Какие виды уголовного наказания предусмотрены за коррупционные преступления сдо ржд ответы

Обновлено: 02.07.2024

1. Что из перечисленного относится к запретам, предусмотренным нормами ФЗ №79:
а) совместная работа близких родственников +
б) публичные высказывания
в) участие в управлении некоммерческой организацией

3. Выберите пример коррупционных действий:
а) преподавательскую деятельность за вознаграждение в качестве совместителя
б) получение любого подарка
в) использование служебного положения для получения выгоды в отношении родственников +

4. К числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации не относится принцип:
а) конфиденциальности при решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение коррупционных правонарушений +
б) сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами
в) приоритетного применения мер по предупреждению коррупции

5. В каком случае возможна утрата доверия государственного лица за совершенные коррупционные действия:
а) за получение взятки в крупных размерах
б) наличие личной заинтересованности
в) во всех случаях предусмотренных ФЗ №273 без учета размера причиненного ущерба +

6. В сфере противодействия коррупции утрата доверия подразумевает:
а) утрату доверия государственного гражданского служащего по отношению к представителю нанимателя
б) утрату доверия представителя нанимателя по отношению к государственному гражданскому служащему +
в) утрату доверия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию интересов по отношению к руководителю государственного органа

7. Отметьте, в какой ситуации госслужащий может принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей:
а) если стоимость подарка не превышает 3 тысяч рублей
б) если подарок выражается в оказании услуг, оплате транспортных расходов, к примеру
в) если подарок вручен на официальном мероприятии +

8. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений не несут:
а) материальную ответственность +
б) уголовную ответственность
в) дисциплинарную ответственность

9. Определите ситуации, при которых госслужащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при избрании единоличным исполнительным органом
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при вхождении в коллегиальный орган управлении

10. Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяются:
а) Правительством Российской Федерации
б) Президентом Российской Федерации +
в) Федеральным Собранием Российской Федерации

11. Какая форма предусмотрена для уведомления госслужащим о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения:
а) письменная +
б) устная
в) не имеет значения

12. Выберите верное утверждение:
а) Основные полномочия по координации и контролю в сфере противодействия коррупции возложены на Федеральное антикоррупционное агентство
б) Координация деятельности правоохранительных органов в сфере противодействия коррупции возложена на Генерального прокурора Российской Федерации и подчиненных ему прокуроров +
в) Проверку сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера любых лиц, которые обязаны представлять такие сведения, может проводить Счетная палата Российской Федерации

13. Кто должен знать о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, кроме госслужащего:
а) представитель наниматель +
б) лицо, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственном органе
в) правоохранительные органы

15. Кем был утверждён Национальный план противодействия коррупции:
а) Федеральным законом
б) Указом Президента РФ+
в) Постановлением Правительства РФ

17. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) при возмещении причиненного вреда
б) в случае деятельного раскаяния
в) если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица +

18. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа
б) введение на государственной гражданской службе института увольнения в связи с утратой доверия +
в) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих

19. В какой ситуации лицо, которое дало взятку освобождается от уголовной ответственности:
а) в случае деятельного раскаяния
б) при возмещении причиненного вреда
в) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки +

20. К специальным мерам противодействия коррупции относится:
а) регулярная оценка результативности деятельности государственных гражданских служащих
б) установление для государственных гражданских служащих запрета заниматься предпринимательской деятельностью +
в) применение к государственным гражданским служащим мер дисциплинарной ответственности за нарушение служебного распорядка государственного органа

21. При трудоустройстве на новую должность после увольнения с государственной службы гражданин обязан уведомить:
а) подразделение кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений +
б) комиссию по соблюдению требований к служебному поведению
в) представителя нанимателя о намерении заключить трудовой договор

22. К последствиям коррупции относится:
а) рост численности государственных служащих
б) ущерб репутации государственных органов +
в) оба варианта верны
г) нет верного ответа

23. Государственному служащему не запрещено:
а) быть представителем по делам третьих лиц в государственном органе
б) занимать оплачиваемую должность в Профсоюзной организации при государственном аппарате
в) быть членом ревизионной комиссии в организации, при условии, что часть уставного капитала принадлежит РФ +

24. Выявление коррупционных преступлений и уголовное преследование виновных лиц является основным способом профилактики коррупции, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

25. Государственный служащий обязан предоставлять сведения о доходах следующих членов семьи:
а) на всех родственников
б) на всех близких родственников, включая родителей, а также сестер и братьев
в) на супругу(а) и детей +

26. Коррупция существует как в государственном, так и частном секторе экономики, так ли это:
а) нет
б) да +
в) неизвестно

27. К взысканиям, которые предусмотрены за совершение коррупционных действий, независимо от их тяжести относятся:
а) дисциплинарные взыскания в виде выговора, строго выговора либо же увольнения +
б) отмена выплаты премии
в) понижение в должности либо же снижении чина, классности

28. Антикоррупционный стандарт устанавливает:
а) перечень возможных действий гражданского служащего в рамках своей служебной деятельности, считающихся коррупционными
б) нравственные основы служебного поведения гражданских служащих
в) единую систему запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в соответствующей области деятельности +

29. Государственный служащий обязан уведомить представителя нанимателя:
а) обо всех случаях совершенных коррупционных действий +
б) о коррупционных действиях, сведения о которых были получены в ходе исполнения должностных обязанностей
в) только о склонении к коррупционным действиям лично государственного служащего

30. В каких случаях государственный служащий имеет право участвовать в управлении некоммерческой организации:
а) при вхождении в коллегиальный орган управлении
б) в качестве представителя учредителя, коим выступает субъект Российской Федерации, имеющий долю в уставном капитале +
в) при избрании единоличным исполнительным органом


Один из адвокатов отметил, что, учитывая конструкцию ст. 291.1 УК, она действительно допускает возможность вынесения противоречивого приговора. Второй посчитал, что предусмотренное за коррупционные преступления наказание в виде штрафа определено в очень широком диапазоне. Третий заметил, что дела данной категории должны рассматриваться только судом присяжных во избежание любого воздействия для объективного и всестороннего их рассмотрения.

Конституционный Суд опубликовал Определение № 3252-О от 28 ноября 2019 г., в котором указал, что назначение основного и дополнительного наказания не может противоречить Конституции, поскольку они определяются исходя из совокупности обстоятельств, характеризующих личность виновного и его поведение после совершения преступления.

Отказывая в принятии жалобы к рассмотрению, КС отметил, что согласно ч. 3 ст. 46 УК РФ размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного и его семьи, а также с учетом возможности получения осужденным заработной платы или иного дохода. Суд указал, что с учетом тех же обстоятельств суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

Конституционный Суд сослался на свое Определение от 27 февраля 2018 г. № 320-О, указав, что установление в законе дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении лиц, осужденных за совершение преступлений коррупционного характера, согласуется с положениями Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., которые предусматривают в целях обеспечения выполнения договаривающимися сторонами обязательств по защите демократических институтов и ценностей, предупреждению, искоренению коррупции и формированию антикоррупционной политики введение временного запрета на занятие определенных должностей в публичном и частном секторах лицами, осужденными за преступления коррупционного характера.

Также КС отметил, что, согласно Определению от 25 мая 2017 г. № 1030-О, ст. 48 УК, закрепляющая лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве дополнительного наказания при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, не предполагает произвольного принятия судом решения о его назначении. Он указал, что, разрешая данный вопрос, суд учитывает личность виновного, иные существенные для дела обстоятельства, такие как форма вины, поведение лица после совершения преступления, в том числе его деятельное раскаяние и стремление загладить причиненный вред, и другие факторы, имеющие значение для достижения целей наказания, предусмотренных ч. 2 ст. 43 УК. При этом, подчеркнул Суд, назначение за одно преступление наряду с основным еще и дополнительного наказания не противоречит принципу non bis in idem (Определение от 26 ноября 2018 г. № 2844-О).

На заседании СПЧ вице-президент ФПА также обозначил необходимость расширения компетенции суда присяжных, введения фигуры следственного судьи и обеспечения реальной возможности защитника представлять заключение специалиста

По мнению эксперта, следует скорректировать санкцию ст. 291.1 УК РФ, исключив возможность назначения наказания в виде штрафа в размере исходя из величины, кратной стоимости предмета взятки, как дополнительного наказания.

Сергей Малюкин отметил, что зачастую при назначении наказания суд оценивает имущественное положение осужденного и его семьи, возможность получения им какого-либо дохода, наличие иждивенцев и подобные критерии формально, в результате чего приговор в части назначения дополнительного наказания в виде штрафа неисполним, тем более когда основное наказание у осужденного представляет собой длительный срок лишения свободы.

Об этом он заявил в ходе встречи Президента РФ Владимира Путина с судьями Конституционного Суда РФ, приуроченной ко Дню Конституции

Он отметил, что, как правило, по делам данной категории привлекаются чиновники разного уровня. При этом у адвокатского сообщества вызывает тревогу порядок применения данных статей по делам о коррупции, о чем было заявлено на встрече в Кремле вице-президентом ФПА РФ, членом СПЧ Генри Резником и поддержано Владимиром Путиным. Вадим Кудрявцев указал, что дела данной категории должны рассматриваться только судом присяжных, чтобы избежать любого воздействия для объективного и всестороннего их рассмотрения.

Адвокат заметил, что практика применения статей за коррупционные преступления показывает, что часто они используются для силового давления и обвиняемые по ним получают очень жестокое наказание, что не имеет ничего общего с целями наказания по УК РФ. В связи с этим, указал он, также вызывают тревогу у юридического сообщества слова председателя КС Валерия Зорькина о том, что нужно усложнить порядок подачи жалобы в Конституционный Суд РФ.

Частью 1 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Что такое "противодействие коррупции"?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Какие государственные органы наделены полномочиями по борьбе с коррупцией?

Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений (преступлений) и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы.

Что может выступать предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

Может ли быть привлечён к уголовной ответственности посредник во взяточничестве?

Да, может. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных статьей 33 Уголовного кодекса РФ.

Каков уровень ответственности лица, сообщившего о факте коррупции, если этот факт не будет доказан?

В каких случаях взяткодатель может быть освобождён от уголовной ответственности?

Лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица или если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. (Примечание к ст. 291 Уголовного кодекса РФ).

Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе".)

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а", от имени или в интересах юридического лица.

2. ВОПРОС: ЧТО ТАКОЕ "ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ"?

ОТВЕТ: Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. ВОПРОС: ЧТО МОЖЕТ ВЫСТУПАТЬ ПРЕДМЕТОМ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Предметом взяточничества (статьи 290, 291 и 291.1 УК РФ) и коммерческого подкупа (статья 204 УК РФ), наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, могут быть незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Под незаконным оказанием услуг имущественного характера судам следует понимать предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права включают в свой состав как право на имущество, в том числе право требования кредитора, так и иные права, имеющие денежное выражение, например исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ). Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др.

Переданное в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа имущество, оказанные услуги имущественного характера или предоставленные имущественные права должны получить денежную оценку на основании представленных сторонами доказательств, в том числе при необходимости с учетом заключения эксперта.

4. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ВЫМОГАТЕЛЬСТВОМ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Под вымогательством взятки (пункт "б" части 5 статьи 290 УК РФ) или предмета коммерческого подкупа (пункт "б" части 4 статьи 204 УК РФ) следует понимать не только требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение при коммерческом подкупе, сопряженное с угрозой совершить действия (бездействие), которые могут причинить вред законным интересам лица, но и заведомое создание условий, при которых лицо вынуждено передать указанные предметы с целью предотвращения вредных последствий для своих правоохраняемых интересов (например, умышленное нарушение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан).

5. ВОПРОС: В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЗЯТКОДАТЕЛЬ МОЖЕТ БЫТЬ ОСВОБОЖДЁН ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ?

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника, лиц, принявших или передавших предмет коммерческого подкупа), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки или предмета коммерческого подкупа, и др.

6. ВОПРОС: КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ МОЖНО СЧИТАТЬ ПРОВОКАЦИЕЙ ВЗЯТКИ?

ОТВЕТ: Провокация взятки - активные действия, выражающиеся в попытке передачи должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческих или иных организациях, без его согласия денег, ценных бумаг или иного имущества или оказания ему услуг имущественного характера в целях искусственного создания доказательств совершения преступления либо шантажа.

7. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

ОТВЕТ: Должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

8. ВОПРОС: КТО ЯВЛЯЕТСЯ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С УГОЛОВНЫМ КОДЕКСОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ?

ОТВЕТ: Выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, в статьях главы 23 УК РФ, а также в статьях 199.2 и 304 УК РФ признается лицо, выполняющее функции единоличного исполнительного органа, члена совета директоров или иного коллегиального исполнительного органа, а также лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в этих организациях.

9. ВОПРОС: ЧТО ОТНОСИТСЯ К ОРГАНИЗАЦИОННО-РАПОРЯДИТЕЛЬНЫМ И АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫМ ФУНКЦИЯМ, СПЕЦИАЛЬНОМУ ПОЛНОМОЧИЮ?

ОТВЕТ: Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Если лицо, назначенное на должность с нарушением требований или ограничений, установленных законом или иными нормативными правовыми актами, к кандидату на эту должность (например, при отсутствии диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), из корыстной или иной личной заинтересованности использовало служебные полномочия вопреки интересам службы либо совершило действия, явно выходящие за пределы его полномочий, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, то такие действия следует квалифицировать соответственно как злоупотребление должностными полномочиями либо как превышение должностных полномочий.

10. ВОПРОС: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ СЛУЖЕБНОГО ПОДЛОГА?

ОТВЕТ: Предметом преступления, предусмотренного статьей 292 УК РФ (служебный подлог), является официальный документ, удостоверяющий факты, влекущие юридические последствия в виде предоставления или лишения прав, возложения или освобождения от обязанностей, изменения объема прав и обязанностей. К таким документам следует относить, в частности, листки временной нетрудоспособности, медицинские книжки, экзаменационные ведомости, зачетные книжки, справки о заработной плате, протоколы комиссий по осуществлению закупок, свидетельства о регистрации автомобиля.

Под внесением в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих действительное содержание указанных документов, необходимо понимать отражение и (или) заверение заведомо не соответствующих действительности фактов как в уже существующих официальных документах (подчистка, дописка и др.), так и путем изготовления нового документа, в том числе с использованием бланка соответствующего документа.

Субъектами служебного подлога могут быть наделенные полномочиями на удостоверение указанных фактов должностные лица либо государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами.


В статье рассматриваются вопросы назначения наказания за коррупционные преступления в виде штрафов и эффективность данного вида наказания. Затронута позиция судов при рассмотрении данной категории дел. Обобщено использование осужденными некоторых способов уклонения от наказания. Проведена попытка проанализировать наказания за коррупционные преступления как составную часть законодательства, обозначены вопросы несовершенства системы наказаний за коррупционные преступления.

Ключевые слова: коррупция, штраф, наказание за коррупционные преступления, уклонение.

В 90-е годы в нашей стране произошла так называемая либерализация в сфере наказаний за коррупционные преступления. Был введен мораторий на смертную казнь как высшую меру наказания в том числе за хищения в особо крупных размерах государственной собственности. С тех пор и по сей день результатом такой либерализации стало повсеместное распространение коррупционных схем от детских садов до чиновников высокого уровня (вспомним министра Улюкаева). Коррупция в то время стала одной из параллельных схем государственного управления, если не основной. Уже несколько лет наше государство пытается освободиться от пут коррупционного управления, и данная статья посвящена попытке оценить эффективность принимаемых мер в данном направлении.

Первая особенность, которая на взгляд автора значительно смягчает наказание за коррупционные преступления (и соответственно легкость совершения данного вида преступлений) — это штрафы, прописанные в соответствующих статьях УК РФ и КОАП РФ. В 2011 году ФЗ -№ 97 от 04.05.2011 был введен штраф кратный сумме взятки, и основное содержание наказаний за коррупционные преступления сменилось с лишения свободы на штрафы, и только если осужденный отказывается его выплачивать, то штраф заменяется на лишение свободы.

Как показывает практика исполнения наказаний, большая часть осужденных не в состоянии (или не хотят) выплатить назначенные им суммы штрафов- подразделения Федеральной службы судебных приставов в 50 % фактов вынесенных приговоров вынуждены вносить в суд представления о замене такового штрафа в виду его неисполнения. Но даже в случае злостного уклонения от уплаты штрафа, наказание в виде лишения свободы осуществляется в крайне редких случаях благодаря ч. 5 ст. 46 УК РФ [1].

Можно ли считать штрафы за коррупционные преступления продолжением гуманизации наказания, или все же данный вид наказания является усилением мер по борьбе с коррупцией?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратить внимание на размер взятки. Если размер взятки незначителен, то по ст. 290 УК РФ основной вид наказания штраф до 1 миллиона рублей или от 10- до 50-кратного размера взятки. Если взятка в особо крупном размере -штраф от 3 до 5 миллионов рублей или 80–100-кратный размер взятки. Таким образом, штраф, кратный сумме взятки, в зависимости от дохода осужденного, может быть аналогичен по действию конфискации имущества, особенно при совершении взятки в особо крупном размере. Таким образом, наказание в виде штрафа ставит совершение коррупционного преступления экономически невыгодным.

Невыплата штрафа грозит санкцией по ст. 32 УИК РФ, осужденный признается злостно уклоняющимся от уплаты штрафа и наказание в виде штрафа заменяется на наказание в пределах санкции той статьи, по которой он был осужден.

К тому же необходимо учитывать что законодательство не запрещает выводить средства за границу через подставных лиц, и данный факт обычно труднодоказуем при расследовании совершения преступлений коррупционной направленности чиновниками (на слуху многочисленные случаи из жизни бывших крупных чиновников, покинувших пределы РФ и шикарно живущих за границей на отнятые незаконным путем у государства и бизнеса огромные средства).

Но с учетом невыплаты штрафов, кратных сумме взятки, не достигается неотвратимость наказания. Осужденный выбирает, либо уплатить штраф, легализовав незаконно нажитое имущество, либо сохранить имущество, путем замены наказания.

Достаточно часто наказание в виде кратного штрафа, принятое судом первой инстанции, обжалуется в вышестоящих, и происходит существенное смягчение первоначального приговора [11].

Кроме всего вышеперечисленного, необходимо помнить, то существует коррупция так же в самой судебной системе, и высока доля вероятности заинтересованности судей в вынесении более мягкого приговора по делам, связанным с коррупционными преступлениями [7,8].

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, преступление, коррупционная направленность, наказание, вид штрафа, исполнительное производство, штраф, РФ, суд, сумма взятки.

Читайте также: