Какие услуги предоставляет цон

Обновлено: 30.06.2024

Сотрудница ЦОН — Как всё устроено на The Village Казахстан

ЦОН — центр обслуживания населения в Казахстане. Он помогает в оказании услуг для горожан. Однако ЦОН больше известен из-за скандалов, которые то и дело возникают с сотрудниками или с клиентами: проваленный профессиональный экзамен, конфликтные клиенты, очереди, коррупция, разглашение персональной информации. The Village поговорил с сотрудницей ЦОН. Она рассказала, какие люди там работают, как долго ждать повышения и почему ей не помог штатный психолог.


Особенности профессии

Стать работником ЦОН несложно. Ходить на специальные курсы или иметь опыт в сфере оказания услуг не нужно. Да и вообще направление высшего образования роли не играет — здесь работают и врачи, и учителя, и журналисты. Для выпускников университетов ЦОН — взлетная полоса. Но объем работы такой, словно все мы дипломированные специалисты по предоставлению государственных услуг.

Процесс поступления на работу простой: сдаешь резюме в головной филиал и ждешь звонка. Требования: среднее специальное или высшее образование, обязательное знание казахского и необязательное — английского. Проходишь тестирование на знание конституции, закона о государственных услугах и стандартах госуслуг. За процессом наблюдает специальная комиссия. Если набираешь минимальный проходной балл, идешь на собеседование у курирующего заместителя директора. А затем работа.

Определенных сроков набора нет: людей набирают по мере появления свободных мест. Текучка у нас большая, потому что многие не выдерживают объемов работы и ежедневный стресс. Последний набор специалистов был в начале учебного года.

Порядки и правила

У нас есть нерушимая иерархия, правила соблюдаются строго: руководитель, заместитель руководителя, ведущий специалист, главный специалист, специалист по приему документов, рядовой специалист и курьер. Цепочка кажется недлинной, но пробиться по карьерной лестнице удается с трудом. Я уже давно работаю в сфере предоставления госуслуг, но все еще рядовой специалист, хотя повышение обсуждается больше года. Думаю, здесь карьерный рост без поддержки — миф. Продвигаются через знакомых или посредством взяток. Среди моих коллег так поднялись несколько человек. Сейчас место заместителя перестало быть желанным — такой геморрой в Алматы можно найти и без взятки.

У нас восьмичасовой график работы с часовым перерывом на обед. Выходим по сменам: одну неделю с 9:00 до 17:00, вторую — с 12:00 до 20:00. В Ауэзовском ЦОН трудятся до двенадцати ночи: с восьми вечера до закрытия работает один сотрудник. В субботу тоже две смены: первая с 9:00 до 14:30 и вторая с 14:30 до 20:00. До 2015 года мы всегда работали полдня.

Наш день начинается с отметки в журнале прихода–ухода, получения и сдачи казтокена (примечание: флешка, где хранится электронная цифровая подпись для работы в базе при приеме государственных услуг). Ровно в девять утра каждый сотрудник должен сидеть на рабочем месте в галстуке и с бейджем: у парней — классический, у девушек — зеленый цоновский. Ношение этих атрибутов обязательно по кодексу деловой этики. Если сидишь без галстука, начальство может применить дисциплинарное наказание: до увольнения не доходило, но выносили строгий выговор.

Я давно работаю в сфере предоставления госуслуг, но все еще рядовой специалист. Думаю, карьерный рост без поддержки — миф

День сурка

Клиенты в большинстве случаев — адекватные люди: мужчины шутят, пожилые люди благодарят за выполненную работу. Недопонимание возникает от незнания порядка выполнения услуг. Однажды пришел мужчина и требовал, чтобы я прописала братишку без согласия остальных собственников дома, а присутствовать по закону должны все. Другой мужчина пришел сдавать на декретное пособие за супругу и требовал принятия заявления без доверенности. Он почти два часа размахивал перед моим носом свидетельством о заключении брака. Таких случаев много: кто-то обязательно уходит недовольным оттого, что мы отказывались выполнять услуги не по порядку. Иногда, когда вижу пожилых или сильно забегавшихся и уставших людей, то даю свой номер телефона и курирую сдачу документов до завершения.

Странных и смешных случаев тоже довольно много. Разводы бывают болезненные. Однажды мужчина пришел в ЦОН, чтобы узнать, поменяла ли фамилию его бывшая жена. Связываться сам с ней не мог, а оставлять фамилию супруге не хотел. Еще в одном из ЦОНов был постоянный клиент — дедушка с инвалидностью. У него несколько квартир по городу, где он прописывает людей. Все легально: ИП, налоги платит. Вот только когда у него не весь перечень документов и его не принимают, он не уходит и ложится на пол, устраивает такой бойкот. Добровольно ни разу не уходил, его всегда упрашивали. Сейчас человека, который не живет в прописанной квартире, штрафуют. Поэтому и дедушка приходить перестал.

Очередь сейчас цивильная, но люди всегда торопятся — им кажется, что мы очень медленно работаем. Поэтому дают взятки: за ускорение завершения услуги, за обслуживание вне очереди. Такое происходит часто, но я не увлекаюсь этим. Если ловят на взятках, то заставляют писать заявление на увольнение. По статье никого не сокращали, ведь коррупционный скандал — минус для работодателя. Антикоррупционные флаеры висят в каждом ЦОН, но не действуют: никто еще ни разу не позвонил с доносом. Они служат больше как упоминание о том, что взятку дать можно, стоит только найти нужного человека. Абсолютно каждый в ЦОН об этом знает, но предпочитает молчать.

Наша работа находится в бесконечном наблюдении: за нами следят как клиенты, так и руководители

Постоянные жалобы

Деньги

Зарплата работника ЦОН среднего звена — 63 тысячи тенге, у руководства — свыше 100 тысяч. Несколько лет назад мы работали полдня, и такая зарплата нас устраивала. Сейчас же нагрузка бешеная, восьмичасовой рабочий день, а платят также. Алматы — город дорогой, поэтому денег не хватает. Но жаловаться руководству смысла нет. Ответ всегда один: в бюджете не предусмотрено повышения вашей зарплаты.

Уволиться многие не могут, я в том числе. Изначально в ЦОН пришла, чтобы должность содействовала в получении квартиры. В 2016 центр превратился в некоммерческое акционерное общество, и с очереди на жилье почти сняли. Мне и моим коллегам пришлось устраиваться на вторую работу и работать по вечерам. Не могу уйти из ЦОН и жить на зарплату в 20 тысяч. Сейчас с помощью двух работ буду проходить по очереди дальше. Главное для меня — получить скорее квартиру на льготных условиях.

Стресс

Мы каждый день сталкиваемся со стрессом. Новеньким особенно сложно: им никто практически ничего не объясняет, вот и приходится бегать, запрашивать лишнее, получать выговоры. На вводных уроках никто не предупреждает о 500 услугах в день. Самый тяжелый период для всех сотрудников ЦОН был в начале года, когда ввели временную регистрацию населения. В феврале мы работали с восьми утра до восьми вечера: на нервной почве у меня не прекращался глазной тик. У многих сотрудников после первых двух месяцев появляется желание уйти, но потом привыкают. Да и идти некуда.

У нас есть штатный психолог. Первое время она проводила групповые занятия и тесты, а сейчас — тишина. Может, оно и к лучшему: я не понимала ее методов и перестала ходить. Сейчас справляюсь прекрасно и без ее советов. Борюсь со стрессом самостоятельно — чтение книг помогает забыть неудачи и нервотрепки дня. Да и улыбаться забывать не стоит — здорово облегчает работу.

Первые ЦОНы появились в Казахстане 12 лет назад и с тех пор усиленно совершенствуются. За это время их работа преобразилась до неузнаваемости. С каждым годом увеличивается не только их количество, но и обособляется направленность оказываемых услуг. Так, для удобства людей созданы ЦОНы для автомобилистов, иностранных граждан, а также открыты цифровые офисы, мобильные ЦОНы, выезжающие в отдаленные населенные пункты. Во всех регионах нашей республики сегодня функционируют 328 центров обслуживания населения. Недавно открылись еще два СпецЦОНа и один ЦОН в Алматинском регионе.

Как меняются Центры обслуживания населения

ЦОНы объединили все госуслуги

Как обстоят дела в других странах

В соседней России созданы такие Многофункциональные центры, которые не связаны между собой, в отличие от казахстанских ЦОНов. Это обусловлено огромной территорией и внутренним делением. К примеру, если наши соотечественники могут получить большинство услуг в любом ЦОНе страны без привязки к месту проживания, то в России такой связи не существует – нужно обращаться только в свой центр. Более того, в наших ЦОНах можно получить 635 госуслуг, а в российских МФЦ – чуть более 100. Получается, что ЦОНы Казахстана в 6 раз полезнее.

Разница существует и в брендировании. В Казахстане любой ЦОН можно узнать по единому логотипу, а в России у МФЦ каждой области свой бренд. Более того, российские специалисты хотят перенять казахстанский опыт по созданию спецЦОНов для автомобилистов. У соседей на данный момент все операции проводятся через ГАИ. Фронт-офисы для водителей – это без преувеличения прорывной казахстанский проект, на работу которого приезжают посмотреть эксперты со всего мира. В странах СНГ такие спецЦОНы есть только на территории Казахстана и Грузии. Но в последней нет автоматизированного автодрома. Соответственно практический экзамен у них все еще принимает сотрудник полиции, у нас это делает автоматическая система. Поэтому спецЦОНы – весьма эффективный инструмент по борьбе с коррупцией. При получении водительских удостоверений полностью исключен человеческий фактор, то есть система допускает человека на экзамен в автодром только в случае прохождения теста. После того, как гражданин сдал экзамен, сведения передаются на изготовление прав.

Первый ЦОН для автомобилистов появился в Караганде в 2012 году. Сегодня в Казахстане функционируют 24 спецЦОНа. Из них 6 – в Алматы, 2 – в Шымкенте, в остальных регионах по одному. Уже на этой неделе будет запущен еще один специализированный ЦОН в Шымкенте.

Если рассматривать подход к работе по оказанию госуслуг шире, то ярким примером для подражания является Эстония. Специалисты данного государства ушли намного вперед. Здесь практически все госуслуги переведены в электронный формат. Довести до идеала эту систему эстонцам было не так сложно, ведь страна небольшая - с трехмиллионным населением, поэтому практически все их данные уже оцифрованы. Казахстан тоже движется в этом направлении. Депутат мажилиса парламента, один из разработчиков законопроекта о госуслугах Майра Айсина считает, что с каждым годом информационные системы всех наших госорганов совершенствуются.

Технологический прорыв в сфере оказания госуслуг

В нашей стране многие услуги сегодня можно получить онлайн. Большинство граждан так и поступают. По данным казахстанских СМИ, количество оказанных услуг традиционным способом в ЦОНах сократилось более чем на 2 миллиона по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сегодня из 742 госуслуг 71% доступно онлайн. Их можно получить через портал Egov.kz, мобильное приложение Mgov и через специальный бот в телеграме EgovKzBot.

Чтобы соответствовать вызовам современности, по всей стране стремительно открываются цифровые офисы. От обычных они отличаются полным самообслуживанием и наличием классов для обучения. Любого посетителя здесь готовы научить пользоваться компьютером, сайтом электронного правительства и даже показать, как заказывать услуги онлайн. Все это совершенно бесплатно.

По словам Майры Айсиной, некоторые граждане все же до сих пор не могут отвыкнуть от того, что нужно приходить в ЦОНы, где им помогают консультанты.

Перспективным направлением по линии оказания госуслуг во всем мире является биометрия. Это – возможность получения документов, справок и иных услуг через сканирование лица или по отпечатку пальца. В Казахстане активно работают над реализацией данной задумки.

ЦОН для иностранцев

Здесь трудовым мигрантам оказываются все необходимые услуги, включая медицинский осмотр, дактилоскопию, оформление страхового полиса и присвоение ИИН.

Быстрые услуги в комфортных ЦОНах

Резюмируя, следует подчеркнуть, что в ЦОНах постоянно совершенствуют бизнес-процессы, оптимизируют работу, внедряют новые решения, чтобы максимально упростить взаимодействие между гражданином и государством. Помните, еще не так давно многие справки нужно было ждать днями, а некоторые и неделями. Сегодня ту же справку о наличии недвижимости вам выдадут моментально, ее можно скачать в два клика. Таким образом, стремительный прогресс работы ЦОНов виден невооруженным глазом.

Люди сидят в очереди

В связи с карантином центры обслуживания населения работают в режиме онлайн. А бумажные услуги нужно получать по записи. О том, как правильно записываться и не перепутать отделы в ЦОНе, в материале Нурфин.

Благодаря дистанционному формату обслуживания многие услуги в ЦОНах стали доступны онлайн.

Но есть операции, которые можно провести только очно в отделах данных организаций. А чтобы получить услугу, надо за несколько дней записаться в очередь, выбрав нужное время.

Без предварительной записи никто, кроме представителей льготных категорий граждан, не сможет получить услугу.

Варианты бронирования очереди в ЦОН

Одним из наиболее доступных вариантов бронирования является консультация специалиста по телефону. Дозвонившись до call-центра по номеру 1414, можно попросить оформить очередь на нужный отдел.

Самостоятельное бронирование доступно через сайт электронного правительства. Существует также возможность использовать телеграмм-бот.

Но на момент написания статьи в специальном телеграмм-боте была убрана функция бронирования очереди в ЦОН, возможно она снова появится позже.

Согласно наблюдениям журналистов Нурфин, у многих , кто самостоятельно занимал очередь онлайн, возникала трудность с определением услуги и ошибочным бронированием посещения в другой отдел.

Как правильно забронировать очередь в ЦОН

Ошибки при выборе отдела

При самостоятельном бронировании очереди через сайт электронного правительства предлагается четыре вида выбора:

  • документирование – этот пункт нужен при получении или замене документов (паспорт, удостоверение личности, документы иностранцам, визы и так далее),
  • операционный зал – нужен для получения только одной из 69 доступных услуг,
  • оптовый зал – если необходимо получить три или более услуг в ЦОНе,
  • льготное окно – тут оказываются бумажные и электронные услуги, но они доступны только для представителей соответствующих льготных категорий граждан.

Важно понимать, что при неправильном бронировании можно оказаться в ситуации, когда человек остается вовсе без услуги.

Как правильно забронировать очередь в ЦОН

Например, гражданин хотел сменить удостоверение личности, а очередь забронировал в операционный зал. В этом случае его в ЦОН не пустят, так как нужно было бронировать время в отдел документирования.

Бронирование очереди доступно лишь один раз в сутки на одного человека. Однако теперь можно забронировать очередь в операционный зал и в отдел документирования в один и тот же день, но в разное время.

Как занять очередь

Идти в ЦОН без брони не следует, так как операторы откажут в получении услуг.

После авторизации на сайте электронного правительства нужно выбрать интересующий вас отдел из трех вышеописанных.

Подробнее с инструкцией бронирования можно ознакомиться в данном видеоматериале, опубликованном на портале электронного правительства.

Можно ли перенести запись в ЦОН

После обновления функций бронирования теперь можно отменить свою очередь в личном кабинете, или перебронировать на другой день и время. Это нужно тем, кто не успевает в уже занятые сроки.

Также с 22 июля введены ограничения по бронированию – каждый человек может занять очередь только на один день в течение 10 суток. То есть не получится занять очередь на несколько дней подряд.

Это делается для предотвращения случаев, когда люди занимали очереди на несколько дней вперед и пытались их перепродать.

Поэтому перед оформлением записи в центр обслуживания населения внимательно изучите отдел, который вам нужен. В противном случае следующее посещение удастся забронировать гораздо позже.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

работа-в-цон

Центры обслуживания населения (ЦОН) созданы около десяти лет назад для качественного оказания государственных услуг гражданам. Главный принцип – объединить как можно больше государственных услуг в одной инстанции.

Не так давно, для того чтобы поменять удостоверение личности, Вам приходилось бегать по различным отделениям, расположенных в разных зданиях, то теперь все намного проще. Замена того же самого удостоверения личности производится в одном ЦОНе в кратчайшие сроки. Таким образом уменьшается бюрократия и административные барьеры.

Как же устроиться на работу в ЦОН?

Трудоустройство в ЦОН имеет некоторое сходство с процедурой поступления на государственную службу – так же проходит в несколько этапом от конкурсного отбора до собеседования. Для кандидата на должность в ЦОН можно выделить следующие этапы:

  1. Выбор желаемой вакансии.
  2. Подача необходимых документов на участие в конкурсе.
  3. Прохождение тестирование.
  4. Собеседование, проводимое конкурсной комиссией.
  5. Получение результата о конкурсном отборе.

Граждане, желающие устроиться на работу в ЦОН, в первую очередь подают необходимый пакет документов для участия в конкурсе:

  • заявление;
  • резюме;
  • копию удостоверения личности;
  • копию диплома;
  • копию трудовой книжки (если имеется);
  • дополнительную информацию об образовании, опыте работы, профессиональных заслугах (рекомендации, характеристики, научные публикации, сертификаты и прочее).

При заполнении формы заявления, у Вас будет возможность дать согласие на прохождение двухнедельной неоплачиваемой практики с некоторыми ограничениями по функциональным обязанностям. В таком случае после окончания практики вас допустят до тестирования в течение двух рабочих дней (10 дней – без прохождения практики).

цон-документы-для-поступления

Конкурсная комиссия после получения необходимых документов проводит их анализ на соответствие квалификационным требованиям. На основании положительных результатов проверки комиссия подтверждает допуск кандидата к дальнейшему этапу – тестированию. О месте и времени проведения тестирования кандидат будет уведомлен лично.

Тестирование проводится для оценки знаний по законодательству РК, с набором вопросом, зависящих от претендуемой должности. Длительность ограничивается 90 минутами и количеством вопросов – 90. Так на каждый вопрос у вас будет минута для размышлений. После успешного прохождения тестирования кандидат допускается к собеседованию.

Собеседование даст вам возможность проявить себя уже не перед компьютером, как во время тестирования, а побеседовать с реальными людьми. В течение 5 дней вас должны пригласить на собеседование с конкурсной комиссией, которая будет в полной мере оценивать ваши профессиональные и личностные качества. Постарайтесь хорошо подготовиться на этом этапе.

Пройдя собеседование, можно считать, что вы уже сделали все, что могли – остается ждать конечного результата, который вынесет конкурсная комиссия. Комиссия будет выбирать кандидатов методом открытого голосования. В течение пяти рабочих дней после проведения собеседования комиссия опубликовывает результаты успешно пройденных конкурсов на сайте ЦОНа. Если Вы увидели свои ФИО, то поздравляем! Вас возьмут на работу в Центр обслуживания населения.

В том случае, если вас не взяли в штат, комиссия оставляет за собой право зачислить вас в кадровый резерв сроком на 1 год. При появлении подходящей для вакансии, вас обязательно пригласят на работу.

Повторное участие в конкурсном отборе возможно по истечении трех месяцев.

Прием на работу в ЦОН

Кандидат, имеющий положительный результат о приеме на работу в ЦОН, представляет в кадровую службу заявление о приеме на работу и в дальнейшем подписывает двухсторонний трудовой договор. Для заключения трудового договора вам необходимо будет предоставить следующие документы:

  • удостоверение личности (паспорт гражданина РК);
  • документ об образовании (диплом), квалификации, наличии специальных знаний или профессиональной подготовки при заключении трудового договора на работу, требующую соответствующих знаний, умений и навыков;
  • документ, подтверждающий трудовую деятельность (трудовая книга, при наличии);
  • военный билет или приписное свидетельство;
  • документ о прохождении предварительного медицинского освидетельствования (форма 086-У);
  • копии РНН и СИК;
  • копия документа, подтверждающего регистрацию по месту жительства;
  • справка о наличии либо отсутствии судимости при заключении трудового договора в сфере образования, воспитания, организации отдыха и оздоровления, физической культуры и спорта, медицинского обеспечения, оказания социальных услуг, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.

вакансии-в-цон-астана-алматы

Контактные данные кадровых служб филиалов ЦОН

В случае возникновения вопросов по трудоустройству на работу в ЦОН, вы можете обращаться по следующим контактам.

Читайте также: