Какие услуги предоставляет школа иностранных языков

Обновлено: 30.06.2024

Рынок образовательных услуг в России за последние пять лет стал перенасыщенным. Если раньше языковых школ было мало, а в небольших городах их могло и вовсе не быть, то сейчас у клиента есть выбор. При этом, хотя школы английского языка наиболее распространены, можно также изучать немецкий, испанский, арабский, китайский – все самые распространенные языки. О том, как открыть школу иностранных языков и сделать ее конкурентоспособной, расскажем в нашей статье.

Что нужно знать на старте

Главное преимущество языковых школ – их востребованность. Только рынок английского языка в России на 2017 год достигает 800 млн. долларов. Недостатка в клиентах с английским точно не будет. Интерес к другим языкам кратно меньше, но изучение французского, немецкого или испанского также довольно популярно.

Для того, чтобы организовать школу иностранных языков с нуля, больших вложений не потребуется. В среднем можно рассчитывать на 300 000 рублей для запуска. Львиная доля инвестиций уйдет на 3-4 месяца аренды помещения в проходимом месте и рекламную кампанию. Если иметь знакомых преподавателей, которые будут готовы работать с вами, то к точке безубыточности можно выйти на 3-4 месяц.

Языковых школ очень много, как в онлайн, так и в оффлайн-формате. Людям сложно выбрать из всего этого многообразия. В больших городах приходится буквально воевать за каждого клиента, не говоря уже о конкуренции с онлайн-платформами, вроде SkyEng или LinguaLeo. Кроме того, нужно как-то отличаться, отстроиться от конкурентов.

Найти хороших преподавателей сложно. Особенно если у вас нет образования переводчика либо соответствующих связей. Даже для собеседования с кандидатами нужно знать язык на соответствующем уровне: для английского это будет Advanced. Хорошим преподавателям нужна соответствующая оплата и карьерный рост. Предлагать нужно почасовую оплату, но с тем учетом, что при полной загрузке это будет 40 000 - 60 000 рублей для регионов и 60 000 - 80 000 рублей – для Москвы и Питера.

Как определиться с целевой аудиторией

Чтобы разработать программу обучения, нужно сегментировать вашу целевую аудиторию. Так вы сможете разобраться, что именно нужно для клиентов и в каком темпе им лучше заниматься.

Во время первого обращения клиенту задать несколько вопросов и выяснить цель обращения, возраст, подготовку и требования к курсам. Так вы сможете выделить несколько групп. Рассмотрим их на примере английского языка:

По требованиям к курсам: обучение в классах (10-15 человек), малых группах (4-6 человек) или индивидуальные занятия.

По цели обращения: для туризма, профессионального роста, поступления в зарубежные университеты, делового общения.

По уровню владения языком : Beginner, Elementary, Intermediate, Upper Intermediate, Advanced. На уровне Mastery обучение уже не нужно. Уровни подготовки представлены для английского, но схожим образом они работают и для других языков.

Наиболее популярны занятия английским у школьников и молодых людей до 30 лет. В отношении школьников можно предлагать индивидуальные занятия – к примеру, для подготовки к ЕГЭ. Вообще, индивидуальные занятия стоит продвигать – зачастую, это единственный адекватный способ практиковать разговорный язык, а не отсиживаться за спинами одногруппников. Но групповые занятия также нужно предлагать – они дешевле индивидуальных.

Разработка пакетов услуг

Мы подготовили несколько примеров пакетов услуг. Их можно брать за образец и внедрять у себя их аналоги.

Для начинающих. Курс рассчитан на новичков. Включает в себя принципы произношения, алфавит, базовую грамматику и набор слов, необходимый для того, чтобы общаться на простые темы – к примеру, спросить дорогу или заказать еду. Группы для начинающих можно собирать до 14-16 человек. Двух занятий в неделю будет вполне достаточно. По итогам 6 месяцев обучений можно попробовать провести тестирование для перехода на более высокий уровень.

Для среднего уровня . Курс рассчитан на людей с базовым пониманием языка. Делается упор на грамматику и пополнение словарного запаса. Предполагается, что по итогам прохождения этого курса ученик должен поддерживать разговор с иностранцем не только на базовые, но и на более продвинутые темы – к примеру, о кино или политике. Учитывая все те же два занятия в неделю, до перехода на продвинутый уровень может потребоваться год и более. Заниматься здесь стоит также в группах до 15 человек, однако имеет смысл предлагать и индивидуальные занятия для отработки произношения и словарного запаса.

Для высокого уровня. Курс предназначен тем, кому мало среднего знания языка – они хотят знать его в совершенстве. Стоит сосредоточиться именно на расширении используемого словарного запаса. Можно и нужно задавать на дом чтение книг на иностранном языке, просмотр фильмов. Также можно давать слэнговые выражения, которые далеки от литературного языка, но зато в ходу у жителей той страны. Обычно занятия на таком уровне индивидуальны либо проходят в малых группах по 3-4 человека.

Деловой язык . По большей степени это индивидуальная подготовка бизнесмена, за исключением специализированных заказов от компаний. Стоит давать выражения из той отрасли, в которой работает ваш ученик. Имеет смысл также заготовить определенные фразы для переговоров, которые помогут студенту потянуть время и собраться с мыслями. Длительность занятий и их объем целиком и полностью зависит от задач, которые ставит перед вами ученик.

Как открыть языковую школу: пошаговая инструкция

Как назвать

Люди в первую очередь обращают внимание на названии компании. Имя должно быть звучным и отображать ваше направление работы и особенности образовательной программы. В идеале оно должно быть коротким и запоминающимся – SkyEng и Puzzle-English тому примеры.

Вести бизнес без регистрации незаконно, если вы только не самозанятый репетитор. Но тогда ваши возможности весьма ограничены и масштабироваться не получиться. Зарегистрироваться можно в качестве индивидуального предпринимателя, автономной некоммерческой организации либо некоммерческого образовательного учреждения. В каждом случае необходимо получить лицензию на ведение образовательной деятельности – без нее вы не сможете выдавать сертификаты об окончании курсов. Пакет документов для лицензии достаточно большой, но сейчас лицензию не нужно обновлять раз в 5 лет, как это было совсем недавно – вы ее оформляете один раз:

  • заявление на получение лицензии. Подается на Госуслугах;
  • учредительные документы организации либо их заверенная копия;
  • положения о филиалах и структурных подразделениях;
  • реквизиты документов, подтверждающих у заявителя право собственности или использования на помещения, в которых будут проходить занятия;
  • справка о материально-техническом обеспечении деятельности по выбранным образовательным программам;
  • заключение о соответствии нормам пожарной безопасности;
  • заключение о соответствии санитарно-эпидемиологическим нормам;
  • справка о наличии образовательных программ;
  • опись документов, представленных для получения лицензии;
  • документ об уплате госпошлины в 7500 рублей.

Лицензию можно получить самостоятельно на портале Госуслуг либо оформить с помощью некоторых адвокатских контор. Они берут на себя все взаимодействие с властями. Стоить это будет около 40 000 рублей без учета госпошлины.

Самому собирать все бумаги значительно сложнее, зато бесплатно. Все справки и заключения не требуют никаких ресурсов, кроме временных. Для их получения придется посетить местный отдел образования, МЧС, Госпожнадзор и санэпидемстанцию.

Выбор помещения

Для выбора помещения под учебные классы очень важно его месторасположение. Идеальный офис для языковой школы находится в проходимом месте, недалеко от транспортных узлов. Он может находиться недалеко от университетов, школ или торговых центров. На старте вполне можно открыться и в спальном районе – это на порядок дешевле, чем в центре. На аренду помещения нужно закладывать от 50 000 до 70 000 рублей.

На первых порах для аренды должно хватить 80-100 квадратных метров. Это будет небольшая приемная для заключения договоров и один-два учебных класса. Для дальнейшего расширения потребуется кабинет для индивидуальных занятий. Учебные классы – в зависимости от загрузки.

Оформление помещения

Стоит задуматься о дизайнерской отделке, чтобы выделяться в сравнении с конкурентами. В каждом помещении должна быть как минимум школьная доска с проектором и экраном для демонстрации видеоматериалов. На стенах можно повесить тематические плакаты и карты. Так, в кабинете английского языка можно повесить карту Лондона, а в кабинете немецкого были бы кстати карты Берлина или Мюнхена. Сертификаты организации и ее преподавателей тоже были бы кстати.

Касательно мебели в классе все выглядит довольно стандартно – несколько столов или парт и стулья. Также потребуются вешалки, чтобы клиенты могли повесить сумки или верхнюю одежду. Отдельные столы потребуются для преподавателей и секретаря на входе.

Обучающие материалы

В случае с обучающими материалами все зависит от того, какой программой вы пользуетесь. Если вы работаете по уже существующей программе, у которой есть пособия и учебники, то проще будет заказать их у поставщиков. К старту на это потребуется около 50 тысяч рублей. Но такие материалы будут требоваться постоянно с появлением новых клиентов. На это нужно заложить еще примерно 10 тысяч рублей ежемесячно. Стоит также закупить хороший цветной принтер – некоторые раздаточные материалы проще будет печатать самим.

Если вы создали собственную программу обучения, то придется работать с типографией. Стоит заранее распечатать запас материалов, чтобы всем ученикам было с чем работать.

Подбор персонала

На первых порах можно обойтись без секретаря и менеджеров – эти функции вы можете закрывать самостоятельно, экономя тем самым на зарплате. Но при расширении лучше передать эти функции кому-то другом. Не бойтесь делегировать обязанности.

Формирование расписания

Специфика языковых курсов в оффлайн-режиме предполагает, что занятия будут начинаться не ранее 19.00. Дела на работе или учебе вряд ли позволят заняться обучением раньше. В связи с этим большую часть дня помещение простаивает, что невыгодно. Лучше всего в таком случае попытаться создать дополнительные группы из школьников. Учащиеся во вторую смену смогут прийти с утра, а в первую – после обеда.

Расписание также во многом зависит от выбранной программы. Обычно двух занятий в неделю хватает на среднем уровне. Но интенсивные курсы подготовки к поездке за границу требуют как минимум трех занятий еженедельно. Расписание стоит хотя бы приблизительно планировать еще на этапе составления программы обучения.

Примерно те же самые правила касаются и онлайн-обучения. Правда, здесь все сведено к индивидуальным занятиям, что делает расписание для преподавателя еще более насыщенным. Если в оффлайн за час он обучает от 4 до 15 учеников, то в онлайн – только одного. Такой формат работы требует большого количества педагогов.

Как открыть языковую школу: актуальность бизнеса + подбор формата школы + преимущества и недостатки + 5 ключевых шагов для открытия языковой школы + сравнение с другими вариантами + стоимость и оценка бизнеса + пример успешной языковой школы + 4 совета для будущей школы.

kak-otkryt-jazykovuju-shkolu

Не стоит даже говорить о том, на сколько актуальным в наше время является изучение иностранных языков. И дело не только в больших возможностях для получения прибыли – речь идёт о расширении кругозора, обучении чему-то новому, о путешествиях и приобщении к иностранной культуре.

В связи с увеличением заинтересованности населения в иностранных языках, на российском рынке сформировался целый бизнес-сегмент, который приносит стабильный доход владельцам заведений.

Сегодня вы узнаете о том, как открыть свою языковую школу, подобрать персонал и привлечь большое количество потенциальных учеников.

Актуальность бизнеса в России и СНГ


В последнее время на рынке наблюдается положительная динамика увеличения количества языковых школ, увеличивается и общий интерес к изучению иностранных языков.

К примеру, в 2001 году английским языком владело 28% населения РФ, а в 2017 уже 53%.

Если же говорить о причинах популярности, то 28% опрошенных рассматривают их как фактор для увеличения прибыльности, 24% изучают для увеличения профпригодности, 20% — для личного развития, 12% — для дальнейшей эмиграции, остальные 16% — для сдачи экзаменов и путешествий.

samye-rasprostranennye-jazyki

Для тех, кто желает учить языки дистанционно, либо не имеет возможности ходить на курсы, создаются специальные онлайн-ресурсы. Они могут существовать и как дополнительные услуги от обычных школ, и как отдельные проекты.

Такое же разнообразие присутствует и в ценовом сегменте. Зависит это не только от региона, в котором находится школа, но и от языка.

Так, изучение наиболее популярных языков, например английского или французского, обходится намного дешевле чем, к примеру, изучение японского, китайского или арабского. И дело не только в сложности обучения – в некоторых регионах попросту трудно найти высокопрофессиональных специалистов.

И всё же рынок демонстрирует отличную тенденцию роста, хоть и со своими недостатками, поэтому общая инвестиционная привлекательность бизнеса возрастает.

Переходим к следующему этапу – к выбору формата школы и рассмотрению будущей целевой аудитории.

Формат школы и целевая аудитория


Как видим, на территории стран СНГ, в особенности в крупных городах-миллионниках, формируется серьёзная конкуренция. Чтобы нивелировать убытки, предпринимателям приходится выбирать уникальный формат школы, который будет выгодно отличать её на фоне других заведений.

Выбирать направление нужно отталкиваясь от того, с чего именно вы собираетесь открывать школу.

К примеру, если у вас есть диплом об окончании педагогического университета, и вы являетесь квалифицированным носителем иностранного языка то, без сомнения, правильным выбором станут курсы по уже знакомому и изученному языку.

Обратите внимание: есть несколько моментов, которые помогут выделить ваш бизнес среди других конкурентов, один из них – получение уникального сертификата об окончании языковых курсов.
Для того, чтобы последний имел официальный статус и учитывался при трудоустройстве, вашей школе нужно получить соответствующую лицензию в Министерстве образования.

Далее, чтобы не путаться в классификации, мы рассмотрим наиболее популярный формат, а именно – репетиторство, повторение и освежение знаний будущих учеников.

Также мы не будем ориентироваться на какой-либо определённый язык, но для примера предлагаем рассмотреть варианты с самыми популярными для изучения языками в СНГ:


samye-rasprostranennye-jazyki-v-germanii

Как только вы определились с тем, какие именно языки будут изучаться в школе, следует перейти ко второму этапу. Выбирая формат школы, предпринимателю необходимо составить будущий портрет среднестатистического посетителя школы, ориентируясь по основным запросам:

  • в школу могут приходить люди, готовящиеся к сдаче экзаменов – ЕГЭ, TOEFL, IELTS, CALE, GMAT;
  • целенаправленное интенсивное изучение иностранных языков;
  • желание начать индивидуальные или групповые занятия;
  • домашнее и семейное обучение;
  • экспресс-обучение разговорному английскому;
  • освежить знания по конкретному языку;
  • практика при общении с носителями языка;
  • для общего развития.

Помимо этого, школа может проводить занятия в разное время, соответственно, набор в группы будет проходить и по этому формату:

  • утренние занятия – с 9:00 и до 12:00. Чаще всего это те, кто учится или работает в вечернее время;
  • дневная группа – с 13:00 до 17:00. Обычно это студенты и школьники, которые направляются в школу сразу же после окончания учебного процесса;
  • вечерняя группа – с 17:00 до 21:00. Считается, что это время с наибольшей посещаемостью занятий, поэтому и состав групп редко будет однородным.

Интересно: по статистике, в наше время наиболее востребованными языками являются английский, немецкий, французский, португальский и испанский. В то же время больше всего зарабатывают те, кто владеет ивритом, китайским, японским, арабским, голландским и шведским.

stoimost-inostrannyh-jazykov-rf

При этом стоит учитывать и другую классификацию посетителей – возраст. Чаще всего занятия в языковых школах разделяются на четыре группы:

  1. дошкольники и младшеклассники;
  2. школьники, студенты;
  3. люди до 50 лет;
  4. пенсионеры.

Каждая группа составляется в зависимости от посещаемости, средние размеры – от 4 до 8 человек. Важно помнить о том, чтобы количество учащихся было парным, так как во время занятий нередко будет использоваться практика общения по парам.

Особняком от всего этого стоит школа для детей дошкольного возраста. Как открыть языковую школу для детей? Для начала нужно убедиться в том, чтобы сам формат преподавания был им интересен, и ничего не отвлекало от учёбы.

Так как некоторые родители предпочитают учить детей ещё до поступления в обычную школу, преподаватели языка должны иметь опыт общения с ними, уметь заинтересовать и провести время с максимальной пользой.

Если говорить о среднем периоде обучения, то обычно он варьируется от 4 до 12 месяцев, при этом набор в группы осуществляется до полной загруженности преподавателей, и производится каждые 4-6 недель.

Как только вы определились с направленностью и форматом языковой школы, а также составили будущий портрет учеников, следует перейти к следующему этапу – составлению бизнес-плана.

Но для начала взвесим все за и против, и рассмотрим преимущества и недостатки языковых школ.

Преимущества и недостатки того, чтобы открыть языковую школу


Не стоит забывать о том, что языковая школа – это такой же бизнес, как и консалтинговое агентство или бюро переводов, поэтому каждый предприниматель должен взвесить все за и против, а именно – рассмотреть ключевые преимущества и недостатки школы.

Как видно из таблицы, языковая школа обладает рядом недостатков, которые можно устранить несколькими способами, например:

  • увеличить общую квалификацию преподавателей;
  • разработать курс для индивидуальных занятий;
  • поднять общий уровень успешности группы, поощряя общение и взаимодействие между учениками;
  • практические занятия с носителями иностранных языков;
  • разбивка учеников по группам, исходя из их навыков.

Но у всего этого есть и свои минусы, к примеру, разработав индивидуальные курсы, собственник увеличивает траты на обучение одного ученика, соответственно, увеличивается и общая стоимость занятий, в свою очередь, высокие цены могут отпугнуть некоторый потенциальных посетителей школы.

5 ключевых шагов, как открыть свою языковую школу


Итак, как только вы изучили рынок и выбрали формат школы, пришло время перейти к самой главной части любого бизнеса – составить бизнес-план.

Любой предприниматель указывает в плане основные детали будущей компании, будь то название, источник финансирования, изначальный капитал, планируемую ежемесячную прибыль, расходы и так далее.

Если же школа открывается в крупных городах, например Москве, Петербурге, Минске или Киеве, то отдавать предпочтение стоит новым жилым районам.

Само месторасположение не играет особой роли, к примеру, для снижения расходов на аренду, классы языковой школы могут располагаться на базе университетов, обычных и частных школ, офисов.

Сравнение языковой школы с другими вариантами


Если рассматривать рынок в целом, то у языковых школ существует 2 основных конкурента – это онлайн-курсы и обучение на дому. Чтобы понять сильные и слабые стороны, рассмотрим все три варианта в качестве таблицы.

Языковая школаОнлайн-обучениеРепетиторство
Преимущества
Возможность набирать большие группы учащихся, высокая общая прибыльностьРабота с небольшими группами в удобное для них время, низкие затраты на обслуживаниеИндивидуальное обучение, либо работа с группой до двух-трёх человек
Универсальность обучающих курсовДистанционное обучение подразумевает под собой гибкость курсовПреподаватели с каждым учеником занимаются по индивидуальному курсу
Наиболее предпочтительный вариант для большинства учащихсяОтлично подходит для тех, кто не имеет возможности, либо не любит заниматься в группахПодходит для тех, кто хочет изучать языки по индивидуальному курсу и графику
Недостатки
Если рассматривать крупные группы по 16 человек, то в некоторых случаях обучающий курс не настолько гибок, как хотелось быДистанционное обучение заметно проигрывает в своей функциональностиДля каждого отдельного языка требуется нанимать своего преподавателя
Не в каждом крупном городе есть преподаватели с достаточными профессиональными навыкамиДля соединения требуется хорошая камера и качественный Интернет, что есть не у всехЗаказать услуги репетитора-профессионала можно только в крупных городах СНГ
Высокая текучесть в бизнесе вследствие высокой конкуренцииСреди пользователей распространено недоверие к такому типу курсовИндивидуальное обучение подразумевает высокую стоимость

Несмотря на эти сравнения, стоит указать на то, что в зависимости от ситуации оба последних варианта могут быть не отдельной, а дополнительной услугой языковой школы, которая, к тому же, будет выгодно выделять её среди прочих конкурентов.

Открытие языковой школы: подсчёт расходов и доходов


Для того, чтобы подсчитать прибыльность и расходы компании, нам необходимо составить план реализации предоставленных услуг. Для этого составим несколько таблиц, которые будут указаны ниже, со следующими условиями:

  1. Время работы языковой школы – с 10:00 до 20:00 в будние дни и с 8:00 до 18:00 в выходные;
  2. Продолжительность одного курса – от 4 до 12 месяцев, или 72 – 216 академических часов;
  3. Набор новых учеников в группы – каждые 2 недели по английскому, и каждый месяц по другим языкам (переменные меняются исходя из формата и направленности школы);
  4. Наиболее посещаемые часы – с 17:00 до 20:00 в будние дни и 14:00 – 17:00 в выходные;
  5. Учебные группы разделены на 2 класса – малые и большие, а количество учащихся, соответственно, 4-6 и 12-16 человек.

Далее в таблице мы приведём пример крупной школы, в которой преподаются 7 популярных языков. Учтите, что все данные приведены с учётом годового цикла работы школы.

Название курса, языкКоличество проведённых курсовСтоимость за курс, руб.Выручка, руб.
Суимарно433 п. + 425 курсов 5 984 580
Английский11812 0001 416 000
Французский5815 000870 000
Арабский5914 000826 000
Китайский8616 0001 376 000
Немецкий5312 000636 000
Японский1720 000340 000
Испанский3412 000408 000
Перевод текста433260р./1000112 580

Из этого следует, что при условии проведения 425 курсов, прибыль языковой школы составит 5 млн 984 тыс. рублей. Важно отметить, что такое разнообразие изучаемых языков встречается редко, и обычно их общее количество ограничивается 2-3 наименованиями.

Стоит упомянуть о том, что в последнее время предоставление онлайн-курсов стремительно набирает популярность по ряду причин, поэтому при расчёте прибыли их точно так же можно учитывать.


Ежемесячные расходы
Суммарные расходы388 522
Наименование статьи Сумма расходов/месяц
Аренда помещения (80 кв. м)40 000
Расходы на з/п270 000
Коммунальные платежи14 000
Налоги УСН29 922
Реклама, продвижение, типография18 000
Обновление сортамента учебников6 000
Форс-мажорные расходы6 000
Амортизация капитала4 000

Итого, ежемесячные доходы составят 498 715 рублей, а ежемесячные расходы – 388 522 рубля. При должной рекламе и соответствующем руководстве, выход на плановую прибыль намечается на 5-6 месяц работы школы.

При указанных расходах и доходах, ежегодная прибыль школы составит 1 322 316 рублей, а полная окупаемость – 30-38 месяцев.

Независимо от того, на какие расходы вы рассчитывали изначально, всегда прибавляйте к ним как минимум 30-процентный запас для смягчения различных ситуаций с непредвиденными расходами.

primer-reklamnoj-listovki

Пример рекламной листовки с указанием цен за курс

Оценка бизнеса


Оценка бизнеса будет проводится исходя из четырёх параметров, от 1 до 10 баллов – актуальности, минимальных затрат на открытие, сложности для запуска и потенциальной прибыльности.

Актуальность9,6 из 10Итого:
8,8 из 10
Стоимость9,0 из 10
Простота открытия8,1 из 10
Прибыльность8,8 из 10
Языковая школа – удобный бизнес по соотношению начальных затрат и прибыльности, а большое количество возможных для работы направлений делает его поистине универсальным. Да, в этой сфере присутствует конкуренция, и она куда жёстче, чем в других нишах. Тем не менее, общее количество инструментов, которые помогут выгодно выделить школу, при грамотном планировании сводит число возможных конкурентов к минимуму. Если у вас есть диплом преподавателя, страсть к образованию и желание начать собственный бизнес, открытие языковой школы может быть очень интересным и прибыльным занятием.

Пример построения бизнеса в области преподавания иностранных языков


peterburgskaja-shkola-lingvojekspert

Имея бюджет в 450 000 рублей, основатели компании закупили 6 парт и 12 стульев, запустили собственный сайт и начали рекламировать курсы в интернете. Ксения, одна из основательниц школы, самостоятельно занималась рекламой, к примеру, расклеивала объявления в лифтах жилых домов.

Преподавательский состав также состоял из бывших одногруппников, а когда знакомые закончились, школа начала нанимать преподавателей через интернет-объявления.

Переломным моментом стало сотрудничество с корпоративными компаниями. Это позволило не только приобрести дополнительный преподавательский опыт, но и заложить базис для расширения самой школы. К 2013 году общее количество корпоративных клиентов достигло 25 наименований.

Сейчас у школы общее количество групп достигает 200, ежедневно проводится 100 занятий, а ежемесячная чистая прибыль составляет 700 000 рублей.

Пример организации и работы школы английского языка:

4 совета для успешного развития языковой школы

Фокусируйтесь на преподавателях.

Расширяйте предлагаемые услуги.

Не удивительно, что во всех странах мира наблюдается тенденция к открытию новых школ, ведь в каждом уголке планеты есть те, кто хочет приобщиться к другим культурам, и как это сделать лучше, кроме как изучить язык этой культуры?

История успеха. Курсы иностранных языков

Ни для кого не секрет, что, каким бы грамотным и образованным профессионалом ни был кандидат на высокую должность, он попросту может ее не получить, если не знает хотя бы одного иностранного языка (в преимуществе английского). Сейчас существует масса различных курсов по повышению уровня знания иностранного языка, а также изучения его с нуля.

Как возникла идея создания бизнеса?

Я окончила школу в Иркутске. Школа была специализированная, с углубленным изучением иностранных языков. То есть к концу 11-го класса я очень хорошо знала английский и немецкий языки, сносно могла изъясняться по-французски. Поехала поступать в Москву в лингвистический университет. Там еще взяла два языка — польский и японский. На жизнь нужно было как-то зарабатывать, поэтому со второго курса взялась за преподавание. Как это всегда бывает, распечатала объявления и развесила на каждом столбе в своем районе. Никто сначала не отзывался. Видимо, родителей детей с первого по седьмой класс, как я указала в объявлении, не прельщала студентка второго курса: мало ли сколько таких бестолковых студентов, которые хотят заработать на своих некрепких знаниях. Мне, конечно же, было обидно от такой мысли. Иностранные языки с детства были моей страстью, как и культура стран зарубежья. Я прекрасно понимала, что в этом деле я намного лучше своих однокурсников, все это давалось мне легко. Поэтому не бросила затею с преподаванием. Подняла всех знакомых, весь интернет. В объявлениях упоминала о том, что у меня есть различные гранты, что я много времени проводила за границей.

В итоге несколько учеников у меня появилось. Преподавала деткам английский и немецкий языки, помогала им и развивалась сама, изучала психологическую сторону тех, кто получает знания. У меня появились хорошие рекомендации, позже я начала работать с аудиторией постарше. К четвертому курсу преподавала языки людям вдвое старше меня. Разработала для себя и клиентов несколько эффективных программ, что сделать очень легко, когда набиваешь руку. Какое-то время работала переводчиком удаленно. В общем-то заработок у меня был неплохой, можно сказать, высокий для студентки. После окончания вуза получилось так, что мне пришлось вернуться в Иркутск на какое-то время. Планировала через месяц вернуться в столицу, но пришлось задержаться. Как-то раз мне встретился одноклассник, который только что вернулся из Лондона в полном восторге и сразу же выложил мне свой бизнес-план по открытию лингвистической школы. Сказал: давай вместе этим заниматься. Я сначала не восприняла все это всерьез, подумала, парень на энтузиазме просто, скоро сдуется. Но потом у меня почему-то возникло хорошее предчувствие… И мы решили взяться за дело.

Как началось развитие?

Все начиналось тяжеловато. Денег у нас в общем-то не было. Одно дело ездить учиться за границу с помощью собственных мозгов и с минимальными вложениями, другое — открывать в России конкурентный бизнес. Одними мозгами тут не обойдешься. Хотя не могу сказать, что на тот момент в Иркутске было много толковых школ по изучению иностранных языков. Интересно, что изначально мы не думали о том, где взять деньги или помещение, а целыми днями составляли программу, по которой будет строиться обучение, заказывали учебники, советовались со знающими людьми, с которыми уже приходилось работать или учиться. Конечно, предусмотрительнее было бы еще немного поработать, пусть даже в Москве, подкопить денег и вернуться к идее. Но в конечном итоге, подсчитав все расходы, мы решили брать кредит. Только кредит ни мне, ни моему будущему партнеру по бизнесу никто бы не дал. Так что свой энтузиазм мы попытались вселить в моего отца и отправили его в банк с паспортом и справками о доходах.

У нас все должно было быть серьезно. Мы не хотели начинать с малого. Мы собирались иметь в своем штате около десятка преподавателей, хотели выдавать дипломы. Для этого надо было зарегистрировать будущее предприятие как НОУ — некоммерческое образовательное учреждение — и оформить лицензию на образовательную деятельность. Это в принципе оказалось, несложно. Мы собрали все необходимые документы и получили лицензию в течение 30 дней.

Нам очень повезло с помещением. Точнее, с местом проведения занятий на первое время. Все это дело мы хотели открыть к маю месяцу. Погода стояла теплая, так что у нас возникла одна идея. Мы связались с оздоровительным центром, который находился недалеко от центра города. Он функционировал в летнее время, там проводились разные занятия йогой, танцами, оздоровительные программы и прочее. Также периодически там проходили разные лекции и презентации, приезжали знаменитые люди, проводились разные фестивали. Одним из организаторов мероприятий там была моя подруга, вот мы с ней и связались. Решили узнать, возможно ли как-нибудь нам вклинить туда свой график. Руководству этого центра наша идея пришлась по вкусу. Мы арендовали одну просторную комнату, также была возможность проводить занятия прямо на открытом воздухе. Аренда обошлась намного меньше, чем мы предполагали, так как по договору мы еще сошлись и на бартере. Все-таки наличие иностранных языков в таком месте будет привлекать людей и в свою очередь у этого заведения уже была своя реклама и клиенты, которые хотели чего-нибудь новенького. Преподавателей вместе с нами получилось восемь. Но этого на первое время оказалось более чем достаточно, тем более все владели несколькими языками и готовы были работать. Так что процесс прошел.

Как осуществлялась ваша деятельность? Какие были сложности? Какие перспективы открылись?

Что бы нам ни говорили, как бы ни убеждали в том, что летом никто учиться не будет, — все это было не так. Люди загорелись этим. К тому же на первых порах мы не брали много денег за занятия. Люди платили точно так же, как за посещение какой-нибудь лекции, — 200–300 руб. за час. В основном группы набирались на курсы английского и немецкого языков. Популярным был испанский. Но многие приходили и спрашивали о наличии восточных языков. Мы не думали, что будет такой ажиотаж! Занятия проходили практически каждый день, в каждой группе было около 20–25 человек. Мы отбирали людей по уровню их подготовки. Постепенно начали задумываться о том, что надо бы и свой багаж знаний совершенствовать. Мы видели, что людям необходимо получать новые знания. Мы искали преподавателей, которые специализируются на турецких, норвежских и финских языках, учили сами. Надо сказать, когда ты видишь, что у человека горят глаза, что ему это необходимо, хочется отдавать еще больше, потому что то, что ты получаешь взамен, нельзя ни с чем сравнить: желание быть лучше, желание совершенствоваться.

Так мы проработали почти полгода. Потом площадка сократилась, наступили холода, одного помещения нам было мало, надо было искать что-то другое. У каждого из нас еще была подработка. Мы преподавали индивидуально. Нашу команду уже знали все. За полгода у нас накопились новые средства. Мы постепенно выплачивали небольшой кредит, которые взяли изначально. Но самое главное, что мы получали удовольствие от процесса. Ближе к зиме мы взяли в аренду небольшое подвальное помещение. Сделали там сносный ремонт. Дали рекламу.

Целевая аудитория изменилась?

К нам стали обращаться крупные компании, которые нуждались в корпоративном изучении иностранных языков. Кстати, именно это нам очень помогло, именно такая деятельность покрыла все расходы, которые, впрочем, мы не особенно ощущали. Все шло своим чередом. Так что основные сложности были все-таки в самом открытии.

В основном к нам обращались маркетинговые компании, которым нужно было осваивать профессиональный иностранный язык. В нашей команде прибавлялось. Люди, нуждающиеся в работе, с отличными знаниями сами нас находили.

То есть в планах на будущее — полностью перебраться в Москву?

Почему же полностью? В Иркутске мы не перестанем функционировать. Просто Москва — очередной шаг к расширению. Почему бы, собственно, и нет? Мы проделали большой путь за достаточно короткий срок. И не собираемся останавливаться. Какой молодой компании помешают новые клиенты? Мы не собираемся соперничать ноздря в ноздрю с какими-нибудь столичными или международными гигантами в этой сфере. Просто будем оставаться собой и делать свою работу. Думаю, что сфера лингвистики, точнее, преподавания в сфере иностранных языков еще будет развиваться. Здесь имеются неограниченные возможности. Профессионализм с развитием современного мира растет не по дням и не по часам — по минутам. Так что надо все успевать. И мы не против успевать, у нас получается.

Как обустроить помещение, на чём можно сэкономить, как продвигаться и контролировать учебный процесс — полезное для тех, кто планирует открыть языковую школу.

У меня была мечта — открыть школу английского языка. Я изучила опыт других бизнесменов, продумала методику преподавания и приступила к действию. Наша школа работает больше года, мы успели расшириться и думаем над открытием филиалов.

Расскажу о своём опыте и о том, как избежать обидных ошибок при открытии языковых курсов.

Помещение

Запомните: сначала ищем место для будущей школы, потом набираем учеников.

Найдите помещение, наведите в нём порядок и оборудуйте классы. Ищите учеников на последнем этапе обустройства. Нам потребовалось две недели на открытие и ещё две недели на комплектацию первых групп.

В классах должно быть одинаково комфортно проводить групповые и индивидуальные занятия / фото Back to School

Что касается географии. В Москве ищут школу поближе к дому или работе, чтобы не ездить 4 часа туда и обратно. В небольших городах географическое положение школы не играет особой роли. Мой знакомый занимается бизнесом в сфере услуг. У него несколько филиалов в разных точках города, при этом 80% клиентов приходят в центральный офис. Поэтому мы открыли школу в центре города — в Казани развит общественный транспорт, это помогает в работе.

Финансы

Сколько понадобится денег для открытия — сказать трудно. Слишком много переменных. Усреднённый показатель для новой школы равен 300 тысячам рублей — столько инвестиций понадобилось и нам. В зависимости от города сумма может превысить полмиллиона рублей. И это нормально, всё зависит от бюджета и амбиций школы.

Что входит в бюджет для открытия

Первое время школа будет уходить в минус или ровный ноль. Сколько это продлится, зависит от вас и вашей активности. Факторов и переменных хватает. Например, если набить группы до 12 человек, прибыль не обязательно вырастет — многих учеников большие группы отталкивают. Придётся искать баланс. И так со всеми аспектами работы.

Поставьте себя на место клиента. Новая языковая школа для него — загадка. Сразу и не угадаешь, хорошая она или нет. Опытные ученики знают, что где-то хорошо выстроен учебный процесс, но помещения в бедственном состоянии. Другие школы вкладываются в красивую картинку и экономят на преподавателях. Успех — в балансе формы и содержания.

На чём можно сэкономить

На преподавателях экономить нельзя, остальное обсуждаемо. Расскажу, как сэкономили мы.

    делали своими руками. Ночами сидели и красили фирменный зигзаг, ещё выполняли другие косметические работы.
  1. Составили смету. Мы точно знали, что нам нужно, вплоть до количества карандашей и тряпок. Так мы избежали лишних покупок и нервной езды по магазинам в последний момент.
  2. Искали лучшие предложения. Обходили магазины, сравнивали цены и выбирали подходящие варианты.

Реклама

Мы делаем ставку на Instagram, отзывы в интернете и сарафанное радио.

В Instagram вкладываем много сил: там основная информация о нашей школе и полезный контент. Я веду видеорубрику об изучении английского языка, выкладываю Stories о жизни школы.

Сильно помогает сарафанное радио. Довольные студенты приходят учиться на следующую ступень, приводя родственников и друзей.

Попробуйте виды рекламы, которые вам кажутся эффективными, замеряйте результаты.

Был неудачный опыт рекламы у популярного блогера. Заплатили 5 000 рублей за рекламный пост, а статистика получилась хуже некуда: переходов мало, лайков практически нет. Возможно, не попали в целевую аудиторию или ожидали слишком многого от продвижения таким способом. Поэтому стоит тщательнее подходить к выбору блогера для рекламы: проверять его аудиторию и изучать аккаунт на возможные накрутки.

Для продвижения мы рассматривали и генератор купонов Biglion, но там очень жёсткие условия. Думаю, эта площадка не для языковых школ.

Учебный процесс и ответственность

Языковая школа — непростой бизнес. Если не готовы посвящать этому делу всё время, лучше не начинать. Руководитель школы ответственен за всё, что происходит в её стенах. Не хватило ластиков? Возникла путаница в расписании? Во всём виноват руководитель. Как минимум, он не выстроил систему учёта и контроль качества.

Качество преподавания заложено в KPI преподавателей. Средств для мотивации хватает: заработная плата, разумная нагрузка и карьерный рост. Наша цель — открыть сеть школ. В интересах школы ставить во главе филиалов опытных и проверенных преподавателей.

В разное время года работа строится по-разному, но она продолжается. По моему мнению, сезонность языковых школ — стереотип. Если самому работать и активно искать новых студентов, то никакого спада не случится. Кому-то летом учиться комфортнее, другие берут отпуск и проводят его с пользой для языковой практики. Этим летом мы организовали языковой лагерь для школьников. Школа была забита с утра до вечера.

Юридические аспекты

Получить статус бизнесмена легко, труднее ему соответствовать. Зайдите на сайт налоговой и зарегистрируйтесь как индивидуальный предприниматель. Всё. Можно работать: оказывать платные услуги, арендовать помещение и нанимать персонал. С точки зрения закона, это будут консультативные курсы, то есть полноценные сертификаты ученикам выдавать не получится.

Когда школа наберёт масштаб, стоит задуматься о лицензии на образование. Её получение — долгий и трудоёмкий процесс. Приготовьтесь к рутине и сбору документов, чтобы открыть негосударственное образовательное учреждение (НОУ) или ООО. Дополнительный бонус — клиенты смогут вернуть НДФЛ, а это сильное преимущество.

Преподаватели

Лучше охватить больше направлений. Я как преподаватель работаю в трёх: со взрослыми, подростками и при подготовке к языковым экзаменам (ОГЭ, ЕГЭ, IELTS, TOEFL). Для детских курсов и других направлений я нашла хороших преподавателей.

На рынке труда много сильных специалистов. Другое дело, подойдёт ли человек вашей школе. Наши преподаватели проходят два этапа собеседования. На первом кандидата ждёт интервью на английском и тест. Его цель — подтвердить уровень знания языка Advanced. После преподаватели обучаются авторской методике обучения. Если освоили её без проблем, приступают к работе.

Универсальные советы

Любите своё дело и думайте об успехе студентов. Тогда ваша школа будет успешной.

Читайте также: