Какие виды деформаций в личности правонарушителя являются наиболее социально опасными

Обновлено: 02.07.2024

1. Девиация и право: понятие девиации, диалектическая роль девиации в обществе.

2. Факторы девиаций.

3. Значение социального, психологического, этнокультурного, возрастного, гендерного, профессионального, правового подходов к оценке соотношения поведенческой нормы и девиации. Соответствующие им виды девиаций.

4. Формы девиаций: а)отклонения, не противоречащие праву, б)отклонения, противоречащие праву, не уголовно – наказуемого характера, в) отклонения уголовно – наказуемого характера – преступления, как крайняя форма девиации.

5. Социологическое понимание правонарушения: социальная природа правонарушения, взаимосвязь правонарушений с объективными социально – экономическими, организационными, социально – психологическими явлениями, процессами.

6. Социологическое понимание личности правонарушителя: основные трактовки определения личности правонарушителя, генезис криминогенности личности, типологизация и классификация правонарушителей.

Практические задания, вопросы к дискуссии на семинарских занятиях

1. Как Вы полагаете, что есть социально значимое поведение человека? Приведите пример. Определите, что есть юридически значимое поведение. Поясните на примере.

2. Всякий ли поступок человека подпадает под юридическую регламентацию? Является ли правовым, (если да, то, в каком смысле) противоправное и преступное поведение?

3. Что представляют собой девиация и социальная норма? В стране, где статистическое большинство населения употребляет наркотики, наркомания является нормой или девиацией?

4. Может ли социальная норма стать девиацией и почему? Каким образом меняются представления о норме и девиации в различных культурах? Приведите примеры.

5. Как Вы полагаете, в чем заключается причина (причины) девиантного поведения:

в несовершенстве человеческой природы, в несовершенстве общества, в ограниченности и относительности любой социальной нормы? Аргументируйте свою точку зрения.

6. Какие теории девиации Вы считаете более удачными, а какие – менее. Почему?

7. Определите, есть ли зависимость, и если есть, то какая, между уровнем правонарушений и строгостью наказания, в том числе и преступлений.

8. Как Вы считаете, что имеет большую ценность в коррекции личности преступника: амнистия или помилование? Почему? Предложите свои методы коррекции правонарушителя.

9. Какие виды деформаций в личности правонарушителя являются наиболее социально опасными по-Вашему мнению и почему?

10. Изобразите графически: механизм правонарушения, механизм ситуационного правонарушения. Верно ли утверждение, что ситуационные правонарушения не имеют мотивов и почему?

11. Укажите основные объективные и субъективные причины правонарушений в современных условиях в нашей стране. Является ли высокий уровень преступности расплатой общества за широкий диапазон? Аргументируйте свою позицию.

12. В какой мере уровень правонарушений зависит от строгости наказания? Что имеет наибольшую эффективность: убеждение или принуждение. Аргументируйте свою позицию.

13. Каким образом и почему нереализованные потребности становятся основой правонарушений?

14. Сформулируйте 7-10 вопросов для анкеты и проведите разведывательное исследование об уровне антиправовой установки личности, ее ценностное отношение к совершенному правонарушению.

15. Какие классификации девиантного поведения Вам известны? В чем заключается особенность классической социологической классификации девиаций?

16. Каковы особенности социальной ситуации формирования девиантного поведения в молодежной среде в настоящий период в России?

17. Охарактеризуйте основные виды молодежных девиаций, их тенденции.

18. Почему алкоголизм, наркоманию относят к разновидностям девиантного поведения? Каковы особенности потребления алкоголя, наркотиков в современной России? Как Вы полагаете, какие методы борьбы, профилактики следует предпринять для устранения сложившейся ситуации?

19. Почему Россия занимает одно из лидирующих мест в мире по суициду? Какие социальные группы находятся в зоне суицидального риска? Какие меры следует предпринять в целях профилактики?

Знания индивидуальных особенностей личности виновного с уголовно-правовой точки зрения учитываются при индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст. 37 УК РФ). Изучение личности как криминально-психологического явления начато сравнительно давно. Монографические исследования, проведенные отечественными учеными, такими как Ю.М. Антонян, Р.В. Бородин, В.Н. Бурлаков, А.Б. Сахаров, А.Р. Ратинов, Н.А. Стручков и др. посвящались сравнительному анализу преступников и законопослушных граждан[11].

Результаты исследований позволяют дать психологический портрет обследованных преступников и выделить характерные для них следующие отличительные личностные особенности:

Необычность восприятия и установок ведет таких людей к искажению жизненных ситуаций, а значит и непониманию того, что от него ждут, что от них требует общество.

Характерными чертами правосознания преступников являются:

- отсутствие четкой сформированной оценки последствий совершенного преступления (не думали о наказании);

- искаженное представление об ответственности (лица, совершившие хулиганство: не думали о наказании – 61,3 %, надеялись избежать наказания – 19,6%; лица, совершившие изнасилования: не думали о наказании 60 %, надеялись избежать наказания – 26,7%).[12]

2. Дефекты направленности личности. Психология на основе раскрытия направленности личности и особенностей ее поведения рассматривает четыре группы преступников, обладающими следующими особенностями[13]:

· деформация ценностей и отношений;

· деформация потребностей; конфликт или дисбаланс между деформированными и позитивными потребностями, ценностями, отношениями, взглядами;

· отсутствие определенных интересов и ограниченный круг общения.

Исследованиями доказано, что преступники отличаются от правопослушных граждан в наибольшей степени отношением к таким ценностям, как закон, общественно полезная деятельность, нравственность, эстетическое удовольствие, дружба[14].




3. Нарушенный социальный контроль ведет к тому, что в качестве оценок ситуаций выступают не нравственно-правовые требования, а личные переживания, обиды, проблемы, инстинкты и др. Следствием нарушенного социального контроля является нарушение социальной адаптации. Человек, понимающий требования и в, частности нормы морали и права, не желает эти требования выполнять. Появляющееся отчуждение личности от общества и его ценностей ведет к низкой социальной приспособляемости. Поэтому среди преступников чаще всего невысокий уровень образования и производственной квалификации, отсутствует семья и слабы связи с родственниками; они часто меняют место работы и место жительства (особенно из числа рецидивистов).

Исследования подростков, проведенные в США, показали, что те из них, у которых были установлены эти сочетания, чаще совершали преступления.

Например, преступники из-за мести, озлобленности не только могут совершать поджоги, но и убивать, насиловать.

Например, у участников массовых беспорядков часто отмечается возбужденность, безудержное ликование, озлобленность и снижение самоконтроля поведения. Для наркоманов характерны непоследовательность, непостоянство чувств и переживаний, а также заметное слабоволие.

Исследования показывают, что импульсивность, агрессивность, отчужденность, высокая чувствительность и др. в наибольшей степени присущи тем, кто совершает грабежи, разбойные нападения, изнасилования, убийства или наносит тяжкий вред здоровью. Реже эти качества можно обнаружить у тех, кто совершил кражи, еще реже – у взяточников[17].

5. Основным побуждением, удерживающим преступников от дальнейших противоправных действий, является боязнь (страх) нежелательных последствий, а не согласие с установленными нормами и правилами их соблюдения, как это характерно для законопослушных граждан[18].

В исследованиях было обнаружено, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличает внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, родителей по отношению к агрессивному поведению детей.

6. Нарушения в сфере общения: неспособность устанавливать контакты с окружающими, неумение встать на точку зрения другого, посмотреть на себя со стороны. Это в свою очередь снижает возможность адекватной ориентации, продуцирует возникновение аффективно насыщенных идей, связанных с представлением о враждебности со стороны окружающих людей и общества в целом. Все вместе взятое формирует такие черты, как погруженность в себя, замкнутость, отгороженность, с одной стороны, и агрессивность, подозрительность - с другой. В результате правильная оценка ситуации еще более затрудняется, поскольку поведением управляют аффективные установки, а поступки окружающих рассматриваются как опасные, угрожающие личности, что приводит к противоправным способам выхода из сложившейся ситуации.

Систематизация индивидуальных особенностей личности позволяет выделить ряд типологий личности преступников по различным основаниям. Изучением психологических особенностей преступников, разработкой типологию преступников занимались и продолжают заниматься в отечественной криминологии и психологии ученые:

- русский юрист и психолог, профессор Московского университета С.В. Познышевым (1870 – 1942);

- ученый-психолог и клиницист, основоположник психологической теории личности и адекватных ей методов исследования А.Ф. Лазурский (1874-1917);

- профессор, внесший большой вклад в возрождение отечественной криминологии, создание ее теоретических основ, разработку Уголовного кодекса РФ 1996г. Г.М. Миньковский (1923-1998);

- советский и российский учёный-юрист, социолог, профессор В.Н. Кудрявцев (1923-2007);

- ведущий ученый в области криминологии и уголовного права, профессор Ю.М. Антонян;

- ведущий ученый Академии управления и права Минюста России, профессор, А.И. Ушатиков и др.

По мнению криминальных психологов и ученых-криминологов, независимо от вида совершенного преступления количество преступников, имеющих типичные психологические особенности, значительно превышает относительное число подобных типов личности среди законопослушных граждан.

Известный российский криминалист, профессор Санкт-Петербургского университета И.Я. Фойницкий (1887-1913) разработал первую типологию преступников в конце 80-х годов XIX столетия, которая является одной из наиболее теоретически глубоких типологий: невменяемые преступники, случайные преступники, профессиональные преступники.

Профессор С.В. Познышев создал в 1926 году одну из первых психологических классификаций личности преступника. В ее основу он положил зависимость поведения преступника от эмоциональности и рассудочности в мотивации совершенных им преступлений. Он предложил разделить преступников на две большие группы:

Эндогенных (интровертированных):

- эмоциональные (как и импульсивные, имеют специфическую цель получить положительные эмоции от совершения какого-либо действия или обладания чем-либо. Они решаются на преступления, как правило, без борьбы мотивов);

- расчетливо-рассудительные (стремятся к достижению криминальный целей, при этом осознают, что наносят вред другим лицам);

Экзогенных (экстравертированных) – тех лиц, которые совершили преступление, поскольку не видели другого выхода из создавшейся ситуации, и лица, видевшие выход, но не обладавшие достаточной энергией, чтобы им воспользоваться. Экзогенный преступник совершает преступление вследствие тяжелых внешних условий, в которых находится.

Психолог А.Ф. Лазурский,взяв за основу природные психологические возможности и особенности социальной приспособленности личности к действительности, наряду с другими выделял так называемый извращенный тип низшего уровня, который, по его мнению, плохо приспособлен к жизни.

В свою очередь, извращенный тип А.Ф. Лазурский делил на ряд типов.

1. Пассивный тип, имеющий два подтипа:

а) апатичный, характеризующийся отсутствием ярко выраженных интересов и потребностей, равнодушным отношением к окружающей действительности;

б) безвольно-робкий, легко внушаемый, с преобладанием подавленного настроения. Такие люди не относятся к криминальному типу, но могут служить источником пополнения преступного мира.

2. Расчетливо-эгоистический тип, характеризующийся хитростью, черствостью и злопамятностью, заботой о своих выгодах и интересах, преимущественно материальных; этот тип близок к криминальному, ибо его представители легко, без понуждений со стороны, сознательно становятся на путь преступлений.

3. Аффективно-извращенный криминальный тип, представители которого – беспорядочно веселые, легкомысленные люди, пропойцы, драчуны, скандалисты, мелкие воришки.

4. Активно-извращенный криминальный тип, который включает два подтипа:

а) беспорядочного насильника, характеризующегося решительностью, энергией, склонного к дракам, не любящего работать;

б) сосредоточенно-жесткого, способного на самые жестокие зверства и убийства.

Классификация А.Ф. Лазурского имеет определенное познавательное значение, хотя в ней и допускается психологизация преступности[19].

Ученые-криминологи Г.М. Миньковский, В.Н. Кудрявцев и др. выделяют следующие типы личности преступника (по критерию мотивации преступного поведения )[20]:

1-й тип - с глобальной криминальной деформацией мотивационной сферы (лица, склонные как к индивидуалистической, так и к групповой криминальной деятельности).

2-й тип: лица с частичной деформацией мотивации поведения и деятельности. Они имеют завышенные уровни самооценки и притязания, стремятся к обогащению, высокому статусу в обществе, к особому отношению со стороны окружающих.

4-й тип: лица, совершившие тяжкие криминальные деяния против личности (убийство, причинение тяжкого вреда здоровью) в состоянии аффекта. Они раскаиваются в содеянном, пытаются не вступать в контакты с рецидивистами в изоляторах временного содержания и следственных изоляторах.

Авторский коллектив ученых в составе Ю.М. Антонян, В.П. Голубев, Ю.Н.Кудряков, В.Г. Бовин провели научное исследование – сравнительный анализ психологических особенностей преступников, их отдельных категорий и законопослушных граждан. В результате проведенного исследования были обобщены психологические черты личности разных категорий преступников, представленные в таблицах 1-7[21].

1. Психологические особенности личности корыстных преступников (см. таблицы № 1, 2). Исследования А.Г. Анисимова показывают, что, что в среднем, каждый седьмой корыстный преступник ранее судим за аналогичные преступления, в большинстве случаев условно в силу несовершеннолетия[22]. Это говорит том, что значительная часть корыстных преступников имеют криминальный опыт, причем опыт совершения корыстных преступлений. Они уже в более молодом возрасте включаются в соответствующие отношения как с обществом в лице его правоохранительных органов, так и с теми, кто также нарушает уголовно-правовые запреты. У них рано накапливается значительный антиобщественный опыт, формируются соответствующие взгляды и представления, склонности и привычки к антиобщественному образу жизни, разрешению возникающих жизненных трудностей противоправным путем. Если мелкие хищения иногда бывают обусловлены нуждой, материальными недостатками, то крупные, как правило, связаны с повышенным уровнем притязаний, гиперсамоутверждением, со стремлением доминировать в окружающей среде.

Читайте также: