Какие виды деятельности осуществляют силы и средства наблюдения и контроля

Обновлено: 07.07.2024

- службы (учреждения) организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль и наблюдение за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

- формирования государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора РФ;

- ветеринарная служба Минсельхоза и продовольствия РФ;

- службы (учреждения) наблюдения и лабораторного контроля за качеством пищевого сырья и продуктов питания Комитета РФ по торговле и Минсельхоза и продовольствия РФ;

- геофизические службы РАН, оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Минатомэнерго России;

- учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля ГО.

- военизированные и невоенизированные противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

- формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

- формирования ветеринарной службы и службы защиты растений Минсельхозпрода России;

- военизированные службы по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Росгидромета;

- формирования гражданской обороны Российской Федерации территориального, местного и объектового уровней;

- специально подготовленные силы и средства Войск гражданской обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований, предназначенные для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- аварийно-технические центры Министерства Российской Федерации по атомной энергии;

- службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;

- аварийно-спасательные службы и формирования Федеральной службы морского флота России (включая Государственный морской спасательно-координационный центр и спасательно-координационные центры Федеральной службы речного флота России), других федеральных органов исполнительной власти.

Для предотвращения и ликвидации чрезвычайной ситуации федерального и регионального характера могут привлекаться силы и средства гражданской обороны в порядке, установленном федеральным законодательством.

В состав правительственных комиссий включены представители федеральных министерств и ведомств в ранге заместителей министров. В их компетенцию входит решение вопросов, связанных с защитой населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Основные задачи правительственных комиссий:

- формирование и проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС;

- координация деятельности органов исполнительной власти в области разработки проектов законодательных актов и других нормативных правовых документов по вопросам, отнесённым к её компетенции, а также рассмотрение и представление в установленном порядке этих проектов в Правительство РФ;

- подготовка предложений по формированию системы экономических, организационно-технических и иных мер, направленных на обеспечение безопасности и защиту населения, территорий страны от ЧС;

- проведение единой технической политики в области создания и развития сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС;

- определение основных направлений совершенствования дальнейшего развития РСЧС;

- разработка проектов федеральных целевых и научно-технических программ по предупреждению ЧС, защите населения и территорий страны от ЧС, координации работ по выполнению этих программ;

- координация деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления при ликвидации ЧС (социально-экономическая и правовая защита, медицинская реабилитация граждан, а также лиц, принимавших участие в ликвидации ЧС);

- определение основных направлений международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации ЧС.

Решения МВК обязательны для исполнения всеми федеральными министерствами и ведомствами, входящими в её состав, органами исполнительной власти субъектов РФ.

Задачи объектовых КЧС:

- руководство разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надёжности потенциально опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организаций и объектов при возникновении ЧС;

- организация работ по созданию на потенциально опасных объектах и поддержанию в состоянии готовности локальных систем контроля и оповещения;

- обеспечение готовности органов управления, сил и средств к действиям при ЧС, руководство ликвидацией ЧС и эвакуацией персонала организаций и объектов;

- руководство созданием и использованием резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

- организация подготовки руководящего состава, сил и средств, а также персонала организаций и объектов к действиям в ЧС.

Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является.

Обряды и обрядовый фольклор: составляли словесно-музыкальные, дра­матические, игровые, хореографические жанры, которые.

\u0421\u0438\u043b\u044b \u0438 \u0441\u0440\u0435\u0434\u0441\u0442\u0432\u0430 \u043d\u0430\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044f \u0432\u043a\u043b\u044e\u0447\u0430\u044e\u0442 \u0442\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b, \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b \u0438 \u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u044b\u0435 \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0442 \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u044b\u0439 \u043d\u0430\u0434\u0437\u043e\u0440, \u0438\u043d\u0441\u043f\u0435\u043a\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435, \u043c\u043e\u043d\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u043d\u0433, \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044c, \u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u044f \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u044b, \u0445\u043e\u0434\u0430 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043d\u044b\u0445 \u043f\u0440\u043e\u0446\u0435\u0441\u0441\u043e\u0432 \u0438 \u044f\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u0439, \u043f\u043e\u0442\u0435\u043d\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432, \u043f\u0440\u043e\u0434\u0443\u043a\u0442\u043e\u0432 \u043f\u0438\u0442\u0430\u043d\u0438\u044f, \u0444\u0443\u0440\u0430\u0436\u0430, \u0432\u0435\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432, \u043c\u0430\u0442\u0435\u0440\u0438\u0430\u043b\u043e\u0432, \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044c\u044f \u043b\u044e\u0434\u0435\u0439 \u0438 \u0442.\u0434. \u0411\u043b\u0430\u0433\u043e\u0434\u0430\u0440\u044f \u0434\u0435\u044f\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u044d\u0442\u0438\u0445 \u0441\u0438\u043b \u043f\u0440\u0435\u0434\u0443\u043f\u0440\u0435\u0436\u0434\u0430\u0435\u0442\u0441\u044f \u0437\u043d\u0430\u0447\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u0430\u044f \u0447\u0430\u0441\u0442\u044c \u0447\u0440\u0435\u0437\u0432\u044b\u0447\u0430\u0439\u043d\u044b\u0445 \u0441\u0438\u0442\u0443\u0430\u0446\u0438\u0439, \u043f\u0440\u043e\u0433\u043d\u043e\u0437\u0438\u0440\u0443\u0435\u0442\u0441\u044f \u0438\u0445 \u0432\u043e\u0437\u043c\u043e\u0436\u043d\u043e\u0435 \u0432\u043e\u0437\u043d\u0438\u043a\u043d\u043e\u0432\u0435\u043d\u0438\u0435, \u043e\u043f\u043e\u0432\u0435\u0449\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u043e\u0431 \u0443\u0433\u0440\u043e\u0437\u0435 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u044b \u0443\u043f\u0440\u0430\u0432\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f \u0438 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u0435. \u041a \u043d\u0438\u043c \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u044f\u0442\u0441\u044f:

\u0421\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b (\u0443\u0447\u0440\u0435\u0436\u0434\u0435\u043d\u0438\u044f) \u0438 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u0438\u0437\u0430\u0446\u0438\u0438 \u0444\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u0438\u0441\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u043e\u0439 \u0432\u043b\u0430\u0441\u0442\u0438, \u043e\u0441\u0443\u0449\u0435\u0441\u0442\u0432\u043b\u044f\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043d\u0430\u0431\u043b\u044e\u0434\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438 \u043a\u043e\u043d\u0442\u0440\u043e\u043b\u044c \u0437\u0430 \u0441\u043e\u0441\u0442\u043e\u044f\u043d\u0438\u0435\u043c \u043e\u043a\u0440\u0443\u0436\u0430\u044e\u0449\u0435\u0439 \u043f\u0440\u0438\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0440\u0435\u0434\u044b, \u0437\u0430 \u043e\u0431\u0441\u0442\u0430\u043d\u043e\u0432\u043a\u043e\u0439 \u043d\u0430 \u043f\u043e\u0442\u0435\u043d\u0446\u0438\u0430\u043b\u044c\u043d\u043e \u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u044b\u0445 \u043e\u0431\u044a\u0435\u043a\u0442\u0430\u0445 \u0438 \u043f\u0440\u0438\u043b\u0435\u0433\u0430\u044e\u0449\u0438\u0445 \u043a \u043d\u0438\u043c \u0442\u0435\u0440\u0440\u0438\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f\u0445 \u0438 \u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0437 \u0432\u043e\u0437\u0434\u0435\u0439\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f \u0432\u0440\u0435\u0434\u043d\u044b\u0445 \u0444\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u043e\u0432 \u043d\u0430 \u0437\u0434\u043e\u0440\u043e\u0432\u044c\u0435 \u043d\u0430\u0441\u0435\u043b\u0435\u043d\u0438\u044f;

\u0424\u043e\u0440\u043c\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u044f \u0433\u043e\u0441\u0443\u0434\u0430\u0440\u0441\u0442\u0432\u0435\u043d\u043d\u043e\u0439 \u0441\u0430\u043d\u0438\u0442\u0430\u0440\u043d\u043e-\u044d\u043f\u0438\u0434\u0435\u043c\u0438\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0447\u0435\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0441\u043b\u0443\u0436\u0431\u044b \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438 \u041c\u0438\u043d\u0438\u0441\u0442\u0435\u0440\u0441\u0442\u0432\u0430 \u0437\u0434\u0440\u0430\u0432\u043e\u043e\u0445\u0440\u0430\u043d\u0435\u043d\u0438\u044f \u0420\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u043e\u0439 \u0424\u0435\u0434\u0435\u0440\u0430\u0446\u0438\u0438; ">]" data-test="answer-box-list">

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

— Силы и средства наблюдения и контроля;

— Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Силы и средства наблюдения и контроля включают подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.); контрольно-инспекционную службу (Минэкологии), службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами: ветеринарную службу; сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО; лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья; службу предупреждения о стихийных бедствиях.

В силы и средства ликвидации ЧС входят, в первую очередь, соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам расположенным на территории России.

Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС. В настоящее время намечен ряд мероприятий, направленных на их укрепление. Так в составе спасательных бригад создаются воздушно-десантные отряды.

Ведь в столице России сконцентрировано свыше тысячи объектов, в том числе немало потенциально опасных. Круглый год переполнены людьми девять железнодорожных вокзалов, четыре аэропорта, принимают и отправляют грузы и пассажиров несколько речных портов. По многим улицам перевозят ядовитые и взрывоопасные вещества, горючие жидкости применяемые в технологических процессах современного производства.

Силы и средства РСЧС

Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо и пропускной режим. В ведении МВД находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.

Федеральная служба контрразведки осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, в районах, закрытых для иностранцев, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.

Министерство здравоохранения это одна из подсистем РСЧС, служба оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. Она развертывает полевые госпитали, медицинские пункты непосредственно в районах бедствия. Действия службы всем хорошо известны, особенно по чеченским событиям.

Минпром, Минтопэнерго, Минатом все они имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.

Газоспасательные, горноспасательные, аварийно-спасательные формирования этих министерств созданы на профессиональной основе. Работы они проводят только на своих объектах, но когда требует обстановка, и на соседних предприятиях и даже в других регионах.

Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями занимающимися обеззараживанием. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, по ликвидации эпизоотий и эпифитотий; они следят за ситуациями природного и экологического характера.

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), встав правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов). При советах ОСТО в девяти регионах на сегодня есть более 300 таких подразделений.

Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы не произошла авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.

В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 октября 2019 года N 1333

О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения

В соответствии с Федеральным законом "О гражданской обороне" Правительство Российской Федерации

2. Настоящее постановление вступает в силу 29 октября 2019 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 октября 2019 года N 1333

Правила функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения

1. Настоящие Правила определяют порядок функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - сеть наблюдения и лабораторного контроля) в целях защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

2. Сеть наблюдения и лабораторного контроля представляет собой совокупность действующих специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций (далее - учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля), осуществляющих функции наблюдения и контроля за радиационной, химической, биологической обстановкой на территории Российской Федерации.

3. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны совместно с иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами государственной власти субъектов Российской Федерации через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, организует взаимодействие и координирует деятельность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

4. Функционирование сети наблюдения и лабораторного контроля на территории Российской Федерации начинается с введением в действие Президентом Российской Федерации Плана гражданской обороны и защиты населения Российской Федерации.

5. Сеть наблюдения и лабораторного контроля состоит из федеральных и территориальных подсетей.

6. Федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Функции федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля предусмотрены приложением к настоящим Правилам.

Федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы обеспечивают функционирование своих функциональных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля в пределах установленной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исходя из возложенных на них задач в области гражданской обороны, определяют состав учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля территориальных подсетей и осуществляют непосредственное руководство деятельностью таких подсетей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривают финансовое обеспечение расходов, связанных с функционированием своей территориальной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля, при формировании проектов бюджетов субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период.

8. Координация деятельности и методическое руководство сетью наблюдения и лабораторного контроля осуществляется:

а) на федеральном уровне - федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны;

б) на региональном уровне - органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

9. Основными задачами сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

а) наблюдение, своевременное обнаружение опасностей возникновения радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда), продовольствия, сырья животного и растительного происхождения, индикация возбудителей инфекционных заболеваний, в том числе общих для человека и животных, патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных и поражение растений вредными и особо опасными организмами, а также представление сведений о возникновении возможных опасностей;

б) организация и проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению.

10. Основными функциями сети наблюдения и лабораторного контроля являются:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановкой на территории Российской Федерации;

б) установление наличия в окружающей среде и вида патогенных биологических агентов, вызывающих инфекционные болезни человека, животных, вредных и особо опасных вредных организмов на объектах растениеводства и территориях сельскохозяйственных угодий;

в) отбор и доставка проб в специализированные учреждения для проведения исследований по определению загрязненности радиоактивными веществами, зараженности отравляющими веществами, аварийно химически опасными веществами и биологическими средствами;

г) выработка предложений по повышению эффективности деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля в условиях опасностей радиационного, химического и биологического характера, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

11. Информация о возможных опасностях радиационного, химического и биологического характера, а также о принимаемых мерах по их локализации представляется не позднее одного часа после обнаружения опасности:

а) учреждениями федеральной подсети сети наблюдения и лабораторного контроля - в федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и органы государственной власти субъекта Российской Федерации;

б) федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;

в) учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля территориальной подсети - в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

г) органами государственной власти субъекта Российской Федерации - в органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

12. Взаимодействие и координация деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется с использованием технических средств органов, осуществляющих управление гражданской обороной.

13. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, при координации деятельности и методическом руководстве сетью наблюдения и лабораторного контроля обеспечивает:

а) разработку и утверждение организационно-методических рекомендаций по организации деятельности сети наблюдения и лабораторного контроля;

б) внедрение единых стандартов обмена информацией;

в) сбор и обработку информации о выполнении мероприятий по защите населения и территорий от опасностей радиационного, химического и биологического характера, а также обмен такой информацией между органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, и учреждениями сети наблюдения и лабораторного контроля;

г) информирование населения об угрозах радиационного, химического и биологического характера;

д) контроль за участием учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля в учениях и тренировках, проводимых органами, уполномоченными решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации.

14. Материально-техническое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, а также за счет средств организаций.

15. Организация обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля проводится в образовательных учреждениях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Организация обучения специалистов учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и организациях в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Отчеты о работе и состоянии федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются иными федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий федерального органа исполнительной власти, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

Отчеты о работе и состоянии территориальных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля представляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, через органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в составе материалов для доклада о состоянии защиты населения и территорий субъекта Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и доклада о состоянии гражданской обороны.

17. Приведение в готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля осуществляется по соответствующим планам.

18. Готовность учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля к выполнению возложенных на них задач обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", органами государственной власти субъектов Российской Федерации и проверяется в ходе учений (тренировок), проверок по гражданской обороне.

Приложение
к Правилам функционирования сети
наблюдения и лабораторного
контроля гражданской обороны
и защиты населения

Функции федеральных подсетей сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения

I. Подсеть Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России" (федеральный центр науки и высоких технологий) осуществляет:

а) разработку предложений по вопросам наблюдения и лабораторного контроля за загрязненностью (зараженностью) продуктов питания, сырья животного и растительного происхождения, природной среды, природных и природно-антропогенных объектов (далее - окружающая среда) потенциально опасными в радиационном, химическом и биологическом отношении продуктами и веществами;

б) организацию и проведение лабораторных исследований и анализов окружающей среды;

в) разработку предложений по повышению эффективности функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения (далее - сеть наблюдения и лабораторного контроля);

г) разработку предложений по развитию и совершенствованию технологий прогнозирования радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения и выработку предложений по ее нормализации;

д) разработку и внедрение методов по сбору, обобщению и анализу информации о радиоактивном загрязнении, химическом и биологическом заражении окружающей среды;

е) разработку предложений по совершенствованию методов обнаружения и обозначения районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

ж) участие в проведении контрольных радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических, биологических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения;

з) организацию обучения руководителей учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля.

2. Химико-радиометрические лаборатории Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий осуществляют проведение радиометрических, радиохимических, спектрометрических, химических и токсикологических анализов окружающей среды, продовольствия, сырья животного и растительного происхождения.

II. Подсеть Министерства здравоохранения Российской Федерации

3. Национальный центр мониторинга биологических рисков, функционирующий на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Центр стратегического планирования и управления медико-биологическими рисками здоровью" Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляет сбор и обработку информации о результатах лабораторной диагностики инфекционных заболеваний и микробиологических исследований, о выявленных биологических угрозах с целью анализа связанных с ними биологических рисков, принятии мер оперативного реагирования и осуществления мероприятий по их нейтрализации.

4. Организации, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения Российской Федерации, осуществляют лабораторную диагностику инфекционных заболеваний человека, микробиологические (в том числе бактериологические, вирусологические и паразитарные) исследования.

5. Организации, находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства, и силы, создаваемые на их базе, осуществляют:

а) наблюдение и лабораторный контроль за состоянием радиационной, химической и биологической обстановки в организациях отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда и на отдельных территориях Российской Федерации;

б) обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды, продовольствия, диагностику инфекционных заболеваний и болезней;

в) проведение радиационной, химической и биологической разведки для обнаружения, установления и обозначения районов (территорий), подвергшихся радиоактивному загрязнению, химическому и биологическому заражению;

г) отбор и доставку проб окружающей среды, а также забор и доставку биоматериала от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием в микробиологические лаборатории подведомственных учреждений;

д) установление вида патогенных биологических агентов III-IV групп патогенности в пробах из окружающей среды и биоматериале от больных (подозрительных) инфекционным заболеванием;

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лекция (учебная) по дисциплине:

« Формирование опасностей в окружающей среде.

« Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

к.х.н., Мишина Ирина Марковна

Мытищи 2021 год

1. РСЧС: из истории создания, назначение

3. Структура органов РСЧС

4. Режимы функционирования РСЧС

5. Силы и средства РСЧС

Список литературы и использованных источников

На территории Российской Федерации, как и на территории любого иного государства, возможно возникновение чрезвычайных ситуаций (ЧС) природного и техногенного характера. Эти ЧС могут повлечь за собой значительные человеческие жертвы, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение и ликвидация ЧС, организация защиты населения и территорий страны от ЧС всегда занимает ведущее место в политике любого государства. В нашей стране для реализации государственной политики по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в 1995 году на базе ранее существующих структур была создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС /2/.

Целью данной работы является: объяснить назначение Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, раскрыть вопросы из истории создания, показать какие задачи решает РСЧС на государственном уровне. Также в работе будут изучены структура, режимы функционирования, используемые силы и средства РСЧС.

1. РСЧС: из истории создания, назначение

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, в настоящее время РСЧС решает эти задачи в мирное время, а ГО - в военное время (при этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное время, а в случае их возникновения - для ликвидации их последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба объектам экономики.

Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональных органов представительной и исполнительной власти, а также организаций и учреждений для предупреждения и ликвидации ЧС. РСЧС базируется на нескольких постулатах:

§ Признание факта невозможности исключить риск возникновения ЧС;

§ соблюдение принципа превентивной безопасности, предусматривающего снижение вероятности возникновения ЧС;

§ приоритет профилактической работе;

§ комплексный подход при формировании системы, т.е. учет всех видов ЧС, всех стадий их развития и разнообразия последствий;

§ построение системы на правовой основе с разграничением прав и обязанностей участников /3/.

2. Основными задачами РСЧС являются:

1) разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

2) осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС;

3) обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

4) сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

5) подготовка населения к действиям при ЧС;

6) прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

7) создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

8) осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

9) ликвидация чрезвычайных ситуаций;

10) осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

11) реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

12) международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Структура органов РСЧС

Структуру органов РСЧС составляют территориальные и функциональные подсистемы, которые имеют пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

Рассмотрим каждый элемент структуры органов РСЧС.

Территориальные подсистемы (ТП) РСЧС создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территории и состоят из звеньев, соответствующих административному делению этих территорий.

Функциональные подсистемы (ФП) РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслей экономики.

Каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, информационного обеспечения.

Координирующими органами РСЧС являются:

1) на федеральном уровне - правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и ведомственные комиссии по чрезвычайным ситуациям в федеральных органах исполнительной власти;

2) на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, - региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. На территории Российской Федерации организовано шесть таких центров в регионах: СевероЗападный с центром в Санкт-Петербурге, Центральный с центром в Москве, Южный с центром в Ростове, Приволжско-Уральский с центром в Екатеринбурге, Сибирский с центром в Новосибирске, Дальневосточный с центром в Хабаровске;

3) на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

4) на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), - комиссии по чрезвычайным ситуациям органов местного управления;

5) на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, - объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

4. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

а) повседневной деятельности - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий;

б) повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, бактериологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности ЧС;

в) чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.

Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС, являются :

а) в режиме повседневной деятельности:

§ - осуществление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой и потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

§ - планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

§ - совершенствование подготовки органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

§ - создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

§ - осуществление целевых видов страхования.

б) в режиме повышенной готовности :

§ - принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

§ - усиление дежурно-диспетчерской службы;

§ - усиление наблюдения и контроля за состоянием ОС, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

§ - принятие мер по защите населения и ОС, обеспечению устойчивого функционирования объектов;

§ - приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

в) в режиме чрезвычайной ситуации:

§ - организации защиты населения;

§ - выдвижение оперативных групп в район ЧС;

§ - организация ликвидации ЧС;

§ - определение границ зоны ЧС;

§ - организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

§ - осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территорий.

Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются:

- резервный фонд Правительства РФ для ликвидации ЧС и запасы материальных ресурсов для проведения первоочередных работ при ликвидации ЧС, накапливаемые в составе государственного резерва, - за счет средств федерального бюджета;

- ведомственный резерв финансовых и материальных ресурсов - за счет средств федерального органа исполнительной власти;

- резерв субъектов РФ - за счет средств бюджета субъектов РФ;

- местный резерв - за счет средств местного бюджета;

- объектовый резерв финансовых и материальных средств - за счет собственных средств организации.

5. Силы и средства РСЧС

К силам и средствам единой системы, в соответствии с пунктом 13 Положения о РСЧС /4-5/, относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Силы и средства РСЧС подразделяются на:

Силы и средства наблюдения и контроля включают: органы, службы, учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспекцию, мониторинг, контроль состояния природной среды, опасных объектов, здоровья людей.

Силы и средства ликвидации последствий ЧС состоят из: военизированных и невоенизированных противопожарных,

и аварийно-восстановительных формирований федеральных и других организаций; формирования служб защиты животных и растений; военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета; территориальных аварийно-спасательных формирований госинспекции по маломерным судам Минприроды; соединений гражданской обороны; подразделений поисково-спасательной службы МЧС России; соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты и инженерных войск Минобороны; военизированных горноспасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минтопэнерго; аварийно-технических центров, спецотрядов атомных станций Минатома; восстановительных и пожарных поездов МПС; подразделений органов внутренних дел и муниципальной милиции; центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС; аварийно-спасательных служб ВМФ России.

Информационное обеспечение функционирования РСЧС в чрезвычайных ситуациях осуществляется информационно-управляющей системой органов МЧС России.

Порядок сбора информации в области защиты населения и территорий от ЧС и обмена этой информацией между органами государственной власти, органами управления определяется Правительством РФ.

Читайте также: