Какие услуги предоставляет библиотека

Обновлено: 02.07.2024

Обслуживание читателей в библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке).

Различные информационные потребности пользователей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг. Поэтому можно утверждать, что библиотечно-библиографическое обслуживание - это система взаимосвязанных между собой библиотечных услуг.

Услуга уникальна, неповторима, так как в ее создании каждый раз участвуют разные люди. Кроме того, она неотделима от библиотечной среды, в которой предоставляется. Услугой можно назвать лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности.

Выделяют три класса услуг:

2. Коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.). Пользователь выражает свое желание участвовать в том или ином библиотечном мероприятии.

3. Услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств в использовании документальных и коммуникативных услуг.

С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ).

С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечно-просветительской функции.

С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества. Последние занимают все большее место, неизмеримо расширяя возможности библиотеки. Но именно эти услуги чаще всего библиотеки вынуждены оказывать на платной основе.

Библиотечные услуги делятся на платные и бесплатные услуги.

К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:

1. получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

2. получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;

3. получение консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

5. получение во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.

В настоящее время наиболее распространенной платной услугой, предоставляемой крупными библиотеками, имеющими копировально-множительную технику, является изготовление для читателей и организаций ксеро- и микрокопий с произведений печати и документов из фондов библиотек. На базе библиотек могут быть организованы платные кружки по изучению иностранных языков, динамическому чтению, переплетные и другие услуги. Библиотеки, имеющие свои переплетные и реставрационные мастерские, могут выполнять платные работы для других организаций, библиотек и отдельных граждан. Платной услугой, предоставляемой библиотеками, являются переводы литературы с иностранных языков на русский, казахский и другие языки. Библиотеки могут издавать и продавать рекламные материалы (путеводители, буклеты, открытки и т.п.) о фондах и деятельности библиотеки. Может быть организована за плату доставка читателям на дом или к месту работы литературы, а также прием прочитанной литературы на дому и доставка в библиотеку.

Наиболее востребованной услугой, на сегодняшний день, является информационное обслуживание, т.е. подготовка информации для научных, учебных, исследовательских и др. работ, она включает в себя подбор литературы по теме, сканирование материалов, обзор литературы по теме др. Библиотеки могут заключать договоры на информационное обслуживание с государственными, муниципальными, общественными организациями, совместными и другими предприятиями, с отдельными гражданами.

С открытием в библиотеках медиатек и наличия правовых баз данных появились еще несколько видов платных услуг: доступ в Интернет, копирование документа на дискету, сканирование и др.

Могут быть и другие платные услуги, расширяющие возможности библиотечного сервиса.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Перечень документов по охране труда. Сроки хранения: Итак, перечень документов по охране труда выглядит следующим образом.

В России первые платные публичные библиотеки появились в конце XVIII века, а первую бесплатную библиотеку-читальню в г. Москве открыл просветитель Н.И. Новиков. В 1795 году была учреждена, а в 1814 году открылась Публичная библиотека в г. Санкт-Петербурге (ныне Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина – РНБ). В 1862 году в г. Москве основана библиотека Румянцевского музея (ныне Российская государственная библиотека – РГБ).

В конце XIX века в разных странах мира всё чаще появляются публичные библиотеки, предназначенные для различных слоёв общества, а также книжные магазины и общественные заведения, позволяющие посетителям читать и обсуждать прочитанное. Ими стали пользоваться и простолюдины, причём они могли не только читать, но обсуждать прочитанное и иные проблемы. В России во второй половине XIX века стали организовываться губернские, уездные и городские библиотеки, главным образом в экономически развитых районах страны. По данным первой библиотечной переписи в 1934 году в СССР работало 116 тыс., к 1941 году функционировало 277 тыс. библиотек, а на 1 января 1976 года имелось 350 тыс. всех видов библиотек.

В основном библиотечное обслуживание различных слоёв населения начиналось с предоставления им книг в разных, как правило, общественных помещениях. С возникновением открытых публичных библиотек такое обслуживание смещается в специально оборудованные читальные залы.

  • предоставление абоненту в пользование библиотечного фонда и справочно-поискового аппарата;
  • информирование абонентов о пертинентных (соответствующих их потребностям) документах и рекомендация их;
  • помощь абонентам в нахождении необходимых сведений о документах;
  • поиск и доставка их, а также предоставление им библиотечных по-мещений, оборудования и мебели и др. [2]

Основные виды современных библиотечных услуг рассматриваются в данном пособии.

Знаковые существенные изменения, связанные, в первую очередь, с информационным обслуживанием населения, происходят с конца XX века. Они определены широким распространением самой разной компьютерной техники и проникновением Интернета, обусловившими возникновение в пространстве последнего множества самых разнообразных и, зачастую, некачественных информационных ресурсов и услуг. Постоянный рост числа пользователей Интернета и предлагаемых им информационных продуктов и услуг сформировал у многих индивидов, особенно молодого поколения, мнение, что он способен заменить им предоставляемое библиотеками информационное обслуживание. Конечно, такое мнение ошибочно, особенно с учётом негативных факторов данного явления, однако вряд ли кто-либо станет отрицать то обстоятельство, что в Интернете его посетители действительно находят много необходимой им самой разнообразной (в том числе мультимедийной) и даже некачественной информации.

Что же происходит с библиотеками?

Разберемся с некоторыми основными понятиями.

Библиотечная услуга – результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определённую потребность пользователя библиотеки.

Какие основные виды услуг оказывает современная библиотека?

Важность приведенных высказываний обусловлена тем обстоятельством, что М.Я. Дворкина, как высокопрофессиональный специалист в области библиотечного обслуживания, отметила в приводимом нами материале почти все основные тенденции данного вида библиотечной деятельности, в той или иной степени присущие библиотекам XXI века.

Обращая внимание на весьма важные наблюдения и выводы М.Я. Дворкиной, заметим, что с момента их появления в печати прошло более 10 лет, а следовательно, необходимо внести соответствующие коррективы, связанные с последними новшествами и перспективами развития самых разных видов современного библиотечного обслуживания.

Одно из первых замечаний, о чем вскользь говорилось выше, связано с тем обстоятельством, что с конца прошлого столетия производство и распространение информационных (в первую очередь электронных) услуг во всем мире стало бизнесом, причём осуществляемым государственными, коммерческими организациями и даже отдельными лицами или группами людей. Такое положение побуждает библиотеки не только оперативнее и эффективнее выполнять свои базовые обязанности, а также внедрять самые различные виды социальных услуг, но вызывает у них потребность задуматься о месте и формах существования библиотек хотя бы в ближайшем будущем (вектор развития библиотек).

Несмотря на то, что некоторые специалисты относят к главным преимуществам библиотек – ресурсную базу достоверных печатных документов и иных данных, а также профессионализм сотрудников в области поиска и предоставления таковых любым категориям пользователей [9], что несомненно важно, для большинства потенциальных пользователей традиционных услуг библиотек такая база все менее актуальна, причём молодое поколение быстро учится пользоваться современными компьютерными программно-техническими средствами и Интернетом, а также, обычно методом проб и ошибок, осваивает современные способы поиска нужной им информации.

В первую очередь определимся с основным понятием данного пособия.

Библиотечная услуга – это конкретный результат библиотечного обслуживания (полезный эффект библиотечного труда), удовлетворяющий определённую потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о новых поступлениях, справки, выставки, консультации и т. д.) [14].

Данное терминологическое понятие упоминается в отечественном библиотековедении примерно с конца 1970-х годов. Специалисты справедливо отмечают, что если потребность (запрос, просьба, вопрос, заказ и его выполнение и др.) не была удовлетворена, то услугу нельзя считать оказанной, при этом она в любом случае выполнялась. Очевидно, что если библиотека работала над выполнением той или иной услуги, но потребность по любым причинам не была удовлетворена, то такую услугу нельзя считать оказанной, однако определённые ресурсы в попытке её выполнить привлекались и использовались. Более того, полученные результаты целесообразно сохранить, ибо в дальнейшем они могут использоваться как для удовлетворения новых запросов пользователей, так и формирования новых услуг библиотек. В любом случае требуется выяснить причину невыполнения услуги и постараться в дальнейшем её устранить.

Библиотечная услуга – это процесс (действия, операции и т. п.) и результат библиотечной деятельности, направленной на удовлетворение, в первую очередь, информационных потребностей пользователей библиотеки.

В современных условиях трансформируются различные компоненты деятельности и услуги библиотек, значимая часть которых связана как с Интернетом, так и с культурно-массовой и досуговой деятельностью. Специалисты РГБ предлагают услуги библиотеки (библиотечно-информационные услуги [16]) воспринимать, как общественно-полезные действия, обеспечивающие доступ к документам и информации (в том числе к электронным библиотечно-информационным ресурсам, а также Интернету), а также удобства, предоставляемые населению библиотекой. Последняя фраза слишком обща, и не раскрывает современного состояния, а также вектор развития библиотек, что в определённой степени будет отражено в данном пособии.

  • Библиотечно-библиографические услуги, конечным результатом, которых является выдача документов во временное пользование.
  • Коммуникативные услуги, направленные на реализацию общения читателей (клубы, кружки, любительские объединения при библиотеке, вечера, лекции, концерты, читательские конференции и т. п.).
  • Консалтинговые, образовательные услуги (образовательные курсы и кружки, консультирование по вопросам библиотечно-библиографической грамотности и информационной культуры и т. п.).
  • Сервисные услуги, направленные на повышение уровня комфортности обслуживания пользователей (иноязычные переводы, ксерокопирование и микрофильмирование документов перезапись на небумажных носителях (кассетах, дисках, дискетах и т. п.), переплётные работы, доставка книг на дом или на рабочее место и т. д.).

Хотя такое деление вполне очевидно, но однозначно принимать его затруднительно, так как некоторые названные виды услуг могут коррелироваться между собой, например, коммуникативные и консалтинговые, образовательные услуги при решении вопросов, связанных с кружковой деятельностью и др.

Читатель библиотеки – это лицо, пользующееся библиотекой на основании официальной записи в установленных документах; посещающее библиотеку, главным образом, с целью получения материалов для чтения.

Посетитель библиотеки – это лицо, пришедшее в библиотеку, как с определённой целью, так и без оной.

Далее обратим внимание на оказываемые библиотеками услуги. В этой связи следует заметить, что никто пока ещё не навязывает библиотекам услуги, которые они должны оказывать населению. Хотя определённые предложения обычно поступают от вышестоящих структур, тем не менее, библиотеки самостоятельно определяют номенклатуру оказываемых услуг, опираясь, в первую очередь, на потребности потенциальных пользователей, а также возможности предоставления им таких информационных продуктов и услуг. При этом, несомненно, библиотеки должны учитывать существующие в обществе и государстве ценностные ориентиры. В этой связи нельзя не заметить, что повсеместно происходит всё большее вовлечение библиотек в социальную сферу деятельности.

Специалисты отмечают, что с точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовые или представляемые на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ [28]); с точки зрения основания для предоставления услуги – они могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом, а с точки зрения ресурсов – они могут использоваться для оказания услуг с привлечением совокупных информационных ресурсов обществ [29].

В Руководстве ИФЛА [30] сказано, что общая политика и организация практической работы библиотеки должны основываться на потребностях клиентов и удобстве оказываемых им услуг, а не на удобстве для самой библиотеки и её персонала. Качественные услуги могут оказываться тогда, когда библиотека восприимчива к потребностям своих клиентов и организует свою работу так, чтобы эти потребности удовлетворялись.

Исследование множества материалов, посвящённых библиотечным услугам, показало, что ныне нет их чёткой многоаспектной классификации. В данном пособии не ставится подобная цель – для этого необходимо проводить отдельное самостоятельное исследование.

В книге рассматриваются как названные выше услуги, так и иные, входящие в состав наиболее популярных сервисов современных библиотек.

1. Читальные залы и абонемент библиотек
2. Заказ книг, МБА и ЭДД
3. Библиографические услуги в библиотеках
4. Выставочная и рекламная деятельность библиотек
5. Культурно-массовые мероприятия в библиотеке
6. Кружковая деятельность библиотек
7. Электронные и оргтехнические услуги внутри библиотек
8. Интернет и виртуальные услуги библиотек
9. Мобильные (переносные) электронные библиотеки
10. Платные библиотечные услуги, права библиотек по их оказанию
Заключение
Литература
Терминологический словарь
Использованные сокращения
Приложения
Наверх | Введение

Основа библиотечно-библиографического обслуживания. Библиотечные услуги пользователям и их классификация. Причины введения платных услуг и их виды, выполнение переплетных работ, использование ксерокса. Проведение тематических вечеров и лекториев.

Рубрика Культура и искусство
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 27.09.2011
Размер файла 20,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Библиотечные услуги, их классификация

2. Причины введения платных услуг, виды платных услуг, выполнение переплетных работ, использование ксерокса

3. Проведение тематических вечеров, лекториев

Список использованных источников

ВВЕДЕНИЕ

Библиотечно-библиографическое обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работы всех других подразделений библиотеки, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния.

Основой библиотечно-библиографического обслуживания является предоставление библиотекой различных услуг пользователям.

В данной контрольной работе будут рассмотрены: классификация услуг; причины введения платных услуг, их виды; тематические вечера и лектории.

1. Библиотечные услуги. Их классификация

Обслуживание читателей в библиотеке включает два основных вида взаимосвязанной деятельности: документально-информационную (выдачу первичных и вторичных документов) и социально-коммуникативную (организацию межличностного общения читателей в библиотеке). Она направлена на предоставление читателям совокупности библиотечных услуг.

Эта совокупность включает в себя три относительно самостоятельных класса услуг:

2. Коммуникативные услуги путем организации различных форм межличностного общения читателей в библиотеке (различного рода массовые мероприятия, читательские клубы и объединения и т.п.). Пользователь выражает свое желание участвовать в том или ином библиотечном мероприятии.

3. Услуги библиотечного сервиса, которые являются необходимым условием реализации процесса обслуживания и выступают в форме предоставления читателям различного рода удобств в использовании документальных и коммуникативных услуг.

Библиотечная услуга - это результат библиотечной деятельности (полезный эффект библиотечного труда) по удовлетворению информационных потребностей пользователей библиотеки.

Предметом библиотечной услуги могут быть: документы или их копии; библиографическая информация (списки, указатели литературы); факт или подборка фактов; тематические подборки и дайджесты (фрагменты текстов самых различных документов, выявленные и скомпонованные в соответствии с содержанием и логикой читательского запроса); консультации, облегчающие читателям самостоятельный поиск информации, работу с традиционными и электронными документами и т.д.

Различные информационные потребности пользователей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг. Поэтому можно утверждать, что библиотечно-библиографическое обслуживание - это система взаимосвязанных между собой библиотечных услуг.

Услуга уникальна, неповторима, так как в ее создании каждый раз участвуют разные люди. Кроме того, она неотделима от библиотечной среды, в которой предоставляется. Услугой можно назвать лишь тот результат, который удовлетворил определенные потребности.

Наряду с библиотечными услугами посетителям библиотек предоставляются и другие услуги, которые являются результатом библиотечного труда, но направлены на создание читателям комфортных условий для работы в библиотеке. К ним относятся гардеробное обслуживание, столовые кафетерии и буфеты для читателей, комнаты отдыха, комнаты для индивидуальных занятий, игровые комнаты для детей, где взрослые могут оставить ребенка на время занятий в читальном зале и т.д. Услуги для читателей, связанные с их обслуживанием, предоставляются бесплатно.

Библиотеки предоставляют пользователям следующие услуги:

· получать всю необходимую литературу в одном пункте обслуживания;

· самостоятельно выбирать литературу в фондах открытого доступа;

· получать литературу для чтения на дом;

· сделать предварительный (за несколько часов, дней) заказ на литературу (устно, письменно, по телефону) к указанному читателем сроку;

· получить литературу непосредственно на рабочее место в читальном зале;

· оставить литературу, необходимую для дальнейшей работы, на бронеполке;

· снять ксерокопию с нужных текстов, что дает заметную (до 20%) экономию времени читателей;

· получать литературу вне очереди (Героям Советского Союза Социалистического Труда, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны и др.);

· сдать литературу в одном пункте обслуживания;

· получать литературу из других библиотек по внутрисистемному обмену и МБА;

· пользоваться аппаратурой для чтения микрофильмов, прослушивания звукозаписей и т.д.

Этот перечень услуг и их объем в библиотеках далеко не одинаков. В последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Поэтому на сегодняшний день библиотечные услуги делятся на платные и бесплатные услуги. К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:

· получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;

· получение информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;

· получение консультативной помощи в поиске и выборе источников информации;

· получение во временное пользование документов из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе.

Большое практическое значение имеет работа по созданию четкой и многоаспектной классификации библиотечных услуг. С точки зрения особенностей предоставляемых читателям сведений и материалов различают:

1. Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование;

2. Выдача копий документов;

3. Справочно-аналитические услуги: уточняющие адресные справки, тематические библиографические списки и указатели, фактографические справки и т.д.;

4. Услуги, связанные с раскрытием фонда и являющиеся результатом просветительской деятельности библиотеки (выставки, читательские конференции и т.д.);

5. Консультационные услуги.

С точки зрения режима обслуживания библиотечные услуги могут быть разовыми или предоставляемыми на постоянной основе (выставки и указатели новых поступлений, ИРИ).

С точки зрения основания для предоставления услуги могут являться ответом на конкретные читательские запросы и инициативными, подготавливаемыми персоналом в ходе реализации библиотечно-просветительской функции.

С точки зрения ресурсов, использованных для оказания услуг, различают обслуживание на базе только собственного фонда и СБА и услуги с привлечением совокупных информационных ресурсов общества. Последние занимают все большее место, неизмеримо расширяя возможности библиотеки. Но именно эти услуги чаще всего библиотеки вынуждены оказывать на платной основе.

2. Причины введения платных услуг, виды платных услуг, выполнение переплетных работ, использование ксерокса

Как писалось выше, в последние годы в практике библиотек всех стран начали использоваться платные услуги. Их введение является сложной проблемой и требует учета специфики деятельности каждой конкретной библиотеки. Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значительных материальных затрат, связанных с использованием копировально-множительной техники, компьютерных сетей связи, обращения к коммерческим базам данных и т.д. Кроме того, библиотекам всегда недоставало бюджетных средств, особенно эта проблема остро встала в перестроечную эпоху. Но и сегодня ассигнования не покрывают реальные расходы библиотеки. Поэтому библиотека вынуждена привлекать внебюджетные средства, чтобы выжить в условиях рынка, должна найти дополнительные средства к существованию, т.е. источники финансирования.

Сегодня, когда библиотечно-библиографические и информационные услуги слились воедино и встали на службу читателю-потребителю информации, у библиотеки появилась масса возможностей заработать деньги.

В настоящее время наиболее распространенной платной услугой, предоставляемой крупными библиотеками, имеющими копировально-множительную технику, является изготовление для читателей и организаций ксеро- и микрокопий с произведений печати и документов из фондов библиотек. На базе библиотек могут быть организованы платные кружки по изучению иностранных языков, динамическому чтению, переплетные и другие услуги. Библиотеки, имеющие свои переплетные и реставрационные мастерские, могут выполнять платные работы для других организаций, библиотек и отдельных граждан. Платной услугой, предоставляемой библиотеками, являются переводы литературы с иностранных языков на русский, казахский и другие языки. Библиотеки могут издавать и продавать рекламные материалы (путеводители, буклеты, открытки и т.п.) о фондах и деятельности библиотеки. Может быть организована за плату доставка читателям на дом или к месту работы литературы, а также прием прочитанной литературы на дому и доставка в библиотеку.

Наиболее востребованной услугой, на сегодняшний день, является информационное обслуживание, т.е. подготовка информации для научных, учебных, исследовательских и др. работ, она включает в себя подбор литературы по теме, сканирование материалов, обзор литературы по теме др.

С открытием в библиотеках медиатек и наличия правовых баз данных появились еще несколько видов платных услуг: доступ в Интернет, копирование документа на дискету, сканирование и др.

Библиотеки могут заключать договоры на информационное обслуживание с государственными, муниципальными, общественными организациями, совместными и другими предприятиями, с отдельными гражданами.

Могут быть и другие платные услуги, расширяющие возможности библиотечного сервиса.

Необходимость и правомерность платных услуг обуславливается тем, что изготовленные материалы поступают в собственность читателя, т.е. приобретаются им. Кроме того, для выполнения этих услуг библиотеки привлекают дополнительных работников, труд которых они оплачивают (руководители кружков, переводчики и т.п.).

Все библиотечные услуги, как бесплатные, так и платные, направлены, в конечном счете, на повышение качества обслуживания читателей.

В Приложении перечислены услуги, предоставляемые Национальной библиотекой Республики Казахстан.

3. Проведение тематических вечеров, лекториев

Тематические вечера и лектории входят в группу позитивно-иллюстративных способов работы, которые знакомят пользователей библиотеки с позитивными фактами, событиями, изложенными в произведениях печати, с жизнью и деятельностью авторов. При их проведении учитывают рекомендации физиологов и психологов о чередовании видов познавательной деятельности как возможности повышения эффективности этих мероприятий. Это достигается раскрытием одной и той же темы различными средствами (музыка, художественное слово, изобразительное искусство, аудио-видеоматериалы), широко используются возможности радио, телевидения, кино. Давно доказано, что для привлечения внимания к обыденным явлениям надо показать в них новые, неожиданные стороны, подстрекая любопытство, переключая активную любознательность читателя. А отсюда один шаг до самостоятельной работы.

Тематические вечера обозначают, прежде всего, вечера, посвященные жизни и творчеству одного лица - общественного деятеля, писателя, деятеля искусств, ученого, а также одному или нескольким литературным произведениям.

Вечера могут посвящаться проблемам, поднятым в общественно-политической, научной и научно-популярной литературе, в том числе краеведческой.

Наиболее распространены вечера художественной литературы. Они имеют большое образовательное и воспитательное значение, прививают любовь к литературе, способствуют развитию художественного вкуса и вызывают интерес к серьезному чтению, к глубокому изучению литературы.

Особое место занимают литературно-музыкальные вечера, посвященные творчеству композиторов и выдающихся артистов. Для их проведения библиотеки привлекают представителей творческой интеллигенции художественной самодеятельности.

Вечера общественно-политической литературы связаны и актуальными проблемами политической и общественной жизни общества, а также историческим датам.

Краеведческие вечера посвящаются книгам о природных условиях и истории края, его культуре и экономике, о деятельности знатных людей края, области, города, села.

Также библиотеками проводятся вечера художественного чтения, на которых чтец один читает слушателям определенное произведение в лицах.

Широко распространены вечера встреч с авторами книг: специалистами промышленности, сельского хозяйства, деятелями литературы и искусства; вечера занимательной науки, посвященные рекламе преимущественно естественнонаучной литературы и др.

библиотечный услуга библиографический обслуживание

Библиотека должна создать максимум условий для эффективной работы своих читателей. Задача библиотекаря - оказать помощь читателю. Для этого надо уметь видеть, что скрывается за его запросом, что он думает получить и что ему на самом деле надо, то есть выяснить истинные информационные потребности читателя, скрывающиеся за словесной тканью запроса. Последнее означает, что предмет запроса не всегда становится предметом услуги, ибо пользователь подчас не понимает, что ему на самом деле нужно. Задача библиотекаря выяснить это.

Если библиотекарь трудился, но потребность не была удовлетворена, то услуга не была оказана. Здесь проблема оказания услуг выходит на проблему эффективности библиотечно-библиографической деятельности.

В свою очередь, эффективность работы библиотеки во многом зависит от ее материально-технической базы. Поэтому сегодня маркетинговая деятельность является одним из приоритетных направлений в работе любой библиотеки. Маркетинговая деятельность библиотеки - это не отдельная акция, а непрерывный процесс, при успешном течении которого выигрывает и пользователь и библиотека. Выгода библиотеки заключается в том, что ее работа оценивается должным образом, растет престиж, улучшается материально-техническое обеспечение, а для пользователей это - более качественное обслуживание, расширение разнообразных услуг.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Справочник библиотекаря / под ред.А.Н. Ванеева, В.А. Минкиной.- 2-е изд., испр. и доп.- СПб: Профессия, 2002.- 439 с.

2. Ванеев А.Н. Библиотечное дело: Теория. Методика. Практика / А.Н. Ванеев.- СПб.: Профессия, 2004.- 368 с.- (Сер. Библиотека).

3. Неймарк А. Когда обе стороны в выигрыше / Анна Неймарк// Библиотека.- 2002.- № 10.- С. 25-28.

4. Работа с читателями: учебник / под ред. В.Ф. Сахарова.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Книга, 1981.- 295 с.

5. Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: учебно-методич. пособие.- Вып. № 7.- М.: Либерия, 2004.- 168 с.- (Сер. Библиотекарь и время).

Подобные документы

Современное представление о справочно-информационном обслуживании. Новые технологии в библиографическом обслуживании, их компонентная структура, информация об их функциях в литературе. Анализ книги И.С. Пилко "Информационные и библиотечные технологии".

курсовая работа [41,9 K], добавлен 06.03.2012

Каталоги как основа любой библиотечной деятельности, история их появления и классификация. Необходимость создания в библиотеке разнообразных каталогов. Функции, организация и правила пользования алфавитным и систематическим каталогами, их отличия.

контрольная работа [16,5 K], добавлен 18.11.2010

Учреждения консолидированной информации (информационно-библиотечные центры Украины) как составляющая культурного и информационного пространства. Сохранение исторической и культурной памяти народа в условиях государственной евроинтеграционной политики.

статья [24,2 K], добавлен 31.08.2017

Устав российской библиотечной ассоциации (РБА). Лоббирование интересов профессии и библиотечного обслуживания. Организация социального партнерства. Использование PR технологий. Российская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Российский книжный союз.

контрольная работа [2,7 M], добавлен 13.10.2010

Специфика библиотечного и библиографического обслуживания, его основные принципы и видовое разнообразие. Виды конфликтов в обслуживании читателей и пути их разрешения. Межбиблиотечный абонемент, выставочная работа, тематические подборки и дайджесты.

курсовая работа [51,6 K], добавлен 17.11.2011

Жанровое разнообразие тематических вечеров, разработка сценариев и методические требования к их подготовке. Законы композиционного построения, выбор тематики и использование разнообразных средств воздействия в театрализованном тематическом вечере.

курсовая работа [42,3 K], добавлен 02.06.2012

Понятие и структура художественной культуры. Развитие личности ребенка средствами искусства в работе библиотеки. Особенности интереса и потребностей младших школьников в отношении художественной культуры. Библиотечные формы обслуживания читателей-детей.

Главная Услуги Перечень услуг

Виды услуг

Сведения о видах предоставляемых услуг Фастовецкой сельской библиотекой-филиалом №1

• Запись в библиотеку (оформление поручительства, регистрационной карточки и формуляра)

• Предоставление доступа к справочно-библиографическому аппарату (СБА) библиотеки, включая собственные электронные базы данных

• Информирование о составе библиотечных фондов и наличии конкретных документов, интересующих пользователя

• Консультационная помощь библиотекарей в поиске и выборе источников информации

• Подбор документов библиотекарем для пользователя по индивидуальному заказу/тематике

• Выдача библиотечных документов и их копий во временное пользование в фонде с открытым доступом или на дом.

• Библиотечное обслуживание ветеранов Великой Отечественной войны и лиц с ограниченными физическими возможностями на дому (по заявкам)

• Бронирование документов из фонда библиотеки при непосредственном обращении (приходе) пользователя или по каналам телефонной и электронной связи.

• Продление срока пользования документами при непосредственном обращении (приходе) пользователя.

• Заказ и выдача документов или их копий из других библиотек по межбиблиотечному абонементу

• Информирование обо всех видах услуг, предоставляемых библиотекой

• Предоставление пользователям рекламной продукции, раскрывающей деятельность библиотеки (буклеты, афиши, визитки и т.п.)

• Предоставление бесплатного доступа к Интернету для поиска социально-значимой информации (на государственных порталах, сайтах администраций, сайтах государственных, краевых (областных) и муниципальных библиотек и иных не запрещенных законами Российской Федерации информационных ресурсах)

• Индивидуальное библиографическое информирование пользователя (абонента) в библиотеке и по каналам телефонной и электронной связи в соответствии с постоянно действующими тематическими запросами

• Библиографическое информирование группы пользователей (коллективного абонента) в библиотеке и по каналам телефонной и электронной связи в соответствии с постоянно действующими тематическими запросами

• Консультации (устные) по самостоятельному поиску документов в справочно-поисковом аппарате библиотеки

• Проведение экскурсий по библиотеке, библиотечных уроков, других мероприятий, направленных на повышение информационной культуры пользователей

• Организация и предоставление доступа пользователей к выставкам в библиотеке.

• Организация и проведение мероприятий в библиотеках, крупных мероприятий совместно с учреждениями культуры и образования (в соответствии с планом работы)

• Организация любительских клубов.

Сведения о видах предоставляемых услуг Детской сельской библиотекой-филиалом №2

• Запись в библиотеку (оформление поручительства, регистрационной карточки и формуляра)

• Предоставление доступа к справочно-библиографическому аппарату (СБА) библиотеки, включая любительских клубов. электронные базы данных

• Информирование о составе библиотечных фондов и наличии конкретных документов, интересующих пользователя

• Консультационная помощь библиотекарей в поиске и выборе источников информации

• Подбор документов библиотекарем для пользователя по индивидуальному заказу/тематике

• Выдача библиотечных документов и их копий во временное пользование в фонде с открытым доступом или на дом.

• Бронирование документов из фонда библиотеки при непосредственном обращении (приходе) пользователя или по каналам телефонной и электронной связи.

• Продление срока пользования документами при непосредственном обращении (приходе) пользователя.

• Информирование обо всех видах услуг, предоставляемых библиотекой

• Предоставление пользователям рекламной продукции, раскрывающей деятельность библиотеки (буклеты, афиши, визитки и т.п.)

• Предоставление бесплатного доступа к Интернету для поиска социально-значимой информации (сайтах государственных, краевых (областных) и муниципальных библиотек и иных не запрещенных законами Российской Федерации информационных ресурсах)

• Индивидуальное библиографическое информирование пользователя (абонента) в библиотеке и по каналам телефонной и электронной связи в соответствии с постоянно действующими тематическими запросами

• Библиографическое информирование группы пользователей (коллективного абонента) в библиотеке и по каналам телефонной и электронной связи в соответствии с постоянно действующими тематическими запросами

• Консультации (устные) по самостоятельному поиску документов в справочно-поисковом аппарате библиотеки

• Проведение экскурсий по библиотеке, библиотечных уроков, других мероприятий, направленных на повышение информационной культуры пользователей

• Организация и предоставление доступа пользователей к выставкам в библиотеке.

• Организация и проведение мероприятий в библиотеках, крупных мероприятий совместно с учреждениями культуры и образования (в соответствии с планом работы)

Читайте также: