официальных, специально созданных органах, политических институтах.
Политическая власть обычно разделяется на:
- государственную - осуществляется государством в форме формальных законов, указов и пр. с санкциями за их неисполнение. Субъект этой власти - государство в лице официальных государственных органов власти;
- общественную (партийную, профсоюз­ную, средств массовой информации) – осуществляется организациями преимущественно через неформальное влияние на общественное мнение.

Таким образом, понятие "политическая власть" шире понятия "государственная власть".

Можно выделить основные функции политической (прежде всего государственной) власти:

- формирование политической системы;
- организация политической жизни и политических отношений;
- управление делами общества и государства;
- руководство политическими процессами;
- создание определенного типа правления.

В демократических государствах власть обычно разделяется на три ветви: законодательную (издаёт законы), исполнительную (обеспечивает исполнение законов). судебную (контролирует исполнение законов). Авторами теории разделения властей считаются Дж. Локк и Ш. Монтескье. Цель разделения властей - гарантировать невозможность узурпации (присвоения, захвата) власти одним органом или человеком, свести к минимуму возможные ошибки в управлении обществом. Вместе с тем, разделение властей не предполагает абсолютной независимости и неподконтрольности ветвей власти друг другу. Для этого существует т.н. система сдержек и противовесов - система взаимовлияния и взаимоконтроля ветвей власти в государстве. К примеру, в России Президент может в отдельных случаях распустить Государственную Думу. Но и парламент России также может влиять на Президента - отрешить руководителя страны от должности в случае совершения им измены Родине или иного тяжкого преступления и т.п.

Вы можете поделиться материалом лекции в социальных сетях:

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию , а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

  • Форма правления в узком смысле — это организация высших органов государственной власти (способ организации верховной власти в государстве).
  • Форма правления в широком смысле — это способ организации и взаимодействия всех органов государства.

Форму правления не следует путать с формой государственного устройства и политическим режимом государства. Все вместе, эти три характеристики дополняют друг друга и описывают форму государства.

Какая форма правления в России?

Какая форма правления в Российской Федерации? Согласно части первой статьи первой Конституции Российской Федерации 1993 года:

Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления [2] . По мнению председателя Конституционного суда РФ В. Д. Зорькина Россию более точно называть смешанной президентско-парламентской республикой [3] .

В 2011 году президент России Дмитрий Медведев заявил в интервью:

У нас в стране не существует коалиционного правительства. У нас не парламентская республика, а президентская. У нас президентское Правительство, которое проводит президентский курс. Кто не согласен — в сторону. Только так и может быть. Это жёсткая позиция, однозначная позиция, я и дальше намерен её придерживаться.

Государственная власть

Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.

В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

  • Президент Российской Федерации,
  • Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),
  • Правительство Российской Федерации,
  • Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации де-юре осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление.

Основы конституционного строя

Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону.

Однако ни демократия, ни федерализм в таком понимании духа Конституции не присутствуют. Суверенитет, целостность, единая система государственной власти и централизация управления, как известно, характерны для унитарного государства. Федерацию же отличают, как минимум, возможность её субъектов самостоятельно, без какого-либо вмешательства центральной власти образовывать (формировать) собственные органы государственной власти и наличие взаимного разграничения предметов ведения и полномочий. Все это есть в российской Конституции и даже в аргументации Постановления Конституционного Суда, но ровно никакого влияния не оказывает на его выводы, абсолютно им противоречат. Да и трудно представить, чтобы рассматриваемый механизм назначения губернаторов хоть сколько-нибудь соответствовал принципам федерализма.

Если те же самые нормы Конституции, на которые ссылается Конституционный Суд, читать по-другому, то никакой единой, в смысле унитарной, системы государственной власти там не обнаружится. На самом деле речь идет о двух системах государственной власти — системе федеральных органов и системе органов государственной власти субъектов Российской Федерации, каждая из которых имеет собственные полномочия.

— Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Анатолия Леонидовича Кононова, Постановление Конституционного Суда РФ от 21.12.2005 года N 13-П [1]

Согласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политическое и идеологическое многообразие

Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Глава государств

Главой российского государства является Президент Российской Федерации (ст. 80 Конституции Российской Федерации).

В 1991—1993 годах существовал пост вице-президента, но был упразднён указом Президента; в Конституции 1993 года должность вице-президента уже не упоминается.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент избирается на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Изначально (в 1991) Президент России избирался на 5 лет. В Конституции РФ 1993 года срок полномочий Президента был сокращён до 4 лет. Однако согласно п. 3 Заключительных и переходных положений Конституции Российской Федерации, Президент осуществлял полномочия до истечения срока, на который он был избран. На основании поправок к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу 31 декабря 2008 года, начиная с выборов 2012 года он избирается на шестилетний срок полномочий [5] .

Законодательная власть

Федеральное Собрание

Законодательным и представительным органом государственной власти (парламентом) Российской Федерации является Федеральное Собрание Российской Федерации (ст. 94 Конституции Российской Федерации). Оно является постоянно действующим органом (ст. 99 Конституции Российской Федерации).

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхняя палата — Совет Федерации (полное именование — Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации) и нижняя палата — Государственная Дума (полное именование — Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации). Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно, но могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Полномочия палат российского парламента описаны в ст. 94-109 Конституции Российской Федерации 1993 года.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. С момента принятия конституции они неоднократно менялись.

Порядок формирования Совета Федерации

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от исполнительного и законодательного органа власти субъекта. Поскольку состав Российской Федерации из-за объединения субъектов федерациименялся, то соответственно менялось и количество членов Совета Федерации.

В 1994-1995 годы действовал выборный Совет Федерации (согласно переходным положениям Конституции России), в 1996-2002 годах в Совет Федерации входили главы исполнительной власти и парламентов субъектов РФ, а после реформы 2000 года, предложенной президентом, их сменили представители этих органов, делегируемые на постоянной основе. Ротация в основном произведена в 2001-2002 годах. Срок полномочий членов Совета Федерации совпадает со сроком полномочий назначающих (избирающих) их органов.

Порядок избрания Государственной Думы

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам). Срок полномочий Государственной Думы — 5 лет. Политическая реформа 2012 г. внесла новые изменения: была возвращена смешанная избирательная система, по которой прошли выборы в Государственную Думу РФ в 2016 г.

Вопросы законодательства

Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации и подписываются Президентом. Государственная Дума может преодолеть вето Совета Федерации, повторно приняв закон двумя третями голосов. Вето президента может быть преодолено, только если закон повторно принят и Советом Федерации, и Думой, большинством в 2/3 голосов от общего числа членов обеих палат.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством (не менее трёх четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы). Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Исполнительная власть

Судебная власть

Высшими судебными органами в России являются Конституционный Суд, Верховный Суд [6] . Судьи высших судов назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики [7] . Высшие и подведомственные им суды составляют систему федеральных судов. В субъектах Федерации имеются свои конституционные или уставные суды, не входящие в федеральную систему. Недавно [ когда? ] введенные мировые судьи также не считаются федеральными судьями.

В главе Конституции о судебной власти упоминается также Прокуратура Российской Федерации. Однако Прокуратура не входит в судебную систему и является независимой от всех ветвей власти. Систему Прокуратуры возглавляет Генеральная прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным прокурором. Он назначается на должность Советом Федерации по представлению Президента.

21 ноября 2013 года Госдума приняла законопроект об объединении Высшего Арбитражного Суда РФ с Верховным судом РФ [8] . 6 февраля 2014 года одобренный субъектами РФ закон об объединении судов был подписан Президентом РФ Владимиром Путиным [9] .

Местное самоуправление

Глава 8 Конституции определяет, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно осуществляется гражданами путём референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (ст. 130).

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Они могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В таком случае, реализация переданных полномочий подконтрольна государству (ст. 132 Конституции России).


Третья статья Конституции РФ объясняет суть понятия органов публичной власти. Данный термин не закрепился в федеральных законах. Ему заменой служит термин "государственная власть". Тем не менее это не отменяет определения самого источника власти - власть при использовании любого термина одинаково должна опираться на наш многонациональный народ. Предполагается единое народовластие - в его основной форме, несмотря на то, что статьи Конституции в реальной жизни соблюдаются не все и не всегда. Главным документом страны народу дано такое право: органы публичной власти, а также самоуправления - основная форма единого народовластия. Все существующие институты и каждое должностное лицо уполномочены волей народа, которая выражается на выборах, придающих власти правомерность и легитимность.

Система власти. О чем речь?

В любой правоприменительной практике, в том числе и судебной, а также в научной литературе термин "органы публичной власти" широко используется, отсюда и вывод: государственная сила вкупе с муниципальным самоуправлением выражают интересы общества, народа Российской Федерации со всеми его национальностями на данном территориальном уровне. Именно поэтому и воспринимается как система. Органы публичной власти представляют оформленную разветвленную структуру, которой принадлежат все средства как местного, так и государственного воздействия на общественность и все протекающие в ней процессы.

Государственная дума

Система эта связывает воедино органы разного уровня и разных профилей, решающие государственные задачи соответственно направлению и отрасли, осуществляющие функции самых разнообразных организационных правовых формах государственной деятельности в границах их компетенции. Сюда входят исполнительные органы публичной власти, а также государственной, муниципальные органы и органы местного самоуправления, управляемые государством. В каждый из выше перечисленных органов входят должностные лица, которые наделены властными полномочиями. Например, исполнительные органы публичной власти призваны обеспечивать в полном объеме реализацию государственной политики. А также исполнение всей законодательной базы. Которую принимает представительная власть. Реализуются решения посредством работы правительства, президента и местных властей.

Действующая власть. Признаки

В Конституционном суде неоднократно использовались формулировки "органы публичной власти РФ", "ее уровни и система", где перечислялись государственные должностные лица. Как действующие органы политической власти. Функции государства реализуются посредством государственного аппарата, то есть, системы взаимосвязанных органов и должностных лиц. Которые осуществляют государственную политику. Что такое органы публичной власти в РФ? Это институциональные элементы, уполномоченные надлежащим образом функционировать, осуществляя одну из форм народовластия. Именно об этом и говорится в статье 3 Конституции РФ.

Верховный суд РФ

Структура органов публичной власти создается и действует от имени государства, а порядок деятельности и создания их определяется нормативами законодательства. Каждый из них имеет собственные компетенции, то есть самостоятелен и обособлен, судя по организационным характеристикам, хотя является только звеном одной из составных частей государственного аппарата, а система эта едина. Решения органов публичной власти обязательны к исполнению. Поскольку каждый наделен властными полномочиями и при необходимости может подкрепить требования принудительными силами государства.

Таким образом, определение может звучать так: орган государственной власти - обособленное звено, наделенное совокупностью перечисленных выше признаков, включая властные полномочия, которое действует от имени государства в границах собственных компетенции и в установленном законодательно порядке, осуществляя функции государства. Все органы публичной власти в Российской Федерации собраны в единую систему и работают как единый механизм. Эта система отличается высокой сложностью, а потому классифицируется по разным основаниям.

Классификация: уровень деятельности и способ создания

Органы субъектов Российской Федерации и федеральные органы выделяют по уровню деятельности. Последние включают в себя президента, совет Федерации и Государственную думу (Федеральное собрание), правительство РФ и суды. Государство у нас федеративное. А потому и публичная функция органов власти осуществляется посредством не только федеральных, но субъектных.

Таким образом организована система, которую установили субъекты РФ самостоятельно, основываясь на Конституции (статья 77) и совпадающих принципах организации исполнительных и законодательных властных структур. Есть общие признаки органов публичной власти. О них не можно догадаться. Это присутствие законодательного (представительного) органа и руководителя - высшего должностного лица, исполнительных органов (различные управления, департаменты, министерства, администрация, правительство), а также уставного конституционного суда и мировых судей.

По способу создания можно классифицировать по трем параметрам. Это выборность, назначение и назначение избранием. Например, понятие органа публичной власти подразумевает выборность в представительные (или законодательные) управления в субъектах страны, в Государственную думу, а также выборы президента РФ. Назначаются же федеральные судьи и министры. Избираются, чтобы быть назначенными, в представительных органах. Это касается мировых судей, различных уполномоченных и так далее.

Так, особенно хорошо видно взаимодействие органов публичной власти, если способы сознания подразделить на производные и первичные. Выборные - это первичные, а производные получаются в процессе образования их силами первичных. Именно отсюда производные органы получают полномочия. Так образованы Счетная палата, правительство, Центральная избирательная комиссия и многие другие.

Руководители Московской и Магаданской областей

Правовая основа и выполняемые задачи

Правовая основа является основополагающим фактором при создании и функционировании любых государственных образований. К этому пункту классификации относятся абсолютно все виды органов публичной власти. Они создаются на основе либо Конституции, как, например, Совет Федерации или Государственная дума, должность президента и тому подобное, либо на основе федеральных законов, как избирательные комиссии или суды, либо на основе указов президента, как уполномоченные - по правам человека, по правам ребенка и так далее, либо на основе постановлений правительства, как совет по присуждению премий или любые контролирующие комиссии.

Существуют и уставы субъектов РФ, на основе которых создаются и функционируют законодательные собрания в субъектах, губернаторы. Также в субъектах действуют свои законы и подзаконные акты, на основе которых создаются различные советы при правительстве в регионах. Например - Морской совет в правительстве СПб. Правовая основа имеет совершенно другие корни при создании организации при правительстве субъекта, чем при создании законодательных органов публичной власти.

Характер выполняемых задач у разных властных образований может существенно отличаться. Здесь классификация проводится следующим образом. В первую группу входят органы законодательные. У них есть исключительное право на регулирование законодательства путем принятия соответствующих актов. У этих органов публичной власти ответственность также самая высокая. Во второй группе находится ветвь исполнительная, в ее функциях решение распорядительных и исполнительных задач. Третья группа осуществляет правосудие. Это органы судебной власти.

Президент РФ и уполномоченный по правам человека Т. Москалькова

Способ управления, полномочия, компетенции

Основанием классификации является способ управления: Государственная дума и правительство относятся к коллегиальным органам, а президент и уполномоченные - к единоличным. Также много значит и разделение по срокам полномочий, где выделены постоянные органы публичной власти, которые действуют неограниченное количество времени, и временные созданные для работы на определенный срок. Сюда относятся и специальные управления для особых территорий и особых режимов - для проведения операций по захвату террористов или при чрезвычайном положении.

Объем компетенции разграничивает органы, решающие самый широкий спектр вопросов, такие как Федеральное собрание, правительство и другие, а также органы отраслевой или специальной компетенции, специализирующиеся на отдельных функциях. Например - счетная палата, МВД, прокуратура и тому подобные. Наука поддерживает классификацию более общую. Согласно ее трактовке, есть основные органы и так называемые иные государственные органы.

В статье 11 (часть первая) Конституции РФ перечисляются федеральные органы власти государства. Иных органов там не предусмотрено. Однако упоминаются и администрация президента, и совет безопасности, и Центральный банк (Банк России), Прокуратура РФ, и многие другие (так называемые "иные") органы государственной власти. Законодательством этот термин принят за основу.

Администрация, Счетная палата, ЦИК РФ

С марта 2004 года является государственным органом Администрация президента РФ согласно его Указа № 400. Администрация обеспечивает деятельность главы государства и контролирует исполнение его решений. В 2010 году создан Совет безопасности РФ (статья 13 №390-ФЗ), который стал совещательным органом по подготовке решений президента в вопросах обеспечения безопасности, оборонного производства, военного строительства, сотрудничества в этой области с иностранными государствами и многих других, в том числе и защита конституционного строя, независимости и суверенитета, территориальной целостности страны.

Виктор Золотов Росгвардия

Счетная палата приобрела свой статус в 2013 году (согласно Федеральному закону № 41-ФЗ) и с той поры действует постоянно как орган внешнего аудита. Этот орган государственной власти подотчетен Федеральному собранию и осуществляет экспертно-аналитическую, контрольно-ревизионную, информационную деятельность, следит за целевым использованием средств, за эффективностью вложений федерального бюджета и внебюджетных, но государственных фондов.

Центральная избирательная комиссия функционирует согласно статье 21 Федерального Закона о гарантиях избирательных прав, организует подготовку выборов и их проведение, а также референдумов. Ее компетенции установлены федеральными законами, как для любой другой ветви власти. Банк России уполномочен с июля 2002 года Федеральным законом № 86-ФЗ осуществлять защиту и обеспечивать устойчивость рубля вне зависимости от любых других властных органов страны, субъектов РФ и местных органов самоуправления.

Прокуратура

В 1992 году была создана единая федеральная централизованная система по надзору за исполнением законов и соблюдения Конституции, которые действуют на всей территории страны. Федеральный закон № 2202-1 назвал Прокуратуру РФ органом, выполняющим функции государственного обвинителя в судебном рассмотрении дел, а также она должна осуществлять антикоррупционную экспертизу правовых актов. В системе находятся Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов, а также научные учреждения и образовательные, печатные издания, прокуратуры отдельных районов и городов, военные и специализированные прокуратуры.

Назначить или освободить от должности генерального прокурора имеет право только Совет Федерации (по представлению президента), срок работы - пять лет. В субъектах прокуроры назначаются Генеральным прокурором согласованно с государственной властью субъектов. Например, в Московской области для назначения прокурора нужно согласие областной Думы и губернатора, в Ненецкой автономии - только собрания депутатов округа, а в Брянской области - администрации области и областной Думы.

Следственный комитет РФ

Следственный комитет

В системе Следственного комитета Российской Федерации состоят центральный аппарат, следственные управления центральные и в субъектах РФ, а также приравненные у ним отделы по районам и городам, включая специализированные, созданы образовательные и научные учреждения и организации, обеспечивающие полноценную деятельность этого государственного органа. Главой Следственного комитета является председатель, которого назначает президент. Генеральный прокурор и его подчиненные надзирают за исполнением законов в деятельности этого органа.

Конституционное собрание и другие органы

Конституционное собрание созывают в случае необходимости решения вопросов пересмотра Конституции РФ, что предусмотрено в статье 135 Федерального конституционного закона. Пока еще этот закон находится в фазе принятия. Однако, государственный орган власти - Конституционное собрание наделен учредительной властью и правом принять новый вариант Конституции, а потому должен быть сформирован с самым широким представительством общественных и государственных структур по принципу разделения властей и федеративного устройства страны.

Главный прокурор субъекта РФ (Крым)

Есть и многие другие органы, работающие во властных структурах, которые в Конституции не указаны. Например, это Государственный совет, представленный высшими должностными лицами субъектов страны. Орган это совещательный и действует по Указу президента № 1602 с сентября 2000 года, содействуя реализации полномочий первого лица государства в обеспечении согласованности в функциях и взаимодействии всех органов власти.

Единство системы

Все органы публичной власти в совокупности должны образовывать единую систему, в основе которой лежат именно конституционные принципы. Это статья 2 о приоритете свобод и прав человека и гражданина, статья 3 о принадлежности власти народу, статьи 10 и 11 о разделении властей, статья 5 о федерализме, статья 12 о самостоятельности местных органов самоуправления, статья 15 об отделении от религии, статья 13 о независимости от установок идеологического плана, присущих отдельным должностным лицам, и так далее.

Ведение работ и полномочия всех органов власти разграничены федеральными законами и Конституцией, однако они все друг с другом теснейшим образом взаимодействуют. Особенно это касается совместного ведения работы органами исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ. Для того, чтобы руководство исполнительной власти в масштабах страны было единым, федеральные органы создают территориальные отделения и сами назначают должностных лиц, соответствующих полномочиям. Основная задача - реализация положений Конституции РФ, указов президента, федеральных законов, правовых актов, предписанных вышестоящими органами. Для реализации этой задачи принимаются постановления, даются распоряжения, которые к исполнению обязательны.

Читайте также: