Какие виды обеспечения входят в обеспечивающую часть асу атп

Обновлено: 02.07.2024

АСУ ТП – автоматизированная система управления технологическими процессами, которая представляет собой совокупность технических и программных средств, позволяющая в автоматическом режиме управлять оборудованием на предприятиях промышленной сферы.

Она может быть составляющим элементом общей системы, обеспечивающей автоматизацию управления предприятием.

Как правило, данная система – это эффективное решение, автоматизирующее операции, как в целом всего производства, так и отдельного участка, который обеспечивает выпуск конкретного продукта.

На сегодняшний день автоматизированные системы управления используется практически во всех направлениях промышленной сферы. Сегодня можно разработать систему, которая автоматизирует разные процессы, в частности, выгрузку, прием, хранение, фильтрацию, переработку, измерение, дозировку и др. В зависимости от того, какие элементы входят в систему, определяются их возможности и уровень качества функционирования объекта, который был автоматизирован.

АСУ ТП фото

Назначение систем АСУ ТП

Использование данных решений позволяет:

  • сделать работу оборудования более эффективной;
  • исключить простои и сбои в функционировании оборудования;
  • добиться более удобного управления необходимыми процессами, предусмотренными определенной технологией;
  • осуществлять контроль и мониторить параметры процесса;
  • устранить ошибки, допущенные из-за человеческого фактора, когда осуществляется управление.

В действительности рассматриваемые системы включают не только технические и программные средства. В их состав входят разные виды обеспечения, в частности, метрологическое, эргономическое, информационное, организационное. При автоматизации управлении значительно облегчается работа человека, когда требуется контролировать, стабилизировать, управлять процессами производства. Но данные системы не исключают человеческий фактор. Ответственные сотрудники должны отслеживать, чтобы оборудование, задействовало в процессе, работало нормально, осуществлять контроль параметров технологического процесса.

Аппаратные средства автоматизированных систем включают в себя такие составляющие:

  • контроллеры;
  • операторские станции, сервера, сети;
  • модули цифрового интерфейса;
  • систему управления диспетчером;
  • измерительные преобразователи;
  • счетчики и сигнализаторы;
  • исполнительные механизмы.

Программным обеспечением АСУ ТП считаются такие составляющие:

  • SCADA;
  • сбора информации;
  • оперативного управления диспетчером;
  • операционные в реальном времени.

К программному обеспечению также относятся такие средства, которые отвечают за то, чтобы технологические программы исполнялись, специальное ПО.

Использование автоматизированных систем решает сложные задачи, делает управленческую деятельность более гибкой и качественной.

Назначение систем АСУ ТП фото

Особенности структуры и функционирования

Управленческая система автоматизированного типа измеряет существующие параметры процесса, используя интеллектуальные средства, управляет этим процессом. Нижний и полевой уровни системы оснащены датчиками, полевыми приборами, исполнительными механизмами. Контролируемые параметры передаются датчиками в виде сигналов на контроллеры, которые считаются среднем уровнем автоматизированной системы. Данные промышленные контроллеры обеспечивают регулирование в автоматическом режиме, управление логическое и командное, запуск оборудования и приборов и их остановку, защиту, если произойдет авария, отключение. Данные от контроллеров поступают на сервера, станции инженерные и операторские, как верхний уровень управления. Их получает диспетчер.

Использование качественной автоматизированной управляющей системы необходимо для того, чтобы управлять процессами и контролировать их ход, проводить анализ и планировать работу, собирать, учитывать и хранить данные, обеспечить автоматическую защиту, мониторить и регулировать.

В обязанности сотрудника на должности диспетчера входит постоянно наблюдать за ходом производственного процесса, осуществлять дистанционное управление приборами. Верхний уровень должен обеспечивать формирование отчетности, обработку и архивацию данных на системном сервере. Диспетчер видит всю информацию, которую принимают станции, на мониторе в режиме онлайн. Данные в числовом и графическом выражении передается, как мнемосхема объекта управления, которой удобно пользоваться. На основании информации, поступившей на контроллер, осуществляется выработка управленческих сигналов, которые должны выполнять механизмы исполнительного типа. Также контроллер может различить, когда параметры, которые были заданы для конкретного процесса, выше или ниже предельных значений, подавая сигнал, иногда, чтобы исключить аварийную ситуацию, блокирует функционирование установки.

Использование автоматизированной системы управления позволяет значительно улучшить планирование, противоаварийный контроль и защиту, что позволяет сделать технологические процессы высококачественными. При помощи автоматизированной системы можно использовать ресурсы предприятия эффективнее и экономнее, повысить производительность труда, снизить затраты, повысить конкурентоспособность и получать максимальную прибыль. С внедрением системы управления увеличится выход продукции, стабилизируются показатели производства, снизятся материальные затраты, технологические режимы будут более рациональными и безопасными, показатели качества продукции повысятся.

Профессиональная разработка качественной и эффективной системы АСУ ТП

Наша компания специализируется на разработке АСУ ТП любой сложности. Квалифицированные специалисты обладают необходимыми знаниями и большой опыт в разработке производственных комплексов и отдельных установок. Обратившись к нам, каждый получает полный спектр работ, который начинается с разработки технического задания и заканчивается вводом системы в эксплуатацию. Мы гарантируем надежную работу системы автоматизации без отказов.

Прежде чем приступить к разработке систему автоматизированного управления, специалисты проведут исследование объекта, чтобы учесть все его особенности. Использование наших АСУ позволяет в короткие сроки получить высокую экономическую эффективность, затраты окупятся очень быстро. У нас можно заказать АСУ под ключ и отдельные виды работ.

Наши главные принципы в работе: все работы проводятся максимально качественно, выбираются надежные технические и программные средства, внедряются современные конструктивные и производственные решения.

Автоматизированная система управления (АСУ) - совокупность экономико-математических методов, технических средств и организационных комплексов, обеспечивающих рациональное управление сложным объектом (например, предприятием, технологическим процессом). Наиболее важная цель построения всякой АСУ – резкое повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности управленческого труда и совершенствования методов планирования и гибкого регулирования управляемого процесса. Объектом управления для АСУ перевозками и воздушным движением являются процессы, протекающие на воздушном транспорте.

Основными классификационными признаками, определяющими вид АСУ, являются:

· сфера функционирования объекта: промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и т.д.;

· вид управляемого процесса: технологический, организационный, экономический и другие;

· уровень в системе управления: государственный, отраслевой, промышленное, научное или торгово-производственное объединение, предприятие, производство, участок, технологический агрегат или процесс.

Функции АСУ устанавливают в техническом задании на её создание на основе целей управления, заданных ресурсов для их достижения и ожидаемого эффекта от автоматизации. Функции АСУ, в общем случае, включают в себя следующие элементы:

1. планирование и (или) прогнозирование;

2. учет, контроль, анализ;

3. координацию и (или) регулирование.

Укрупненная классификация АСУ, применяемых на воздушном транспорте:

1. АСУ воздушным движением (АС УВД);

2. АСУ перевозок;

2.1. Автоматизированные системы бронирования (АСБ);

2.2. АСУ деятельностью авиакомпании;

2.3. АСУ деятельностью аэропорта;

2.4. АСУ отправками;

2.5. АСУ работой авиационно-технической базы и др.

Начало использования АСУ на воздушном транспорте СССР – конец 60-х – начало 70-х гг. 20го века.

1977, январь — введена в эксплуатацию первая отечественная автоматизированная система управления воздушным движением “Старт” в аэропорту “Пулково” (Ленинград).

1979, декабрь — завершено внедрение автоматизированных систем УВД в воздушных зонах аэропортов Борисполь, Пулково, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды, Сочи.

1981, 15 апреля — введена в действие АС УВД в Московской воздушной зоне.

Состав и структура АСУ

В состав АСУ входят следующие виды обеспечений:

· информационное: классификаторы технико-экономической информации, нормативно-справочная информация, форма представления и организация данных в системе, в том числе формы документов, массивов и логические интерфейсы (протоколы обмена данными);

· программное: программы, необходимые для реализации всех функций АСУ в объеме, предусмотренном техническим заданием;

· техническое: технические средства, необходимые для реализаций функций АСУ: средства получения, ввода, подготовки, обработки, хранения (накопления), регистрации, вывода, отображения, использования, передачи информации и средства реализации управляющих воздействий;

· организационное: документы, определяющие функции подразделений управления, действия и взаимодействие персонала АСУ;

· метрологическое: метрологические средства и инструкции по их применению;

· правовое: нормативные документы, определяющие правовой статус АСУ и персонала, правил функционирования АСУ и нормативы на автоматически формируемые документы, в том числе на машинных носителях информации;

· лингвистическое: тезаурусы и языки описания и манипулирования данными.

В процессе создания АСУ используют также математическое обеспечение, в состав которого входят методы решения задач управления, модели и алгоритмы. В функционирующей системе математическое обеспечение реализовано в составе программного обеспечения.

Структуры АСУ характеризуют внутреннее строение системы и описывают устойчивые связи между её элементами. При описании АСУ пользуются следующими видами структур, отличающимися типами элементов и связями между ними:

· функциональная: элементы – функции, задачи, операции; связи – информационные;

· техническая: элементы – устройства ввода, хранения, обработки информации и другие; связи – линии связи между устройствами;

· организационная: элементы – коллективы людей и отдельные исполнители; связи – информационные, соподчинения и взаимодействия;

· алгоритмическая: элементы – алгоритмы; связи – информационные;

· программная: элементы – программные модули; связи – информационные и управляющие;

· информационная: элементы – формы существования и представления информации в системе (файлы, таблицы, массивы, базы данных и т.п.); связи – операции преобразования информации.

Перечисленные элементы АСУ принято подразделять на основу и функциональную часть. Основа АСУ – общая часть обеспечений для всех задач, решаемых АСУ.

Функциональная часть АСУ состоит из набора взаимосвязанных программ для реализации конкретных функций управления (производство, планирование, финансово-бухгалтерскую деятельность и др.). Все задачи функциональной части базируются на общих для данной АСУ информационных массивах и на общих технических средствах. Включение в систему новых задач не влияет на структуру основы и осуществляется посредством типового для АСУ информационного формата и процедурной схемы. Функциональную часть АСУ принято условно делить на подсистемы в соответствии с основными функциями управления объектом. Подсистемы в свою очередь делят на комплексы, содержащие наборы программ для решения конкретных задач управления в соответствии с общей концепцией системы. Состав задач функциональной части АСУ определяется типом управляемого объекта, его состоянием и видом выполняемых им заданий. Например, в АСУ авиакомпанией часто выделяют следующие подсистемы: учета транспортной деятельности (обработка комплектов полетных заданий, формирование статистических сведений по авиалиниям, расчет сдельной оплаты летному составу и т.д.); взаиморасчетов с агентствами и аэропортами (обработка полетных купонов и квитанций платного багажа, формирование реестров выручки по агентствам и аэропортам и т.д.); планово- экономических расчетов рейса; планирования работы летного состава; периодического контроля техники пилотирования и др.

Деление функциональной части АСУ на подсистемы весьма условно, т.к. процедуры всех подсистем тесно взаимосвязаны и в ряде случаев невозможно провести чёткую границу между различными функциями управления. Выделение подсистем используется для удобства распределения работ по созданию системы и для привязки к соответствующим организационным звеньям объекта управления. Функциональная часть более мобильна, чем основа, и допускает изменение состава и постановки задач при условии обеспечения стандартного сопряжения с базовыми элементами системы.

Оконечное устройство АСУ, как правило, оформляется в виде АРМ (автоматизированного рабочего места). Например: для эффективного использования автоматизированной системы планово-экономических расчетов рейса целесообразна организация следующих АРМ в локальной вычислительной сети: инженера по расписанию, экономиста, штурмана, диспетчера.

Автоматизированная система управления или АСУ — комплекс аппаратных и программных средств, предназначенный для управления различными процессами в рамках технологического процесса, производства, предприятия. АСУ применяются в различных отраслях промышленности, энергетике, транспорте и т. п. Термин "автоматизированная", в отличие от термина "автоматическая" подчёркивает сохранение за человеком-оператором некоторых функций, либо наиболее общего, целеполагающего характера, либо не поддающихся автоматизации. АСУ с Системой поддержки принятия решений (СППР), являются основным инструментом повышения обоснованности управленческих решений.

Создателем первых АСУ в СССР является доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Белоруссии, основоположник научной школы стратегического планирования Николай Иванович Ведута (1913—1998) [1] [2] [3] [4] . В 1962—1967 гг. в должности директора Центрального научно-исследовательского института технического управления (ЦНИИТУ), являясь также членом коллегии Министерства приборостроения СССР, он руководил внедрением первых в стране автоматизированных систем управления производством на машиностроительных предприятиях. Активно боролся против идеологических PR-акций по внедрению дорогостоящих ЭВМ, вместо создания настоящих АСУ для повышения эффективности управления производством.

Важнейшая задача АСУ — повышение эффективности управления объектом на основе роста производительности труда и совершенствования методов планирования процесса управления. Различают автоматизированные системы управления объектами (технологическими процессами — АСУТП, предприятием — АСУП, отраслью — ОАСУ) и функциональные автоматизированные системы, например, проектирование плановых расчётов, материально-технического снабжения и т.д.

Содержание

Цели автоматизации управления

В общем случае, систему управления можно рассматривать в виде совокупности взаимосвязанных управленческих процессов и объектов. Обобщенной целью автоматизации управления является повышение эффективности использования потенциальных возможностей объекта управления. Таким образом, можно выделить ряд целей:

  1. Предоставление лицу, принимающему решение (ЛПР) релевантных данных для принятия решений
  2. Ускорение выполнения отдельных операций по сбору и обработке данных
  3. Снижение количества решений, которые должно принимать ЛПР
  4. Повышение уровня контроля и исполнительской дисциплины
  5. Повышение оперативности управления
  6. Снижение затрат ЛПР на выполнение вспомогательных процессов
  7. Повышение степени обоснованности принимаемых решений

Жизненный цикл АС

Стандарт ГОСТ 34.601-90 предусматривает следующие стадии и этапы создания автоматизированной системы:

  1. Формирование требований к АС
    1. Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС
    2. Формирование требований пользователя к АС
    3. Оформление отчета о выполнении работ и заявки на разработку АС
    1. Изучение объекта
    2. Проведение необходимых научно-исследовательских работ
    3. Разработка вариантов концепции АС и выбор варианта концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователей
    4. Оформление отчета о проделанной работе
    1. Разработка и утверждение технического задания на создание АС
    1. Разработка предварительных проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части
    1. Разработка проектных решений по системе и ее частям
    2. Разработка документации на АС и ее части
    3. Разработка и оформление документации на поставку комплектующих изделий
    4. Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекта
    1. Разработка рабочей документации на АС и ее части
    2. Разработка и адаптация программ
    1. Подготовка объекта автоматизации
    2. Подготовка персонала
    3. Комплектация АС поставляемыми изделиями (программными и техническими средствами, программно-техническими комплексами, информационными изделиями)
    4. Строительно-монтажные работы
    5. Пусконаладочные работы
    6. Проведение предварительных испытаний
    7. Проведение опытной эксплуатации
    8. Проведение приемочных испытаний
    1. Выполнение работ в соответствии с гарантийными обязательствами
    2. Послегарантийное обслуживание

    Данный стандарт не вполне подходит для проведения разработок в настоящее время: многие процессы отражены недостаточно, а некоторые положения устарели.

    Состав АСУ

    В состав АСУ входят следующие виды обеспечений: информационное, программное, техническое, организационное, метрологическое, правовое и лингвистическое. [5]

    Основные классификационные признаки

    Основными классификационными признаками [5] , определяющими вид АСУ, являются:

    • сфера функционирования объекта управления (промышленность, строительство, транспорт, сельское хозяйство, непромышленная сфера и т.д.)
    • вид управляемого процесса (технологический, организационный, экономический и т.д.);
    • уровень в системе государственного управления, включения управление народным хозяйством в соответствии с действующими схемами управления отраслями (для промышленности: отрасль (министерство), всесоюзное объединение, всесоюзное промышленное объединение, научно-производственное объединение, предприятие (организация), производство, цех, участок, технологический агрегат).

    Функции АСУ

    Функции АСУ [5] устанавливают в техническом задании на создание конкретной АСУ на основе анализа целей управления, заданных ресурсов для их достижения, ожидаемого эффекта от автоматизации и в соответствии со стандартами, распространяющимися на данный вид АСУ. Каждая функция АСУ реализуется совокупностью комплексов задач, отдельных задач и операций. Функции АСУ в общем случае включают в себя следующие элементы (действия):

    • планирование и (или) прогнозирование;
    • учет, контроль, анализ;
    • координацию и (или) регулирование.

    Необходимый состав элементов выбирают в зависимости от вида конкретной АСУ. Функции АСУ можно объединять в подсистемы по функциональному и другим признакам.

    Функции при формировании управляющих воздействий

    • Функции обработки информации (вычислительные функции) – осуществляют учет, контроль, хранение, поиск, отображение, тиражирование, преобразование формы информации;
    • Функции обмена (передачи) информации – связаны с доведением выработанных управляющих воздействий до ОУ и обменом информацией с ЛПР;
    • Группа функций принятия решения (преобразование содержания информации) – создание новой информации в ходе анализа, прогнозирования или оперативного управления объектом

    Классы структур АСУ

    В сфере промышленного производства с позиций управления можно выделить следующие основные классы струк­тур систем управления: децентрализованную, централизованную, централизованную рассредоточенную и иерархическую. [6]

    Децентрализованная структура

    Построение си­стемы с такой структурой эффективно при автоматизации техно­логически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам. Такая система представляет собой совокупность нескольких независи­мых систем со своей информационной и алгоритмической базой.

    Для выработки управляющего воздействия на каждый объект управления необходима инфор­мация о состоянии только этого объекта.

    Централизованная структура

    Централизованная структура осуществляет реа­лизацию всех процессов уп­равления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анали­за в соответствии с критериями системы вырабатывает управ­ляющие сигналы. Появление этого класса структур связано с увеличением числа контроли­руемых, регулируемых и уп­равляемых параметров и, как правило, с территориальной рассредоточенностью объекта управления.

    Достоинствами централизованной структуры являются достаточно простая реализация процессов информационного взаимодей­ствия; принципиальная возможность оптимального управления системой в целом; достаточно легкая коррекция оперативно изменяемых входных параметров; возможность достижения максимальной эксплуатационной эффективности при минимальной избы­точности технических средств управления.

    Недостатки централизованной структуры следующие: необхо­димость высокой надежности и производительности технических средств управления для достижения приемлемого качества упра­вления; высокая суммарная протяженность каналов связи при наличии территориальной рассредоточенности объектов упра­вления.

    Централизованная рассредоточенная структура

    Основная особенность данной структуры — сохранение принципа централизованного управления, т.е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состояниях всей совокупности объектов управления. Некоторые функциональные устройства системы управления являются об­щими для всех каналов системы и с помощью коммутаторов под­ключаются к индивидуальным устройствам канала, образуя замкнутый контур управления.

    Алгоритм управления в этом случае состоит из совокупности взаимосвязанных алгоритмов управления объектами, которые реализуются совокупностью взаимно связанных органов упра­вления. В процессе функционирования каждый управляющий орган производит прием и обработку соответствующей информа­ции, а также выдачу управляющих сигналов на подчиненные объекты. Для реализации функций управления каждый локаль­ный орган по мере необходимости вступает в процесс информа­ционного взаимодействия с другими органами управления. До­стоинства такой структуры: снижение требований, к производи­тельности и надежности каждого центра обработки и управления без ущерба для качества управления; снижение суммарной про­тяженности каналов связи.

    Недостатки системы в следующем: усложнение информацион­ных процессов в системе управления из-за необходимости обмена данными между центрами обработки и управления, а также корректировка хранимой информации; избыточность техниче­ских средств, предназначенных для обработки информации; сложность синхронизации процессов обмена информацией.

    Иерархическая структура

    С ростом числа задач управления в сложных системах значительно увеличивается объем переработанной информации и повышается сложность алгоритмов управления. В результате осуществлять управление централизо­ванно невозможно, так как имеет место несоответствие между сложностью управляемого объекта и способностью любого упра­вляющего органа получать и перерабатывать информацию.

    Кроме того, в таких системах можно выделить, следующие, группы задач, каждая из которых характеризуется соответствующими требованиями по времени реакции на события, происхо­дящие в управляемом процессе:

    задачи сбора данных с объекта управления и прямого цифрового управления (время реакции , секунды, доли секунды);

    задачи экстремального управления, связанные с расчётами желаемых параметров управляемого процесса и требуемых значений уставок регуляторов, с логиче­скими задачами пуска и остановки агрегатов и др. (время реак­ции — секунды, минуты);

    задачи оптимизации и адаптивного управления процессами, технико-экономические задачи (время реакции — несколько секунд);

    информационные задачи для адми­нистративного управления, задачи диспетчеризации и координа­ции в масштабах цеха, предприятия, задачи планирования и др. (время реакции — часы).

    Кроме того, многие производственные системы имеют соб­ственную иерархию, возникающую под влиянием объективных тенденций научно-технического прогресса, концентрации и спе­циализации производства, способствующих повышению эффектив­ности общественного производства. Чаще всего иерархическая структура объекта управления не совпадает с иерархией системы управления. Следовательно, по мере роста сложности систем выстраивается иерархическая пирамида управления. Управляе­мые процессы в сложном объекте управления требуют своевремен­ного формирования правильных решений, которые приводили бы к поставленным целям, принимались бы своевременно, были бы взаимно согласованы. Каждое такое решение требует постановки соответствующей задачи управления. Их совокупность образует иерархию задач управления, которая в ряде случаев значительно сложнее иерархии объекта управления.

    По виду объекта управления АСУ делятся на: автоматизированные системы управления технологическими процессами ( АСУТП ) и автоматизированные системы управления производственно-хозяйственной деятельностью ( АСУПХД ), примерами которых являются автоматизированные системы управления предприятием (АСУП).

    У этих видов АСУ имеется единая основа, которая заключается в процессе обработке информации. Это делает возможным построение интегрированных систем управления, где обрабатываются как данные о технологических процессах, так и данные о производственно-хозяйственной деятельности.

    АСУТП по виду производства делятся на АСУ непрерывным производством и АСУ дискретным производством.

    Технологический процесс включает переработку, транспортировку и хранение. Производство бывает дискретное и непрерывное.

    Дискретное – производство, в котором переработка осуществляется в несколько этапов и от одной ее фазы к другой обязательно осуществляется транспортировка.

    Непрерывное – производство, в котором обработка ведется на фоне транспортировки.

    Всякая АСУ состоит из функциональной и обеспечивающей частей. Подсистемы, входящие в функциональную часть, называются функциональными подсистемами АСУ, а подсистемы, входящие в обеспечивающую часть – обеспечивающими подсистемами АСУ.

    Задачи функциональных подсистем – это те задачи, ради решения которых и создается АСУ. Они различны для различных видов АСУ, т.е. для АСУТП одни функциональные задачи, а для АСУПХД – другие. В качестве примера рассмотрим состав функциональных подсистем АСУПХД.

    Функциональные подсистемы АСУПХД соответствуют видам производственно-хозяйственной деятельности. Каждый производственный объект осуществляет, во-первых, основное производство. Для функционирования основного производства возникает вспомогательное производство. Кроме того, необходимо организовать процессы снабжения и сбыта и т.п.

    Каждый из этих процессов представляет собой самостоятельный объект управления.

    Таким образом, в состав функциональных подсистем АСУПХД входят, как правило, следующие подсистемы:

    n Подсистема технико-экономического планирования;

    n Подсистема оперативного управления основным производством;

    n Подсистема управления технической подготовкой производства;

    n Подсистема управления материально-техническим снабжением;

    n Подсистема управления сбытом и реализацией продукции;

    n Подсистема управления качеством;

    n Подсистема бухгалтерского учета и др.

    Целью обеспечивающих подсистем является обеспечение решения задач функциональных подсистем АСУ. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от вида АСУ и включает следующие подсистемы:

    n Информационное обеспечение;

    n Математическое обеспечение;

    n Программное обеспечение;

    n Техническое обеспечение;

    n Лингвистическое обеспечение;

    n Эргономическое обеспечение;

    n Правовое обеспечение и др.

    Информационное обеспечение – это совокупность данных, необходимых для решения функциональных задач АСУ, организованных в виде баз и банков данных.

    Математическое обеспечение – это математические модели, методы и алгоритмы для решения функциональных задач АСУ.

    Программное обеспечение – это комплекс программ, применяющихся в АСУ. Различают общее и специальное программное обеспечение. Общее ПО осуществляет управление работой технических средств и информационной базы. Специальное ПО предназначено для решения функциональных задач.

    Техническое обеспечение – это комплекс технических средств для сбора, передачи, хранения и обработки информации.

    Лингвистическое обеспечение – это совокупность языковых средств, используемых для машинной обработки информации и облегчающих общение человека с техническими средствами АСУ.

    Эргономическое обеспечение – это методы и средства, обеспечивающие эффективное взаимодействие с системой всех категорий пользователей и обслуживающего персонала.

    Правовое обеспечение – это совокупность документов, определяющих юридические аспекты функционирования АСУ.

    АСУ – система принятия решений по управлению сложным объектом, основанная на применении математических методов и технических средств автоматизированной обработки информации при активном участии человека в процессе управления.

    Схематично можно представить как: АСУ=ЛПР+МПО+ИПС

    ЛПР – лица принимающие решения - ответственен за систему в целом или за ее отдельное звено

    ИПС – информационно-поисковая система – в которой процессы сбора, обработки, хранения и выдачи информации осуществляется средствами вычислительной техники (МИС – медицинская информационная система)

    МПО – модель поведения объекта – это модель которая позволила бы описать все процессы на языке, понятном для ЭВМ (анамнез – сбор информации, постановка диагноза – модель) в медицине создать модели достаточно сложно.

    Виды обеспечения АСУ:

    1.Информационное – совокупность единой классификации и кодирования информации. В ЭВМ может хранить любая формализованная информация (справочная, нормативная и пр.)

    2.Математическое обеспечение – наличие алгоритмов и программ (отвечает за это программист)

    Алгоритм – это последовательность команд, выполнение которых дает конечный результат. Введено в 12-13 веке Аль Хорезми

    Программа – набор команд, инструкций, правил выражающих на определенном языке.

    3.Организационно – юридическое – организация и правовые условия для работы АСУ (наличие соответствующих законов, договоров, права и обязанности)

    4.Техническое – комплекс средств вычислительной техники, используемых в здравоохранении.

    Основные функции АСУ:

    1) Моделирование управленческой деятельности

    2) Выработка рекомендаций по принятию решений

    3) Контроль эффективности применения решений

    4) Анализ динамики состояния здоровья населения

    5) Управление оказанием лечебно-профилактической помощи

    Значение АСУ:

    1) Усложнились объекты управления (рост крупных ЛПУ)

    2) Резко увеличился объем информации, используемой для решения управленческих задач на различных уровнях

    3) Изменение характера решаемых задач в здравоохранении (внедрение стандартов)

    4) Возникла необходимость в новых формах планирования

    5) В ЛПУ используются сложные специализированные комплексы аппаратуры для автоматизированных решений

    6) Многообразие лечебной деятельности и слабое подобие ЛПУ друг другу даже при однопрофильности

    7) Множественность услуг

    8) Многообразие форм медицинской помощи: стационарная, амбулаторно-поликлиническая, помощь на дому

    9) Высокая интенсивность потока пациентов, обращающихся в ЛПУ

    10) Существование тесно взаимосвязанных друг с другом объединений: стационар – поликлиника; женская консультация – родильный дом

    11) Достаочно-большая территориальная распыленность самого ЛПУ и его служб и огромная распыленность на территории страны

    12) Подготовка и обработка большого объема отчетных материалов

    Медицинская информатика: определение, требования, задачи и современные особенности. Автоматизированное рабочее место (АРМ) врача

    Информатика – наука о сборе, обработке, хранении и выдаче информации.

    Требования к информации:

    1) Необходимое и достаточное количество и качество информационных данных

    2) Достоверность и точности информации

    3) Своевременность в получении информации

    4) Полезность информации

    5) Оптимальные технологические характеристики (плотность размещения, возможность сохранения, скорость обработки, возможность размножения)

    Задачи:

    1) Повысить оперативность обработки данных

    2) Повысить качество хранения информации

    3) Улучшить поиск необходимых данных

    4) Улучшить проведения анализа отчетов

    5) Сократить время анализа информации, полученной из ЛПУ, и принятия решений

    6) Улучить связь и обмен информацией

    Современные особенности информационных систем.

    1. Растущую потребность в информации, испытывают не только руководители, но и граждане. Это связано с децентрализацией общества. Многие решения граждане принимают независимо от центральной власти. Для принятия решения каждому гражданину необходима информация.

    3. Прибыль от продаж и покупок информации не усредняется т.к. на информационный рынок не подчиняется закон конкуренции

    4. В России наблюдается неравномерное распределение информации → приводит к социальному неравенству

    5. Резко возросли технологические возможности передачи, получения и хранения использования информации во время возрастающих объемах

    6. Эволюция общества становится все менее предсказуемой чем в прошлом.

    Автоматизированное рабочее место врача.

    Условия: компьютер, рациональное оснащение рабочего место, современное программное обеспечение, связь с руководством, другими ЭВМ врачей и ЛПУ, телемедицинским центром.

    К компьютере может хранится – медицинская документация, справочные материалы, стандарты лечения, показатели деятельности врача и т.д.

    1) Оснащение удобным рабочим столом и стулом

    2) На столе только то что необходимо

    3) Наличие органайзера

    4) Чистота, достаточная освещенность

    5) Чистый воздух

    6) Оптимальная температура

    7) Отсутствие шума

    8) Достаточная освещенность

    Телемедицинская сеть РФ. Структура и функции консультативно-диагностической телемедицинской системы, ее значение и перспективы развития

    Строится по принципу 3-х уровней, предназначена для консультативной помощи.

    Первый уровень – телемедицинский пункт в сельской, районной или ведомственной больнице. Эти пункты связаны с областной больницей или специализированной больницей на региональном уровне.

    Второй уровень – ТМП в областной больнице или специализированном центре региона. Он оказывает консультативную помощь 1 уровню, в случае необходимости связывается с центром МЗ РФ.

    Первый и второй уровень – образуют телемедиуинскую сеть региона

    Третий уровень – ТМП в ведущих медицинских учреждений или в ТМП в МЗ. Он обеспечивает проведение телеконсультаций по широкому спектру проблем.

    1.В режиме on-line, непосредвенно в момент обращения и проведения консультации по высокоскоростным цифрам каналам и двусторонней связи.

    2.В режиме off-line в момент обращения и проведение отсроченной консультации в согласованное время, связь обеспечивается обычными телеканалами.

    3.Отложенные консультации – данные по электронной почте.

    Значение ТМ РФ – сеть должна обеспечивать проведение полноценных плановых и экстренных консультаций у ведущих российских специалистов и зарубежных центров.

    Телемедицинские технологии.применение, задачи, правовые аспекты

    1) Врачебная ТМК – специалист консультирует врача с пациентом или без пациента

    2) ТМ функциональное/лабораторное обследование – передача объективных данных о больном с медицинской аппаратурой

    3) Советы спасателям (врач – специалист консультирует сотрудников мобильных спасательных отрядов)

    4) Советы населению – в какое учреждение обращается

    23 марта 2010 г.

    Задачи ТМ в области обеспечения консультативной помощи:

    1) Консультация сложных больных на различных этапах оказания помощи

    2) Экстренные консультации больных, находящиеся в критическом состоянии

    3) Консультации в процессе оказания помощи пострадавшим в ЧС

    4) Догоспитальное консультирование больных для уточнения диагноза и решения вопроса о месте и сроках предстоящего лечения

    Правовые аспекты.

    Ответственность медицинского и технического персонала за организацию, проведение и конфиденциальность проведения консультаций.

    1. Показания к проведению ТМ-консультаций

    2. Добровольное информирование согласие пациента на проведение телеконсультаций с учетом ограничений, существующих при использовании телемедицинских технологий

    3. Ответственность консультанта за сделанное заключение при условии предоставления ему всего комплекс необходимой информации

    4. Аутентичность обсуждаемой медицинской документации (процедура подтверждения одинакового качества передаваемых документов)

    5. Авторизация материалов, получаемых при использовании ТМТ

    6. Конфиденциальность телеконсультаций и последующая защита персональных данных пациента

    7. Протоколизация ТМ-консультаций и последующее архивирование

    8. Аутоинтефикация консультанта и его подписи

    9. Техническое обеспечение своевременного обеспечения ТМ сеанса

    10. Ответственность за достоверность информации, публикуемой на web-серверах

    11. Обеспечение авторских и имущественных прав за материалы, используемые в процессе ТМ-консультаций

    Медицинские кадры, их подготовка и проблемы. Квалификационные требования к врачу общей практики (приказ МЗ РФ № 237 от 26.07.92)

    Всего в России 600 государственных вузов из них 47 медицинских, которые имеют федеральный уровень финансирования. всего студентов 2 500 000 из них более 170 000 студентов - медиков.

    Факультеты медицинских вузов:

    - лечебный факультет (лечебное дело)

    - Педиатрический факультет (педиатрия)

    - Медико-профилактический (медикопрофилактическое дело)

    - Фармацевтический (фармация провизор)

    - ВСО (ВСО, менеджер)

    Для лечебного факультета и педиатрического факультета 6 лет базового образования, получает диплом затем 1 год интернатуры или 2 года интернатуры и получает сертификат специалиста. Интернатура с 2010 года проходит только на базе образовательного учреждения. С 2014 года каждый врач обязан иметь лицензию на практическую деятельность.

    Для стоматологии обязательное 5 летние образование + год интернатуры на базе образовательного учреждения.

    Медико-профилактческий 6 лет образования, не дает право лечебной деятельности, интернатура не обязательна

    Фармация 5 лет по очной/заочной форме обучения, интернатура обязательна

    ВСО - форма обучения очная (вечерняя)/заочная, 4 года/5лет, обязательна интернатура (только очно)

    Для всех обязательно постдипломное образование не реже 1 раза в 5 лет.

    Прочие специальности: медицинская психология, социальная работа, управление и экономика в здравоохранении, биотехнология.

    Квалификационные требования к врачу общей практики (семейный врач).

    - профилактика, диагностика, лечение наиболее распространенных заболеваний и реабилитация пациентов

    - Оказание экстренной и неотложной помощи

    - Выполнение медицинских манипуляций

    Основные задачи организационной работы:

    1. Врач должен знать демографическую и медико-социальную характеристику прикрепленного контингента в соответствии с которой

    - совместно с центрами здоровья принимает участие в проведении пропаганды медицинских знаний, здорового образа жизни, рационального питания, антиалкогольной и антинаркотичесой работе.

    - дает рекомендации по вопросам вскармливания, воспитания, закаливания, профподготовки детей к ДДУ, профориентации

    - осуществляет консультирование по вопросам планирования семьи и контрацепции.

    - совместно с представителями санэпиднадзора организует проведение противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции, иммунопрофилактику

    - организует комплекс диагностических, лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий с привлечением при необходимости специалистов из ЛПУ.

    - проводит диагностику беременности, наблюдение за течением беременности, выявление экстрагенитальной патологии, профилактическую подготовку

    - выявляет противопоказания к беременности и родам, проводит реабилитацию женщин в послеродовом периоде.

    - принимает участие совместно с органами социального обеспечения помощь к одиноким престарелым инвалидам, хроническим больным

    - проводит экспертизу ВУТ, направляет на МСЭК, определяет показания к трудоустройству, санаторно-курортному лечению.

    - организует медико-психологическую помощь

    - проводит анализ состояния здоровья населения, ведет соответствующую документацию

    Читайте также: