Какие услуги предоставляет оператор связи

Обновлено: 30.06.2024

Раньше для сотовой связи, интернета и домашнего телевидения я пользовался услугами разных операторов. Это было неудобно: приходилось платить разным компаниям, контролировать баланс сразу на шести-семи счетах, общаться с несколькими службами поддержки. На все это уходило безумное количество времени и сил.

Я узнал, что у мобильных операторов появились комплексные тарифы, которые объединяют все эти услуги. Изначально все тарифы показались мне очень похожими, но выяснилось, что не все так просто.

Мои эксперименты продолжаются уже полгода. Расскажу, по каким критериям я оценивал компании, на каком операторе остановился сейчас и почему жалею о своем выборе.

Почему мне понадобился комплексный тариф

Было тяжело следить за всеми услугами, успевать вовремя платить и решать проблемы. Я человек системный — люблю точность, структурность и качество, поэтому давно искал способ оптимизировать управление всеми этими сервисами. Но так, чтобы не в ущерб качеству.

Когда мобильные операторы внедрили комплексные тарифы, я обрадовался. Стало возможно собрать все номера и сервисы в одной компании, управлять ими через единое мобильное приложение и оплачивать услуги одним кликом.

Оставалось только выбрать оператора и тариф, который бы включал:

  1. Мобильную связь с подключением нескольких телефонных номеров к единому счету.
  2. Домашний интернет с бесплатным роутером.
  3. Телевидение — желательно с приставкой, чтобы смотреть фильмы и мультфильмы из онлайн-кинотеатров.

Про остальных операторов ничего сказать не могу — пока не довелось их попробовать.

В статье только личное мнение и опыт автора

Мы ничего не рекламируем и не убеждаем вас воспользоваться услугами какой-то компании.

Если не согласны с мнением автора, приходите в комментарии.

Как я перешел на комплексный тариф МГТС

Я уже пользовался услугами МГТС: домашним интернетом с заявленной скоростью 100 Мбит/с и домашним телевидением. Платил за это по акционной цене 350 Р в месяц. Вдобавок компания предложила мне мобильную связь с выгодной абонентской платой — 200 Р за одну симкарту. На каждый номер выделялось 500 минут связи, 5 Гб мобильного интернета и 500 смс.

Так я объединил домашний интернет и телевидение с сотовой связью и получил комплексный тариф МГТС за 1150 Р в месяц.

Скорость зависит от разных нюансов: например, от количества одновременно подключенных устройств и способа соединения — обычно данные по кабелю передаются быстрее, чем по вайфаю. Но я пользовался интернетом точно так же , как раньше, а скорость упала: причина была не во мне.

Сотрудники службы поддержки МГТС не признавали проблему и не хотели ее исправлять. В итоге я не нашел с ними взаимопонимания и решил перейти к другому оператору.

Мобильная связь. Как я понял, МГТС и МТС пользуются одними и теми же базовыми станциями — качество связи и зона покрытия у них одинаковые.

Сотовая связь меня полностью устраивала. Раньше я уже пользовался связью от МТС и заметил, что за годы она улучшилась. Например, на даче моих родителей раньше были скачки связи, теперь же МТС и МГТС работают там стабильно.

Домашнее телевидение. Я сам редко смотрю телевизор, а основной телезритель в доме — мой сын. Поэтому все телевизионные сервисы и онлайн-кинотеатры я оцениваю по простому принципу: может ли ребенок пользоваться ими без помощи взрослых.

С телевидением проблем не было — сын брал пульт и легко выбирал нужный канал, находил программу или фильм. А вот оценить онлайн-кинотеатр не получилось: для его работы нужна телевизионная приставка, а она не входила в мой пакет услуг.

Мобильное приложение. У МГТС удобное приложение: все в одном месте, простая и понятная навигация. В нем я видел все подключенные услуги и номера телефонов с расходами минут и трафика. Мог управлять всеми сервисами внутри приложения и вносить платежи одной кнопкой.

Способ оплаты. Вначале вы пользуетесь услугами, а только потом платите за них. Постоплата — это удобно: можно не беспокоиться, что останешься без связи, если деньги на счете закончатся.

Почему я ушел из МГТС. Скорость домашнего интернета упала, об обещанных 100 Мбит/с не приходилось и мечтать, никто не хотел разбираться в этой проблеме.

Я решил перейти на другой комплексный тариф и при этом сохранить свой номер телефона.

Как перейти на комплексный тариф с сохранением номера телефона

Идеально, когда комплексный тариф предоставляет оператор, который уже обслуживает ваши симкарты. Иначе придется потратить время на перенос телефонных номеров в другую компанию, если вам важно их сохранить.

Т⁠—⁠Ж подробно рассказывал, как сохранить номер при смене оператора. Ничего сложного: нужно написать заявление на имя нового оператора о том, что вы хотите перейти к нему со своим номером.

Через восемь дней переход произойдет автоматически при соблюдении трех условий:

  1. Нет долгов перед старым оператором связи.
  2. Симкарта оформлена на заявителя.
  3. Изменения в паспортных данных абонента отражены в системе действующего оператора. Рекомендую проверить это заранее, чтобы избежать неприятных сюрпризов при переносе номера.

Переносить номер от одного оператора к другому можно не чаще чем каждые 60 дней. Именно поэтому мне приходилось задерживаться как минимум на два месяца у каждого оператора.

Он включал домашний интернет со скоростью 500 Мбит/с и ТВ-приставку , а также 2000 минут связи, 50 смс и безлимитный мобильный интернет на четыре номера. Абонентская плата со скидкой — 1200 Р с учетом четырех симкарт.

Домашний интернет. Никаких нареканий — в отличие от МГТС, соединение было надежным и устойчивым.

Меня пытались удержать большими скидками — более 50% от тарифа. Это приятно, но я уходил не из-за высоких цен, так что эти аргументы не сработали.

А вот когда я покидал МГТС, мне ни разу не предлагали остаться.

Почему ушел. Не устраивало качество мобильной связи: я просто не мог дозвониться до мамы.

Как я перешел на комплексный тариф МТС

Я уже обжегся на домашнем интернете от МГТС, поэтому опасался переходить на МТС, ведь компании связаны и используют одну инфраструктуру.

Но мастер настройки МТС объяснил, что скорость упала из-за роутера и проблему можно решить, если установить более мощное устройство. В моей квартире очень толстые стены, поэтому вайфай-сигнал от слабого роутера не доходил до ее уголков либо был неустойчивым. А тянуть кабель по всем комнатам неудобно.

Ежемесячная абонентская плата — 645 Р в первые три месяца, потом — 1290 Р . Один номер телефона дают бесплатно, за каждый дополнительный нужно доплатить по 150 Р .

Домашний интернет. Мастер не обманул: новый роутер действительно решил проблемы с интернетом. Ощутимый эффект дал и переход на более быстрый тариф. Причем в деньгах я не проиграл: 500 Мбит/с от МТС стоили примерно столько же , сколько и 100 Мбит/с от МГТС.

Мобильная связь у МТС точно такая же , как и у МГТС: без проблем и нареканий даже на даче.

Есть и другой минус: комплексный тариф дает урезанный доступ к домашнему кинотеатру. Чтобы пользоваться им полноценно, нужно доплачивать за подписку либо отдельно покупать фильмы и сериалы.

Но бесплатного контента практически нет. Нужно сначала заплатить за комплексный тариф МТС, а потом еще и за подписку — либо отдельные фильмы и мультфильмы

Мобильное приложение МТС позволяет управлять только мобильной связью. Все остальные услуги — в личном кабинете на сайте оператора либо в приложении МГТС.

Если вы подключены к комплексному тарифу МТС, то чтобы увидеть полную картину всех сервисов, нужно использовать два приложения:

Непонятно, почему пользователи должны бегать между двумя приложениями, чтобы получить информацию или оплатить услуги. Причем МГТС смогла объединить все сервисы в своем приложении, а МТС — пока нет.

Пользователи комплексного тарифа МТС могут управлять своими услугами в приложении МГТС. Но информация о мобильной связи идет одной строкой без расшифровки по подключенным номерам. В общем, адская путаница

Способ оплаты — вначале пользуетесь, потом платите.

В итоге мое терпение лопнуло и я отправился разбираться в офис МТС. Оказалось, что сотрудник, который оформлял перенос номеров, забыл приложить к заявке мои паспортные данные.

Почему ушел. Вообще, я еще не ушел, но подумываю об этом. Не хочу пользоваться разными программами, чтобы управлять услугами: это неполноценный комплексный тариф.

Почему общение со службами поддержки — это боль

По моему опыту, у всех трех компаний, о которых я рассказываю в статье, большие сложности с поддержкой пользователей. Я сталкивался с проблемами и когда пытался настроить оборудование, и когда переносил номера из одной компании в другую. Операторы всегда были вежливы, корректны, вроде бы старались помочь и быстро отвечали. Но при этом иногда возникало ощущение, что надо мной издеваются.

Я звонил и писал, выполнял все инструкции, которые мне давали, а потом оказывалось, что надо было делать все как-то иначе. Единственный способ что-то решить — достучаться до старшего специалиста. Если же это не удавалось, то я ходил по замкнутому кругу дезинформации:

И так до бесконечности.

Я много лет проработал в крупных корпорациях и понимаю, что система может быть неповоротлива. Но не до такой же степени, когда общение с колцентрами операторов превращается в проверку на стойкость нервной системы клиента.

Сколько я платил за комплексный тариф

Мои выводы

Плюсов и минусов хватает у каждой компании.

У МТС хорошая сотовая связь и домашнее телевидение, но нет единого мобильного приложения. Чтобы собрать информацию по всем услугам, нужно использовать два отдельных приложения либо заходить в личный кабинет через компьютер, что неудобно.

Если бы выбирал сейчас из этой троицы, то остановился бы на МГТС: единое удобное приложение, хорошая мобильная связь, понятное домашнее телевидение. Я ушел от них из-за нестабильного и медленного интернета, но оказалось, что нужно было просто заменить роутер на более мощный.





MGTS, они даже здесь достанут.

"Но мастер настройки МТС объяснил, что скорость упала из-за роутера и проблему можно решить, если установить более мощное устройство. В моей квартире очень толстые стены, поэтому вайфай-сигнал от слабого роутера не доходил до ее уголков либо был неустойчивым"

Классно вас мастер развел, то есть стены сначала были тонкими и все хорошо работало, а потом вдруг начали толстеть?

Дмитрий, ох уж эта пандемия — даже стены начинают толстеть

Tamara, а ведь так и есть - из-за удалёнки школьники и студенты по зуму и Скайпу учились из дома. Эфир по полной засоряют, у меня больше 25 точек доступа видны и все под нагрузкой.


Дмитрий, оказалось, всё просто - мощный роутер решил все проблемы

Комплексный тариф - это когда падает все и сразу. И ни интернета, ни ТЫ и даже не позвонить по мобильной связи. Полный blackout

Перепробовал всех операторов сотовой связи. Где чьи грехи не помню, но в целом почти все грешат вот этим:

• Перехват запросов к сайтам. Ошибся в адресе сайте и оказываешься на стран це с рекламой сотового оператора.

• Вмешательство в трафик пользователя. Некоторые ОпСосы встраивают в сайты свою рекламу. Сейчас такого наверное меньше, потому что везде SSL.

• Блокировки сайтов. Всё самое интересное в интернете заблокировано. Иногда могут даже на странице блокировки начать тебе угрожать.

• Негибкие тарифы. Тарифы заточены под больше количество всех услуг. Операторы теряют деньги из-за того что мы меньше звоним и пишем СМС, поэтому появляются примерно такие пакеты: 3ГБ, 1000 минут, 1000 СМС; Мало интернета? У нас есть для вас другой тариф: 4ГБ, 2000 минкт и 2000 смс 🤬

Последние пару лет пользуюсь Тинькофф Мобайл. Спам был один раз и его отключили после обращения. Тарифы гибкие, виртуальные симки — огонь 🔥

С провайдерами домашнего интернета опыта у меня поменьше. Какое то время пользовался Ростелекомом. Все закончилось когда у них на новогодние праздники сломалась форма оплаты и они чинили её 10 дней. Я в тот же день подключился к небольшому районному провайдеру и пользуюсь им до сих пор.

Ростелеком же совершенно искренне полагал, что я должен заплатить за интернет, даже когда я не мог воспользоваться им по их вине. Более того, они продали этот долг на 300 рублей коллекторам.

Я уже молчу о всех тех же грехах — вмешиваете в трафик, бесконечные блокировки и т.д.

Компьютерные сети можно классифицировать по различным критериям. Уже упоминавшееся в предыдущих лекциях деление на локальные и глобальные сети происходит по территориальному признаку, то есть по размерам территории, которую покрывает сеть . Другим важным признаком классификации сетей является назначение предоставляемых услуг:

  • сети операторов связи (сети провайдеров услуг) оказывают общедоступные услуги;
  • корпоративные сети предоставляют услуги только сотрудникам того предприятия, которое владеет сетью.

Операторы связи и клиенты

Существуют сети, которые создаются специально для оказания общедоступных (публичных, public) телекоммуникационных услуг . Примерами таких сетей могут служить городские, региональные, национальные и международные телефонные сети . Их услугами пользуются многочисленные клиенты - владельцы домашних и мобильных телефонов , а также предприятия (корпоративные пользователи). Еще одной традиционной телекоммуникационной услугой является предоставление в аренду каналов связи . У первичных сетей PDH / SDH , создаваемых телекоммуникационным предприятием для объединения своих АТС, обычно остается не используемая для внутренних нужд канальная емкость, которую логично сдавать в аренду. Типичными потребителями этой услуги являются крупные предприятия, которые создают с помощью арендованных каналов собственные сети - телефонные или компьютерные .

Специализированное предприятие, которое создает телекоммуникационную сеть для оказания общедоступных услуг, владеет этой сетью и поддерживает ее работу, традиционно называется оператором связи (telecommunication carrier) .

Операторы связи отличаются друг от друга:

  • набором предоставляемых услуг;
  • территорией, в пределах которой предоставляются услуги;
  • типом клиентов, на которых ориентированы услуги;
  • имеющейся во владении оператора инфраструктурой - линиями связи , коммутационным оборудованием, информационными серверами и т.п.

Услуги, провайдеры услуг и сетевая инфраструктура

Операторы связи осуществляют свою деятельность на коммерческой основе, заключая договоры с потребителями услуг.

Услуги можно разделить на несколько уровней и групп, используя разные критерии классификации.

  1. На рисунке группы услуг определяются по типу сетей, которые их оказывают - телефонные или компьютерные (для полноты картины нужно было бы дополнить рисунок услугами телевизионных и радиосетей . На рис. 10.2 показаны только некоторые основные уровни и группы, но и эта неполная картина хорошо иллюстрирует широту спектра современных телекоммуникационных услуг и сложность их взаимосвязей. Услуги каждого более высокого уровня опираются на услуги нижележащих уровней. Услуги предоставления в аренду каналов связи являются услугами самого нижнего уровня, так как пользователь сначала должен построить с помощью этих каналов собственную сетевую инфраструктуру (установить телефонные коммутаторы или коммутаторы пакетных сетей).

Следующий уровень составляют две большие группы услуг:

  • телефонные услуги;
  • услуги компьютерных сетей .


Рис. 10.2. Классификация услуг телекоммуникационной сети (закрашенные области соответствуют традиционным услугам операторов связи)

Этот уровень, в свою очередь, можно делить на подуровни, так как из более простых услуг строятся более сложные. Например, на основе услуги доступа к Internet, которая заключается в простом транспортном подключении компьютера или локальной сети к всемирной общедоступной сети, можно оказывать услуги электронной почты. Или же на основе базовой телефонной услуги соединения абонентов можно создать услугу голосовой почты.

Верхний уровень сегодня занимают комбинированные услуги, реализация которых требует совместного оперативного взаимодействия компьютерных и телефонных сетей .

  • услуги, состоящие в передаче трафика в неизменном виде между абонентами сети;
  • услуги, состоящие в предоставлении пользователю информации, созданной оператором или операторами связи.

Телефонный разговор - это пример услуги первого типа, так как информация создается абонентами сети, а оператор только доставляет ее от одного абонента к другому. К этому же типу относится услуга соединения двух локальных сетей клиента с помощью сети передачи данных оператора. Примерами услуг второго типа (их обычно называют информационными) являются услуги справочных служб телефонной сети или услуги какого-либо Web-сайта.

Каждый оператор связи оказывает те услуги из общего набора, которые ему представляются наиболее соответствующими его профилю и экономически выгодными. В большинстве стран мира (и в России тоже) операторы связи должны получать от государственных органов лицензии на оказание тех или иных услуг связи. Такое положение существовало не всегда - практически во всех странах были операторы, которые фактически являлись монополистами на рынке телекоммуникационных услуг в масштабах страны. Сегодня происходит процесс демонополизации этой области деятельности, бывшие монополисты продолжают работать, но им приходится бороться за клиентов с новыми операторами, которых часто называют альтернативными, так как благодаря им у пользователей действительно появляется свобода выбора.

Клиенты

Все множество клиентов - потребителей инфотелекоммуникационных услуг - можно разделить на два больших лагеря:

  • массовые индивидуальные клиенты;
  • корпоративные клиенты.
Массовые индивидуальные клиенты

В первом случае местом потребления услуг является квартира или частный дом, а клиентами - жильцы этой квартиры, которым нужны, прежде всего, базовые услуги - телефонная связь, телевидение, радио и (пока еще не всем) выход в Internet.

Для массовых клиентов очень важна экономичность услуги - низкая месячная оплата, возможность использования стандартных терминальных устройств (телефонные аппараты, телевизионные приемники, персональные компьютеры), а также существующей в квартире проводки в виде телефонной пары и телевизионного коаксиального кабеля . Сложные в обращении и дорогие терминальные устройства, такие как, например, включающие компьютер телевизоры или IP-телефоны , вряд ли станут массовыми до тех пор, пока не приблизятся по стоимости к обычному телевизору или телефону и не будут поддерживать простой пользовательский интерфейс, не требующий для освоения прослушивания специальных курсов.

Существующая в наших домах проводка - это серьезное ограничение для предоставления услуг доступа в Internet и новых услуг компьютерных сетей , так как она не рассчитана на передачу данных, а подведение к каждому дому нового качественного кабеля, например, волоконно-оптического, обойдется недешево. Поэтому доступ в Internet чаще всего осуществляется с помощью низкоскоростного модемного соединения по телефонной сети . Однако постепенно развиваются новые технологии - так называемые технологии цифровых абонентских линий , позволяющие передавать по существующей телефонной проводке данные с гораздо более высокой скоростью, чем обычные модемы.

Корпоративные клиенты

Корпоративные клиенты - это предприятия и организации различного профиля. Небольшие предприятия по набору предпочтительных услуг не слишком отличаются от массовых клиентов - это та же базовая телефония и телевидение, только телефонных номеров такому предприятию может потребоваться не один, а два-три, да и потребности в передаче данных сводится к стандартному модемному доступу к Internet.

Крупные же предприятия, состоящие из нескольких территориально рассредоточенных отделений и филиалов, а также имеющие сотрудников, часто работающих дома, нуждаются в расширенном наборе услуг. Прежде всего, такой услугой является виртуальная частная сеть ( Virtual Private Network, VPN ), когда оператор связи создает для предприятия иллюзию того, что все его отделения и филиалы соединены частной, то есть полностью принадлежащей и управляемой предприятием-клиентом сетью, в то время как на самом деле при этом используется сеть оператора, то есть общедоступная сеть, одновременно передающая данные многих клиентов. Услуги VPN могут предоставляться как для телефонии (например, корпоративные пользователи звонят по сокращенным внутренним номерам), так и для сетей передачи данных .

В последнее время корпоративные клиенты все чаще пользуются не только коммуникационными, но и информационными услугами операторов - например, переносят собственные Web-сайты и базы данных на территорию оператора, поручая последнему поддерживать их работу и обеспечивать быстрый доступ к ним для сотрудников предприятия и, возможно, других пользователей сети оператора.

Крупные корпоративные клиенты требуют расширенного набора услуг и согласны платить за него больше, чем за стандартный, если услуги предоставляются с высоким уровнем качества. Поэтому оператор может взяться за прокладку новой физической линии связи до помещения такого клиента и установку сложных коммуникационных устройств.

Одни операторы оказывают услуги как массовым, так и корпоративным клиентам, другие специализируются только на одной категории потребителей.

Инфраструктура

Кроме субъективных и правовых причин, на формирование набора предлагаемых оператором услуг оказывает влияние материально-технический фактор, так как для предоставления определенной услуги оператор должен владеть соответствующей аппаратно-программной инфраструктурой . Так, для оказания услуг по аренде каналов оператор должен иметь в своем распоряжении транспортную сеть - например, первичную сеть PDH / SDH или же сеть с коммутацией - каналов , такую как ISDN . Для оказания информационных Web-услуг он должен создать собственный сайт, который должен быть соединен с Internet, чтобы пользователи Internet могли получить доступ к нему.

В тех случаях, когда у оператора отсутствует необходимая инфраструктура для оказания некоторой услуги, он может воспользоваться услугами другого оператора, на основе которых требуемая услуга может быть сконструирована. Например, для создания общедоступного Web-сайта электронной коммерции оператор связи может не иметь собственной IP-сети, соединенной с Internet. Для этого ему достаточно только создать информационное наполнение сайта и поместить его на компьютере другого оператора, сеть которого имеет подключение к Internet. Аренда физических каналов связи для создания собственной телефонной или компьютерной сети является другим типичным примером предоставления услуг при отсутствии одного из элементов аппаратно-программной инфраструктуры .

Оператора, который предоставляет услуги другим операторам связи, часто называют оператором операторов (carrier of carriers) .

Физические каналы связи и другие элементы первичной транспортной инфраструктуры играют ключевую роль в предоставлении любых коммуникационных услуг, так как без них передача информации становится просто невозможной. Вообще говоря, от наличия или отсутствия собственной транспортной инфраструктуры зависит и название предприятия, оказывающего информационно-коммуникационные услуги - традиционное " оператор связи " или новое "провайдер (поставщик) услуг". Хотя каждый оператор связи , безусловно, оказывает услуги своим клиентам, то есть является провайдером услуг, в этих терминах есть некоторая разница. Говоря " оператор связи ", обычно подчеркивают то обстоятельство, что компания владеет собственной транспортной инфраструктурой , поддерживает ее функционирование и на этой основе предоставляет услуги. Обычно традиционный оператор связи в первую очередь оказывает низкоуровневые транспортные услуги - простую передачу трафика (телефонного или данных) между географическими пунктами без его дополнительной обработки. Когда же говорят "провайдер услуг", то акцент делается на том, что предприятие оказывает новые высокоуровневые услуги, например доступ в Internet, размещение в своей сети информационных ресурсов (Web-сайты, базы данных предприятий), но не обязательно владеет собственной развитой транспортной инфраструктурой , так как часто для их эффективной реализации достаточно арендованных сетевых ресурсов.

Территория покрытия

По степени охвата территории, на которой предоставляются услуги, операторы делятся на:

  • локальных;
  • региональных;
  • национальных;
  • транснациональных.

Локальный оператор работает на территории города или сельского района.

Традиционный локальный оператор - это оператор городской телефонной сети , который владеет всей соответствующей транспортной инфраструктурой : физическими каналами между помещениями абонентов (квартирами, домами и офисами) и узлом связи, телефонными станциями (АТС) и каналами связи между телефонными станциями.

Сегодня к традиционным локальным операторам добавились альтернативные , которые часто являются провайдерами услуг нового типа, прежде всего, связанных с Internet, но иногда конкурируют с традиционными операторами и в области телефонии. Несмотря на демонополизацию телекоммуникационной отрасли, физическими каналами доступа к абонентам по-прежнему владеют традиционные локальные операторы, то есть "Городские телефонные сети " (ГТС), поэтому альтернативным операторам проще оказывать высокоуровневые услуги, не столь сильно зависящие от наличия прямой связи с абонентом, такие, например, как доступ в Internet, размещение в своих узлах информационных ресурсов и т.п. А для организации доступа к этим ресурсам абонентам приходится заключать договор с традиционным оператором, который направляет трафик непосредственно подключенных к нему абонентов в сеть альтернативного оператора , если абонент подписался на соответствующую услугу. Здесь мы видим естественную специализацию операторов - каждый занимается тем делом, для которого больше подходит имеющаяся инфраструктура , при этом сотрудничество дает дополнительный эффект, порождая новые услуги.

Региональные и национальные операторы оказывают услуги на большой территории, также располагая соответствующей инфраструктурой . Традиционные операторы этого масштаба выполняют транзитную передачу телефонного трафика между телефонными станциями локальных операторов, имея в своем распоряжении крупные транзитные АТС, связанные высокоскоростными физическими каналами связи . Это операторы операторов , их клиентами являются, как правило, локальные операторы или крупные предприятия, имеющие отделения и филиалы в различных городах региона или страны. Располагая развитой транспортной инфраструктурой , такие операторы обычно оказывают услуги дальней связи, передавая транзитом большие объемы информации без какой-либо обработки. Альтернативные операторы регионального и национального масштаба могут иметь собственную транспортную инфраструктуру , но это не обязательно. В первом случае они конкурируют с традиционными операторами на рынке услуг дальней связи, а во втором стараются оказывать дополнительные информационные услуги, заключая договоры с большим числом локальных операторов, а также с каким-либо из операторов, предоставляющих услуги дальней связи, - для организации взаимодействия между своими информационными ресурсами.

Существует большой спектр всевозможных услуг. Одна из важнейших категорий здесь - это услуги связи. Рассмотрим, как их определяет российское законодательство, какие виды подобных услуг действуют в РФ, какие к ним предъявляются требования, в чем специфика данной сферы.

Определение

Отсюда следует, что, в зависимости от объекта, в отношении которого субъект, предоставляющий услуги, совершает свою деятельность, оказание услуг связи может быть разделено на две большие категории. Это следующее:

Вам будет интересно: Тариф на тепловую энергию: расчет и регулирование. Счетчик тепловой энергии

Более детальный перечень разнообразных услуг связи, актуальных для РФ, приведен в Перечне наименований данных услуг. Только наименования из этого списка могут быть вписаны в лицензии на осуществление подобной деятельности.

услуги связи компании

Законодательное регулирование

Вам будет интересно: Защитно-караульная служба: определение, навыки и особенности

Услуги связи - это услуги, которые регулируются следующими актами:

  • ФЗ "О связи" №126 (2003). В частности, определение понятия заключено в ст. 2.
  • Постановление Правительства РФ № 222 (2005). Регулирует предоставление телеграфной связи.
  • Постановление Правительства РФ №32 (2006). Регулирует предоставление услуг связи по передаче данных.
  • Постановление Правительства РФ №353 (2005). Здесь описаны правила оказания услуг, связанных с проводным радиовещанием.
  • Постановление Правительства РФ №221 (2005). Регулирование услуг, связанных с почтовой связью.
  • Постановление Правительства РФ №328 (2005). В акте содержатся правила оказания услуг подвижной связи.
  • Постановление Правительства РФ №241 (2005). Меры по обеспечению оказания услуг связи универсального типа.

организация услуг связи

Основные разновидности

Рассматриваемое нами понятие - довольно широкое. Услуги связи - это следующее:

  • Телефонная местная связь. Исключая ту местную телефонную связь, которая связана с применением таксофонов, различных средств коллективного доступа.
  • Услуги телефонной международной и междугородной связи.
  • Телефонная внутризоновая связь.
  • Местная телефонная связь, основанная на использовании таксофонов.
  • Местная телефонная связь, основанная на применении технических средств коллективного доступа.
  • Телеграфная связь.
  • Организация персональных радиовызовов.
  • Подвижная радиосвязь с применением сетей общего пользования.
  • Подвижная радиосвязь, организованная в выделенной сети.
  • Радиотелефонная подвижная связь.
  • Спутниковая подвижная радиосвязь.
  • Услуги по предоставлению абонентам каналов связи.
  • Различных услуги по передаче данных. Исключением тут выступает данный тип услуг для передачи голосовой информации.
  • Услуги связи по передаче данных, выраженных голосовой информацией.
  • Предоставление связи для кабельного вещания.
  • Предоставление связи для организации эфирного вещания.
  • Услуги связи для целей проводного радиовещания.
  • Вся совокупность услуг почтовой связи.

Вам будет интересно: Лучшие мастера маникюра: квалификация, фото работ, отзывы

предоставление услуг связи

Классификация услуг

Все существующие услуги связи на сегодня можно разделить на следующие сегменты:

  • Сбор данных.
  • Хранение информации.
  • Доставка сведений.
  • Передача данных.

Соответственно, каждый из сегментов обладает всеми характеристиками, которые могут быть свойственны деятельности, каким-либо образом связанной с производством благ.

Услуги связи могут разделяться и на следующие подтипы:

Также подобные услуги разделяются на категории согласно тому, какие системы связи используются их реализаторами для передачи информации:

  • Телефонная.
  • Релейная.
  • Спутниковая.
  • Телеграфная.
  • Кабельная.

Что касается современного рынка услуг связи, то сегодня наибольшую актуальность имеют три сегмента:

  • Фиксированная телефонная связь.
  • Интернет.
  • Мобильная связь.

услуги связи это

Предъявление требований

В Правилах услуг связи обозначен ряд требований к ним:

  • Многоканальность.
  • Возможность передачи информации на большие расстояния.
  • Способность транслировать данные в обоих направлениях.
  • Наличие стабильной структуры сети.

Актуальные проблемы

К сожалению, на практике связь между реализаторами услуги и ее потребителями часто бывает нарушена. Граждане выделяют и ряд проблем в организации услуг связи:

  • Недостаточная скорость, объемы передачи данных.
  • Искажения передаваемой информации, слабый сигнал.
  • Несвоевременное поступление запрошенных данных и проч.

Отказ граждан от услуг связи для компаний оборачивается соответствующим уроном: это финансовые потери, снижение темпов экономического развития. Налицо лишь негативные последствия.

Если же компания стремится организовать именно высококачественное предоставление услуг связи, это является мощным катализатором развития отношений между участниками всей ниши рынка, гарантом быстрого экономического развития реализатора услуг.

Сегодня телекоммуникации являются основой экономики современного общества. Ведь большинство граждан, компаний, предприятий занято производством, хранением и переработкой различных данных, информации.

договор об оказании услуг связи

Свойства услуг

Выделяются четыре основных критерия услуг связи:

  • Нераздельность.
  • Неосязаемость явления.
  • Непостоянство.
  • Нераздельная связь между производством, распределением и хранением.

Важно отметить, что итог производственной деятельности в данном сегменте не имеет свойств сохраняться в форме запасов. Также его невозможно каким-то образом изъять, чтобы использовать для дальнейшего употребления.

Особенности рынка услуг связи

Продукция, которая производится в данной отрасли, весьма специфическая - она не представлена в вещественной форме. Это итоговый результат трансляции данных от отправителя информации к ее получателю.

В данной сфере услуг преобладают производственные фонды (не менее 93 %), практически отсутствуют денежные ресурсы, которые авансируются в оборотные активы. Почему? Качественные услуги связи могут применяться только с использованием современных сертифицированных технологий и устройств, схем защиты информации от посторонних вмешательства, различных факторов воздействия окружающей среды, внедрениях на всех ступенях производственных процессов инновационных решений.

В данной среде базовую сеть характеризует стабильная структура. Для технологических процессоров производства услуг в этой нише такой факт имеет весомое значение.

Сфера услуг связи также характеризуется неравномерной по времени нагрузкой. Это в первую очередь связано со стремительным ритмом деловой и личной жизни потребителей таковых услуг. Поэтому реализаторы должны обладать дополнительными вспомогательными мощностями, чтобы иметь возможность обслуживать своих клиентов на максимально высоком уровне. Также подобный подход во время спадов позволяет эксплуатировать технологическое оснащение с низкой отдачей. Или же остановить его функционирование на время.

правила услуг связи

Заключение договора

В завершение расскажем о договоре об оказании услуг связи. При его заключении потребители должны обратить внимание на следующее:

  • Подобный договор заключается только в письменном виде, в двух экземплярах. Он обязательно должен быть закреплен личными подписями обоих сторон. Договор действителен только в том случае, если и абонент, и оператор достигли соглашения по всем содержащимся в нем условиям.
  • Предметом такого договора выступает именно предоставление услуг связи. Соответственно, реализатор должен их своевременно и в полном объеме оказывать, а потребитель - своевременно и в полном объеме оплачивать.
  • Договор на предоставление услуг связи может быть предоставлен клиенту и третьим лицом. Но оно должно осуществлять свою деятельность на основании договора аренды либо поручения самого оператора связи. Исполнителем выступает как предприниматель, так и организация.
  • Оказание услуги в данном случае строго публичное.
  • Надо понимать, что в договоре на оказание услуги изложены только основные нюансы и условия. Чтобы познакомиться с их более подробной характеристикой, нужно обратиться к "Правилам оказания услуг связи". Они обязательно должны быть разработаны и утверждены оператором.
  • Все реквизиты в договоре должны совпадать с данными в первоначальных бумагах, личных документах.

оказание услуг связи

Услуги связи - специфическая сфера. Связано это с тем, что итог таковой деятельности невещественный - передача информации. В РФ оказание подобных услуг нормируется соответствующими ФЗ, Постановлениями Правительства. Кроме того, в отношении каждой из разновидности услуг действуют и более узкие нормативные акты.


Услуги связи - бухгалтерский учет и налогообложение которых будут рассмотрены в статье - используются практически всеми компаниями для организации бизнес-процессов. В чем заключаются основные особенности отражения их в бухучете, а также что важно учесть при отнесении данных услуг к расходам в целях гл. 25 НК РФ, будет идти речь в нашем материале.

Что такое услуги связи?

В зависимости от вида связи УС могут быть выражены (п. 1 ст. 12 закона 126-ФЗ):

  • сетью общего пользования — использование общественных телефонов;
  • выделенной сетью — использование собственного интернета, телефона;
  • технологической сетью — применяется определенными группами лиц для организации процесса производства;
  • сетью специального назначения — для госорганов;
  • почтовой сетью.

Далее в нашей статье рассмотрим бухучет приобретения услуг электросвязи.

Как ведется бухучет услуг связи?

Что делать, если услуги связи были оплачены, а документы утеряны подотчетным лицом? Ответ на этот вопрос есть в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе К+ и бесплатно узнайте мнение экспертов.

Для отражения операций по УС применяются затратные счета: 20, 25, 26, 44, а также прочие счета, использование которых обусловлено видом УС и их конечным потребителем.

1 августа ООО оплатило стоимость интернет-услуг за июль. Стоимость услуг составила 40 000 руб. (НДС в нашем примере не облагается). Указанными услугами пользуется отдел продаж.

В учете ООО отразит следующие проводки:

  • 31 июля: Дт 44 Кт 60 — 40 000 руб. — стоимость услуг.
  • 1 августа: Дт 60 Кт 51 — 40 000 руб. — оплата УС.

При оказании УС в рамках абонентского обслуживания физлица (сотрудника организации) указанные расходы не находят своего отражения в бухучете хозсубъекта. Исключением может являться компенсация расходов такому физлицу, в случае если это предусмотрено внутренними документами организации. Например, если такие УС были оказаны в служебных целях, тогда в бухучете необходимо использовать счет 73.

В июле Бондарев совершал несколько телефонных переговоров с собственной сим-карты в производственных целях. В соответствии с детализацией оператора стоимость таких звонков составила 1 600 руб. Работодатель предусмотрел внутренними документами компенсацию сотрудникам стоимости служебных разговоров.

  • Дт 20 Кт 73 — 1 600 руб. — УС учтены в расходах.
  • Дт 73 Кт 51 — 1 600 руб. — УС компенсированы Бондареву.

Кроме того, счет 73 может использоваться при прочих расчетах с сотрудниками. Рассмотрим на примерах.

Молотков пользуется корпоративной мобильной связью. В июле им был превышен установленный положением об использовании корпоративной связи лимит стоимости звонков на 2 500 руб.

Организация отразит следующие проводки:

  • Дт 73 Кт 60 — 2 500 — отражено превышение лимита.
  • Дт 70 Кт 73 — превышение удерживается из зарплаты работника.

За июнь стоимость УС, используемых Бочковым в личных целях, составила 5 000 руб. Внутренними положениями организации предусмотрена оплата УС по решению руководителя при использовании телефона в личных целях сотрудников. В июле руководителем было принято решение об отсутствии необходимости удерживать стоимость УС с Бочкова.

  • Июнь: Дт 73 Кт 60 — 5 000 — отражение УС, используемых в личных целях.
  • Июль: Дт 91.2 Кт 73 — отражение в прочих расходах неудерживаемой суммы по УС.

В бухучете к УС также могут быть отнесены следующие расходы:

  • подключение телефона или интернета,
  • приобретение кабеля, телефона и прочих предметов связи, аренда сетей или кабелей.

Рассмотрим на примерах.

Организация на УСН заключила договор с оператором на подключение телефонной связи. Стоимость указанных работ составила 150 000 руб. Для подключения телефонной связи приобретен кабель стоимостью 5 000 руб. без дальнейшей передачи оператору.

Организация отразит в учете:

  • Дт 25 Кт 60 — 150 000 — стоимость работ по УС.
  • Дт 10 Кт 76 — 5 000 — приобретение кабеля.
  • Дт 25 Кт 10 — 5 000 — списание стоимости работ, связанных с УС.

Если организация приобрела корпоративные сим-карты, то их следует учитывать на отдельном забалансовом счете в соответствии с Ф. И. О. пользователей, номерами сотрудников, а также их индивидуальными лимитами на звонки. В случае если тариф сим-карты предусматривает ежемесячное пополнение карты, предшествующее месяцу использования, то переведенная на сим-карту сумма рассматривается в качестве предоплаты оператору.

Организация в марте 20ХХ года перечислила на сим-карты сотрудников следующие суммы в качестве оплаты УС за апрель: Машкову В. А. — 1 000 руб., Сизову П. П. — 1 500.

  • Дт 004 — поступила сим-карта Машкова В. А. 89164555555 — лимит 1 000.
  • Дт 004 поступила сим-карта Сизова П. П. 89652589678 — лимит 1 500.
  • Дт 60 Кт 51 — 2 500 (1 000 + 1 500) руб. — перечислен аванс оператору связи по картам Машкова В. А. и Сизова П. П.

Каков порядок отнесения услуг связи на расходы в целях исчисления налога на прибыль?

В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы по УС признаются прочими расходами и учитываются при исчислении налога на прибыль при наличии документального обоснования и экономической оправданности (п. 1 ст. 252 НК РФ).

При этом для обоснования указанных расходов, например по услугам мобильной связи, могут применяться следующие документы (письмо УФНС России по г. Москве от 18.06.2009 № 16-15/061735):

  • договор с оператором связи на оказание УС;
  • детализированный отчет оператора по разговорам каждого сотрудника.

Однако следует отметить, что контролирующие органы, а также арбитраж могут варьировать указанный перечень. Так, некоторые письма Минфина или ФНС говорят о необходимости приказа руководителя, из которого предполагается утверждать перечень лиц, использование УС которыми необходимо в служебных целях (письмо Минфина России от 27.08.2006 № 03-03-04/3/15). А, например, в постановлении ФАС Московского округа от 07.02.2007, 09.02.2007 № КА-А40/113-07 говорится об отсутствии необходимости подтверждать УС детализированной расшифровкой совершенных звонков.

Помимо этого, следует отметить, что если сотрудник использует свою сим-карту, то выставленные оператором связи документы не могут быть учтены в целях исчисления налога на прибыль (п. 49 ст. 270 НК РФ). Если организация самостоятельно заключает договор с оператором мобильной связи на покупку сим-карты и оказание УС, то произведенные расходы могут быть учтены в целях гл. 25 НК РФ.

Кроме того, в налоговом учете не могут быть учтены расходы, произведенные сверх установленных лимитов, а также по звонкам, совершенным не в служебных целях. Рассмотрим на примере ниже.

Продолжение примера 4 в целях исчисления налога на прибыль.

Стоимость личных звонков Бочкова в сумме 5 000 рублей не может быть учтена в расходах при исчислении налога на прибыль в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ. Согласно ПБУ 18/02, организация отразит постоянный налоговый резерв (ПНР), значение которого будет определяться следующим образом: 5 000 × 20% = 1 000 руб.

В учете будет отражена проводка:

Дт 99 Кт 68 — 1 000 руб. — начисление ПНР.

О нюансах учета услуг связи при подсчете налогооблагаемой прибыли, узнайте в КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Итоги

В настоящее время невозможно осуществление деятельности организациями без услуг связи, которые могут быть выражены работой с интернет-ресурсами, а также использованием мобильной и стационарной связи. Отражение указанных услуг в бухучете и порядок их налогообложения зависят от цели их применения и документального оформления.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: